Оглавление
Сущность
Социальное партнерство представляет собой систему механизмов и институтов согласования интересов всех участников производственной деятельности: работодателей, работников. Развитие его возможно в нескольких формах. Чаще всего интересы сотрудников представляют профсоюзные организации, а интересы работодателей — союзы предпринимателей.
В случае трипартистского варианта третьей стороной процесса является государство. Именно оно выполняет функцию гаранта исполнения достигнутых соглашений. Для этого идут предварительные переговоры, в рамках которых стороны согласовывают оплату, условия труда, социальные гарантии сотрудников, иные вопросы, касающиеся трудовых взаимоотношений.
Благодаря развитию системы партнерства появляется возможность достигать баланса между интересами работодателя и запросами сотрудников на основе компромисса, что приводит к социальному консенсусу. Эта форма взаимоотношений считается действенным инструментом сочетания социальной справедливости и экономической результативности.
Основные понятия
СП начало формироваться в 20 веке, когда стало ясно, что антагонизм рабочего класса и работодателя не приводит ни к чему хорошему. Тогда же активно начали развиваться профсоюзы, являющиеся эффективным инструментом для отстаивания прав трудящихся. СП – это целая культура, наиболее развитая в европейских странах. Рассмотрим основные понятия партнерства.
Коллективный договор
Коллективный договор фиксирует договоренности между трудящимися и работодателем. Обычно это соглашение касается таких вопросов, как:
- Размер зарплат и разного рода компенсаций.
- Порядок увеличения зарплаты в зависимости от инфляции.
- Порядок выплаты компенсаций при сверхурочной службе, работе ночью и в выходные.
- Занятость сотрудников.
- Длительность рабочего дня (в том числе для отдельных категорий сотрудников).
- Продолжительность оплачиваемого отпуска.
- Охрана труда.
- Обязательства участников соглашения перед друг другом.
Соглашение заключается между предпринимателем и профсоюзом или представителем сотрудников.
ВНИМАНИЕ! Коллективный договор не может противоречить закону. Он не должен ухудшать положение трудящихся
Коллективные переговоры
Именно на коллективных переговорах принимаются различные соглашения. Инициировать их может представитель любой из сторон. Для этого нужно отправить соответствующее уведомление. Сторона, получившая его, обязана вступить в переговоры в течение недели. Для ведения мероприятия нужно собрать комиссию из представителей сторон. Также устанавливается повестка собрания.
ВАЖНО! Трудящиеся имеют право подкреплять свои требования митингами и пикетами, проведенными в свободное от работы время
Российские реалии
В нашей страны основные принципы социального партнерства только зарождаются. Пока не задействованы механизмы, которые обеспечивают внедрение в жизнь достигнутых предварительных соглашений. В некоторых промышленных отраслях уже удалось улучшить материальное положение сотрудников, изменить в лучшую сторону масштабы производства.
Выделяют малые, средние, большие социальные группы. В них входят профессиональные группы, общественные слои, возрастные группы (пенсионеры, молодежь), этнические сообщества (народности, нации). По мере создания организаций, которые защищают интересы групп, у населения появляется осознание собственной принадлежности к социальной группе, желание вести активное отстаивание своих трудовых интересов.
Производственные объединения сотрудников компаний, территориальные общности (жители города, села, микрорайона) — это средние группы. Малыми формами считают семьи, компании друзей, соседей. Для подобных групп характерны родственные либо дружеские отношения, что существенно упрощает межличностные контакты.
Отличительной особенностью социальных групп, существующих в развитых странах, можно упомянуть мобильность, легкость перехода из одной группы в другую. Разные социально-профессиональные общности в рамках своей жизнедеятельности создают оптимальные условия для поэтапной интеграции систем ценностей, мотивации, поведения, что приводит к расширению и обновлению среднего слоя (класса).
Глава 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда
Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Статья 24. Основные принципы социального партнерства
Основными принципами социального партнерства являются:
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Статья 25. Стороны социального партнерства
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
Статья 26. Уровни социального партнерства
Социальное партнерство осуществляется на:
федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.
Статья 27. Формы социального партнерства
Социальное партнерство осуществляется в формах:
коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
участия работников, их представителей в управлении организацией;
участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела
Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.
Стороны социального партнерства и их представители
Представителями персонала компании зачастую являются:
- профсоюзные формирования – наиболее популярная форма партнерства;
- непрофсоюзные структуры, определяемые на основании голосования.
Так, наиболее популярным представителем рабочих является руководитель профсоюзного формирования, который имеет соответствующие полномочия для принятия управленческих решений и составления документации.
В обстоятельствах, когда переговоры ведутся на местном или федеральном уровне, что предполагает кооперацию нескольких коллективов сотрудников, их представители должны заранее обговорить положения своих компромиссных взглядов и выработать единую стратегию ведения дискуссий. Фактически, соединение нескольких коллективов должно представлять собой цельный орган с едиными позициями.
