Статья 19.15 коап рф. проживание гражданина российской федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)

Вопрос по прописке и 19.15 ч1 Коап РФ

1 комментируемой статьи, характеризуют проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному такому удостоверению.

Административная ответственность за данное правонарушение наступает при проживании или пребывании гражданина по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) в случае внесения в него отметок, не предусмотренных действующим законодательством, либо при истечении сроков действия паспорта после 30 дней со дня достижения гражданином 25-летнего или 45-летнего возраста.

Отграничение состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, производится по обязательному признаку объективной стороны месту совершения правонарушения — в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.

2. Субъектом комментируемой статьи административного правонарушения является гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста.

С субъективной стороны вина предполагает умысел либо неосторожность. Статья 19.15 КоАП РФ

Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации

Статья 19.15 КоАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации

Комментарий к статье 19.15 КоАП РФ:

1. Комментируемая статья предусматривает административную ответственность за нарушение норм Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изм. и доп.), а также норм, установленных Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г.

Основания и последствия признания паспорта непригодным для использования

Пункт 12 «Положения о паспорте гражданина Российской Федерации» (утверждено постановлением Правительства РФ № 828 от 08.07.1997 года) устанавливает в качестве одного из оснований для замены паспорта его непригодность для дальнейшего использования. Этой же нормой предусматриваются и причины признания паспорта непригодным:

  • износ;
  • повреждения (любые механические повреждения, влияющие на четкость записей, фотографии, машиночитаемой информации и прочих важных элементов документа, нарушение целостности паспорта и т.д.);
  • ошибочность или неточность сведений и записей;
  • самовольное внесение отметок или записей, не предусмотренных пунктом 5 «Положения о паспорте гражданина РФ».

Таким образом, побывал ли паспорт в руках малыша-наследника, вооружившегося фломастером, оказался ли случайно в кармане брюк, брошенных в стиральную машинку, итог один — замена. В противном случае владельцу испорченного паспорта грозит административная ответственность по статье 19.15 КоАП РФ, что означает штраф порядка 3 тысяч рублей, а для москвичей и жителей северной столицы еще выше — до 5 тысяч.

Заменить пришедший в негодность паспорт (предоставить в отдел Федеральной миграционной службы необходимые документы) следует в течение 30 дней с момента его порчи или ее обнаружения. Конечно, доказать нарушение срока замены в этом случае практически невозможно, но во избежание риска быть оштрафованным при предъявлении недействительного паспорта, с оформлением нового лучше не затягивать.

Вопреки бытующему мнению, порча паспорта (если, конечно, она не была умышленной) никаких материальных санкций за собой не влечет. Поэтому, если представитель ФМС решит все же составить протокол об административном правонарушении, можно смело обращаться с жалобой к его руководителю, в прокуратуру или даже в суд — штраф возможен только за умышленную (намеренную) порчу паспорта, и размер его, в соответствии со статьей 19.16 КоАП РФ, составляет от 100 до 300 рублей.

Документы, необходимые для замены паспорта при порче

Оформление нового паспорта в случае его порчи занимает, в соответствии с пунктом 16 «Положения о паспорте гражданина РФ», 10 дней с момента предоставления документов. Чуть дольше изготавливается паспорт в случае подачи документов не по месту жительства — промедление обусловлено необходимостью получения ответов на запросы из территориальных органов ФМС по месту регистрации заявителя.

Независимо от места оформления, для замены паспорта при порче в отделение ФМС необходимо представить следующие документы:

  • заявление о замене паспорта вследствие приведения его в негодность, составленное (подробнее см.: Как заполняется заявление о выдаче (замене) паспорта РФ? Образец);
  • недействительный паспорт (или то, что от него осталось);
  • квитанцию об оплате государственной пошлины, размер которой по состоянию на 2016 год составляет 1 500 рублей;
  • 2 фотографии размером 35×45 мм (если есть необходимость в получении временного удостоверения личности на период оформления паспорта, фотографий должно быть 4 — по 2 на каждый документ) (подробнее см.: Фотография на паспорт: каковы требования к фото на паспорт РФ (размер)?).

