Судебная система рф: принципы, состав и судебные инстанции

Оглавление

Обеспечение защиты интересов граждан

Этот принцип считается одним из приоритетных. Судебная система РФ обеспечивает свободу доступа лиц, чьи права, по их мнению, ущемлены, к защите. Данное положение как нельзя лучше отражает демократичность государственной системы страны. Судебная система РФ гарантирует рассмотрение жалоб организаций и граждан по поводу бездействия или неправомерного действия любых лиц (юридических, физических, должностных) по отношению к нему.

Однако здесь также уместно сказать и о принципе презумпции невиновности. Он предусмотрен в ст. 49 Конституции. Суть его заключается в том, что никто не может считаться виновным, пока данное не доказано по существующему порядку и не установлено судебным решением. Данный принцип должен соблюдаться на всех этапах рассмотрения и изучения дела. В ходе предварительного следствия сотрудники могут предъявлять обвинения. Однако данное мнение считается субъективным. Оно не влечет тех последствий, которые вероятны при признании лица виновным в суде. Действие презумпции невиновности продолжается до того момента, пока не будет достаточно доказательств, подтверждающих вину.

КС

Эта инстанция выступает в качестве судебного органа конституционного контроля. Он независимо и самостоятельно осуществляет свою деятельность в рамках полномочий. КС РФ не подчиняется никаким органам. Решения, принятые этой инстанцией, обладают обязательным характером. Следует сказать, что судебная система Российской Федерации существенно отличается от существовавшей в советское время. В прежний период инстанции не наделялись полномочиями на осуществление проверки правомерности нормативных актов. Вследствие этого, зачастую права советских граждан, закрепленные Конституцией, являлись только формальными. Закон РФ о судебной системе Российской Федерации был разработан по международным образцам. В нем предусматривается несменяемость должностных лиц КС, неподотчетность, запрет на осуществление политической деятельности и работы по совместительству. Основной задачей конституционных судей выступает определение соответствия международных соглашений РФ, норм федерального и регионального законодательства, а также правоприменительной практики положениям Конституции.

Суда для перевозки наливных грузов (Liquid Cargo Ships)

Эти суда, известные как танкеры, перевозят различные жидкие грузы. Танкеры были впервые разработаны в середине девятнадцатого века. Тогда использование железа позволило перевозить жидкости в больших количествах экономично и без утечек. Как и в случае с сухогрузом, экономия масштаба привела к увеличению размеров танкеров. Самые крупные существующие образцы имеют грузоподъемность более 400 000 тонн.

Танкеры разделены на отдельные баки, в которые груз перекачивают по трубопроводной системе. Многие танкеры также оснащены системами добавления инертного газа в цистерны. Это позволяет снизить риска возгорания и взрыва.

Нефтеналивные танкеры (Crude Carriers)

Крупнейшие суда на плаву – супертанкеры водоизмещением 160 000 тонн (Very Large Crude Carriers, VLCC) и супертанкеры водоизмещением свыше 400 000 тонн (Ultra Large Crude Carriers, ULCC). Эти суда предназначены для загрузки сырой нефти и ее транспортировки на нефтеперерабатывающие заводы по всему миру, где она может быть переработана в нефтепродукты. Крупнейшие перевозчики нефти часто загружаются и разгружаются на специальных терминалах.

Суда для перевозки химических грузов (Chemical Carriers):

Эти суда обычно имеют грузоподъемность от 5 000 до 40 000 тонн и часто имеют специализированные грузовые системы, подходящие для типа перевозимого груза. Эти системы могут включать в себя нагревательные или охлаждающие устройства. Также усовершенствованные системы очистки, чтобы гарантировать, что чистота груза сохраняется при загрузке в резервуар, который ранее мог нести что-то другое.

