Оглавление
Принципы заполнения пунктов о гражданской принадлежности
При заполнении разделов бланков и анкет у каждого неосведомленного российского заявителя могут возникнуть проблема с заполнением подаваемых документов, отчего распространены случаи некорректного их оформления. Особенно популярный и частный вопрос заключается в том, что прописать в строке «гражданство» и «национальность». Эти термины юридически являются разными. В графе «гражданство» нужно указать государство, чьим непосредственным подданным является обращающийся. Корректно прописать полно, а именно, «Российская Федерация», потому что не все инстанции принимают написание «Россия». В разделе национальность нужно обозначить – «русский», «чуваш», «казах», то есть принадлежность заявителя к этнической группе.
Теперь вам должно быть понятно, как писать: страна Россия или Российская Федерация. Также мы попытались описать индивидуальные случаи при оформлении документов в части указания гражданства и национальности.
Сложность с заполнением этих строк может появится в государственном учреждении любой страны. Обычно есть вспомогательная информация по заполнению – бланки, стенды с вариантом образца. В некоторых инстанциях на помощь приходят работающие там специалисты.
В завершение статьи о том, как писать правильно: страна Россия или Российская Федерация, отметим, что обе версии корректны при использовании в устной речи и официальных документах, то есть являются равнозначными и тождественными. Однако в последних рекомендуется придерживаться написания из двух слов, исключая сокращения до двух букв.
Толкование положений статьи 5 Конституции РФ
…из Постановления КС РФ N 16-П от 15.07.1996г.
…Согласно Конституции Российской Федерации (статья 5, части 1 и 4; статья 11, часть 3; статьи 71, , , ) все составляющие Российское государство республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа являются равноправными субъектами Российской Федерации. Причем специально оговаривается, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все они равноправны между собой. Это выражается, в частности, в единообразии конституционного подхода к распределению предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и диктует установление федеральным законодателем единых правил взаимоотношений федеральных органов государственной власти со всеми субъектами федерации…
…из Определения КС РФ N 250-О от 06.12.2001г.
…Положение о полноте законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которой обладают субъекты Российской Федерации в порядке статьи 73 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать в системном единстве не только с положениями статьи 76 (части 2 и 5), согласно которым по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут им противоречить, а в случае противоречия действует федеральный закон, но и с положениями статьи 77 о том, что самостоятельное установление субъектами Российской Федерации системы своих органов государственной власти должно соответствовать основам конституционного строя, общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом (часть 1), и что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (часть 2), а следовательно, и те, и другие должны подчиняться единым принципам и правилам функционирования этой системы…
…Конституция Российской Федерации, определяя в статье 5 (части 1 и 4) статус перечисленных в статье 65 (часть 1) республик как субъектов Российской Федерации, исходит из относящегося к основам конституционного строя Российской Федерации (а значит, и к основам конституционного строя республик) принципа равноправия всех субъектов Российской Федерации, в том числе в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Признание же за республиками суверенитета — при том, что все другие субъекты Российской Федерации им не обладают, — нарушило бы конституционное равноправие субъектов Российской Федерации, сделало бы невозможным его осуществление в принципе, поскольку субъект Российской Федерации, не обладающий суверенитетом, по своему статусу не может быть равноправным с суверенным государством.
Следовательно, использование в статье 5 (часть 2) Конституции Российской Федерации понятия «республика (государство)» применительно к установленному ею федеративному устройству не означает — в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 года — признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно — правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера…
Текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками опубликован на официальном портале правовой информации.
Текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками, принятыми в результате общероссийского голосования, опубликован сегодня на официальном интернет-портале правовой информации. В документе говорится, что Конституция Российской Федерации «принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года».
В пятницу Владимир Путин подписал указ об официальном опубликовании Конституции со внесенными в нее поправками, которые вступят в силу 4 июля. Президент России также заявил, что поправки, которые не вошли в Конституцию, должны быть реализованы на уровне законов или подзаконных актов.
Напомним, 15 января в своем послании Федеральному собранию президент России предложил внести в Конституцию изменения, которые касаются политических перемен в государственном устройстве страны, а также дополнительных социальных гарантий: МРОТ не ниже прожиточного минимума, индексации пенсий и соцвыплат, поддержки семей с детьми. Отдельно оговариваются такие понятия, как Бог, семья, историческая память. Законность внесения таких изменений подтвердил Конституционный суд РФ. Одним из условий вступления в силу поправок стало их одобрение россиянами на общероссийском голосовании. Оно было запланировано на 22 апреля, но из-за пандемии коронавируса было перенесено и проводилось с 25 июня по 1 июля.
