Оглавление
Возмещение убытков собственникам, чьи участки попали в зону с ограничениями
Ещё одно нововведение — урегулированы вопросы компенсации урона, нанесённого зоной ограничения. Размер урона соответствует рыночной цене земельного участка за день до возникновения зоны ограничения строительства. Но не учитывается ущерб, связанный с изменением рыночной стоимости участка. К примеру, если собственник приобрёл участок за одну сумму, а через два года цена упала, возмещать будут согласно действующей рыночной стоимости участка.
Ограничения на строительство вблизи аэропортовРаньше при получении градостроительного плана на земельный участок могли наложить обременения в виде — приаэродромная зона какого-либо Аэропорта (Шереметьево…
К тому же урегулирован порядок сноса объектов и выплат компенсаций. Снос возможен только на основании принятого судом решения и с предварительной компенсацией урона согласно рыночной цене объекта подлежащего ликвидации, либо выкупа собственниками объектов, устанавливающих ограничения.
Источники информации о ЗОУИТ
Раньше сведения об охранных зонах не были в открытом доступе. С изменением законодательства появились источники информации, нацеленные на то, чтобы заранее исключить случаи приобретения земельных участков, ограничивающих работу охраняемого объекта. Теперь информация о зонах будет доступна в ЕГРН, но пока число внесённых сведений о зонах с ограничениями очень мал.
Правовыми документами, регламентирующими создание ЗОУИТ и согласование границ, служат Земельный и Градостроительный кодексы РФ, ФЗ №342 и ФЗ №340.
Установление и изменение особых зон для строительства
Основанием для установления, либо изменения зон ограничений становится решение уполномоченного органа с графическим приложением границ зоны. А также информацией о лицах, на которых возложена обязанность возместить убытки, вызванные установлением ограничений, и указанием срока возникновения такой обязанности. ЗОУИТ получает статус установленной, изменённой, прекращённой исключительно после внесения сведений о ней в ЕГРН (ст. 106 ЗК РФ).
Кто ранее получил разрешение на возведение объекта капстроительства, связанного с установлением зоны ограничения, нужно до 1 января 2022 подать соответствующее заявление в уполномоченные структуры. Если же собственник только планирует строительство, то согласно новому закону, необходимо заблаговременно получить официальное решение о присвоении территории статуса ЗОУИТ. Только после этого выдаётся разрешение на строительство. Это говорит о том, что охранную зону требуется устанавливать ещё до начала строительства, на стадии разработки проекта.
Охранная зона трубопроводов
Наличие охранных зон трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) регламентируется п. 6 ст. 105 ЗК РФ. Также п. 25 ст. 105 ЗК РФ предусматривает наличие зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Охранные зоны трубопроводов устанавливаются согласно п. 1.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго России 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, в целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин и конденсат.
В соответствии с п. 4.1 Правил охранные зоны устанавливаются вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
Земельные участки, которые входят в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований Правил охраны магистральных трубопроводов (п. 4.2 Правил).
Для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения магистральных трубопроводов и их объектов вокруг них устанавливаются охранные зоны, размеры которых и порядок производства в которых сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами охраны магистральных трубопроводов (п. 5.6 СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* (утв. Приказом Госстроя от 25.12.2012 N 108/ГС)). Необходимо учитывать, что в соответствии с Изменением N 1 к СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы» (утверждено и введено в действие Приказом Минстроя России от 18.08.2016 N 580/пр) указанный свод правил не распространяется на проектирование трубопроводов, прокладываемых на территории городов и других населенных пунктов, в морских акваториях и промыслах.
Государство должно учитывать, что экономические нужды и даже определенные фундаментальные права, включая право собственности (в данном случае на объекты, которые находятся в пределах границ охранных зон и могут повлиять на безопасность окружающей среды), не должны перевешивать интересы защиты окружающей среды (получение каких-либо выгод от использования охранной зоны в личных интересах применительно к инженерным коммуникациям). Государство обязано предпринимать необходимые шаги для обеспечения эффективности мер по охране окружающей среды, в том числе ограничить имущественные права, чтобы не допустить неблагоприятные последствия (Постановление ЕСПЧ от 27.11.2007 N 21861/03 по делу «Амер против Бельгии»).
