Оглавление
Законодательная власть
Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.
Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).
Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.
Полномочия Совета Федерации:
- Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
- Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
- Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
- Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
- Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
- Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
- Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
- Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
- Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
- Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.
Полномочия Государственной Думы:
- Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
- Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
- Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
- Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
- Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
- Объявление амнистии.
- Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Сколько депутатов в Государственной Думе?
Состав Госдумы – 450 депутатов. Российский парламент состоит из двух частей – нижней и верхней палаты. Так вот, верхняя палата – Совет Федерации, в свою очередь, состоит из двух депутатов от каждого региона России, экс-президентов России и назначенных главой государства. «Вместимость» СФ не может превышать 200 парламентариев-сенаторов (после внесения изменений в Конституцию России).
Распределение депутатов по фракциям Государственной Думы (по состоянию на конец 2019 года) следующее:
- 341 депутат от фракции «Единая Россия»
- 43 депутата от фракции КПРФ
- 40 депутатов от фракции ЛДПР
- 23 депутата от фракции «Справедливая Россия»
- 2 депутата вне фракций
Давайте посчитаем коэффициент, который будет показывать, сколько жителей приходится на 1 депутата в том или ином субъекте.
Первый созыв, 1993 — 1995
В 1993 году состоялись выборы первого созыва Государственной думы. В них приняли участие 13 партий и объединений, из них в Думу прошли восемь. Самой многочисленной стала фракция “Выбор России”, затем следовала группа “Новая региональная политика” (НРП). В течение всего созыва расклад политических сил, их блокировка по различным вопросам постоянно менялись.
При этом в Госдуме первого созыва ни у одной партии не было устойчивого большинства, а потому думская политика была политикой коалиционной.
Госдума первого созыва запомнилась пермонентным конфликтом с президентом Борисом Ельциным. Несколько раз Дума поднимала вопрос о недоверии правительству, фракция КПРФ предпринимала попытку организовать процедуру импичмента Ельцину и принять поправки в Конституцию, наделявшие Думу правом утверждать силовых министров и выносить решения о недоверии отдельным членам правительства.
Думе пришлось работать в непростое время. Раскол СССР, образование Российской Федерации как независимого государства, принятие новой Конституции требовали изменений всей государственной нормативно-правовой базы. За два года работы Госдуме пришлось трижды принимать бюджет — на 1994, 1995 и 1996 годы.
Среди громких решений парламента первого созыва — амнистия участников “путча” августа 1991-го и защитников Верховного Совета, а также вынесение недоверия правительству в июле 1995 года.
За два года депутаты приняли 461 закон, из них 310 вступили в силу. Среди них — законы “Об арбитражных судах” и “О Конституционном суде”, “О референдуме”, первая часть Гражданского кодекса, а также Семейный и Арбитражный процессуальный кодексы.
Третий созыв, 2000 — 2003
Третий созыв Госдумы — это начало президентской эпохи Путина, что заметно повлияло на состав нижней палаты парламента и её деятельность.
В палату третьего созыва прошли шесть партий и блоков.
Формально эти выборы выиграла партия “КПРФ”, но сразу после неё с небольшим отставанием шёл блок “Единство”, которую в декабре 2001 года реорганизовали в “Единую Россию”. Для Кремля, который лишь за несколько месяцев до выборов в спешном порядке создал своё избирательное объединение, это был успех.
В 2001 году движения “Единство” поглотила ОВР, и в Думе сформировалась новая коалиция большинства в составе фракций “Единство”, ОВР, депутатских групп “Регионы России” и “Народный депутат”.
“Единая Россия” стала контролировать большинство голосов. Это был последний созыв, когда хотя бы на начальном этапе работы палаты все представленные в Думе политические силы были вынуждены считаться с мнением оппонентов и искать союзников для принятия решений, потому что ни одна из фракций не имела большинства.
Принятые Думой законодательные акты охватили практически все стороны общественно-политической жизни страны: законы о государственной символике, о выборах президента, поправки к избирательному законодательству, изменения в закон о референдуме, о новом порядке формирования Совета федерации, о политических партиях и многом другом.
Важным событием стала ратификация российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов.
Неудачей закончилась попытка вынести вотум недоверия правительству Михаила Касьянова, инициированный фракцией КПРФ и поддержанный “Яблоком”.
Всего за период работы палаты было принято 805 законов, из них президентом подписано свыше 700.
