Активное избирательное право — это что такое, кому оно дается?

Активное избирательное право

Сейчас почти во всех странах мира утвердилась традиция, согласно которой право голосовать на выборах имеют все граждане государства, достигшие 18 лет, с некоторыми немногочисленными исключениями. Например, к этим исключениям (т. е. тем, кто лишается права голоса), относят граждан, признанных судом недееспособными вследствие психических расстройств. Иногда лишение избирательных прав может быть обусловлено совершением преступления. Закон лишает права голоса заключённых граждан.

В прошлом право избирать существенно ограничивалось многими факторами. Традиционно политика считалась сугубо мужским делом. Женщины долгое время не имели избирательных прав. В обществах, где было узаконено рабство или крепостничество, но проводились выборы, рабы или крепостные обычно не имели права голоса.

Были и другие ограничения, которые прямо или косвенно устанавливали доминирование высших слоёв населения, способствовали их влиянию на результаты выборов. Все эти факты подвергались критике со стороны демократически настроенных общественных деятелей и рано или поздно отменялись. В результате, к середине XX в. факты ограничения избирательного права для определённых слоёв общества перестали быть характерными.

Однако и сейчас в разных странах от отдельных представителей интеллигенции можно услышать мнение о целесообразности установления ценза грамотности для допуска к голосованию. Сторонники такого мнения жалуются на недостаточно сознательный выбор большинства граждан, которых политики легко вводят в заблуждение. Главным аргументом против такого мнения о сложности выработки действительно надёжной и свободной от коррупции процедуры является оценка уровня образованности.

В прошлом возраст, которого надо было достичь для получения активного избирательного права, часто был больше 18 лет. Например, нередко это был возраст от 21 года.

Государство, партия и профсоюзы

«Кому у вас предоставляется право избирать и быть избранным и кто такого права лишен?»

«Кому у вас предоставляется право избирать и быть избранным и кто такого права лишен?»

— Советская Конституция наделяет правом участия в выборах и свободного выражения своей воли каждого гражданина страны начиная с 18-летнего возраста. Осуществлению этого права не может помешать ничто — ни расовая или национальная принадлежность, ни уровень образования, ни материальное положение, ни род занятий в прошлом или настоящем, ни то, исповедует ли человек какую-либо религию или не исповедует никакой, и т. п.

Это право граждан строго охраняется законом. Закон устанавливает, что жалоба на отказ внести фамилию человека в списки избирателей рассматривается народным судом не позже чем через три дня; решение же суда подлежит исполнению немедленно.

Списки избирателей составляются по месту постоянного или временного жительства людей. При этом не имеет значения, находится ли человек в другом городе в гостях или в служебной командировке. Перед каждыми выборами процедура составления списков повторяется заново, чтобы полнее учесть все возможные перемены.

В списках избирателей указывается фамилия, имя, отчество, год рождения и адрес. Никаких заявлений о включении в списки, как это практикуется в ряде стран, советские граждане не делают.

Учет избирателей возложен на исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов. Им помогают активисты-общественники от предприятий и организаций, расположенных в данном городе или селе. Они уточняют списки, обходя квартиры избирателей, выясняют, кто в день выборов будет в отъезде, кто по состоянию здбровья не сможет выйти из дома (такому человеку избирательную урну привозят на квартиру).

Избирательные участки создаются также на больших железнодорожных станциях и в портах, в больницах и домах отдыха, в воинских частях и на судах, находящихся в плавании. Словом, где бы ни находился в день выборов человек, он имеет практическую возможность использовать свое право голоса.
Право быть избранным в органы власти гражда­нин также получает в 18 лет. Конституция делает
исключение только для Верховного Совета СССР: его депутатом можно стать в 21 год.

В отличие от многих стран, где для избрания в органы власти или занятия некоторых государственных должностей нужно или родиться гражданином данного государства или быть им в течение определенного времени, в СССР любой человек независимо от времени приобретения гражданства имеет равные с остальными права, включая право быть избранным в Верховный Совет, Иными словами, человек, бывший вчера иностранцем, получив советское гражданство, в результате следующих же выборов может стать членом парламента.

Законодательство не устанавливает никаких ограничений при реализации прав гражданина быть избранным в органы власти. В то же время никто не имеет права выдвигать свою кандидатуру сам. Таким правом наделены только партийные и общественные организации, общие собрания коллективов заводов, фабрик, колхозов, учреждений, воинских частей. А на собраниях предлагаться (или отводиться) кандидатуры могут как общественными организациями, так и отдельными гражданами. В конечном же счете все решают избиратели.

