Оглавление
Акты Правительства
- Издание распоряжений и постановлений, обеспечение их исполнения.
- Нормативные акты по оперативным и текущим задачам, выпускаемые в форме постановлений.
- Ненормативные акты, выпускаемые в форме распоряжений.
- Акты являются обязательными к реализации на всей территории государства.
- Любой документ должен быть подписан Председателем.
- Постановления, за исключением тех, которые являются государственной тайной, подлежат обязательной публикации.
Полномочия Президента и Правительства нормируются Конституцией страны. При осуществлении своей деятельности правящие структуры принимают множество программ, касающихся функционирования всего государства.
Социальная сфера
Полномочия Правительства в этой области таковы:
- Создание условий для проведения единой социальной политики.
- Реализация гражданских прав, гарантированных Конституцией страны, в области социального обеспечения.
- Развитие сферы соц. обеспечения и благотворительности.
- Исполнение трудовых прав граждан.
- Разработка программ, направленных на устранение безработицы, обеспечение их выполнения.
- Исполнение единой миграционной политики государства.
- Реализация гражданских прав в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья.
- Содействие решению вопросов материнства, семьи, детства, молодежной политики.
- Взаимодействие с религиозными организациями и общественными объединениями.
- Полномочия Правительства в социальной сфере касаются принятия и внедрение мер по развитию туризма, спорта, физической культуры, курортной и санаторной сферы.
Роспуск
Конституция страны также регулирует вопросы отставки Правительства. Законом предусмотрены разнообразные основания для реализации этих мер, в зависимости от того, кто стал инициатором процесса. Правительство на заседании, в присутствии всех своих членов, может принять решение об отставке, о чем подписывается соответствующее заявление. В данном случае роспуск является добровольным.
В другом случае инициатором может выступить глава государства. Причины могут быть самые разные, но обычно они касаются обострения противоречий. Кроме того, данной структуре может выразить недоверие Палата Федерального собрания или Госдума. Парламент вправе выразить свой вотум. Решение об отставке принимает Президент, в случае положительной оценки реализуется прекращение полномочий Правительства, структура распускается.
Основные полномочия Правительства РФ
Правительство РФ в качестве высшего органа исполнения федеральной власти наделено обширным спектром полномочий.
Замечание 1
Компетенция правительства РФ заключается в организации проведения политики страны внутреннего и внешнего характера; осуществлении регулирования экономики и социальной сферы; обеспечении единых аспектов исполнительной власти, направлении и контроле работы органов государства; разрабатывании целевых программ федерального уровня, обеспечении их реализации; проведении предоставленного права законодательной инициативы.
Основные направления деятельности рассматриваемого органа фиксирует и контролирует Председатель Правительства РФ. Он же призван систематически давать Президенту информацию о его работе.
Компетенция правительства Российской Федерации включает несколько полномочий:
- осуществление политики государства, включая внутреннюю и внешнюю;
- регулирование и контроль в социальной сфере и экономике;
- обеспечение единого положения между системой исполнительной власти страны, контроль и направление действий соответствующих органов;
- разработка целевых программ федерального уровня, включая обеспечение их работы;
- законодательная инициатива.
Замечание 2
В соответствии с соглашениями органов исполнительной власти субъектов РФ рассматриваемый орган производит передачу для них определенных полномочий, что не должно вступать в противоречие с законодательством и Конституцией РФ.
Члены правительства осуществляют полномочия, которые передают им органы исполнительной власти субъектов на основе определенных соглашений.
Правительство каждый год направляет в адрес Госдумы отчетные документы о результатах своей работы, включая вопросы, которые поставила Госдума.
Также Правительством в палаты Федерального Собрания (ФС) направляются сведения, касающиеся разработки и предполагаемых сроках принятия нормативно-правовых актов, принятие которых предусматривают федеральные законы.
Правительство имеет право осуществлять делегирование части своих полномочий некоторым федеральным органам исполнительной власти. Это происходит в ситуациях, когда законодательно данные полномочия не отнесены в число исключительных. При наличии определенных соглашений с исполнительными органами власти, работающими в субъектах РФ, Правительство может передать им часть собственных полномочий или принять долю их полномочий.
Министерства и ведомства
В структуру Правительства входят следующие министерства:
- МВД (внутренних дел).
- МЧС (по делам гражданской обороны, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
- МИД (иностранных дел).
- Минобороны.
- Минюст.
- Минздрав.
- Минкультуры.
- Минобрнауки.
- Минприроды (природных ресурсов и экологии).
- Минпромторг.
- Министерство по развитию Дальневосточного региона.
- Министерство по делам Крыма.
- Министрество по делам Северного Кавказа.
- Минкомсвязь (связи и массовых коммуникаций).
- Минсельхоз.
- Минспорт.
- Минстрой (строительства и ЖКХ).
- Минтранс.
- Минтруд (труда и социальной защиты).
- Минфин.
- Минэкономразвития.
- Минэнерго.
Исполнительная власть
Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово — премьер-министр). Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели. Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Государственная Дума.