Полномочия
Государственная Дума имеет особые полномочия , перечисленные в Конституции России . Они есть:
- Согласие на назначение Премьер-министром России .
- Заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации по результатам его работы, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
- Решая в Правительстве Российской Федерации .
- Назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка России .
- Назначение и освобождение от должности председателя и половины аудиторов Счетной палаты.
- Назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека , который действует в соответствии с федеральным конституционным законом.
- Объявление амнистии .
- Возбуждение обвинения в Президенту Российской Федерации (требуется большинство в две трети голосов).
Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее компетенции Конституцией Российской Федерации.
История
Здание Думы на Манежной площади.
История Думы восходит к боярским думам Киевской Руси и Московской Руси, а также царской России. Государственная Дума была основана в 1905 году после насилия и потрясений во время русской революции 1905 года и стала первым избранным парламентом в России. Первые две попытки царя Николая II (1868-1918) активизировать его оказались безрезультатными. Впоследствии через несколько месяцев каждая из этих дум была распущена. Третья Дума была единственной, которая просуществовала до конца пятилетнего срока. После избирательной реформы 1907 года третья Дума, избранная в ноябре 1907 года, в основном состояла из представителей высших классов, поскольку радикальное влияние в Думе было почти полностью устранено. Создание Думы после революции 1905 года означало значительные изменения в прежней российской имперской автократической системе
Более того, Дума позже должна была оказать важное влияние на российскую историю, поскольку она была одним из факторов, способствовавших Февральской революции 1917 года, первой из двух в том году, которая привела к отмене самодержавия в России и свержению власти. Царь.
Несколько поколений и 75 лет спустя после очередной революционной эпохи на выборах в декабре 1993 года проельцинские партии получили 175 мест в Думе против 125 мест у левого блока. Баланс сил составляли шестьдесят четыре депутата от ультранационалистической Либерально-демократической партии России . Только партии, набравшие более пяти процентов голосов, получили места по партийным спискам: восемь прошли порог в 1993 году. В дополнение к этим восьми партиям, пул из тридцати пяти депутатов имел право сформировать зарегистрированную группу, отражающую региональные или отраслевые интересы. Бизнесом руководил руководящий комитет — Совет Думы, в который входило по одному человеку от каждой партии или группы
Самой важной задачей было разделение постов председателей в двадцати трех комитетах Госдумы, что было сделано в рамках «пакетной» сделки по разделу власти.
Несмотря на то, что Конституция России 1993 г. гласит, что Государственная Дума избирается на четыре года, было решено избрать первую Государственную Думу сроком на два года.
Во второй половине 1990-х годов Дума стала важным форумом для лоббирования со стороны региональных лидеров и бизнесменов, стремящихся получить налоговые льготы и законодательные льготы
Работа ведущих комитетов, таких как комитет по обороне, иностранным делам или бюджету, привлекла большое внимание средств массовой информации и лоббистской активности.. В начале 2000-х годов, после парламентских выборов 1999 года , пропрезидентская партия «Единство» и Коммунистическая партия были ведущими силами в Государственной Думе.
В начале 2000-х годов, после парламентских выборов 1999 года , пропрезидентская партия «Единство» и Коммунистическая партия были ведущими силами в Государственной Думе.
После выборов 2003 года , Доминанты-партийная система была создана в Государственной Думе с пропрезидентской Единой Россией партии. На всех последующих выборах «Единая Россия» всегда получала абсолютное большинство мест (более 226). После выборов 2007 года была сформирована четырехпартийная система: « Единая Россия» , Коммунистическая партия , Либерально-демократическая партия и «Справедливая Россия» . Остальные партии не смогли набрать достаточно голосов для прохождения в Госдуму. Только на выборах 2016 года две другие партии, « Родина» и « Гражданская платформа» , смогли получить одно место.
В 2008 году после принятия поправок в Конституцию срок полномочий Государственной Думы был увеличен с четырех до пяти лет.
2016 exposé по диссернут показал , что один из девяти членов Государственной Думы получили ученые степени с тезисами , которые были существенно списали и , вероятно , ghostwritten. В 2018 году стало известно, что здание Госдумы будет реконструировано. В марте 2019 года стало известно, что ремонт начнется в мае 2019 года и закончится в сентябре 2020 года. На этот период Государственная Дума временно разместится в Доме Союзов . Кроме того, был представлен проект нового конференц-зала, который станет амфитеатром .
