Оглавление
Содержание права
Право оперативного управления организацией заключается в том, что заинтересованное учреждение сможет выполнять следующие действия:
- Субъект ведения может распоряжаться доходами, которые были полученные при осуществлении деятельности согласно уставу предприятия;
- Не может отчуждать вверенное ему помещение даже, когда основной собственник предприятия дал свое согласие;
- Будет нести ответственность перед кредитными организациями только в том размере, которые находятся в его распоряжении.
К особенностям данного вида права относится то, что:
- Такое ведение в обязательном порядке должно иметь целевой характер, соответствующий целям конкретной организации;
- Главный собственник имущества будет нести субсидиарную ответственность по всем долгам, имеющиеся у субъектов права оперативного управления.
Право оперативного управления предприятием имеет следующие условия:
- Все денежные средства, заработанные казенным предприятием, будут распределяться всегда тем заинтересованным лицом, который является главным собственником имущества;
- Продукция, произведенная данным предприятием, данная фирма может продавать самостоятельно.
Другой комментарий к статье 297 ГК РФ
1. Комментируемая статья конкретизирует содержание права оперативного управления казенного предприятия на закрепленное за ним имущество. Как уже отмечалось в коммент. к ст. 296, казенное предприятие может быть создано на базе не только федерального имущества, но и имущества субъекта Федерации, а также муниципального имущества.
Согласно п. 3 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ, казенное предприятие субъекта — решением компетентного органа государственной власти этого субъекта, а муниципальное казенное предприятие — решением органа местного самоуправления (в соответствии с актами, определяющими статус этих органов и предусматривающими право принятия такого решения).
Основания для создания казенного предприятия закреплены в п. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях.
Об особенностях создания, реорганизации и ликвидации казенных предприятий см. ст. 115 и коммент. к ней.
2. В Законе об унитарных предприятиях особенностям правового режима имущества казенных предприятий посвящен ряд статей (ст. 8, п. 5 ст. 9, ст. 19, п. 2 ст. 20 и др.). Помимо ГК (ст. 113, 115, 297) и Закона об унитарных предприятиях правовое положение этих предприятий определяется следующими нормативными актами:
Постановлением Правительства РФ от 12.08.94 N 908 «Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия» (СЗ РФ, 1994, N 17, ст. 1982);
Постановлением Правительства РФ от 06.10.94 N 1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» (СЗ РФ, 1994, N 28, ст. 2989).
Согласно ст. 37 Закона об унитарных предприятиях эти акты применяются, поскольку не противоречат Закону.
3. Как и государственное или муниципальное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, казенное предприятие обладает специальной правосубъектностью (ст. 49 ГК, ст. 3 и п. 2 ст. 19 Закона об унитарных предприятиях). Оно вправе распоряжаться своим имуществом только в рамках целей и предмета своей деятельности. Но в отличие от государственного или муниципального предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, казенное предприятие распоряжается своим имуществом (движимым или недвижимым) только с согласия собственника.
Казенное предприятие вправе самостоятельно реализовать только произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
Собственник, кроме того, утверждает казенному предприятию смету доходов и расходов и доводит до него обязательные для исполнения заказы на товары, работы и услуги.
От лица собственника по отношению к федеральному предприятию выступает Правительство РФ или уполномоченный им исполнительный орган федеральной власти, по отношению к казенному предприятию субъекта Федерации или муниципальному казенному предприятию — соответственно уполномоченный орган либо государственной власти субъекта, либо местного самоуправления (п. 1 ст. 19 Закона).
4. О возможности собственника (органа, уполномоченного собственником) изъять у казенного предприятия принадлежащее ему имущество и о субсидиарной ответственности собственника по долгам казенного предприятия см. коммент. к ст. 296.
Необходимые документы
Для того, чтобы у заинтересованного лица была возможность получения имущества в хозяйственное ведение, ему необходимо предоставить в госучреждение определенный перечень документов:
- Паспорт заявителя;
- Справку об уплате государственной пошлины;
-
Документы организации, к которым относятся:
- Справка о постановке на учет;
- Документ о присвоение данному юридическому учреждению специальных статистических кодов;
- Специальная выписка из такой государственной компании, как ЕГРЮЛ;
- Доверенность на имя представителя юридической организации. Такая бумага должна быть в обязательном порядке заверена у сотрудников нотариальной службы;
- Справка, которая будет подтверждать передачу имущества в пользовании юридического лица;
-
Документация технического характера на конкретный объект недвижимости. Такими документами могут быть:
- Кадастровый паспорт;
- Технический паспорт.