Кто же лишается права избирать и быть избранным? Конституция устанавливает лишь одно ограничение: для лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными. Никаких других ограничений избирательного права советское законодательство не предусматривает.

« Пред.
Наверх.
След. »

Избирательные объединения и политические партии

Важными субъектами избирательного права и процесса в современных условиях являются избирательные объединения (политические партии). Федеральный закон об основных гарантиях содержит следующее определение избирательного объединения: политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющее в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации, либо общественного движения, и зарегистрировано не позднее чем за год до дня голосования.

Понятие избирательного объединения определяет его правовой статус, который распадается на две части: основной (общий) и процессуально-правовой статус избирательного объединения. Основной (общий) статус избирательного объединения означает его потенциальную возможность (способность) участвовать в избирательной кампании. Условием обладания таким статусом является государственная регистрация избирательного объединения в качестве политической партии.

Избирательным объединением может быть только политическая партия, которая создана и зарегистрирована в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95 «О политических партиях». Согласно ст. 3 данного закона политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна отвечать необходимым требованиям — иметь не менее пятидесяти тысяч членов партии, не менее чем в половине субъектов Федерации должны быть созданы и зарегистрированы региональные отделения не менее чем с пятьюстами членами партии в каждом.

Политическая партия будучи избирательным объединением имеет ряд важных преимуществ: она является единственным видом общественных объединений, обладающим правом выдвигать кандидатов на выборные должности в органы государственной власти; она пользуется государственной поддержкой, государство оказывает партиям финансовую поддержку из бюджета при условии эффективного участия в выборах из расчета «один рубль — один голос».

Участие политической партии в выборах является не только правом, но и ее обязанностью. Поэтому главное заключается в том, что партия должна регулярно участвовать в выборах различного уровня. В противном случае, если это не делается партией в течение пяти лет, она подлежит ликвидации в установленном порядке. Партия считается участвующей в выборах, если на выборах проводилось голосование за:

а) выдвинутый ею и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы ФС РФ;
б) выдвинутого ею и зарегистрированного кандидата на должность Президента РФ;
в) выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательных органов не менее, чем в 20 % субъектах РФ;
г) выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов на выборах в органы местного самоуправления не менее, чем в 50 % субъектах РФ.

Намерение избирательного объединения участвовать в выборах выражается посредством выдвижения списка (списков) кандидатов.

Действующий ныне Федеральный закон об основных гарантиях не предусматривает возможности создания для участия в выборах избирательных блоков.

Избирательные объединения обладают определенными правами. Можно выделить следующие виды полномочий избирательных объединений, возникающие на разных стадиях избирательного процесса: полномочия в отношении кандидатов (списков кандидатов). Избирательные объединения вправе: на своих съездах (конференциях) выдвигать кандидатов, списки кандидатов; осуществлять сбор подписей в поддержку выдвинутых кандидатов (списков кандидатов), вносить избирательный залог для регистрации списка кандидатов и др. Избирательные объединения вправе в допускаемых законом формах вести предвыборную агитацию. Они имеют также полномочия в отношении избирательных комиссий. В соответствии с законом избирательные объединения вправе выдвигать представителей для назначения в составы избирательных комиссий членов с правом решающего голоса, а также назначать в комиссии членов с правом совещательного голоса и др.

показать содержание

Тайна и секретность голосования

Сейчас в мировой практике является общепризнанным, что голосование на выборах должно быть тайным. Это делает невозможным давление на избирателей со стороны различных лиц, от которых избиратель чувствует себя зависимым. Секретность, как правило, обеспечивается требованием заполнять избирательные бюллетени в специальных кабинках, в которых может находиться более одного человека одновременно (кроме случаев, когда избиратель не может заполнить бюллетень самостоятельно в связи с состоянием здоровья).

Следует отметить, что тайна голосования должна означать не только право, но и обязанность для избирателя не показывать другим лицам, как он проголосовал (иначе лицо, имеющее возможность давления на избирателя, могло бы попросить его показать бюллетень после заполнения). Это означало бы тот же недостаток, что и при отсутствии тайны.