За принятие поправок проголосовали 77,92%, или почти 58 млн россиян. Против изменений выступили 21,27%, или около 16 млн человек. Явка избирателей составила 67,97%.
По материалам: Официальный интернет-портал правовой информации.
Что изменится в Конституции России
Госдума 11 марта приняла в третьем, окончательном, чтении законопроект о поправках в Конституцию. В тот же день документ был одобрен Советом Федерации. О главных изменениях, которые предлагается внести в основной закон, — в нашем материале.
ПОДРОБНО
Похожие новости
- 4 июля 2020В Госдуме оценили предложение перенести День Конституции
- 1 июля 2021Год назад завершилось голосование по поправкам к Конституции
Новости по теме
Изменения в Конституции
-
Год назад завершилось голосование по поправкам к Конституции
-
СФ подготовил пакет законов против вмешательства во внутренние дела России
-
Принятие поправок в Конституцию приведет к изменению более 150 законов
-
Путин проведет первую после принятия поправок в Конституцию встречу с сенаторами
Все новости по теме
Современная Конституция и ее трансформации
Новому государству требовались новые законы, и 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, где была прописана необходимость создания первой российской Конституции. Для этого была создана Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которую возглавил Борис Ельцин (на тот момент – Председатель Верховного Совета РСФСР).
Однако из-за сложной политической ситуации в стране и постоянного противоборства различных сил процесс работы над новым сводом законов затягивался. Изначально за основу была взята действующая на тот момент Конституция РСФСР, но из-за внесения многочисленных поправок в ней образовалось множество противоречий. Эта несогласованность привела к ожесточенному противостоянию законодательной и исполнительной ветвей власти.
Пиком этого конфликта стали осенние события 1993 года, которые вылились в вооруженные столкновения на улицах Москвы и роспуск Съезда народных депутатов и Верховного Совета. В условиях политического и конституционного кризиса принятие новой Конституции было особенно важным: этот документ должен был обеспечить базу для установления стабильности в обществе. Всенародное голосование по проекту Конституции состоялось 12 декабря 1993 года, а 25 декабря закон вступил в силу.
Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле говорится о том, что российский народ принимает данную Конституцию, закрепляются демократические и гуманистические ценности, определяется место российского государства в современном мире. Первый раздел включает в себя 9 глав и состоит из 137 статей, в которых закреплены основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.
Еще одним важным изменением Основного закона стало увеличение срока полномочий президента страны с 4 до 6 лет, а депутатов Государственной думы – с 4 до 5 лет. Данные поправки были приняты 30 декабря 2008 года. В том же году были приняты поправки, обязывающие правительство ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Госдумой.
Кроме того, 5 февраля 2014 года в Конституцию была внесена поправка, упразднившая Высший Арбитражный суд и передавшая его полномочия Верховному суду РФ. Также были расширены полномочия главы государства по кадровым решениям в прокуратуре: президент получил возможность назначать заместителей генпрокурора, прокуроров субъектов Федерации и др. А 21 июля 2014 года глава страны получил право своим указом напрямую назначать до 10% членов Совета Федерации РФ.
Почему Россия считается федерацией
Россия занимает седьмую часть суши и объединяет людей, принадлежащих к нескольким десяткам народностей. Внутри ее границ исторически сложилось множество областей. При разработке главных законов молодого государства этот факт был реализован в региональном делении на субъекты федерации. Каждый из них имеет право на собственные:
- конституцию;
- правительство;
- парламент;
- судебную систему.
Всего в Российской Федерации 85 субъектов: 46 областей, 22 республики, 9 краев, 4 автономных округа, 3 города федерального значения и 1 автономная республика. Основой их объединения под управлением Президента служит Конституция России, а не договор, поэтому назвать такое устройство союзом суверенных государств нельзя.
Что гарантировано гражданам России
Теме гарантий посвящена Глава вторая, состоящая из 47 статей. В каждой из них содержится перечень прав, которые принадлежат всем гражданам от их рождения при условии, что их реализация не нарушает конституционных прав других людей. На словосочетании «при условии» и построена юридическая система страны. Например, человек, лишивший жизни другого человека, теряет своё право на свободу или даже на жизнь.