Полномочия Правительства РФ:
1) Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
2) Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
3) Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
4) Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала;
5) Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
6) Осуществляет управление федеральной собственностью;
7) Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
8) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
9) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
10) Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;
11) Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
12) Обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
13) Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
14) Создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.
Как устроен аппарат?
После формирования образуется целостная вертикаль исполнительной власти. Правительство, его структура и полномочия каждого звена представлены ниже.
Состав:
- Глава. Сфера компетенции – внесение предложений о совершенствовании соответствующих органов. Определение приоритетного вектора деятельности, организация работы в соответствии с Конституцией, указами Президента, ФЗ. Полномочия Председателя Правительства могут быть делегированы первому заместителю в случае его отсутствия.
- Первый заместитель. Компетенция – право решающего голоса на пленумах, выработка и реализация политических вопросов.
- Заместители председателя. Полномочия – рассмотрение постановлений, распоряжений, внесенных в структуру. Участие в подготовке постановлений, обеспечение их исполнения, координация работы органов исполнительной власти, имеющих федеральное значение.
- Министры РФ. Компетенция – участие в заседаниях с правом решающего голоса, подготовка постановлений и распоряжений, выработка и реализация политики страны, полномочия по руководству соответствующими органами, назначение должностей и низложение полномочий руководителей федеральных органов.
Общая компетенция
Общие полномочия правительства можно обозначить таким образом:
- Организация исполнения внешней и внутренней политики страны.
- Выстраивание единства системы исполнительной вертикали в РФ. Направление и контроль деятельности полномочных органов.
- Регулирование социально-экономической сферы.
- Формирование целевых программ и обеспечение условий для их исполнения.
- Реализация прав законодательной инициативы.
- Передача полномочий исполнительным органам, если это не противоречит Конституции.
- Функции и полномочия Правительства в этой области касаются осуществления решений, переданных в структуру федеральными исполнительными органами.
- Предоставление ежегодной отчетности об итогах деятельности.
- Направление в палаты Федерального Собрания страны информации о разработке и сроках принятия правовых нормативных актов.
Кредитная, финансовая, бюджетная политика
Полномочия Правительства в этой сфере можно обозначить следующим образом:
- Обеспечение проведения единой денежной, финансовой, кредитной политики.
- Разработка и предоставление федерального бюджета Госдуме и обеспечение его исполнения, выработка соответствующей отчетности.
- Разработка и внедрение налоговой политики.
- Исполнение совершенствования бюджетной структуры.
- Контроль за рынком ценных бумаг.
- Управление государственными долгами (внешними и внутренними).
- Валютный контроль и регулирование.
- Руководство финансовой и валютной деятельностью, касающейся отношений с другими государствами.
- Разработка и реализация мер по проведению единой ценовой политики.
Законодательная власть
Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.
Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).
Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.
Полномочия Совета Федерации:
- Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
- Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
- Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
- Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
- Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
- Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
- Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
- Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
- Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
- Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.
Полномочия Государственной Думы:
- Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
- Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
- Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
- Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
- Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
- Объявление амнистии.
- Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Законодательная власть
Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.
Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).
Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.
Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.
Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:
1) Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
2) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
3) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
4) Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
5) назначение выборов Президента Российской Федерации;
6) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;
7) Назначение на должности:
а) Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;
б) Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации.
8) Проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность:
а) Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;
б) руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
9) Прекращение по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя, Председателя Верховного Суда Российской Федерации и его заместителей и ряд других судей (см. статью целиком);
10) Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.
Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:
1) Утверждение по представлению Президента РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ;
2) Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;
3) решение вопроса о доверии Правительству РФ;
4) Заслушивание ежегодных отчетов:
а) Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой
б) Центрального банка РФ.
5) Назначение на должность и освобождение от должности:
а) Председателя Центрального банка РФ
б) заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты
в) Уполномоченного по правам человека
7) Объявление амнистии;
8) Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
Принцип формирования и роспуска
Государственная функция правительства как основной структуры, представляющей высшую исполнительную власть, состоит в распорядительной и организационной деятельности, это важнейшее звено системы разделения государственного аппарата.
- Правительство страны.
- Органы федерального значения (Ведомства и Министерства, Комитеты, Агентства).
- Органы государственных субъектов.
Порядок формирования начинается с назначения Председателя правительства. Президент страны выносит кандидатуру на эту должность на рассмотрение Государственной Думы. Конституционное право обязывает лидера государства соблюдать определенные нормы для реализации этого шага. Законом предусмотрено несколько ситуаций:
- После отставки прежнего правительства должен быть соблюден двухнедельный срок.
- Отклонение представленной кандидатуры Госдумой реализуется в течение недели.
Кандидатуру Председателя вправе выдвигать только Президент страны. Если между лидером государства и депутатами возникают разногласия по этому вопросу, путь их решения определен Конституцией. Дума может быть распущена после трехкратного отклонения внесенных на рассмотрение кандидатур. Правительство, порядок формирования и полномочия которого подчиняются строгим законодательным и конституционным принципам, не может функционировать без назначения Председателя.