- Бумаги, подтверждающие то, что заинтересованный представитель юридической компании теперь обладает правом владения этим помещением;
- Документ, который сможет подтвердить закрепление данного объекта за юридическим предприятием;
- Заявление о проведении госрегистрации от этого юридического лица.
Если представитель юридической организации, в чьем ведении находиться субъект недвижимого имущества, будет знать определенный алгоритм действий по данному делу, то такой регистрационный процесс затянется на долгое время,
Регистрация права оперативного управления (хозяйственного ведения)
Стоимость услуг по регистрации права оперативного управления
Регистрация права оперативного управления
В комплект услуг по регистрации права оперативного управления (хозяйственного ведения) входит:
- Правовая экспертиза представленных Заказчиком документов для регистрации права оперативного управления
- Подготовка и направление запросов в государственные органы власти, если это необходимо для регитрации прав оперативного управления
- Подготовка документов, необходимых для проведения уполномоченным органом технической инвентаризации (в случае необходимости)
- Формирование пакета документов, необходимого для государственной регистрации права оперативного управления
- Представление документов в Федеральную Регистрационную Службу, сопровождение государственной регистрации права оперативного управления, получение зарегистрированных документов и передача их Заказчику
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права оперативного управления (хозяйственного ведения)
учредительные документы (нотар. копии), выписка из ЕГРЮЛ,
кадастровый паспорт/поэтажный план, экспликация, справка по форме1а,
контракт на право оперативного управления,
распорядительный документ о закреплении имущества за организацией на праве оперативного управления,
акт приема-передачи имущества,
решение собственника о создании учреждения
Помимо права собственности к числу важнейших вещных прав, подлежащих государственной регистрации, относятся право хозяйственного ведения и оперативного управления.
Правом хозяйственного ведения обладают государственные (муниципальные) унитарные предприятия. Указанные субъекты права не могут продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал или распоряжаться недвижимостью другим способом без согласия собственника. Правом оперативного управления обладают казенные предприятия, а также учреждения. Казенные предприятия и учреждения вправе отчуждать и распоряжаться имуществом лишь с согласия собственника. Учреждения не могут отчуждать и распоряжаться закрепленным за ними имуществом.
При реорганизации юридических лиц право у вновь образованных организаций возникает с момента их государственной регистрации в ЕГРП. С момента регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления государственного (муниципального) предприятия или учреждения в силу закона возникает право собственности государства или муниципального образования, в чьем ведении находится данная организация. Право хозяйственного ведения и оперативного управления сохраняется при переходе предприятия к другому собственнику.
Всегда Ваш деловой Партнер,«Департамент недвижимости»
Статья написана по материалам сайтов: juridicheskii.ru, center-yf.ru, businessman.ru, nasledovanie24.ru, www.mos-registr.ru.
Право оперативного управления
В числе вещных прав лиц, не являющихся собственниками, ст. 216 ГК РФ называет также право оперативного управления имуществом. В отличие от права хозяйственного ведения, появившегося в нашем законодательстве сравнительно недавно, право оперативного управления возникло в начале 60-х гг. XX в. В настоящее время правовая характеристика права оперативного управления дана в ст. 296-300 ГК РФ, а также в Указе Президента РФ «О реформе государственных предприятий», постановлении Правительства РФ «Об утверждении Типового устава казенного завода, созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия», постановлении Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов».
В этих нормативных актах закреплен круг субъектов права оперативного управления и установлены пределы и способы его осуществления. Субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения (ст. 115 и 120 ГК РФ). Казенное предприятие может быть образовано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности по решению Правительства РФ, или на базе собственности, принадлежащей субъектам Российской Федерации, либо муниципальной собственности. Предприятия — носители права оперативного управления могут быть созданы на базе всех допускаемых в Российской Федерации форм собственности.
В отличие от предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, не вправе без согласия собственника распоряжаться не только недвижимым, но и движимым имуществом. Производимую продукцию казенное предприятие реализует самостоятельно, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Обязанности казенного завода заключаются в следующем:
- направлять прибыль от реализации продукции (работ, услуг) на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода и на другие производственные цели, а также на социальные цели по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, а оставшуюся прибыль направлять в доход федерального бюджета;
- представлять уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований, а также амортизационных отчислениях, предназначенных для обновления основных фондов; возвращать по истечении года в федеральный бюджет неиспользованные бюджетные ассигнования.
Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, однако не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, а дополнительную ответственность по его обязательствам во всех случаях при недостаточности его имущества несет Российская Федерация как субъект гражданского права (п. 5 ст. 113 ГК РФ). Если казенное предприятие создано на базе собственности субъекта РФ и муниципальной собственности, дополнительную ответственность несут эти субъекты гражданского права.
