Оглавление
Информация о частной жизни
Философское определение частной жизни основывается на признаках ее определенности, включая противопоставление общественной и государственной сфер жизни. Сведения об этом направлении жизни – это отражение деятельности, выделенной по отдельной личности. Оно включает также неформальное личностное общение – с родственниками, сослуживцами, знакомыми, важные для гражданина события, решения, действия, включая те, что основываются на его материальном и правовом положении, но не имеют значения в целом для государства и общества. Примером такой информации могут стать сведения об оформленной на законном основании имущественной покупке, выборе учебного заведения для своих детей, места для поездок в отпуск, переходе на другую работу, размещении денег в виде банковского вклада.
Сведения о частной жизни – это данные о взглядах, мнениях, иных предпочтениях, занимаемой позиции в отношении конкретных вопросов.
Интимная жизнь, духовность, внутренний мир и мировоззрения человека имеют особое значение. В этом направлении защиты личной информации требования права и морали едины и задают требуемые ориентиры для создания условий неприкосновенности частной жизни.
Конституционные положения были реализованы в Указе Президента РФ от 31.12.93 г., в котором предоставлены дополнительные гарантии прав каждого гражданина на информацию. В соответствии с этим документом, работа госорганов, компаний, предприятий, любых общественных организаций, должностных лиц должна вестись с соблюдением принципов открытости информации. Граждане должны иметь доступ к сведениям, которые касаются общественных или личных интересов. Также указана необходимость систематически предоставлять гражданам информацию о решениях, которые предполагается принять, или об уже принятых.
Права граждан, статья 23 Конституции РФ
В 23-ей статье прописаны основные права граждан в области защиты их персональных данных:
- на обеспечение личной защиты (в отношении одного физического лица);
- на гарантию соблюдения семейной тайны (касающейся людей, имеющих родственные отношения);
- на соблюдение профессиональной тайны, имеющей отношение к определенным видам профессии;
- на соблюдение тайны связи – переписки, разговоры всех видов, осуществляемые с использованием любых технических устройств (телефонные коммуникации, почта, телеграф, Интернет);
- на возможность контроля информации, которая распространяется о гражданине;
- на защиту доброго имени и чести (клевета, наговоры, фальсификации, направленные на ухудшение репутации);
- на защиту личности, связанную со сбором, применением ПД. При отсутствии согласия гражданина, которому эти данные принадлежат, их распространение запрещено;
- обеспечение неприкосновенности жилища.
ФЗ № 152 «О защите персональных данных» разработан на основании Конституции в части обеспечения прав человека. В соответствии с этим нормативным документом, все ПД необходимо хранить и обрабатывать с использованием сертифицированных систем и методов, обеспечивающих защиту и сохранность, а также конфиденциальность.
Операторами персональных данных считаются все органы, представительства, физические и юридические лица, деятельность которых связана с использованием сведений о гражданах.
Под правила обработки персональной информации не подпадают отношения, в которых данные используются в семейных и личных целях, собираются и обрабатываются в судах, архивах, в реестрах индивидуальных предпринимателей, если эти данные связаны с государственной тайной.
Как проявляется ограничение
Ограничения информационного права и свободы имеются на конституционном и законодательном уровне. К ним относится:
- Часть 3 ст. 17 Конституции. Здесь указывается, что закрепляются не только свободы и права граждан, но и обеспечивается их защита. Во время взаимодействия людей могут возникать противоречия, поэтому право не может быть абсолютным, так как у граждан имеются определенные обязанности перед обществом. Поэтому при использовании права на информацию не допускается ущемление или нарушение прав других лиц.
- Статья 23 Конституции. Устанавливается защита неприкосновенности частной жизни любого гражданина, поэтому не допускается разглашать личные или интимные сведения, полученные незаконным способом.
- Часть 1 статьи 24 Конституции. При использовании, сборе или распространении информации не допускается нарушение репутации других лиц. Исключением выступает только ситуация, когда проводятся оперативные или розыскные мероприятия представителями власти.
- Часть 4 статьи 29 Конституции. Приводятся ограничения на какие-либо действия со сведениями, которые представлены государственной тайной. Дополнительно указываются данные, к которым запрещен доступ посторонним лицам.
- ФЗ №5485-I. Он содержит основной перечень сведений, которые относятся к государственной тайне. Более полный список содержится в Указе Президента РФ №1203.