Сколько депутатов в трех городах федерального значения России
- Москва – 45 депутатов, 12 506 468 чел. населения коэффициент – 277 921 чел.
- Санкт-Петербург – 50 депутатов, 5 351 935 чел. населения коэффициент – 107 038 чел.
- Севастополь – 24 депутата, 436 670 чел. населения коэффициент – 18 194 чел.
Города федерального значения обеспечивают денежным довольствием 119 депутатов, в среднем, около 40 человек. Москва является признанным лидером по многим направлениям, в т.ч., и по количеству депутатов на число жителей. В Москве их меньше всего, в расчёте на население.
Единственная в РФ Еврейская автономная область содержит 19 депутатов, при 162 014 чел. населения. Коэффициент один из самых высоких в стране — 8 527 чел. на одного избранника.
Пятый созыв, 2007 — 2011
В выборах в Госдуму пятого созыва приняли участие 11 партий, но только четыре из них смогли пройти повышенный до 7% барьер.
“Единая Россия» вновь получила конституционное большинство, и такое уже закрепившееся преимущество значительно уменьшило возможность оппозиции влиять на законотворческий процесс.
Во время работы Госдумы пятого созыва пост президента занимал Дмитрий Медведев. Владимир Путин был утверждён на посту председателя Правительства. Его кандидатуру поддержали фракции “Единая Россия”, ЛДПР и “Справедливая Россия” — 392 из 448 присутствовавших членов Госдумы. Против проголосовали 56 депутатов — члены фракции КПРФ.
В этот раз, в отличии от четвёртого созыва, “Единая Россия” воспользовалась большинством и внесла изменение в Конституцию. Срок полномочий Госдумы тогда был увеличен с четырёх до пяти лет, а президента — с четырёх до шести лет.
Одним из основных направлений деятельности Государственной думы пятого созыва стало законодательное регулирование в сфере экономики, что было продиктовано мировым экономическим кризисом 2008–2010 годов. Оперативно принимались законы, направленные на поддержку финансовой системы страны — в том числе, пакет антикоррупционных законов и законов, направленных на преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса.
Депутаты инициировали признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, ратифицировали соглашение между Россией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота, договор с США о СНВ.
Также среди принятых законов — переименование милиции в полицию, отмена перевода часовых стрелок на летнее время, закон, уточняющий порядок формирования Совета федерации. Также была введена практика общественного обсуждения социально значимых и спорных законопроектов.
Всего по количеству принятых законов палата поставила абсолютный рекорд: 1581 федеральных и 27 федеральных конституционных законов, ратифицировано свыше 270 международных договоров и соглашений.
Четвёртый созыв, 2003 — 2007
В Госдуму четвертого созыва прошли три партии и один блок, были образованы четыре фракции.
Впервые партия власти в лице “Единой России” не только набрала большинство голосов по партийным спискам, но и за счёт депутатов-одномандатников получила конституционное большинство — более 300 депутатских мандатов из 450. Это дало Кремлю возможность без проблем проводить через Госдуму любые законы, включая конституционные, требующие 2/3 голосов депутатов, и принимать поправки в Конституцию.
Все руководящие посты заняли представители партии власти. Парламент перестал быть «местом для дискуссий».
Имидж власти сильно испортил закон о монетизации льгот. По нему некоторые категории граждан, имеющие право на бесплатные лекарства, проезд в транспорте и скидки на услуги ЖКХ, лишались привилегий, получая от государства денежную компенсацию.
И хоть в СМИ заранее писали про изменение системы льгот, пенсионеры сполна поняли смысл реформы только, когда их перестали пускать в транспорт по пенсионному удостоверению. Труженики тыла и ветераны труда начали выходить на многочисленные митинги, а для их разгона были направлены милиция и ОМОН. Эта реформа стала одной из самых громких в новейшей истории.
Также во время работы Госдумы четвёртого созыва были приняты законы о референдуме, об изменении системы выборов (введение полностью пропорциональная системы выборов в Госдуму и увеличение проходного количества голосов с 5% до 7%), об отмене выборов глав регионов, изменения в закон о партиях, об особых экономических зонах, новые редакции Жилищного и Градостроительного кодексов, об ограничении рекламы пива и другое. Проект федерального бюджета на 2006 год впервые рассматривался в рамках трехлётнего бюджетного планирования.
