Представление прокурора

Оглавление

Основания вынесения прокурором представления

В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, вносит представление об устранении нарушений закона.

Под представлением прокурора понимается подлежащий безотлагательному рассмотрению акт реагирования прокурора на нарушения закона, вносимый в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Меры по устранению соответствующих нарушений, их причин и условий, им способствующих, необходимо принять в течение месяца со дня внесения представления, а о результатах этих мер сообщить прокурору в письменной форме (п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре).

Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 №84-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Моторичевой Ирины Ивановны на нарушение ее конституционных прав положениями ст. 24 Закона о прокуратуре», само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.

В п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре перечислены органы, которые (или должностные лица которых) могут стать адресатами представления прокурора. В их числе федеральные органы исполнительной власти, представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, Следственный комитет РФ, органы управления коммерческих и некоммерческих организаций и т.д.

В качестве примера можно привести работу прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях.

В п. 6.2 Методических рекомендаций по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях, направленных письмом Генпрокуратуры РФ от 27.02.2004 N 36-12-2004, перечислены примеры того, что может стать основанием для принятия соответствующих мер реагирования. Ими, в частности, являются факты неправильного применения норм материального права и (или) несоблюдения должностными лицами процессуальных требований

КоАП РФ, в том числе о:

  • подведомственности;
  • порядке производства по делам об административных правонарушениях;
  • применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и др.

Непринятие должностными лицами мер административного преследования к лицам, совершившим административные правонарушения, также может являться основанием для представления прокурора.

Представления об устранении нарушений законов могут носить индивидуальный или обобщенный характер в зависимости от количества выявленных нарушений.

Представление может быть адресовано руководителю соответствующего органа или вышестоящему по отношению к нему руководству.

Сколько времени есть на ответ на запросы прокуратуры

Стандартный срок, чтобы подготовить и отправить ответ в прокуратуру, — 5 рабочих дней. Если сведения запрашиваются в рамках проверки соблюдения законов — в течение двух дней. В исключительных случаях, если имеет место угроза жизни или здоровью, интересам государства или государственной собственности, — в течение суток.

Если организация не готова вовремя предоставить необходимую информацию, следует в течение срока предоставления ответить письмом с сообщением об этом

Важно аргументированно обосновать невозможность вовремя предоставить документы. Это позволит получить отсрочку

Порядок рассмотрения представления прокурора

Срок рассмотрения представления прокурора — 1 месяц. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Если месячный срок приходится на праздничный или выходной день – срок рассмотрения переносится на следующий за ними рабочий день.

Законом установлено, что в месячный срок должны быть приняты меры, по устранению нарушений закона.

Дисциплинарное наказание по представлению прокурора

Нередко в представлении прокурора указывается, что в качестве мер по устранению нарушений закона необходимо привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной ответственности.

В соответствии с трудовым законодательством мерами дисциплинарной ответственности являются

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Одним из дискуссионных вопросов является обязанность привлечения работников к дисциплинарной ответственности по представлению прокурора.

Судебная практика по этому вопросу показывает, что применение мер дисциплинарной ответственности — это право работодателя. Такая позиция основана на положениях статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации.

Статья 192 ТК РФ. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания.

Также статьей 192 ТК РФ установлено, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Таким образом, при рассмотрении представления необходимо провести служебную проверку, установить лиц, виновных в совершении нарушений закона и степень их вины.

При установлении виновных лиц и не истечении срока привлечения к дисциплинарной ответственности руководителю необходимо рассмотреть вопрос о применении мер дисциплинарной ответственности.

В тех случаях, когда при установлении фактов нарушения служебной дисциплины руководитель откажется применение мер дисциплинарной ответственности сославшись на свое «право» привлечения к данной ответственности, прокурор может обратиться в суд или в вышестоящий орган с целью принятия мер по надлежащему рассмотрению представления.

