Статья 183. основания и порядок производства выемки

Комментарий к ст. 183 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.

1. Выемка — самостоятельное следственное действие, которое заключается в изъятии у гражданина или организации определенных предметов или документов, имеющих значение для дела. Указанное действие проводится, когда точно известно, где и у кого находятся предметы и другие объекты, подлежащие изъятию.

2. Выемку можно производить только по возбужденному уголовному делу. Она может иметь место лишь при наличии к тому достаточных фактических и формальных оснований, которые следует различать.

3. Фактические основания для производства выемки — это данные, позволяющие установить индивидуальные признаки предмета, подлежащего изъятию, и место его нахождения. Они могут быть получены из различных процессуальных источников: показаний потерпевшего, свидетелей, обвиняемых, документов и других средств доказывания. Для принятия решения о производстве выемки наряду с этим могут иметь значение сведения, полученные от органов дознания.

4. Формальным основанием для производства выемки является мотивированное постановление следователя, органа дознания или прокурора, в котором должно быть указано, какой объект подлежит изъятию в процессе выемки (его наименование и индивидуальные признаки), место его нахождения, у кого предстоит произвести выемку.

5. Для производства выемки следователь выносит мотивированное постановление (см. приложение 77 к ст. 476).

6. Необходимо учитывать правила, содержащиеся в ст. 25 Конституции, согласно которой никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Для производства выемки в жилище согласно требованиям УПК постановления следователя недостаточно. Необходимо получить для этого решение суда, принимаемое в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 29 и ст. 165 УПК (см. приложение 81 к ст. 476; приложение 8 к ст. 477).

7. При производстве выемки, как и обыска, участвуют понятые (см. коммент. к ст. 60 и 170).

8. Выемка чаще всего проводится для изъятия предметов и документов в учреждениях и организациях. Выемке какого-то определенного документа нередко предшествует ознакомление следователя непосредственно в учреждении с рядом документов, среди которых находится (или предполагается, что находится) искомый документ.

9. Закон оговаривает особенности в правовом регулировании выемки документов, содержащих сведения, являющиеся государственной или иной охраняемой федеральным законом тайной. Выемку этих документов следователь может произвести только при согласии на то прокурора.

10. Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и кредитных организациях, производится следователем на основании судебного решения (см. коммент. к ст. 165).

11. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию. Если они выдаются добровольно, следователь изымает их. Этим выемка, в отличие от обыска, и заканчивается. В случае отказа от добровольной выдачи объектов следователь производит их выемку принудительно.

12. Выемка производится в том же порядке, что и обыск, но с изъятиями, установленными комментируемой статьей. Подробно о порядке производства выемки см. коммент. к ст. 182.

Подготовительные мероприятия для проведения обыска

Для того чтобы провести обыск, следователь должен хорошо подготовиться. Для этого ему необходимо:

  • При обыске помещения знать расположение комнат.
  • Необходимы сведения об обыскиваемом.
  • Подобрать для роли понятых людей, которые не заинтересованы в деле.
  • Пригласить специалистов, которые могут понадобиться.
  • Подготовить необходимые технические средства.
  • Определить примерную зону поиска.
  • Принять соответствующие криминалистические меры.

Отличие обыска от выемки в этом случае заключается в том, что при выемке следователь производит следующие действия:

  • Определяет предмет, который подлежит изъятию, его характеристики и признаки.
  • Определяет точное место нахождения предмета, лица у которого производится выемка.

Организация понятых и привлечение специалистов является необходимым мероприятием как для выемки, так и для обыска.

Как происходит процедура обыска далее.

Осуществление личного обыска и выемки

Основание для личного обыска предполагает наличие достаточных данных полагать, что у подозреваемых или обвиняемых лиц могут храниться орудие преступления, предмет, документация, ценности, которые играют роль в решении уголовного дела. Подобный обыск производят, основываясь на мотивированное постановление для обнаружения и изъятия этих предметов.