Дума четвёртого созыва запомнилась избирателям также и попыткой принять законопроект о Знамени Победы со спорной формулировкой о символе знамени, где не было сказано про серп и молот.
Всего за время работы Госдума приняла 1062 федеральных закона и 25 федеральных конституционных законов.
Второй созыв, 1996 — 2000
Как и первый созыв, второй работал во время правления Бориса Ельцина. В эту Думу из 43 избирательных объединений и блоков прошли четыре.
По партийным спискам уверенную победу одержала КПРФ, получив 22,3% голосов, а партия власти “Наш дом — Россия”, которую создали в 1995 году по инициативе Ельцина, неожиданно осталась лишь третьей с 10,1%. С учётом одномандатников левая оппозиция в лице коммунистов и аграриев контролировала почти 50% голосов и всей своей мощью мешала инициативам Кремля и правительства.
Депутаты этого созыва попытались повторно начать процедуру импичмента Бориса Ельцина, но левая оппозиция потерпела поражение.
Обострение отношений Госдумы и Ельцина было во время голосования по кандидатуре главы правительства. Депутаты несколько раз срывали эти выборы и отклоняли предложенные президентом кандидатуры Виктора Черномырдина и Сергея Кириенко. Острой была ситуация весной и осенью 1998 года, когда Госдума только после третьего голосования, под угрозой роспуска и досрочных выборов, утвердила Кириенко на должность главы правительства.
Ситуация изменилась в 1998 году, когда российская экономика вступила в острую фазу кризиса. Сергей Кириенко заявил о введении комплекса мер, “направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики” страны. Фактически это означало дефолт и девальвацию рубля.
Спустя несколько дней после выступления Сергея Кириенко экономический кризис усугубился кризисом политическим: все фракции Госдумы выступили с официальными заявлениями о необходимости отставки кабинета министров. Тогда Борис Ельцин подписал указ об отставке премьера Кириенко и возложил исполнение обязанностей председателя правительства на Виктора Черномырдина. Госдума была против и дважды отклоняла кандидатуру.
После дефолта 1998 года левое большинство Госдумы заставило президента Ельцина пойти на компромисс и внести в Госдуму кандидатуру на пост премьер-министра — Е. Примакова.
Законодательная деятельность Госдумы второго созыва отличалась вниманием к внешнеполитическим и социальным делам. Экономические законы, которые принимала Дума, были преимущественно направлены на усиление вмешательства государства в экономику — это законы о хлебной индустрии, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
В основном принимались законы, увеличивающие госрасходы.
Многие решения Государственной думы носили политический характер и были рассчитаны на общественный резонанс. Однако были приняты также и базовые законы, до сих пор регулирующие жизнь граждан: Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Бюджетный кодекс, первая часть Налогового кодекса, вторая часть Гражданского кодекса, Лесной, Воздушный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания.
Всего за время работы второго созыва было принято почти 1,1 тыс. федеральных законов, из которых почти 750 вступили в силу.
Восьмой созыв, с 2021
О том, как в 2021 году пройдут сентябрьские выборы в Госдуму сейчас говорить непросто.
К тому же, на них вновь будет использована система трёхдневного голосования и возможность голосовать онлайн, что увеличивает поле для фальсификации результатов.
Сейчас партии готовятся к выборам и выдвигают свои партийные списки. Первой это сделала “Единая Россия”, которая уже 19 июля, через два дня после старта избирательной кампании, провела съезд партии и утвердила список своих кандидатов.
В федеральную часть списка вошли министр обороны Сергей Шойгу, глава МИД Сергей Лавров, главный врач Городской клинической больницы №40 в Коммунарке Денис Проценко, сопредседатель центрального штаба ОНФ Елена Шмелева и уполномоченный при Президенте России по правам ребёнка Анна Кузнецова.
Такой “бронебойный” состав может обеспечить “Единой России” большинство, но также он может означать, что партия исчерпала свои ресурсы и задействуют на выборах свои последние силы. Возможно, она даже думает, что это последние выборы, где она сможет получить большинство.
Региональная часть списка включает 57 территориальных групп. С прошлых выборов это число увеличилось на 21, что может быть призвано для мобилизации граждан.
Говоря о возможных тенденциях, первые два созыва Госдумы из-за распределения сил были относительно самостоятельными, третий — переломным, где пришла “Единая Россия”, а вот начиная с четвёртого созыва Дума была скорее партийной, где большинство (а трижды и конституционное) оставались за одной и той же партией.