Протест прокурора. Представление прокурора об устранении нарушении закона

Протест

прокурора применяется в тех случаях, когда в процессе осуществления прокурорского надзора за соответствием законам правовых актов, издаваемых объектами надзора, выявляются приказы, распоряжения, постановления и иные акты, полностью или частично не соответствующие Конституции РФ и иным законам РФ.

Содержание рассматриваемого средства прокурорского реагирования заключается в требовании прокурора полностью или частично отменить противоречащие (несоответствующие) закону акты, приведения акта в соответствие с действующим законодательством, обращенное к должностному лицу или органу, издавшему (принявшему) незаконный акт либо к вышестоящему органу или должностному лицу, компетентному отменить такой акт, либо суду в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Правом принесения протеста наделены прокурор и его заместитель.

Протест приносится в письменном виде.

Принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта.

Протест подлежит рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания этого органа необходимо сообщить прокурору.

До рассмотрения протеста он может быть отозван прокурором, его принесшим.

О результатах рассмотрения протеста в письменной форме незамедлительно сообщается прокурору.

Если протест не рассмотрен в установленный законом срок либо, по мнению прокурора, необоснованно отклонен, прокурор обращается в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с заявлением о признании правового акта недействительным.

Представление

прокурора об устранении нарушений закона предполагает право и обязанность прокурора или его заместителя требовать устранения выявленных в процессе осуществления прокурорского надзора фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона объектами надзора, которые причинили или создали реальную угрозу интересам личности, общества или государства, обращенное к органам, организациям, учреждениям или должностным лицам, обладающим правомочием устранить выявленные нарушения закона.

Представление имеет письменную форму. Представление должно быть юридически обоснованным, достоверным, грамотным, конкретным, исчерпывающим. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах в письменной форме сообщается прокурору. Кушнир И.В. Прокурорский надзор. 2010

Основные положения о прокурорской проверке

Поскольку прокуратуре отводится 30 дней для реагирования на поступившие жалобы и сообщения, то в этот период должна быть осуществлена проверка. Инспекция может быть выездной и документальной. Согласно ст.22 ФЗ «О прокуратуре», проверяющие имеют установленные полномочия:

  • иметь неограниченный доступ к документам, отражающим все аспекты деятельности проверяемой организации;
  • затребовать и получать комментарии руководителя или его представителя, в устной и письменной форме;
  • вызывать сотрудников предприятия, которые могут дать показания по рассматриваемому вопросу.

Выявленные в ходе инспекции нарушения отображаются в акте, копию которого предпринимателю должны направить не позднее 10 дней.

Меры прокурорского реагирования по результатам проверки могут быть представлены следующими документами:

  • представление. Выносится только для юридических лиц в адрес руководителя. Требования об устранении выявленных нарушений должны быть исполнены в течение 30 дней, о чем руководитель обязан уведомить прокуратуру официально. После своевременного отчета о проведенных мероприятиях, представление считается исполненным;
  • постановление о возбуждении административного дела. В обязанности прокуратуры не входит привлечение к ответственности, но материалы проверки направляются на рассмотрение в суд общей юрисдикции (для ИП), арбитражный суд (для юридических лиц) или уполномоченные контролирующие организации;
  • судебный иск прокуратуры в отношении проверяемого лица. Направляется в суд по принадлежности, в случае неисполнения представления прокуратуры в установленный 30 дневный срок;
  • постановление о направлении материалов в органы предварительного расследования при наличии признаков нарушения УК РФ.

Ответ прокурору

Отправлять встречное письмо необходимо на бланке организации. В нем должны быть представлены следующие сведения: название учреждения — орган Прокуратуры, ФИО должностного лица (прокурора или его заместителя), указание ФИО уполномоченного лица, которое производил проверку, дата рассмотрения документа, перечень мер, направленных на устранение обнаруженных органами нарушений в законодательстве. Посередине необходимо записать название документа.

Нужно ли отвечать?

Отправлять встречное письмо рекомендуется, так как в случае если ответного письма не будет, в указанный срок должностное лицо будет приглашено для беседы в органы Прокуратуры.

Существует альтернатива – отправить представителя компании или руководителя в суд. В таком случае лицо пригласят в качестве ответчика.

Не стоит затягивать с рассмотрением документа, так как у получателя в запасе всего месяц. В течение этого времени ответ должен быть направлен.

В представлении указывается дата, до которой нужно осуществить меры, принятые органом. Целенаправленное игнорирования требований – основание для привлечения к административной ответственности. В данный промежуток времени должны быть приняты действия, направленные на устранение нарушений в законе.

Как грамотно ответить?

В ответе на полученное решение из Прокуратуры отобразить:

  • Полное наименование Прокуратуры;
  • ФИО прокурора, который внес документ;
  • Название решения – ответ на представление;
  • Место и время рассмотрения;
  • Список мер, которые приняты на основании полученного представления.

Когда применяются взыскания, то к ответу прикладываются копии приказов в отношении виновных лиц. Данные документы должны быть заверены подписью руководителя и на них должна стоять печать организации.

Представление прокуратуры: что это такое?

Понятие представления закреплено в Федеральном законе от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Такой документ представляет собой результат проверки, проведенной в порядке надзора.

Представление вносится должностным лицам, которые могут устранить выявленные нарушения.

В документе должно быть указано следующее:

  • Наименование проверяемой организации.
  • Сведения о прокуроре.
  • Период проведения проверки.
  • Основания, например, план.
  • Направление деятельности, которое подвергалось проверке.
  • Характер выявленных недостатков.
  • Какие нормы законодательства были нарушены.
  • Причины нарушений.
  • Предложения по их устранению.
  • Подпись прокурора.

Представление должно быть зарегистрировано до его направления. Проверка может проводится и во внеплановом порядке, например, на основании жалобы гражданина.

Основные функции прокуратуры РФ

  • проверка исполнения законов федеральными министерствами, ведомствами, органами местного самоуправления;
  • инспектирование соблюдения прав и свобод россиян федеральными министерствами, департаментами местного самоуправления, региональными законодательными и исполнительными органами;
  • проверка исполнения законов отделами предварительного следствия, дознания, оперативно-следственным подразделением;
  • контроль выполнения законодательных требований администрациями учреждений, в которых осужденные отбывают наказания.

Другие обязанности:

  • осуществление уголовного преследования — проверяется законность вынесенных постановлений о прекращении или возбуждении дел;
  • содействие органам охраны правопорядка — МВД, ФСБ, таможенная служба и прочие;
  • взаимодействие с правоохранительными органами других государств.

Система органов прокуратуры

В нее входит ряд учреждений. Речь идет о таких:

  • Генпрокуратура РФ;
  • департаменты субъектов (городские, районные, областные);
  • организации образовательного и научного характера;
  • военные прокуратуры и другие специальные ведомства;
  • следственный комитет, включая специализированные направления.

То есть система построена таким образом, чтобы охватить все уровни и направления прокурорской деятельности.

Принципы работы

  • соблюдение законности;
  • централизация — имеется в виду строгая иерархия системы учреждений, подведомственных прокуратуре;
  • независимость — принятие решений должно опираться только на положения, указанные нормативными документами;
  • единство всех органов прокуратуры.

Важно: вся информация, касающаяся работы ведомства, должна быть доступна гражданам. Но при этом она не может противоречить закону или порочить репутацию сотрудников.

Иные функции

Примечание: при выявлении несоблюдения норм законодательства во время судебного разбирательства, прокурор опротестует принятое решение и потребует устранения ошибки. Но окончательное решение по этому протесту будет принимать суд, или другой уполномоченный орган.

Еще одна функция, которую выполняет этот департамент — участие в правотворческой деятельности. При этом сам Генеральный прокурор не имеет права законодательной инициативы. Но прокуратура может предлагать на рассмотрение различные изменения в законодательство.

Ограничения и запреты для работников прокуратуры

  • творческая;
  • научная;
  • педагогическая.

Еще один запрет касается членства в политических организациях — служащие не имеют возможности быть активными участниками какого-либо политического движения.

Кроме того, эти должности подразумевают и невозможность совмещения основной работы с любой коммерческой деятельностью. Прокуроры не могут быть в составе попечительских и наблюдательных советов, использовать преимущества своего служебного положения для достижения личных целей, принимать вознаграждения от граждан и юридических лиц.

Функции Генеральной прокуратуры

  • управление имуществом, находящимся в ведении ведомства;
  • решение вопросов, касающихся организации и реорганизации подведомственных отделов, определения их статуса и компетенции;
  • разработка методик учета об уровне преступности, степени раскрываемости, следственной работе;
  • принятие соглашений, направленных на ликвидацию преступности;
  • выпуск специальных изданий.

На заметку: назначение на должность Генерального прокурора находится в ведении Федерального Совета РФ. Кандидатуру представляет Президент. Период действия полномочий Генпрокурора — 5 лет.

Противоречия в требованиях к представлению

Существуют и противоречия, которые усматриваются в содержании внутренних актов прокуратуры и правоприменительных судебных актов. Касаются они правил изложения резолютивной части рассматриваемого выше акта прокурорского реагирования. Причина этого — различное понимание и толкование судебными органами и органами прокуратуры задач, стоящих перед прокурорским представлением.

Такая несогласованность иногда приводит к возникновению спорных моментов касаемо правомерности вносимого прокуратурой документа. Так, п. 6.2 письма Генпрокуратуры РФ «О Методических рекомендациях по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях» от 27.02.04 № 36-12-2004 предписывает, что резолютивная часть представления должна включать требования об обязательности наказания в порядке привлечения лиц к дисциплинарной ответственности.

Таким образом, представление прокурора, противоречащее нормам законодательства, может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию, а также в судебном порядке по правилам, прописанным гл. 22 КАС РФ и гл. 24 АПК РФ.

Судебный порядок обжалования этого документа заключается в подаче заявления в судебные органы РФ, в котором, согласно общим правилам законодательства, должны быть изложены факты и основания, указывающие на нарушения прав и интересов заявителя, а также соблюдены нормы процессуального законодательства, устанавливающие правила подачи и рассмотрения заявления в органах суда.

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Срок рассмотрения

При поступлении представления в организацию оно регистрируется в секретариате адресата. Термин «безотлагательное рассмотрение» предполагает, что документ рассматривается в ближайшее возможное время.

Законодательство не определяет данный термин «в днях». На практике в течение 3 рабочих дней с момента регистрации, руководитель, на чье имя вынесено представление, определяет круг лиц, которые будут исполнять представление по существу (проводить дополнительную проверку, например).

Если в представлении указано, что на его рассмотрении должен присутствовать прокурор – он письменно или устно уведомляется о месте, дате и времени рассмотрения.

Мнение эксперта
Михайлов Игорь Константинович
Консультант в области права с 10-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Имеет опыт в экспертизе документов.

Срок принятия мер по устранению нарушений исчисляется с даты внесения представления. Закон не дает четких указаний, что понимать под датой: дату регистрации в прокуратуре или дату регистрации у адресата.

На практике, чтобы избежать волокиты при рассмотрении представления в требовательной части документа прокурор может указать конкретную дату принятия мер для устранения нарушений.

Ответ на представление прокуратуры об устранении нарушений

Представление об устранении нарушений закона

Срок подготовки ответа на представление прокурора

Ответ на представление об устранении нарушений законодательства

Представление об устранении нарушений закона 

Представление прокурора — один из возможных актов прокурорского реагирования. Такое представление может быть вынесено только прокурором или его заместителем и является обязательным для исполнения органами и их должностными лицами, которым предназначен данный документ (п. 1 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-1 (далее по тексту – закон №2202-1)).

Конкретных требований представления прокурора об устранении нарушений в законодательстве не содержится, однако стандартно в такой документ включаются следующие данные:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • название органа, наименование должностного лица, которому адресован документ;
  • источники информации о выявленных нарушениях (например, результаты проведенной проверки и т. д.);
  • перечень обнаруженных нарушений со ссылками на соответствующие нормы законодательства;
  • требования прокурора;
  • комментарии относительно порядка и сроков рассмотрения такого представления. 

Образец представления прокурора об устранении нарушений закона можно скачать по данной ссылке: Представление прокурора

Срок подготовки ответа на представление прокурора

Рассмотрение представления прокурора должно быть произведено незамедлительно после его получения.

С момента получения представления начинается отсчет срока который составляет 1 месяц. До его истечения орган или должностное лицо, которому адресовано представление, обязаны принять конкретные меры по устранению обнаруженных нарушений и письменно уведомить прокуратуру о выполнении таких мероприятий (абз. 2 ст. 24 закона № 2202-1).

Риски! Сознательное игнорирование требований прокурора, в т. ч. невыполнение предписаний, содержащихся в прокурорском представлении, может повлечь административную ответственность, предусмотренную ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.  При этом оценивается, кто конкретно выступает должностным лицом, ответственным за подготовку ответа.

Так, суд счел, что уполномоченное лицо не проконтролировало надлежащим образом своих подчиненных, которым была поручена подготовка ответа, в связи с чем является лицом, ответственным за нарушение установленных сроков (см. решение Самарского облсуда от 29.08.2018 по делу №12-446/2018).

Ответ на представление прокуратуры оформляется на фирменном бланке организации. В нем должна содержаться следующая информация:

  • название органа прокуратуры и имя прокурора, внесшего представление;
  • название документа («Ответ на представление о…»);
  • указание, кем конкретно и когда было рассмотрено такое представление;
  • перечень принятых реальных мер, направленных на устранение обнаруженных органами прокуратуры нарушений законодательства, и их результаты; 

Обратите внимание! Если в ходе рассмотрения представления были применены меры дисциплинарного взыскания, к ответу на представление должны быть приложены заверенные копии приказов о таких наказаниях. При этом должны быть соблюдены все правила и сроки привлечения работников к дисциплинарной ответственности (см

ст. «Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности»).

Прокуратура строго следит за выполнением представлений. Посмотрим на ситуацию со стороны прокурора, изучив в системе КонсультантПлюс методрекомендации по привлечению к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.

Ответ подписывается руководителем организации и скрепляется печатью

Важно! Если получатель представления считает, что оно вынесено незаконно, то может обжаловать его в установленном законом порядке (согласно гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ или гл

24 Арбитражного процессуального кодекса РФ). 

Больше сведений по данной теме — в нашей статье «Как оспорить представление прокурора».

***

Таким образом, ответ на представление прокуратуры должен быть отправлен в течение 1 месяца с момента его получения. В этот же период должны быть приняты конкретные меры для устранения выявленных недостатков. Описание таких мероприятий входит в содержание ответа. За невыполнение требований прокурора предусмотрена административная ответственность.

О кассационном и апелляционном представлении прокуратуры

После вынесения судом первой инстанции приговора, прокурор вправе его обжаловать, если имели место нарушения закона. Апелляционное представление актуально в случаях, когда первоначально в суде не были представлены доказательства, относящие к делу, не были вызваны заявленные свидетели, а также отклонены значимые ходатайства. Суть рассматриваемого дела роли не играет. В представление включаются лишь факты о нарушении уголовно-процессуальных норм.