Право оперативного управления учреждения, финансируемого собственником, является еще более ограниченным по сравнению с правом оперативного управления казенных предприятий. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. По своим обязательствам учреждение отвечает находящимися в его распоряжении только денежными средствами. Имущество учреждения, независимо от того, учитывается ли оно в составе основных средств или средств в обороте, забронировано от взысканий кредиторов. При недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств дополнительную ответственность по его обязательствам несет собственник этого юридического лица.
Учреждения являются некоммерческими организациями, однако в соответствии с учредительными документами они могут заниматься коммерческой деятельностью. Доходы, полученные от такой деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. По смете указанные доходы не проводятся, и законом не предусмотрен вопрос о возможности кредиторов обратить взыскание на имущество, приобретенное учреждением за счет дозволенной в учредительных документах коммерческой деятельности.
показать содержание
Управление и ведение
Оперативное ведение и оперативное управление — это разновидности прав, определяющих степень собственности и полномочий касательно распоряжения теми или иными объектами. Эти категории определяют взаимоотношения собственников, доверенных лиц, а также персонала, который непосредственно имеет дело с имуществом, переданным организации в управление.
Оперативное ведение и оперативное управление — неравноправные понятия. Так, субъектами первого могут быть только юридические лица, оформленные как предприятия конкретных видов. Говоря об оперативном управлении, стоит сказать, что в данных отношениях могут принимать участие как производственные, так и некоммерческие организации и общества, а также лица-предприниматели.
Хозяйственное и оперативное управление различаются также объемами полномочий, предоставленных сторонам. Первое является более широким, поскольку такое право может предоставляться непосредственно коммерческому предприятию. Что касается второй категории, то здесь речь может идти о казенных организациях или же об учреждениях, не имеющих своей целью получение прибыли.
Чем регулируется предоставление права оперативного управления объектами недвижимости?
Все основные положения о различных имущественных объектах, правах на них содержатся в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ). Владеть недвижимым имуществом можно не только на праве частной или общей собственности.
Согласно ст. 296 ГК РФ различным учреждениям и предприятиям имущество может передаваться и в оперативное управление. Передаваемое имущество может быть как движимым, так и недвижимым.
Статьей 131 ГК РФ предусматривается необходимость зарегистрировать такие права в отношении передаваемых объектов недвижимости в установленном порядке. Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее Закон № 218).
Как изъять имущество из оперативного управления
Собственник имущества может изъять его из оперативного управления в строго определенных ситуациях. В противном случае учреждение или казенное предприятие может оспорить такое изъятие.
Для изъятия имущества нужно принять соответствующее решение и утвердить передаточный акт.
Обратите внимание, что при изъятии недвижимости обязательна госрегистрация прекращения права оперативного управления.
В каких случаях можно изъять имущество
Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества учреждения или казенного предприятия, может изъять имущество, если совпадают два условия (п. 2 ст. 296 ГК РФ):
- это имущество передал учреждению (предприятию) сам собственник либо оно куплено на выделенные из бюджета деньги;
- учреждение (предприятие) не пользуется имуществом вообще или пользуется не по назначению либо имущество излишнее.
Какие документы нужны для изъятия
Закон прямо не называет документы, которыми нужно оформить изъятие имущества. Исходя из практики, а также смысла ст. ст. 210, 296, 299 ГК РФ мы рекомендуем составить и утвердить следующие документы:
1) решение собственника об изъятии имущества. Имущество в решении следует описать так, чтобы не спутать его с любым другим;
2) передаточный акт. В нем помимо описания имущества следует указать его техническое состояние. Это нужно, чтобы разграничить возможные расходы на ремонт между собственником и учреждением (предприятием).
Как зарегистрировать прекращение права оперативного управления на недвижимость
Такая регистрация обязательна в силу п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ.
Зарегистрировать прекращение может как само учреждение (предприятие), так и орган, который осуществляет полномочия собственника ( п. 1 ч. 3 ст. 15 , ч. 2 ст. 19 Закона о регистрации недвижимости).
Для регистрации подготовьте:
- документы, подтверждающие полномочия представителя: документ о назначении директора, если заявление подает директор, или доверенность для иного представителя ( ч. 9, 10 ст. 18 , ч. 4 ст. 15 Закона о регистрации недвижимости);
- паспорт представителя (п. 4 ч. 12 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости);
- решение собственника об изъятии имущества и передаточный акт ( п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости).
Подайте документы в ближайший МФЦ или отделение Росреестра. Заявление о регистрации сотрудник, ведущий прием документов, составит при вас. Можно также подать документы по почте или в электронной форме ( ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости).