Для осуществления личного обыска не обязательно наличие соответствующего постановления не только для производства обыска помещения (местности), но для задержания лица, заключения его под стражу.

Что касается выемки, то основания и порядок ее осуществления устанавливает ст. 183 УПК.

Определение 2

Выемка представляет собой следственное действие, осуществляемое в случае необходимости изымать у гражданина или юридического лица требуемых объектов, предметов, документов, которые имеют значение в решении уголовного дела. Выемка производится в случае, когда точно известно местонахождение искомых предметов.

Выемку производят в соответствии с мотивированным постановлением следователя, где содержится информация об основаниях, составе предметов и документов, которые подлежат выемке. Информация включает наименование гражданина или предприятия, включая адрес производства следственного действия.

Выемка документации и предметов, которые содержат государственную или другие типы охраняемой федеральным законодательством тайну, сведения о вкладах и счетах лиц в банках и прочих кредитных компаниях, вещей, которые заложены или сданы на хранение в ломбард, осуществляется только на основе судебного решения.

До момента начала выемки следователи могут предложить лицам выдать предметы и документы для изъятия. Если лица отказываются, то выемку производят в принудительном порядке. Принудительное осуществление выемки предполагается только для случаев, когда следователь точно знает местонахождение этих предметов и документов. При отсутствии данной информации может появиться потребность произвести обыск, при этом следователь должен вынести постановление о его производстве и произвести его немедленно. В последующем законность обыска, который производится в помещении, должна определяться в судебном порядке.

О произведенной выемке составляется протокол, соответствующий статьям 166 и 167 УПК. В случае выемки вещей, заложенных (сданных на хранение) в ломбард, в трехдневный срок необходимо уведомить об этом заемщика или поклажедателя.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Основание для обыска

Обыск проводится в следующих случаях:

  • Есть необходимые основания предполагать, что похищенные ценности, предметы, документы, вещи, которые важны для гражданского иска, находятся у конкретного человека или в определенном помещении.
  • Если есть данные, что разыскиваемые люди, трупы или животные находятся в конкретном помещении.
  • Имеется мотивированное постановление следователя с санкции прокурора. В таких случаях не допускается обыск жилища или другого владения лица.
  • Обыск жилья проводится только по постановлению судьи.
  • Для обыска помещений, в которых проживают члены дипломатических представительств, а также их семьи, необходимо их согласие или просьба, которое запрашивается через Министерство иностранных дел.

Разрешение суда не требуется, достаточно постановления следователя для проведения обыска в следующих случаях:

  • При обыске помещений, занимаемых организациями.
  • Учреждениями.
  • Торговые помещения, которые принадлежат частным лицам.
  • Участки с ограниченным доступом.
  • Если ситуация связана со спасением жизни или жилья, а так же с преследованием подозреваемого. Обыск жилья может проводиться без постановления судьи.

Личный обыск может быть проведен без разрешения суда и постановления следователя в следующих случаях:

  • Если произведено задержание.
  • В случае взятия под стражу.
  • При проведении обыска, если есть основания полагать, что подозреваемый при себе скрывает предметы или документы важные для следствия.

Что включает в себя понятие обыск

Это действия поисково-розыскного характера, которые заключаются в обследовании помещений, участков в принудительном порядке с целью обнаружить и изъять орудие преступления, вещи, добытые преступным путем или другие предметы, имеющие отношение к ведущемуся делу. Стоит подчеркнуть, что от осмотра обыск отличается тем, что обследование объекта происходит в принудительном порядке и направлено на поиск скрываемых предметов, а не лежащих на поверхности.

Обыск относится к неотложным действиям и чаще всего проводить его надо, как только появляется необходимость, чтобы заинтересованные лица не смогли спрятать улики или следы преступления.

Правила проведения выемки

Перед началом выемки он предъявляет постановление субъектам, это могут быть:

  1. Гражданские лица.
  2. Руководители организации, предприятия, учреждения.