В заключение необходимо отметить, что особенностью охранных зон является особый порядок пользования земельным участком, устанавливаемый законодательством РФ. Земельные участки в границах охранных зон у собственников не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима (ограничивающего или запрещающего те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон).
Изменения в документах и учете
Регистрационный номер партии товара (РНПТ). Каждой партии прослеживаемых товаров в Россию при ввозе присваивается РНПТ. С помощью этого номера ФНС контролирует движение импортных товаров. Регистрационный номер теперь появляется в первичных документах: счетах-фактуры, документах отгрузки, а также в отчете об операциях и декларации по НДС.
При ввозе товаров из стран ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) компании-импортеры обязаны в течение 5 дней с даты принятия товаров на учет уведомить ФНС, которая формирует на каждую партию РНПТ.
При ввозе товаров из других стран компании формируют РНПТ самостоятельно на основании регистрационного номера таможенной декларации и номера партии товаров.
Компании при совершении покупки/продажи прослеживаемых товаров предоставляют друг другу электронные документы с указанием РНПТ. Компании, которые являются плательщиками НДС, предоставляют счета-фактуры. Компании, которые не являются плательщиками НДС обмениваются отгрузочными документами.
Мнение эксперта
Катков Константин
Как в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) отражать операции с прослеживаемыми товарами с 01.07.2021 — в частности, получать РНПТ при ввозе прослеживаемых товаров из ЕАЭС и третьих стран и др., — см. в новом справочнике «Прослеживаемость товаров».
Документы через ЭДО поступают в систему прослеживаемости.
Электронный документооборот (ЭДО) обязаны применять все участники системы прослеживаемости с 1 июля 2021 г. согласно ФЗ от 09.11.2020 № 371-ФЗ и ст. 169 НК РФ.
Компании через ЭДО обязаны передавать в ФНС отчеты и информацию об остатках товаров.
Также ЭДО используются участниками для обмена между собой первичными документами.
Об электронном документообороте в 1С электронными счетами-фактурами, первичными учетными документами и др. см. в разделе «Инструкции по учету в программах „1С“».
Нормативные документы
Главное меню
14. СТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ И КОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
Генеральный план
14.1. Выбор площадок для строительства водопроводных сооружений, а также планировка и застройка их территорий должны выполняться в соответствии с технологическими требованиями, указаниями СНиП II-89-80* и требованиями разделов 10 и 11.
14.2. Планировочные отметки площадок водопроводных сооружений, размещаемых на прибрежных участках водотоков и водоемов, должны приниматься не менее чем на 0,5 м выше расчетного максимального уровня воды, обеспеченность которого принимается по табл. 11, с учетом ветрового нагона волны и высоты наката ветровой волны на откос, определяемых согласно СНиП 2.06.04-82*.
14.3. Расходные склады для хранения сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) на площадке водопроводных сооружений надлежит размещать от зданий и сооружений (не относящихся к складскому хозяйству) с постоянным пребыванием людей и от водоемов и водотоков на расстоянии не менее 30 м, от зданий без постоянного пребывания людей — согласно СНиП II-89-80*, от жилых, общественных и производственных зданий (вне площадки) при хранении СДЯВ в стационарных емкостях (цистернах, танках) — не менее 300 м и при хранении в контейнерах или баллонах — не менее 100 м.
14.4. Водопроводные сооружения должны ограждаться. Для площадок станций водоподготовки, насосных станций, резервуаров и водонапорных башен с зонами санитарной охраны первого пояса следует, как правило, принимать глухое ограждение высотой 2,5 м. Допускается предусматривать ограждение на высоту 2 м — глухое и на 0,5 м — из колючей проволоки или металлической сетки, при этом во всех случаях должна предусматриваться колючая проволока в 4—5 нитей на кронштейнах с внутренней стороны ограждения.
Примыкание к ограждению строений, кроме проходных и административно-бытовых зданий, не допускается.
