Правительство рф

Политология

Классификация правительств

Политологи и специалисты по международным отношениям издревле старались создать классификацию правительств.

На первый взгляд определение формы государственного правления довольно просто, так как обычно она закреплена законодательно. США — президентская республика, а СССР — советская республика; с другой стороны, иногда о форме правления нет консенсуса даже внутри неё.

Сложности также могут вызывать местные особенности (консерватизм в США имеет мало общего с остальным миром; в других странах американский «консерватизм» называют либерализмом или неолиберализмом.

Помимо этого, у каждого типа есть нюансы и спорные стороны. В частности, США — не чисто капиталистическое общество, так как государство предоставляет услуги гражданам. Наконец, мнение о конкретных правительствах отличается у разных людей; встречаются мнения, согласно которым та же США является не демократией, а плутократией, так как ею управляют богачи. Даже наиболее либеральные правительства ограничивают политический активизм, и даже наиболее тиранические тоталитарные общества хоть в чём-то не полностью контролируют своих граждан.

Формы государственного правления

Форма организации государственной власти, системы высших государственных органов. Выделяют следующие формы государственного правления:

Исполнительная власть
  • Исполнительная власть
  • Глава государства
    • Диктатор
    • Монарх
    • Президент
  • Правительство
    • Глава правительства
      • Канцлер
      • Глава исполнительной власти
      • Премьер-министр
    • Кабинет министров
    • Министерство
    • Министр
  • Форма правления
    • Президентская система
    • Полупрезидентская (смешанная) система
    • Парламентская система
      • Парламентская демократия (Вестминстерская система)
      • Парламентская монархия
      • Парламентская республика
  • Списки
    • Списки президентов
    • Списки глав государств
    • Список правительств
  • Губернатор
  • Мэр
Портал:Политика
  • Монархия
    • Абсолютная монархия

      Теократическая монархия

    • Ограниченная монархия
      • Сословно-представительная монархия
      • Конституционная монархия
        • Дуалистическая монархия
        • Парламентарная монархия
  • Республика
    • Президентская республика
    • Парламентская республика
    • Смешанная республика
    • Монархия с республиканскими элементами
    • Республика с монархическими элементами
    • Теократическая республика

Полномочия Правительства

В области обеспечения прав и свобод:

  • разработка и реализация государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
  • принятие мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;
  • укрепление кадров, развитие материально-технической базы правоохранительных органов;
  • обеспечение деятельности органов судебной власти.

В сфере экономики:

  • регулирование экономических процессов;
  • поддержка единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
  • планирование социально-экономического развития страны, разработка и реализация программ развития приоритетных отраслей экономики;
  • управление федеральной собственностью;
  • осуществление международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
  • общее руководство таможенным делом;
  • поддержка отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг.

В социальной сфере:

  • развитие характеристик социального государства;
  • реализация трудовых прав граждан;
  • сокращение и ликвидация безработицы;
  • проведение единой государственной миграционной политики;
  • обеспечение доступности медицинских услуг;
  • содействие решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, осуществление молодежной политики;
  • взаимодействие с общественными объединениями и религиозными организациями;
  • развитие спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

В сфере науки, культуры, образования:

  • поддержка развития науки в стране;
  • проведение единой государственной политики в области образования, определение направления развития общего и профессионального образования, системы бесплатного образования;
  • обеспечение государственной поддержки культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

Президент

Президент – глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Президентский срок – 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков. Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).  

Полномочия президента РФ:

1) назначает Председателя Правительства

2) осуществляет общее руководство Правительством РФ; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации

3) утверждает по предложению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ

4) принимает решение об отставке Правительства РФ

5) формирует Государственный Совет РФ

6) формирует и возглавляет Совет Безопасности

7) утверждает военную доктрину РФ

8) формирует Администрацию Президента

9) назначает:

         а) полномочных представителей Президента

         б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

         в) дипломатических представителей РФ

10) назначает выборы Государственной Думы

11) распускает Государственную Думу

12) назначает референдум

13) вносит законопроекты в Государственную Думу

14) подписывает и обнародует федеральные законы

15) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

16) осуществляет руководство внешней политикой РФ

17) вводит в стране военное положение

18) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

19) осуществляет помилование

Структура правительства

Правительство состоит из членов правительства (министров) и возглавляется главой государства (монархом, президентом) или премьер-министром (главой правительства, канцлером, председателем совета или кабинета министров). В федеративных государствах существует центральное (федеральное) правительство и правительства государственных образований, входящих в состав федерации. Структура и роли участников (членов правительства и структур, составляющих правительство) зависят от формы государственного управления, а также исторически сложившейся структуры управления в различных странах.

Правительство может иметь различные названия: Правительство (Россия), Кабинет министров (Украина), Кабинет (Великобритания), Государственный совет (Китай), Совет народных комиссаров и Совет Министров (СССР), административный совет (КНДР), федеральное правительство (Германия) и др. В федеративных государствах существует центральное (федеральное) правительство и правительства входящих в состав федерации государственных образований.