Требование секретности голосования достаточно тяжёлое для полной буквальной его реализации:

  • довольно трудно проконтролировать, чтобы никто не раскрыл свой бюллетень перед тем, как опустить его в избирательную урну;
  • в случае существенных очередей на избирательном участке трудно также проконтролировать, чтобы избиратели заполняли бюллетени только в кабинках.

Нарушение тайны голосования приводит к существенному искажению воли избирателей только тогда, когда некоторые влиятельные должностные лица имеют целью нарушить тайну для получения определённого результата выборов.

Становление выборов в Европе

В средневековой Европе выборное начало было представлено достаточно слабо, как правило, в городах, где выбирали членов юродских советов, ратуш, магистратов, руководство цехов и иных корпораций. Пожалуй, наиболее яркий пример выборов в общенациональный орган власти — английский парламент. Возникновение этого института связано с подписанной в 1215 г. королём Иоанном Безземельным Великой хартией вольностей, которая, в частности, запретила введение монархом новых налогов без согласия королевского совета. В 1265 г. на его основе был созван первый выборный парламент.

Эдуард I в парламенте. Книжная миниатюра. XVI в.

Имущественный ценз на парламентских выборах в графствах был одинаковым по всей стране: голосовать могли те, кто владел участком, приносившим ежегодную ренту не менее определённой (довольно значительной) суммы. В городах имущественный ценз различался.

В 1295 г. король Эдуард I созвал так называемый «Образцовый парламент», в котором помимо родовой знати и верхушки Церкви были представлены также мелкое дворянство и городские слои населения. Вправление Эдуарда III парламент разделился на две палаты: палату лордов, где заседали высшая аристократия и высшее духовенство, и палату общин, в которую входили рыцари и горожане. Ни один закон не мог быть принят без согласия обеих палат и монарха. Постепенно влияние нижней палаты усиливалось, а выборы в неё становились всё более демократичными. В XIX в. после ряда реформ к выборам в палату общин был допущен достаточно широкий круг избирателей, а география избирательных округов приведена в соответствие с картиной расселения избирателей, изменившейся в результате промышленного переворота.

Ещё одним интересным примером функционирования выборов на общегосударственном уровне в Средневековье и начале Нового времени является государственное устройство Речи Посполитой (1569—1795). В этом федеративном государстве огромную роль играла деятельность общенационального сейма и региональных сеймиков, участие в которых принимала местная шляхта (дворянство). Сейм избирал короля, давал ему разрешение на сбор налогов и формирование вооружённых сил, ратифицировал международные договоры и принимал другие важные решения.

Я. Матейко. Конституция 3 мая 1791 г. 1891 г.

Многие исследователи полагают, что характерная для этой системы анархия (связанная во многом с избирательной коррупцией и принципом liberum veto, по которому голос одного депутата мог заблокировать принятие любого решения) послужила одной из главных причин упадка и гибели польско-литовского государства в XVIII в. Тем не менее, идея избирательного права как одного из важнейших гражданских прав распространялась в Европе в немалой степени благодаря Речи Посполитой.

Бурное развитие избирательного права связано с событиями второй половины XVIII в., в первую очередь с победой американских колоний в Войне за независимость США в 1783 г. и с Великой Французской революцией 1789-1794.

Идея выборности органов власти стала одним из важнейших принципов строительства Соединённых Штатов Америки. С конца XVIII в. жители США выбирали президента (правда, путём двухступенчатых, а не прямых выборов), конгресс, губернаторов и законодательные собрания штатов, шерифов и даже судей (в некоторых штатах). Американское избирательное право было ограничено целым рядом цензов (имущественным, оседлости), а женщины и небелое население вообще не имели права голоса, но это был колоссальный для своего времени шаг вперёд на пути демократизации общественной жизни.

Ф. П. С. Жерар. Наполеон Бонапарт. 1805 г.

Что касается Великой Французской революции, то на разных её этапах количество выборных должностей и избирателей менялось. Но даже в период консульства (1799— 1804) и империи (1804—1814) существовали выборные законодательные органы, и решение о принятии Наполеоном Бонапартом титула «императора французов» было принято в результате референдума

Важно также отметить, что французская политическая модель в эти годы активно экспортировалась в завоёванные страны, что повлияло на развитие избирательного права в Италии, Голландии, Германии и других государствах

В первой половине XX в. в большинстве демократических государств окончательно зацепляется принцип справедливых выборов — всеобщих, равных, прямых при тайном голосовании.