Оглавление
Общие полномочия
Права и обязанности прокурора прописаны в Законе Российской Федерации «О прокуратуре». Некоторые из них представлены ниже:
- Предъявив служебное удостоверение, прокурор получает доступ к любым помещениям и право свободно перемещаться по всей территории поднадзорного объекта.
- Уполномочен проверять исполнение законов (при поступлении в органы прокуратуры информации о фактах их нарушения).
- Имеет абсолютный доступ к документам и материалам, а также вправе требовать от руководителя и другого должностного лица поднадзорного объекта представить все необходимые документы.
- Может вызывать должностное лицо и граждан для объяснений по поводу нарушения закона, если таковое имеется.
- Имеет право проводить прокурорскую проверку и ревизию.
Основные права и обязанности прокурора предоставляют возможность совершать действия:
- выносить протесты, не противоречащие закону;
- записывать представления об устранении нарушений;
- обращаться в суд с требованиями официально признать то, что правовой акт является недействительным (так как отменить его имеет право только суд);
- выносить письменное постановление о возбуждении уголовного дела (а также гражданского, арбитражного и так далее);
- письменно требовать привлечения виновного лица к ответственности.
Прокурорская деятельность делится на представление стороны обвинения в суде и надзорно-следственную деятельность. Прокурор вправе выбрать направление и заниматься продвижением дела. Но стоит учесть тот факт, что деятельность прокурора в качестве обвинителя подразумевает не только принятие обвинительных доказательств от следователя, но еще и передачу дела в суд. После чего ему будет необходимо доказывать вину подсудимого на протяжении всего процесса. Обязанность прокурора заключается в том, что он должен грамотно излагать суть своего обвинения. Именно уверенная позиция в суде и достойный отпор доказательствам со стороны защиты дает шансы на вынесение обвинительного приговора.
Если решение судьи не устраивает прокурора, то у него есть полное право подать апелляцию на пересмотр дела в вышестоящем суде. Таким правом наделена не только сторона обвинения, но и защита (ответчик или адвокат). Специалисты надзорно-следственного органа обязаны рассматривать жалобы на нарушения прав и свобод граждан Российской Федерации. Любое дело или рассмотрение начинается с письменного заявления.
Если нарушение имеет место, то прокурор обязан немедленно отреагировать на заявление. Именно это и является общей характеристикой прав и обязанностей прокурора. Причем на рассмотрение письменного заявления с фактами, доказывающими вину, — оно обязательно должно быть на столе у прокурора — дается определенное время.
Предыстория системы
Для того чтобы понять права и обязанности прокурора, необходимо заглянуть в историю.
Указом 12 января 1722 года Петр 1 учреждает прокуратуру Российской империи. Она была создана для осуществления контроля и надзора за соблюдением закона во всех областях государственной власти. Работа проводилась гласно, в отличие от службы фискалов. Учредив прокуратуру и наделив ее контрольно-надзорной функцией, правитель вызвал к жизни систему специальной правовой нормы, которая регулирует отношения в обществе.
Указ императора в 1772 году возложил на прокуратуру особые обязанности в правовой деятельности. В частности, он гласил о том, что надзор осуществляется непосредственно за высшими государственными органами страны. Так как Сенат соблюдал строгие предписания указаний императора, генеральный прокурор имел право предлагать Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированным правом. Другими словами, прокуратура наделялась определенными полномочиями в сфере правотворчества.
Функции и принципы работы прокуратуры по ФЗ 2202-1
В соответствии с регламентом статьи 1 изучаемого нормативного акта, основными функциями изучаемой структуры являются:
- Надзор за исполнением регламента действующего законодательства иными государственными органами, а также юридическими и физическими лицами;
- Контроль деятельности судебных приставов;
- Контроль процессов судопроизводства;
- Осуществление уголовного преследования;
- Содействие правоохранительным органам в плане борьбы с преступностью.
Согласно актуальному тексту статьи 4 изучаемого Федерального закона, прокурорская система осуществляет свою деятельность вне зависимости от иных правоохранительных органов. Работники прокуратуры не уполномочены занимать должности в иных правовых учреждениях.
Деятельность по совместительству, заниматься которой прокурор имеет законное право, может являться:
Генеральная прокуратура Российской Федерации уполномочена на выпуск собственных нормативно-правовых изданий в соответствии с актуальной конституцией Российской Федерации.