В случае если после порчи паспорта размещенные в нем записи перестали поддаваться прочтению, а также при подаче документов в ФМС не по месту получения прежнего паспорта, дополнительно придется представить еще ряд документов:

  • свидетельство о рождении;
  • документы, подтверждающие смену фамилию в течение срока действия прежнего паспорта (свидетельство о браке, о расторжении брака и пр.);
  • свидетельства о рождении детей младше 14 лет (по желанию заявителя);
  • военный билет (для военнообязанных граждан).

Важно: отсутствие у заявителя свидетельства о рождении не является основанием для отказа в приеме документов для оформления паспорта при его порче или в выдаче нового паспорта. Нет никакой необходимости запрашивать отдел ЗАГС по месту регистрации рождения — это вполне может сделать уполномоченный представитель ОФМС

Также можно оформить паспорт на основании других документов (каких именно, зависит от конкретного случая) — такая возможность предусмотрена пунктом 11 «Положения о паспорте гражданина РФ».

Комментарий к Ст. 19.15.2 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в РФ.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуют действия (бездействие) виновного лица, нарушающие установленные действующим законодательством правила регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении. Административная ответственность по данной статье наступает в случаях, если в действиях виновного лица не усматривается состава преступления.

Отграничение состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, производится по обязательному признаку объективной стороны — месту совершения правонарушения — в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.

В ч. 3 комментируемой статьи установлена административная ответственность нанимателей или собственников, предоставивших жилое помещение гражданину РФ, за нарушение установленных действующим законодательством сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении без регистрации либо представления в орган регистрационного учета заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина РФ.

Ответственность по ч. 4 комментируемой статьи наступает в случае, если противоправные действия, предусмотренные ч. 3 данной нормы, совершены в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.

С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 комментируемой статьи, характеризуется нарушением лицом, ответственным за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета гражданина РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, установленных действующим законодательством сроков представления в орган регистрационного учета документов для регистрации граждан РФ либо представление заведомо недостоверных документов.

Примечанием к комментируемой статье предусмотрены основания освобождения виновных лиц от административной ответственности.

2

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины

В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане и должностные лица.

Позиция суда

Однако суд веских причин для замены штрафа на предупреждение не усмотрел. В обосновании судья привел следующие доводы.

Для применения данной льготы компании согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ нужно выполнить два условия:

являться субъектом малого или среднего бизнеса (доказано выпиской из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства)

Важно, чтобы запись в данном реестре была сделана ранее совершения административного правонарушения (см., например, Постановление Московского городского суда от 17.04.2017 N 4а-1182/2017);
подтвердить, что отсутствует угроза причинения вреда неопределенному кругу лиц в результате нарушения.. Судья счел, что второе условие не соблюдено, поскольку в данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством, регламентирующим порядок привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности

Судья счел, что второе условие не соблюдено, поскольку в данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством, регламентирующим порядок привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности.

При этом сама компания в качестве контраргумента ссылалась именно на отсутствие материального ущерба от привлечения к трудовой деятельности гражданина Вьетнама.

А в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ действительно прямо сказано: при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей… а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается, если:

  1. Правонарушение совершено впервые (см., например, Определение ВС РФ от 05.09.2018 N 303-АД18-5207 по делу N А04-6879/2017).
  2. Не причинен вред (или имущественный ущерб) или отсутствует угроза:
  • причинения вреда жизни и здоровью людей (объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства);
  • чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Казалось бы, приведенный компанией довод является более чем убедительным. И тем не менее судья по делу N 7-13765/2018 принял решение отказать в замене штрафа на предупреждение.

Основная причина, на наш взгляд, заключается в том, что у компании (как указано в комментируемом решении) имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. А это обстоятельство в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ (в которой раскрыто понятие вины ЮЛ) как раз и дает основание для признания ЮЛ виновным в совершении административного правонарушения.

Как подчеркнул судья, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Кстати, аналогичную по сути причину отказа (непринятие всех мер по соблюдению норм и правил) в замене штрафа на предупреждение можно встретить и в других судебных актах (например, в Постановлениях ВС РФ от 02.11.2018 N 81-АД18-10 (штраф по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ), от 04.12.2017 N 46-АД17-30 (штраф по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ), Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018 N 09АП-60342/2018 по делу N А40-207742/18 (штраф по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ)).