Пошлина за регистрацию прекращения права оперативного управления не предусмотрена (п. 1 ст. 333.33, пп. 4.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).
Срок регистрации ( п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 16 Закона о регистрации недвижимости):
- 7 рабочих дней с даты приема документов в подразделении Росреестра;
- 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.
Когда можно оспорить изъятие имущества из оперативного управления
Учреждение или казенное предприятие, которое не согласно с изъятием имущества из оперативного управления, может обратиться в арбитражный суд. В этом случае уполномоченный орган должен будет доказать законность изъятия.
В частности, суды признают изъятие недвижимости незаконным, когда:
- учреждение передало имущество в аренду с согласия собственника;
- аварийное имущество временно не используется до капитального ремонта;
- ремонт затянулся из-за плохого финансирования;
- сверхнормативная площадь нужна для приема граждан.
Передача объекта учреждению в оперативное управление помещением: как отразить в учете?
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления согласно ГК РФ (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ). Собственником имущества государственного бюджетного учреждения является субъект РФ.
На основании п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением названного имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.
Статья 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам жилые и нежилые помещения, если границы таких помещений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. Право оперативного управления недвижимой вещью, к которой относится здание в соответствии с нормами ст. 130 ГК РФ, подлежит регистрации в силу ст. 131 ГК РФ. Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Бухгалтерский учет. Исходя из п. 36 Инструкции № 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.
Для учета объектов, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления помещением, предназначен забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование»(п. 333 Инструкции № 157н). Аналогичные разъяснения дает Минфин (см., например, письма от 11.11.2016 № 02-06-10/66367, от 02.08.2016 № 02-06-10/45225): объекты недвижимости, находящиеся у учреждения до регистрации в пользовании, следует отражать на забалансовом счете 01.
В соответствии с п. 24 СГС «Основные средства» объекты основных средств, полученные субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации государственного сектора, подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем)), – по стоимости, отраженной в передаточных документах.
Следовательно, 01.12.2018 помещение ставится на забалансовый счет 01 по балансовой стоимости, указанной собственником в акте приема-передачи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражено получение объекта недвижимости до даты государственной регистрации права оперативного управления | 01 | 50 000 |
Передача (получение) объекта нефинансовых активов между органами государственной власти и государственными учреждениями осуществляется по балансовой стоимости с одновременной передачей (принятием к учету) суммы начисленной на объект нефинансовых активов амортизации (п. 29 Инструкции № 157н).
При получении объекта недвижимого имущества в соответствии с п. 116 Инструкции № 174н в бухгалтерском учете учреждения также отражаются операции по формированию расчетов с учредителем.
В силу п. 58 СГС «Основные средства» объекты недвижимого государственного (муниципального) имущества, которые соответствуют критериям признания объекта основных средств, предусмотренным п. 8 данного стандарта, отражаются в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах по их кадастровой стоимости, которая признается балансовой стоимостью указанных объектов основных средств. Накопленная амортизация, исчисленная на дату пересмотра стоимости таких объектов недвижимости, подлежит списанию.
Исходя из разъяснений, приведенных в Письме Минфина РФ от 30.11.2017 № 02-07-07/79257,учреждение принимает к балансовому учету в феврале 2021 года объект недвижимости по кадастровой стоимости, при этом пересматривается и срок полезного использования данного объекта.
Управление предприятием
Оперативное управление предприятием включает в себя несколько составляющих. Так, первая из них представляет собой комплекс действий относительно производственных и непроизводственных затрат, а именно:
- определение структуры, а также систематизация различных видов издержек с целью их оптимизации и минимизации;
- регулярное ведение учета и составление отчетности как для внутреннего пользования, так и для предоставления собственнику;
- определение себестоимости производимой продукции, а также факторов, на нее влияющих;
- установление принципов зависимости между себестоимостью и размером чистой прибыли;
- формирование ценовой политики, которая бы позволяла получить максимальный результат в денежном выражении;
- составление планов затрат и издержек, а также постоянный контроль за их исполнением;
- проведение анализа отчетных показателей с целью усовершенствования механизмов работы.
Также стоит отдельно выделить управление запасами, которое подразумевает:
- ведение учета товарно-материальных ценностей в складских помещениях с целью постоянного их пополнения и рационального использования;
- определение оптимальной системы размещения производственных запасов в границах предприятия (с точки зрения логистики);
- непрерывный контроль качества и сроков годности сырья и готовой продукции во избежание непроизводственных потерь;
- организация контроля за работой персонала, задействованного в складском хозяйстве.