Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Оглавление

Особенности рассмотрения жалоб Комитетом

Касательно вопроса о приемлемости «процедура носит упрощенный характер, если три судьи, составляющие комитет, единогласно приходят к выводу, что решение может быть принято без дополнительного исследования обстоятельств дела и требований заявителя».

После вступления в силу Протокола № 14 данный тезис вполне относится и к делам, по которым «вопрос, лежащий в основании дела и связанный с интерпретацией или применением Конвенции, уже является предметом установившейся судебной практики». По таким делам Комитет может объявлять жалобы приемлемыми и одновременно выносить решение по существу (статья 28 Конвенции).

Во всех остальных случаях Комитет передает жалобу на рассмотрение Палате. Думается, что основная масса дел будет рассматривать именно Комитетами, как по вопросу приемлемости, так и по существу дела.

Палата же рассматривает наиболее сложные дела как с точки зрения достаточности материалов по делу, так и с точки зрения права .

Решение о неприемлемости или о исключении жалобы из списка, подлежащих рассмотрению в Суде, является окончательным. Заявитель уведомляется о решении Комитета в письменном виде (ст. 28 Конвенции, Правило 53 п.2 Регламента). Так в приведенном уже примере говорилось о письме от 13 ноября 2009 года по жалобе № 21059/08 Лященко против России, в котором заместитель Секретаря Секции указал, что 6 ноября 2009 года Европейский суд по правам человека, заседая в составе Комитета из трех судей (E. Steiner, Председатель, D. Spielmann и  G. Malinverni) принял решение объявить неприемлемой жалобу, поданную14 февраля 2008 года и зарегистрированную под вышеуказанным номером. Суд установил, что данная жалоба не отвечает требованиям Конвенции.

Судья, избранный от Высокой Договаривающейся Стороны-ответчика, если он не является членом Комитета, может быть приглашен на совещания Комитета (Правило 53 п.1 Регламента). Заявители уведомляются о решении Комитета в письменном виде (Правило 53, п. 2 Регламента). «Обычно данное уведомление производится в стандартном формате, которое не излагает причин, относящихся к конкретному делу, за исключением стандартного ответа, относящегося к критериям приемлемости по ст. 35 Конвенции. В системе Конвенции роль Комитетов состоит в избавлении от самых слабых дел», — отмечает Ф. Лич. Очевидно, что данная роль теперь отведена Единоличному судье.

Если Комитет не может прийти к единогласному решению, то жалоба передается на рассмотрение Палаты.

После рассмотрения Комитет выносит одно из четырех окончательных решений:

1. Объявляет жалобу неприемлемой и исключает её из списка подлежащих рассмотрению в Суде дел;

2. О направлении для дальнейшего изучения в Палату;

3. Выносит одновременно решение о приемлемости и, по существу.

Таким образом, производство в Комитете является наиболее типичным для рассмотрения дела.

Немного цифр: небольшой обзор данных

Итак, по состоянию на 2016 год Россия занимает первое место в рейтинге по количеству постановлений, вынесенных ЕСПЧ против нее. Их количество составляет 228 штук. В общей сложности, против России в 2016 году подано колоссальное число жалоб, которое составляет 645 штук. За ней следует Турция с количеством постановлений 88 штук. На третьем месте Румыния (86 штук). 

При этом, еще 7821 жалоб в отношении России ждут своего рассмотрения. Из них более половины (3613) находятся на стадии коммуникации. Остальные только прошли регистрацию и по ним еще не было вынесено какое бы то ни было решение.

Всего же, за все время своей работы вынес 19001 постановлений, 22483 мотивированных решений и три консультативных заключения.

За весь период работы ЕСПЧ чаще всего выносил постановления в отношении государств, которые показаны на диаграмме ниже:

Лист I: список приложений. Документы, на которые ссылается заявитель

В списке приложений необходимо указать те документы, на которые заявитель ссылается в разделах E, F, Gжалобы.