- ФЗ №149. Здесь приводится ограничение права на информацию, которая является конфиденциальной. Лица, которые получают к ней доступ, не могут передавать ее третьим лицам без предварительного получения разрешения от владельца. В ст. 9 данного ФЗ содержится возможность ограничения доступа к данным, если их распространение становится угрозой для обороны и безопасности страны, нравственности, а также прав и интересов граждан.
Важно! Другими федеральными законами определяются условия, при которых сведения относятся к коммерческой, служебной или иной тайне, поэтому их нельзя использовать или распространять разными способами.
Ограничение права любого человека на информацию выступает конституционным правом. Устанавливаются пределы на сведения, которые могут нарушить права и свободы других лиц или вовсе нанести ущерб всей стране.
Возможности субъекта
В качестве одного из условий обработки информации автоматизированными способами является то, что сами по себе операции с данными не могут порождать юридических последствий для их носителя. Субъект при определенных обстоятельствах может пользоваться правом доступа к сведениям, ознакомление с их содержанием, источниками их получения, прочих лицах, использующих их. Он также может требовать уточнения информации, ее блокирования или уничтожения. Субъект дает согласие в письменной форме на включение сведений о себе в публичные источники (адресные книги, справочники и пр.). Законодательство обязывает операторов предпринимать все организационно-технические меры, необходимые для обеспечения защиты персональной информации.
Конфиденциальность
Приватная сторона жизни основывается на естественных интересах и потребностях, противостоящих общественному контролю. Любой человек имеет право ограничивать доступ к своей персоне. Очевидно, что данные о гражданине и его личных отношениях являются конфиденциальными. Определить полный перечень сведений, составляющих индивидуальную тайну, весьма затруднительно. Более того, это нецелесообразно, так как, в противном случае, понятие личной жизни и объем мер по ее гарантированной защите были бы существенно сужены. Безусловно, право на неприкосновенность семейных и иных индивидуальных отношений тесно связано с иными свободами человека.
Исключения
В некоторых случаях право граждан на защиту персональных данных ограничено. Такие ситуации связаны с принятием необходимых мер для обеспечения безопасности конституционного строя, здоровья, интересов иных субъектов, нравственности, обороны страны. Исключения допускаются, когда обработка персональной информации осуществляется в рамках правосудия, оперативно-розыскной деятельности, уголовно-процессуального или уголовно-исполнительного производства. При этом все уполномоченные органы обязаны соблюдать общие принципы сбора и использования полученных данных.
Конституция РФ. Статья 67. Расшифровка терминов и подробный комментарий.
Пункт 1 Статьи 67 Конституции Российской Федерации.
1) Территория включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
Пункт 2 Статьи 67 Конституции Российской Федерации.
2) обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в порядке, определяемом и нормами международного права
3) Границы между субъектами могут быть изменены с их взаимного согласия.
Расшифровка терминов статьи 67 Конституции РФ.
Федеральный закон
Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается в соответствии с Конституцией РФ по наиболее важным и актуальным общественным вопросам. Федеральные законы принимаются Государственной думой Федерального собрания РФ.
Российская Федерация
Российская Федерация представляет собой государство, образованное в 1991 году на обломках СССР. Население Российской Федерации составляет приблизительно 146 миллионов человек. Российская Федерация согласно конституции является демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Российская Федерация один из мировых лидеров в сферах науки, экономики, культуры, а также в военной сфере.
Суверенитет
Суверенитет представляет собой независимость государства во внешних и внутренних делах, верховенство власти государства внутри страны и независимость от других государств во внешних делах.
Конституция
Конституция представляет собой основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства. Конституция — один из важнейших институтов демократии.
Закон
Закон представляет собой нормативно-правовой акт, принимаемый представительным органом государственной власти по наиболее значимым и актуальным вопросам общественной жизни.
Государство
Государство представляет собой особую форму организации политической власти. Для государства как особой формы организации политической власти характерно наличие следующих признаков: наличие публично-властных институтов (т.е. институтов власти, находящихся вне общества, выделенных из него); наличие органов управления и поддержания правопорядка внутри государства; наличие организованной налоговой системы, необходимой для поддержания функционирования государства и государственных институтов, а также решения иных социальных вопросов; наличие обособленной территории и государственных граница, которые отделяют одно государство от другого; наличия независимой правовой системы, при этом, по мнению большинства правоведво: государство не может существовать без права; монополия на насилий, только государство имеет право на применение насилия; наличие суверенитета, т.е. независимости во внутренних и внешних делах.