Что такое представление прокурора
Под понятием представление прокуратуры подразумевается требование прокурора об устранении нарушений закона. Данная возможность предоставляется на основании статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ». В соответствии с этой статьей прокурор имеет право потребовать немедленное устранение зафиксированных правонарушений.
Обратите внимание! Главная задача такого действия, как представление прокурора, заключается в том, чтобы существенно ускорить порядок реагирования на возникшие правонарушения. За счет этого обеспечивается оперативное восстановление режима законности
Рассматривая особенности представления прокурора, стоит отметить тот факт, что этот инструмент надзора, прежде всего, является настоятельной, не обязывающей рекомендацией исполнять законы Российской Федерации. Общие положения о договоре говорят о том, что данную рекомендацию нужно рассмотреть, но совершенно необязательно исполнять. Таким образом, прокурорское представление является исключительно грамотной юридической консультацией. При этом стоит заметить, что в Кодексе об административных правонарушениях четко указано, что неисполнение требований надзорного органа влечет за собой административную ответственность.
Подводя предварительные итоги, можно сделать вывод, что одним из механизмов реализации надзорных полномочий прокуратуры является возможность привлечения к административной ответственности нарушителя, который не исполнил требований представления прокурора. Найти prostitutes в Дубаи можно по интернету. В этом случае нарушителя ожидают санкции в размере до 100 тысяч рублей. Нарушитель также может быть наказан путем административного приостановления его деятельности.
Если говорить о содержании этого правового акта, то представление прокурора или его заместителя об устранении нарушений закона должно содержать следующую информацию:
- наименование органа или должностного лица, которому адресуется данный документ;
- источники информации, позволившие выявить правонарушения (чаще всего указывается – «по результатам проведенной проверки»);
- список обнаруженных правонарушений и ссылки на нарушение соответствующих норм действующего законодательства РФ;
- четко обозначенные требования прокурора относительно устранения имеющихся нарушений;
- комментарии, касающиеся порядка и сроков рассмотрения данного документа.
Военная прокуратура
Генеральный прокурор Российской Федерации отвечает за законность и в органах военного управления, частях, соединениях и на предприятиях, подчиненных военному ведомству. В их сфере деятельности — защита прав военнослужащих и работников военных организаций, а также призывников.
Задача охраны правопорядка выполняется военными прокурорами, ими руководит Главная военная прокуратура при Генеральной прокуратуре.
При необходимости сотрудники обращаются с исками в суд, имея полномочия, аналогичные тем, которыми обладают гражданские прокуроры. Делают они это реже, т. к. в частях работают штатные юристы.
В целом же функции прокурора в гражданском процессе из-за военной формы не меняются:
- защита прав граждан и организаций;
- охрана законности в подведомственной сфере.
Уголовный процесс
Правонарушения в сфере уголовного кодекса оказывают огромное влияние на общество. Поэтому принципиальная задача прокурора заключается в законности и конституционном устройстве государства, а также поддержке прав гражданина Российской Федерации. Его функции:
- Контроль над исполнением закона.
- Обеспечение раскрытия нарушений и противоправных деяний.
- Осуществление уголовного преследования.
- Обеспечение правовой защиты.
Права и обязанности прокурора в уголовном процессе должны соблюдаться четко, так как от этого зависит правильный ход расследования и выявление преступных лиц. В компетенцию прокурора входит:
- отстранение человека от работы, если он допустил нарушения;
- привлечение при необходимости специалиста узкого профиля;
- возможность принять самоотвод дознавателя по заявлению.
Обязанность прокурора во время судебного разбирательства:
- предоставить доказательную базу обвинения;
- сформулировать аргументы;
- отвечать на контраргументы со стороны защиты обвиняемого;
- предложить наказание в соответствии с законом.
Прокурор является полноправным участником суда. Он имеет полное право выказывать свое недовольство, задавать вопросы и подчеркивать замечания.
Ключевые достижения
Наиболее «громкими» победами надзорного органа в последние годы можно назвать такие дела.
Дело банка «Русский стандарт» (2007 год)
В начале 2000-х годов банк применял к клиентам поистине грабительские схемы. В договоре не оговаривалось, что указанная сумма процентов по кредиту является не годовой, а взимаемой ежемесячно. Также гражданам массово рассылались кредитные карты, после активации которых со счета необоснованно списывались средства.