Субъектам предлагается в добровольном порядке предоставить следствию интересующие его предметы, документы, информацию о месте пребывания правонарушителя. В ином случае истребование проводится в принудительном порядке.

Также может стать вопрос о производстве обыска, тогда следователем выносится об этом постановление, после чего начинается поиск необходимых объектов.

Производя принудительную выемку нужных предметов из жилых, производственных помещений, следователь имеет право открыть:

  • запертые шкафы;
  • сейфы, комнаты;
  • подсобные помещения.

У следователя есть право на запрет общения, входа и выхода лиц, находящихся в помещении во время выемки.

Если происходит истребование электронных носителей информации, то присутствуют соответствующий специалист по данным технологиям и понятые.

Проведение у лица выемки нужной документации и предметов без предъявления постановления  возможно в таких случаях:

  1. Если происходит физический захват подозреваемого и достаточно оснований для предположения, что у задержанного на данный момент имеется с собой оружие, предметы, несущие окружающим угрозу, или он пытался уничтожить изобличающие доказательства, касающиеся его, иных лиц.
  2. Когда задерживается подозреваемый.
  3. Если подозреваемый, обвиняемый заключается под стражу.
  4. При проведении принудительной выемки в помещении находящийся в ней субъект пытается скрывать у себя документацию или объекты, которые имеют знаковую роль в установлении истины в расследуемом деле.

Основной формой фиксации итогов изымающих действий является протокол. Его составляют соответственно установленному порядку.

В нём фиксируются:

  • дата и время;
  • место проведения выемки;
  • должностные полномочия следователя;
  • лицо, у которого проводится выемка;
  • основания для данного производства;
  • сведения о порядке сдачи изымаемого объекта (добровольное, принудительное);
  • точное перечисление реквизиционных объектов, негативы и оригиналы фотографий, киноленты, записи допросов и видеозапись, чертежи планов схем, наличие слепков, оттисков следов, диапозитивов.

Если в протокол внесены замечания по поводу неправильных действий, допущенных при выемке, то следователю необходимо в течение 48 часов сообщить об этом прокурору, который осуществляет надзор за следственным действием.

Как сократить вероятность неприятностей

К налоговым проверкам и выемкам необходимо быть готовым. Нельзя хранить в офисе спорные документы, «чужие» печати и прочие вещи, которые могут послужить доказательной базой для привлечения к ответственности. Это очень простое правило, которые многие не соблюдают, сталкиваясь при налоговых выемках с негативными последствиями.

Процедура выемки документации – не самый позитивный момент в работе предприятия. Не всегда руководителям и сотрудникам удается сохранять спокойствие во время работы инспекторов. Нередко работники или руководство дают ненужные пояснения или предоставляют документы, которые не заявлены к изъятию.

Налоговые инспекторы тоже не всегда строго придерживаются норм закона. Они часто допускают нарушения процедуры, делают ошибки. Обычные налогоплательщики редко настолько хорошо знают законодательство, чтобы заметить недочеты и отразить их в протоколе. Неграмотные действия проверяемого приведут к существенным потерям для компании или предприятия.

Присутствие на процедуре выемки юриста создаст более спокойную атмосферу. Юрист проследит за строгим соответствием нормами закона и поможет свести негативные последствия проверки к минимуму.

Адвокаты по налоговому праву:

Мелихов Андрей Валерьевич
УГОЛОВНОЕ & ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
К моей специализации относятся практически все вопросы бизнеса, включая вопросы уголовного преследования и защиты экономических прав и интересов клиентов в арбитражном суде и суде общей юрисдикции.
Профиль

Ташланов Владислав Анатольевич
НАЛОГОВОЕ ПРАВО
Налоговые споры с любым субъектным составом на стороне налогоплательщика (от физических лиц до корпораций), участие в налоговых проверках, споры с административными органами, споры в предпринимательской деятельности.
Профиль

 199 Просмотров сегодня

Условия

Есть ряд условий, невыполнение которых налоговыми органами может послужить поводом для оспаривания законности проведения изъятия в суде.