Это могут быть приговоры, решения и постановления судов, медицинские заключения, протоколы судебных заседаний, задержаний, обысков, выемки т.д.

Необходимо делать всё строго в соответствии с указаниями на формуляре, то есть разложить документы по каждому процессу в хронологическом порядке, пронумеровать их, не скреплять, не сшивать и не склеивать.

Особое внимание нужно обратиться на то, что предоставлять надо копии, а не оригиналы документов. ЕСПЧ не возвращает документы заявителю (поток документации настолько громаден, что ЕСПЧ просто не в силах это делать), поэтому нужно использовать копии

Ведь никто из заявителей не хочет лишиться оригиналов.

Что писать в формуляре

Прежде всего вам нужно знать, что официальный язык суда это английский и французский, поэтому рекомендуем вам сразу заполнять все документы на каком-то из этих двух языков. Однако вы можете заполнить и отправить в суд формуляр на русском языке, тогда это будет на усмотрении суда рассматривать или нет вашу жалобу. Так как Россия ратифицировали Конвенцию по правам человека, то суд должен с вами общаться на русском, хотя на практике это не так.

Далее вам нужно прочитать инструкцию по заполнению формуляра.

Прежде всего, вы должны доказать обоснованность ваших утверждений. Для этого необходимо ясно изложить ваши факты и подкрепить их документально: это могут быть письменные справки, письма, решения, медицинские заключения, свидетельские показания и другие документы. И главное — вам должен быть нанесен значительный ущерб.

Суд не может рассматривать бездоказательные, малозначительные или повторные жалобы, даже если вы или ваш адвокат считаете по другому. Такая жалоба может быть отклонена.

Следующая ошибка, которую допускают и жалоба считается явно неприемлемой, и ЕСПЧ точно не примет её к рассмотрению — это если вы подаёте жалобу в ЕСПЧ как в четвёртую инстанцию.

О чём это говорит? Вы подаёте жалобу и просите Европейский суд принять решение по вашему национальному делу либо просите защиты, либо просите привести какие-то аргументы для того, чтобы изменить конечный результат судебного решения на уровне РФ. Это явная неприемлемость жалобы в ЕСПЧ. Всё, что вы можете просить — это признать факт нарушения Конвенции в вашем отношении.

Следующий момент, из-за которого Европейский суд точно не рассмотрит вашу жалобу — вы не жертва нарушений требований Конвенции.

В ЕСПЧ порой обращаются люди, которые не имеют права на это обращение

Иными словами, ваши непосредственные права предусмотренные Конвенцией не были нарушены, в принципе, обжалуемым судебным актом (национальным делом), на который вы просите обратить внимание ЕСПЧ. К примеру, человек умер

Вы не являетесь его близким родственником, не относитесь к его кругу очень близких знакомых. Никак не можете подтвердить с ним своё родство, но от его имени либо в его интересах подаёте жалобу в ЕСПЧ. Вы не жертва нарушения Конвенции и Европейский суд никогда вас не признает жертвой.

В то же самое время ЕСПЧ предусматривает, что бывают косвенные или опосредованные жертвы нарушения Конвенции. К примеру, молодой человек умирает в армии по различным причинам. В ЕСПЧ обращается его мать для защиты своих прав и прав своего сына, который умер в армии. И тогда мать является самостоятельной жертвой нарушения Конвенции. Поскольку она пострадала от незаконных действий государства, так как её сын (защитник, кормилец и близкий родственник) умер в армии.

ЕСПЧ точно не примет к рассмотрению жалобу, если вы уже обращались в какие-то иные международные инстанции, например, в комитет ООН по защите прав человека. Поэтому изначально до того момента когда вы решили защищать свои права на международном уровне, определитесь в какую инстанцию будете обращаться.

Европейский суд точно не рассмотрит вашу жалобу, если с аналогичной жалобой по аналогичной ситуации в ЕСПЧ уже обращались и она была признана неприемлемой либо было отказано в её удовлетворении.

Обращаем ваше внимание на эти моменты. Будьте внимательны при заполнении своего формуляра жалобы

И удачи вам в выигрыше дела в ЕСПЧ.