Федерация
Федерация представляет собой особую форму государственно-территориального устройства, которая представляет собой сложное государство, состоящие из множества частей с широким набором полномочий на местах – субъектов федерации. Субъекты федерации обладают широкой политической и экономической самостоятельностью. Российская Федерация является ассиметричной федерацией для которой характерен различных конституционный статус для ее субъектов.
Ст. 24 ч. 2 Конституции РФ
В этой части рассматриваемой нормы предусмотрено право каждого лица на доступ не только к персональным данным, но и к иным сведениям, которые непосредственно затрагивают его интересы. Ст. 24 ч. 2 Конституции РФ обязывает уполномоченные муниципальные и госорганы, а также их служащих обеспечить возможность физлиц ознакомиться с соответствующими материалами. Данное право согласуется не только с принципом свободы информации. Оно корреспондирует и с юридической возможностью осуществлять субъектами защиту своих персональных данных. Во исполнение ст. 24 (2) Конституции РФ, законодатель разделяет сведения на общедоступные и ограниченного доступа. 140 статья УК предусматривает наказание за неправомерный отказ служащих в предоставлении материалов и документов, затрагивающих свободы и права граждан, собранных по установленным правилам. В этой же норме определены санкции за предъявление лицу заведомо ложной либо неполной информации, если эти действия нанесли ущерб интересам человека. Стремление к рационализации деятельности уполномоченных структур не может выступать в качестве основания для ограничения права, закрепленного ст. 24 п. 2 Конституции РФ.
Другой комментарий к статье 24 Конституции Украины
Положения данной статьи выражают еще один аспект принципа равенства: необходимость применения одинаковых стандартов прав и обязанностей всех лиц без исключения. Это означает, что каждый гражданин Украины имеет и может пользоваться на равных основаниях с другими гражданами всем объемом конституционных прав и свобод без дискриминации со стороны государства или других лиц по-любым мотивам.
Все граждане также равны перед законом. То есть обязанность придерживаться закона, его исполнять, право использовать закон в своих интересах, а также юридическая ответственность перед законом за его нарушение является равной для всех граждан. Не может быть исключений из этого правила, несмотря на любые особые заслуги лица, ее социальный статус и тому подобное.
Такое понимание равенства своим содержанием имеет юридическое равенство граждан относительно использования своих прав теми категориями граждан, которые по социальным, политическим, физиологическим и другим обстоятельствам не имеют равных с другими возможностей, присущих всем людям. Поэтому Конституция устанавливает систему юридических и материальных гарантий для условий жизни, достойных человека.
Принцип отсутствия дискриминации не ограничивается требованием того, что равенство должно быть достигнуто, а предполагает также понимание того, что именно должно быть ровным и согласно которого критерия. При таких условиях абстрактное понятие равенства заменяется конкретной сферой применения и такими критериями, как раса, цвет кожи или происхождение лица и тому подобное. Дополнительным критерием дискриминации может быть также несправедливость.
Особое внимание в этой статье уделено равенства прав женщины и мужчины. Специфика защиты права женщин на равенство обусловливается рядом факторов
Дело в том, что круг групп населения, которые нуждаются в определенной поддержке со стороны общества, государства и даже международного сообщества, в целом достаточно велико. Это, в частности, молодежь и пенсионеры, инвалиды и безработные, беженцы, представители национальных меньшинств и ш. Особого внимания требуют женщины, поскольку именно они по сравнению с мужчинами чаще бывают ограничены в использовании своих конституционных прав.
В соответствии с международной Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации женщин 1979 г., стороной которой является Украина, дискриминация в отношении женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, направленное на ослабление или сведение на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, общественной) или любой другой сфере.
Крайне обостряется данный вопрос в условиях перехода к рыночной экономике, когда положение женщин усугубляется. Сейчас уже хорошо известны такие определения, как “феминизация безработицы”, “феминизация бедности”. Можно указать и на уменьшение количества браков, резкое падение рождаемости, большую детскую и материнскую смертность и т.др. Именно поэтому в ч. Ст. 24 Конституции перечислено достаточно большое количество требований, условий и льгот, которые, по мнению законодателя, могут помочь разрешить крайне сложное положение, в котором оказалась женщина в нашем обществе.
