Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

Оглавление

Понятия «беженцы» и «вынужденные переселенцы»

Беженцем является человек, не имеющий российского гражданства, которого преследуют по политическим/религиозным/другим убеждениям либо угнетают по расовому/половому/национальному/другому признаку.

Чтобы получить беженский статус, необязательно быть жертвой преследования. Беженцем можно стать, если есть вероятность того, что вас начнут преследовать/угнетать по перечисленным выше убеждениям/признакам.

Особенности административно-правового статуса «беженец» таковы:

  • позволяет официально проживать в Российской Федерации;
  • предоставляется на период, не превышающий 3 года;
  • позволяет получать лекарственные препараты и медицинскую помощь;
  • позволяет проживать в центре временного пребывания (на бесплатной основе), получать питание и коммунальное обеспечение;
  • позволяет трудоустраиваться на работу к юрлицу/физлицу без оформления патента.

Вынужденным переселенцем считается человек, который покинул собственное место проживания по причинам, аналогичным основаниям приобретения беженского статуса. Переселенцы располагают большим количеством прав, если сравнивать с беженцами, потому что считаются россиянами.

Бесплатная консультация Юриста
+7 800 100-61-94

Особенности правового статуса «вынужденный переселенец» следующие:

  • позволяет получать социальные выплаты;
  • позволяет бесплатно получать медпомощь;
  • предоставляется на пятилетний срок;
  • дает возможность жить в центре временного проживания;
  • избавляет от необходимости оформлять патент для работы;
  • накладывает следующие обязательства: уведомление миграционной службы при изменении адреса пребывания и ежегодное продление статуса.

Важно! Не могут быть признаны вынужденными переселенцами люди, которые совершили тяжкое преступное деяние. Кроме того, статус не предоставляется лицам, которые покинули собственное место жительства из-за кризиса экономики либо стихийной/техногенной катастрофы.. Конституционный статус не предоставляется в таких ситуациях:

Конституционный статус не предоставляется в таких ситуациях:

  • возбуждение уголовного дела относительно заявителя;
  • наличие РВП/ВНЖ;
  • заявитель состоит в брачном союзе с россиянином/россиянкой, что позволяет ему получить РВП/ВНЖ;
  • заявитель опоздал с оформлением заявления на предоставление статуса;
  • человек приехал из страны, которая могла предоставить ему временное убежище;
  • заявитель незаконно выехал из родной страны.

Статья 9. Утрата лицом статуса беженца и лишение лица статуса беженца

1. Лицо утрачивает статус беженца:

1) при приобретении гражданства Российской Федерации;

2) если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности;

3) если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело;

4) если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности;

5) если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;

6) если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в связи с тем, что данные обстоятельства более не существуют;

7) если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в связи с тем, что обстоятельства, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в данном государстве более не существуют.

2. Лицо лишается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел либо его территориальным органом статуса беженца, если оно:

1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона;

3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

3. Уведомление об утрате лицом статуса беженца или о лишении лица статуса беженца с указанием причин принятого решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и порядка его обжалования вручается или направляется данному лицу федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел либо его территориальным органом в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.

4. В случае утраты лицом статуса беженца или в случае лишения лица статуса беженца удостоверение сдается в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел либо в его территориальный орган и признается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел недействительным.

5. Лицо, утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 и подпунктами 2 и 3 пункта 2 настоящей статьи, и не использующее в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона право на обжалование решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, а также не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца.

5.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 01.03.2012 N 18-ФЗ.

6. Лицо, утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 и подпунктом 2 или 3 пункта 2 настоящей статьи, и члены его семьи теряют право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения при отсутствии у данных лиц иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации.

Право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения сохраняется за членами семьи лица, лишенного статуса беженца по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи.

Права человека и беженское право

Права человека — это права, которые гарантируются человеку только на основании того, что он родился как человеческое существо. Следующие универсальные права человека имеют наибольшее значение для беженцев:

  • право на свободу от пыток или унижающего достоинство обращения
  • право на свободу мнений и их свободное выражение
  • право на свободу мысли, совести и религии
  • право на жизнь, свободу и безопасность
  • свобода от дискриминации
  • право на убежище

Право беженцев и международное право прав человека тесно связаны по содержанию, но различаются по функциям. Основное различие их функций заключается в том, как международное право беженцев учитывает государственный суверенитет, а международное право прав человека — нет. Одним из основных аспектов международного беженского права является невысылка Основная идея заключается в том, что страна не может отправить человека обратно в страну происхождения, если он столкнется с опасностью по возвращении. В этом случае у страны отнимается определенный уровень суверенитета. Это основное право на невысылку противоречит основному праву суверенного государства высылать любых иностранцев, не имеющих документов.