Структура ЕСПЧ

Количество судей должно быть равно количеству участников Конвенции. ЕСПЧ состоит из 47 судей. Протокол № 14 гласит, что судьи могут быть избраны на 9 лет. Судейский состав избирается ПАССЕ из перечня, включающего три кандидатуры, который подает каждое государство

Определение 2

Вспомогательным органом суда является Секретариат ЕСПЧ. В состав Секретариата входят юристы, администрация, технические работники, переводчики.

На должность судей избираются люди с высокими моральными качествами и высоким уровнем профессионализма, обладающие общепризнанным авторитетом Судьи не могут быть переизбраны на другой период.

Дела в суде рассматривают Комитеты, куда входят три судьи, Палаты, куда входят семь судей и Большая палата, состоящая из семнадцати судей.

В Суде проходят Пленарные заседания, куда приглашаются все судьи Суда. В компетенции Пленарного заседания находятся: выборы Председателя, его заместителей, Председателей палат, а также утверждение состава палат, выборы Грефье и его заместителей.

Определение 3

Грефье – должностное лицо Суда, в обязанности которого входит составление официальных отчетов, редактирование документов. Это секретарь высших судебных мест.

В суде работают четыре секции, образованные на Пленарном заседании. Рассмотрением дел и вынесением решений по существу занимаются Палаты Суда и Большая палата.

Дело для рассмотрения передается в одну из Секций, которая, в свою очередь, образует Палату, куда входят Председатель Секции, судья от страны – стороны по делу, и пять человек, представителей секции, назначенных председателем.

Для рассмотрения дел в Большой палате необходимо присутствие судьи от страны, необходимого количества судей. Председательствует в Большой палате Председатель Суда или его заместитель. В юрисдикции Большой палаты находятся самые сложные дела ЕСПЧ.

Комитеты образуются сроком на один год и решают вопросы о приемлемости жалобы по требованиям Конвенции. Задачей Комитетов является не рассмотрение жалобы по существу, а проверка по критериям. Три судьи принимают решения по типовым делам, где правоприменение Суда явно прослеживается.

Замечание 1

Суд может обратиться с просьбой к Комитету об уменьшении числа судей в палате для более продуктивного рассмотрения дел.

Грефье руководит деятельностью Секретариата ЕСПЧ, ведущего переписку с заявителями, помогающего судье-докладчику по делу.

Россия ратифицировала Протокол № 14 к Конвенции в 2010 году, в него внесены изменения в контрольный механизм Конвенции. Применение Протокола осуществляется наряду с процедурами совершенствования функционирования ЕСПЧ для укрепления стабильности его Регламента. Комитеты министров Совета Европы контролируют использование финансовых средств и обеспечение подбора персонала Секретариата.

Процессуальные нормы рассмотрения жалоб в ЕСПЧ принимаются в форме международного договора, подлежащего ратификации, или выраженным государственным согласием на его обязательность.

Замечание 2

Если Россия является одной из сторон спора, а судья – не член Комитета, Россия имеет право требовать предоставления судье возможности замещения одного из членов Комитета.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Компетенция ЕСПЧ

В компетенцию суда входит прием жалоб от физических лиц, неправительственных организаций, групп частных лиц, которые стали объектами нарушений Конвенции. Суд не всегда считает дело подлежащим рассмотрению, лишь после использования всех внутренних средств защиты с точки зрения права. Здесь действует критерий исчерпанности.

По отношению к России ЕСПЧ признал достаточным для подачи жалобы рассмотрение дела судом первой и кассационной инстанций, надзорная инстанция эффективной не признана.

В Конвенции сказано, что Суд может принять дело к рассмотрению в течение полугода с момента принятия решения национальным судебным органом. Данный срок является пресекательным и лишает возможности рассчитывать на объявление жалобы приемлемой. Бывают отдельные случаи, когда ЕСПЧ принимает жалобу без вступившего в силу решения национального суда, если судопроизводство затягивается намеренно.

