Оглавление
История разработки
Названные документы содержали в себе крайне расплывчатые формулировки и понятия, что позволяло, в свою очередь, использовать их на усмотрение лечащего врача. Это привело к тому, что лечение в психиатрии производилось системно и произвольно, став таким образом ещё одним инструментом борьбы с неугодным населением. Известны случаи, когда психиатрия была использована в политических целях.
Задержка в развитии России в сфере психиатрии составила более 80 лет, позволив тем самым методы лечение психических расстройств использовать в самых неблагопристойных целях.
Именно причина отсутствия должного регулирования в сфере психиатрии, позволяющая использовать методы лечения в немедицинских целях, нанося тем самым огромный и даже непоправимый урон здоровью человека, стала основой для принятия закона о психиатрической помощи.
Путь к принятию закона был долгим и тернистым. В 1987 году был введён в действие первый нормативный акт этой сферы, который начал действовать с 1 марта 1988 г. В названном акте содержался целый ряд прав и гарантий для лиц, с неуравновешенной психикой, однако он имел в себе недоработки, которые не раз подвергались критике и обсуждениям.
Для устранения недочётов был разработан иной нормативный акт, который впоследствии лёг в основу Закона РФ о психиатрической помощи. К разработке этого документа уже был привлечён более широкий круг специалистов этой области.
В 1992 году был принят Закон РФ № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Нововведения. История после принятия
- Устанавливалось наличие обязательной судебной процедуры при проведении всех мер, носящих недобровольный характер, например, госпитализация, лечение и пр.;
- Определялось абсолютное равноправие между гражданами, с психическими отклонениями и гражданами, не имеющими никаких заболеваний в этой сфере. Недопустимым стало ограничение прав на основании поставленного диагноза, нахождения на лечении, независимо от того лечится ли больной в больнице либо просто находится под наблюдением
Но в 1998 году Минздрав России создаёт комиссию, основной целью которой была подготовка и внесение изменений в существующий закон с целью ограничения демократических нововведений. Однако, благодаря открытому письму Независимой психиатрической ассоциации, изменения не вошли в жизнь.
Далее, последовали попытки введения ограничения судебного процесса, снятия запрета на испытание медицинских препаратов и методов лечения на особо тяжёлых пациентах, а также отмены санкции врача на физическое стеснения пациента. Однако, благодаря инициативе правозащитников, эти нормы также не нашли своего применения и не были воплощены.
Последние попытки снижения демократических завоеваний вышеназванного закона были предприняты в 2000 и 2003 годах. Но правозащитная общественность предотвратила их воплощение.
Кому могут быть назначены принудительные меры медицинского характера?
Законом предусмотрены категории лиц, к которым могут быть применены принудительные меры медицинского характера. В соответствии с ч. 1 статьи 97 УК РФ они могут быть назначены судом ограниченному кругу лиц:
1). лицам, совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости и подлежащим освобождению от уголовной ответственности. Частью 1 ст. 21 УК РФ установлено положение о ненаступлении уголовной ответственности в том случае, если лицо во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости. Часть 2 этой же статьи УК РФ говорит о том, что к таким лицам могут быть применены принудительные меры медицинского характера.
2). лицам, которые совершили преступления в состоянии вменяемости, но у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания. Эта категория лиц, в свою очередь, делится на две группы.
а) К первой из них относятся лица, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее их возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, делающее невозможным назначение или исполнение наказания. Такие лица освобождаются судом не от уголовной ответственности (как невменяемые лица в первой категории), а от наказания либо от дальнейшего его отбывания (ч. 1 ст. 81 УК РФ). К ним применяется принудительное лечение, как и в отношении лиц, совершивших общественно опасное деяние в состоянии невменяемости. В случае выздоровления они могут подлежать уголовной ответственности и наказанию, если не истекли сроки давности, предусмотренные ст. ст. 78 и 83 УК РФ (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 07.04.2011 N 6).
