Отсутствие события административного правонарушения

Оглавление

Чем отличается событие от состав административного правонарушения?

Российское законодательство предусматривает несколько оснований, при наличии которых производство по административному делу подлежит прекращению.

В число таких оснований входят отсутствие события или состава правонарушения.

Ясное понимание того, что означает каждая из этих категорий, в чем их сходство и различие важно для правильной квалификации проступка, а также для избрания вида наказания, соответствующего тяжести совершенного нарушения

Событие как категория административного производства

В отечественных правовых актах не встречается точного юридического определения данного понятия. Статья 26.

1 КоАП Российской Федерации лишь указывает на необходимость обязательного установления его наличия при производстве административного дела.

Однако анализ законодательных актов, судебной практики, научных работ в области юриспруденции позволяют выделить несколько признаков, характеризующих его как самостоятельную категорию в административном производстве:

  • Подтвержденный факт его возникновения и существования в материальном мире.
  • Произошло ли в результате деятельности человека или в как проявление природных сил.
  • Время возникновения, место, наступившие общественно вредные последствия.
  • Связь между противоправным поведением лица и наступившими общественно вредными последствиями.
  • Нарушается ли какое-либо общественное отношение, которое находится под охраной законодательства об административных проступках.

Таким образом, событие административного правонарушения – это его внешнее, фактическое проявление в окружающем материальном мире. Возникает лишь вследствие действия или бездействия лица. В ходе его происходит нарушение (посягательство на нарушение) охраняемых законом правоотношений.

Сходство и взаимосвязь

При внимательном изучении структуры и внутреннего содержания рассматриваемых категорий можно отметить схожесть некоторых признаков и их определенную взаимосвязь.

Так, событие характеризуется способом совершения, местом, временем, наступившими последствиями. Эти же составляющие образуют объективную сторону проступка. Необходимым признаком события является нарушение какого-либо общественного отношения, охраняемого законодательством. Другими словами, должен быть объект нарушения права.

Таким образом, в событии правонарушения находят свое отражение элементы его состава: объективная сторона противоправного деяния (время, место, способ и другие обстоятельства) и его объект.

Различие и значение

Однако рассматриваемые категории — нетождественные категории. Так, только наличия события недостаточно, чтобы привлечь лицо к ответственности. Для этого необходимо установить еще два элемента состава: субъект и субъективную сторону.

Они характеризуют внутреннюю сторону противоправного деяния, выражающуюся в возможности лица быть привлеченным к ответственности за содеянное. Например, субъектом может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-ти летнего возраста.

Субъективная сторона предусматривает, что лица виновно в совершенном деянии, а также то, что у него имелись цель и мотив его совершения. Субъект и субъективная сторона характеризуют лицо, совершившее проступок, и субъективное отношение лица к своему проступку.

Нарушение зафиксировано видеокамерой. В ходе производства по делу лицо было признано невменяемым в связи с выявленным психическим заболеванием. Такое лицо не может являться субъектом проступка и, следовательно, в его действиях отсутствует состав правонарушения. Дело подлежит прекращению по части 1 статьи 24.

5 КоАП Российской Федерации.

Таким образом, наличие события административного правонарушения не всегда означает наличие его состава.

С другой стороны, если в действии лица установлен состав проступка, наличие события считается установленным. В этом главное различие этих категорий.

Понимание этого различия важно для правильной квалификации проступка и применения наказания в соответствии с тяжестью совершенного административного правонарушения

Освобождение от административной ответственности

Выделяют следующие виды оснований освобождения от административной ответственности:

  • малозначительность;
  • невменяемость лица;
  • замена другим видом наказания;
  • другие основания.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения. В отличие от такого основания освобождения от административной ответственности, как невменяемость лица, совершившего правонарушение, освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения носит не абсолютный, а относительный характер, так как применяется только по усмотрению судьи, органа, должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении.

КоАП Российской Федерации не содержит никаких указаний на то, какие правонарушения можно считать малозначительными. В то же время при применении ст. 2.9 следует учитывать разъяснения, данные высшими судебными органами.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 постановления от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями от 25 мая 2006 г.) указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Хотя при применении ст. 2.9 КоАП рФ нарушитель и освобождается от административной ответственности, к нему все же применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание.

В соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Замена другим видом наказания, например дисциплинарной ответственностью (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и иные лица, которые несут ответственность за некоторые административные правонарушения по дисциплинарным уставам).

Другие основания: так, если правонарушение совершено лицом в возрасте от 16 до 18 лет, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может вынести решение об освобождении нарушителя от административной ответственности и применении к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Место совершения административного правонарушения

Местом совершения административного правонарушения признается территория, географическая точка:

  • где произошло деяние, нарушающее нормы, установленные КоАП, независимо от места наступления последствий такого нарушения;
  • для нарушения длящегося вида — место обнаружения, пресечения противоправного деяния;
  • в случае выражения нарушения в форме бездействия — место, где должны были быть реализованы предписанные действия или возложенная обязанность (подп. «з» п. 3 постановления пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» от 24.03.2005 № 5). 

Материалы дела по такому нарушению рассматриваются по месту его совершения. Дело может изучаться по месту проживания лица, в отношении которого оно возбуждено, если такое лицо подаст соответствующее ходатайство (п. 1 ст. 29.5 закона №195-ФЗ). 

Практическое применение

Отсутствие объекта административного правонарушения, как правило, само по себе не встречается. Потому что каждая статья Особенной части КоАП РФ сгруппирована именно по видам объектов. На которые посягает то или иное нарушение. Поэтому это основание встречается вместе с отсутствием объективной стороны.

Норма статьи КоАП РФ содержит описание и объективной стороны. К примеру, мелкое хулиганство

Для него важно, чтобы человек действовал в общественном месте. А он, к примеру, «хулиганил» в чужой квартире, пусть и с причинением ущерба

Такие действия не свидетельствуют о наличии состава правонарушения мелкое хулиганство и т.п.

Отсутствие субъекта в КоАП РФ означает, что по каким-то причинам он не подлежит ответственности. Это недостижение возраста (16 лет), невменяемость физического лица. Причем не обязательно недееспособность, установленная приговором суда. А именно невозможность на момент совершения правонарушения отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

Самое популярное, безусловно, средство прекратить дело — доказать отсутствие субъективной стороны. Все сомнения трактуются в пользу лица, которое привлекается к административной ответственности (ч. 4 ст. 1.5. КоАП РФ). Установить вину должен тот, кто составляет протокол об административном правонарушении.

Заменить штраф на предупреждение — что подразумевает замена административного штрафа на предупреждение?

Предупреждение — нематериальное административное наказание, которое выражается в письменной форме, согласно п. 1 ст. 29.11 КоАП РФ.

Если у вас получилось заменить штраф на предупреждение, это не означает, что вы сможете продолжить работу, как ни в чем не бывало. Юридическое лицо или ИП хоть и освобождается от материальной ответственности, но выявленные нарушения подлежат немедленному исправлению. Постановление выносится немедленно, после рассмотрения дела.

ЕСЛИ ВЫ ПОЛУЧИЛИ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ЧТО ДЕЛАТЬ?

Давайте разберемся, на что необходимо обратить внимание, получив предупреждение от проверяющих органов и какой порядок его исполнения. А также, что будет за его неисполнение

Как правило, по результатам контрольных мероприятий органами государственного и муниципального контроля компаниям вручаются обязательные для исполнения предписания (постановления, решения или представления), невыполнение которых также влечет административную ответственность по ст. 19.5 КоАП РФ.

Поэтому, в случае неисполнения предупреждения, велика вероятность того, что проверяющий наложит на вас штраф не только по ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предупреждения, но и за само правонарушение.

Также это может служит основанием при выборе вилки штрафа назначить наибольший размер штрафа. Таким образом, если вилка 30-100 тысяч рублей, то назначить 100 тыс.

В КАКОЙ СРОК ИСПОЛНЯТЬ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ?

Срок устранения нарушений должен быть предусмотрен в самом решении проверяющего органа. Если этот срок нереальный для того, чтобы устранить все выявленные нарушения, вы должны при ознакомлении с документом написать свои возражения относительно сроков исполнения.

ЕСЛИ ИСПОЛНИЛИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧАСТИЧНО?

Когда решение проверяющего органа исполнено частично (не в полном объеме). Это не освобождает предпринимателя от ответственности.

Иными словами, частичное исполнение предпринимателем вынесенного ему предупреждения не освобождает его от административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ.