Суда для перевозки сжиженного газа (Liquefied Gas Carriers)

Изначально такие корабли были просто переоборудованными нефтяными танкерами, но затем превратились в специализированные суда. Грузовые танкеры, предназначенные для перевозки сжиженного нефтяного газа (СНГ) или сжиженного природного газа (СПГ) под давлением, обычно имеют сферическую форму и высокую прочность. Перевозчики СПГ, как правило, больше, чем те, которые перевозят сжиженный нефтяной газ. Самыми крупными перевозчиками СПГ являются суда «Q-Flex» с вместимостью газа до 266 000 кубических метров.

Судебная коллегия по экономическим спорам

  1. Если земельный участок, находящийся в частной собственности, был фактически изъят для государственных или муниципальных нужд, однако при этом процедура изъятия уполномоченными органами не соблюдена, решение об изъятии не принято, какого-либо возмещения за изъятое имущество собственнику участка не предоставлено, то собственник такого участка имеет право на возмещение убытков, причиненных таким изъятием.
  2. Налоговый орган не вправе начислять пени налогоплательщику, своевременно представившему заявление о зачете переплаты, за период после подтверждения ее наличия до фактического принятия должностными лицами налогового органа решения о ее зачете.
  3. На стадии подготовки дела к судебному заседанию арбитражный суд первой инстанции может завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание только при отсутствии на то возражений лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия. При этом законодательство не предусматривает необходимости мотивированного обоснования таких возражений, если они были заявлены.

Региональные КС

Конституционные, или же уставные суды, как мы уже отметили выше, локальны. Они создаются самими регионами, так же, как и финансируются. В их компетенции — вопросы, касающиеся соответствия источников права в субъектах РФ основным законам соответствующих регионов — Конституциям, если речь идет о национальных республиках, или же Уставам. Также региональные КС занимаются толкованием норм локальных Конституций. То, в каком порядке КС субъектов РФ рассматривают дела, также определяется органами власти в конкретной республике, области, крае. При этом решения, принятые региональным КС в пределах соответствующих полномочий, не подлежат пересмотру другими судами.

Классификация грузовых судов

Разделение на группы зависит от типа перевозимого судном груза, на основании которых они классифицируются:

  • сухогрузами;
  • наливными судами;
  • комбинированного типа.

Внутри каждой группы также существует градация на виды на основании регулярности маршрутов:

  • карголайнеры: курсирование согласно точному расписанию по одному или нескольким маршрутам;
  • трампы: расписание отсутствует, транспортировка грузов осуществляется по мере поступления заказов.

Наиболее распространенным типом судов считаются сухогрузные. К наливным относят танкеры, газовозы и химовозы, то есть суда, которые перевозят наливной груз: нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, токсические вещества в жидком и расплавленном состоянии.

Комбинированные – суда, которые объединяют в себе возможности сухогрузов и наливных танкеров, то есть их конструкция позволяет транспортировать как сыпучий груз, так и жидкий. Например, нефтерудовоз – судно, которое одинаково может транспортировать как руду (сухой груз), так и нефтепродукты (жидкий).

Устройство военного корабля

Военный корабль — сложное самоходное инженерное сооружение, носящее присвоенный ему военно-морской флаг своего государства и укомплектованное военной командой. Оснащен современным оборудованием, механизмами и вооружением и предназначен для выполнения задач, свойственных его классу. Всякий корабль должен обладать определенными мореходными качествами, долговечностью и иметь минимальную массу (водоизмещение) при достаточной прочности и требуемом вооружении. Основой любого корабля является корпус.

Корпус надводного корабля (рис. 24) — стальное водонепроницаемое полое внутри тело обтекаемой формы. Обеспечивает создание силы плавучести и является платформой, на которой монтируются различное вооружение и оборудование, обусловленное назначением корабля.

