Федеральный закон от 31.01.2016 n 7-фз

Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

В редакции следующих документов

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ,от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ,от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ,от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ,от 24.06.2008 № 93-ФЗ, от 14.07.2008 № 118-ФЗ,от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ,от 14.03.2009 № 32-ФЗ, от 27.12.2009 № 374-ФЗ,от 29.12.2010 № 442-ФЗ, от 11.07.2011 № 190-ФЗ,от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 18.07.2011 № 243-ФЗ,от 19.07.2011 № 248-ФЗ, от 21.11.2011 № 331-ФЗ,от 07.12.2011 № 417-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ,от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 226-ФЗ,от 28.12.2013 № 406-ФЗ, от 28.12.2013 № 409-ФЗ,от 12.03.2014 № 27-ФЗ, от 21.07.2014 № 219-ФЗ (ред. 29.12.2015),от 24.11.2014 № 361-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ (ред. 28.11.2015),от 29.06.2015 № 203-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ,от 28.11.2015 № 357-ФЗ, от 29.12.2015 № 404-ФЗ,от 05.04.2016 № 104-ФЗ, от 23.06.2016 № 218-ФЗ,от 03.07.2016 № 254-ФЗ, от 03.07.2016 № 353-ФЗ,от 03.07.2016 № 358-ФЗ, от 29.07.2017 № 280-ФЗ, от 29.12.2017 № 463-ФЗ,от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 19.07.2018 № 212-ФЗ, от 29.07.2018 № 252-ФЗ,от 27.12.2018 № 538-ФЗ, от 26.07.2019 № 195-ФЗ, от 27.12.2019 № 450-ФЗ,от 27.12.2019 № 453-ФЗ,с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 5-П)

Преамбула

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Какие возможности дает закон

Правовой акт ставит достойную цель – сохранить природу и создать благоприятную среду для жизни людей. Вред от работы фабрик, заводов, мусорных полигонов очень велик, поэтому установлены требования к хозяйственной деятельности:

  • соблюдение законодательства при создании и эксплуатации объектов;
  • бережное отношение к природным ресурсам;
  • использование современных технологий, снижающих уровень загрязнения;
  • защита природы, животного, растительного мира от вредного воздействия.

Установлен приоритет в сохранении существующей экосистемы, биологического разнообразия. Запрещена хозяйственная деятельность, последствия которой непредсказуемы и могут привести к исчезновению животных и организмов.

Как будет выглядеть планета, на которой мы живем, зависит от нас. Закон обязывает всех беречь природу

Важно не быть равнодушными – интересоваться состоянием окружающей среды и настаивать на ее охране, если стало известно о вредном воздействии

Юрист Крапивницкая Анна Владимировна.

Последние изменения в законе

В редакции от 26 июля 2019 года произошли небольшие корректировки внутри статей, а также добавлено несколько дополнительных пунктов. В первой статье были изменены некоторые формулировки, добавлены новые термины и абзацы. В третьей, пятой и шестой статьях — незначительная редактура.

Четвертая, шестнадцатая, семнадцатая и двадцать восьмая статьи отредактированы и пополнились дополнительными пунктами. Статью под номером 14 принята недействительной. 19-23 статьи переписаны. 31, 32, 67 и 69 статьи дополнены новой информацией.

В 65 статье третий пункт признан утратившим силу, пятой дополнен, а шестой отредактирован.

Методы воздействия на нарушителей

В законопроекте предусмотрели ужесточение штрафов за нарушения:

  • если произошло намеренное сокрытие данных о состоянии, источниках загрязнения природы и пр., а также если этот факт зафиксирован после подачи декларации или получения экологического контроля, гражданским лицам придется заплатить штраф от 500 до 1 тыс. руб., должностным – от 3 до 6 тыс. руб., юридическим – от 20 до 80 тыс. руб.;
  • если зафиксирован факт несоблюдения подачи заявки о постановке предприятия, представляющего потенциальную угрозу окружающей среде, на учет, то должностные лица будут оштрафованы на 5 – 20 тыс. руб., а юридические – на 30 – 100 тыс. руб.

Кроме того, с 2019 г. были введены штрафы за проведение хозяйственной либо прочей деятельности без комплексного экологического разрешения. Для должностных лиц за это предусмотрен штраф в размере от 4 до 10 тыс. руб., для юридических – от 50 до 100 тыс. руб.

