Ст 44 закон 273-фз об образовании в рф 2021 новый

Оглавление

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Основанием возникновения прав и особенностей родителей и детей является происхождение детей от родителей, удостоверенное в предусмотренном законом порядке. Это относится к детям, рожденным в браке, так и лицам, не состоявшими в зарегистрированном браке. Государственная регистрация рождения ребенка осуществляется в органах загса по месту рождения ребенка или по месту жительства его родителей (одного из них) в порядке, предусмотренном законом.

На основании п. 1 ст. 14 Закона об актах гражданского состояния регистрация рождения ребенка производится при предъявлении:

  • документа установленной формы о рождении, выданного медицинской организацией, в которой проходили роды;

  • документа установленной формы о рождении ребенка, выданного медицинской организацией,

  • врач который оказывал помощь при родах, либо частнопрактикующим врачом, если роды проходили вне медицинской организации;

  • заявления лица, присутствовавшего при родах, если роды проходили без оказания медицинской помощи.

При отсутствии указанных документах регистрация ребенка производится на основании вступившего в силу решения суда об установлении юридического факта рождения ребенка конкретной женщиной.

В добровольном порядке отцовства устанавливается в органах загса. Основанием для этого могут быть:

  • совместное заявление отца и матери, поданное после рождения ребенка или во время беременности матери, если имеются основания предполагать, что после рождения ребенка подача совместного заявления по каким-либо причинам станет невозможной.

  • заявления отца ребенка при наличии согласия органов опеки и попечительства, если мать ребенка умерла, признана недееспособной, лишена родительских прав или ее местонахождение невозможно установить.

Под родительскими правоотношениями понимается совокупность личных и имущественных отношений между родителями и их ребенком. Родительское правоотношение складывается между каждым родителем с каждым из его детей.

Наделяя родителей правами в отношении детей, государство возлагает на них обязанности не осуществлять родительские права в ущерб интересам детей, т.е. права родителей одновременно являются их обязанностями. Права и обязанности родителей и детей неотчуждаемы, например, родитель не может отказаться от принадлежащего ему права на воспитания ребенка, переложить на какое-либо третье лицо свою алиментную обязанность и т.д. Однако абсолютный характер родительских прав ни в коем случае не означает беспредельных прав и власти над ребенком. Родители не имеют права причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию и препятствовать им в осуществлении своих прав, а методы должны исключать жестокое, пренебрежительное и унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция Закона об образовании 2019-2020. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами. Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России. Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Комментарий к Ст. 60 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы, определяющие вопросы, касающиеся документов об образовании, регламентировала ст. 27 Закона N 3266-1, а в части высшего профессионального образования — ст. 7 Закона N 125-ФЗ.

Однако в рамках комментируемой статьи данные вопросы значительно систематизированы и отражают современный нормотворческий опыт и перспективы развития образовательного законодательства в этой части.

Однако, как следует из названия статьи, речь идет как о документах, подтверждающих образование или квалификацию, так и подтверждающих завершение обучение по конкретной образовательной программе, что значительным образом расширяет представление об образовательных документах.

В статье перечислены конкретные документы, подтверждающие соответствующий образовательный уровень.

Существенным уточнением является то, что документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. При этом конкретно дается название документов, подтверждающих завершение обучения по определенной образовательной программе.

Исходя из особого, автономного статуса МГУ и СПбГУ, указанным образовательным организациям представляется право самостоятельно определять образцы документов об образовании, выдаваемых лицам, успешно выдержавшим итоговую государственную аттестацию.

Кроме того, в статье отдельно дается классификация и характеристика документов, подтверждающих освоение определенной образовательной программы (в частности, общего образования, профессионального образования соответствующего уровня, повышения квалификации и т.п.).

В качестве документа, подтверждающего факт обучения лиц в образовательной организации, не прошедших итоговой аттестации или получивших на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лиц, освоивших часть образовательной программы, является справка соответствующего образца. Образец справки определяется образовательной организацией самостоятельно.

Если образовательной программой не предусмотрено проведение итоговой аттестации, образовательная организация вправе выдавать документы об обучении по форме и в порядке, определенным данной организацией.