б) Ко второй группе относятся лица, у которых после совершения преступления наступило временное психическое расстройство, не позволяющее решить вопрос об их вменяемости на момент совершения общественно опасного деяния. Например, лицо впало в реактивное состояние в связи с возбуждением уголовного дела и угрозой наказания. В таком случае ему назначается в установленном порядке принудительное лечение. При выздоровлении лица дело расследуется и рассматривается в общем порядке, если не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Если такое психическое расстройство наступило во время отбывания наказания, к такому лицу также могут быть применены принудительные меры медицинского характера. После излечения такие лица направляются в исправительное учреждение для продолжения отбывания наказания, если не истекли сроки давности исполнения приговора. В случае наступления временного психического расстройства после совершения преступления вопрос об освобождении лица от уголовной ответственности не решается, а в судебном решении необходимо указывать, что данные меры назначаются до выхода лица из болезненного состояния с последующим направлением его на экспертизу для решения диагностических и экспертных вопросов.
3). лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Этой категории лиц назначается уголовное наказание, которое исполняется в общем порядке, а принудительное лечение проводится одновременно с отбыванием наказания. По отбытии наказания такое принудительное лечение прекращается.
4). лицам, совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. Применение ПММХ к этим лицам может быть продолжено и после отбытия наказания.
Трудовая экспертиза
Трудовая экспертиза проводится по тем же правилам, что и в общемедицинской сети.
Экспертиза временной нетрудоспособности производится
лечащими врачами, которые единолично выдают гражданам листки
нетрудоспособности сроком на 30 дней, а на больший срок – врачебной
комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.
Медицинская КЭК (контрольно-экспертная комиссия) в
психоневрологическом диспансере или психиатрической больнице решает
вопрос о длительности временной нетрудоспособности, которая отражается
в предоставляемом больному листке нетрудоспособности. Если
продолжительность лечения продолжается свыше четырех месяцев, встает
вопрос о переводе больного на инвалидность. В случаях, когда есть
основания рассчитывать на благоприятный исход психического расстройства
с выходом в хорошую ремиссию больничный лист может быть продлен до 10
месяцев
Диагностическая деятельность КЭК сопряжена также с
решением вопроса о пригодности или непригодности больного к тому или
иному виду деятельности. Например, больному эпилепсией не разрешается
вождение автомобиля и работа с механизмами, больные шизофренией лишены
возможности поступать в некоторые ВУЗы.
При экспертизе временной нетрудоспособности определяется
необходимость и сроки временного или постоянного перевода работника по
состоянию здоровья на другую работу, а также принимается решение о
направлении гражданина на медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК),
в том числе при наличии у этого гражданина признаков инвалидности.
Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и
группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан,
определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры
социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.
Основным критерием для определения группы инвалидности
является остаточная степень трудоспособности. В соответствии с этим 3-я
и 2-я имеют три градации, а 1-я только одну, поскольку инвалид 1-й
группы признается нетрудоспособным.
МСЭК производится учреждениями медико-социальной экспертизы системы социальной защиты населения
Рекомендации МСЭК по трудоустройству граждан являются
обязательными для администрации предприятий, учреждений и организаций
независимо от формы собственности.
Почему эксперты против принятия нового закона
Говорить об устарелости закона 1992 года не стоит — он нуждается разве что в модернизации, дальнейшей проработке, считает Рудык.
— Это довольно демократический закон, предусматривающий и службу защиты пациентов, и госпитализацию в недобровольном порядке по решению суда, — говорит он. — И теперь всё больше и больше говорят, что он даже чересчур демократичен. Мы боимся, что, начав улучшать, этот закон только ухудшим, хотя в доработке он, как и психиатрия в целом как отрасль медицины, нуждается.
Неконтролируемый приступ
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин
Виноградова также отмечает, что Независимая ассоциация против того, чтобы закон меняли, — он «создан на основе всех мировых стандартов и отвечает всем международным нормам».
— Там много чего можно поправить, что-то не очень хорошо отображено, но мы боимся, что новый закон будет гораздо хуже, чем ныне действующий, — заметила она.
При этом, говорит Виноградова, в Общественной палате уже работает комиссия по разработке нового закона.
— И вероятность принятия нового закона весьма велика, — говорит она. — И это не «Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан», где очень важна именно вторая часть названия, а закон «Об охране психического здоровья». Охранять его, разумеется, можно по-разному.