Это «условное» наделение граждан правами отражается и в некоторых статьях Конституции. Например, статья 20 каждому человеку (гражданство не уточняется) гарантирует право на жизнь. Это означает, что все государственные структуры обязаны защищать каждого человека, находящегося в зоне юрисдикции России, от посягательств на его жизнь.
Однако это не касается тех, кто за лишение жизни другого человека приговорён к смертной казни. Выходит, что при определённых условиях государство намеренно не выполняет взятых на себя обязанностей. И хоть в России давно действует мораторий на смертную казнь, это не является основанием для отмены второй части статьи 20.
Аналогичное противоречие содержится и в ст. 22, дающей людям право на личную свободу. Однако, если кто-то по отношению к другим людям нарушил это право, то он может быть лишён свободы на 48 часов (без суда) или, если по решению суда, то на длительный срок.
Кроме того Конституция гарантирует людям права на:
- личную тайну;
- свободу слова как выражение мысли;
- неприкосновенность своего жилища;
- свободу передвижения;
- произвольный выбор места проживания;
- произвольный выбор вероисповедания и родного языка;
- передачу информации, за исключением сведений, составляющих гостайну;
- защиту от цензуры;
- свободу экономической деятельности, не нарушающую антимонопольное законодательство;
- частную собственность;
- наследование имущества;
- владение земельными участками;
- труд в безопасных условиях;
- отдых;
- пенсии и соцобеспечение;
- защиту материнства и детства;
- собрания и шествия мирного характера;
- жилище через предоставление квартир по договорам соцнайма;
- охрану здоровья;
- бесплатную медпомощь;
- благоприятную среду;
- участие в управлении обществом и государством;
- возмещение вреда, нанесённого экологической среде;
- информацию о состоянии экологической среды;
- бесплатное образование на дошкольном, основном общем и среднем профессиональном уровне;
- творческую самореализацию;
- охрану интеллектуальной собственности;
- защиту в суде.
Самостоятельно свои права люди могут осуществлять с 18 лет. До этого заботу об обеспечении конституционных гарантий берут на себя родители, опекуны и другие законные представители несовершеннолетних граждан.
Оглавление КРФ
-
Раздел первый
-
Глава 1. Основы конституционного строя
- Статья 1 Конституции РФ
- Статья 2 Конституции РФ
- Статья 3 Конституции РФ
- Статья 4 Конституции РФ
- Статья 5 Конституции РФ
- Статья 6 Конституции РФ
- Статья 7 Конституции РФ
- Статья 8 Конституции РФ
- Статья 9 Конституции РФ
- Статья 10 Конституции РФ
- Статья 11 Конституции РФ
- Статья 12 Конституции РФ
- Статья 13 Конституции РФ
- Статья 14 Конституции РФ
- Статья 15 Конституции РФ
- Статья 16 Конституции РФ
-
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- Статья 17 Конституции РФ
- Статья 18 Конституции РФ
- Статья 19 Конституции РФ
- Статья 20 Конституции РФ
- Статья 21 Конституции РФ
- Статья 22 Конституции РФ
- Статья 23 Конституции РФ
- Статья 24 Конституции РФ
- Статья 25 Конституции РФ
- Статья 26 Конституции РФ
- Статья 27 Конституции РФ
- Статья 28 Конституции РФ
- Статья 29 Конституции РФ
- Статья 30 Конституции РФ
- Статья 31 Конституции РФ
- Статья 32 Конституции РФ
- Статья 33 Конституции РФ
- Статья 34 Конституции РФ
- Статья 35 Конституции РФ
- Статья 36 Конституции РФ
- Статья 37 Конституции РФ
- Статья 38 Конституции РФ
- Статья 39 Конституции РФ
- Статья 40 Конституции РФ
- Статья 41 Конституции РФ
- Статья 42 Конституции РФ
- Статья 43 Конституции РФ
- Статья 44 Конституции РФ
- Статья 45 Конституции РФ
- Статья 46 Конституции РФ
- Статья 47 Конституции РФ
- Статья 48 Конституции РФ
- Статья 49 Конституции РФ
- Статья 50 Конституции РФ
- Статья 51 Конституции РФ
- Статья 52 Конституции РФ
- Статья 53 Конституции РФ