Доказательства и свидетели могут быть приняты только в случае, если они заявлялись ранее, но не были учтены судом. Прокурор может подать апелляцию на приговор, вынесенный любым судом, включая Верховный. На вынесение такого представления у прокурора есть десять суток. Срок исчисляется с момента вынесения приговора. Если указанный период был пропущен, то апелляция будет возвращена. В таком случае можно направлять ходатайство о восстановлении срока, с указанием причин его пропуска. Апелляция должна быть рассмотрена в течение четырнадцати дней с момента её вынесения.

Кассация несколько отличается от апелляции, но имеет тот же смысл. Отличие заключается в том, что апелляция направляется в отношении решения мировых судей, а кассация – всех остальных. В таком представлении также подробно описываются все нарушения уголовно-процессуальных норм, которые были выявлены. В документе должно быть указано какие именно нормы права были нарушены. Срок вынесения кассации – десять дней с момента вынесения приговора. Если прокурор после внесения кассации решил отказаться от данного действия, он вправе отозвать документ.

Представление прокурора – это документальное реагирование на факты нарушения действующего законодательства. Такой документ может оформляться в отношении любой организации или должностного лица. Представление должно быть рассмотрено в течение месяца, в обязательном порядке. В случае нарушения указанного срока виновное лицо будет привлечено к ответственности.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84

Как составить ответ?

После рассмотрения представления, подтверждения или опровержения фактов, указанных в нем, определения круга лиц, виновных в нарушениях, осуществляется ответ прокурору в письменной форме.

В каком виде?

Законодательно не утверждено то, как должен выглядеть ответ на представление, поэтому он составляется произвольно. Документ направляется на фирменном бланке организации.

Что должен содержать документ?

  • Составляется на имя руководителя.
  • Прописывается полное наименование прокуратуры, выдавшей представление, ФИО руководителя, классный чин.
  • Заголовок звучит так: «Ответ на представление по устранению недостатков, выявленных …».
  • Дается ссылка на дату и номер документа, кратко излагаются требования и сроки по устранению.
  • Приводится список установленных нарушений и список мероприятий по устранению.
  • Прилагаются копии документов, подтверждающих устранение недостатков.
  • Копии приказа о мерах дисциплинарного или иного воздействия на нарушителей.

Ответ подписывается руководителем организации и заверяется печатью.

Пример представления прокурора

Рассказываю случай из недавней практики: ООО «Краснодар Водоканал» выдал технические условия на подключение третьего лица к коммуникационным сетям, которые находятся в общей долевой собственности нескольких частных лиц, и водоканалу не принадлежат.

Частные лица обратились в прокуратуру за защитой своих прав. Прокуратура вынесла представление водоканалу об устранении нарушений закона.

Прокурор указал мотивировано, что водоканал нарушил закон и подзаконный акт, что при выдаче технических условий на подключение третьих лиц необходимо получать согласие собственников коммуникационных систем. Все логично и понятно.

Мнение эксперта

Егоров Сергей Яковлевич

Консультант в области права с 6-летним стажем. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.

Водоканал ознакомился с представлением, подумал, выждал месяц и ответил мотивировано, что считает, что прокурор не прав и что водоканал действовал в рамках закона.

Конечно речь идет не о водоканале или коммуникационных сетях. Дело в вопросе, который я хочу задать: и это всё?! Вот так просто водоканал ответил мотивировано на представление прокурора, не согласился с представлением прокурора и точка?

Так что это за инструмент такой прокурорского реагирования, который можно не исполнять?

Давайте разберёмся обстоятельно.

Меры, которые влекут за собой неисполнение представления

Если указанные нарушения не были устранены, к ответственности привлекают руководителя организации. Однако на практике за деятельность фирмы отвечает не только это лицо. Важны и действия сотрудника, который должен выполнять работы в определённой сфере. Если допущены нарушения, к ответственности привлекают именно его. Исключение составляют ситуации, когда противозаконная манипуляция была выполнена по прямому распоряжению руководителя.