Важная гарантия получения документов об образовании содержится для лиц, с ограниченными возможностями (умственно отсталыми), которые не имеют основного общего и среднего общего образования, и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам. Таким лицам выдается свидетельство об освоении этих программ по образцу и в порядке, которые устанавливаются Минобрнауки РФ.

Еще одной важной гарантией для обучающихся, успешно освоивших соответствующие образовательные программы, является право получить соответствующие документы об образовании бесплатно

На что в школе родители имеют право? (ст. 45 закона «Об образовании в РФ»)

  • Направлять обращения в высшие органы образования, если школа несправедливо нарушила ваши права или права вашего ребёнка. Такие заявления обязательно должны рассмотреть. Но как всегда сначала советую разобраться в ситуации, выяснить причины такого отношения и т.д. И если вы уверены в своей правоте, то обращайтесь в высшие органы.
  • Обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (создаётся в самой школе). Пишется заявление директору школы (как написать – смотрите здесь, в заявлении укажите причину обращения и просьбу собрать по этому делу комиссию с участием виновников и пострадавших); если потребуется образец, то сообщите об этом, пожалуйста, в комментариях к статье.

Семейный кодекс РФ

Более подробно вопрос об обязанностях родителей раскрыт в Семейном кодексе РФ

Здесь стоит обратить внимание на параграфы главы 12. Каждый пункт оговаривает процесс воспитания более конкретно, с учетом индивидуальных особенностей ситуации, например, если родители несовершеннолетние. Большая часть положений, прописанных в 12 главе, подразумевается в пунктах Конституции Российской Федерации

Но и здесь необходимо выделить ряд ключевых аспектов:

Большая часть положений, прописанных в 12 главе, подразумевается в пунктах Конституции Российской Федерации. Но и здесь необходимо выделить ряд ключевых аспектов:

  1. Родители обладают преимущественным правом на обучение своих детей (ст. 63, п. 1).
  2. Родители обязаны предоставить детям возможность получить образование. При этом именно родитель подбирает учебное заведение, форму обучения, но только при учете мнения ребенка (ст. 63, п. 2).
  3. Родители выступают законными поверенными своих детей, на них возлагается обязанность защищать интересы несовершеннолетних в суде либо в отношениях с физлицами, организациями (ст. 64, п. 1).

Если один из родителей проживает отдельно, таковой имеет доступ к участию в воспитательном процессе, может принимать решения относительно получения ребенком образования либо предоставлять несовершеннолетнему какую-либо помощь. При этом вторая сторона не может чинить препятствий на пути общения ребенка и, например, отца.

Здесь же описан регламент лишения родителей их прав на собственных детей, включая причины подобных решений. И в целом указаны вопросы, касающиеся ситуаций, когда права детей были нарушены и ущемлены самыми близкими людьми (статьи с 69 по 79).

Существует еще одна обязанность, возлагаемая на любого родителя без исключения. Речь идет о материальном содержании несовершеннолетних, включая, покупку одежды, игрушек, питания, оплату медицинских услуг и прочих потребностей в соответствии с возрастом.

Положения, изложенные в статье 80 СК РФ, включают такие основные факторы:

  • родитель обязан содержать несовершеннолетнего ребенка, при этом форма и порядок поддержки определяются самим родителем;
  • в случае развода, обязанность по содержанию ребенка не аннулируется, а возлагается на второго супруга посредством мирного соглашения либо в результате судебного постановления.

Проще говоря, до наступления 18 лет материальное обеспечение детей полностью лежит на плечах родителей. Если же обязанность не исполняется, средства взыскиваются с родителей принудительно в судебном порядке.

Закон об образовании: права и обязанности родителей

Помимо установленных обществом моральных норм, необходимость воспитания ребенка родителями, развитие детей определяется еще и федеральным законодательством.

Основным документом, который регламентирует это, является Федеральный закон «Об образовании», статья об обязанностях родителей № 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся».

В ней указана главная обязанность родителей — «…заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Права родителей

Законодательство РФ четко регламентирует права и обязанности родителей в школе. В соответствии с законом об образовании, у родителей есть возможность выбрать:

  • форму обучения ребенка — в школе, дома, экстерном;
  • учебное заведение и возможность сменить его, выбрав другое;
  • язык, на котором проводятся уроки;
  • факультативы, кружки и секции.