Органы, принимающие заявления

  1. Все отделения ФМС на территории России.
  2. Если органы пограничного контроля находятся на территории соседнего государства, то обращение можно подать там.
  3. При нахождении претендента на беженца не в России, следует обратиться в консульство РФ.
  4. При вынужденном бегстве из страны, документы подаются в обо всех пунктах пропуска границы, контроля службы безопасности или в местный орган милиции в течение суток со времени перехода через рубеж.

Порядок подачи заявления

  1. Установление и подтверждение личности.
  2. Разговор с представителем службы, куда обращается человек.
  3. Предоставление всех полагающихся документов или той их части, что имеется в наличии на момент обращения.
  4. Заполнение данных о себе в анкетах.

После этих действий заявитель получает на руки документ, в котором указано, что у него принято ходатайство для изучения или свидетельство об отказе рассмотрения.

Положительный ответ дает возможность будущему беженцу пользоваться предоставлением временного пособия, получить направление в специальное место временного проживания.

После этого гражданин направляется на обязательное медицинское обследование. Статус и удостоверение выдается в течение трех месяцев.

На протяжении всего этого времени паспорт находится на хранении в миграционной службе, для того чтобы пересечь границу в обратном направлении, нужно пройти специальную процедуру.

Защита украинских беженцев

Сейчас закон о беженцах широко применяется к мигрантам из Украины, которые нашли на территории РФ, защиту от конфликта в их стране. Не на всех переселенцев распространяется действие федерального закона, поскольку статус украинцев в России является неопределенным. Если им предоставить статус беженца, то это означает, что надо признать конфликт международным, расширить основания для применения законодательства. Поэтому на украинцев распространяются только внутренние законы по приезжим, без применения международных положений о защите вынужденных переселенцев.

Украинские переселенцы получают право на получение одноразового пособия, оформление в центр временного проживания, где предоставляется крыша над головой и питание. Также они получают право на оформление социальной помощи, устраиваться на работу, пройти медицинское лечение, получить социальную и психологическую помощь. Но такие возможности переселенцы могут получить, если обратятся за помощью в управления миграционной федеральной службы, предоставив всю правдивую информацию о себе, своих родных, детях.

Для тех лиц, которые не обратились в ФМС будут находится на положении иностранных приезжих, которые имеют права на следующие действия:

  • Написать заявление на временное проживание в РФ, а спустя три года просить о предоставлении временного вида на жительство.
  • Просить о том, чтобы заявителю был предоставлен статус вынужденного переселенца, согласно ФЗ о беженцах.
  • Воспользоваться специальной государственной программой, которая предусмотрена для поддержания бывших соотечественников.

После того, как украинцы получают желаемый статус  для пребывания в России, они обязаны сдать национальный паспорт в миграционную службу, оформить одноразовое социальное пособие по трудоустройству, воспользоваться другими правами, согласно действующему закону.

Учитывая, что количество переселенцев из восточных регионов Украины становится все больше, правительство делает все возможное, чтобы быстрее интегрировать их в общество страны. Связано это со следующими причинами:

  • Пользование социальными пособиями и размещение в центрах для временного пребывания, что становится тяжелым финансовым и налоговым бременем для бюджета страны и местных органов власти.
  • Наличие высоких налогов не способствует тому, чтобы мигранты устраивались на работу. Получая зарплату, беженцы 1/3 часть должны отдавать на налоги.
  • Нежелание работать, т.к. приезжие находятся на полном обеспечении государства.

Поэтому и была разработана программа специальной интеграции переселенцев в российское общество. В пакет мероприятий включены такие положения, как снижение налогообложения, обеспечение людей, которые не могут работать и самостоятельно содержать себя, обеспечение всех мигрантов медицинской и социальной помощью, жильем малоимущих, выплата финансовой помощи матерям-одиночкам и неработающим родителям, у которых есть маленькие дети.

Все это должно помочь не только в реализации положений, установленных федеральным законом, но и решить проблемы, связанные с массовыми потоками переселенцев.