Рис. 24 Устройство военного корабля (схема расположения боевых постов эскадренного миноносца). 1 — стартовая установка берегового ракетного комплекса (БРК); 2 — стартовая установка зенитно-ракетного комплекса (ЗРК); 3 — стартовая установка противолодочного ракетно-торпедного комплекса (РТК); 4 — антенна гидролокационной станции (ГЛС); 5 — погреб боезапаса РТК; 6 — погреб боезапаса ЗРК; 7 — погреб боезапаса БРК; 8 — станция размагничивания; 9 — центральный пост управления оружием; 10 — котельные отделения; 11 — машинные отделения; 12 — погреба артбоеприпасов; 13 — минные погреба (бортовые); 14 — ангар вертолета; 15 — химический пост; 16 — буксируемая ГЛС; 17 — каты глубинных бомб; 18 — реактивный бомбомет ГБ; 19 — аварийные генераторы; 20 — артиллерийские башенные установки; 21 — антенные посты управления огнем ЗРК; 22 — обтекатель антенн радиолокационной станции (РЛС) дальнего обнаружения воздушных целей; 23 — мачты-трубы; 24 — антенны РЛС обнаружения воздушных целей; 25 — антенна навигационной РЛС; 26 — антенны РЛС обнаружения надводных целей; 27 — боевой информационный пост; 28 — ходовой мостик корабля; 29 — посты управления кораблем; 30 — торпедные аппараты; 31 — торпедные погреба

Корпус снабжается рулевым, якорным, швартовным, буксирным, грузоподъемным и другими устройствами. Внутри корпуса размещаются главные и вспомогательные механизмы, жилые и служебные помещения, погреба боеприпасов, хранилища топлива, масел, воды, цепные ящики для уборки якорных цепей и другие внутренние устройства. На верхней палубе корпуса устанавливаются надстройки, выводятся мачты, трубы и другие сооружения и механизмы.

Арбитражные суды

В арбитражных судах рассматриваются дела, связанные с предпринимательской или экономической деятельностью гражданина. Это могут быть экономические споры, заявления об административных нарушениях, иски о неправомерных действиях государственных органов и лиц при исполнении.

К тому же, некоторые дела могут быть рассмотрены только арбитражным судом. К ним относятся дела о банкротстве, дела по корпоративным спорам, споры о защите деловой репутации или о функционировании депозитариев.

1.2) Суд по интеллектуальным правам.

Данный вид суда – это специализированный арбитражный суд. Именно здесь рассматриваются дела о нарушении интеллектуальных прав. Это могут быть патентные дела и т.п.

Важный момент

Несмотря на определенную схожесть понятий «звено» и «инстанция», они не могут рассматриваться как тождественные. Первый термин относится к судоустройству. Звено — характеристика, по которой определяется место органа относительно его деятельности в пределах конкретной территории. Инстанция выражает характеристику судопроизводства, она является разновидностью судебной деятельности. Такие определения, как «вышестоящий», «нижестоящий» не означают подчинение одних органов другим. Этими терминами обозначаются границы компетенции инстанций. Суды вышестоящей инстанции могут изменить или отменить решения нижестоящих, но не вправе давать указания о размере наказания, квалификации преступления и так далее.

Принципы

Единство системы в Российской Федерации обеспечивается посредством:

  1. Установления института нормативно-правовыми актами.
  2. Соблюдения правил, предусмотренных в законодательстве о судебной системе.
  3. Применения всеми уполномоченными органами общепризнанных норм и принципов, установленных в международных договорах и иных правовых документах, уставах и других актах субъектов страны.
  4. Признания обязательности реализации на всей территории государства решений судов, вступивших в силу.
  5. Закрепления единого статуса должностных лиц на официальном уровне.
  6. Финансирования мировых и федеральных судов из государственного бюджета.

Характеристика судебной системы РФ

В кадровом составе данного института присутствуют люди, которые находятся на государственной службе. Они реализуют полномочия на профессиональном уровне. Определяя понятие судебной системы РФ, следует сказать, что она являет собой особый институт, осуществляющий рассмотрение административных, гражданских, уголовных и прочих дел в соответствии со специально созданными процедурными правилами. Любое разбирательство заканчивается вынесением решения от имени государства. Постановление (определение, приговор) суда считается общеобязательным. Для его исполнения используется сила государственного принуждения.

Третья инстанция

В отношении постановлений и приговоров, вступивших в законную силу, может быть инициировано кассационное разбирательство. Податель жалобы может пропустить процесс апелляционного разбирательства.