Для площадок сооружений забора подземной и поверхностной воды, насосных станций первого подъема и подкачки необработанной воды, а также для площадок сооружений хозяйственно-питьевого водопровода, размещаемых на территории предприятий, имеющих ограждение и сторожевую охрану, тип ограждений принимается с учетом местных условий, а также требований “Указаний по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений” (СН 441-72*).
Примечание. Ограждение насосных станций, работающих без разрыва струи (при отсутствии резервуаров), и водонапорных башен с глухим стволом, расположенных на территории предприятий или населенных пунктов, а также шламонакопителей станций водоподготовки допускается не предусматривать.
14.5. На площадках водопроводных сооружений с зоной санитарной охраны первого пояса должны предусматриваться технические средства охраны:
запретная зона шириной 5—10 м вдоль внутренней стороны ограждения площадки, ограждаемая колючей или гладкой проволокой на высоту 1,2 м,
тропа наряда внутри запретной зоны шириной 1 м на расстоянии 1 м от ограждения запретной зоны,
столбы-указатели, обозначающие границы запретной зоны и устанавливаемые не более чем через 50 м,
охранное освещение по периметру ограждения, при этом светильники надлежит устанавливать над ограждением из расчета освещения подступов к ограждению, самого ограждения и части запретной зоны до тропы наряда,
постовая телефонная связь и двухсторонняя электрозвонковая сигнализация постов с пунктом управления или караульным помещением, которое следует предусматривать при необходимости на водопроводах I категории (п. 4.4).
Для площадок станций водоподготовки с зоной санитарной охраны первого пояса должен приниматься полный объем технических средств охраны, для площадок станций водоподготовки с напорными фильтрами, насосных станций, резервуаров и водонапорных башен — ограждение согласно п. 14.4 и охранное освещение, для площадок сооружений забора подземной и поверхностной воды и насосных станций первого подъема, а также для площадок станций водоподготовки, насосных станций, резервуаров и водонапорных башен, размещаемых на предприятиях, территория которых имеет ограждение и сторожевую охрану, — ограждение, предусмотренное п. 14.4.
14.6. К зданиям и сооружениям водопровода, расположенным вне населенных пунктов и предприятий, а также в пределах первого пояса зоны санитарной охраны водозаборов подземных вод, следует предусматривать подъезды и проезды с облегченным усовершенствованным покрытием.
Зачем устанавливаются особые территориальные зоны
К основным целям установки границ ЗОУИТ относятся:
- Защита здоровья и жизни населения;
- Сохранение культурного наследия;
- Обеспечение безопасной эксплуатации объектов транспортной, энергетической инфраструктуры, а также госбезопасности;
- Сохранение популяции представителей животного и растительного мира;
- Охрана окружающей среды;
- Защита природных объектов от загрязнений.
Чтобы реализовать установленные задачи, необходимо проинформировать об особенностях использования особых зон всех участников земельных отношений. Сделать это можно с помощью внесения информации о ЗОУИТ в базу данных Росреестра.
Для регистрации сведений используется графическое описание зон с особыми условиями использования. Разработкой этого документа занимаются кадастровые инженеры. Он нужен для согласования ЗОУИТ с уполномоченными госучреждениями (СЭС, Роспотребнадзор, Ростехнадзор).
На основании результатов исследований, устанавливаются границы и площадь особой территории. Эти сведения отображаются на публичной кадастровой карте и в документах на землю (выписке ЕГРН).
Заказать графическое описание зон с особыми условиями использования можно в геодезической компании «Геомер Групп». Установить точные размеры территории и координаты поворотных точек специалистам помогает профоборудование.
Возможные последствия несоблюдения требуемых норм
Авария наружных канализационных систем
Аварии наружных канализационных систем происходят гораздо чаще, чем на водопроводных сетях, линиях электроснабжения и связи. Это связано с тем, что охранные зоны канализационных сетей не имеют предупреждающих знаков. Организации, эксплуатирующие инженерные коммуникации, обязаны уведомлять о наличии на обслуживаемой территории электрокабелей соответствующими стационарными табличками, но это не относится к канализации.