Права и обязанности

Федеральный закон N 202 «О вынужденных переселенцах» от 20.12.95 г. предусматривает список возможностей для представителей данной категории. Мигрант, ввиду своего особого статуса на территории страны, даже имея соответствующее гражданство, наделяется правом на некоторые привилегии и льготы.

Согласно четвертой статье указанного НПА, лица, вынужденные переехать, обладают правом на:

  1. Выплаты переселенцам одноразового характера, которые предоставляются всей семье. Размер поощрения составляет не меньше ста рублей.
  2. Направление на проживание в специальные центры временного нахождения. Оно может быть оформлено в письменном или электронном варианте.
  3. Получение помощи при необходимости переезда, а также перемещения багажа.
  4. Проживание, получение питания и иных необходимых средств для жизни.
  5. Медицинскую помощь, предоставление лекарств.

Данным лицам должна оказываться максимальная помощь в размещении и организации условий для жизни.

Помимо возможностей, предлагаемых рассматриваемой категории граждан, определяются их обязанности:

  1. Соблюдение порядка, предусмотренного в конкретном центре проживания. Потребуется подписать документ о том, что человек ознакомился с правилами.
  2. Прохождение обязательных комиссий в медицинских учреждениях.
  3. Передавать требуемые сведения доступным способом, полностью достоверные.

Любые новости относительно изменений процедуры, условий и сроков ее проведения можно отследить в правовых системах «Гарант» и «Консультант Плюс».

Отдельно следует сказать о жилье для переселенцев, которое обязательно предоставляется всем гражданам, вставшим на учет в службе миграции (Постановление Правительства РФ от 08.11.2000 года «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации»). В порядке очереди орган власти должен принять решение о направлении гражданина в конкретное место для проживания. Отношения регулируются договором о социальном найме. Как только соглашение расторгается, лицу следует съехать не позднее, чем через месяц.

Положение государства о вопросах беженцев

В действительности, во всем мире сложилась весьма непростая ситуация, которая показывает, что военные или же чрезвычайные действия, приводят людей к желанию покинуть родные места и искать убежища в иных странах. В РФ по вопросу беженцев создан целый законодательный акт, который формирует все основные понятия, имеющие существенное значение

В принципе, законодатель обращает ваше внимание на то, что государство предоставляет различные варианты гарантий и социальной защиты беженцев и переселенцев. Тем не менее, чтобы воспользоваться всеми преимуществами, которые предоставляет государство, непременно нужно пройти специализированный процесс регистрации

Фактически, в страну въезжает существенное количество граждан, и вполне очевидным является тот момент, что государство должно получить данные о том, что человек, пересекающий границу, хочет оформить статус беженца. Именно по этой причине, изначально заполняется специализированная анкета, после чего, в течение четко определенного количества времени осуществляется процесс регистрации иных документов. После получения статуса беженца, человек имеет право получить определенные социальные выплаты и помощь от государства.

8 (800) 350-20-41 – Бесплатная Консультация Юриста

Права человека и беженское право

Права человека — это права, гарантированные человеку от рождения. Следующие универсальные права человека имеют наибольшее значение для беженцев:

  • право на свободу от пыток или унижающего достоинство обращения
  • право на свободу мнений и их свободное выражение
  • право на свободу мысли, совести и религии
  • право на жизнь, свободу и безопасность
  • свобода от дискриминации
  • право на убежище

Закон о беженцах и международное право прав человека тесно связаны по содержанию, но различаются по функциям. Основное различие их функций заключается в том, как международное право беженцев учитывает государственный суверенитет, а международное право прав человека — нет. Одним из основных аспектов международного беженского права является недопущение принудительного возвращения , которое является основной идеей о том, что страна не может отправить человека обратно в страну происхождения, если он столкнется с угрозой по возвращении. В этом случае у страны отнимается определенный уровень суверенитета. Это основное право на невысылку противоречит основному праву суверенного государства высылать любых иностранцев без документов.

Права беженцев

Беженцы считаются социально незащищенными гражданами, которым нужно убежище от притеснения.

Поэтому для общественной реабилитации им предоставляются следующие права и виды помощи:

  • помощь в осуществлении переезда и перевозки багажа;
  • право на пользование услугами переводчика в целях ознакомления с правилами пребывания в стране и ее законодательством;
  • одноразовая выплата лицу-беженцу и каждому из членов его семьи в размере ста рублей и больше;
  • направление в места временного расселения или пребывания;
  • помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи;
  • обеспечение необходимыми продуктами и услугами коммунального характера;
  • направление в центры по временному размещению для обучения;
  • право отказаться от статуса и забрать заявление.