Первичное формирование профсоюза может выступать представителем персонала, даже если образование не было наделено соответствующими правомочиями.
На основании ст. 37 ТК РФ, первичное образование профсоюза может являться представителем сотрудников в следующих обстоятельствах:
- его членами являются более 50% всех служащих компании;
- в учреждении имеется несколько профсоюзных формирований, которые объединились с целью представлять и защищать интересы большинства сотрудников;
- соответствующие полномочия были предоставлены профсоюзному объединению собранием коллектива.
Непрофсоюзная структура в компании может быть организована при наличии таких обстоятельств:
- в компании нет иного органа, представляющего интересы сотрудников;
- в компании имеется несколько подобных образований, в которых вместе или отдельно участвует менее 50% сотрудников, при этом, ни одному из формирований не предоставляется полномочий представлять коллектив.
В свою очередь, представителями стороны нанимателей в рамках социального партнерства являются:
- управленцы;
- частные предприниматели, имеющие наемных работников;
- уполномоченные субъекты, которым предоставлено право реализовывать любые процедуры в рамках соцпартнерства от лица нанимателя.
Помимо указанного, представлять интересы компании также могут:
- акционеры или совет директоров;
- гендиректор, если речь идет о компании с филиалами;
- и.о. управляющего;
- управленец филиала компании, который наделен соответствующими полномочиями;
- государственная структура, если наниматель является муниципальным учреждением.
Также популярным способом представительства является частичное делегирование полномочий нанимателем. Так, представитель участвует в составлении и обсуждении документа или переговорах, но итоговое решение, а также все приказы, принимает и издает основной управленец.
Стороны социального партнёрства
Существует две стороны СП – это трудящиеся и работодатель. Данные группы должны представлять определенные люди, выбранные участниками. Они будут считаться представителями:
- Трудящихся. Как правило, это профсоюзы. Если сотрудники компании не участвуют в профсоюзах, они могут выбрать своего представителя путем тайного голосования.
- Работодателя. Это сам руководитель компании или его представители с соответствующими полномочиями. Также руководитель может быть участником некоммерческого объединения предпринимателей. Это союз, цель которого – отстаивание своих интересов перед профсоюзами и государственными структурами.
Главное правило СП – нужно выбрать одно лицо, которое будет представлять интересы всей группы.
Принципы социального партнёрства
Социальное партнёрство в сфере труда основывается на определенных принципах, являющихся основными и необходимыми для соблюдения всеми сторонами взаимоотношений. Базируются в России они на положениях вышеозначенной статьи 24 Трудового кодекса. Согласно ей, принципы социального партнёрства являются следующими:
- Равноправие. Данный принцип предусматривает равенство всех сторон соцпартнерства с административной точки зрения.
- Уважение и учет интересов. Под этим подразумевается поиск компромиссных решений, а не тех, которые будут актуальны лишь для одного из участников
- Заинтересованность. Стороны должны фактически быть заинтересованы во взаимоотношениях.
- Государственное содействие. Органы власти должны содействовать активному развитию и укреплению соцпартнёрства.
- Законность. Главенство права над иными принципами партнёрства является основополагающим.
- Полномочность. Лица, представляющие интересы каждой из сторон должны обладать всеми предусмотренными законом полномочиями и быть законно назначенными.
- Свобода выбора. Участники взаимоотношений должны быть вправе свободно обсуждать друг с другом любые вопросы, касающиеся сферы труда.
- Добровольность. Принятие определенных обязательств любой из сторон должно происходить исключительно добровольно, и каждая сторона должна иметь возможность отказаться от такового принятия.
- Реальность. Все принимаемые обязательства любой из сторон должны быть фактически исполнимыми.
- Обязательность. Все заключенные в рамках соцпартнёрства соглашения и договоры должны выполняться в обязательном порядке.
- Контроль. Стороны должны иметь возможность контроля действий друг друга по выполнению обязательств.
- Ответственность. Стороны несут ответственность за свои действия и заключенные документы.
Интересные факты
В развитых индустриальных странах используется корпоративистская система. Она предполагает применение специальных механизмов, процедур, органов. Распространен такой вариант партнерства в Японии, Швеции, Австрии, Нидерландах, Швейцарии, ФРГ. В частности, в Австрии существует широкая сеть консультативных комитетов и советов, комиссий, причем не только на отраслевом, но и на общенациональном уровне.
В странах, в которых нет институтов социального партнерства, функционирует плюралистическая система. В частности, в Канаде, США, Великобритании согласование конфликтов идет на уровне общества (с вовлечением партий, профсоюзов, парламентов) и развития сотрудничества работодателей и работников на базе конкретных компаний.