Кассация затрагивает исключительно вопросы законности и справедливости решения, вынесенного в судах первой и второй инстанций. Изучение доказательств по делу и опрос участников процесса не производится. Изучаются только выводы суда и правильность применения правовых норм.

В кассационной жалобе можно указать:

  • на ошибку в применении норма права, которая имела существенное влияние на исход дела (с приведением убедительных доводов);
  • на нарушение прав третьих лиц, не участвовавших ранее в процессе.

Кассационный суд не может оценивать или основываться на обстоятельствах и доказательствах, которые не были представлены судье первой инстанции (или во время апелляции).

С 2019 года в России действует 9 Кассационных судебных подразделений, глава 2.1 закона №1-ФКЗ от 2011 года. Их обязанность – рассматривать жалобы по делам общей юрисдикции в порядке кассации, а также по вновь представленным или раскрывшимся обстоятельствам. Данная реформа позволила избежать ситуаций, когда апелляционную и кассационную жалобы по одному делу рассматривает один и тот же судебный орган.

Структура судебной системы

Судебная система РФ, как мы определили выше, представлена судами на двух базовых уровнях — федеральном и региональном. Но это не единственный механизм классификации органов соответствующей ветви власти. В российской правовой практике закрепилось деление судов на звенья. Что это значит? Под отдельным звеном, являющимся структурной частью судебной системы, понимаются органы с одной и той же компетенцией. Таковых в российской системе юристы выделяют три — основное, среднее, а также высшее. В свою очередь деление на звенья может осуществляться как на уровне всей системы, так и в аспекте отдельных категорий органов. Рассмотрим примеры.

Если речь идет об уровне всей системы, то основным звеном можно считать районные суды, средним — ВС субъектов и городов федерального значения, высшим — ВС РФ. Если рассматривать уровень, скажем, военных органов, то основным звеном будут, вероятно, гарнизонные суды, средним — окружные, высшим, в свою очередь, уже ВС РФ. Относительно арбитражей система такая: основное звено — это арбитражи субъектов, среднее — апелляционные органы соответствующей юрисдикции. Высший Арбитражный Суд — на верхней ступени. Данная схема, как полагают эксперты, позволяет наладить между органами эффективное взаимодействие в обоих аспектах — организационном и функциональном.

Отметим, что в российской правовой практике для обозначения положения одного звена суда относительно другого принято использовать термин «инстанция» — в значении, обозначающем тот или иной уровень осуществления соответствующим органом функций правосудия. Что это значит? Как правило, то, что уровень основного звена именуется «первой инстанцией», среднего — кассационной или апелляционной, либо надзорной. Но это не всегда так. Рассмотрим особенности реализации соответствующего взаимодействия между судами.

типы пассажирских и грузопассажирских судов

Класс пассажирских судов включает суда, предназначенные для перевозки пассажиров. Иногда пассажирские каюты предусматривают и на обычных грузовых судах, но пассажирским судно считается в том случае, если оно берет на борт более 12 пассажиров. Если же на таком судне принятый груз составляет более 40 процентов от общей грузоподъемности, то судно называют грузопассажирским.

По назначению пассажирские суда подразделяют на суда для обслуживания регулярных линий, суда для туристских путешествий, суда для массовых перевозок людей и суда местного сообщения.
 

типы судов для обслуживания регулярных пассажирских линий

Это пассажирские суда, совершающие рейсы между заданными портами по определенному расписанию. Особый интерес здесь представляют трансокеанские пассажирские лайнеры, рассчитанные на 2000-3000 пассажиров водоизмещением до 100000 тонн и скоростью хода 30 узлов.
 

суда для туристских путешествий

Пассажирские суда для туристских путешествий (круизов) получившие особенно широкое распространение в последнее время, имеют более умеренные скорости хода (18-22 узлов) и имеют большие размеры.

Речные пассажирские суда обслуживающие регулярные линии или используемые для речных прогулок размещают на борту до 600 пассажиров и имеют скорость хода около 27 км/час.

На современных океанских пассажирских судах всем пассажирам предоставляют одно-, двух-, трех-, четырехместные каюты или пентхаусы со всеми удобствами. Для отдыха и развлечений пассажиров имеются салоны, комнаты игр, спортивные залы, плавательные бассейны, рестораны, кафе, тематические клубы и прочее.

Отличительной особенностью крупных пассажирских судов является наличие нескольких палуб и платформ в корпусе, и многоярусной развитой надстройке

Особое внимание уделяется обеспечению безопасности плавания — спасательным средствам, противопожарным мероприятиям, обеспечению непотопляемости. Практически все пассажирские суда оборудуются успокоителями качки.
 

суда для местных сообщений

К судам для местных сообщений относят как небольшие пассажирские суда и катера, так и крупные суда, рассчитанные на 500-600 пассажиров. В настоящее время широкое распространение получили быстроходные суда со скоростью хода до 40 узлов, рассчитанные на 600 пассажиров, а также пассажирские суда на воздушной подушке.
 

Элементы конструкции судов

Все суда имеют общие конструктивные элементы — корпус и оборудование. Различают корпус основной и надстройки, оборудование делят на энергетическое, судовые устройства и системы, оборудование помещений и др.

Основной корпус состоит из наружной водонепроницаемой обшивки и набора. Передняя часть корпуса называется носом, или носовой оконечностью, в ней расположен форпик, являющийся первым отсеком корпуса судна. Задняя часть называется кормой или кормовой оконечностью. В ней расположен последний отсек, называемый ахтерпиком (рис. 25). Переборка, отделяющая форпик от других отсеков судна, называется таранной или форпиковой. При повреждении носовой оконечности она препятствует проникновению воды внутрь корпуса.

Рис. 25 Схема продольного разреза судна. 1 — надстройка 1-го яруса; 2 — надстройка 2-го яруса; 3 — надстройка 3-го яруса; 4 — тентовая палуба; 5 – труба; 6 — рубка; 7 — форпик; 8 — ахтерпик; 9 — машинное отделение; 10 — грузовой трюм; 11 — коффердамы; 12 — топливные танки

Для устранения возможности попадания газообразных продуктов, выделяющихся из жидкого топлива, в соседние грузовые или жилые помещения их разделяют специальными отсеками, имеющими вентиляционные трубы, называемыми коффердамами.

Цистерны в двойном дне используют для хранения запаса топлива, смазочных масел, пресной воды и жидкого балласта.

Надстройки сооружаются выше главной палубы и простираются от борта до борта. В них располагаются жилые и прочие помещения, которые могут быть общественными, санитарнно-гигиеническими, служебными, хозяйственными, грузовыми и т. п. Носовая надстройка называется баком, кормовая — ютом. Средняя надстройка специального назначения не имеет. Надстройки, ширина которых меньше ширины судна, называются рубками.

Будет интересно: Конструкции и проектирование корпусов плавучих доков

Корпус судна состоит из наружной обшивки, настил палуб и платформ, подкрепленных набором. Наружная непроницаемая обшивка вместе с набором образует борта, днище и оконечности судна. Расположенное горизонтально сплошное перекрытие, опирающееся на борта и переборки, называется палубой. Если она расположена не по всей длине судна, ее называют платформой.

Внутреннее пространство корпуса по высоте разделяется палубами и платформами на междупалубные пространства, которые называются твиндеками. Верхней палубой считают непрерывную палубу корпуса; палуба, расположенная ниже, считается второй, еще ниже — третьей, четвертой и т. д. Палубу над рулевой рубкой называют верхним мостиком (рис. 26). На двухпалубных судах есть верхняя и нижняя палубы, на трехпалубных — верхняя, средняя и нижняя.

Рис. 26 Схема расположения на судне палуб и помещений

Для вентиляции междудонных отсеков в настиле второго дна делают лазы, размещаемые в противоположных концах таких отсеков. По длине корпус разделяют прочными водонепроницаемыми поперечными переборками, образующими на судне водонепроницаемые отсеки. Помещения, находящиеся над вторым дном, называют трюмами. Емкости, расположенные вне второго дна, используемые для размещения в них жидких грузов, называют диптанками. Любые емкости, применяемые для хранения в них жидких грузов, называют цистернами.

Всякие легкие водонепроницаемые переборки, разделяющие помещения, называют выгородками. Шахтами называют отсеки, проходящие через несколько палуб и не имеющие горизонтальных перекрытий. Мостиком, на котором расположены легкие рубки, называется поперечная платформа, расположенная поперек судна от одного борта до другого.

Сплошное ограждение открытой палубы называют фальшбортом. По длине фальшборта делают отверстия для быстрого стока воды.

Рангоутом называют расположенные на открытой палубе мачты, стеньги и другие трубчатые конструкции, предназначенные для несения сигналов и т. п. Верхняя часть мачты, называемая топом, заканчивается шаром или специальной наделкой — клотиком.

Дельными вещами называют унифицированные или стандартные изделия, необходимые для эксплуатации судна. К ним относятся судовые двери, горловины или крышки люков, иллюминаторы, световые люки, судовые трапы, петли, задрайки, крючки и прочие изделия.

Суды по инстанциям

В органах первой инстанции, часто — на уровне основного звена, дела рассматриваются с целью вынесения решения, предусматривающего обвинение или оправдание, если процесс уголовный, удовлетворение или же отказ в иске — если дело гражданское или арбитражное. Следует отметить: совсем не обязательно, что первой инстанцией будет орган, расположенный на уровне основного звена. Это может быть совершенно любой суд. Но с наибольшей частотой подобные функции выполняют именно те органы, которые располагаются в рамках основного звена. Реже — среднего. В ряде случаев — высшего. Пример органа, функционирующего на данном уровне — Верховный Суд РФ.

Кассационный суд — это вторая инстанция, как правило, орган среднего звена. В рамках соответствующих слушаний проверяются приговоры и решения, вынесенные предыдущими судьями. Основание — кассационная жалоба или же представление прокурора по установленной форме. По итогам соответствующей проверки кассационный суд выносит особое определение, в соответствии с которым предыдущий приговор или решение оцениваются на предмет законности. Как результат, они могут быть оставлены в силе или же будет инициировано рассмотрение судебного дела снова.

Дело также может быть направлено в апелляционный суд. Это также вторая инстанция. Как правило — среднего звена, иногда — высшего. Особенность рассмотрения дел здесь в том, что соответствующее дело может сопровождаться не только отменой решения предыдущего суда, но также может быть пересмотрено в рамках полноценного слушания, в результате которого апелляционный орган вынесет новое решение.

В некоторых случаях дела могут быть рассмотрены в порядке процедуры, именуемой надзором. Это возможно, если приговор или решение предыдущего суда уже вступили в силу и прошли проверку на уровне кассационной инстанции. Цель надзора — изучить дела на предмет возможных нарушений или же пересмотреть их в силу новых обстоятельств, которые ранее были не известны судьям. Надзор проводится на уровне органов среднего или высшего звена.

О судебной системе РФ

Какие виды судов представлены в системе соответствующей ветви власти? Согласно текущим законам, их классификация такова. Есть федеральные суды. Они представлены широким спектром органов. Это суды общей юрисдикции, арбитражи, а также КС РФ. Есть, в свою очередь, органы, функционирующие на уровне субъектов федерации. Прежде всего в числе таковых следует отметить региональные конституционные суды: их функции схожи с теми, что характерны для КС РФ, однако юрисдикция уровнем ниже. В регионах есть также мировые суды.

Рассмотрим специфику работы органов отмеченных типов подробнее. Начнем с федеральных структур.

Апелляция, кассация и «вторая кассация»

Апелляционная инстанция, рассматривая спор, уже имеет на руках полностью сформированное дело со всеми мыслями, заложенными сторонами судебного процесса на первоначальном этапе. Дополнительные доказательства принимаются судом второй инстанции лишь в исключительных случаях, если сторона процесса обоснует, почему не смогла представить указанное доказательство суду первой инстанции. Отсюда делаем вывод, что самым важным и зачастую предопределяющим исход любого дела является первоначальный этап судопроизводства. Это ключевой момент не по расположению на схеме, а по значению для разрешения дела.

После вынесения апелляционным судом определения по делу, судебные постановления вступают в законную силу немедленно. Уже на этом этапе выигравшая сторона, если есть решение о принудительном исполнении (взыскании или обязании что-либо совершить), может получить исполнительный лист и предъявить его в службу судебных приставов для исполнения.

Но если проигравшая сторона все же решит поискать истину… Нет, не в вине, а в третьей инстанции, то в течении двух/трех месяцев с момента вступления решения в законную силу (срок зависит от того, был это арбитражный суд, либо суд общей юрисдикции), он сможет подать жалобу в специальные кассационные суды. Рассмотрение кассационной жалобы происходит в открытом судебном заседании с участием сторон. К слову, в рамках указанного производства можно приостановить исполнение решения суда до разрешения дела. Кассационный суд проверяет законность ранее вынесенных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, а также соблюдение норм материального права и арбитражного/гражданского/административного или уголовного процесса.

Ну, и наконец, мы добрались до «царицы полей» в мире юриспруденции, называемой в обиходе «вторая кассация» – до Верховного суда Российской Федерации, который также рассматривает дела в кассационном порядке.

Почему законодатель выделил эту стадию в отдельную, но не придал ей иной формы и звучания, для меня секрет. Тем не менее, по общему правилу это завершающая стадия судопроизводства на территории России. Верховный суд рассматривает обращение только в том случае, если вы прошли все предыдущие стадии. И приглашает стороны для непосредственного участия в рассмотрении жалобы в исключительных случаях, если установлено, что в рамках одной или на всех предыдущих стадиях были нарушены нормы права и без устранения найденных нарушений невозможно восстановление справедливости так, как видит ее Верховный суд РФ – высший судебный орган страны по делам, подсудным арбитражным судам и судам общей юрисдикции.

Чтобы пройти самостоятельно всю эту процедуру под названием «Судебная система в РФ», вам понадобится не очень многое. Творческое мышление, нестандартность поведения и позиционирования, личная харизма, ораторское мастерство и мастерство написания текстов. И конечно же, не забываем про знание норм процессуального права, понимание норм материального права, которые безусловно встанут на защиту вашей позиции, если вы руководствуетесь ими в своих повседневных делах.

Если вы соблюдаете закон, то и он защищает вас, четко отрабатывая в указанных выше инстанциях. Но если вы идете в обход закона, то не жалуйтесь, что и он не сможет встать на вашу защиту.

Организация и порядок деятельности

Существуют определенные принципы, на основании которых функционирует судебная система РФ. Конституция страны достаточно четко устанавливает основные из них. Среди них, в частности, следует назвать:

  • Гласность разбирательства.
  • Законность.
  • Равноправие и состязательность сторон.
  • Осуществление правосудия только уполномоченным органом.
  • Государственный язык производства по делу.
  • Установление состава суда законом.
  • Презумпция невиновности.
  • Недопустимость повторного обвинения в одном преступлении.
  • Независимость судей, подчинение их исключительно ФЗ и Конституции.
  • Обеспечение права использовать квалифицированную юридическую помощь и защиту.

Согласно ст. 123 Основного Закона, все судебные заседания должны быть открытыми. Закрытое рассмотрение дел допускается исключительно в случаях, которые предусмотрены ФЗ. Не разрешено также заочное разбирательство. Исключения составляют случаи, определенные в ФЗ. Производство по делу выполняется на основе принципа равноправия и состязательности сторон. Нормативные акты предусматривают случаи, когда разбирательство может осуществляться с привлечением присяжных. Судебная система РФ финансируется за счет бюджета страны. Это обеспечивает возможность независимой и полной реализации задач в соответствии с ФЗ.