Обзор причин переселения

Причинами переселения людей – перемещения их с одного места жительства на другое – могут быть реальные риски подвергнуться притеснению по социальным признакам:

  • расовой либо национальной принадлежности;
  • вероисповеданию;
  • языку;
  • политическим убеждениям;
  • принадлежности к определенной социальной группе.

Миграционный процесс, как массовое явление, подлежащее статистическому учету, кроме социальных и политических, может быть вызван причинами природного, экономического, военного либо иного характера.

Ознакомьтесь подробнее с особенностями процесса переселение.

В отношении мигрантов тщательно разработана нормативно-правовая база – как в международном, так и в российском законодательстве.

Обстоятельства, которые могут стать обоснованием признания иностранца беженцем

Согласно современному законодательству, беженцем может стать лицо, не совершавшее противоправных действий не политического характера в любой стране мира. Если иностранец был уличен в преступлениях, попадающих под действие уголовного кодекса, и опасается быть наказанным за него в своей стране, то стать беженцем у него не получится.

РФ оказывает убежище иностранцам, которые стали жертвой гонений. Причины таких преследований указаны во 2-й статье ФЗ № 4528-1. Если мотивация для переселения была иная, например, ведение боевых действий, техногенные или природные катастрофы, то официальный статус беженца этому иностранцу не может быть присвоен. В этом случае РФ может оказать временное убежище, порядок предоставления такого статуса установлен соответствующим ФЗ.

Процесс признания иностранца беженцем состоит из нескольких этапов, каждый из которых подробно описан данным нормативным актом, и включает в себя:

  • непосредственную подачу обращения лица, которое попадает под действие статьи № 2 данного нормативного акта, с ходатайством о признании себя беженцем и предоставлении защиты. Составляется данное обращение письменно по установленной ФЗ форме. Каждый желающий может подать его лично или передать через официальных представителей. Ходатайство, представленное в электронном виде, к рассмотрению не допускается;
  • после принятия официальными структурами ходатайства от иностранного гражданина, производится предварительное рассмотрение, на данном этапе ведется проверка личных данных и дактилоскопическая идентификация заявителя. По итогам этой проверки выносится решение о дальнейшем рассмотрении полученного ходатайства или об отказе в таковом;
  • иностранцу, ходатайствующему о присвоении себе статуса беженца, выдается документ, подтверждающий нахождение дела на рассмотрении в миграционной службе или уведомление, указывающее на причины отказа;
  • после первичного изучения ходатайство передается на дальнейшее более детальное рассмотрение;
  • принятие окончательного вердикта в признании просителя беженцем или решение об отказе, о присвоении официального статуса;
  • выдача на руки лицу, которого признали беженцем, соответствующего свидетельства или официальное уведомление из ФМС об отказе.

Окончательно решение принимается после тщательного изучения анкеты, которую заполняет иностранец во время вторичного визита в миграционную службу, а также опросного листа. Это утвержденные законодательством документы, образцы которых имеются на нашем сайте. Кроме того, перед дальнейшим разбирательством ходатайства беженцев проводится собеседование с соискателями официальных статусов. При этом беседы проводятся с каждым совершеннолетним членом одной семьи. Если имеются дети, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, то данные о них вносятся в анкету родителя или законного опекуна. Все сведения, которые указываются в этих документах, подвергаются тщательной проверке.

Если вы не знаете, на какой статус можете претендовать вы и члены вашей семьи, согласно действующему ФЗ, обратитесь за помощью к нашему юристу. Он изучит ваши обстоятельства и разъяснит, с каким видом заявления необходимо обратиться в российские органы миграции, и какие права возможны в нашей стране. Все консультации бесплатные.

Федеральный закон, устанавливающий правовое положение беженцев, также разъясняет основные правила обращения с соответствующим ходатайством иностранца, желающего быть официально признанным в нашей стране беженцем.

Подать обращение можно:

  • в любое представительство России, находящееся не в той стране, гражданство которой имеет проситель. Данный вид обращения подлежит более длительному рассмотрению, согласно ФЗ в консульстве ходатайство разбирается в течение одного месяца;
  • во время прохождения через государственную границу России можно обратиться в пост контроля, расположенного на пункте пропуска. Такое обращение возможно как при законном пересечении границы, так и при незаконном. В этом случае обратиться следует не позднее чем через сутки, после прибытия на территорию нашей страны;
  • по прибытии на постоянное место проживания в определенном регионе РФ в территориальное отделение ФМС.