Родителям разрешается запрашивать:

  • правоустанавливающие документы школы, к примеру, устав, аккредитации и прочие;
  • информацию о методиках преподавания и выбрать наиболее оптимальную;
  • данные о квалификации учителя.

В ходе учебного процесса родители могут:

  • знакомиться с оценками ученика;
  • знакомиться с учебными планами;
  • узнавать планы внеклассных мероприятий;
  • участвовать в учебно-воспитательном процессе (например, входить в состав родительского комитета);
  • присутствовать при обследовании детей (допустим, психологами);
  • присутствовать на уроке (с разрешения учителя);
  • получать консультации педагогов по вопросам, связанным как со школьной, так и с внешкольной деятельностью ученика.

Роль государства в законе определена весьма однозначно: оно обязуется помогать родителям (в соответствии со ст. 44 закона «Об образовании»).

При этом родителям гарантируется полная конфиденциальность информации о ребенке и его физическом или психологическом развитии. Мамы и папы при желании напрямую участвуют в управлении делами класса или школы — входят в состав родительского комитета. Среди возможностей родителей — организация культурного досуга их отпрысков: экскурсии в музеи и поездки в другие города, посещение промышленных предприятий и походы в лес.

Обязанности родителей в новом законе «Об образовании»

В соответствии с законом, родители обязаны создать для ребенка все условия для получения среднего образования. То есть обеспечить его:

  • одеждой (при необходимости, формой);
  • местом для подготовки уроков и домашних заданий;
  • необходимыми школьными принадлежностями (ручками, карандашами, тетрадками и так далее);
  • комфортными бытовыми условиями для получения знаний (создать благоприятную обстановку в семье);
  • полноценными условиями для отдыха после занятий.

Контроль деятельности ребенка входит в обязанности родителей по обучению детей в школе. Исключительно родители, а не кто-то еще, должны следить за:

  • регулярным посещением школы ребенком;
  • соблюдением им всех правил поведения, предусмотренных правоустанавливающими документами школы (уставом, правилами внутреннего распорядка и т. д.);
  • соблюдением правил безопасности по пути в школу и обратно;
  • уважением ребенком чести и достоинства работников школы.

Родители должны своевременно извещать педагогов о состоянии здоровья ребенка, об особенностях его поведения, о причинах пропуска занятий, если они имеют место. Если любимое чадо, расшалившись на перемене, разбило стекло, родители обязаны компенсировать школе нанесенный ущерб.

Родители или законные представители школьников обязаны посещать родительские собрания, где рассматриваются и обсуждаются важнейшие для развития ребенка темы, подводятся итоги четверти.

Таким образом, по российским законам (опять же, оставляя в стороне требования общественной морали), родители являются полноценными участниками учебно-воспитательного процесса, и их роль в нем не менее важная, чем роль учителя.

Родители обязаны:

  • обеспечить получение среднего образования (9 классов). Сюда входит: обеспечить одеждой (в том числе форменной школьной), место для приготовления уроков, благоприятная обстановка (в конфликтах и ссорах ребёнку сложнее хорошо учиться), обеспечение канцтоварами и другими нужными для учёбы вещами;
  • соблюдать внутренний распорядок школы (режим занятий), требования устава и другие документы, связанные со школой и родителями;
  • уважать честь и достоинство учащихся и работников школы.
    Все дети школы – такие же дети, как и ваш ребёнок. Представьте на месте других своего ребёнка, и вам вряд ли захочется, чтобы к нему было плохое отношение. Любые конфликты в школе следует решать только с классным руководителем и администрацией, но ни в коем случае не самому. Также и работники школы (учителя, техперсонал, работники столовой и т.д.) такие же люди, как и вы. Школа – это их работа и если возникают какие-то разногласия, стоит их решать в спокойном тоне.

