Поправки в раздел x трудового кодекса рф приняты: что учесть специалисту по охране труда?

Требования безопасности к рабочему месту

Охрану безопасности труда на предприятии осуществляет специализированное подразделение лимбо уполномоченное лицо, в частности, специалист по охране труда. Требованиям данных служащих также должен подчиняться управленец.

Основными сферами охраны труда, усиленный контроллинг которых позволяет обеспечить безопасность рабочей деятельности сотрудников, являются:

  • пожарная безопасность. Подразумевается предотвращение возникновения пожаров путем устранения источников. Если пожара не удалось избежать, рабочие помещения должны быть оборудованы специальными огнетушителями, сигнализациями и т.д.;

  • электрическая безопасность. Подразумевается наличие в рабочих зонах необходимого оборудования, которое обеспечивает безопасность работы с электрическими инструментами;
  • особые условия безопасности, которые характерны для отдельных сфер производственной деятельности. Например, существует ряд требований к радиационной безопасности сотрудников, чья деятельность связана с соответствующими веществами.

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда пришла на смену аттестации рабочих мест с января 2014 года. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426 ФЗ, предусматривал переходные положения с отсрочкой проведения спецоценки. Так, если до дня вступления указанного закона (т.е. до 01.01.2014 года), была проведена аттестация рабочих мест, то спецоценку можно было не проводить на этих рабочих местах еще 5 лет, как вы понимаете, на сегодня, переходный период закончился.

В то же время, законом предусматриваются случаи, когда спецоценка должна быть проведена внепланово, независимо от пятилетнего срока (ст. 17 ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013 г.).

В течение 12 месяцев со дня:

  • введения в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • изменения технологического процесса, замены производственного оборудования (которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников).

В течение 6 месяцев со дня:

  • получения работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда;
  • изменения состава применяемых материалов и (или) сырья (способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников);
  • изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты (способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников);
  • произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленного профессионального заболевания, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Также исключениями являются надомники (глава 49 ТК РФ), дистанционные работники (глава 49.1), работники, вступившие в трудовые отношения с работодателем – физическим лицом, не являющимся ИП (глава 48), религиозные организации (глава 54). В отношении этих мест спецоценка не проводится вообще.

UrDela.ru

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия организации работ по охране труда — документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Государственная экспертиза условий труда — оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Стандарты безопасности труда — правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

Профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. ‹ Глава 33. (ТК РФ) ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Вверх Статья 210 (ТК РФ) Основные направления государственной политики в области охраны труда ›

Другой комментарий к статье 212 ТК РФ

Статья 212 ТК РФ возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Большая часть из них корреспондирует иным нормам ТК РФ и регулируется положениями соответствующих статей (см. ст.ст.213, 219-231, 353 ТК РФ и комментарии к ним и др.). Неисполнение указанных обязанностей является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст.5.27 КоАП РФ.

Среди нормативных актов, принятых в развитие норм комментируемой статьи, следует выделить следующие:
— Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, в соответствии с которым обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. При этом согласно ст.8 данного закона специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено указанным законом. Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года N 33н утверждены: Методика проведения специальной оценки условий труда; Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению;
— Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
— Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13 января 2003 года N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Данный Порядок предназначен для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей. Согласно требованиям комментируемой статьи работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда в соответствии с указанным Порядком;
— Приказ Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года N 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами». Например, для работников, выполняющих наружные, сварочные и другие работы, связанные с воздействием ультрафиолетового излучения диапазонов A, B, C или воздействием пониженных температур, ветра, предусмотрена выдача средств для защиты кожи при негативном влиянии окружающей среды (от раздражения и повреждения кожи) в объеме 100 мл;
— Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 года N 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний», в соответствии с которым расследованию подлежат острые и хронические профессиональные заболевания (отравления), возникновение которых у работников и других лиц обусловлено воздействием вредных производственных факторов при выполнении ими трудовых обязанностей или производственной деятельности по заданию организации или индивидуального предпринимателя. При этом под острым профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности;
— Постановление Минтруда России от 24 октября 2002 года N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

Общая классификация рабочих мест

Существует достаточно исчерпывающая классификация типов рабочих мест. При этом, особенности различных отраслей могут дополнять ее.

Так, классификация рабочих мест происходит на основании различных признаков, присущих каждому отдельному рабочему пространству, в частности:

  1. Характера производственной деятельности и повторяемости стандартных технологических операций. Подразумевается, что рабочие места будут различаться в зависимости от единичного, серийного или масштабного производства.

  2. Характера направленности деятельности. Рабочие места классифицируются, исходя из сферы деятельности предприятия.
  3. Постоянства расположения рабочего места. Подразумевается либо стабильное, то есть, стационарное пространство, где трудится работник, либо рабочее место передвижного характера. Данные признаки оказывают существенное влияние на требования к организации каждого отдельного рабочего пространства. С целью оборудования перманентного рабочего места зачастую используются крупногабаритные агрегаты. В обстоятельствах, когда рабочее место имеет передвижной характер, для его обеспечения достаточно мобильных и легких инструментов.
  4. Количества сотрудников. Так, рабочие места могут быть как частными (на одного человека), так и коллективными (например, для бригады).
  5. Количества агрегатов и аппаратов, которые нуждаются в регулярном обслуживании. Так, существуют как одностаночные, так и многостаночные рабочие места.
  6. Спектра функций, закрепленных за конкретной должностью. Подразумевается, что имеются особые рабочие места, например, для профильных специалистов или работников охранной сферы.
  7. Специальностей, обеспечивающих оказание услуг. В частности, подразумеваются должности бухгалтера, врача, государственного служащего и т.д.
  8. Территории, на которой располагается рабочее место. Предполагаются рабочие места в зданиях или на открытом воздухе.
  9. Количества смен. Подразумевается, что смены могут меняться 1, 2, 3 или 4 раза.

Статья 209 ТК РФ «Основные понятия»

В ст. 209 Трудового кодекса РФ впервые было введено такое понятие как «государственная экспертиза условий труда» под которой понимается оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

В статье даются дефиниции вредных и опасных производственных факторов, безопасных условий труда, дается понятие того, что такое рабочее место, средства индивидуальной защиты, производственная деятельность, аттестация рабочих мест, и другие. В трудовом кодексе данные понятия сформулированы только в общем виде, а вот для чёткой их регламентации Правительство РФ издаёт постановления и Государственные Стандарты (ГОСТ), в которых подробно расписываются данные нормы, а также нормативность их применения. Иногда прописываются правила для каждого вида промышленности отдельно, а иногда сразу для нескольких связанных между собой отраслей промышленности.

Другой комментарий к статье 329 ТК РФ

§ 1. Запрещение работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени по профессии или должности, связанной с движением транспортных средств, а также работы, связанной с вредными и опасными условиями труда, касается как случаев привлечения работников к сверхурочным работам, так и работы по совместительству. Такие ограничения вызваны заботой государства о безопасности движения транспорта.

§ 2. Новая редакция комментируемой статьи указывает, что Перечень работ, профессий и должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движения транспортных средств, утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

§ 3. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. закрепляет новый порядок законодательного установления особенностей режима рабочего времени указанных категорий работников. Теперь они устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующего общероссийского объединения профсоюзов и общероссийского объединения работодателей.

§ 4. Приказом Министерства путей сообщения РФ от 5 марта 2004 г. N 7 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов. Документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями, для локомотивных и кондукторских бригад, сменных работников и работников с рабочим днем, разделенным на части, работников пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями, работников, обслуживающих (сопровождающих) специальный железнодорожный подвижной состав, локомотивы и пассажирские вагоны и т.п.

Так, продолжительность рабочего времени для таких работников при сменной работе устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, но не более 12 часов. Работа более двух календарных дней подряд в период ночного времени (с 22 часов до 6 часов) для них не допускается.

Время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 часов. Привлечение работника к работе, независимо от продолжительности использованного отдыха за время предшествующей работы (смены), допускается лишь в случаях производства работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия и с письменного согласия работника.

§ 5. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации, см. Приказ Минтранса РФ от 30 января 2004 г. N 10.

Положение устанавливает с учетом трудового законодательства Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением и занимающих должности руководителя полетов, диспетчера-инструктора службы движения (включая старшего), диспетчера службы движения, осуществляющего непосредственное управление движением воздушных судов (включая старшего) (далее — диспетчер УВД), заключивших трудовой договор с работодателем.

Так, при суммированном учете рабочего времени максимально допустимая продолжительность ежедневной работы не может превышать в дневное время 9 часов, в ночное время — 12 часов.

Диспетчеру, осуществляющему непосредственное управление воздушным движением за диспетчерским пультом, оборудованным видеодисплейным терминалом, после двух часов непрерывной работы предоставляется специальный перерыв продолжительностью не менее 20 минут. Кроме того, при интенсивности воздушного движения более допустимой, определяемой в установленном порядке, диспетчеру УВД после каждого часа работы предоставляется дополнительный специальный перерыв продолжительностью 10 минут. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.

Эргономические требования к организации рабочего места

Организация рабочего места предполагает грамотную планировку и обеспечение помещения необходимым для труда работника оборудованием. Все рабочие места сотрудников офиса имеют нормативы так же, как и рабочие места химиков, врачей, строителей и т.д.

Общие эргономические требования к месту, где субъект будет трудиться, приведены в следующих нормативах:

  • ГОСТ 12/2/032-78. Данный ГОСТ предполагает эргономические требования к местам тех сотрудников, чьи рабочие обязанности исполняются в сидячем положении;
  • ГОСТ 12/2/033-78. Содержит эргономические требования к местам работников, исполняющих обязанности стоя.

К данным требованиям относится следующее:

  • обустройство рабочего места должно учитывать антропометрические, физические и психологические особенности сотрудников, а также направление производственной деятельности;
  • все объекты, необходимые работнику в процессе профессиональной деятельности, должны находиться в пределах досягаемости;
  • те объекты, которые используются работником часто, должны находиться в зоне легкой досягаемости и т.д.

Указанные нормативы не фиксируют требования к рабочим местам водителей, а также иных работников, чей характер работы ‒ не стационарный. Также к данным категориям трудоустроенного населения относятся военные и лица, проходящие производственную практику.

Комментарий к статье 209 ТК РФ

1. Институт охраны труда является одним из основополагающих и старейших правовых институтов; с него началась история развития трудового законодательства, а затем и формирование самостоятельной отрасли трудового права. Функциональная направленность норм охраны труда — обеспечение безопасных условий труда.

2. Нормы, связанные с охраной труда, содержатся не только в разд. X, но и в гл. 41, 42, 51.1 ТК. Правила охраны труда включены также в разделы, посвященные трудовому договору, рабочему времени, времени отдыха, гарантиям и компенсациям

Таким образом, законодатель уделяет особое внимание работникам с пониженной трудоспособностью или работающим в условиях, отклоняющихся от нормальных

3. Кроме основных понятий, содержащихся в ст. 209 ТК, в правовых актах по охране труда используются и другие термины и определения, в основном связанные с условиями труда и их оценкой (см. ст. 212 ТК и комментарий к ней).

Гигиенические критерии оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса и гигиеническую классификацию условий труда по показателям вредности и опасности следует смотреть в Руководстве Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г.

Санитарно-гигиенические требования к показателям микроклимата и допустимому содержанию вредных веществ в воздухе рабочих мест независимо от их расположения установлены Государственным стандартом СССР ГОСТ 12.1.005-88 «Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны», утв. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29 сентября 1988 г. N 3388.

4. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» ч. 12 комментируемой статьи, посвященная аттестации рабочих мест, признана утратившей силу. Части 8 и 15 той же статьи изложены в новых редакциях.

Указанные изменения связаны со специальной оценкой условий труда, которая с 1 января 2014 г. призвана заменить прежние процедуры — аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.

Новая концепция системы управления профессиональными рисками основывается на Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 апреля 2009 г. N 138-ст. Стандарт имеет цель объединить элементы локальной системы управления охраной труда и способствовать активизации работников организации для применения современных принципов и методов управления охраной труда.