В полномочия Европейского суда по правам человека входит не принимать жалобу, если она анонимна или аналогична уже рассмотренной жалобе. Суд может объявить неприемлемой любую жалобу индивидуального порядка, если она несовместима с положениями Конвенции.

Если Суд определил жалобу приемлемой он:

  • рассматривает дело с представителями заинтересованных сторон, осуществляет расследование, если это необходимо;
  • способствует миролюбивому решению вопроса на основе положений Конвенции.

Заседания Суда носят открытый характер. Если дело рассматривается против государства, в заседаниях должен принимать участие судья от этого государства. Лица – участники судебных заседаний ЕСПЧ обеспечены иммунитетом от судебного разбирательства.

Страны не препятствуют ведению переписки с Судом. Если подавший жалобу находится под стражей, то письма доставляются и отправляются без задержки и изменения. Заключенный под стражу не подвергается дисциплинарному наказанию в связи с любыми сообщениями, отправленными через официальные каналы в Суд. Данные лица могут консультироваться с адвокатом в отношении заявления Суду или любых процедур, вытекающих из него.

Страны не препятствуют поездкам участников с целью присутствия в Суде и их возвращению.

Руководствуясь положениями Конвенции Суд может объявить о ее нарушении. Если внутреннее право высокой договаривающейся стороны может устранить это нарушение лишь частично, Суд имеет право присудить компенсационные выплаты потерпевшей стороне.

По просьбе Комитета министров ЕС суд может вынести консультативное заключение, касающееся толкования положений Конвенции. Решение Суда является окончательным и не обжалуется.

Если нарушение, которое признано судом, продолжает иметь негативные последствия для заявителя, принимаются индивидуальные меры во внутреннем праве. Государство-ответчик возмещает расходы заявителя, возобновляет разбирательство по делу.

Замечание 3

В 2004 году Комитетом министров ЕС была принята Декларация, в которой сказано об обеспечении эффективности исполнения Конвенции на национальном и европейском уровнях. Исполнение решения Суда контролируется Комитетом министров.

Государства имеют обязательства исполнять решения ЕСПЧ в добровольном порядке. Они принимают меры индивидуального и общего характера. Если Комитет министров констатировал факт отказа государства от исполнения решения Суда, он фиксирует невыполнение обязательств.

Меры общего характера сложны в определении и осуществлении. Чтобы решение ЕСПЧ было исполнено, а меры общего характера приняты, необходима большая аналитическая работа с целью выявления причин, которые привели к нарушениям. Это могут быть противоречия между законодательством и Конвенцией, отступление от законодательства, присутствие субъектного фактора.

Юрисдикция

Юрисдикция суда эквивалентна государства — членов Совета Европы , и включает в себя почти все страны Европы , но не Ватикан или Беларуси . Юрисдикция суда обычно делится на межгосударственные дела, жалобы физических лиц против договаривающихся государств и консультативные заключения в соответствии с Протоколом № 2. Заявления физических лиц составляют большинство дел, рассматриваемых судом. Комитет состоит из трех судей, палаты из семи судей и Большой палаты из 17 судей.

Заявки физических лиц

Жалобы отдельных лиц против договаривающихся государств, утверждающие, что государство нарушает их права в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека , могут быть поданы любым лицом, неправительственной организацией или группой лиц. Хотя официальными языками суда являются английский и французский, заявления можно подавать на любом из официальных языков договаривающихся государств. Заявление должно быть подано в письменной форме и подписано заявителем или его представителем.

После регистрации в суде дело передается судье-докладчику, который может принять окончательное решение о неприемлемости дела. Дело может быть неприемлемым, если оно несовместимо с требованиями ratione materiae , ratione temporis или ratione personae или если дело не может быть рассмотрено по формальным основаниям, таким как неисчерпание внутренних средств правовой защиты, по истечении шести месяцев с момента последнее обжалуемое внутреннее решение, анонимность, существенная идентификация с делом, уже представленным в суд, или с другой процедурой международного расследования.