Что делать, если права ребёнка в образовании нарушаются

Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ», при нарушении прав ребёнка родители имеют право:

  • направлять в органы управления организацией обращения о применении к работникам дисциплинарных взысканий,
  • обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений,
  • использовать не запрещённые законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

                                                  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

К сожалению, права школьника нарушаются нередко. Типичная ситуация: ученика не пустили на урок по причине опоздания или отсутствия школьной формы. Скорее всего, оба случая действительно являются нарушениями локального нормативного акта школы, но педагог не имеет права наказывать за них недопуском до занятия. Если ученик не был допущен на урок, то родители могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Часто детей привлекают к так называемым субботникам — генеральной уборке класса, здания школы, территории. Но в статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Если родитель не давал согласия, то имеет право написать жалобу на имя директора. 

Иногда права родителей и детей на семейном образовании нарушаются, когда школа хоумскулеру в прикреплении. По закону любая лицензированная и аккредитованная школа обязана принять ученика на семейной форме обучения, если это не противоречит её локальным актам. На практике это порой нарушается. Конечно, можно обратиться в другую школу, но не всегда есть такая возможность. Если образовательное учреждение единственное во всём районе (посёлке, городе) или вы заинтересованы в прикреплении к конкретной школе, запросите у директора письменный отказ с указанием причины.

‍С этим документом и просьбой привести устав школы к соответствию федеральному законодательству обратитесь в районный отдел образования или департамент по образованию вашего региона. Ведь все образовательные учреждения должны подчиняться закону «Об образовании», а в нём чётко зафиксировано право обучаться в семье и сдавать аттестации экстерном (статьи 17 и 34 соответственно). 

И последнее, что я скажу – про отношение родителей к учителям и школе.

Частая ошибка родителей – ругать учителей и школу за какие-то недочёты в их работе:

1) «Ваша училка по биологии какая-то тупая – за две ошибки уже ставит «тройку»!»

2) «Ненавижу нашу дибильную школу, что за отвратительное место!»

3) «Я умнее вашего классного руководителя!»

И прочее и прочее.

Все эти негативные отзывы о школе в ребёнке формируют негатив к месту, где он учится. Учителей он перестаёт уважать. Какой результат? – Плохая успеваемость, нет дисциплины, ребёнок может стать «изгоем» для злопамятных учителей. К чему это ведёт? – К комплексам неполноценности, недостаточности знаний и т.д.

Если учитель хороший – скажите ребёнку: «Как тебе повезло с учителем!», а если нет, то не высказывайте свой негатив вслух при ребёнке. Учителя и школа – вторая семья для ребёнка, его работа. А нелюбимая работа сами знаете к чему приводит. А мы ведь хотим только самого лучшего своему ребёнку!

Читайте законы, устав школы. Посещайте родительские собрания и уроки. Не ругайте учителей при ребёнке. У него не будет неприязни к школе, а вы будете в курсе всех дел. Добрых вам благ, до новых встреч.

Начальное, основное и среднее общее образование по закону являются обязательными. Моя задача как родителя обеспечить моему ребенку получение этих уровней общего образования, что я и делаю. Я подтверждаю, что мой ребенок действительно получает образование,

Вопрос — ответ

В соответствии с п. 5 ст. 66 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 19.02.2018) «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ об образовании), начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, действительно, являются обязательными уровнями образования.

В соответствии с ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, основное общее образование обязательно. При этом получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие. Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ – родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. При этом они имеют право выбора формы получения детьми образования.   

Вданном случае ребенок получает семейное образование, что допустимо в силу п. 1. ст. 17 ФЗ об образовании.

Действующий ФЗ об образовании не предусматривает выплату компенсаций в связи с семейным образованием в качестве федеральной нормы. Но это не препятствует осуществлению финансовой поддержки семейного образования в форме выплаты таких компенсаций на региональном (или муниципальном) уровнях.

На данный момент федеральное законодательство конкретизирует положение ч. 5 ст. 43 Конституции РФ о поддержке различных форм образования и, выходя за рамки узких конституционных гарантий, предусматривает финансовую поддержку получения общего образования в любых условиях, включая государственные, муниципальные, частные образовательные организации, но кроме образования в семье. 

Перевод детей с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования

Вопрос — ответ

Ч. 1 ст. 58 Закона об образовании предусматривает, что освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Согласно ч. 8 ст. 58 Закона об образовании обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно. При этом академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин (ч. 2 ст. 58 Закона об образовании).