Все объекты, которые отрицательно влияют на экологию, должны быть поставлены на учет в течение двух лет с момента внесения последних поправок. Чтобы предприятие могло получить лицензию на выбросы в атмосферу или сбросы сточных вод, руководству требуется оплатить государственную пошлину, которая составляет 2 тыс. руб. Если оформляется комплексное экологическое разрешение или происходит перерегистрация объекта, пошлина увеличивается до 6 тыс. руб.

Охране окружающей среды государство придает особое значение. Все предприятия, которые в той или иной мере оказывают негативное воздействие на экологию, обязаны ставить в известность о своей деятельности профильные ведомства. За несоблюдение законодательных норм предусмотрено начисление штрафов как для должностных лиц, так и для самих предприятий.

Права граждан

Закон дает право знать, в каких условиях мы живем. Граждане могут получать информацию о степени загрязнения воздуха, количестве вредных выбросов, сделанных предприятиями. Для защиты окружающей среды от вредного воздействия можно использовать следующие способы:

  • создавать общественные объединения;
  • направлять жалобы в государственные органы;
  • обращаться в суд;
  • проводить референдумы, собрания, митинги.

Государство должно содействовать разработке новых передовых технологий, проведению исследований. Для этого выделяются средства из бюджета, предоставляются налоговые льготы.

ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

(в ред. — Законов РФ , , , , )

Статьи 1. — 83. Утратили силу. (в ред. Федерального закона )

Статья 84. Административная ответственность за экологические правонарушения

1. Должностные лица и граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в совершении экологических правонарушений:

несоблюдении стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;

невыполнении обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экологической экспертизы, а также в предоставлении заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений;

нарушении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений, технологических линий и иных объектов;

загрязнении окружающей природной среды и причинении вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;

порче, повреждении, уничтожении природных объектов, в том числе памятников природы, истощении и разрушении природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;

нарушении установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза из-за границы и вывоза за границу объектов растительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;

невыполнении обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;

неподчинении предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;

нарушении экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;

несоблюдении экологических требований при использовании в народном хозяйстве и захоронении радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;

превышении установленных нормативов предельно допустимых уровней радиационного воздействия;

превышении установленных нормативов предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий;

превышении установленных нормативов предельно допустимых уровней биологического воздействия на окружающую природную среду, нарушении порядка хранения и использования микроорганизмов и биологических веществ;

производстве и использовании запрещенных химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих на озоновый слой Земли;

незаконном расходовании средств республиканских и местных экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью;

несвоевременной или искаженной информации, отказе от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки.

Подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке:

граждане — от однократного до десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации;

должностные лица — от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации;

предприятия, учреждения, организации — от 50.000 до 500.000 рублей.

2. Конкретный размер налагаемого штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда.

3. Штрафы за указанные правонарушения налагаются, в пределах компетенции, специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, а также технической инспекции труда профессиональных союзов. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда.

4. Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов.

Статьи 85. — 94. Утратили силу. (в ред. Федерального закона )

Президент РСФСР Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов РСФСР.

19 декабря 1991 года.

N 2060-1

Основные положения федерального закона № 219

Первая статья законопроекта содержит информацию о предельно допустимых выбросах загрязняющих веществ в атмосферу или сточные воды. Определено также понятие временно разрешенных сбросов, наилучшей доступной технологии, регламентирована выдача комплексного экологического разрешения.

В отдельных статьях документа говорится о загрязняющих веществах, определяются объекты, которые могут оказывать на природу неблагоприятное воздействие. Согласно закону, может быть несколько категорий подобных объектов:

  • 1 категория – это наиболее сильное воздействие на окружающий мир. Вредные выбросы должны уравновешиваться применением качественных технологий очистки;
  • 2 категория – умеренное влияние;
  • 3 категория – малозначимое воздействие;
  • 4 категория – практически незаметное влияние.

Парламентарии озаботились разработкой способа, который позволит рассчитать сумму денежного возмещения в случае нанесения ущерба окружающей среде. Сегодня несколько разновидностей загрязняющих выбросов подлежат оплате:

  • загрязнение атмосферы предприятиями и заводами;
  • выбросы в водоемы;
  • распределение утильсырья производства.


Основные положения федерального закона об Охране окружающей среды

Выплаты за нанесение ущерба обязаны выплачивать индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность на территории России, континентальном шельфе и в особых экономических зонах. Не несут ответственность руководители предприятий, относящихся к 4 категории.

