Статья 286 ук рф. превышение должностных полномочий

Оглавление

Комментарий к Ст. 19.4 КоАП РФ

1. Объектом рассматриваемых административных правонарушений является установленный порядок управления в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Объективная сторона данных составов правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, заключается в совершении виновным лицом действий по неповиновению законным распоряжениям (требованиям) должностных лиц, воспрепятствованию осуществления ими служебных обязанностей, доступу на объект проверки.

Это интересно: Гребенюченко результаты уголовного дела

Применяя указанные признаки актов применения права к содержанию ст. 42 УК РФ, И.Э. Звечаровским обоснованно выделены следующие признаки приказа и распоряжения:

— это требование начальника к подчиненному;

— эти требования вытекают из отношений подчиненности и субординации между лицами и органами;

— эти требования носят властный характер и потому обеспечены принудительной юридической силой;

— эти требования предписывают выполнение каких-либо действий (или воздержание от них);

— эти требования облекаются в установленную форму и издаются начальником в пределах его компетенции.

Существует презумпция законности приказа или распоряжения, изданного в надлежащей форме лицом, обладающим на это правом, и адресованного лицу, обязанному подчиняться, что обусловлено требованиями исполнительской дисциплины, необходимыми для нормального существования общества и государства.

Законным является приказ, отданный надлежащим лицом в пределах его должностных обязанностей и в надлежащей форме. Надлежащим лицом является непосредственный начальник, руководящий служебной деятельностью подчиненного, а также вышестоящий начальник (в определенных случаях).

Законными приказ или распоряжение являются, если они касаются вопросов, находящихся в пределах компетенции данного начальника. Выход за пределы компетенции признается превышением должностных полномочий и потому считается незаконным. Такое превышение служебных полномочий может повлечь уголовную ответственность по ст. 286 УК РФ.

В ряде случаев законом или иными нормативными актами предписывается определенная форма приказа или распоряжения, например письменная или заверенная печатью. Устное распоряжение, если по закону требуется оформление его письменно, является незаконным и не должно выполняться. Нарушение формы отдачи приказа или распоряжения в экстремальных условиях должно рассматриваться по правилам о крайней необходимости.

Законный приказ должен не только предписывать достижение определенной цели, но и указывать на законные пути и средства выполнения приказа.

При этом необходимо соблюсти следующие условия: требование, изложенное в приказе либо в распоряжении, должно стать своевременно известно подчиненному, данное в письменной форме вступает в силу с момента его подписания, если иное не указано в тексте; в устной — как правило, после оглашения.

Разграничение составов административных правонарушений, предусмотренных отдельными частями комментируемой статьи, производится в зависимости от лиц, в отношении которых совершаются противоправные действия — должностных лиц органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), органов охраны континентального шельфа и органов охраны исключительной экономической зоны, членов международной инспекционной группы, осуществляющей свои функции на основании действующего для Российской Федерации международного договора, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

2. В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Криминалистическая характеристика

Криминалистическая характеристика – это глубокий анализ всех положений дела, который позволяет признать факт правонарушения свершившимся определённым способом и в определённых обстоятельствах. Такой вид анализа строго системен, и требует комплексного подхода. Криминалистическая характеристика превышения служебных полномочий состоит из нескольких этапов:

  1. Личность преступника Только должностное лицо, которое постоянно или временно исполняет эти обязанности.
  2. Способы подготовки к преступлению Это могут быть переговоры с заинтересованными третьими лицами, в пользу которых будет совершаться нарушение (за вознаграждение). Также подготовкой к преступлению такого рода считается выжидание, сбор сведений и изъятие необходимых документов.
  3. Личность пострадавшего Это может быть физическое или юридическое лицо, или же общество в целом, если нанесённый вред нельзя конкретизировать и он нарушает права сразу группы лиц. Нужно указать, была ли у преступника цель навредить именно этому пострадавшему, или между субъектами связи нет.
  4. Предмет преступного посягательства Права и законные интересы людей, которые были нарушены для обогащения, власти или других личностных факторов.
  5. Обстановка совершения преступления Осуществлялось ли давление на субъектов, использовались ли обман, мошенничество, угрозы. Тут же нужно учесть, был ли преступник в здравом уме, когда совершал преступление, или имел место аффект, алкогольное или наркотическое опьянение. Учитывается также психоэмоциональное состояние сторон и мотив преступника.
  6. Последствия преступления Был ли нанесён реальный вред реальным субъектам. Даже если негативные последствия исключительно гипотетические, субъект всё равно понесёт наказание, потому что для этого вида преступлений действий, направленных на нарушение прав и интересов уже достаточно.

Превышение служебных полномочий – это одна из категорий коррупционных преступлений. С 2015 года в Украине законодатель начал относиться намного строже к этому виду правонарушений. Повышаются санкции, расширяется субъектная составляющая.

Второй комментарий к Ст. 286 УК РФ

1. В качестве дополнительного объекта выступают права и законные интересы граждан и организаций, а при обстоятельствах, предусмотренных в ч. 3 ст. 286 УК, и здоровье граждан.

2. Объективная сторона характеризуется совершением действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица, и наступлением общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

3. Если при должностном злоупотреблении виновный незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему полномочия, то при превышении должностных полномочий он совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции. Поэтому при квалификации деяния по ст. 286 УК необходимо точно установить объем полномочий должностного лица, определенный законом, уставом, инструкцией, приказом или иным нормативным актом, и выяснить, какие конкретно нормативные положения были нарушены и в чем выразились нарушения.

4. Превышение должностных полномочий может выражаться в совершении действий:

1) относящихся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по рангу; данного или другого ведомства);

2) которые могли бы быть совершены данным должностным лицом, но лишь при наличии особых условий, отсутствовавших в реальной ситуации (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц; задержание лица при отсутствии оснований, указанных в ст. 91 УПК РФ);

3) составляющих исключительную компетенцию коллегиального органа, но совершенных должностным лицом единолично (например, единоличное составление вердикта о виновности подсудимого старшиной присяжных заседателей);

4) которые никем и ни при каких условиях не могут быть совершены, поскольку не входят в компетенцию никого из должностных лиц (например, производство начальником охраны государственного учреждения личного обыска его сотрудников) (п. 19 постановления от 16.10.2009).

5. Преступление следует считать оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

7. Субъект преступления — должностное лицо, не занимающее государственных должностей либо должности главы органа местного самоуправления.

8. Квалифицированный состав данного преступления (ч. 2) характеризуется его совершением лицом, занимающим государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или должность главы органа местного самоуправления (см. комментарий к ч. 2 ст. 285 УК).

9. Особо квалифицированный состав (ч. 3) предполагает совершение данного преступления:

а) с применением насилия или угрозы его применения; б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий.

Применение насилия означает физическое воздействие на потерпевшего путем причинения ему побоев, физической боли, легкого или средней тяжести вреда здоровью, лишения свободы и т.п.

Угроза применением насилия — это психическое воздействие, при котором должностное лицо запугивает потерпевшего реальным применением любого физического насилия, вплоть до угрозы убийством.

Применение оружия или специальных средств означает их фактическое использование для физического или психического воздействия на потерпевшего: для устрашения (например, выстрелы поверх голов), для причинения физической боли или вреда здоровью, для ограничения личной свободы потерпевшего и т.д.

Под оружием понимаются предметы и устройства, отнесенные к оружию в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» (подробнее характеристику оружия см. при анализе ст. 222 УК).

Под специальными средствами понимаются водометы, слезоточивые газы, наручники, резиновые палки, специальные транспортные и иные технические средства поддержания общественной безопасности, правопорядка и личной безопасности граждан, состоящие на вооружении полиции, внутренних войск, иных государственных и муниципальных органов (п. 20 постановления).

