Оглавление
Основные моменты использования ст. 13 ТК
С какой статьёй ТК неразрывно связана ст. 13 ТК?
Поскольку любой нормативный акт действует в определённых временных и территориальных рамках, то ст. 13 связана со ст. 12 ТК, которая посвящена как раз указанию сроков действия этого акта.
Какова основная мысль ст. 13 ТК?
Она указывает, что на всей территории страны действуют нормативные акты по трудовым взаимоотношениям, принятые на федеральном уровне. А акты, принятые на уровне территориального субъекта, ограничены к применению его границами. Из этого правила есть два исключения:
- в самом нормативном акте федерального уровня может быть указание о его ограниченном пространственном применении на определённой территории;
- локальные акты, принятые на уровне конкретного работодателя, имеют силу на всей территории РФ, но лишь для его сотрудников.
Так, глава 50 ТК специально посвящена описанию специфики трудовой деятельности сотрудников, работающих в условиях Крайнего Севера и на иных соответствующих территориях.
Почему ст. 13 ТК не указывает территорию действия международных соглашений в трудовой сфере, в которых участвует РФ?
В соответствии со ст. 4 Конституции РФ законодательство федерального уровня действует на всей территории страны, а в ст. 15 указано, что при возникновении противоречий этого законодательства с международными соглашениями применяются положения договоров международного уровня. Эту же мысль подтверждает и ст. 10 ТК, указывая на доминирующую роль международных договоров в сфере трудового права. Следовательно, нет необходимости специально указывать, что международные договора, касающиеся сферы трудовых взаимодействий, действуют на всей территории страны.
Определение территории, указанной в ст. 13 ТК, как-то конкретизируется в законодательстве?
Чёткое определение государственной территории дано в ст. 67 Конституции РФ. В ней указано, что территория РФ включает сушу, воздушное пространство и т.д. В юридическом плане к территории страны относится то географическое пространство, где она обладает суверенитетом. Также надо отметить, что по отношению к пространству действия актов трудового права к этим территориям относят морские суда, диппредставительства за рубежом и иные подобные объекты.
Действие ст. 13 ТК охватывает весь спектр правовых норм по трудовым взаимоотношениям?
Нет, поскольку в ней не упомянуты некоторые источники трудового права (перечислены в ст. 5 ТК). К ним относятся, к примеру, трудовые договора и соглашения.
Как соотносятся трудовые нормы разных территорий?
Ситуация, когда региональные акты по трудовому праву противоречат друг другу, может возникнуть, если сотрудник заключил с работодателем договор в одной субъекте, но работает на территории другого субъекта. В такой ситуации регулирование трудовых отношений осуществляется с помощью локальных актов, утверждённых нанимателем. При этом работодатель в первую очередь ориентируется на нормы того субъекта, где он находится.
Комментарий к ст. 13.3 КоАП
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в проектировании, строительстве, изготовлении, приобретении, установке или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, совершенном без специального разрешения (лицензии) в тех случаях, когда такое разрешение (лицензия) является необходимым. В соответствии с п. 4 Особых условий приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (утв. Постановлением Правительства РФ 17 июля 1996 г. N 832) (с послед. изм.) приобретение на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами службы государственного надзора за связью в Российской Федерации в установленном порядке.
Не требуется разрешения органов государственного надзора за связью в Российской Федерации на приобретение:
радиоприемных устройств, предназначенных для индивидуального приема программ теле- и радиовещания, передач и сигналов персонального радиовызова (радиопейджеров);
абонентских носимых (портативных) радиостанций сотовых сетей радиосвязи федеральных и региональных стандартов;
абонентских терминалов глобальных систем подвижной персональной спутниковой связи, абонентских терминалов сети подвижной персональной спутниковой связи системы «Евтелтракс», абонентских терминалов подвижной спутниковой связи стандарта «Mini-M» системы «Инмарсат»;
отдельных категорий маломощных радиостанций личного пользования и других радиоэлектронных средств по перечню, утверждаемому Министерством Российской Федерации по связи и информатизации, согласованному с Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации;
бесшнуровых телефонных аппаратов (радиотелефонов) с мощностью излучения не более 10 мВт, работающих в полосах частот, выделенных Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации;
детских радиопереговорных устройств и радиоуправляемых игрушек, работающих в полосе радиочастот 26957 — 27283 кГц, с мощностью излучения не более 10 мВт;
изделий бытовой техники, не содержащих радиоизлучающих устройств.
Кроме того, решением Государственной комиссии по радиочастотам при Минсвязи РФ от 2 апреля 2001 г. утверждены Перечень радиоэлектронных средств, для которых не требуется разрешения на приобретение, и Перечень радиоэлектронных средств, для которых не требуется разрешения на использование.
Субъектом рассматриваемого правонарушения могут являться граждане, должностные лица и юридические лица, при этом ответственность дифференцируется в зависимости от субъекта.
Высшая юридическая сила конституции российской федерации
Конституции как нормативному правовому акту присущи следующие юридические свойства:
1. Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции.
Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ.
Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
2. Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.
3. Центральное место во всей правовой системе. Конституция является «ядром» правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.
5. Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 — 137), характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.
Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам: ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.
), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. Верховенство Конституции РФ проявляется и по отношению к прежнему российскому законодательству: в соответствии с ч. 2 разд.
2 Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, ей не противоречащей.
При этом для некоторых положений прежнего законодательства, в частности уголовно-процессуального, не соответствующих Основному Закону, установлен переходный период для приведения в соответствие с Конституцией РФ. О верховенстве Конституции РФ говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст. 4, ч. 1,2 ст. 15).
Обеспечение юридического верховенства Конституции РФ – задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу конституционного контроля – Конституционному Суду РФ.
Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» — закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.
Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п.
2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».
Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы
Без конституционных рамок не может нормально функционировать и развиваться никакое современное суверенное демократическое государство. Конституция, в большинстве своем, представляет собой некий правовой акт, который имеет основополагающее юридическое значение в той или иной стране. Предметом рассмотрения настоящей статьи является высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации.
Организация власти в правовом государстве
У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:
-
идеологический и политический плюрализм;
-
принцип выборности органов власти и должностных лиц;
-
стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;
-
недопущение монополизма в политике и экономике.
Раскроем суть каждого из этих принципов.
Идеологический и политический плюрализм
Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в
органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии.
Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.
Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность
свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.
Принцип выборности органов власти и должностных лиц
Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления
занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц,
наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.
Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка
Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в
своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.
Основные способы обеспечения законности и правопорядка:
-
контроль над законностью решений судов;
-
надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;
-
создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;
-
надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;
-
предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.
Недопущение монополизма в политике и экономике
Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность
заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства,
способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.
Специфика и отличия ст. 13 ТК
Начальная часть рассматриваемой статьи отведена под указание, что принятые в установленном порядке нормативные акты, связанные с трудовыми взаимоотношениями, используются на всей территории страны. Единственное исключение для этого правила – если в этих актах указаны иные обстоятельства.
Далее прописано, что нормы трудового законодательства, принятые на уровне субъектов РФ, действуют лишь в пределах их границ. Это же правило действует и для актов на уровне муниципалитетов: они применяются в пределах соответствующих территорий.
Заключительный абзац отведён под описание территории действия локальных актов в трудовой сфере, которые разработаны и приняты на уровне организации-нанимателя. Они действуют на всей территории страны, но только для сотрудников конкретного работодателя.
В целом разобранная статья даёт ясную характеристику территориального действия актов по трудовым взаимоотношениям, независимо от их статуса.
Основы конституционно-правового статуса личности
Сочетание прав и обязанностей, предусмотренных законодательными актами всевозможных областей права, представляет собой правовой статус (положение) личности, человека, гражданина, который рассматривают в качестве субъекта правоотношений, складывающихся в ходе исполнения законов разных сфер права, и в полной мере наделен всеми положенными ему своих прав, свобод и обязанностей.
