Оглавление
Комментарий к Ст. 8.8 КоАП РФ
1. Обеспечение охраны земли является важнейшим условием нормального жизнеобеспечения населения, поскольку земля выступает как средство производства, необходимое для функционирования всех отраслей сельского хозяйства и добывающей промышленности, а также как элемент окружающей среды, находящийся в сложной взаимосвязи с другими ее составляющими.
2. В комментируемую статью 8.8 КоАП РФ законодателем включены три самостоятельных состава административных правонарушений, различающихся по объективной стороне.
В качестве объекта всех трех составов административных правонарушений являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель, их почвенного слоя.
Под использованием земель не по целевому назначению без соблюдения установленных для каждой категории режимов использования законодатель понимает изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности, например, когда вместо производства сельскохозяйственной продукции осуществляется строительство какого-либо объекта и др.
В связи с этим объективная сторона первого состава административного правонарушения будет заключаться в совершении действий, направленных на использование земельного участка без соблюдения установленного для него режима эксплуатации, сознательного изменения его целевого назначения.
Второе административное правонарушение, заключающееся в неиспользовании земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях с объективной стороны характеризуется невыполнением собственником, арендатором или владельцем земельного участка принятых на себя в законном порядке обязательств по использованию такого участка в предназначенных целях и в установленный законом срок. Следует отметить, что данное административное правонарушение может быть совершено только в форме бездействия виновного лица. В качестве обязательного признака необходимо учитывать установленный для использования этого участка срок, поскольку вопрос о наличии в действиях виновного лица по неиспользованию земельного участка по назначению может быть поставлен только после истечения такого срока.
Статьей 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» установлен перечень мероприятий по улучшению земель, среди которых выделены агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные, противоэрозионные мероприятия, объединяемые в рамках агрохимического обслуживания. Следует отметить, что такие же мероприятия в силу действующего земельного законодательства должны проводиться и в отношении иных земель, а не только сельскохозяйственного назначения.
Объективная сторона невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по охране почв от ветровой и водной эрозии и от других процессов, ухудшающих состояние почв, выражается в бездействии — непроведении установленных мероприятий агротехнического, лесомелиоративного, гидротехнического и иного характера, предназначенных для борьбы с опустыниванием земель, образованием оврагов. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель может заключаться в непроведении вышеуказанных и иных действий, операций и процедур, направленных на улучшение состояния и повышение качества почв, а в ряде случаев — в действиях, когда соответствующие мероприятия проводятся, но с нарушением сроков, технологий и иных требований, что фактически не дает ожидаемого и требуемого законодательством эффекта.
3
С субъективной стороны все рассмотренные составы административных правонарушений могут характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формами вины
Комментарий к Ст. 1.8 КоАП РФ
1
Немаловажное значение в определении порядка применения нормативного акта имеет действие его в пространстве, т.е. определение территории юрисдикции соответствующего документа
По общему правилу действие нормативных актов федерального уровня, к числу которых относится и КоАП РФ, охватывает собой территорию РФ. Однако, нормативные акты, регламентирующие вопросы юридической ответственности, конкретизируют общее правило. В частности, по смыслу ч. 1 настоящей статьи применение мер административной ответственности допускается в отношении любого лица, совершившего правонарушение на территории РФ. Таким образом, границы применения норм КоАП РФ определяются не просто к территории государства, а определяются по месту совершения административного правонарушения — на территории Российской Федерации. При этом принципиальное значение имеет определение понятия государственной территории. Содержание данного понятия определяется ст. 67 Конституции РФ и включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В случае совершения административного правонарушения на указанной территории оно подлежит рассмотрению в соответствии с предписаниями Кодекса, который одновременно регламентирует и меры ответственности за его совершение.
Нормы ч. 1 настоящей статьи указывают на возможность применения мер административной ответственности, установленных законом субъекта РФ. В подобном случае территориальное применение данных предписаний изменяется. Нормы регионального закона не могут применяться за пределами соответствующего субъекта РФ, т.е. действие закона обусловлено исключительно территорией данного региона.
Еще одним исключением из общей территориальной подведомственности дел об административных правонарушениях являются предписания международного договора. Его правовые положения носят трансграничный характер, т.е. применяются за совершение административных правонарушений, совершенных на территории тех государств, которые ратифицировали данный международный договор.
Таким образом, территориальные границы реализации предписаний отдельных нормативных актов определяются применительно к сущности и специфике каждого нормативного акта и предопределяются его видом. При этом не учитывается гражданство правонарушителя, принципиальное значение имеет лишь факт совершения правонарушения на территории Российской Федерации.
2. Специальные правила определения территориальной юрисдикции предусмотрены ч. 2 комментируемой статьи, которая указывает на возможность применения норм Кодекса в случае совершения административного правонарушения за пределами территории РФ только на основании специальных предписаний международного договора. Нередко данное положение применяется в отношении граждан РФ, совершивших правонарушение за пределами государственной территории РФ.
Комментарий к Ст. 6.6 КоАП РФ
1. Субъектом ответственности, наступающей в соответствии с комментируемой статьей, являются специализированные организации питания населения. Указанное обстоятельство необходимо учитывать во избежание правоприменительных и судебных ошибок.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)
Так, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа N 15 Отрадно-Кубанского муниципального образования Гулькевичский район, с. Отрадно-Кубанское» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кавказском, Гулькевичском и Тбилисском районах, г. Гулькевичи о привлечении к административной ответственности по статье 6.6 КоАП РФ в виде административного штрафа. Решением суда заявленные требования были удовлетворены.