В некоторых странах (Бразилия, Мексика, США и др.) выделенный коллегиальный орган в форме правительства отсутствует, а министры (руководители органов государственного управления), каждый в отдельности, подчинены президенту (руководителю страны).

Правительство, как правило, состоит из членов правительства (министров) и возглавляется главой государства (королём, президентом) или премьер-министром (председателем правительства, канцлером, председателем совета или кабинета министров).

Как правило, под руководством правительства находятся государственный аппарат и контроль за исполнительно-распорядительной деятельностью в стране, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.

Определение

Правительство Российской Федерации — высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления, состоящий из глав федеральных органов исполнительной власти страны и других государственных служащих.

Правовой статус и общие сведения

Правовой статус Правительства Российской Федерации определен гл. 6 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент также может самостоятельно распустить Правительство. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, на основании которого Президент может либо отправить Правительство в отставку, либо не согласиться с решением Государственной Думы. Повторный вотум недоверия Правительству обязывает Президента объявить об отставке Правительства или распустить Госдуму.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Власть

В странах, показанных синим, присутствует «выборная демократия» в 2013 году по результатам исследования Freedom House.

Под правительством также часто понимают государственную власть в целом, либо как совокупность нескольких ветвей государственной власти, включая исполнительную, законодательную и судебную, либо совокупность по территориальному принципу — муниципальный, региональный, федеральный уровни власти. Такое толкование тесно связано с понятием «суверен» — человек или группа лиц, обладающий верховной властью в государстве, а также с практикой Вестминстерской системы, когда исполнительная и законодательная (а в некоторых вопросах и судебная) власть де-факто принадлежит членам парламента, который является суверенным. См. например Федеральное правительство США.

Литература

  • А. Денисов. Правительство // Большая советская энциклопедия: В 65 томах / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — 1-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1940. — Т. 46 (Пола — Призмы оптические). — С. 624—625. — 816 с. — 45 500 экз.
  • Правительство //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Samuel E. Finer. The History of Government from the Earliest Times (история правительства с древнейших времён), в 3-х тт. Oxford University Press: Оксфорд, 1997 и 1999.
  • Krader, Lawrence (1968). Formation of the State // Foundations of Modern Anthropology Series. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall. x, 118 p.

Основные направления работы Правительства

Круг обязанностей Правительства:

  • Осуществление реформ, оптимизация финансовой политики, в том числе направленной на сокращение дефицита бюджета страны.
  • Проводит политику в области науки, культуры, здравоохранения, образования, экологии и социального обеспечения.
  • В его ведении находятся различные объекты федеральной собственности, включая железные дороги, предприятия, сооружения и так далее.
  • Работает над военным оснащением и выполнением социальных обязательств перед военными.
  • Следит за соблюдением прав человека, общественного порядка, выполнением федеральных законов.

Принципы формирования правительства в разных странах

Порядок формирования органов исполнительной власти в разных странах неодинаков.
В странах с парламентской формой правления правительство обычно формируется из представителей победившей на выборах в парламент партии или коалиции партий. Если ни одна из партий не набрала большинства, то становятся необходимыми коалиционные переговоры между партиями, по итогам которых либо формируется правительство большинство или меньшинство, либо (при неуспехе переговоров) проводятся новые парламентские выборы.

В президентских республиках исполнительную власть возглавляет президент. В странах с парламентарной формой государственного правления, а также в части республик со смешанной формой глава государства не входит в систему органов исполнительной власти. Однако он имеет полномочия, относящиеся к сфере исполнительной власти. Что касается ряда стран со смешанной формой государственного правления (Польша, Россия, Румыния, Франция и др.), то в них существует так называемый дуализм исполнительной власти.

Парламентская и смешанная формы правления

Конституции государств с парламентской и смешанной формами правления предусматривают две процедуры формирования правительств. Эти процедуры состоят из определённых совместных действий парламента и главы государства при образовании правительства. Однако содержание этих действий отличается.

Первая процедура

Эта процедура берёт начало в Великобритании и долгое время была почти общепринятой, с модификациями для различных стран. По этой процедуре глава государства формально по своему усмотрению назначает премьер-министра и по предложению последнего — других членов правительства. Парламент на это назначение не влияет

Правительство действует до тех пор, пока парламент не проголосует против принципиально важного вопроса, предложенного правительством, или примет отдельную резолюцию о недоверии правительству (вотум недоверия). И хотя правительство может продолжать свою работу, однако на практике оно уходит в отставку, потому что его действия будут парализованы из-за парламентской обструкции.

В ряде стран есть необходимость получения правительством инвеституры в парламенте. Для этого глава правительства, которого назначил глава государства, должен представить парламенту состав правительства и/или подать правительственную программу. Если парламент одобрит предлагаемое, правительство получает инвеституру.

Вторая процедура

При этой процедуре роль парламента при формировании правительства является определяющей, начиная уже с начальной стадии. В некоторых странах, например в ФРГ, парламент может не поддержать предложенную главой государства кандидатуру руководителя правительства. Тогда парламент по соответствующей процедуре сам формирует правительство.