  • Запрещено проводить изъятия документов в ночное время. Указание на это правило содержится в п.2 ст. 94 НК РФ. Время начала и окончание процесса должно быть указано в протоколе. Для справки: Ночным временем считается период с 22.00 до 6.00 по местному времени (ст. 5 УПК РФ). В ночное время запрещено производить действия по выемке документов и предметов. На составление протокола и его подписание данный запрет не распространяется. Поэтому подписание протоколов после 22.00 не является противозаконным.
  • Выемка производится в присутствии лиц, в отношении которых назначена проверка, и в присутствии понятых (п. 3 ст. 94 НК РФ).
  • Проверяемую компанию может представлять руководство или посредники, имеющие на руках доверенность от руководителя компании.
  • Понятые должны быть незаинтересованными лицами, их должно быть не менее 2 человек. Не допускается участие налоговиков в качестве понятых (п.п. 2, 3, 4 ст. 98 НК РФ).

В некоторых случаях предусмотрено привлечение технических специалистов, обладающих специальными навыками и знаниями. Приглашенный специалист должен быть лицом незаинтересованным, то есть это не должен быть представитель проверяемой компании или налогового комитета. Привлечение лиц, обладающих специальными знаниями, требуется при выемке документов на иностранных языках или при изъятии данных с компьютеров.

К процедуре могут быть привлечены представители ОВД. Происходит это по запросу налоговых органов

Как должна проходить процедура выемки документов

Процесс изъятия бумаг выполняется в соответствии с законом. Налоговый орган обязан:

  1. Предъявить руководству или представителю компании постановление о выемке, составленное по форме. Разъяснить права и обязанности и сделать об этом пометку в протоколе, засвидетельствованную подписью проверяемого лица.
  2. Предложить добровольно выдать документы и предметы, которые указаны в постановлении. Принудительная выемка проводится только после того, как будет получен отказ в передаче (п. 4 ст. 94 НК РФ).
  3. При необходимости представители налогового органа имеют право вскрывать помещения и другие места, где может храниться документация. Если изначально неизвестно, где держат бумаги, то сначала проводится осмотр помещений и территорий фирмы. При проведении осмотра и вскрытии дверей налоговые органы по возможности должны избегать порчи замков, ручек и других предметов. Ломать замки можно только при отсутствии других возможностей открыть предполагаемое место хранения.
  4. При изъятии оригиналов документов инспекторы, проводящие выемку, должны оставить налогоплательщику их заверенные копии. Если это невозможно сделать в процессе выемки, то копии разрешено доставить позже, но не позднее чем через 5 рабочих дней после изъятия (п. 6 ст. 6.1, п. 8 ст. 94 НК РФ).
  5. Каждый изымаемый документ предъявляется участникам процедуры (представителю налогоплательщика, понятым). Далее документы нумеруются и подшиваются в папку, скрепляются печатью и подписью налогоплательщика. Если руководитель или представитель компании отказывается ставить подпись, то это нужно запротоколировать.
  6. По результатам проведенного изъятия составляется протокол, который подписывают все участники процедуры. Копия остается у проверяемого, который пишет расписку, что копия протокола ему предоставлена.

Ст. 183 УПК РФ с комментариями

Выемка — это правомерное действие следствия, заключающееся в изъятии вещественных доказательств, объектов, документации, имущественных ценностей, которые находятся у определённого гражданского или юридического субъекта, и представляющие огромную значимость для исследования совершённого деяния. Действия следователя касающиеся изъятия, проводитсятолько по судебному постановлению, кроме неотложных случаев.

В постановлении должно быть указано:

  • основание для истребования;
  • перечень объектов, ценностей, документации;
  • гражданское, юридическое лицо, у которых будет производиться выемка;
  • место, где будет проходить процесс.