По результатам проверки, проведенной на основании экстренных извещений о заболевании детей, посещающих 1 «а» и 1 «б» классы СОШ N 15 (диагноз — острый гастроэнтерит), было установлено, что образовательная организация допустила нарушение санитарно-эпидемиологических требований СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях», а именно: в пищеблоке школы разделочный инвентарь для сырой и готовой продукции хранился в одном решетчатом деревянном стеллаже над рабочим столом в горячем цехе, уборочный инвентарь был не доукомплектован, швабры, ведра, ветошь для мытья пола не имели четкой маркировки, хранились на улице, отсутствовала щетка для сметания хлебных крошек с полок для хранения хлеба, не была организована централизованная стирка специальной санитарной одежды для персонала пищеблока, быстрозамороженные блюда (пельмени) хранились в камере с нарушением температурного режима, установленного производителем (-10 градусов C).
Отменяя постановление административного органа о привлечении образовательного учреждения к административной ответственности за данные нарушения по ст. 6.6 КоАП РФ, суд исходил из того, что учреждение является некоммерческим муниципальным средним общеобразовательным учреждением и осуществляет обучение и воспитание детей, что отражено в его уставе. Таким образом, учреждение не является специализированным юридическим лицом организации питания населения, следовательно, административная ответственность должна наступать по ст. 6.7 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения. Вышестоящими инстанциями решение оставлено в силе (см. подробнее Определение ВАС РФ от 02.03.2011 N ВАС-2166/11 по делу N А32-10935/2010-58/184-78АЖ).
2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами органов Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, а также судами в случае передачи таких дел на рассмотрение судье. Следует иметь в виду, что в отличие от ранее действующего законодательства ст. 23.3 КоАП РФ не относит рассмотрение дел данной категории к компетенции органов внутренних дел (полиции).
Другой комментарий к Ст. 6.8 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» установил правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
Наркотические средства — это вещества растительного или синтетического происхождения, которые при их потреблении имеют одурманивающее действие или вызывают эйфорию. Психотропные вещества — это вещества, воздействующие на психику и мотивацию поведения человека и применяющиеся обычно при лечении психически больных. Аналоги наркотических средств и психотропных веществ — запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, и оказывающие такое же психоактивное действие.
Перечень наркотических средств или психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации, утверждается Правительством РФ в соответствии с действующим законодательством РФ и международными договорами. В соответствии со ст.25 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» отпуск наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам производится по рецепту, выписанному на специальном бланке, и только в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения, имеющих лицензию на указанный вид деятельности.
2. Объектом рассматриваемого правонарушения является здоровье граждан, а также установленный порядок оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.
3. Объективная сторона правонарушения выражается в следующих противоправных действиях:
приобретение наркотических средств или психотропных веществ в нарушение действующего порядка, определенного нормами права. Способом незаконного приобретения наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» следует считать покупку, получение в обмен на другие товары и вещи, взаймы или в дар, в уплату долга, присвоение найденного, сбор дикорастущих конопли и мака или их частей, а также остатков неохраняемых посевов наркотикосодержащих растений после завершения их уборки и т.д.;
хранение — любые умышленные действия, связанные с нахождением наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов во владении виновного: при себе, в помещении, в тайнике и других местах. При этом ответственность наступает независимо от продолжительности хранения. При квалификации данного противоправного деяния следует учитывать, что комментируемый состав предполагает совершение вышеуказанных противоправных деяний без цели сбыта.
4. Субъектом правонарушения признается физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
5. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение характеризуется умыслом.
6. В примечании к статье предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности (несмотря на наличие состава правонарушения) лица, добровольно сдавшего приобретенные без цели сбыта наркотические средства и психотропные вещества, а также их аналоги.
Следует также иметь в виду, что в соответствии со ст.27.10 КоАП РФ наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги, как предмет правонарушения, подлежат изъятию и направлению на переработку или уничтожению в установленном Правительством РФ порядке (см. комментарий к ст.27.10).
Комментарий к Статье 6.13 КоАП РФ
1. Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ, которые часто используются при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
Другие базовые термины по рассматриваемому вопросу даны в рамках комментариев к ст. 6.8, 6.9 КоАП.
Основные требования к обороту прекурсоров сформулированы в ст. 30 ФЗ от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 25.10.2006) «О наркотических средствах и психотропных веществах».
В то же время ФЗ от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 04.12.2006) «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановление Правительства РФ от 14.06.2002 N 423 (ред. от 06.02.2004) «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по культивированию растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ» фактически лицензирование данного вида деятельности как самостоятельного не предусматривают.
Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ подпадает под действие статьи 230 Уголовного кодекса.
2. Под пропагандой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров понимается деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иных действий в этих целях запрещается, что установлено действующим законодательством.
Например, Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 16.10.2006) «О средствах массовой информации» запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
В свою очередь, ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» закрепляет, что не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации, в частности наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Исключением является пропаганда применения в целях профилактики ВИЧ-инфекции и других опасных инфекционных заболеваний соответствующих инструментов и оборудования, используемых для потребления наркотических средств и психотропных веществ, если эти деяния осуществлялись по согласованию с органами исполнительной власти в области здравоохранения и органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Контроль осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти по таможенным делам, федеральной службой безопасности, федеральной службой внешней разведки, федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством Российской Федерации полномочий.
Требование о прекращении деятельности юридического лица может быть предъявлено в суд вышеуказанными органами или соответствующими органами местного самоуправления.
3. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями на основании процессуальных документов (см. комментарии к статьям 23.1 и 28.3 КоАП).
4. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан, общественная нравственность и общественный порядок.
Объективную сторону правонарушения составляют действия, выраженные в пропаганде и рекламе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.
Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица, юридические лица.
Субъективная сторона деяния выражается в форме прямого умысла.