В других странах такого типа выдвижение и согласование кандидатур на правительственные должности зависит только от политических партий и их парламентских фракций. Как правило, на должность премьер-министра выдвигается лидер партии парламентского большинства, или по согласованию между партиями-членами парламентской коалиции — лидер одной из этих партий. Только в случае, когда ни одна из политических партий не имеет большинства в парламенте, роль главы государства является решающей. Существование правительства зависят от парламентского большинства.

Президентская форма правления

В странах с президентской формой правления, например США, применяется так называемый внепарламентский способ формирования правительств. Особенностью «классической» президентской республики является то, что полномочия главы государства и главы кабинета совмещены и находятся в руках президента, а должность премьер-министра отсутствует. Парламент не принимает непосредственного участия в процессе формирования кабинета или его участие в этом плане ограничено.

В Российской Федерации согласно Конституции РФ 1993 г. структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства и утверждается Президентом. Конституция РФ наделяет федеральные органы исполнительной власти правом создавать (помимо центрального аппарата) свои территориальные органы в субъектах Федерации.

Виды правительств

Коалиционное правительство

Коалиционное правительство — правительство при многопартийной парламентской системе управления, образованное несколькими политическими партиями. Чаще всего создаётся для получения абсолютного большинства в парламенте. Кроме того, коалиции могут создаваться также в период чрезвычайных обстоятельств (экономических или внешнеполитических, таких, как война) для большей координации управления, например, в современной Северной Ирландии.

Коалиционное правительство также может включать в себя все партии, представленные в парламенте (правительство национального единства) либо наиболее крупные политические силы (большая коалиция). Коалиции более распространены в странах с пропорциональной системой голосования, дающей больше мест в парламенте мелким партиям, чем мажоритарная.

Коалиционные кабинеты наиболее распространены в странах Скандинавии и Бенилюкса, Германии, Израиле, Италии. Кроме того, Федеральный совет Швейцарии составляется из представителей основных политических сил. Коалиции, состоящие из немногих партий, среди европейских стран наиболее распространены в Германии, где традиционно блок ХДС/ХСС образует коалицию с СвДП (правящую с ), а СДПГ с СвДП или «Зелёными» (хотя в — и — действовала большая коалиция ХДС и СДПГ) и Ирландии.

Правительство меньшинства

Правительство меньшинства — термин, обозначающий при многопартийной парламентской системе управления правительство, составляющие которое партии не располагают абсолютным большинством мест в парламенте. Недостатком данной системы является возможность частого вынесения вотума недоверия правительству. Данная ситуация преодолевается образованием коалиционного правительства.

Наиболее правительства меньшинства распространены в странах Вестминстерской системы, так, в Канаде, когда ни одна партия не получает большинства, крупнейшая по числу мест партия формирует правительство меньшинства при парламентской поддержке малых сил. В Великобритании, однако, после выборов , на которых ни одна партия не получила большинства, были назначены новые выборы, давшие возможность образования правительства большинства. Несмотря на это, с по 2011 год в Шотландии Шотландская национальная партия возглавляла правительство меньшинства из-за невозможности сформировать коалицию в парламенте, хотя в Уэльсе по итогам выборов того же года был сформирован коалиционный кабинет в составе лейбористов и Партии Уэльса.

Правительство большинства

Правительство большинства — термин, обозначающий при многопартийной парламентской системе правительство, образуемое одной политической партией, имеющей абсолютное большинство в парламенте.

Наиболее часто такое правительство встречается при двухпартийной системе, в частности, при Вестминстерской системе в Великобритании, на Мальте, в англоязычных странах Вест-Индии. Фактически правительство большинства формируется и при устойчивой коалиции двух или более партий, так, в Австралии между Либеральной партией и Национальной партией на федеральном уровне.

Правительство национального единства

Правительство национального единства (также Национальное правительство) — при многопартийной парламентской системе управления коалиционное правительство, сформированное при участии большинства политических партий. Чаще всего образуются в кризисные периоды (во время войн, экономических проблем или для предотвращения раскола страны).

Так, правительства национального единства действовали в Великобритании в — (сформированное консерваторами, либералами и частью лейбористов во время Великой депрессии и Второй мировой войны), в Канаде в период Первой мировой войны под руководством Роберта Лэрда Бордена (хотя без участия части оппозиционных либералов), в Израиле в период Шестидневной войны, в Кении с для разрешения политического кризиса, вызванного результатами президентских выборов, в США в период Гражданской войны в — в качестве Партии Национального Союза, руководимой Авраамом Линкольном.

Правительство в изгнании

Прави́тельство в изгна́нии — «правительствообразная» политическая группа, которая провозглашает себя легитимным правительством страны, но в силу различных причин не имеет реальной власти. Правительства в изгнании обычно функционируют с расчётом на то, что когда-нибудь они вернутся в свои страны и получат там власть в свои руки. Правительства в изгнании часто возникают в ходе государственных переворотов, гражданских войн, а также военных оккупаций. Правительства в изгнании часто имеют ограниченное признание со стороны других сил или не имеют его вообще.