Статья 11. Присвоение статуса беженца

1. Решение о присвоении статуса беженца принимается уполномоченным органом в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства о присвоении статуса беженца.

В случаях, когда для принятия решения требуется дополнительная проверка, вынесение окончательного решения откладывается на срок не более одного года.

2. Признание беженцами лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего восемнадцати лет, с учетом обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1) статьи 1 настоящего Закона.

В случае отсутствия обстоятельств, предусмотренных в подпункте 1) статьи 1 настоящего Закона, в отношении одного из членов семьи, достигшего восемнадцати лет, в целях обеспечения воссоединения семьи данный член семьи с его согласия также признается беженцем.

К супругу (супруге) лица, получившего статус беженца или обратившегося за убежищем в Республике Казахстан с целью воссоединения с семьей, при подаче ходатайства применяются требования данной статьи, а также статей 10, 12, 13 и настоящего Закона.

Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети лица, прибывшие на территорию Республики Казахстан позднее лица, получившего статус беженца в Республике Казахстан, или лица, ищущего убежище, при подаче ходатайства с целью воссоединения семьи должны представить в уполномоченный орган доказательства и (или) документы, подтверждающие их семейные отношения.

При нарушении единства семьи вследствие развода или смерти беженца статус беженца членов его семьи сохраняется на срок действия решения о присвоении ему статуса беженца.

3. Признание беженцем лица, не достигшего восемнадцати лет и прибывшего на территорию Республики Казахстан без родителей или законных представителей, осуществляется с учетом интересов этого лица в соответствии с настоящим Законом после получения сведений о родителях или законных представителях.

4. В случае, если у лица, признанного беженцем, рождается ребенок, правовое положение ребенка определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

5. Статус беженца присваивается сроком на один год. Лицу, которому присвоен статус беженца, уполномоченным органом выдается удостоверение беженца в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

При сохранении в стране происхождения беженца прежних обстоятельств, служивших основанием предоставления ему статуса беженца, срок статуса беженца продлевается на один год и на каждый последующий год уполномоченным органом на основании заявления беженца, поданного им за месяц до окончания указанного срока.

6. В случае, если лицу, ищущему убежище, отказано в присвоении статуса беженца, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе вручает или направляет лицу, ищущему убежище, копию решения с указанием причин отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.

Заключительные положения

Итак, мы выяснили, кто такие беженцы, какими правами на территории России они обладают, а также какими законодательными актами и положениями это закреплено

Крайне важно знать и понимать, как миграционные процессы регулируются на международном уровне, ведь это реалии нашей жизни. Также мы выяснили на примере Германии, как обстоят дела с беженцами в Европе

Конечно, не все просто.

Отметим, что в Российской Федерации гражданство беженцам можно получить достаточно легко, необходимо лишь собрать необходимый пакет документов и отправиться в территориальное управление ФМС РФ.

В связи с масштабным миграционным кризисом, многие государства ужесточают порядок получения статуса и права убежища. Несмотря на это, те лица, которые получили статус, наделяются спектром прав и свобод, которые приравнивают их к гражданам принимаемого государства. На практике Федеральной Республики Германии можно сказать, что зачастую закон несовершенен и так или иначе происходят нарушения, но в целом положение вынужденных беженцев остается благоприятным. Положение данной категории населения регламентируется и основывается на многих международных актах, конвенциях, декларациях и так далее. Национальное законодательство обязано им соответствовать и не нарушать права и свободы лиц, нуждающихся в помощи.

Пенсия переселенцев

Демографическая ситуация в России такова, что приток молодежи выгоден. Иная ситуация с пенсионерами. Существует договоренность РФ и Украины, что пенсия выплачивается при смене постоянного места жительства. Пенсионеры прибыли из так называемых ДНР и ЛНР, где:

  • пенсия новыми властями не выплачивается;
  • пенсия официальной Украиной не начисляется.

Федеральный закон №173-ФЗ установил:

  • гражданам РФ, постоянно проживавшим в Украине, пенсия положена в полном объеме, в какой бы бюджет они не платили налог и страховые взносы;
  • пенсионные права украинцев возникают при получении в России вида на жительство;
  • временно проживающим пенсия в РФ не положена;
  • получившим убежище пенсия не выплачивается и федеральный закон РФ №173-ФЗ на них не распространяется;
  • беженцы имеют права на пенсионное обеспечение наравне с гражданами РФ в период действия статуса (ФЗ №4528-1).