Главным сравнительным отличием в производстве изъятия от обыска является знание следствияо точном месте нахождения, наименовании, свойстве, подлежащих выемке объектов.

Предъявив судебное решение,следователь или дознаватель имеют право проводить:

  1. Истребование предметов из жилого помещения.
  2. Изъятие послания с почты,телеграфа.
  3. Изъятие сведений из электронной почты.
  4. Изъятие информации впейджинговых компаниях.

Нарушения при проведении выемки

При процедуре налоговики могут нарушить закон. Рассмотрим перечень распространенных поручений:

  • Постановление вынес не инспектор, проводящий процедуру, а руководитель налоговой инспекции.
  • В постановлении о проведении процедуры не указан мотив выемки.
  • Процедура выполнена без участия представителя компании.
  • Перед проведением процедуры налоговики не попросили представителей проверяемой компании.

Весь представленный список является основанием для обращения в арбитражный суд. По всем делам, предметом которых были рассмотренные нарушения, судом были вынесены положительные решения. Как увеличить шансы на выигрыш дела? Нужно подготовиться. Если представители организации увидели нарушения, они должны указать их в замечаниях. Для того чтобы заметить правонарушения, представители должны знать точный порядок проведения выемки.

В подтверждение своей позиции организация может подготовить свидетельские показания, предъявить документы. К примеру, инспектор неправильно составил протокол. В нем не указана вся необходимая информация. В этом случае копию протокола нужно приложить к своему исковому заявлению.

Также в суд можно обращаться и в том случае, если налоговики в ходе открытия помещений и сейфов повредили ценные предметы. Однако придется доказать, что инспектор мог обойтись без повреждений. Сделать это крайне сложно. Еще одно существенное нарушение – изъятие тех документов, которые не относятся к предмету проверки.

Комментарий к Статье 185 Уголовно-процессуального кодекса

1. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления (за исключением телефонных и пейджинговых переговоров, которые контролируются в порядке, установленном ст. 186 УПК РФ) является организационно-распорядительным действием, которое предшествует их осмотру и выемке. Осмотр и выемка почтово-телеграфных отправлений представляют собой процессуальные действия, производимые последовательно, одно за другим в учреждении связи, которому поручено задерживать данные отправления.

2. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка производятся на основании судебного решения, так как это комплексное процессуальное действие следователя сопряжено с существенным ограничением права граждан на тайну переписки, иных сообщений.

3. В законе не указано, почтово-телеграфные отправления каких лиц могут быть подвергнуты аресту. Это могут быть подозреваемые и обвиняемые, в сообщениях которых содержатся сведения, например, о мерах противодействия следствию, состоянии производства по уголовному делу, местах сокрытия значимых для дела объектов. Контроль указанных в законе отправлений осуществляется в отношении свидетелей, потерпевших и даже иных лиц, если имеются основания полагать, что в их сообщениях может содержаться информация, имеющая значение для раскрытия преступления. Однако недопустим контроль сообщений между подозреваемым, обвиняемым и его защитником, который означал бы недопустимое нарушение профессиональной тайны адвоката.

4. В случае принятия судом решения о наложении ареста на отправление, которое облекается в форму постановления, его копия направляется судьей непосредственно или через следователя в соответствующее учреждение связи, которому поручается задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно уведомлять об этом следователя.

5. Осмотр и выемка задержанных почтово-телеграфных отправлений в необходимых случаях могут производиться с участием переводчика, если письменное сообщение выполнено на языке, которым следователь не владеет. Не исключается участие в данных процессуальных действиях и специалиста-криминалиста, например в целях обнаружения отпечатков пальцев на почтово-телеграфных отправлениях.