В результате земляные работы на определенном участке производят, не догадываясь о том, что он находится в охранной зоне. В этом случае можно нанести вред окружающей среде, серьезный ущерб канализационным сетям или объектам, приводящий к порче имущества, значительным убыткам и материальным затратам на восстановление.
Не попасть в сложную ситуацию поможет доскональное изучение местности, где планируется производить те или иные работы. Признаком наличия на территории сетей канализации являются расположенные на ней колодцы, на крышках которых имеется маркировка в виде крупной буквы «К». Необходимо заказать в специализированных организациях (проектных институтах, местных администрациях, трестах Водоканал) план инженерных коммуникаций и внимательно ознакомиться с ним, проанализировать охранные зоны, получить соответствующие разрешения, проконсультироваться со специалистами.
В охранных зонах канализации запрещается проводить работы без специального разрешения. После получения соответствующего допуска подрядчик обязан:
придерживаться неукоснительного соблюдения норм, требований и правил
обеспечить сохранность канализационных трубопроводов и сооружений, а также их целостность
предпринять все возможные меры предосторожности, приостановив работы, если обнаружились какие-либо несоответствия в предоставленных ему документах и разрешительных справках
своевременно производить уборку мусора, а в зимнее время снега и льда, обеспечивая беспрепятственный проезд к канализационным объектам
пригласить представителя организации, которая выдала разрешение, на процедуру сдачи объекта
Данные обязанности касаются всех подрядчиков, производящих работы на открытых участках и территориях в охранных зонах.
Порядок использования ЗОУИТ
Правообладатели участков с особым правовым режимом могут свободно использовать и распоряжаться ими в установленных законодательством рамках, учитывая наложенные ограничения. ЗОУИТ как раз и предполагают некоторые ограничения: в этом и заключается специфический порядок их использования, основанный на императивном начале.
ЗОУИТ на кадастровой карте и на местности обозначаются специальными знаками информационного типа. В соответствии с КоАП РФ за их несанкционированный перенос, повреждение, ликвидацию предусмотрена административная ответственность.
Все виды ЗОУИТ должны быть зарегистрированы и воспроизведены на всех картах.
Порядок и последствия установления или изменения «охранных» зон
Порядок установления, изменения и прекращения существования рассматриваемых зон, за исключением тех, которые возникают на основании федерального законодательства (водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), согласно новеллам в земельном законодательстве должен детально быть определен в соответствующих положениях, которые предстоит утвердить Правительству РФ. В этих положениях закон предписывает определить среди прочего порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении или прекращении существования зон, исчерпывающий перечень объектов, территорий, в связи с размещением которых или в целях защиты и сохранения которых устанавливается зона, требования к предельным размерам зон и прочее ().
Действующие сейчас правила в отношении тех или иных зон предполагается заменить положениями о них, утвержденными Правительством РФ с учетом новых требований закона. Например, как следует из , действующие сейчас Правила охраны магистральных трубопроводов должны будут заменить положением об охранных зонах трубопроводов.
Установление «охранных» зон, как уже ранее упоминалось, связано с определенными ограничениями. В границах таких зон могут располагаться только определенные виды зданий и сооружений, в том числе с учетом их разрешенного использования, и осуществляться только определенные виды деятельности, которые будут зафиксированы в обозначенных выше положениях. Кроме того, конкретные ограничения использования земельных участков в границах зон должны теперь указываться в решении об установлении зоны или ее изменении. При этом запрещается указывать в таких решениях ограничения, которые не предусмотрены законом или положением о соответствующей зоне (, ).
Согласно на приведение видов разрешенного использования зданий, сооружений и земельных участков, расположенных в зоне, в соответствие требованиям об ограничениях или на снос объектов, которые не могут находиться в устанавливаемой зоне, отводится три года со дня установления последней или два года со дня ввода в эксплуатацию объекта, который строился и в связи с этим необходимо было обозначить такую зону.