- Статья 54 Конституции РФ
- Статья 55 Конституции РФ
- Статья 56 Конституции РФ
- Статья 57 Конституции РФ
- Статья 58 Конституции РФ
- Статья 59 Конституции РФ
- Статья 60 Конституции РФ
- Статья 61 Конституции РФ
- Статья 62 Конституции РФ
- Статья 63 Конституции РФ
- Статья 64 Конституции РФ
-
Глава 3. Федеративное устройство
- Статья 65 Конституции РФ
- Статья 66 Конституции РФ
- Статья 67 Конституции РФ
- Статья 67.1 Конституции РФ
- Статья 68 Конституции РФ
- Статья 69 Конституции РФ
- Статья 70 Конституции РФ
- Статья 71 Конституции РФ
- Статья 72 Конституции РФ
- Статья 73 Конституции РФ
- Статья 74 Конституции РФ
- Статья 75 Конституции РФ
- Статья 75.1 Конституции РФ
- Статья 76 Конституции РФ
- Статья 77 Конституции РФ
- Статья 78 Конституции РФ
- Статья 79 Конституции РФ
- Статья 79.1 Конституции РФ
-
Глава 4. Президент Российской Федерации
- Статья 80 Конституции РФ
- Статья 81 Конституции РФ
- Статья 82 Конституции РФ
- Статья 83 Конституции РФ
- Статья 84 Конституции РФ
- Статья 85 Конституции РФ
- Статья 86 Конституции РФ
- Статья 87 Конституции РФ
- Статья 88 Конституции РФ
- Статья 89 Конституции РФ
- Статья 90 Конституции РФ
- Статья 91 Конституции РФ
- Статья 92 Конституции РФ
- Статья 92.1 Конституции РФ
- Статья 93 Конституции РФ
-
Глава 5. Федеральное Собрание
- Статья 94 Конституции РФ
- Статья 95 Конституции РФ
- Статья 96 Конституции РФ
- Статья 97 Конституции РФ
- Статья 98 Конституции РФ
- Статья 99 Конституции РФ
- Статья 100 Конституции РФ
- Статья 101 Конституции РФ
- Статья 102 Конституции РФ
- Статья 103 Конституции РФ
- Статья 103.1 Конституции РФ
- Статья 104 Конституции РФ
- Статья 105 Конституции РФ
- Статья 106 Конституции РФ
- Статья 107 Конституции РФ
- Статья 108 Конституции РФ
- Статья 109 Конституции РФ
-
Глава 6. Правительство Российской Федерации
- Статья 110 Конституции РФ
- Статья 111 Конституции РФ
- Статья 112 Конституции РФ
- Статья 113 Конституции РФ
- Статья 114 Конституции РФ
- Статья 115 Конституции РФ
- Статья 116 Конституции РФ
- Статья 117 Конституции РФ
-
Глава 7. Судебная власть и прокуратура
- Статья 118 Конституции РФ
- Статья 119 Конституции РФ
- Статья 120 Конституции РФ
- Статья 121 Конституции РФ
- Статья 122 Конституции РФ
- Статья 123 Конституции РФ
- Статья 124 Конституции РФ
- Статья 125 Конституции РФ
- Статья 126 Конституции РФ
- Статья 127 Конституции РФ (исключена)
- Статья 128 Конституции РФ
- Статья 129 Конституции РФ
-
Глава 8. Местное самоуправление
- Статья 130 Конституции РФ
- Статья 131 Конституции РФ
- Статья 132 Конституции РФ
- Статья 133 Конституции РФ
-
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
- Статья 134 Конституции РФ
- Статья 135 Конституции РФ
- Статья 136 Конституции РФ
- Статья 137 Конституции РФ
-
Глава 1. Основы конституционного строя
Раздел второй. Заключительные и переходные положения
Различие понятий
Россия – это наименование страны, территории, которая обладает определенными физико-географическими, политическими, а также культурными и историческими границами. Иногда страна отождествляется с государством, но есть различие. Под страной понимают больше культурно-исторический аспект земель. В случае России эта территория обладает государственным суверенитетом, то есть политической независимостью.
Российская Федерация – юридическое название государства, подразумевающее политическую структуру и правовое устройство страны. В официальных государственных и юридических документах употребляется термин Российская Федерация. Нынешнее государство является правопреемником Древнерусского государства (период Киевской Руси), Великого княжества Владимиро-Суздальского, Великого княжества Московского, Русского царства, Российской империи, РСФСР, СССР. Все эти формы находились на территориях Руси, России.