Если судья-докладчик решает, что дело может быть продолжено, дело передается в палату суда, которая, если не решит, что жалоба является неприемлемой, передает дело правительству государства, против которого подана жалоба, с просьбой Правительство представить свои замечания по делу.

Затем палата суда рассматривает и выносит решение по делу о его приемлемости и по существу

Дела, которые вызывают серьезные вопросы толкования и применения Европейской конвенции о правах человека , серьезный вопрос общей важности или которые могут отклоняться от предыдущего прецедентного права, могут рассматриваться в Большой палате, если все стороны в деле согласны с решением палаты. суд уступил юрисдикцию Большой Палате

Коллегия из пяти судей решает, принимает ли Большая Палата обращение.

Межгосударственные дела

Любое договаривающееся государство Европейской конвенции о правах человека может подать в суд на другое договаривающееся государство в связи с предполагаемыми нарушениями конвенции, хотя на практике это случается очень редко. По состоянию на 2021 год суд решил пять межгосударственных дел:

  • Ирландия против Соединенного Королевства (№ 5310/71), решение от 18 января 1978 г. о бесчеловечном и унижающем достоинство обращении в Северной Ирландии (статья 3)
  • Дания против Турции (№ 34382/97), решение от 5 апреля 2000 г. о ратификации мирового соглашения в размере 450 000 датских крон в отношении гражданина Дании, задержанного в Турции (статья 3)
  • Кипр против Турции (IV) (№ 25781/94), решения от 10 мая 2001 г. об обращении с пропавшими без вести (статьи 2, 3 и 5), праве на возвращение греков, бежавших на юг (статья . 8, 13 и P1-1), права греков, все еще живущих на севере (статьи 3, 8, 9, 10, 13, P1-1, P1-2), и рассмотрение военными судами (статья 6) . Последующим решением от 12 мая 2014 г. было присуждено 90 миллионов евро в качестве «справедливой компенсации» (статья 41).
  • Грузия против Российской Федерации (I) (№ 13255/07), решение от 3 июля 2014 г. о коллективном изгнании грузин из России (статьи 3, 5, 13, 38, P4-4) и Россия, не сотрудничающая с суд (статья 38)
  • Грузия против Российской Федерации (II) (№ 38263/08), решение от 21 января 2021 г.

Консультативное заключение

Комитет министров может большинством голосов просить суд вынести консультативное заключение по толкованию Европейской конвенции о правах человека , если вопрос не касается содержания и объема основных прав, которые уже рассматриваются судом.

Erga omnes эффекты

Постановления ЕСПЧ имеют последствия erga omnes (то есть они потенциально являются обязательными для всех государств-членов), потому что суд «решает вопросы по соображениям государственной политики в общих интересах, тем самым распространяя судебную практику в области прав человека на все сообщество государств Европейской конвенции», хотя эффект erga omnes «не рассматривается всеми государствами-участниками как юридическое требование».

Формуляр жалобы в ЕСПЧ и как его заполнять

Заполнять формуляр следует при помощи компьютера. Можно заполнить на русском языке. Внимательно просматривайте каждый лист. Все галочки должны быть проставлены. Если на первом листе не заполнить, например, графу «пол», при том, что пол заявителя явно следует из имени и фамилии, то жалоба будет признана неприемлемой.

Страница 1 — о заявителе, его гражданстве, адресе и телефоне

Если жалоба подаётся от имени человека, то есть физического лица, то следует заполнять раздел А.1. Если заявитель — организация, то А.2.

Здесь не должно возникнуть сложностей. В строке адрес необходимо указать адрес регистрации.

1-ый лист формуляра

Страница 2 — против какого государства подаётся жалоба

Здесь всё ещё проще. Просто нужно поставить «галочку» в чекбоксе нужной страны. В нашем случае это «RUS — Российская Федерация».