После проведения соответствующего назначения, наступает момент для выбора кандидатур на должности заместителей, министров федерального значения. Председатель Правительства представляет список лиц Президенту, который реализует выбор и назначение. Процесс не является публичным. Таким образом, фактическое количество членов, входящих в эту структуру определяется лидером государства. Срок полномочий Правительства зависит от избрания или переизбрания Президента.
Государственная безопасность и оборона
Основные полномочия правительства в данной области:
- Обеспечение безопасности и обороноспособности страны.
- Организация вооруженного оснащения войск и воинских формирований.
- Внедрение программ, направленных на развитие вооружения, подготовку граждан для военно-учетной службы.
- Обеспечение социальных гарантий для лиц, служащих в армии.
- Принятие мер по охране границы страны.
- Управление гражданской обороной.
Особенности деятельности этой федеральной структуры состоят в том, что при введении режима чрезвычайного или военного положения в силу вступают соответствующие конституционные и федеральные законы, указы главы государства.
Сфера компетенции
Многих граждан нашей страны волнует вопрос о том, каковы полномочия Правительства. Среди людей растет политический интерес и сознательность по отношению к собственному государству, структуре управления, исполнительной власти.
Полномочия Правительства раскрываются следующим образом:
- Руководство и оценка деятельности федеральных министерств и органов.
- Распределение функций между полномочными исполнительными органами.
- Введение порядка создания и функционирования территориальных структур.
- Установление размера финансовых средств, необходимых для содержания аппаратов власти в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом страны.
- Назначение и освобождение от должностей заместителей министров РФ, руководителей соответствующих органов.
- Приостановка или отмена действия исполнительных актов.
- Учреждение организаций, совещательных органов для расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций.
Экономическая сфера
Полномочия Правительства страны в области экономики:
- Реализация и контроль экономических вопросов.
- Обеспечение целостности и единства экономического пространства, свободы деятельности, перемещения финансовых средств, услуг, товаров.
- Составление прогнозов, относящихся к социально-экономическому развитию страны.
- Разработка и реализация программ развития приоритетных отраслей.
- Создание инвестиционной и структурной политики, принятие решений, направленных на её реализацию.
- Исполнение управления федеральной собственностью.
- Реализация вопросов в сфере инвестиционного, финансового, экономического, международного экономического сотрудничества.
- Общее руководство таможенной отраслью.
- Принятие мер по защите отечественных услуг, товаров, производителей.
- Комплектование мобилизационного экономического плана страны.
- Обеспечение полноценного функционирования оборонной производственной отрасли РФ.
Что говорят эксперты об изменениях полномочий верхней палаты?
Доктор юридических наук, бывший глава комиссии по избирательным правам в Совете по правам человека Илья Шаблинский заявил “Новой газете”, что поправки в Конституцию делают власть президента в России диктаторской: «У Совета Федерации изъято право назначать и освобождать от должности генерального прокурора. Как вообще такое возможно?! Да, конечно, Совет Федерации — декоративный орган, но тут это слишком нарочито демонстрируется: у него отбирают важнейшие полномочия, отдавая их президенту, а взамен дают погремушку в виде права называться сенаторами. Это смех, картонные фигурки, а не сенаторы! Просто марионетки! Как и Госдума, которой вроде позволяют назначать министров, но взамен откровенно предупреждают, что при переходе очень тонкой границы дозволенного она тут же будет распущена».
О перспективе усиления президента рассказала Forbs доктор юридических наук, эксперт по конституционному праву Елена Лукьянова: «Совет Федерации в России не избираемый орган: 55% его членов назначаются президентом и главами субъектов Федерации, а 45% делегируются региональными законодательными собраниями. Таким образом, в случае утверждения поправок в Конституцию президент организационно руководит работой судов, прокуратуры и силовых министров с согласия представителей, большинство из которых назначаются органами исполнительной власти. Этим нарушается принцип разделения властей, декларированный в статье 10 1-й главы Конституции».
С этим согласен и политолог, директор по исследованиям Центра перспективных управленческих решений Михаил Комин. Он рассказал “Новой газете” о декоративном характере изменений в Совфеде: «При сохранении текущей модели формирования Совета Федерации – когда сенаторами становятся по 2 представителя от региона – любое упоминание согласования или консультаций президента с Совфедом не более чем формальность. Пока действует пункт г) ст. 19 184-ФЗ, по которому глава государства обладает правом в любой момент отправить губернатора в отставку, за президентом может оставаться и контроль за составом сенаторов, выдвинутых от региона.
Совет Федерации формально сможет участвовать еще в одной процедуре – проведении консультаций с президентом по вопросу назначения глав президентских министерств и силовых ведомств. Механизм консультаций – расплывчатая формулировка, из которой точно ясно только одно: решение о выдвижении и снятии кандидатур точно будет за президентом. И если в случае назначения министра обороны или директора ФСБ ситуация никак не поменяется, то в случае региональных прокуроров право представлять кандидатуры президент де-факто заберет у генерального прокурора при неясном и, вероятно, незначимом участии Совета Федерации в режиме консультаций».