Россия несет в себе сильную эмоциональную окраску, что особенно заметно в словосочетании Россия-матушка. Это Родина, Отчизна, Русская земля. Родной дом для людей разной национальности, разных конфессий и культур. Этот момент очень важен при патриотическом воспитании. Вне зависимости от того, монархия ли это, республика, федерация, Это Отечество, которое нужно любить, уважать и защищать. Государственный гимн хорошо отражает этот момент. В первом же куплете звучат слова о том, что Россия – великая, священная держава, а в припеве – Славься, Отечество.
Статья 1
5014
1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Комментарий
Комментируемая статья закрепляет базовые характеристики Российской Федерации как государства. В данной конституционной дефиниции отражены все сущностные элементы, применяемые в теории права для анализа государства. Это — форма правления, форма государственного (территориального) устройства, форма политического режима.
Форма правления характеризует систему институтов государственной власти и их статус, включая основания и порядок возникновения этого статуса, а также функционирование и взаимодействие указанных институтов.
Российская Федерация с точки зрения формы правления является республикой. Для республиканской формы правления характерна организация государственной власти, основанная на непосредственном участии граждан страны в формировании системы государственной власти. Данное участие выражается в проведении на регулярной основе выборов высших государственных органов и должностных лиц.
По форме правления Россия является федеративным государством. Федерация (от лат. foedus — объединение) в конституционно-правовом смысле представляет собой такую форму территориально-государственного устройства, при которой государство включает в себя несколько территориальных единиц (субъектов федерации), обладающих определенной самостоятельностью по отношению к центральным властям этого государства и полномочиями по решению широкого круга вопросов на данной территории.
Политический режим можно определить как совокупность способов фактической организации и осуществления государственной власти, ее взаимодействия с институтами общества. Основными признаками демократического режима, декларируемого в качестве одной их характеристик Российской Федерации, являются:
– реальное народное представительство, осуществляемое путем всеобщих выборов на основе свободного волеизъявления граждан;
– соблюдение прав и свобод человека, приоритет их в системе ценностей, лежащих в основе государства;
– разделение властей;
– верховенство закона и наличие системы гарантий его соблюдения;
– политический плюрализм в форме многопартийности, гарантии свободного участия партий в политической жизни страны, формировании органов государственной власти и местного самоуправления.
Кроме того, Российская Федерация характеризуется как правовое государство. Термин произошел от нем. Rechtsstaat; в англо-саксонской терминологии аналогом «правового государства» является англ. Rule ofLaw — «господство права». Правовое государство — это способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются:
– права и свободы человека;
– равенство всех перед законом;
– принцип разделения властей;
– разрешение конфликтов через справедливый суд.
Несложно заметить, что признаки правового государства и демократического режима совпадают.
назад
вперёд
Федерации в других странах мира
Их можно сравнить с огромным кораблем, спроектированным таким образом, чтобы при аварийной ситуации он оставался на плаву — все отсеки внутри хорошо изолированы и в случае катастрофы пострадают только те, которые она непосредственно затронула.
Основатели США руководствовались идеей сохранения демократии. Если глава одного из штатов проявит диктаторские наклонности, остальные смогут усмирить его. А если диктатор встанет во главе всей страны, влияния субъектов хватит для того, чтобы оказать ему решительное сопротивление. Такая идея оказалась здравой и успешно работает по сей день.
Различие между Россией и Российской Федерацией
Наличие связи между рассматриваемыми наименованиями представлено в основном документе государства – Конституции. Согласно статье 1 главы 1 высшего закона, страна Россия или Российская Федерация – тождественные названия нашего государства, которые имеют одинаковый юридический статус. То есть справедливо произносить и прописывать как первое наименование, так и второе – смысловая нагрузка от этого останется неизменной.
Россия имеет правовой статус автономного государства с официально закрепленными территориальными границами. В стране России или Российской Федерации государственные органы наделены суверенитетом – правом самостоятельно формировать политические решения касательно внутренней политики и видения внешней мировой ситуации, вне зависимости от того, что высшие органы власти других государств считают.
История появления термина «Россия»
История Российского государства начинает отсчет с 862 года, когда Новгород призвал варяга Рюрика на княжение. На протяжении 9-10 веков сложилось государство, которое в литературных источниках того времени указывалось как Русь, с Киевом в качестве столицы. В современной истории этот период получил название Древнерусское государство или Киевская Русь период. По одной из версий «русами», «русью» именовали одно из варяжских племен, и Рюрик со своей дружиной были представителями русов. Со временем этот этноним распространился на все земли, находившихся под властью Рюриковичей.