По словам Виноградовой, в новом законе шире будут применяться недобровольные меры. При этом документ обсуждается с профессиональным сообществом, но это в основном главврачи больниц, независимые ассоциации психиатров в обсуждении не задействованы.
О работе над новой редакцией закона о психиатрической помощи говорила в июле секретарь Общественной палаты Лидия Михеева. Она заявила, что закон «морально устарел и похож на залатанное старое одеяло», при этом отметив, что над новым документом работают в том числе правозащитники, доктора-психиатры, замминистра здравоохранения и специалисты в области гражданского и семейного права.
Михеева подчеркнула, что одной из проблем является тот факт, что учреждения, работающие в этой сфере, финансируются в подушевом порядке: объем средств на следующий год рассчитывают из имеющегося количества пациентов, и сами клиники не заинтересованы в снижении их числа.
Некоторые особенности
- когда гражданин становится опасным для окружающих и может нанести не только им вред, но и себе;
- когда гражданин не способен самостоятельно обеспечить свои физиологические потребности либо совсем беспомощен;
- если гражданину не оказать должной помощи, его психическое состояние может существенно ухудшиться.
Важно знать, что действующее законодательство не содержит в себе понятия психическое расстройство. По сути, процесс его определения полностью отдан на усмотрение юриста и врача, которые должны оценить совокупность всех факторов.. Помимо этого, в законе отсутствует понятие «непосредственной опасности», а термин «существенный вред здоровью» представлен в размытом виде
Помимо этого, в законе отсутствует понятие «непосредственной опасности», а термин «существенный вред здоровью» представлен в размытом виде.
Вышеназванный закон по праву можно отнести к одному из самых суровых, поскольку судебный процесс по вопросу принудительной госпитализации исключает наличие и необходимость составления доказательной базы. Закон допускает лечение и лишение свободы лицам, не совершившим никаких правонарушений.
Помимо названного, закон не определяет обязанность медицинского учреждения ознакамливать самого пациента либо его представителя с решением суда, на основании которого состоялась недобровольная госпитализация. Также пациент не имеет права возбуждать процедуру судебного контроля над своей госпитализацией.
По мнению многих специалистов, закон, а впрочем, как и всё законодательство в этой области в нашей стране, является расплывчатым и многим приходится отстаивать свои права путём обращения в высшую судебную инстанцию по защите праве человека — Европейский суд.
Как должны госпитализировать психически больных
Адвокат Константин Кудряшов отмечает, что в Уголовном кодексе ответственность за незаконную госпитализацию в психиатрическую больницу установлена статьей 128.
— Если такое деяние было совершено с использованием служебного положения, например главным врачом или иным должностным лицом учреждения, по ч. 2 ст. 128 УК РФ за это грозит до 7 лет лишения свободы, — сказал он.
При этом, замечает адвокат, гематома на лице девушки могла появиться и до госпитализации. Если же избиение произошло именно в психбольнице, то едва ли к нему прямо причастны должностные лица и непосредственно руководители учреждения, считает Кудряшов.
— Поэтому о привлечении к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий с применением насилия речь не идет, за что грозило бы лишение свободы на срок от трех до 10 лет, — сказал он. — А значит, можно говорить только об ответственности на общих основаниях. Нанесение побоев наказывается по ст. 6.1.1 Кодекса об административных правонарушениях — штрафом в размере от 5 тыс. до 30 тыс. рублей или административным арестом на срок от 10 до 15 суток.
Кудряшов также заметил, что находящийся в психиатрической больнице человек даже имеет право на встречи с адвокатом наедине, и в таких случаях именно он может выяснить все детали произошедшего и при необходимости обжаловать госпитализацию.
Управляющий партнер «Легес-Бюро» Мария Спиридонова отмечает, что помещение в психиатрическую больницу осуществляется добровольно — по просьбе самого помещаемого и при наличии его информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Однако есть несколько исключений: по постановлению суда; в случаях, если психическое заболевание является тяжелым и представляет опасность для самого больного или для окружающих, когда лечение возможно только в стационаре. В этих случаях лечение применяется по решению комиссии врачей-психиатров.