10. О причинении тяжких последствий см. комментарий к ч. 3 ст. 285 УК.

Определение состава преступления

Как и другие смежные преступления с использованием служебных полномочий субъектом выступает должностное лицо, наделённое властью. Реализация государственной власти может происходить через:

  • госаппарат;
  • органы муниципалитета;
  • аппарат Вооруженных сил РФ.

Подробный список тех, кто является представителем власти, отражён в Примечании 1 статьи 285 УК РФ:

лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Обязательный элемент состава преступления – объект

Комментарий статьи 286 УК РФ акцентирует внимание на необходимости выделения и формулирования основного и дополнительного объектов

Основной объект – это общественные отношения в сфере государственной власти, интересов государственной службы и органов местного самоуправления;

Объективная сторона преступного действия – это реализация недоступных должностному лицу полномочий. Если использованы имеющиеся права и возможности, то деяние не является превышением. Правильно определённый состав преступления нуждается в установлении причинно-следственной связи между деянием представителя власти и возникшими нарушениями прав граждан или организаций.

В части субъективной стороны статья 286 УК РФ устанавливает наличие умысла. Но нет ограничения в части характера умысла: прямой или косвенный. Мотив преступления может быть любым, как материальным, так и личным.

Обособленно выделяют случаи, когда превышение полномочий привело к наступлению тяжких последствий, либо было реализовано с применением насилия. В таких делах требуется дополнительно установить факт наступления последствий либо использования оружия, угроз или насилия. К примеру, наступлением тяжких последствий может являться наступление смерти вследствие превышений должностных возможностей.

Характеристика

Злоупотребление должностными полномочиями ст. 285 УК РФ определяется законодателем как совершение лицом, занимающим определённую должность, действий с мотивом корыстного характера либо прочей заинтересованностью.

Результатом становится:

  • нарушаются правомочия граждан, учреждений и прочих лиц;
  • преступность затрагивает интересы указанных субъектов.

Последняя редакция кодекса буде предусматривать, что данная разновидность нарушения квалифицируется по статье 285 УК РФ как злоупотребление должностными полномочиями.

Объективная сторона

Злоупотреблять могут лица, которые занимают должности в:

  1. Учреждениях, основанных на началах самоуправления.
  2. Органах, действующих от имени государства.
  3. Ведомствах, обладающих муниципальным характером.
  4. Воинские подразделения. Они действуют в вооружённых силах страны.

На практике могут возникнуть ситуации, когда к служащим, ведущих деятельность на государственной основе, которые не относятся к группе должностных лиц, применяются положения рассматриваемой нормы.

Новый закон указывает на то, что в качестве объекта посягательства выступают органы, действующие на государственных и муниципальных началах, учреждения муниципалитета, подразделения воинского характера. Необоснованным будет признание в качестве объекта кооперативов, товариществ и прочих организаций. Пленум предусматривает, что перечисленные учреждения не должны относиться к федеральным либо муниципальным формам собственности.

Отличия от превышения

Превышение должностных полномочий ст. 285 УК РФ не предусматривается, о нём пойдёт речь в статье 286 УК. Консультанты в сфере юриспруденции указывают на то, что превышение и злоупотребление относятся к посягательствам, совершаемым должностными лицами. Следует иметь в виду, что данные разновидности преступлений могут совершаться также представителями власти и служащими гражданских органов. Компетенция в данном случае разниться у субъектов.

Наказываться рассматриваемое посягательство будет согласно обстоятельствам совершения противоправного посягательства. Уголовное законодательство даёт возможность легко найти отличия превышений от злоупотреблений.

Состоят они в том, что:

  • в статье 285 УК речь идёт о злоупотреблениях, то есть когда должностное лицо использует свои полномочия, которыми он наделён;
  • совершается указанное правонарушение при наличии корыстной или прочей заинтересованности, носящей личный характер;
  • последствием становится нарушение правомочий либо интересов, закреплённых в законе;
  • если говорить относительно превышения – полномочия неправомерным образом используются виновным, так как не отнесены к его компетенции.