В Византии наименование Русь в 10 веке писалась как «Rωσια» (Росия), что объясняется спецификой фонетики греческого языка. Русь превратилась в Ros, а окончание ia – обычное в греческих названиях стран – например, Скифия, Македония. Латинизированная форма «Russia» появилась в 11 веке. За несколько столетий постоянных междоусобиц русских княжеств и захватнической политики Западной Европы, власть перешла от Киева к Москве, вокруг которой сплотились русские земли. К середине 16 века, в период правления Ивана VI Грозного, употребление название Росия уже широко распространено, а когда Великий князь стал царем Русского царства, то появилось прилагательное и российский.
Транскрипция слова «Россия» с двойной «с» была окончательно закреплена при Петре I Великом. Он же в 1721 году изменил статус государства на «империю», что связано с русской колонизацией земель Сибири, Азии и Севера.
История появления термина «Российская Федерация»
Империя просуществовала 196 лет, значительно увеличившись в размерах. 1 сентября 1917 года Временным правительством было объявлено о создании Российской республики, а спустя несколько месяцев после Великой Октябрьской революции, 10 января 1918 г. Советами рабочих и солдатских депутатов провозглашена РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. С этого времени появляется сокращенная форма названия государства – Российская Федерация, но в малом употреблении. В 1922 году она вместе с другими социалистическими республиками вошла в состав СССР – Союза Советских Социалистических Республик.
В 1991 г. СССР перестало существовать как единое целое, союзные республики вышли из состава Союза. РСФСР, как наиболее крупная, была признана его преемницей и 25 декабря 1991 года переименована в Российскую Федерацию. Слово «федерация» означает форму государственного устройства, при которой субъекты государства (республики, края, области) обладают относительной политической самостоятельностью, но не суверенитетом. Примерами федерации, кроме России, служат Соединенные Штаты Америки, Объединенные Арабские Эмираты. Федеративное устройство также у Австралии, Бразилии, Бельгии, Швейцарии и других.
Устройство общества и власти
Здесь коротко затронем основополагающие принципы и правила государственного устройства
России, обозначенные в Конституции. Россия — это «демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это значит, что
власть в нашей стране должна принадлежать ее народу, это основной принцип
демократии.
Государство состоит из различных регионов, которые объединены федеральными органами власти,
Конституцией, едиными федеральными законами, экономикой и т.д. В третьей главе документа перечислены
все субъекты, на данный момент входящие в состав РФ, а также основополагающие правила
взаимодействия федеральных и местных органов власти.
Важно. В Конституции прописана невозможность
установления одной идеологии, право на многопартийность и политическую свободу
Это важное
включение, которое кардинально отличает современный документ от советских.
Кроме того, Россия определяется светским государством, т.е. такое, в котором нет связи власти и
религии. В нашей стране могут свободно приниматься как различные вероисповедания, так и
атеистические убеждения.
Во главе государства стоит Президент, которого избирают граждане государства с
помощью всенародных выборов. В Конституции подробно прописано, кто может стать Президентом.
Например, он должен быть старше 35 лет, а также он должен постоянно проживать в России не менее
10 лет. Кроме того, там описаны обязанности вступающего на должность, записан текст присяги и
т.д.
Верховным законодательным органом власти РФ представлено Федеральное Собрание,
состоящее из двух палат — Совет Федерации и Государственная
Дума. В Совет Федерации входят два представителя от каждого субъекта России (один
от представительной власти и один — от исполнительной). Государственную Думу составляет
450 избранных депутатов.
В Конституции записано, кто может стать депутатом Думы, права и обязанности членов госдумы и
правила их взаимодействия.
Верховный орган исполнительной власти в России — Правительство. В состав входят
Председатель, его заместители и министры. Председателя выбирает Президент, согласуя свое решение
с Государственной Думы. В Конституции подробно описаны полномочия всех членов Правительства.
В Главе 7 Конституции подробно
представлены принципы организации судебной системы страны. В Конституции также описана организация местного самоуправления (глава
8).
Функции
Любая Конституция является базовым юридическим документом, на основе которого формируется вся правовая система страны. Базовый характер проявляется в декларации основных прав и свобод граждан, принципов устройства государства и отдельных его структур. Описать в одном документе все правовые механизмы реализации декларируемых норм невозможно, поэтому вся правовая система страны строится по принципу детализации системы защиты конституционных прав, свобод и обязанностей.