Неконтролируемый приступ
Фото: ТАСС/Сергей Карпов
— Кроме того, лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в стационар без его согласия и без согласия законного представителя до постановления судьи, если его психиатрическое обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым, — пояснила она «Известиям». — Помещенное в стационар лицо подлежит обязательному освидетельствованию в течение 48 часов комиссией врачей-психиатров. Если госпитализация признается необоснованной, пациент подлежит немедленной выписке. Если обоснованной, то заключение комиссии врачей-психиатров в течение 24 часов направляется в суд для решения вопроса о дальнейшем пребывании лица в нем.
Судья должен рассмотреть такое заявление в течение пяти дней. Спиридонова также указала на ответственность за незаконную госпитализацию человека в психиатрическую больницу по ст. 128 УК РФ, однако оговорилась, что нарушение формального порядка помещения в медучреждение при наличии медицинских оснований ответственности не влечет.
— За нарушение процедуры госпитализации может следовать дисциплинарная или иная ответственность, не включающая в себя уголовное наказание, — заметила она.
В то же время родственники пациентов психиатрических стационаров наделены специальными правами: при неотложной госпитализации администрация должна в течение 24 часов уведомить родственников по телефону или письменно, у них также есть право на свидание, однако здесь возможен запрет — из-за состояния пациента или в интересах лечения. Кроме того, клиника вправе отказать в выписке, если пациент представляет опасность для себя или окружающих.
— Выписка пациента, госпитализированного в недобровольном порядке, производится по заключению комиссии врачей-психиатров или постановлению судьи об отказе в продлении такой госпитализации, — отметила Спиридонова.
Неконтролируемый приступ
Фото: РИА Новости/Алексей Сухоруков
Последние поправки, внесенные в ФЗ
Последние изменения в закон о психиатрическом освидетельствовании были внесены 3 июля 2016 года, при принятии ФЗ номер 227. Изменения коснулись в законе только 15 статьи. В этой статье написано, что граждане, планирующие проходить военную службу или обязанные к военной службе, должны пройти обследование у психиатра. Оформлена информация, что каждое лицо, которое будет проходить службу в Вооруженных Силах РФ, войсках нац. гвардии России, органах защиты населения и безопасности, организациях и учреждениях уголовно-исполнительной системы, начальствующих или рядовых составах органов внутренних дел и гос. пожарной службе проходит проверку псих. здоровья по порядку, оформленному в законах о военной службе.
В статье 28 перечислены основания, которые считаются причиной для госпитализации граждан в стационарные мед. учреждения:
- Наличие у пациента психиатрического расстройства;
- Постановление лечащего врача-психиатра;
- Решение судебного органа;
- Проведение псих. экспертизы.
Гражданин должен быть уведомлен о собственной госпитализации и отправиться в медицинскую организацию в добровольном порядке. Несовершеннолетние с проблемами наркотического характера или с психиатрическими расстройствами отправляются на лечение в стационары только после получения письменного разрешения от одного из его родителей, опекунов или других законных представителей. Если один из родителей отказывается, либо оба родителя или опекуна отсутствуют, решение принимается органами опеки. В дальнейшем законные представители могут обжаловать это решение при помощи подачи иска в суд.
Добровольное согласие лица записывается в документы, подписывается пациентом (родителями или представителями), медицинским работником и отправляется в документацию мед. учреждения.
В статье 29 закона о психиатрической помощи перечислены основания, которые считаются причиной для госпитализации граждан в стационарные мед. учреждения в недобровольном порядке:
- Если гражданин опасен для себя или окружающих;
- Если гражданин не будет привезен в стационарное учреждение в срочном порядке, состояние его здоровья резко ухудшится;
- Если гражданин недееспособен и беспомощен.
В статье 36 оформлена информация о способах и процессах продления госпитализации лица в недобровольном порядке. Гражданин может содержаться в мед. учреждении в недобровольном порядке только на тот срок, пока сохраняется причина его госпитализации. Первые шесть месяцев пребывания там гражданина каждый месяц проходит специальное собрание с комиссией из врачей-экспертов в психиатрии, которые решают, продлевать госпитализацию или нет. Комиссия после шести месяцев проверок обязана выслать информацию о пациенте в судебные органы по месту его проживания. Суд также может самостоятельно принимать решение о продлении содержания пациента в учреждении или его освобождении.