Какая будет расстановка сил после сентябрьских выборов 2021 года — пока неизвестно. Однако, есть вероятность, что “Единой России” удастся взять большинство и укрепиться в Думе ещё на один срок, возможно, последний для неё.
Седьмой созыв, 2016 — 2021
Выборы в Госдуму седьмого созыва вновь закончились победой “Единой России”, которая вернула себе конституционное большинство, взяв более 340 мандатов из 450.
Эта Госдума тоже запомнилась неоднозначными и резонансными законами. И если прошлую называли “взбесившимся принтером”, то эту политолог Алексей Макаркин назвал «управляемым принтером», который выполнит любые задания, что ему дадут. Причём некоторые даже ценой своего рейтинга.
Центральными событиями седьмого созыва стали две масштабные реформы — пенсионная и конституционная.
Первая подразумевает увеличение пенсионного возраста для мужчин до 65 лет к 2028 году, а для женщин — до 60 лет к 2034 году. Такую инициативу граждане восприняли крайне негативно — в России прошла волна народных и местами жестоких протестов.
Законопроект был одобрен летом 2018 года голосами исключительно единороссов, а КПРФ, ЛДПР и “Справедливая Россия” выступили категорически против.
В конституционной реформе Дума тоже в основном играла роль исполнителя: большинство поправок поступали либо от президента, либо от представителей общественности через рабочую группу. Поправка об обнулении президентских сроков, давшая возможность Владимиру Путину и экс-президенту Дмитрию Медведеву баллотироваться еще на два срока, была внесена депутатом-единороссом Валентиной Терешковой.
За текст новой Конституции, по официальным данным, проголосовали почти 78% россиян. Однако эта реформа тоже вызвала массовые протесты.
Также среди законов — закон о неприкосновенности бывших президентов России, о “суверенном Рунете”, о “СМИ-иноагентах”, о просвятительской деятельности (который, кстати, тоже вызвал критику, теперь научного сообщества и людей, занимающихся просветительской деятельностью) и многое другие.
Кроме прочего, этот созыв Госдумы во время своей работы столкнулся с пандемией коронавируса, что тоже дало свои плоды. Так, была реализована возможность трёхдневного голосования на любых выборах и электронное голосование.
Под занавес депутаты одобрили закон, запрещающий участвовать в выборах лицам, которые были причастны к деятельности организаций, признанных впоследствии экстремистскими. Он был принят, невзирая на критику многих юристов, которые нашли в этой норме противоречие ст. 54 Конституции (“Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением”).
Всего за время седьмого созыва было принято 2672 закона.
И всё же, Дума успевает рассмотреть не все инициативы. По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, от предыдущего созыва депутатам досталось в наследство больше двух тысяч законодательных инициатив, сейчас новому, восьмому созыву остаётся меньше — тысяча. Если говорить об итогах седьмого созыва, то важнейшим Володин назвал принятие законопроектов в развитие новых норм Конституции, а заметным — повышение пенсионного возраста.
Представитель оппозиции, депутат Госдумы четвёртого, пятого, шестого и седьмого созывов от ЛДПР Сергей Иванов говорит, что в эти пять лет “по всем фронтам был наезд на права и свободы граждан”, а седьмой созыв оказался более репрессивным, чем шестой. Он извинился перед избирателями и сказал, что такого позора ещё не видел, и даже новые полномочия Думы (право утверждать вице-премьеров и министров несилового блока) считает профанацией, ведь “всё равно всё решает президент”.
Членство
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин России в возрасте 21 года и старше. Однако это же лицо не может быть депутатом Совета Федерации. Кроме того, депутат Государственной Думы не может занимать должности в любом другом представительном органе государственной власти или органах местного самоуправления. Должность депутата Государственной Думы — это штатная и профессиональная должность. Таким образом, депутаты Государственной Думы не могут работать на государственной службе или заниматься какой-либо оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, исследовательской или иной творческой деятельности.
Председатели Государственной Думы
Вячеслав Володин с Президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином в Государственной Думе 21 июня 2018 г.