ЕСЛИ ВСЕ-ТАКИ НЕИСПОЛНИЛИ В СРОК ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, МОЖНО ЛИ ИЗБЕЖАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ?

Шансов очень мало, поэтому так делать мы не рекомендуем, но в исключительных случаях и этого штрафа можно избежать.

Состав правонарушения по ст. 19.5 КоАП РФ, будет иметь место только в том случае, когда невыполненное предписание отвечает следующим требованиям:

Законность.

Решение должно быть законным. Для этого необходимо:

1) наличие доказательств несоблюдения предпринимателем действующего законодательства;

2) наличие полномочий у проверяющего органа на вынесение решения;

3) соблюдение порядка вынесения предписания.

Законность Вам доказывать не нужно, это делает проверяющий орган.

Проверяющие, принуждая предпринимателя к конкретному поведению, в своем решении должны ясно определить свои требования, сформировать у предпринимателя четкое представление относительно того, что необходимо сделать и в какой срок.

Решение должно быть исполнимым. Для этого необходимо:

1) предприниматель должен своевременно быть извещен о содержании вынесенного решения;

2) решение должно содержать недвусмысленные и четкие формулировки;

3) у предпринимателя должна быть реальная возможность для устранения в установленный срок выявленное нарушение.

Вы можете согласно ст. 24.5 КоАП РФ прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава правонарушения.

Срок давности привлечения предпринимателя к ответственности за совершение правонарушения по ст. 19.5 КоАП РФ, составляет три месяца с момента истечения срока исполнения предписания.

Понятие и виды административных взысканий

Административные взыскания — мера ответственности за административное правонарушение. Применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, предупреждения совершения новых правонарушений этим и другими лицами.

Административные взыскания выражаются либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя.

Основные виды административных взысканий:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или объектом административного правонарушения;
  • конфискация этого предмета;
  • лишение специального права;
  • исправительные работы;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • иные административные взыскания.

Закон подразделяет административные взыскания на основные (административный штраф, предупреждение, административный арест, дисквалификация) и дополнительные.

В отношении юридического лица могут применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Предупреждение — взыскание морального характера, выносимое в письменной форме или оформленное иным способом.

Штраф — денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и в пределах, установленных законодательством. Штраф взымается в величине, кратной: МРОТ; стоимости предмета административного правонарушения; сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате.

Размер административного штрафа не может быть менее 1/10 минимального размера оплаты труда и не может превышать 25 МРОТ, для должностных лиц — 50 МРОТ, для юридических лиц -1000 МРОТ (ст. 3.5 КоАП РФ).

Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии только предмета, который являлся орудием совершения или непосредственным объектом совершения административного правонарушения.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства. Лишение специальных прав, предоставленных гражданину, применяется на срок до 3 лет за грубое и систематическое нарушение порядка пользования этими правами.

Исправительные работы применяются на срок до 2 месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до 20% его заработка в доход государства.

Административный арест устанавливается на срок до 15 суток и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.

Отсутствует состав административного правонарушения

Отсутствие события административного правонарушения, согласно п. 1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из общетеоретических положений с точки зрения его состава включает в себя объект (общественные отношения в той или иной области, на нормальное развитие которых посягает правонарушение), объективную сторону (конкретные деяния, выразившиеся в нарушении установленных правил), субъект правонарушения (лицо) и субъективную сторону (отношение лица к совершенному им деянию, т.е.

Родовым объектом правонарушения являются общественные отношения, характеризуемые едиными признаками и складывающиеся в определенной сфере деятельности (например, область дорожного движения; общественный порядок и общественная безопасность; порядок управления и т.д.).

Родовой объект указывается в названии главы особенной части КоАП РФ. Непосредственный объект — часть родового объекта, представляющая собой общественное отношение, на которое посягает правонарушитель и указывается или подразумевается в названии статьи особенной части КоАП РФ.

Необходимое основание, т.

е. отсутствие хотя бы одного элемента состава, свидетельствует о том, что деяние нельзя признать правонарушением и соответственно привлекать лицо к административной ответственности. Достаточное основание означает, что для констатации деяния в качестве правонарушения необходимо установить все элементы состава и не требуется установления иных признаков.