2-ой лист формуляра

Страница 3 — представитель заявителя, когда заявителем является физическое лицо

3-ий лист посвящён представителю физического лица. Если представителя нет, то есть заявитель пишет и отсылает жалобу сам, то нужно пропустить этот лист.

Если заявителя представляет человек, не являющийся адвокатом, например, супруг или супруга, то надо заполнять блок С.1. Если представляет адвокат, то С.2.

В блоке С.3. заявитель и его представитель должны поставить подписи и даты. Этот блок предназначен для того, чтобы заявитель согласился уполномочить представителя действовать от его, заявителя, имени.

3-ий лист формуляра

4-ий лист — о представителях компании-заявителя. Физические лица не заполняют этот лист.

4-ый лист формуляра

Страницы 5, 6, 7 — суть жалобы (изложение фактов)

На 5-ой, 6-ой и 7-ой страницах нужно изложить обстоятельства дела в хронологическом порядке. Необходимо стремиться к лаконичности и относимости фактов именно к описываемому нарушению. Нет большого смысла описывать ситуацию с самого начала, т.к. вы потратите место и не опишите по настоящему важные факты описывающие причины обращения в ЕСПЧ: какие действия государства и как ущемили права заявителя.

Итак, еще раз: нужно излагать факты. Эмоций и описаний моральных переживаний в этом разделе быть не должно.

Страницы 5, 6, 7

Страницы 8 и 9 – какие статью Конвенции были нарушены

На страницах 8 и 9 надо дать юридическую оценку фактам, изложенным на страницах 5, 6 и 7.

Нужно изложить, каким образом, и какие нормы Конвенции нарушила Россия своими действиями.

Страница 10 — о соответствии жалобы условиям приемлемости

На 10-ой странице формуляра жалобы в ЕСПЧ нужно указать, какими средствами восстановления прав пользовался заявитель: обращался в суды, но те не смогли признать (прекратить) нарушение прав заявителя.

Требуется указать, когда заявитель получил окончательное решение суда: от этой даты отсчитывается 6-месячный срок, когда можно подавать жалобу в ЕСПЧ.

Страница 11 – три вопроса об исчерпанности средств защиты

11-ая страница сводится к трём вопросам:

  1. Есть ли какие-то средства защиты, которыми заявитель не воспользовался.
  2. Пользовался ли заявитель другими международными средствами обжалования.
  3. Подавал ли заявитель ранее другие жалобы в ЕСПЧ.

Страница 12 — список приложенных документов

К формуляру нужно приложить копии документов, подтверждающих факты, изложенные заявителем.

Нужно прилагать копии, т.к. ЕСПЧ не возвращает материалы заявителю.

Для каждого дела будет свой набор документов, подтверждающих факты заявителя

Обращаем ваше внимание: документы нужно указывать в хронологическом порядке

Страница 13 — комментарий, подпись и контактное лицо

На 13-ой странице можно добавить комментарий. Необходимо подписаться и указать адрес для ведения переписки.

После того, как формуляр будет заполнен, его нужно распечатать и отправить в ЕСПЧ почтой. По электронной почте жалобы не отправляются.

Отправлять нужно со следующими реквизитами:

Кому The Registrar

Куда European Court of Human Rights, Council of Europe

Город Strasbourg — CEDEX

Страна France

Индекс F-67075

Пленум суда и администрации

Пленарный суд — это собрание всех судей суда. Судебных функций у него нет. Он избирает председателя суда, вице-президента, регистратора и заместителя регистратора. Он также занимается административными вопросами, дисциплиной, методами работы, реформами, созданием палат и принятием Регламента Суда.

Председатель Суда, два вице-президента (также президенты секций) и три других президента секций избираются Пленарным судом, президенты секций избираются Пленарным судом, формирование состоит из 47 избранных судей Суда. . Полномочия держателей продлеваются на три года. Они известны своей моралью и компетентностью. Они должны быть независимыми и несовместимы с другими функциями. Они не могут быть отозваны государством их происхождения, а могут быть отменены только по решению их коллег, принятому большинством в две трети голосов и по серьезным причинам.