Волгоградская прокуратура обжаловала такие действия в суде. В результате владелец банка Р. Тарико немедленно отменил дополнительные комиссии по новым и уже выданным кредитам.
Уголовное дело в отношении Елены Котовой (2011 год)
Будучи директором от России, Белоруссии и Таджикистана в Европейском банке реконструкции и развития, Котова требовала у руководства «КанБайкал Ресорсез инк» взятку за предоставление кредита. Речь шла о вымогательстве в размере $ 1 млн 425 тыс. При участии Генпрокуратуры Е. Котовой было назначено наказание в виде условного лишения свободы на 5 лет. Дело было резонансным и практически беспрецедентным.
Выявление растрат в снабжении Росгвардии и МВД (2017 год)
Зам. главного военного прокурора А. Никулищин установил наличие растраты в сотни миллионов рублей и факты закупки некачественных продуктов для снабжения внутренних войск МВД и Росгвардии.
Выявление нарушений в Минобрнауки (2013 год)
В 2013 году прокуратура занималась фактами незаконного присвоения Минобрнауки ученых званий и степеней. Как выяснилось, только в 2012 году было необоснованно выдано более 1 млн докторских дипломов. Шесть чиновников Министерства были уволены.
Дело А. Улюкаева (2016 – 2018 годы)
В ноябре 2016 года Министру экономического развития России А. Улюкаеву было предъявлено обвинение в получении взятки в размере $2 млн. В апреле 2018 года в отношении него вступил в силу приговор о лишении свободы на 8 лет и взыскании штрафа в 130 млн рублей.
«Практически ежедневно СМИ сообщают о задержании должностных лиц, заподозренных в получении взяток или совершении других коррупционных преступлений. Причем во многих случаях речь идет как раз не о рядовых работниках. Можно привести много примеров уголовного преследования высокопоставленных чиновников» (из интервью Генпрокурора Ю. Я. Чайки «Российской газете» в январе 2016 года).
Предъявление обвинения Р. Арашукову (2019 год)
Благодаря совместной работе правоохранительных органов и прокуратуры было возбуждено уголовное дело в отношении сенатора Р. Арашукова. Ему инкриминируется организация политических убийств.
Глава Генеральной прокуратуры
Структуру возглавляет Генеральный прокурор. Он назначается на должность и снимается с нее Советом Федерации по представлению Президента РФ. Этот пост может занять гражданин России не моложе 35 лет, имеющий соответствующее профильное образование. Также к претенденту предъявляются требования относительно состояния его здоровья и моральных качеств, позволяющих достойно исполнять обязанности.
Срок исполнения обязанностей Генерального прокурора равен 5 годам, назначаться на должность он может неоднократно. Начиная с 23 июня 2006 года и по настоящее время этот пост занимает Ю. Я. Чайка. С 1999 г. по 2006 год Юрий Яковлевич был главой Министерства юстиции РФ.
Рис.2 Генеральный прокурор России Ю. Я. Чайка
С 17.05.2000 по 02.06.2006 г. структуру возглавлял Владимир Васильевич Устинов, а его предшественником был Юрий Ильич Скуратов.
Основания для вмешательства прокурора
Основания, обеспечивающие участие прокурора в гражданском процессе:
- нарушение прав и интересов гражданина;
- защита прав и свобод неограниченного числа лиц;
- нарушение социальных, трудовых прав;
- нарушение прав на материнство, отцовство и детство;
- нарушено право на государственное или муниципальное жилье;
- нарушены права на медицинскую помощь, образование;
- нарушены экологические права граждан.
Почему же сотрудники организации не вступаются в суде за каждого гражданина? Они вправе оказать юридическую помощь одному лицу лишь при наличии:
- недееспособности;
- проблем со здоровьем;
- ограничений, вызванных возрастом;
- иных уважительных причин.
Основания участия прокурора в гражданском процессе представляют собой открытый перечень. Подобный подход практичен, ведь нельзя все жизненные ситуации учесть в одном законе.
Ранее действующее законодательство давало более широкие полномочия органам прокуратуры, но произошедшие перемены не отразились на объеме работы ведомства. Если на приеме прокурор жалуется на отсутствие полномочий, скорее всего, у него нет желания заниматься проблемами граждан.
Последние изменения в федеральном законе «О прокуратуре РФ»
Были усовершенствованы положения, затрагивающие прокурорские проверки, касающиеся:
- Соблюдения основных прав;
- Гарантий и свобод граждан и юридических лиц.