Отсутствие события административного правонарушения

Наиболее характерным обстоятельством, исключающим производ­ство по делу об административном правонарушении, являются призна­ки, характеризующие физическое лицо как субъекта противоправного деяния.

Имеются в виду либо недостижение физическим лицом возрас­та, с которого наступает административная ответственность, либо его невменяемость. Кодекс Российской Федерации об правонару­шениях, в ст.

Событие или состав административного правонарушения водителя?

наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; 2.

В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.

Статья 24

признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность; 7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела; Доказать, что как такого административного нарушения вообще не было, т.е. установить, не имеется ли обстоятельств, указанных в статье 227 КоАП, которые исключают производство по делам административных правонарушений .

1) Отсутствия СОБЫТИЯ означает отсутствие вообще каких бы то ни было доказательств, подтверждающих сам факт административного ( например, Вас остановил инспектор, проверил документы, талон ТО и, не зная, к чему еще придраться, наказывает Вас за то, что Вы якобы были не пристегнуты…Вы можете смело утверждать, что отсутствовало СОБЫТИЕ правонарушения! При обжаловании факта превышения скорости Вы также можете ссылаться на отсутствие СОБЫТИЯ (подчеркиваю, события.

а не состава)

Действие — это активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение установленного запрета.

Бездействие — это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо.

Например, открытие банком или иной кредитной организацией счета организации либо индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ст.

Отсутствие события административного правонарушения

Это не стоит оценивать как уклонение от положенной по закону ответственности. Это надо оценивать как помощь для тех, кого пытаются незаконно привлечь к административной ответственности…И для тех, кого законно привлекают…Ведь, к примеру, законно взыскиваемые налоги можно уменьшить или вообще законно избежать их уплаты.

Так и здесь…. При этом напоминаю, что за уклонение от административной ответственности, если при этом не совершается правонарушение, нет НИКАКОЙ ответственности….

А Доказать, что как такого административного нарушения вообще не было, то есть установить, не имеется ли обстоятельств, указанных в статье КоАП, которые исключают производство по делам административных правонарушений. При этом ссылаетесь на ст. Пример : водитель привлекается за нарушение ПДД по ч. Например: Вас не смогут наказать за пересечение сплошной линии и выезд на полосу встречного движения, если это совершено для предотвращения ДТП даже если Вам это только показалось. Еще пример : привлекается конкретное лицо за конкретное правонарушение, но при рассмотрении дела обозревается его паспорт — 16 лет есть.

Но само правонарушение он совершил за 2 дня до его летия. Важнейшим также является указание п. Верховный суд прямо отмечает правильность прекращения дела в связи с истечением срока наложения административного взыскания по п. Здесь все зависит от усмотрения этого уполномоченного органа, должностного лица, поскольку закон в этом вопросе не носит обязывающего характера.

Конечно, правильнее было бы зать, что все здесь зависит от факта малозначительности совершенного правонарушения. Но дело в том, что законом не определены признаки этой малозначительности.

На практике следует исходить из того, что малозначительным будет нарушение, которое не повлекло сколь-либо ощутимого ущерба интересам государства, общества, граждан.

Но при этом следует учитывать обстоятельства нарушения и личность виновного. Следует отличать устное замечание, о возможности которого говорит ст. Первое вообще не является административным взысканием, не влечет никаких юридических последствий для нарушителя.

Предупреждение же относится к административным взысканиям и фиксируется по установленной форме. Оно может выступить в ряде случаев отягчающим квалифицирующим признаком при повторности нарушения. Это когда невозможно доказать, что правонарушения не было, говоря юридически : деяние квалифицировано как административное правонарушение…. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Комментарий к статье Положение о недопустимости доказательств, полученных незаконным путем, направлено на предотвращение следственных и судебных ошибок, которые могут быть порождены неверными источниками информации. Относительно таких доказательств следует ставить вопрос об их исключении из числа таковых на основании ст. В этом есть большой смысл. Вы подчеркиваете, что виновным себя не признаете, а нарушителем вас может признать в конечном итоге только суд.

При разборе жалобы в любой инстанции будет ясно, что вы с первых минут не согласны с оценкой ваших действий инспектором, с бездоказательным обвинениями. Кроме того, инспектор, составивший протокол в соответствии со ст. В дальнейшем, это даст возможность обжаловать протокол… Закон, в соответствии со ст. Подчеркиваю, сделать такую запись надо, если даже Вы не собираетесь воспользоваться такими услугами Это Ваша защита в будущем Обычно после составления протокола Вас отпускают.

Если все же Вам предоставят адвоката?! Потом этот протокол или уже вынесенное постановление напомню, что на месте обычно составляют протокол, а постановление выносят уже потом, в группе разбора, но бывает , что Постановление ГАИшник выносит сразу… можно обжаловать лишь по той простой причине, “что Вы выразили желание ходатайство, и даже письменно пользоваться юр. Данное обстоятельство прямо подтверждает нарушение установленного порядка рассмотрения дела, в связи с чем названное постановление подлежит безусловной отмене.

Требуйте вписать в протокол ваших пассажиров в качестве свидетелей. Знайте, что около 70 процентов всех протоколов инспекторы ДПС по причине своей хронической полуграмотности составляют с нарушением требований статьи КоАП РСФСР, а постановления выносят с нарушением процессуальных норм. И дают, таким образом, достаточные основания для отмены вынесенных ими на месте решений.

Когда заменить штраф на предупреждение не получится и придется заплатить штраф?

Полный перечень нарушений, когда штраф не получится заменить на предупреждение. Примеры таких нарушений:

  1. Привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан при отсутствии у них патентов.
  2. Нарушение порядка размещения наружной рекламы (например, размещена над проезжей частью автомобильной дороги без согласования с ГИБДД).
  3. Реализация продукции с обозначением, сходным до степени смешения с товарными знаками иностранной компании.
  4. Распространение недостоверной рекламы.
  5. При продаже алкогольных напитков продавец не ознакомила покупателя по его требованию с товарно-сопроводительным документом на товар.
  6. Грубое нарушение требований лицензии на осуществление медицинской деятельности.
  7. Оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота

Если вы столкнулись с проверкой или получили штраф, то обращайтесь в юридическую фирму «Шмелева и Партнеры». Мы поможем:

  • заменить штраф на предупреждение;
  • оспорить законность и результаты проведенной проверки;
  • подготовить организацию к прохождению проверки;
  • взять на себя полное прохождение проверки.

Чтобы узнать подробности и получить бесплатную консультацию, отправьте заявку через форму ниже:

Мнение Верховного Суда РФ о правонарушениях по КоАП РФ

По мнению арбитражных судов и Верховного Суда РФ, подавляющая часть правонарушений по КоАП РФ автоматически влечет угрозу здоровью людей. Например:

  1. Искажена информация в декларациях об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
  2. Содержание участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения в ненадлежащем состоянии
  3. В рамках производственного контроля не проводятся лабораторные исследования на микробиологические показатели изготавливаемых полуфабрикатов.

Юридические лица могут избежать административных штрафов. Малый бизнес сталкивается с проверками различных органов, результатом которых часто бывает выявление нарушений и вынесение штрафов.

Важно знать варианты, как можно упрощать наказание и заменить штраф на предупреждение, тем более что такая норма предусмотрена в законодательстве РФ. Также, очень важно понимать, чего делать не стоит

Ниже рассмотрим пример.

Оспаривание административного штрафа без помощи юриста — это риск

Если вначале, понадеявшись на собственные силы, вы попробовали оспорить административную ответственность самостоятельно. Но у вас не получилось избежать ответственности или заменить штраф на предупреждение.

ПОЧЕМУ?

Заменить штраф предупреждением могут только суды первой и апелляционной инстанций.

ПРИМЕР:

Так в одном деле таможня оштрафовала компанию на 100 тыс. рублей за то, что она при таможенном декларировании товаров предоставила недействительную декларацию соответствия на товар.

Однако компания сама обнаружила ошибку и подала правильную декларацию в таможенный орган. Компания хотела снизить штраф до 10 тысяч, при этом заявила это только в кассационной инстанции.

РЕЗУЛЬТАТ:

Все доводы компании были отклонены, поскольку у суда кассационной инстанции ограничена компетенция и в нее не входит установление обстоятельств дела и оценка доказательств по делу.

Доверьте оспаривание административных штрафов профессионалам. Вы можете записаться на бесплатную консультацию с юристом:

Понятие и основные черты административной ответственности

Административная ответственность — вид юридической ответственности за нарушение административного или иного законодательства, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

Административная ответственность обладает признаками, свойственными и общей юридической ответственности. В то же время в законодательстве можно найти не только общие признаки юридической ответственности, но и специфические признаки, характерные именно для данного вида ответственности.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

  • административная ответственность устанавливается только федеральными законами или законами субъектов Федерации в отличие от мер административного принуждения, которые могут устанавливаться и подзаконными актами. Следовательно, она имеет собственную законодательную базу;
  • основанием административной ответственности является административное правонарушение; уголовной — преступление; дисциплинарной — дисциплинарный проступок;
  • субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица; уголовной ответственности — только физические лица;
  • за административные правонарушения предусмотрены административные наказания; за преступления — уголовные наказания; за дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыскания.
  • административные наказания применяется широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: судами (судьями), органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами (гл. 23 КоАП РФ);
  • административные наказания применяются органами и должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность принципиально отличается от дисциплинарной, меры которой к рабочим и служащим применяются в порядке подчиненности должностным лицом;
  • привлечение административного наказания не влечет судимости, что характерно для уголовной ответственности, и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока — одного года со дня исполнения постановления по делу об административном правонарушении;
  • меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях, т. е. КоАП РФ. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства.

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами — административные наказания.

Субъект в составе административного нарушения

Субъект — это тот, кто совершил правонарушение. Соответственно, это лицо, которое может быть привлечено к административной ответственности.

Закон предъявляет отдельные требования к субъекту. В общем смысле, это физические и юридические лица. Физические лица — независимо от гражданства, но достигшие 16 лет. Причем в ряде случаев для несовершеннолетних комиссия может применить освобождение от административной ответственности. Помимо требований к возрасту, закон закрепляет и вменяемость. То есть способность понимать свои действия и руководить ими. Временное или постоянное психическое расстройство могут стать причиной освобождения от ответственности.

Иностранные граждане являются специальными субъектами за нарушение режима пребывания в России и правил пересечения границы РФ (глава 18 КоАП РФ). Также специальными субъектами по ряду правонарушений являются должностные лица, водители и т.п. Требования к лицу, которое может быть признано субъектом правонарушения устанавливает статья Особенной части КоАП РФ.

Особыми субъектами являются военнослужащие, работники силовых структур и иные лица, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов и специальных положений о службе. Некоторые виды административных наказаний к ним не применяются. А в некоторых случаях наказание применяется только к ним.

Субъективная сторона и состав административного правонарушения

Отношение субъекта к совершенному деянию есть субъективная сторона правонарушения. Именно поэтому невменяемость автоматически означает отсутствие состава правонарушения.

Обязательным элементом субъективной стороны является вина. Она может быть выражена в форме умысла:

  • субъект понимает противоправность своих действий, осознает и желает наступления вредных последствий (прямой умысел)
  • он понимает противоправность действий, осознает наступление вредных последствий, но безразлично относиться к их наступлению (косвенный умысел)

Вина может быть выражена в форме неосторожности:

  • субъект предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал их предотвратить (легкомыслие)
  • он не предвидел наступление последствий своего деяния, хотя должен был и мог их предвидеть

Дополнительными элементами субъективной стороны являются мотив и цель.

Отсутствие вины, а в ряде случаев конкретной формы вины, означает отсутствие состава административного правонарушения, а, значит, и неприменение административного наказания.

Состав административного правонарушения

Общепринятое определение состава – система связанных друг с другом элементов, позволяющих рассматривать антиобщественное деяние в качестве административного правонарушения. Можно выделить следующие составные части:

  • Объект (общественное отношение, находящееся под охраной закона).
  • Объективная сторона (внешнее, физическое проявление деяния лица, нарушающее охраняемое общественное отношение, связь с насупившими последствиями).
  • Субъект (лицо, обладающее установленными законом признаками, нарушающее (посягающее на нарушение) охраняемое общественное отношение).
  • Субъективная сторона (внутреннее отношение лица к своему деянию).

Чтобы привлечь лицо к ответственности необходимо выявить и зафиксировать в его действиях все элементы противоправного поведения. Необходимо также удостовериться в отсутствии оснований, исключающих ответственность лица.