6. Следователь по получении уведомления прибывает в учреждение связи, которому поручено исполнение постановления суда об аресте почтово-телеграфных отправлений, и производит осмотр задержанных отправлений. В случае выявления в ходе осмотра сведений, имеющих значение для уголовного дела, следователь производит выемку отправления либо из тактических соображений ограничивается снятием с него копии и затем отправляет оригинал отправления адресату в неповрежденном виде. Такие же меры, исключающие повреждение почтово-телеграфного отправления, следователь принимает в тех случаях, если выявленные при осмотре сведения не имеют отношения к уголовному делу.

7. Для производства выемки почтово-телеграфного отправления, так же как и осмотра его, не требуется вынесение отдельного постановления, она производится на основании судебного решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотре и выемке. Об осмотре и выемке составляется единый протокол, в котором фиксируются сведения, полученные при осмотре, и факт изъятия оригинала почтово-телеграфного отправления или его копии.

8. Изъятое почтово-телеграфное отправление приобщается к уголовному делу в качестве вещественного доказательства соответствующим постановлением следователя, если оно является предметом, который служил орудием преступления или сохранил на себе следы преступления (п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 81 УПК РФ). Если изъятое отправление не является таковым, данное постановление не выносится. Доказательство приобщается к уголовному делу на основании протокола осмотра и выемки почтово-телеграфного отправления.

9. Арест, осмотр и выемка почтово-телеграфных отправлений производятся с соблюдением следственной тайны, что неравнозначно контролю почтовых отправлений, телефонных и иных сообщений, предусмотренному п. п. 9 и 11 ст. 6 Федерального закона об ОРД от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ, также носящему негласный характер. Их различие заключается прежде всего в том, что осмотр и выемка почтово-телеграфных отправлений производятся следователем, а не органом, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность. Первые являются процессуальными действиями, предусмотренными УПК, второе — оперативно-разыскное мероприятие, проводимое оперативным сотрудником в соответствии с Законом об ОРД.

Виды выемки

Существует несколько видов выемки:

  • Выемка предметов. Сюда относятся похищенные вещи, оружие, товары, орудия преступления.
  • Выемка документации. Документы могут быть, как подлинными, так и фальшивыми. Сюда относятся документы, дающие право заниматься определенным видом деятельности, бухгалтерские отчетности, накладные и прочие. При изъятии большого количества документов указывается общая характеристика документов, число изъятых бумаг и характер упаковки.
  • Выемка писем, телеграмм, посылок. Следователь может наложить арест на все виды почтово-телеграфных отправлений. Или выборочно, только приходящей или отправляемой корреспонденции из конкретной местности.

В протоколе необходимо отображать место и обстоятельства обнаружения предметов. При этом должны присутствовать понятые, специалисты и лица, которые являются материально ответственными. Отличия обыска от выемки нет в том случае, если рассматривать, кто должен и имеет право присутствовать при этих процессах.

Алгоритм проведения выемки

Выемка может проводиться только в присутствии этих лиц:

  • Понятые.
  • Представители проверяемой компании.
  • Специалисты.

Соответствующее правило указано в пункте 3 статьи 94 НК РФ. Понятые нужны для подтверждения состава документов и итогов выемки. К примеру, если процедура проводится одним сотрудником, он может подкинуть документы. Понятые позволяют предупредить правонарушения. Понятыми, согласно пункту 2 статьи 98 НК РФ, могут являться любые заинтересованные лица. Сотрудники инспекции являются заинтересованными лицами. Следовательно, понятыми являться они не могут. В рамках выемки должно присутствовать минимум 2 понятых.

До начала процедуры налоговики обязаны предъявить постановление о принятии мер по выемке. Также они должны разъяснить всем присутствующим права и обязанности. Затем налоговики просят представителей компании добровольно предоставить документы и предметы. Если в ответ на это поступил отказ, производится принудительная выемка. Представители организации могут чинить препятствия к проведению процедуры. К примеру, они могут не открыть помещение, сейф. В этом случае налоговики имеют право произвести вскрытие самостоятельно. Однако они должны сделать все возможное для того, чтобы не допустить повреждений запоров, сейфа.