Освобождение от ответственности по ст. 19.15.1 КоАП РФ

Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение в случае:

  1. проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта Российской Федерации, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;
  2. проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
  3. проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;
  4. проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым;
  5. если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
  6. если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Статья 19.15.1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации

1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Примечание. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, в случае:

  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта Российской Федерации, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;
  • если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
  • если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Комментарий к статье 19.15 КоАП РФ

1. Комментируемая статья предусматривает административную ответственность за нарушение норм Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изм. и доп.), а также норм, установленных Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (с изм. и доп.), Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (с изм. и доп.).

Комментарий к Ст. 19.15 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения.

В паспорте производятся отметки:

— о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета — соответствующими органами регистрационного учета;

— об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, — соответствующими военными комиссариатами и территориальными органами ФМС России;

— о регистрации и расторжении брака — соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, и территориальными органами ФМС России;

— о детях (гражданах РФ, не достигших 14-летнего возраста) — территориальными органами ФМС России;

— о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, — территориальными органами ФМС России;

— о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами территории Российской Федерации, — территориальными органами ФМС России или другими уполномоченными органами.

По желанию гражданина в паспорте также производятся отметки: о его группе крови и резус-факторе — соответствующими учреждениями здравоохранения; об идентификационном номере налогоплательщика — соответствующими налоговыми органами.

Отметка о детях (гражданах РФ, не достигших 14-летнего возраста) заверяется подписью должностного лица и печатью территориального органа ФМС России.

Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные законом.

Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные законом, является недействительным.

Срок действия паспорта гражданина: от 14 лет — до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет — до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет — бессрочно.

По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по окончании установленного срока военной службы по призыву.

2. Объектом данного правонарушения является установленный порядок идентификации личности гражданина, проживающего по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении.

3. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в проживании по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина РФ без документа, удостоверяющего его личность (паспорта), а равно по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту).

4. Субъектами правонарушения являются граждане РФ.

5

Субъективная сторона правонарушения предполагает вину в форме умысла или неосторожности

6. Квалифицирующим признаком по комментируемой статье является совершение вышеуказанных действий в г. Москве и г. Санкт-Петербурге (городах федерального значения).

Другой комментарий к Статье 19.15 КоАП РФ

Текущая редакция ст. 19.15 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, — влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 376-ФЗ.

Комментарий к статье 19.15.1 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в РФ.

В соответствии с положениями Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом пребывания гражданина понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

В указанном нормативно-правовом акте содержится также понятие «место жительства», исходя из смысла которого следует, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуют проживание или пребывание гражданина РФ без регистрации по месту пребывания или по месту жительства или допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков.

В силу ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 документы на регистрацию должны быть поданы в органы регистрационного учета не позднее 7 дней со дня прибытия гражданина на новое место жительства. Трехдневный срок регистрации по месту пребывания начинает исчисляться с момента истечения 90-дневного срока пребывания гражданина РФ, в течение которого такая регистрация не требуется.

Отграничение состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, производится по обязательному признаку объективной стороны — месту совершения правонарушения — в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.

2. Субъектом данных административных правонарушений является гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста.

С субъективной стороны вина предполагает умысел либо неосторожность. Примечанием к комментируемой статье предусмотрены основания освобождения виновных лиц от административной ответственности

Примечанием к комментируемой статье предусмотрены основания освобождения виновных лиц от административной ответственности.

КоАП РФ Статья 19.15.1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации.

  1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков —
    • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей;
    • на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
    • на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.
  2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге,
    • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;
    • на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от пяти тысяч до семи тысяч рублей;
    • на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 19.15 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации гражданином права на свободу передвижения, права на выбор места жительства и места пребывания.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.15, выражается в проживании по месту жительства или по месту пребывания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Правовой статус паспорта гражданина РФ регламентирован Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации». Основные положения регистрации по месту пребывания или по месту жительства закреплены в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 19.15, состоит в допущении лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущении гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, установлен Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

4. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные статьей 19.15, являются умышленными.

5. Субъектом правонарушения, предусмотренного частью первой данной статьи, выступают граждане, частью второй — должностные лица и граждане.

6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.15, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел.