Статья 41. каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Статья 41. Содержание и структура коллективного договора

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

формы, системы и размеры оплаты труда;

выплата пособий, компенсаций;

механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

оздоровление и отдых работников и членов их семей;

частичная или полная оплата питания работников;

контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Часть четвертая утратила силу.

назад к оглавлению

Статья 46. Содержание и структура соглашения

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

оплата труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы);

гарантии, компенсации и льготы работникам;

режимы труда и отдыха;

занятость, условия высвобождения работников;

подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, в том числе в целях модернизации производства;

условия и охрана труда;

развитие социального партнерства, в том числе участие работников в управлении организацией;

дополнительное пенсионное страхование;

другие вопросы, определенные сторонами.

назад к оглавлению

Содержание ст. 41 ТК

Почти вся статья посвящена перечню пунктов, которые участники переговоров могут (но не обязаны) включать в колдоговор. Всего перечислены 14 пунктов:

  1. Cистема оплаты трудовой деятельности.
  2. Параметры дополнительных выплат, таких как пособия и компенсации сотрудникам.
  3. Правила корректировки зарплат с учётом факторов инфляции, изменений цен, выполнения сотрудниками KPI.
  4. Параметры повышения сотрудниками их квалификации, их занятости и высвобождения.
  5. Правила определения длительности отпусков и трудовых дней.
  6. Специфика трудовой деятельности для таких групп, как женщины и молодые специалисты.
  7. Нормы соблюдения интересов сотрудников при проведении приватизационных мероприятий.
  8. Вопросы обеспечения безопасности в сфере экологии и охраны труда в производственной деятельности.
  9. Параметры льгот для сотрудников, которые совмещают работу и своё обучение.
  10. Параметры отдыха работников и их семей.
  11. Правила оплаты питания персонала.
  12. Отслеживание выполнений параметров колдоговора, нормы внесения поправок в этот документ, ответственность сторон, порядок информирования персонала и пр.
  13. Отказ от забастовочных действий при условии соблюдения параметров колдоговора.
  14. Иные вопросы, оговорённые участниками.

Отдельно указывается, что в колдоговоре могут быть установлены более благоприятные для сотрудников условия трудовой деятельности (если социально-экономическое положение организации-нанимателя это позволяет).

Итак, рассмотренная статья формулирует обширный список пунктов, которые может содержать коллективный договор. Это список носит расширенный характер, открывая возможности для его участников добавить в него дополнительные пункты.

Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на свободу мнений (убеждений) и отказа от них

Право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободу мнений (убеждений) и отказа от них, закрепленные в ст. 22 и 29 Конституции РФ, создают конституционную основу для такого права пациента как право на получение надлежащей информации и право на принятие самостоятельного решений. Оной из форм реализации такого права является информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от такого вмешательства (ст. 20 Закона об основах охраны здоровья)

Информированное добровольное согласие гражданина (его законного представителя) дается на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи (ст. 20 Закона об основах охраны здоровья). Пациент также имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.

  1. Комментарий к Конституции Российской Федерации. (под ред. В.Д. Зорькина) // Норма, Инфра-М, 2011
  2. Толстая Е.В. Распоряжение правом на жизнь: правовой аспект // Юридический мир. 2011. N 6. С. 28 — 30.

Право на личную и семейную тайну

В соответствии со ст. 23 и 24 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Данное право является конституционной основой для реализации права пациента на защиту персональных данных. Данное право нашло отражение в ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», а так же ст. 13 Закона об основах охраны здоровья, устанавливающей недопустимость разглашения сведений без письменного согласия гражданина (его законного представителя) о факте его обращения за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. Такие сведения составляют врачебную тайну и могут быть разглашены третьим лицам только в случаях, прямо установленных действующим законодательством.

Право на охрану чести и достоинства

В ст. 21 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на охрану его чести и достоинства. Данная статья гласит, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Так, в частности, данный принцип реализуется в ст. 68 Закона об основах охраны здоровья, согласно которому тело, органы и ткани умершего человека могут использоваться в медицинских, научных и учебных целях только при наличии письменного волеизъявления лица, сделанного им при жизни и нотариально удостоверенного в установленном порядке, о возможности такого использования. Вторым исключением из общего правила является, если тело не востребовано после смерти человека по причине отсутствия его супруга, близких родственников, иных родственников, других лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации о погребении и похоронном деле.

Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон об обращении ЛС) в целях реализации рассматриваемого конституционного права установлено, что участие пациентов в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения является добровольным. Пациент или его законный представитель имеет право отказаться от участия в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения на любой стадии проведения такого исследования (ст. 43 Закона об обращении ЛС).

Кроме того, советом по этике медицинской организации проводится этическая экспертиза в целях выдачи заключения об этической обоснованности возможности проведения клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения. Таким образом, проведение клинических исследований проверяется на предмет гуманности и допустимости применения к пациенту.

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

Действительно, здоровье человека зависит не только от качества и уровня медицины, но и от правильного образа жизни, к которому должно стремиться человечество. Таким образом, поддержание здоровья является обоюдным процессом.

Реализация данного принципа раскрывается в ст. 12 Закона об основах охраны здоровья, согласно которой приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:

  1. разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ.
    Так, при медицинских организациях, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения, создаются центры здоровья по формированию здорового образа жизни (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 19.08.2009 № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»). В центрах здоровья, в частности, проводится профилактика возникновения и развития факторов риска различных заболеваний (курение, алкоголь, гиподинамия и др.), формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких, профилактика потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.
  2. осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  3. осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и борьбе с ними.
    Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» утвержден перечень социально значимых заболеваний, к которым относятся туберкулез, гепатит В и С, сахарный диабет. Всего в данный перечень входит 9 наименований заболеваний.
  4. иные мероприятия, указанные в данной статье.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Одним из основных прав пациента является права на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленные в ст. 41 Конституции РФ.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 19 Закона об основах охраны здоровья граждан каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Таким образом, в нарушении конституционного права на медицинскую помощь, ст. 19 Закона об основах охраны граждан сужает это право до программы государственных гарантий, хотя Конституция РФ не предусматривает каких-либо ограничений. Данная тема была уже неоднократно подвергнута бурному обсуждению политиками, врачами, юристами, иными людьми, не безразличными к организации бесплатной медицины в РФ. Учитывая легализацию платных медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения, произошедшую в 2010-2011 гг. реальная ситуация в стране значительно усложнилась. Ну а вступивший в силу 1 января 2012 года Федеральный закон от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» расставил все точки над i — создав множество препонов на пути к бесплатной медицинской помощи, загоняя людей в платные очереди.

Право на бесплатную медицинскую помощь гарантируется наличием обязательного медицинского страхования и реализуется программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством РФ. Кроме того, в ч. 2 ст. 41 закреплено, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Комментарий к Ст. 39 УК РФ

1. Действия, совершенные в состоянии крайней необходимости, могут быть направлены на защиту любого правоохраняемого интереса (как своего, так и чужого, общественного или государственного, на защиту, например, жизни или здоровья человека, имущества и т.д.).

Причинение вреда при крайней необходимости допускается для устранения создаваемой разнообразными источниками, а не только общественно опасным посягательством человека, реальной опасности, грозящей личности и правам оказавшегося в таком состоянии лица или иных лиц, интересам общества или государства.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

2. В комментируемой статье определены условия правомерности крайней необходимости.

Угрожающая опасность должна быть непосредственной, неизбежной, т.е. в случае ее неустранения немедленно наступили бы вредные последствия для правоохраняемых интересов личности, общества или государства. Вероятная, возможная опасность не создает состояния крайней необходимости.

Обязательное условие, оправдывающее причинение вреда при крайней необходимости, состоит в том, что грозившая опасность не могла быть устранена иными средствами.

3. В то же время в законе формулируется понятие превышения пределов крайней необходимости (ч. 2 комментируемой статьи).

Для установления превышения пределов крайней необходимости требуется существование состояния крайней необходимости, т.е. наличие опасности, непосредственно угрожающей личности или иным социально значимым благам, и того, что эта опасность не может быть устранена другими средствами, иначе как путем причинения вреда. В противном случае нет состояния крайней необходимости и, следовательно, не может быть превышения ее пределов.

Явное несоответствие причиненного вреда характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, признаваемое превышением пределов крайней необходимости, закон связывает с заведомым причинением охраняемым уголовным законом интересам вреда равного или более значительного, чем предотвращенный.

4. Проводя сопоставление причиненного вреда в состоянии крайней необходимости с предотвращенным вредом правоохраняемым благам и интересам, следует иметь в виду иерархию социальных ценностей в демократическом обществе. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2 Конституции). Следовательно, ради спасения жизни и здоровья человека можно пожертвовать имуществом и другими охраняемыми уголовным законом интересами. И наоборот, превышением пределов крайней необходимости следует признать лишение жизни человека или причинение вреда его здоровью ради спасения имущества, обеспечения иных интересов общества или государства, которым непосредственно угрожала опасность, а равно ради спасения от гибели любого другого человека или от причинения такого же вреда его здоровью.

Соотношение размеров причиненного и предотвращенного вреда в состоянии крайней необходимости необходимо проводить с учетом того, что превышение пределов крайней необходимости влечет за собой ответственность по УК только в случаях умышленного причинения вреда.

При уголовно наказуемом превышении пределов крайней необходимости виновный осознает, что для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и другим правоохраняемым благам, он причиняет вред равный или более значительный, чем предотвращенный, желая или сознательно допуская это. В иных случаях (при легкомыслии, небрежности) уголовная ответственность исключается.

Ошибочное представление лица о причинении им вреда правоохраняемым интересам в состоянии крайней необходимости может исключать ответственность в силу отсутствия вины или влечь ответственность лишь за неосторожное преступление. 5

Нарушение условий правомерности крайней необходимости, т.е. превышение ее пределов, рассматривается как обстоятельство, смягчающее наказание (п. «ж» ч. 1 ст. 61), и квалифицируется по статьям Особенной части УК об умышленных преступлениях

5. Нарушение условий правомерности крайней необходимости, т.е. превышение ее пределов, рассматривается как обстоятельство, смягчающее наказание (п. «ж» ч. 1 ст. 61), и квалифицируется по статьям Особенной части УК об умышленных преступлениях.

6. Состояние крайней необходимости не исключает гражданско-правовой ответственности за причиненный вред (см. ст. 1067 ГК).

Статья 50. Регистрация коллективного договора, соглашения

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения — соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

назад к оглавлению

Статья 40. Коллективный договор

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой статьи 33 настоящего Кодекса. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (части вторая — пятая статьи 37 настоящего Кодекса).

назад к оглавлению

Комментарий к ст. 41 УК Украины

1. Статьей 60 Конституции Украины установлено, что никто не обязан выполнять явно преступные распоряжения или приказы. За отдачу и исполнение явно преступного распоряжения или приказа наступает юридическая ответственность. Статья 41 УК устанавливает общее правило, согласно которому лицо не подлежит уголовной ответственности, если оно причинило общественно опасный вред правоохраняемым интересам в результате исполнения законного приказа или распоряжения.

2. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое отказалось выполнять явным, то есть для всех понятно, преступный, противоправный приказ или распоряжение.

3. Приказ или распоряжение признаются незаконными, противоправными, если они выданы не полномочным лицом, если они по содержанию противоречат законодательству Украины и сопряжены с нарушением конституционных прав и свобод гражданина.

4. Причинение общественно опасного вреда правоохраняемым интересам при выполнении явно преступного приказа или распоряжения влечет за собой ответственность на общих основаниях.

5. Не подлежит уголовной ответственности лицо и в других случаях, когда оно не осознавало и не могло осознавать преступного характера приказа или распоряжения и при выполнении их причинило общественно опасный вред.

Вопросы по практическому использованию ст. 41 ТК

На какие акты можно ориентироваться при разработке конкретного колдоговора?

Для этого можно применять рекомендации Исполнительного комитета ФНПР от 28.08.02. В этом документе указана соответствующая законодательная база, рассмотрены вопросы, обычно содержащиеся в коллективном договоре, а также изложены принципы действий трудовых коллективов. Кроме того, и сам Трудовой кодекс содержит довольно много ссылок на колдоговор. Так, ст. 9 ТК указывает, что он не может содержать условия, ухудшающие уровень прав и гарантий сотрудников по сравнению с тем, который определён действующим законодательством. Статьи 134-136 ссылаются на него при определении различных параметров зарплат и т.п.

Перечень пунктов колдоговора, содержащийся в рассматриваемой статье, — обязательный или рекомендательный?

Он носит рекомендательный характер. Его цель – дать ориентиры сторонам о том, какие пункты желательно включить в коллективный договор. Также нужно отметить, что этот перечень носит открытый характер, т.е. участники вправе включать в колдоговор дополнительные пункты по их социально-трудовым отношениям.

Какие пункты, кроме указанных в ст. 41 ТК, может включать колдоговор?

Обычно в него включают:

  • наименования сторон;
  • продолжительность его действия;
  • порядок внесения изменений;
  • правила продления его действия.

Эти формальные сведения закрепляют юридический статус документа.

Какие дополнительные вопросы может затрагивать конкретный колдоговор?

Они сильно зависят от профессиональной специфики конкретного нанимателя. Так, ряд профессий требует работы ночного характера. Для этих случаев в колдоговре обычно предусматривается льготная форма расчёта зарплаты сотрудников. Если трудовая деятельность протекает в районах Крайнего Севера и приравнённых к ним территориях, то для сотрудников полагается дополнительная компенсация на переезд и пр. Также в колдоговоре можно прописать увеличенную продолжительность работ по сравнению с той, что установлена для сотрудников, трудящихся на опасных производствах, что особо оговорено в ст. 94 ТК. В целом обычно речь идёт о характере трудовой деятельности, порядке расчёта зарплат и дополнительных льготах для сотрудников.