Статья 6 претерпела изменению в части установленных сроков:
- В настоящее время вся необходимая документация, которая была запрошена в рамках осуществления соответствующей проверки, должна быть представлена в течение 3х рабочих дней;
- Если вопрос касается проверки действующего закона, срок сокращается до двух дней;
- Если запрашиваемая информация касается причинения вреда имуществу, природной окружающей среде, гражданам, государству, чрезвычайной ситуации, то сведения должны быть представлены в течении одних суток.
Статья 21 дополнена конкретизацией сроков. Теперь решение о проведении проверки должно быть доведено до проверяемого субъекта не позднее чем в день начала проверки. В таком решении в обязательном порядке должны быть указаны основания проведения проверки, ее основные цели и предмет проведения.
Названым Федеральным законом устанавливаются:
- Конкретные сроки проведения проверок;
- Возможность и основания их продления;
- Случаи, когда проведение проверок законно и обосновано.
Нужен образец заполнения госпошлины за замену и выдачу водительского удостоверения? Он здесь.
Интересует торговый сбор с 1 июля 2021 года для населения? Смотрите далее.
Федеральный закон является фундаментом правовой деятельности органов прокуратуры на территории нашей страны. Он обязателен для применения как работникам прокуратуры и прокурорам, так и лицам, которые являются субъектами прокурорского надзора.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Прокуратура России – это единая централизованная федеральная система органов, занимающихся надзором за соблюдением Конституции РФ и точным следованием законодательству.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
При этом все действия производимые её сотрудниками совершаются от лица государства. ФЗ № 2202-I устанавливает принципы, в соответствии с которыми осуществляется деятельность вышеназванного органа и устанавливается его организация.
Следующая
Судебные вопросыСрок рассмотрения и подачи апелляционной жалобы по гражданскому делу
Структура
В Федеральном Законе (статья 11) она представлена следующим образом:
- На вершине стоит генеральная прокуратура России.
- После идет прокуратура субъектов.
- Образовательные и научные учреждения.
- Юридические лица, которые относятся к редакции печатных изданий.
- Ключевым завершением является прокуратура района и города.
Кроме того, в структуру прокуратуры России входит Следственный комитет при прокуратуре. Но он образует собственную систему органов. Стоит отметить тот факт, что несколько лет назад СК Российской Федерации был отдельной структурой. Однако проведенная реформа позволила объединить две организации, что не только упростило, но и улучшило правоохранительные органы.
Устранение нарушений
Для пресечения преступлений прокурор использует комплекс правовых методов. Устранение правонарушений предусматривает также ликвидацию его последствий и предупреждение новых злоупотреблений. Для устранения нарушений прокурор вправе:
- Опротестовывать нормативные акты или обращаться в судебные инстанции с иском о признании их недействительными. Данное полномочие рассматривается не только в качестве права, но и как обязанность прокурора. Другими словами, в случае выявления несоответствия сотрудник не может уклониться от реагирования. Протест подается в письменном виде. В качестве обязательных реквизитов документа выступают точное наименование органа, который его принимает, указание на нормативный акт, противоречащий, по мнению прокурора, законности со ссылкой на соответствующее положение, перечисление оснований, свидетельствующих о несоответствии.
- Вносить в государственные и прочие органы представления об устранении нарушений и обстоятельств им способствующих. Порядок передачи данного документа аналогичен описанному выше. Вносится представление тому должностному лицу или в тот орган, компетенция которого обеспечит принятие соответствующих мер по устранению нарушения, а также его причин и обстоятельств.
Основные положения
Мнение эксперта
Давыдов Александр Юрьевич
Консультант по вопросам гражданского права с 20-летней практикой. Автор множества статей на юридическую тематику
Прокуратура РФ призвана обеспечивать законность и защиту основных прав и гарантий граждан нашей страны, общества и государства. Для достижения названых целей она обеспечивает:
- Надзор за органами власти;
- Надзор за оперативно-розыскными органами;
- Надзор за судебными приставами;
- Надзор за администрациями;
- Осуществление уголовного преследования;
- Юридическую помощь по вопросам правоприменения при борьбе с преступностью;
- Привлечение к административной ответственности в соответствии с положениями КоАП РФ.
- Может участвовать в разработке и утверждении законов РФ;
- Представляет собой вертикальную систему власти, где нижестоящие прокуроры подчинены вышестоящим прокурорам, а также Генеральному прокурору РФ.
- Являются независимыми от иных систем федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ, подчиняются только законодательству РФ;
- Действуют открыто и гласно (исключения составляют персональные данные граждан и государственная либо иная охраняемая законом тайна);
- Информируют население и органы власти о состоянии законности на территории страны и отдельных субъектов.
Нужна заявка займа «Домашние деньги» онлайн? Смотрите здесь.
- Не могут быть выбраны в органы либо быть участником органов, образующихся по решению органов власти или являющихся ими;
- Не могут быть членами группировок, деятельность которых осуществляется в политической сфере;
- Не могут заниматься никакой оплачиваемой деятельностью, кроме творческой, научной и педагогической.
Прокурор не может требовать:
- Документацию, которая не входит в цель и предмет его проверки;
- Документы, которые в рамках другой прокурорской проверки уже были переданы в органы прокуратуры;
- Документы, опубликованные в сми.
В органах прокуратуры рассматриваются:
- Заявления;
- Обращения;
- Жалобы, которые содержат информацию о нарушении законодательства РФ.
Доступ к необходимым материалам
Статус прокурора позволяет сотруднику осуществлять проверку документов поднадзорных органов. При этом служащий руководствуется исключительно государственными интересами. Необходимо отметить, что Закон «О прокуратуре РФ» не содержит каких бы то ни было ограничений по степени открытости или содержанию материалов. Сотруднику предоставляется доступ ко всем документам под грифом «для служебного пользования», а также содержащим информацию интимного, медицинского и прочего характера, коммерческую тайну. При этом Закон «О прокуратуре РФ» указывает на то, что сотрудник, обладая такими сведениями, не может их разглашать.
Для проверки документов, в которых содержится военная или государственная тайна, а также бумаги под грифом «совершенно секретно» или » секретно» необходим специальный допуск. Его может иметь Генеральный прокурор РФ. При ознакомлении и изучении указанных материалов служащий должен соблюдать определенный порядок обращения с ними. В случае разглашения сведений, которые составляют военную или государственную тайну, прокурор несет ответственность наравне с прочими должностными и другими лицами.
Вторая категория полномочий
Вторая категория полномочий позволяет прокурору ликвидировать установленные правонарушения и привлекать замешанных в этом людей к ответственности перед судом, а именно:
Оспаривать те нормативно-правовые акты, которые противоречат законодательству Российской Федерации, подавать обращение в суд, чтобы аннулировать их.
Выявлять нарушения в подведомственных учреждениях.
Выявлять административные правонарушения.
При необходимости возбуждать или возобновлять уголовное дело.
Привлекать нарушителей к дисциплинарной или уголовной ответственности согласно решению суда.
Высвобождать лиц, находящихся в задержании незаконно.
Предупреждать госслужащих о последствиях несоблюдения законов, тем самым государственный прокурор предостерегает чиновников от возможных последствий
В современных реалиях это крайне важно.
Особенности работы с документами
Вышеизложенные полномочия явно перекликаются. Тем не менее они считаются самостоятельными. Отличие между требованием о предоставлении и доступом к материалам состоит в непосредственном подходе сотрудника к определению того комплекса бумаг, которые позволят ему разобраться в ситуации. В первом случае материалы будут в неконкретизированном, общем виде. Это обусловлено тем, что у служащего нет данных, в каких именно документах присутствует интересующая его информация. Во втором же случае сотрудник, обращаясь к руководителям или иным должностным лицам, предоставляет точный перечень бумаг, которые ему нужны.
Еще одним различием являются и те задачи, которые решаются посредством реализации этих полномочий. Так, в первом случае они обладают поисковым характером. Задача прокурора заключается в максимально быстром обнаружении и фиксации необходимой информации. Зачастую при этом ему также следует предусмотреть меры для обеспечения сохранности материалов. Во втором случае выполняется задача по пополнению имеющейся базы недостающими сведениями. Необходимо сказать, что процесс ознакомления с материалами непосредственно на месте отличается большей трудоемкостью. Если говорить о результатах, то во втором случае при непосредственной работе с материалами в организации прокурор имеет возможность сразу установить факт нарушения и определить ответственных за него лиц. При запросе бумаг такого результата, как правило, нет.
Какие были внесены изменения?
Каждый нормативно-правовой акт, изданный непосредственно на территории Российской Федерации, регулярно проходит процедуру обновления своего регламента. Данный процесс способствует упразднению нелегитимных частей каждого конкретного Федерального закона и актуализации его основных положений.
Процесс актуализации нормативного акта является необходимым нюансом в условиях постоянно изменяющейся политической и правовой обстановки как на территории Российской Федерации, так и за её пределами.
- В 3 абзац части 1 статьи 41.4 добавлено предложение, устанавливающее, что если местом отдыха служащего прокуратуры в период основного отпуска является оздоровительный санаторий, то проезд оплачивается и сотруднику, и членам его семьи;
-
В пункт 3 статьи 44добавлен абзац, гласящий, что единожды в год сотруднику прокуратуры оплачивается железнодорожный, водный, наземный (кроме такси) или авиатранспорт в два направления, следующий по адресу курортно-оздоровительного комплекса. На подобные льготы также могут рассчитывать:
- Члены семей работников прокуратуры;
- Сотрудники, уволенные по причине травмы, полученной при исполнении;
- Сотрудники в отставке.
Пункт 7 статьи 44 рассматриваемого Федерального закона признаётся утратившим актуальность.
Нормативное регулирование судебного процесса
Никого не удивить присутствием прокурора в судебном процессе. Его участие в нем регламентировано законом. Далеко не в каждом процессе он имеет право принимать участие. На практике, конечно, сложнее заставить сотрудников ведомства выполнить их обязанности в полном объеме, чем столкнуться с их необоснованным вмешательством.
Действия прокурора в области гражданского судопроизводства регламентированы двумя базовыми нормативными актами Российской Федерации:
- Закон «О прокуратуре РФ»;
- Гражданский процессуальный кодекс.
Закон «О прокуратуре» содержит основания и формы участия сотрудника данного ведомства в судебном процессе, и в гражданском в частности.
ГПК – нормативный акт, регулирующий возбуждение и рассмотрение гражданских дел. В нем содержится всего одна статья, посвященная целиком участию прокуроров – ст. 45 ГПК. Она или повторяет положения профильного закона, или расшифровывает его положения в части, касающейся гражданского процесса.
Таким образом, формы участия прокурора в гражданском процессе определены двумя законами.
Вдобавок Генеральной прокуратурой, иногда совместно с другими ведомствами, издаются приказы, направленные на исполнение законов, это касается и участия в гражданском судопроизводстве.
Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе заботится профильное управление Генеральной прокуратуры.
Генеральная прокуратура одновременно и занимается обобщением заявлений граждан, судебной практики. Это дает возможность выявить негативные тенденции в общественной жизни. Конечно, такого значения, как обзоры судебной практики, составленные судами, они не имеют, но все же дают возможность принять превентивные меры.
Действуя на опережение, ведомство создает отделы, занимающиеся контролем, например, в области земельной сферы. Проводятся проверки, в том числе и по жалобам граждан, и подаются иски в суды.
Приказом можно обратить внимание на какую-либо сферу жизни без создания специальных подразделений
Обучение на прокурора
Курсы
СНТА (Современная научно-технологическая академия) (СНТА)
Получить юридическое образование в Современной научно-технологической академии могут те, кто уже имеет какое-либо проф. образование. Такое образование равно по статусу второму профессиональному образованию. Курс переподготовки идет — 3,5 месяца.
Российский институт профессионального образования «ИПО»
Российский институт профессионального образования «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальности «Юрист» по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!
Вузы
Санкт-Петербургская юридическая академия
Юриспруденция (заочно) (Факультет юриспруденции (бакалавриат))
Московский гуманитарный университет, МосГУ
Юридический бизнес, услуги и деятельность корпоративного юриста (Юридический факультет)
Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития России
Юриспруденция (Юридический факультет)
Международный юридический институт
Юриспруденция (Юридический факультет)
Университет Российского инновационного образования
Юриспруденция (Факультет экономики и права)
Предлагаем вам ознакомиться с нашим перечнем юридических ВУЗов Москвы
Нужно окончить юридический вуз или факультет университета по специальности «юриспруденция».
Чтобы работать в военной прокуратуре, необходимо окончить военный вуз. Например, Военный университет Министерства обороны (г. Москва) (Военно-юридический или Прокурорско-следственный факультет по специальности «юриспруденция»).
Особенности участия прокурора в процессе
Вступление в дело возможно на любом этапе рассмотрения. Например, разрешено обжаловать решение суда первой инстанции, если ранее прокурор не участвовал в деле.
Сложившаяся практика обязывает к даче заключений при рассмотрении дела в первой инстанции.
Порядок рассмотрения дел в вышестоящих инстанциях этого не предусматривает. Исключение – отмена решения в апелляции или иной инстанции с направлением дела на пересмотр в первую инстанцию.
Апелляционная инстанция сама рассматривает дела, решения по которым ею были отменены. Перейдя к разбирательству дела с самого начала, суд вправе истребовать заключение по делу, если только прокурор не подавал иск.
В процессе пересмотра с целью устранения ошибок привлекают прокуратуру, если ранее она не принимала участие в деле по каким-то причинам.
Несмотря на обязательность прокурорского заключения, его отсутствие в деле не считается полноценной причиной для отмены решения. Насколько это так, зависит от того, принимал ли суд все меры, чтобы привлечь прокуратуру к процессу.
Не желая раздражать судей, из ведомства присылают копию заключения.
Цели проверки документов
Прокурора интересуют сведения о соответствии деятельности органа существующим юридическим предписаниям, об уже совершенных преступлениях и тех мерах, которые принимаются по их устранению и предупреждению, а также о привлечении виновных лиц к ответственности. При ознакомлении с необходимыми материалами сотрудник может установить конкретные факты преступлений, получить доказательную информацию, определить способы и формы получения недостающей информации. Изучая документы на месте, служащий имеет возможность сразу обратиться к должностным лицам за пояснениями, необходимыми справками. Также прокурор может сразу сопоставить реальную ситуацию и данные, отраженные в материалах.
Возбуждение дел по фактам нарушений
Данное полномочие реализуется прокурором при наличии достаточного объема информации, подтверждающей преступление. Сотрудник может возбудить производство по административному преступлению. В обязательном порядке при этом осуществляется проверка отсутствия определенных обстоятельств, которые могут воспрепятствовать привлечению к ответственности виновного лица. К ним, в частности, относят:
- Недостижение нарушителем шестнадцатилетнего возраста.
- Наличие по тому же факту уже состоявшегося решения.
- Истечение срока давности и прочее.
Прокурор выносит постановление о возбуждении административного судопроизводства. Оно направляется соответствующему должностному лицу, в компетенции которого находится рассмотрение такого рода дел. Постановление о возбуждении производства по преступлениям, требующим ареста, отправляется судье сразу после вынесения. Определения по поводу прочих преступлений направляются в компетентный орган в течение суток. Прокурор может также возбудить уголовное производство. В этом случае он выносит соответствующее постановление. Возбужденное прокурором уголовное дело отправляется в органы дознания и предварительного следствия или принимается им самим к производству.
Зарплата прокурора в Москве
Учитывая специфику работы прокурора и большое количество искушений, люди, занимающие данную должность, получают высокие доходы. Отметим, что путь становления прокурором занимает долгие годы. В первые несколько лет юрист получает минимальный размер оплаты труда.
Рассмотрим базовые цифры по доходам:
- средний минимум по России – семьдесят тысяч рублей;
- заработная плата с выслугой лет – девяносто тысяч рублей;
- максимальные зарплаты в Москве – пятьсот тысяч рублей.
Последние цифры характерны для единиц. В среднем прокурор зарабатывает около ста тысяч рублей в месяц после нескольких десятилетий трудовой деятельности в должности помощника или при работе в смежных ведомствах.
Что регулирует и когда применяется
Закон регулирует:
- Сферу деятельности прокуратуры и всех ее структурных подразделений;
- Обеспечивает правовую структуру;
- Механизмы взаимодействия всех элементов системы.
Применяется по вопросам:
- Осуществления полномочий прокуроров и прокурорских работников РФ;
- При взаимодействии с аналогичными органами других стран;
- Иностранных организаций;
- Осуществляет правовую поддержку;
- Устанавливает основные права и запреты в названой сфере правоотношений.
Сфера применения затрагивает полномочия прокурорских работников, при:
- Осуществлении проверок;
- Запроса информации;
- Участия в судебных процессах;
- Участия в нормотворческой деятельности;
- Предъявлении требований;
- Ведении реестров и статистики.