Определение 1
Основы правового статуса граждан зкреплены Конституцией России, а конституционное право играет большую роль в координации общественных вопросов.
К основам правового статуса относят:
- иметь гражданство;
- общую правоспособность;
- нормы правового статуса человека и гражданина;
- наличие главных прав и свобод (экономических, гражданских, социально-культурных, политических)
- наличие гарантий соблюдения главных прав и свобод человека и гражданина;
- выполнение человеком и гражданином своих обязанностей.
Выше перечисленные основы являются центром правового статуса личности, обуславливают основное место индивидума в социуме. Они законодательно прописаны в главе 2 Конституции Российской Федерации. Многозначимо провозглашение всего объема прав и свобод граждан, их правовое равенство. К примеру, каждый гражданин на территории РФ имеет все права и свободы, а также несет равнозначные обязанности, исходя из принципов Конституции (п. 2 ст. 6 Конституции РФ).
Принципы правового статуса личности регламентируют основные права и обязанности личности перед другими людьми, сообществами, социумом, страной, они являются юридическими, находятся под государственной и правовой охраной. Данные принципы определяют подробную регламентацию правового статуса личности.
В ряде принципов конституционно-правового статуса личности в РФ рассматривают:
- комплекс прав и обязанностей человека, который обладает правами и имеет обязанности относительно других личностей, сообществ, страны и социума;
- неотделимость главных прав и свобод, невозможность самовольного отказа от выполнения обязанностей, предписанных Конституцией РФ, в одностороннем порядке;
- равенство прав и обязанностей человека и гражданина;
- гарантия реализации прав и выполнения обязанностей.
Сочетание прав и обязанностей подразумевает для каждого конституционного права человека возникновение обязанности у другого человека, государства или социума. (К примеру, каждый человек имеет право на заработанную пенсию по старости, а на соответствующие государственные структуры возлагается обязанность по выплате заработанной пенсии, используя накопленные обществом активы). Но не в каждой ситуации право соответствует появлению обязанности. (К примеру, по ч.1 ст.37 Конституции РФ каждый может реализовать свое право на труд, однако, ни у кого нет обязанности каждого трудоустраивать и прочее).
Замечание 3
Неотделимость главных прав и свобод, невозможность самовольного отказа от выполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ, в одностороннем порядке отражена в конституционном запрете на принятие законодательных норм, лишающих или ущемляющих людей и граждан в их правах и свободах (ч.2 ст. 55 Конституции РФ). Конституционный запрет обеспечивается охраной и защитой судебной власти – Конституционным судом РФ, судами общей юрисдикции и прочими.
Равенство прав и обязанностей человека и гражданина подразумевает не допустить ущемление прав и выполнение обязанностей из-за естественных особенностей человека или его положения в обществе. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится, что равенство прав человека и гражданина признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и иное.
Гарантия реализации прав и выполнения обязанностей – совокупность условий (социально-экономических, политических, юридических, культурных и прочих), дающих возможность обеспечить выполнение гарантированных Конституцией России прав и свобод личности. Юридические (правовые) гарантии возлагают на государство обязанность по защите прав и свобод человека, регламентированных законодательством страны.
Миф № 2. Россия по конституции подчиняется Западу
Итак, чтобы разобраться во всех тонкостях ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, надо её детально разобрать.
П. 4 ст. 15 Конституции гласит, что:
Разберёмся в терминах.
Что такое «общепризнанные принципы и нормы международного права»?
Об этом нам говорит Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5, которое также очень любят критиковать НОДовцы: дескать, этим постановлением мы окончательно подчинены международному сообществу.
Итак, общепризнанные принципы международного права — основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
Общепризнанные нормы международного права — правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в качестве юридически обязательного.
Каким образом уважение прав и свобод человека может отрицательно повлиять на Россию? Непонятно.