Соответствующие вопросы рассматриваются при комментировании последующих статей Конституции (см. комментарий к ст. 51).
Права граждан по Конституции
Основные сведения, касающиеся информации содержатся в ст. 24 и ст. 29 Конституции РФ. Этими положениями гарантируется, что каждый гражданин может заниматься поиском и получением, а также передачей, созданием и распространением информации, если для этих целей применяются исключительно законные методы. Запрет накладывается исключительно на данные, которые относятся к государственной тайне.
Но статьи Конституции дополнительно содержат ограничения, связанные с использованием полученных данных. В ФЗ «О государственной тайне» и Указе Президента №1203 содержится список данных, которые относятся к государственной тайне, поэтому их распространение становится причиной нанесения существенного ущерба для безопасности государства. К ним относится информация, которая касается военной, экономической, разведывательной, оперативно-розыскной или внешнеполитической области.
Бесплатная консультация Юриста
+8 800 100-61-94
Внимание! Все россияне обладают одинаковым правом на информацию, поэтому оно ограничивается исключительно необходимостью защиты страны, нравственности, прав или интересов других лиц.
Другим ограничением прав на доступ выступает возможность нарушения неприкосновенности частной жизни или тайны переписки. Снимается личностное ограничение только после принятия соответствующего судебного решения.
На международном уровне
В международном законодательстве право на информацию выступает основой права любого человека на самовыражение, а также оно позволяет бороться с коррупцией и реализовать собственные цели.
К основным нормативным международным актам, касающимся этого вопроса, относится:
- 19 Всеобщая декларация прав человека.
- Статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах. По ней государства должны распространять сведения, которые обладают общественным интересом. Доступ к этим данным должен быть эффективным и быстрым. Благодаря такому регулированию любой человек может эффективно реализовать свои права.
- Замечание общего порядка, выпущенное Комитетом ООН и определяющее границы права на получение информации. Здесь указывается на необходимость утверждения странами специфических процедур и нормативных актов, на основании которых реализуется право на информацию. Если органы власти отказывают в предоставлении каких-либо сведений, то такой отказ должен быть обоснованным, а также должна иметься возможность для его обжалования.
- Статья 13 Конвенции ООН против коррупции. Она требует, чтобы страны пользовались разными эффективными мерами, чтобы обеспечить жителям быстрый доступ к информации. Дополнительно гарантируется защита информаторов.
Справка! Право людей на информацию содержится и в других международных актах, договорах и соглашениях, которые касаются мигрантов, изменения климата или ограниченных возможностей.
В России
Первоначально в России право людей на информацию было зафиксировано в Декларации прав и свобод в 1991 году. Указывалось право россиян на охрану персональной информации, а также на получение общедоступных сведений.
Сейчас такие права закрепляются в действующей Конституции. По этому документу обеспечивается право на свободу мысли, слова и массовой информации, а также на творчество, преподавание и получение юридической помощи. При этом эти права ограничиваются неприкосновенностью частной жизни, переписки и телефонных разговоров, а также исключением выступает государственная тайна.
Другим важным нормативным актом выступает ФЗ №149, регулирующий использование информации и информационных технологий, а также устанавливающий меры защиты сведений.
Устройство общества и власти
Данной теме посвящены семь глав, в которых описываются:
- основные принципы устройства общества;
- структура и устройство страны;
- основные нормы реализации президентской власти;
- устройство властных структур;
- принципы деятельности судебной власти;
- основы местного самоуправления.
Россия декларируется как федеративное демократическое государство с республиканской формой правления. Страна состоит из 85 субъектов федерации. Среди ни 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа, 3 города. Главой государства считается президент.
Законодательная власть представлена Федеральным Собранием. Её исполнительная часть сконцентрирована в Правительстве, состоящем из Председателя, его заместителей и министров. Правосудие может быть реализовано только с помощью судов разных инстанций. На местном уровне управление обществом осуществляется органами самоуправления.
Конституцию можно сравнить с портретом страны, описанным в общих чертах, но с максимальной достоверностью. Существует ещё сравнение со скелетом организма. От формы и функций его структурных частей зависит и формирование всех остальных органов. Можно представить ещё немало образных определений, которые способны проиллюстрировать роль конституции в жизни страны. Однако достаточно только назвать этот документ основой все правовой системы страны.