Согласно ч. 5 ст. 66 Закона об образовании начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Таким образом, обучающиеся, получившие неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по результатам освоения программы начального общего образования по одному или нескольким учебным предметам, а также обучающиеся, не прошедшие ее, не могут быть переведены на уровень основного общего образования, так же как и не могут быть переведены условно.

В связи с вышеизложенным, представляется, что учащийся может перейти с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования только при отсутствии академической задолженности.

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Академическая задолженность

Вопрос — ответ

Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, по усмотрению их родителей оставляются на повторный год обучения, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
1) Как должна поступить образовательная организация в случае, если обучающийся не ликвидировал задолженность в установленные сроки, а родители отказываются проходить комиссию или обучаться повторно?
2) Может ли обучающийся, не ликвидировавший задолженность, но прошедший ПМПк, решение которой «обучение по адаптированной программе» продолжить обучение в той же параллели, не смотря на то, что предыдущий год не завершен?
3) Что предполагает «индивидуальный учебный план»?

Что делать родителям ребенка, права которого нарушены

Как действовать, если педагогами или администрацией школы нарушаются права ребенка?

Ни в коем случае нельзя игнорировать нанесенную обиду: любое из перечисленных нарушений способно травмировать неокрепшую детскую психику, и последствия этой травмы негативно скажутся в будущем. Родителям ребенка, права которого нарушены, необходимо:

  1. Направить письменную жалобу директору школы. В документе укажите фамилию, имя и отчество заявителя, изложить суть нарушения и потребуйте устранить проблему.
  2. Если жалоба дирекции не принесла результатов, направьте аналогичное заявление в отдел образования.
  3. Если нарушение прав вопиющее и противоречит законодательству (к примеру, бесконечные денежные поборы), надо направить жалобу в прокуратуру.

Вопрос о формах обучения в школе

Вопрос — ответ

Формы образования определены статьей 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой в Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Право выбора форм получения образования принадлежит родителям (законным представителям) обучающегося, которые таким образом могут выбрать либо получение образования в образовательной организации, либо семейное образование. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона).
Учитывая, что статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).
В частности при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования — целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.

О правах, обязанностях и ответственности родителей в законе об образовании

Обязанности по воспитанию налагаются также на опекунов и попечителей. Поэтому они несут полную и субсидиарную (дополнительную) гражданско-правовую (имущественную) ответственность за действие своих несовершеннолетних детей, причинившие вред имуществу юридических и (или) физических лиц или вред здоровью граждан, если причинение этого вреда связанно с виновным пренебрежением своими родительскими (опекунскими, попечительскими) обязанностями. В частности: 1.1. за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажу, что вред возник не по их вине 1.2.

Учащийся имеет академическую задолженность. Переведен в следующий класс условно. В октябре-ноябре использовал две попытки ликвидировать задолженности. Не справился. В декабре прошел ПМПК. Заключение – адаптированная программа (ЗПР).

В соответствии с п. 9 ст. 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и п. 20 Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, в случае не прохождения промежуточной аттестации родителям обучающегося предусмотрено три варианта продолжения обучения, из которых только один – повторное обучение, как следует из его названия, предусматривает безусловное повторение года обучения. Обучение по адаптированной общеобразовательной программе, как и обучение по индивидуальному учебному плану, не предуматривает повторения года обучения по общему правилу. Однако, особенности адаптированной общеобразовательной программы, а также формы аттестации по итогам ее прохождения устанавливаются локальными актами школы, которые в обязательном порядке должны быть размещены на сайте школы, и с которыми Вы должны быть ознакомлены «под роспись» при переводе обучающегося на обучение по адаптированной образовательной программе.

Согласно п. 3 ст. 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ликвидация академической задолженности является обязанностью, а не правом ученика. Поэтому вне зависимости от условного перевода, после сделанного Вами выбора между повторным обучением в том же классе («остаться на второй год»), обучением по ИУПу и обучением по адаптированной образовательной программе, ликвидация задолженности происходит в соответствии с нормами, установленными локальными актами школы.

Ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ Рябовой Полины Эдуардовны.