Конституция РФ делится на три части:
- описание строя как принципиальной основы формирования общества;
- устройство системы управления;
- защищаемые властью права людей.
Российская Федерации и Россия – это равнозначные понятия, которые используются в любых официальных документах. Главным носителем власти в стране является население, которое реализует свои полномочия непосредственно (через выборы и референдум), а так же опосредованно, делегируя властные полномочия государственным и муниципальным органам.
Таким образом, Конституция создаётся для того, чтобы обозначить основные права и обязанности граждан. Обычно именно это считается главным. Однако не менее значимым является построение государственной системы, которая и должна защищать права граждан.
Когда была принята действующая Конституция РФ
Дата принятия актуальной в настоящее время Конституции Российской Федерации является день 12 декабря 1993 года. После распада СССР было необходимо создать новый документ, действующий на территории нового государства.
Бесплатная консультация Юриста
+8 800 100-61-94
С этой целью в 1990 году образовалась Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР во главе с Б. Н. Ельциным, которая должна была ввести в действие абсолютно новый нормативно-правовой акт, описывающий устройство социального и политического порядка, прав человека и фиксирующий права и обязанности органов государственной власти.
Сложная обстановка в стране, большое количество накопившихся и новые проблемы привели к длительной задержке в создании Конституции. В основном написание актуального закона представляло собой изменение действующей ранее Конституции РСФСР.
Сложность заключалась в том, что она содержала большое количество глав и статей, которые, в свою очередь, зачастую могли противоречить друг другу. Необходимо было объективно фильтровать информацию и решать, что оставить, а что заменить.
В сентябре 1993 теперь уже президент РФ подписал указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в котором говорилось о распаде Конституционной комиссии и обязательному завершению разработки документа к 12 декабря 1993 года.
Через пару часов после издания указа Конституционный суд дает Заключение Конституционного Суда РФ от 21.09.1993 № З-2 «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, связанных с его Указом от даты 21 сентября 1993 года „О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации “, в котором отстраняет Б. Н. Ельцина от власти. Данный документ не вступает в силу.
В октябре происходит столкновение на фоне роспуска Верховного совета и Съезда народных депутатов, и конфликт достигает своего апогея. Необходимо было в кратчайшие сроки издать новую Конституцию, с целью решения Конституционного кризиса.
Существовало большое количество доработок и изменений, предложенных различными органами, но лидирующими были два основных проекта нормативно-правового акта:
- проект Конституционного совещания (поддерживающийся Президентом РФ)
- проект Конституционной комиссии.
Справка: Первый вариант был более развернутый, поэтому за основу доработки был взят именно он. В результате кропотливой работы, документ пришел к идеальному на тот момент виду и был готов к вступлению. 15 октября Б. Н. Ельцин подписал положение о народном голосовании за готовую Конституцию.
В нем указывалось, что документ будет принят только в том случае, если за него проголосует более пятидесяти процентов избирателей. Тогда выборы не проводились в Чечне, Челябинской области и Татарстане. Вместе с тем проводилось голосование за новую Государственную думу. 58,43 процента населения проголосовали за, 41,57 – против.
В отличие от предыдущих версий, созданная Конституция РФ являлась документом целого государства, а не отдельных субъектов. Все же республики, оставшиеся в составе России, создали собственную Декларации о суверенитете.
В чем проявляется ассиметричность?
Несмотря на отсутствие суверенитета, некоторые регионы имеют статус государств, о чем написано в их собственных конституциях. Это национальные республики. Корни их особенных прав существовали и в советское время, и в царскую эпоху. Титульные этносы республик вместе со своим языком и культурой находятся под охраной закона, тогда как люди русской национальности, проживающие в других регионах, формально лишены такой специфики.
Учитывая выстроенную вертикаль власти, Россия фактически осталась в том же виде унитарного государства с отдельными автономиями в своем составе, какой была РСФСР. Это не может не провоцировать недовольство внутри страны. Политологи предложили такие рецепты по его ликвидации:
- отменить национальные пункты в республиканских конституциях;
- сделать все регионы равными в правах;
- разрешить каждому субъекту, вне зависимости от национального вопроса, формировать собственное законодательство.
Федеральные указы регламентируют подавляющую часть всего, что происходит в России, оставляя региональным властям право решать лишь незначительные вопросы.