Если речь идёт о государственных или муниципальных служащих, особенности наложения наказаний меняются. Лица, имеющие вышеуказанный статус, особенно тщательно должны соблюдать нормы действующего законодательства. В том случае, если поступило распоряжение от руководителя, к ответственности будет привлечён как служащий, так и руководитель организации. В первую очередь применяются нормы трудового законодательства. Список наложенного взыскания доводится до прокурора. Копия соответствующего приказа, заполненного с подписью и печатью руководителя, также предоставляются.

Существуют альтернативные способы применения наказания. После того как прокурор вынес представление и получил ответ на него, лицо имеет право передать материалы для рассмотрения в иные компетентные органы. Они осуществляют надзор и охрану действующего законодательства от нарушений. Подобные меры применяются, если требования действующих нормативных правовых актов не были выполнены в налоговой сфере.

Видео

Когда ответ рассмотрен, материалы передаются в ФНС или правоохранительные органы. В результате на лицо, допустившее нарушение, наложат штраф или возбудят уголовное дело. Последние разновидности ответственности применяются, если дело передано в суд, СК РФ или МВД РФ. На основании материалов, поступивших из прокуратуры, выполняется проверка. Если подтвердится факт совершения преступления, возбуждается уголовное дело. Затем выполняется судебное разбирательство, в результате которого выносится приговор. Это говорит о том, что предписание нужно тщательно и своевременно выполнять. В иной ситуации в отношении нарушителя будут применены более суровые меры.

Полномочия прокурора

Надзорная функция, возложенная на прокурора, предоставляет ему целый ряд полномочий. Во-первых, представитель прокуратуры имеет право рассматривать и проверять все заявления, жалобы и прочие сообщения о нарушениях действующего законодательства РФ. В полномочия прокурора также входит разъяснение порядка защиты прав и свобод пострадавшей стороны.

Во-вторых, прокуратура имеет право принимать все необходимые меры, направленные на предупреждение и дальнейшее пресечение правонарушений. Одной из таких мер может быть привлечение к ответственности лиц, которые нарушили закон.

В-третьих, прокурор имеет право вызова граждан и должностных лиц с целью предоставления объяснений по поводу выявленных правонарушений. Представители прокуратуры также уполномочены требовать от руководителей поднадзорных органов предоставления материалов, документов и прочих сведений, которые могут понадобиться для устранения нарушений действующего законодательства. Область действия прокурора не заканчивается на вышеуказанных полномочиях.

Органы прокуратуры также имеют возможность:

  • осуществлять проверки поступающих материалов и обращений (например, информации о невыплате заработной платы или невыполнении взятых обязательств);
  • составлять акты, в рамках которых можно затребовать выделения специалистов, необходимых для консультации с узкопрофильных вопросов;
  • проводить ревизии подведомственных и подконтрольных организаций;
  • беспрепятственно входить на территорию поднадзорных объектов;
  • проверять исполнение законов на основании поступившей информации о фактах правонарушений.

Пример представления прокуратуры

Последует ли дисциплинарное наказание?

Данная мера является показателем эффективной работы прокурора и оценивается, как одно представление – одно наказание. Если показатель менее 1, то работа надзорного органа может быть признана неудовлетворительной.

К дисциплинарным взысканиям относятся:

  • замечание;
  • выговор;
  • объявление о несоответствие занимаемой должности;
  • увольнение.

Дисциплинарное взыскание возможно наложить не позднее 6 месяцев со дня его совершения. Ст. 192 Трудового кодекса РФ оставляет право наложения взыскания за работодателем.

Если в требовательной части представления есть указание на применение мер дисциплинарного взыскания, руководитель организации должен провести служебную проверку в рамках исполнения представления. В ходе проверки установить факт нарушения закона (или его отсутствие), степень вины и тяжесть наступивших последствий.

Руководитель вправе отказаться привлекать сотрудника к дисциплинарной ответственности на основании служебной проверки и вопреки требованиям прокурора. В случае разногласий с прокурором вопрос решается в судебном порядке.