Кроме того, пунктом 16 того же Постановления предусмотрено, что в случае возникновения затруднений при толковании общепризнанных принципов и норм международного права рекомендуется обращаться не только к документам ООН и иных международных организаций, но и в Министерство иностранных дел и Министерство юстиции Российской Федерации.
Таким образом, окончательное решение по порядку использования и исполнения в России общепризнанных принципов и норм международного права принимается государственными органами России, а не международными или иностранными организациями.
Что такое «международные договоры Российской Федерации»? Да, именно «Российской Федерации», а то НОДовцы регулярно теряют эти два слова.
Об этом нам говорит пункт «а» статьи 2 Федерального Закона РФ «О международных договорах Российской Федерации», международный договор Российской Федерации — международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры.
В соответствии с пунктом «б» той же статьи 2 Федерального Закона РФ «О международных договорах Российской Федерации» международный договор становится обязательным для Российской Федерации только в случае его ратификации.
В соответствии со ст. 14 Федерального Закона РФ «О международных договорах Российской Федерации» ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона, а федеральный закон, как уже говорилось выше, подписывается, или отклоняется Президентом. То же справедливо и об участии России в международных организациях, которым, в соответствии со статьёй 79 Конституции, может быть передана часть суверенитета России.
Подведём итог:
Ни один из международных договоров не может стать обязательным для Российской Федерации и её граждан, ни одна из международных организаций не может диктовать России свои условия в обход Президента.
Миф № 2 развеян.
Комментарий к ст. 13.2 КоАП
Объективная сторона рассматриваемого нарушения заключается в подключении к сети электрической связи оконечного оборудования, совершенном без специального разрешения. При привлечении к ответственности по данной статье можно руководствоваться указанием Минсвязи РФ от 13 февраля 1997 г. N 21-у «О порядке взаимодействия операторов электросвязи и органов Госсвязьнадзора России по вопросу обеспечения реализации статьи 136.1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях», которое сохраняет свое действие в части, не противоречащей КоАП РФ.
Исходя из данного указания, под сетью электросвязи следует понимать технологическую систему, обеспечивающую предоставление одного или нескольких видов связи: телефонную, телеграфную, факсимильную, передачу данных и других видов документальных сообщений. Под оконечным оборудованием следует понимать находящиеся в пользовании абонентов технические средства формирования сигналов и сообщений электросвязи, используемые для передачи и приема информации по электрическим сетям. Под подключением оконечного оборудования к сети электросвязи следует понимать действия, обеспечивающие доступ технических средств и оконечных (абонентских) устройств к сети электросвязи и/или к функциональным элементам данной сети с целью получения услуг электросвязи.
Разрешением на подключение оконечного оборудования к сети электросвязи можно считать:
1. Договор между оператором связи и абонентом (пользователем), дающий абоненту (пользователю) возможность получения услуг электросвязи с использованием средств сети оператора связи, определяющий номенклатуру услуг, предоставляемых данному абоненту, и закрепляющий за ним индивидуальные атрибуты (например, абонентский номер, пароль, идентификатор, адрес почтового ящика, в т.ч. электронного, и т.п.).
2. Регистрация оператором связи факта подключения оконечного оборудования пользователя (для тех случаев, когда взаимоотношения не оформлены договором) с момента открытия абонемента на пользование услугами электросвязи.
3. Для сетей подвижной радиотелефонной связи помимо договора между оператором и абонентом (пользователем) необходимо разрешение регионального органа Госсвязьнадзора на эксплуатацию абонентской радиостанции (наличие обоих документов обязательно).
К числу самовольных подключений оконечного оборудования относятся перечисленные ниже варианты подключений:
1. Самовольное подключение к цепи абонента на местной телефонной сети (на уровне кросса АТС, абонентского магистрального или распределительного кабеля, распределительного шкафа, распределительного ящика, распределительной коробки или кабеля абонентской проводки).