В связи с определением ограничений важным аспектом установления (изменения) зон с особыми условиями использования территорий является очерчивание их границ (и границ их подзон). Именно поэтому к решению об установлении или изменении зоны, которое принимается соответствующими органами власти, необходимо обязательно прикладывать сведения о границах зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН (). Поправками законодатель уточнил, кто должен осуществлять подготовку сведений о границах устанавливаемой или изменяемой зоны. Такая обязанность остается за правообладателями зданий или сооружений, в связи с размещением которых устанавливаются или изменяются соответствующие зоны (ранее – ), и закрепляется теперь напрямую также за застройщиками – если речь идет об объекте, планируемом к строительству, и за органами, принимающими решение об установлении или изменении зоны при отсутствии названных выше лиц ().
Денис Дубовик считает, что новеллы помогут разрешению до сих пор существующей проблемы внесения информации о рассматриваемых зонах в ЕГРН, которая создает трудности для хозяйствующих субъектов на практике – они могут использовать объект недвижимости на протяжении длительного времени, а потом вдруг узнать, после того, как соответствующие органы внесут, исполняя закон, коррективы в реестр, что этот объект располагается в границах «охранной» зоны и подлежит, например, сносу. Напомним, что законом установлен срок для внесения сведений о расположении зон в ЕГРН – до 1 января 2022 года (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 252-ФЗ «» ). Эксперт отметил, что закрепление информации о зонах в реестре будет способствовать устранению ошибок при оценке кадастровой стоимости объектов недвижимости, находящихся в границах рассматриваемых зон.
Земельный кодекс РФ теперь четко фиксирует, что зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными, измененными либо прекратившими свое существование с момента внесения соответствующей информации в ЕГРН (данное правило действует с 4 августа в отношении вновь устанавливаемых или изменяемых зон). Они могут создаваться как на определенный срок, так и бессрочно, а также независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков ().
Основные этапы
Кадастровые мероприятия по определению границ и установлению площади территорий с особыми условиями эксплуатации делятся на такие этапы:
- Подготовка — подрядчик изучает предоставленные документы на землю, составляет план и график исследований, составляет смету для заказчика;
- Полевой этап — исполнитель выезжает на объект и проводит необходимые замеры ЗУ. также на этой стадии кадастровый инженер проводит топографическую съемку местности, подготавливает схему участка и определяет его площадь;
- Камеральный — изготовление каталога координат зоны и графического описания территории. Документ должен включать сведения о координатах межевых знаков, расшифровку условных обозначений, используемый масштаб;
- Заключительный этап — передача документов в росреестр и внесение информации в базу данных госорганизации. дата установления ЗОУИТ совпадает с датой внесения учетной записи в кадастровую палату.
Зоуит на карте росреестра что это
Более подробную информацию о территориальных зонах и ЗОУИТ вы можете получить в филиале ФГБУ Федеральная кадастровая палата по Пермскому краю (г.Пермь, ул. Дзержинского,35, тел. 237-65-36) в форме кадастрового плана территории. Также данная информация содержится в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, держателем которого является Управление Росреестра по Пермскому краю (ул. Ленина,66, корп. 2, каб.204, тел. 218-30-69).
Чехов А.П. Толстый и тонкий Thick and Thin Автосервис, клиент смотрит счёт. Спрашивает у мастера: — А что это за пункт Прокатило — 10000 руб? Мастер: — Не прокатило. Правительство рассмотрит варианты предоставления помощи Уралвагонзаводу (УВЗ), одному из крупнейших производителей вагонов и военной Я это уже кидала,но БОЖЕ Я В ДИКОЙ ИСТЕРИКЕ ДО СИХ ПОР Хотим компанией в гости «Какой выпускной, когда в стране кризис?»: Белгородские выпускники останутся без традиционно. Белгород А у кого есть. — У нее) полно)
Что такое наружная канализация
Значение «охранная зона канализации» относится к наружным сетям. Это система трубопроводов, по которой бытовые и промышленные стоки, собираемые внутренними водоотводящими системами, а также дождевая и талая вода, транспортируются к насосным станциям, а далее — на очистные сооружения.