Понятие и особенности
В настоящее время лишь треть национальных активов принадлежит государству, а 70% — смешанная либо частная собственность. Существенные изменения коснулись и занятости населения по форме собственности работодателя. Преобразования в экономике, которые произошли в стране с 1992 года, вызвали спад во многих отраслях промышленности, изменили систему трудовых и социальных взаимоотношений. Среди них:
-
спад производства во время системного кризиса 90-х годов негативно отразился на производительности труда;
-
удешевление труда отдельного человека;
-
появление «неформального сектора», который оказывает специфическое воздействие на всю систему трудовых и социальных взаимоотношений;
-
появление на отечественном рынке труда трех сегментов: «элитарного» (финансово-банковская сфера), «основного» (включая и бюджетную сферу), «маргинального» (рабочие места с небольшой зарплатой)
Изменения, которые связаны с переходом от директивного централизованного управления экономикой к рыночным отношениям, преобразования в области собственности (приватизация, устранение монополии государственных владений) — все эти факторы повлияли на принципы социального партнерства, на характер трудовых отношений.
Конституция 1992 года провозглашает страну в качестве правового, демократического, социального государства, в котором политика направлена на формирование условий. Которые обеспечивают развитие и достойную жизнь для каждого человека.
Социальное партнерство предполагает уважение и учет интересов сторон, обеспечение занятости трудоспособного населения, увеличение производительности труда. Оно характеризуется экономической демократией, активным участием наемных сотрудников в решении трудовых, общественных, экономических проблем, создании предпосылок для последующего развития личности. Правовые основы взаимодействия социальных партнеров определены в Конституции РФ, способствуют разумному распределению материальных доходов между всеми слоями и категориями граждан. Подобные отношения являются основой демократического общества.
Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях – это обязательное условие для повышения ответственности всех участников. Нужно учесть и еще один фактор. Полномочность представителей сторон не менее важна.
Типы социально-трудовых отношений
Среди основных их типов выделяют: солидарность, конкуренцию, патернализм, дискриминацию, конфликт.
В странах с развитой рыночной экономикой в полной мере функционируют принципы социального партнерства. Такой тип социально-трудовых отношений исходит из того, что, несмотря на существование сходства экономических и социальных интересов, взаимодействие субъектов (работодателей и работников) содержит определенные разногласия, которые приводят к конфликтам.
Суть его заключается в том, что наемный сотрудник уже не является просто объектом трудовых и социальных взаимоотношений, а вместе с работодателем он превращается в активного субъекта. Он влияет на урегулирование взаимоотношений на разных уровнях. Каковы основные принципы социального партнерства? Равноправие сторон — это его основа. Он способствует вовлечению в равной степени в установление связей работодателя, сотрудника, государства. На данном этапе развития нашей страны именно социальное партнерство (по ст. 24 ТК РФ) является альтернативой дискриминации, конфликту, патернализму. Интерес к этой форме общественных отношений объясняется желанием работников быть активными участниками их.
Формы и принципы социального партнёрства в организации
Различают следующие формы СП:
- Коллективные собрания по работе над составлением различных соглашений.
- Консультации относительно управления трудовыми отношениями.
- Участие трудящихся и их представителей в руководстве компанией.
- Участие представителей и владельцев компании в досудебном урегулировании конфликтов.
Среди правовых форм СП выделяют коллективные соглашения.
Базовые принципы СП:
- Каждый из участников имеет право начать переговоры.
- Интересы каждой из сторон трудового пространства должны соблюдаться.
- Закон дает участникам трудовых отношений много пространства для решения вопросов (к примеру, деятельность компании можно регулировать локальными актами).
- Составленные соглашения не должны вступать в противоречие с законодательством.
- Для назначения представителей нужно организовать собрание трудящихся и оформить протокол (если это профсоюз) или приказ (если это представители работодателя).
- Представители получают право на отстаивание интересов их группы.
- Круг вопросов, которые будут на повестке дня, определяется участниками.
- Основа СП – свобода выбора. Все решения участников должны быть совершенно добровольными.
- Пункты, прописанные в коллективных соглашениях, должны быть исполнены. Контроль за исполнением несут надзорные структуры.
Если принятые положения исполнены не были, на виновное лицо накладывается административная ответственность.
Глава 5. ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Статья 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
Статья 35.1. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда
В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, — соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.
Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Партнерство на российских предприятиях
Модернизация, наблюдаемая в обществе, требует изменения взаимоотношений между работниками и руководством предприятия
Именно поэтому данный вопрос становится все более актуальным, ему уделяется внимание не только руководителями крупных корпораций, но и государством. Все принципы, касающиеся социального партнерства, отмечены в ст
24 ТК РФ.
Ст. 24 ТК РФ. Основные принципы социального партнерства на News4Auto.ru.
Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.