2. Самовольное подключение к цепи таксофона (местного, междугородного, международного, универсального) на местной телефонной сети (на уровне кросса АТС, абонентского магистрального или распределительного кабеля, распределительного шкафа, распределительного ящика, распределительной коробки или кабеля проводки к таксофону, а также самого таксофона).
3. Самовольное подключение (путем использования или модификации соответствующих программно-технических средств) к системе подвижной радиотелефонной связи на уровне радиотракта.
4. Самовольное подключение к сети передачи данных или телематическим службам путем использования индивидуальных абонентских атрибутов других пользователей с целью получения услуг электросвязи.
Правонарушение считается оконченным с момента совершения любого из указанных выше действий.
Субъектом рассматриваемого правонарушения могут являться граждане, должностные лица и юридические лица, при этом ответственность дифференцируется в зависимости от субъекта.
Группы прав
Личные ( гражданские)права — принадлежат человеку с рождения. Они первичные по отношению к другим правам ( статьи 20-28)
Политические права и свободы — обеспечивают участие индивида в политической жизни общества, охватывают взаимодействие граждан, государства и общества ( статьи 29-33)
Социально-экономические создают условия, при которых каждый имеет возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами наряду с личными и политическими правами. Эти права обеспечивают социальное благосостояние граждан. ( статьи 34-42)
Культурные — обеспечивают духовное развитие человека, создают условия для самореализации( статьи 43-44)
Права | Статьи Конституции |
Гражданские (личные) права | |
Право на жизнь | 20 |
Право на достоинство личности | 21 |
Право на свободу и личную неприкосновенность | 22 |
Право на неприкосновенность частной жизни | 23 |
Не допускается использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. | 24 |
Право на неприкосновенность жилища | 25 |
Право не определять и не указывать свою национальность. | 26,п1. |
Право пользования родным языком | 26, п.2 |
Право свободно передвигаться , выбирать место жительства, свободно выезжать за пределы РФ. | 27 |
Свобода совести, вероисповедания. | 28 |
Политические права и свободы | |
Свобода мысли и слова. | 29, п.1,2 |
Свобода информации, цензура запрещена. | 29, п.3,4 |
Право на создание общественных объединений. | 30 |
Право на проведение публичных мероприятий-собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований. | 31 |
Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей.Право избирать и быть избранным.
Право равного доступа к государственной службе. право участвовать в отправлении правосудия. |
32 |
Право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления как лично, так и коллективно. | 33 |
Социальные и экономические права. | |
Право на предпринимательство | 34 |
Право на частную собственность. | 35 |
Право иметь в частной собственности землю и других ресурсов. | 36 |
Право на свободный труд.Принудительный труд запрещён. | 37. п.1-4 |
Право на отдых | 37, п.5 |
Материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание- право и обязанность родителей. | 38 |
Право на охрану и помощь семье. | 39 |
Право на жилище | 40 |
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. | 41 |
Право на благоприятную окружающую среду. | 42 |
Культурные права | |
Право на образование | 43 |
Свобода творчества.право на участие в культурной жизни, свобода творчества.
Право на доступ к культурным ценностям. |
44 |
Свобода — это возможность индивида самостоятельно пользоваться правами, предоставленными государством, самим делать выбор в соответствии со своими возможностями и потребностями.
Обязанности – это необходимость определённого поведения , установленная государством.
Конституция устанавливает следующие основные обязанности:
- соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);
- платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
- защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);
- заботиться о детях (ст. 38);
- заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);
- получить основное общее образование (ст. 43);
- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).
Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Виды обязанностей:
Общие — распространяются на всех граждан:
а) обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ;
б) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
в) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы.
Конкретные — закреплены за определенными категориями лиц:
а) за родителями — обязанность заботиться о воспитании
детей и обеспечить получение детьми основного общего образования;
б) за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет,- обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;
в) за налогоплательщиками — обязанность платить законно установленные налоги и сборы;
г) за военнослужащими