В состав канализационных наружных сетей входят:
- трубопроводы различных диаметров
- колодцы: смотровые
- перепадные
- поворотные
При проектировании канализации учитывают несколько существенных факторов. Определяют:
- объем стоков
- условия эксплуатации
- расстояние до ближайшей насосной станции
- возможность подключения к существующему коллектору
- состав и свойства грунтов на участке предполагаемой укладки трубопровода
- рельеф местности
- уровень подземных вод
- климатические условия
- показатель промерзания грунта
В отличие от внутренней, наружная система канализации эксплуатируется в более жестких условиях. Кроме воздействия стоков на внутреннюю поверхность труб, снаружи на них оказывают влияние внешние факторы — влажный грунт, агрессивная среда, температурные перепады. Монтаж наружной канализации осуществляется из металлических, пластиковых, а также бетонных и асбоцементных труб.
Схема канализационной системы может быть:
- раздельной — отдельное устройство дождевой и бытовой канализации
- полураздельной — раздельный сбор дождевой воды и бытовых стоков с дальнейшей транспортировкой в общем коллекторе
- общесплавной — совместная система канализации
При проектировании и укладке инженерных сетей следует придерживаться обязательных требований СНиП. Грамотно выполненные работы по укладке наружной сети канализации станут залогом долговременной и беспроблемной ее эксплуатации.
Систематизация норм о зонах с особыми условиями использования территорий
Понятие зон с особыми условиями использования территорий в настоящее время устанавливается . При этом оно дается через перечисление некоторых видов таких зон, а не посредством выявления их признаков, возможно, ввиду того, что зоны имеют различную юридическую природу и отраслевую принадлежность, чем и осложняется вычленение их общих черт. Зоны с особыми условиями использования территорий должны обозначаться в генпланах, на картах и в других документах территориального планирования
Регулирование установления таких зон важно прежде всего потому, что в их границах действуют специальные ограничения в отношении расположения тех или иных объектов недвижимости и осуществления той или иной деятельности. Если используемый юрлицом или физлицом объект окажется в такой зоне, то этим лицам придется переезжать или приводить объект в соответствие новым требованиям, или менять род деятельности, или даже сносить объект
Ключевой проблемой регулирования вопросов, касающихся зон с особыми условиями использования территорий, до недавнего времени можно было считать отсутствие системного изложения норм о таких зонах в одном НПА. Так, управляющий партнер юридического бюро «Law & Wise», эксперт общественного движения «Молодые юристы России» Денис Дубовик указал на то, что нормы о зонах с особыми условиями использования территорий содержатся в разных законах (Градостроительный кодекс, Земельный кодекс, Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и др.) и подзаконных актах, поэтому давно назрела необходимость в формировании единых требований и правил, раскрывающих общую характеристику зон с особыми условиями использования территорий, что и было сделано путем внесения специальной главы в Земельный кодекс РФ.
Эксперт обозначил важность того, что законодатель учел необходимость унификации терминологии в различных НПА, содержащих положения о рассматриваемых зонах. Так, п
1 ст. 4 Закона № 342-ФЗ в ст. 31 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» слова «особые территории» были заменены словами «зоны с особыми условиями использования территорий», что оправданно, поскольку понятие «особых» зон или территорий российскому законодательству не известно.
В теперь поименованы в рамках закрытого перечня 28 видов зон с особыми условиями использования территорий. Могут быть, например, установлены охранные зоны объектов электроэнергетики, железных дорог, трубопроводов, санитарно-защитные зоны, охранные зоны тепловых сетей, объектов инфраструктуры метрополитена и другие. Примечательно, что не скорректировали – в нем по-прежнему предусмотрен открытый перечень зон. В этом нет ошибки, поскольку норма отсылает к «иным зонам, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации», а соответственно, и к зонам перечисленным теперь в Земельном кодексе РФ. Однако, если бы в добавили «недостающие» зоны, то он ничем бы не отличался от , которая устанавливает не понятие, а именно виды рассматриваемых зон. Такая особенность формулировки понятия зон с особыми условиями использования территорий в Градостроительном кодексе РФ объясняется, скорее всего, сложностью вычленения их общих черт, как уже было отмечено ранее. Каждый из видов зон обладает своей спецификой и предполагает существование отдельного нормативного правового регулирования.