- Иван Рыбкин (1994–1996)
- Геннадий Селезнев (1996–2003)
- Борис Грызлов (2003–2011)
- Сергей Нарышкин (2011–2016)
- Вячеслав Володин (с 2016)
Шестой созыв, 2011 — 2016
Шестой созыв Госдумы — созыв, во время работы которого Владимир Путин вновь занял пост президента России, а Дмитрий Медведев стал председателем Правительства.
В выборах в эту Думу приняли участие всего семь партий. Других официально зарегистрированных и, соответственно, имеющих право участвовать в парламентских выборах партий в стране больше не оказалось. Четыре партии из них прошли: “Единая Россия” получила 238 мандатов, КПРФ — 92, “Справедливая Россия” — 64 мандата и ЛДПР — 56 мандатов.
В этот раз активно показала себя практика “отказников”. После подведения итогов выборов от депутатских мандатов отказались многие избранные кандидаты. 99 человек решили передать место в Думе следующему по списку.
Больше всего “отказников” было у “Единой России”. Дело в том, что думские места не нужны руководителям регионов и лидерам региональных групп. Например, от мандатов отказались действующие тогда: губернатор Томской области Виктор Кресс, председатель правительства Республики Хакасии Виктор Зимин и губернатор Свердловской области Александр Мишарин.
Говоря о результатах выборов, “Единая Россия» заметно ухудшила свои показатели с 2007 года: за неё проголосовало 49,3%. Партия власти хоть и получила большинство в Госдуме, но на этот раз — не конституционное.
Кроме того, после выборов прошли массовые акции протеста против фальсификации итогов голосования.
После этого депутатами была упрощена регистрация партий, возвращена система выборов по одномандатным округам и введены прямые выборы губернаторов. Дату проведения выборов в Госдуму перенесли на сентябрь.
Вместе с тем была ужесточена ответственность за проведение несанкционированных митингов и шествий. Поправки к закону о некоммерческих организациях резко осложнили работу НКО, особенно получавших гранты из-за рубежа.
Также Госдума приняла целый ряд резонансных законов, которыми вводились новые запреты: на усыновление российских сирот гражданами США, на пропаганду гомосексуализма, на курение в общественных местах, введена ответственность за оскорбление чувств верующих, принят “антипиратский закон”, вызвавший недовольство крупных интернет-компаний.
Из-за ускоренного принятия законов без полноценного обсуждения их с обществом Госдуму шестого созыва даже начали называть “взбесившимся принтером”, а «оговорка» в эфире Первого канала журналиста Владимира Познера назвавшего Государственную думу “Государственной Дурой” стала нарицательной.
Отдельным направлением работы депутатов шестого созыва стало принятие ряда законов, обеспечивающих интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в общероссийское правовое пространство.
О депутатах в муниципальных образованиях
Муниципальных образований в России на 1 января 2015 года было почти 23 тысячи, согласно с данными Росстата. Вряд ли ситуация сильно поменялась к 2021 году. Таким образом, муниципальных депутатов ещё больше, чем депутатов федеральных и депутатов субъектов. Следует отметить, что местные бюджеты наполняются, в т.ч., за счёт земельного налога, налога на имущество физлиц, НДФЛ, а также многих других налогов.
Так вот, что касается муниципальных образований. Самое малочисленное МО России — Алеутский муниципальный район, на территории которого проживает 677 человек. У образования есть своя Дума, состоящая из одного депутата, бюджет, сайт и прочие признаки самостоятельности.
Самое густонаселеное МО — городской округ Новосибирск. Тут обитает 50 муниципальных депутатов, коэффициент получится где то 30 000 чел. на депутата. Но таких образований в стране не много.
По самым скромным подсчетам, если брать по 3 депутата на МО, общее количество муниципальных избранников будет около 70 тысяч. Это битком забитый стадион Санкт-Петербург, второй по вместимости после московских Лужников.
Вот такое количество народных избранников, предположительно, в России
Вот такая картина получается. Как вы полагаете, много это или мало? Данные остаются актуальными на 2021 год, т.к. существенных изменений в депутатских составах не наблюдалось. Таким образом, ответом на вопрос «сколько в России депутатов?» будет цифра — около 77 500 человек.
Ещё по теме:
- Взять кредит и не остаться без имущества поможет депутат Яровая
- Странная борьба депутатов с коррупцией
- Курортный сбор предлагают отменить депутаты Госдумы
- Депутаты защитят животных от жестокого обращения. За деньги
- Депутаты вступились за граждан, имеющих долг за ЖКХ