В указанный перечень также отнесены действия, которые включаются в полномочия другого человека. Регламентировать этот момент будет должностными инструкциями служащих. Администрация бюджетных и иных организаций устанавливает компетенцию всех сотрудников. Разъяснение также указывает на то, что последним признаком совершаемого превышения выступают действий, которые не вправе совершать кто-либо.

Неосновательным будет и совершение действия одним человеком, если в правоприменительных актах отражается их коллегиальный характер. Такой силой в республиках и прочих регионах обладают должностные документы лиц. Халатность и нецелевое расходование финансов, мошенничество регулируется иными положениями уголовного законодательства.

Тюрьма

Помимо известной меры наказания в виде штрафа при использовании должностных полномочий не по назначению высокопоставленным лицом, стоит обратить внимание на то, что не всегда получается «откупиться». В некоторых случаях по отношению к нарушителю применяются особые санкции

О чём речь? О тюремном заключении с небольшим «дополнением». В отличие от обычного превышения полномочий, имеющихся у лица благодаря службе и труду, при участии в преступлении высокопоставленных лиц суд имеет полное право лишить свободы виновника на 7 лет. Или на меньший срок.

А в дополнение к этому назначается ещё и запрет на ведение деятельности и накладывается табу на возможность занимать определённые должности. Срок подобного наказания способен составлять до 36 месяцев. Но в ст. 286 указано, что подобного рода ограничение может и не назначаться. Хотя на практике эта мера активно применяется.

Дополнительно

Если превышение полномочий служащим было сопряжено с убийством, совершенным умышленно, деяние необходимо квалифицировать по совокупности статей. В частности, ответственность наступает по ч. 3 рассматриваемой нормы, а также по ст. 105 (в соответствующей части). При причинении служащим среднетяжелого или тяжкого вреда, а также смерти пострадавшему при превышении пределов, установленных для необходимой обороны, либо мер, которые требуются для задержания гражданина, совершившего преступление, поведение охватывается статьями 108 или 114 соответственно. Дополнительная квалификация по рассматриваемой норме не осуществляется.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Объект преступления — отношения по обеспечению нормальной деятельности органов власти, государственной службы и органов местного самоуправления.

Объективная сторона преступления состоит в использовании должностным лицом своих служебных полномочий во вред интересам службы. Данные действия являются уголовно-наказуемыми при условии, если они повлекли существенные нарушения прав и законных интересов общества и государства.

Состав является материальным.

Объективная сторона характеризуется 3 признаками:

  1. совершение действий, указанных в диспозиции статьи;
  2. наступление вредных последствий;
  3. причинная связь между использованием служебных полномочий и наступлением указанных вредных последствий.

Исходя из смысла ч. 1 ст. 285, виновный действует в пределах предоставленных ему полномочий и пользуется предоставленными ему правами, однако действует он вопреки интересам службы.

Преступление может совершаться как путем действий, так и бездействия. Обязательным элементом объективной стороны состава является существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо государственных или общественных интересов, охраняемых законом. Суд устанавливает, насколько серьезно нарушены права или законные интересы, исходя из обстоятельств дела. Существенные нарушения могут выражаться в причинении материального ущерба, а также нарушении, например, конституционных права и свобод, подрыве авторитета органов власти, государственных и других организаций и т. д.

Субъективная сторона выражается только умышленной формой вины в виде прямого и косвенного умысла. Виновный сознает, что использует свои должностные полномочия вопреки интересам службы, предвидит, что это приведет к существенному нарушению охраняемых законом прав и интересов, желает или сознательно допускает наступление общественно опасных последствий.

Обязательным элементом субъективной стороны является мотив: корысть или иная личная заинтересованность. Действуя по корыстным мотивам, лицо стремится получить имущественную выгоду без незаконного изъятия чужого имущества и безвозмездного обращения его в свою пользу. Иная личная заинтересованность понимается как стремление извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное различными побуждениями: карьеризмом, семейственностью, получением взаимной услуги и др.