Правовой статус беженца в РФ

На получение статуса беженца в РФ может претендовать лицо, которое не является гражданином РФ, но:

  • в силу наличия опасений стать жертвой преследования по мотивам политических убеждений, расы, национальности, вероисповедания или принадлежности к какой-то социальной группе находится вне страны, гражданином которой является, и не может (или не хочет) воспользоваться защитой этой страны из-за наличия таких опасений;
  • не имея определенного гражданства и пребывая вне страны прежнего местожительства, не может или не желает вернуться в нее из-за подобных опасений.

Многих интересует вопрос: что дает статус беженца?

Статус беженца является официальным разрешением на проживание на территории РФ. Он дается сроком на 3 года.

Согласно действующему законодательству, беженцы имеют право:

  • на получение лекарственной и медицинской помощи;
  • содействие в провозе багажа к месту проживания;
  • размещение в центре временного пребывания с бесплатными питанием и пользованием коммунальными услугами;
  • социальную защиту со стороны государства;
  • занятие предпринимательской деятельностью и трудоустройство без получения специального разрешения и т. д.

Следующие вопросы, которые интересуют граждан, подвергшихся политическому и иному преследованию, – как получить статус беженца и где можно получить статус беженца в России?

Статья 3. Признание лица беженцем

1. Признание лица беженцем осуществляется в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом.

2. Признание лица беженцем предусматривает:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем (далее — ходатайство);

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее — свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

3. Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.

Лицо, обратившееся с ходатайством на территории Российской Федерации, проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация лица, обратившегося с ходатайством вне пределов территории Российской Федерации, проводится по месту выдачи удостоверения беженца.

4. Признание беженцами лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с учетом обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

В случае отсутствия обстоятельств, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в отношении одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, в целях обеспечения воссоединения семьи данный член семьи с его согласия также признается беженцем.

5. Признание беженцем лица, не достигшего возраста восемнадцати лет и прибывшего на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, либо определение его иного правового положения на территории Российской Федерации осуществляется с учетом интересов лица в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации после получения сведений о родителях или об опекунах данного лица.

6. В случае, если у лица, признанного беженцем, рождается ребенок, правовое положение ребенка определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

7. Правовое положение лица, прибывшего на территорию Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем и признанного недееспособным, определяется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Страны, в которые можно мигрировать

Украинцам чаще всего удаётся получить статус беженца или политическое убежище в Польше, Германии и Франции. Далее в рейтинге гостеприимства по отношению к нашим соотечественникам идут Австрия, Бельгия, Швеция, Литва, Хорватия, Исландия. Подавляющее большинство украинцев обращается за помощью к Польше, некоторые пытаются получить убежище в Германии, Швеции и других странах.

Пребывание на территории одной из стран Евросоюза в качестве беженца имеет ряд неоспоримых преимуществ, в числе которых:

  • минимум подготовки к переезду, т. е. нет необходимости специально готовить множество подтверждающих документов, доказывать наличие средств к проживанию, демонстрировать знание языка и т. д.;
  • возможность подать запрос сразу после пересечения границы государства и право пользоваться определёнными льготами сразу после подачи ходатайства в процессе ожидания решения миграционных служб;
  • право на социальный пакет, включающий, как правило, денежное пособие, медицинское обслуживание, коммунальные услуги и т. п.;
  • конфиденциальность информации о заявителе:
  • отсутствие требования выхода из предыдущего гражданства;
  • возможность перевезти с собой членов семьи;
  • возможность в будущем получить гражданство одной из стран ЕС.

Каждая из стран предоставление беженцам ежемесячное пособие.

Статус вынужденного переселенца

Вынужденные переселенцы от беженцев в РФ отличаются наличием гражданства России. В этом случае переселение гражданина происходит в пределах территории страны либо лицо возвращается в Российскую Федерацию для укрытия от незаконного преследования за границей.

При переселении право на получение нового места жительства получает само лицо (переселенец) и члены его семьи (супруг/супруга, дети, родители), если они проживают вместе с мигрантом. При этом официальный статус гражданин вправе оформлять только для себя. Родственникам это делать необязательно.

Переселение на территории страны в связи с негативной экономической ситуацией в регионе или совершенным гражданином преступлением не дает ему право на получения официального статуса переселенца. Также это не дает права на получение соответствующих льгот и других привилегий.