Взаимодействие с органами власти
При рассмотрении ст. 24 Конституции РФ нельзя не упомянуть о достаточно серьезной проблеме, с которой граждане сталкиваются при обращении в разные структуры. Многие муниципальные и госорганы, физлица и организации в рамках своей компетенции, целей, характера деятельности накапливают, хранят и используют персональные данные. В ряде случаев граждан обязывают предоставлять личную информацию. В первую очередь такие требования выдвигают правоохранительные структуры, регистрационные и учетные инстанции, ФНС, пенсионные и медицинские учреждения, банки, страховые компании и пр.
Ст. 24 Конституции РФ: ответственность
Надзор за соблюдением правил обработки персональной сведений возлагается на федеральную исполнительную структуру, осуществляющую контроль в области связи и информационных технологий. За нарушение установленных требований по обеспечению защиты данных и их конфиденциальности закон предусматривает административную, гражданскую, дисциплинарную, уголовную ответственность. Серьезные посягательства влекут наказание по УК. В частности, ст. 137 Кодекса устанавливается ответственность за незаконные сбор, распространение информации о личной жизни человека без его согласия.
Группы прав
Личные ( гражданские)права — принадлежат человеку с рождения. Они первичные по отношению к другим правам ( статьи 20-28)
Политические права и свободы — обеспечивают участие индивида в политической жизни общества, охватывают взаимодействие граждан, государства и общества ( статьи 29-33)
Социально-экономические создают условия, при которых каждый имеет возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами наряду с личными и политическими правами. Эти права обеспечивают социальное благосостояние граждан. ( статьи 34-42)
Культурные — обеспечивают духовное развитие человека, создают условия для самореализации( статьи 43-44)
Права | Статьи Конституции |
Гражданские (личные) права | |
Право на жизнь | 20 |
Право на достоинство личности | 21 |
Право на свободу и личную неприкосновенность | 22 |
Право на неприкосновенность частной жизни | 23 |
Не допускается использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. | 24 |
Право на неприкосновенность жилища | 25 |
Право не определять и не указывать свою национальность. | 26,п1. |
Право пользования родным языком | 26, п.2 |
Право свободно передвигаться , выбирать место жительства, свободно выезжать за пределы РФ. | 27 |
Свобода совести, вероисповедания. | 28 |
Политические права и свободы | |
Свобода мысли и слова. | 29, п.1,2 |
Свобода информации, цензура запрещена. | 29, п.3,4 |
Право на создание общественных объединений. | 30 |
Право на проведение публичных мероприятий-собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований. | 31 |
Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей.Право избирать и быть избранным.
Право равного доступа к государственной службе. право участвовать в отправлении правосудия. |
32 |
Право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления как лично, так и коллективно. | 33 |
Социальные и экономические права. | |
Право на предпринимательство | 34 |
Право на частную собственность. | 35 |
Право иметь в частной собственности землю и других ресурсов. | 36 |
Право на свободный труд.Принудительный труд запрещён. | 37. п.1-4 |
Право на отдых | 37, п.5 |
Материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание- право и обязанность родителей. | 38 |
Право на охрану и помощь семье. | 39 |
Право на жилище | 40 |
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. | 41 |
Право на благоприятную окружающую среду. | 42 |
Культурные права | |
Право на образование | 43 |
Свобода творчества.право на участие в культурной жизни, свобода творчества.
Право на доступ к культурным ценностям. |
44 |
Свобода — это возможность индивида самостоятельно пользоваться правами, предоставленными государством, самим делать выбор в соответствии со своими возможностями и потребностями.
Обязанности – это необходимость определённого поведения , установленная государством.
Конституция устанавливает следующие основные обязанности:
- соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);
- платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
- защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);
- заботиться о детях (ст. 38);
- заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);
- получить основное общее образование (ст. 43);
- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).
Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Виды обязанностей:
Общие — распространяются на всех граждан:
а) обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ;
б) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
в) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы.
Конкретные — закреплены за определенными категориями лиц:
а) за родителями — обязанность заботиться о воспитании
детей и обеспечить получение детьми основного общего образования;
б) за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет,- обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;
в) за налогоплательщиками — обязанность платить законно установленные налоги и сборы;
г) за военнослужащими