Скачать закон о психиатрической помощи
Настоящий Федеральный закон обязан к прочтению докторам и врачам, занимающимся лечением или диагностикой психиатрических заболеваний. Также некоторые положения этого закона могут помочь в защите интересов, прав и свобод пациентов. Для подачи жалоб или исков необходимо знать форму заявлений и процесс подачи, поэтому рекомендуется изучить описываемый закон.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (804) 333-01-43
Что представляет собой закон 3185-1?
Закон о психиатрии был принят Государственной Думой 2 июля 1992 года. Последние изменения в него были внесены 3 июля 2016 года. Закон об оказании психиатрической помощи содержит 6 разделов и 50 статей. Этот закон контролирует и регулирует правоотношения, возникающие между пациентом и врачом, а также регламентирует все экономические, организационные и правовые процессы, возникающие при оказании пациенту помощи. Любая деятельность по отношению к пациентам специалистов в психиатрии относится к настоящему закону.
Краткое содержание закона 3185-1 о психиатрической помощи:
- В первом разделе описаны общие положения закона. Написано что такое псих. помощь и по каким принципам врач имеет право оказывать ее пациенту. Перечислены другие акты, законы и нормативы, регулирующие описываемую сферу деятельности. Оформлена информация о ситуациях, когда положения закона применяются. Описаны добровольные посещения врача, а также дан список прав всех получающих психиатрическую мед. помощь граждан. Оформлены ограничения и недопустимые действия, представительство отдельных групп граждан, запреты на выявление информации и требования передачи сведений о пациентах. Описана конфиденциальность, врачебная тайна и ответственность за нарушение тайны. Способы и процессы диагностики заболеваний и назначения лечения. Оформлено информированное согласие и причины и процесс отказа от лечебных процедур. Описаны принудительные операции. Оформлена информация о проведении судебных экспертиз в настоящей сфере. Также описаны обследования служащих для военной комиссии;
- В разделе втором оформлена информация о помощи и поддержке граждан, которые страдают псих. расстройствами. Гарантии государства на различные виды и категории помощи и поддержки. Способы финансирования, экономическая сторона этой области, оплата и скидки;
- В разделе номер три перечислены специализированные учреждения и организации, где лица могут получить соответствующую помощь. Также оформлены списки прав и обязанностей медицинских сотрудников и работников такого вида учреждений. Оформлена информация о том, как получить лицензию и права на оказание гражданам псих. помощи. Описана независимость врача, который помогает пациенту с психиатрическими заболеваниями или расстройствами. Даны гарантии для работников и сотрудников мед. учреждений такого типа;
- В р. четыре оформлены виды и категории психиатрической помощи, даны порядки, процессы и операции. Описано психиатрическое освидетельствование, процессы и передача информации. Также оформлено такое освидетельствование без согласия на то лица и без его ведома. Оформлен порядок передачи такого вида информации, форма заявления, необходимые документы. Описана амбулаторная помощь и лечение в диспансере. Дан перечень оснований для передачи гражданина в организацию, оказывающую псих. поддержку и лечение добровольно и в недобровольном порядке. Оформлены меры безопасности и защита жизни и здоровья работников медицинских центров. Представлен перечень оснований для передачи в учреждение несовершеннолетних лиц. Дана форма и способы подачи жалобы в суд в связи с недобровольным лечением. Описаны сроки рассмотрения поданных документов и причины отказа. Оформлена информация о продлении или прекращении лечения, а также права и обязанности пациентов и их родных. Права и обязанности организаций и учреждений. Дан список выписок и формы справок. Описаны основания для помещения лица или ребенка в стационарные организации. Также даны списки прав таких лиц;
- В пятом р. оформлены способы и процессы ведения контроля, надзора и регулирования органами власти, должностными лицами, общественными объединениями и прокурорами;
- В шестом оформлены сроки, способы, формы и порядки подачи жалоб на мед. работников или на мед. учреждения. Процессы рассмотрения таких жалоб в судебных органах. Описана ответственность за нарушения, последствия преступлений и наказание за несоблюдение условий закона.
Данная область регулируется не только настоящим Федеральным законом, но и другими ФЗ, законодательством РФ, международными контрактами и договорами, а также изданными актами и нормативами от Правительства России.