Нормативы и требования к охранным зонам
Охранная зона сетей канализации
Общие нормативные требования представлены в следующих документах:
- СНиП 40-03-99 — более новый вариант СНиП 2.04.03-85 — основные требования к проектированию
- СНиП 2.07.01-89* — все о планировке и застройке населенных пунктов
- СНиП 2.05.06-85* — нормы, относящиеся к магистральным трубопроводам
- СНиП 3.05.04-85* — организационные вопросы и приемка работ
Нормы и размеры охранных зон для определенного региона корректируются и принимаются местными городскими или сельскими административными органами управления.
Охранная зона сетей канализации при обычных условиях устанавливается в зависимости от диаметра труб:
- до 600 мм — не менее 5 метров от стенок трубопровода
- 1000 мм и более — от 10 до 25 метров в каждую сторону, в зависимости от предназначения канализационной сети и состава грунта, в котором проложен трубопровод
При определении размеров охранных зон особое внимание уделяют таким параметрам, как:
- сейсмологическая опасность
- средняя температура
- фактические показатели влажности
- основные характеристики грунта
При неблагоприятных данных размеры охранных зон увеличивают.
СНиП 2.07.01-89* четко регламентирует расстояние по горизонтали от подземных сетей канализации до:
- фундамента сооружений — 5 м для напорной и 3 м для самотечной канализационной сети
- эстакад, ограждений, опор — 3 и 1,5 м соответственно
- оси крайнего рельса железнодорожной колеи — 4 м
- бордюра проезжей части — 2 м для напорной и 1,5 м для самотечной канализации
- наружной бровки кювета — 1 м
- опор уличного освещения и контактной сети — 1 м
- опор высоковольтных сетей — 3 м
В отдельных случаях дистанцию уменьшают или увеличивают, произведя окончательные расчеты и определившись с обоснованиями.
Требуемое расстояние между водопроводными и канализационными сетями
Совместная прокладка подземных трубопроводов
Нормами СНиП оговаривается расстояние между водопроводными и канализационными трубопроводами и требования, предъявляемые к взаимному их расположению.
Водопроводные сети должны располагаться выше канализационных. Особенно это актуально в местах пересечения коммуникаций. Если данное условие выполнить не представляется возможным, то канализационные трубы помещают в кожух, длина которого зависит от типа грунта. В суглинках и глинах она должна составлять 10 метров, а в песках — 20 метров. Пересечение допускается делать только под прямым углом.
Расстояние между бытовой канализацией и параллельно проложенными в пределах города соседними подземными трубопроводами может составлять не менее:
- 1,5 — 5 м — до водопровода, в зависимости материала изготовления и диаметра труб
- 0,4 м — до дождевой канализации
- от 1 до 5 м — до газопровода, в зависимости от давления
- 0,5 м — до подземных кабелей
- 1 м — до тепловых сетей
При продольном расположении водопроводных и канализационных магистральных сетей выдерживают следующие расстояния:
- 10 метров — при диаметре 1000 мм
- 20 метров — диаметром более 1000 мм
- 50 метров — при укладке магистралей в мокрых грунтах
Запрещается располагать сети канализации в санитарных зонах водопроводных магистралей.
Канализационные коллекторы в водоохранных зонах должны пролегать на отдалении:
- От речных берегов — 250 м.
- От озер — 100 м от водной границы.
- От подземных источников — 50 метров и более.
Расстояние от септика до скважины и других объектов
Среди специалистов существуют различные мнения о том, что представляет собой охранная зона для канализации. На практике возникают разногласия между местными органами власти и эксплуатирующими организациями. В этом случае правильные доводы приведут специалисты предприятий водоканала. Поэтому предварительное проектирование, согласование и точное исполнение всех требований предотвратят возможные конфликты и обеспечат стабильную, безаварийную эксплуатацию канализационного коллектора в течение долгих лет.