ВАЖНО! Выемка не может выполняться ночью. То есть с 10 вечера до 6 утра

Эта работа проводится исключительно в рабочее время. Документы, полученные в результате процедуры, должны быть показаны всем участникам выемки. Затем их желательно упаковать.

Если изымаются оригиналы документов, с них нужно снять копии. Последние заверяются налоговиками и отдаются сотрудникам проверяемой компании. Иногда сразу же копии снять нельзя. В этом случае заверенные копии передаются представителям компании в течение 5 дней после выемки.

Изъятые документы нужно пронумеровать, прошнуровать, а затем поставить печать проверяемой организации и подпись ее руководителя. Представитель компании может отказаться ставить печать. В этом случае налоговики должны проставить соответствующую отметку в протоколе выемки.

К СВЕДЕНИЮ! Очередность процедуры должна быть соблюдена. В обратном случае представители проверяемой организации могут оспорить выемку.

Статья 183 УПК РФ (основание, порядок производства выемки)

Производится реквизиция из помещений, квартир, организаций на основании доказательств и с указанием конкретного месторасположения нужных объектов в данных местах, которые подлежат к взятию, если они важны для уголовного расследования.

Выемке подлежат:

  1. Документация, предметы, материалы, содержащие державную, любую другую секретность, охраняемые федеральным законодательством.
  2. Информационные бумаги, вклады, счета гражданских субъектов в финансовых компаниях, кредитных учреждениях.
  3. Вещи, которые были заложены и хранятся в ломбарде.

Извлечение происходит по судовому решению, принятому согласно с установленным порядкомстатьи 165 действующего кодекса. Перед взятием вещей из ломбарда за 72 часа уведомляется заёмщик и поклажедатель.

Когда происходит изъятие электронных носителей информации, тов этом процессе обязательно должен участвовать профессионал, который хорошо разбирается в этой отрасли. Если в ходе следственного действия будут допущены нарушения, то владельцем изъятых предметовможетбыть поданозаявление с просьбой признать данное мероприятие незаконным.

Лицо, у которого проводится изъятие, имеет право произвести копирование той информации, которая изымается. Копировальные действия производятся участвующим в извлечении профессионалом и понятыми. Проводяизъятие, запрещено копировать информацию, когда это препятствует ведению расследования преступления или влечёт её утерю и изменение. Законным владельцам выдают копии информационных носителей.

В протокол вносится отметка о копировании и передаче копий законным владельцам.

Следователем тут же выписывается постановление о начале производства обыске в согласии с УПК.

Консультации и комментарии юристов по ст. 183 УПК РФ

Юристы, которые сталкиваются на практике с данной статьёй, отмечают неоднозначность вопроса в процессе классификации деяния при определении виновности лица. Принципиальное значение имеет доказательная база.

Если у гражданина есть основания и подтверждающие факты, что юридическое лицо или сотрудник совершил противоправные действия по отношению к нему, предоставив третьему лицу личную информацию о нём, то гражданин может подать жалобу.

Образец жалобы:

  • предоставляется в секретариат суда;
  • поможет составить опытный юрист.

В российском законодательстве не предусматривается прямой обязанности уведомлять граждан в случаях неправомерных разглашений их данных.

Втечение десяти рабочих дней операторы должны уничтожатьданные, сохранённые на видеозаписывающих устройствах. Граждане вправе требовать компенсацию за разглашение персональных данных у виновной стороны.

Исковое заявление подаётся на компанию, которая виновна в разглашении сведений. Она несёт ответственность за своих сотрудников.

Юридическая практика знает множество примеров, когда сбор конфиденциальной информации нужен для совершения преступных действий. К примеру, правонарушители с целью хищения банкнот из специализированных аппаратов добывают информацию, считающуюся банковской тайной (номер счёта, банковская карта, код). Преступники, зная о поступлении денежных средств на банковский счёт, вымогают их у владельца.