Разработана специальная формула, позволяющая наиболее точно рассчитать, в какую сумму оценивать нанесенный ущерб:

Законодательно установлен размер коэффициентов в зависимости от причиненного окружающей среде вреда. Если загрязнение находится на максимальном уровне, то расчет производится по другой формуле:

Предприятиям, которые обязаны оплачивать нанесенный ущерб, требуется вносить средства ежегодно. Самый поздний срок осуществления платежа – 1 марта каждого года. Если выявлена просрочка, на предпринимателя накладываются дополнительные штрафные санкции.

Согласно принятым нормам, с 1 января 2019 г. вступило в силу положение, которое обязывает все предприятия, относящиеся к 1 категории, получать комплексное экологическое разрешение. Срок действия документа составит 7 лет, после чего необходимо будет вновь подавать заявку для продления этого периода.

Также законопроект регламентирует необходимость подачи декларации о нанесенном воздействии на окружающий мир. Этот раздел также вступил в силу с 2019 г. Документ будут обязаны вносить предприятия, относящиеся ко 2 категории. Декларация, как и комплексное экологическое разрешение, будет подаваться раз в 7 лет. Однако если изменятся условия деятельности, ее будет необходимо внести раньше.

Обязанность разрабатывать программы производственного экологического контроля возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, чьи объекты относятся к 1 либо 2 категории. Если предприятие относится к 4 категории, это позволяет бизнесменам воспользоваться некоторыми льготами.

Например, на таких объектах Ростехнадзор не проводит плановые проверки уже с начала 2019 г. К тому же, они не обязаны предоставлять программу производственного экологического контроля в связи с низким воздействием на природу. Также предприятия 4 категории не должны проводить расчет допустимых выбросов или сбросов сточных вод.

Суть закона

Передовые страны стремятся защитить природные объекты от воздействия человека. Для этого разрабатывают безотходные производства, стараются уменьшить количество вредных выбросов. В законодательстве создается правовой отдел по защите природы внутри государства и ведется международное взаимодействие в этой сфере.

Закон «Об охране окружающей среды» (ФЗ №7) принят в 2001 году. Правовой акт направлен на защиту всего живого, что нас окружает – почвы, недр, растительности, животных, водоемов, озонового слоя. Он ставит целью государственной политики сохранение, восстановление природных богатств и уменьшение вредного воздействия на природу.

Основные положения закона:

  • права государственных органов в сфере охраны окружающей среды;
  • обязанности и права граждан;
  • ограничения для предприятий по размеру вредных выбросов в атмосферу;
  • правила определения зон экологического бедствия;
  • меры по защите объектов природы;
  • исследования окружающей среды и просвещение общества;
  • устранение вреда, причиненного человеком;
  • сотрудничество с другими государствами.

Закон установил перечень объектов, которые охраняются в первую очередь. К ним относятся уникальные природные места, экосистемы, заповедники. Запрещено уничтожать редкие, исчезающие животные, растения, леса и почвы. Они занесены в Красную книгу и охраняются государством.

Краткий обзор ФЗ № 7

Законопроект состоит из 16 глав, каждая из которых посвящена отдельным вопросам в сфере охраны природы.

  1. В первой главе раскрываются основные понятия, которыми оперирует текст закона, основные принципе работы.
  2. В приведенных пунктах раздела перечисляются компетенция власти.
  3. Представлены права и обязанности членов правоотношений в области охраны окружающей среды.
  4. Информация о порядке взимания штрафа, о поддержке охраны экологии государством.
  5. В этой главе раскрывается понятие нормирования.
  6. Вводится понятие экологической экспертизы.
  7. Излагаются определенные требования к деятельности, которая способна оказывать влияние на экологию.
  8. Изложен порядок установления областей ЧС.
  9. Перечислены охраняемые природные объекты, а также особенности их создания.
  10. В этой главе описан порядок реализации мониторинга.
  11. В главе раскрывается основная работа, компетенция государственного экологического надзора.
  12. В статьях этой главы изложены цели и места проведения научных исследований.
  13. Представлены принципы и основы экологического образования.
  14. Перечислены виды ответственности, а также разрешение споров.
  15. Глава рассказывает о принципах и нормах сотрудничества
  16. Излагается вступление в юридическую силу 7-ФЗ.