Субъект преступления — должностное лицо. Часть 2 ст. 285 предусматривает квалифицированный состав — то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

Таким образом, преступление представляет повышенную опасность, если субъектами его являются:

  1. лица, занимающие государственные должности РФ, то есть лица, должности которых установлены Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и другими федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (примечание 2 к ст. 285), например, председатели палат Федерального Собрания, депутаты Государственной Думы;
  2. лица, занимающие государственные должности, установленные конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы, депутаты представительных органов субъектов Федерации);
  3. главы органов местного самоуправления — должностные лица, возглавляющие деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Особо квалифицированным видом злоупотребления должностными полномочиями будет причинение в результате их тяжких последствий. Такими последствиями могут быть дезорганизация аппарата управления, нанесение ущерба в особо крупном размере.

Отграничения от смежных составов преступления

Для того, чтобы определить преступление как превышение должностных полномочий, все из перечисленных выше особенностей должны быть применимы к ситуации. Если хотя бы один из них отсутствует, тогда нужно искать другой, смежный или схожий по фабуле состав.

Есть несколько ситуаций, в которых можно перепутать превышение служебных полномочий и иные составы преступлений

Особенное внимание во время квалификации нужно обратить на:

  1. Случаи, когда субъект не имеет прямого умысла Иногда случается, что должностное лицо не знало и не могло знать про определённые ограничения своих прав и обязанностей. Если это незнание было честным, и негативные последствия совершённого правонарушения были минимизированы или нивелированы самим преступником, то говорить о квалификации по статье 364 Уголовного кодекса нерационально. Тем не менее, закон не освобождает такого субъекта от ответственности. Его действия просто будут квалифицироваться по статье «халатность» и лицо получит меньшее наказание за своё деятельное покаяние.
  2. Ситуации, в которых субъект изначально использовал незаконные методы воздействия, не связанные с его полномочиями Когда сотрудник правоохранительных органов использует силу, депутат – обманывает, или судья – угрожает, это нельзя называть превышением служебных полномочий. В данном случае происходит грубое нарушение служебной этики и правил поведения должностного лица, которое привело к нарушению прав и законных интересов других лиц. Такие действия квалифицируются как более общественно опасные и попадают под действие других статей Уголовного кодекса.
  3. Преступления связанные с превышением полномочий, которые переросли в более тяжёлые правонарушения В определённых ситуациях преступление может начинаться, как превышение служебных полномочий, но в ходе событий должностное лицо начнёт применять методы, которые не могут квалифицироваться по статье 364.В таком случае у суда есть несколько путей решения вопроса: или разделить эпизоды и квалифицировать их по разным статьям, или объединить их в один. Если судья выбрал второй путь, тогда из всех статей выбирается самая общественно опасная, которая влечёт за собой наибольшее наказание. В таком случае превышение служебных полномочий будет выступать как отягчающее обстоятельство, которое может повлиять на увеличение степени санкций.

Превышение служебных полномочий сложно поддаётся правовой квалификации. Даже опытные специалисты стараются подготовить объёмную доказательную базу и прояснить правовую позицию множеством нормативно-правовых актов и Решений Верховного Суда, чтобы быть уверенным в выигрыше дела.

Кто такие должностные лица

Первое, с чем нужно разобраться в этом вопросе – кто такие должностные лица? В соответствии с Уголовным кодексом Украины должностное лицо – это:

  • руководители предприятий, министерств, ведомств;
  • лица, у которых установлено законом право нанимать и увольнять людей.

Также по УКУ к должностным лицам приравнивают сотрудников, которые временно или на постоянной основе выполняют функции лиц, перечисленных выше.

Ни в одной из статей закон не даёт чёткого определения понятия «должностное лицо». Он выражает термин через перечень лиц, которые считаются частью этой категории. Чтобы лучше разобраться в этом термине, стоит обратиться к научно-практическим комментариям и Постановлением Пленума Верховного Суда.