Председателем суда на 2020 год является 48-летний Роберт Спано из Исландии.

Основы работы международного правосудия

Главной правовой основой работы ЕСПЧ является Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция). Для большей части населения Старого Света она заработала с 4 ноября 1950 года. Местом ее принятия является столица Италии Рим. Несмотря на это, свою практическую деятельность суд начал лишь десять лет спустя. Именно тогда им было вынесено первое постановление. Это состоялось 14 ноября 1960 года. Дело получило название «Лоуренс против Ирландии».

Конвенция содержит целый ряд различных прав, которые подлежат охране европейской Фемидой, и в случае вынесения судом соответствующего решения о нарушении этих прав — компенсации.

К ним относятся:

  1. Первым в списке является базовое естественное право, которое является неотъемлемым и есть у каждого из нас со дня появления на свет – это право на жизнь. Законы всех цивилизованных стран мира взяли его под охрану, и поэтому на государственном уровне устанавливается запрет умышленного убийства. Исключение составляют случаи смертной казни по приговору суда, но почти во всех странах Европы на ее применение наложен мораторий (то есть временный запрет); 
  2. Запрещено и применение пыток или же иного бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания. Недопустимо нарушение этой нормы и в отношении преступников. Противозаконно умалять достоинство личности, даже если это жестокий, хладнокровный убийца, террорист или военный преступник. Они также на основании закона могут претендовать на гуманное отношение к себе;
  3. Конвенция вводит строжайший запрет на использование рабского труда. Также вводится запрет на принуждение к труду любого характера. Такой запрет распространяется не только на неприменение принудительного труда в обычной гражданской жизни, но и на его запрет в условиях тюремного заключения, несения военной службы или возникновения чрезвычайной ситуации;
  4. Конвенцией охраняется свобода личности и ее неприкосновенность. Никто, будь то обычный человек, предприятие или же орган государства, не вправе произвольно лишать свободы личность и содержать ее в условиях неволи. Введение этих ограничений будут законными, если наказание в виде лишения свободы будет утверждено судом;
  5. Установлено право каждого на справедливое судебное разбирательство. Согласно этому, назвать лицо преступником становится допустимым только после вынесения судом в отношении него обвинительного приговора. Никакой другой орган власти не имеет на это права. Запрещено создание всякого рода «чрезвычайных судов» или органов наподобие сталинских «троек». Установлено право человека на защиту, которое не имеет никакой зависимости от степени вины;
  6. Последующей нормой закрепляется право каждого на справедливое наказание. Оно может выноситься только в рамках закона. Если действующим правом не установлена преступность деяния, значит, оно не может стать причиной для преследования по закону. Является недопустимым и применение более жесткого наказания, чем прописано в нормах права;
  7. Конвенцией установлен запрет на вмешательство со стороны государства в частные и семейные дела его граждан. Недопустимо с точки зрения законности и несанкционированное проникновение в жилище. Если органы правопорядка хотят это сделать законным путем, то они должны получить на это документально оформленное разрешение со стороны надзорных органов;
  8. Закрепляется и право каждого на свободу мысли и совести. Под охрану этой нормы подпадает и возможность исповедовать любую систему религиозных норм и правил или же не исповедовать их вовсе и быть атеистом;
  9. Согласно нормам Конвенции, абсолютно любой, и это никоим образом не зависит от его положения в обществе, имеет полное право на высказывания своих точек зрения по поводу любых событий общественной жизни. Сюда же включена возможность свободного получения и распространения информации, в которое не имеют право вмешиваться никакие государственные лица;
  10. Закрепляется также свобода объединений и любых мирных собраний граждан. Разрешено и создание профессиональных союзов работников любых специальностей;
  11. Закрепляется и право каждого на создание семьи. Это становится возможным, когда личность достигает определенного возраста, который обычно прописывается в законах стран;
  12. Установлено и право на использование эффективных средств правовой защиты;
  13. Запрещена и дискриминация (то есть умаление и ущемление прав любого индивида) в любых видах.