Должность, которую занимает государственный служащий, определяет содержание его деятельности и правовое положение. От должности зависят объем, формы, методы участия государственного служащего в практическом осуществлении компетенции государственного органа, где он работает.

В то же время государственную службу следует рассматривать не как простую совокупность должностей государственных служащих, а как некую единую структуру, которая имеет свою соответствующую иерархию.

Согласно должность – это определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий.

Законодательное определение понятия должности охватывает его характеристику с организационной и правовой точек зрения.

  1. В организационном аспекте должность характеризуется тем, что она устанавливается государством (компетентным органом), включается в штатное расписание (входит в единой номенклатуры должностей), является первичной единицей государственного органа или его аппарата, по которой закрепляется определенный круг полномочий, определяются, кроме штатного расписания , структурой органа и являются достаточно стабильными. Именно этим обусловлены роль и место лица, занимающего соответствующую должность в государственном органе и его аппарате.
  2. В правовом аспекте должность характеризуется полномочиями, кругом прав и обязанностей, которые закреплены за должности. Они устанавливаются нормативно-правовыми актами и является частью прав и обязанностей государственного органа.

Куда можно обратиться, став жертвой правонарушения

Защищать гражданина или юрлицо от произвола представителя правоохранительных органов призван Следственный комитет (СК). Следовательно, нужно идти в этот госорган. Если произошло нарушение прав в серьезном объеме, то необходимо постараться собрать доказательства (к примеру, зафиксировать побои в медучреждении).

Данная инстанция обязана рассмотреть все обстоятельства дела, в том числе показания и объяснения самого нарушителя закона. То есть заявителю желательно сразу позаботиться о сборе доказательств.

При разборе преступлений, связанных превышением прав, учитывается уголовно-правовая характеристика деяния. В частности, в ее состав входит определение рамок властных полномочий. Таковые не всегда можно точно обозначить. Часть прав записана в законе. В таких ситуациях превышения должностных полномочий нетрудно доказать, как в примере с полицией.

Иное дело, разобраться с рамками прав госслужащих. В инструкциях их поступки и права расписываются размыто. Большая часть важных решений принимается коллегиально, что снижает уровень ответственности чиновников. Практика правоприменения нормы говорит о том, что добиться справедливости в подобных делах бывает сложно.

Официальный комментарий к изучаемой статье рекомендует начинать разбирательство с выявления акта, описывающего полномочия правонарушителя. Параграф 286 УК РФ говорит о выходе за границы, определённые законом или иным документом. Чтобы четко зафиксировать преступление, необходимо определить данный акт.

Кроме того, важным для квалификации деяния является определение сути нарушение интересов или прав пострадавшего объекта. Таковым принято считать ущемление, к примеру, конституционных прав и свобод людей; причинение вреда здоровью граждан. Понятие считается оценочным. Разбирается отдельно в каждом конкретном деле.

Рассмотрим несколько примеров судебной практики:

  1. Участковый сотрудник полиции во внеслужебное время пришел в дом к подозреваемому и учинил обыск. Санкционирующего документа хозяину помещения не предоставил. Ничего не изъял, но провел съемку своих действий. Хозяин квартиры подал заявление в СК о злоупотреблении участковым своими полномочиями. Сотрудника полиции осудили по 286-й статье УК.
  2. Капитан судна, находящегося в международном рейсе, уличил матроса в хищении. Он заключил его под арест, на что имел полное право в рамках специальных полномочий. Человек томился в неволе несколько месяцев. После возвращения в порт приписки, обратился к адвокату. Специалист обратился к судебной практике по сходным делам. Выяснил, что капитан вышел за рамки полномочий. Он обязан был передать матроса государственным властям в любом порту временной стоянки (таковых за все время было несколько) для организации расследования.

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания.

1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

5. Утратило силу. — Федеральный закон от 04.05.2011 N 97-ФЗ.