Классификация современных судов

Суда классифицируют по различным признакам, например районам плавания, назначению, материалу корпуса и надстроек и т. д. В зависимости от этого применяют схемы окраски наружного корпуса, механизмов и оборудования, расположенных на палубах, и внутренних (служебных, обитаемых и вспомогательных) помещений.

По районам плавания суда разделяют на морские (арктического, неограниченного, ограниченного, прибрежного плавания); рейдовые, внутреннего плавания (озерные и речные) и смешанного плавания типа “река-море”.

По назначению суда подразделяют на следующие типы: транспортные, промысловыеПромысловые добывающие и перерабатывающие суда, служебно-вспомогательные и суда технического флота.

Транспортные суда подразделяют на следующие типы:

  • пассажирские — суда для обслуживания регулярных линий, туристских путешествий или круизов (рис. 2), массовых перевозок людей и суда местного сообщения;
  • грузовые, которые, в свою очередь, делятся на сухогрузные и наливные (танкеры для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов (рис. 5); суда для перевозки навалочных грузов — балкеры (рис. 6) (руды, угля, минеральных удобрений, зерна и т. п.), газы (рис. 7); суда для перевозки химикатов, а также прочих жидких грузов (водолеи, виновозы, суда для перевозки скота и др.);
  • грузопассажирские;
  • специальные (паромы, баржи, буксирные суда, составы, толкачи, буксиры-толкачи, несамоходные толкаемые секции или баржи, а также автомобильно-пассажирские и железнодорожные паромы).

В настоящее время быстро развивается строительство судов комбинированного типа, т. е. судов, приспособленных дли перевозки нескольких определенных видов груза, что очень выгодно при организации встречных морских перевозок, так как исключает порожние балластные пробеги. К этому типу грузовых судов относятся нефтерудовозы, хлопколесовозы и т. п.

Предлагается к прочтению: Морские буксирные суда, классификация и виды

Промысловые суда делят на:

  • добывающие — траулеры (рис. 8);
  • дриф­теры;
  • сейнеры;
  • тунцеловы;
  • краболовы;
  • добывающе-перерабатывающие (большие морозильные траулеры, рыбозаводы, большие и средние траулеры, траулеры — рыбоконсервные заводы, морозильные траулеры), перерабатывающие (плавучие базы, морозильные суда или производственные рефрижераторы) и обслуживающие (приемотранспортные, поисковые, научно-промысловые и др.).

Служебно-вспомогательные суда разделяют на:

  • обслуживающие — буксиры (рис. 9), обеспечивающие буксировку больших судов в узких местах и портах, или несамоходные суда, ледоколы (портовые, морские, речные, арктические линейные; спасатели, пожарные суда);
  • служебные (научно-исследовательские, медико-санитарные, плавучие гостиницы, учебные и пр.).

Суда технического флота подразделяют на:

  • дноуглубительные снаряды;
  • грунтовозные шаланды;
  • суда-нефтесборщики;
  • плавучие краны;
  • крановые суда;
  • плавучие докиМеталлические плавучие доки — общие сведения и классификация;
  • плавучие мастерские;
  • а также суда, предназначенные для выполнения строительных, мелиоративных и лесосплавных работ;
  • суда для исследования Мирового океана — плавучие буровые установкиСамоподъемные плавучие буровые установки, полупогружные нефтяные платформы (рис. 10), буровые суда и др.; плавучие электростанции и т. п.

Кассационная инстанция

В кассационном порядке обжалуются судебные акты, которые уже вступили в силу. Как правило, обращение в кассационную инстанцию возможно только при условии, что уже был пройден апелляционный этап.

Суд кассационной инстанции – это вышестоящий суд или вышестоящее структурное подразделение суда по отношению к суду, решение которого обжалуется, в том числе по отношению к суду апелляционной инстанции.

Суд кассационной инстанции определяется:

  1. По арбитражным делам – в соответствии со ст. 274 АПК РФ и ст. 24 ФКЗ от 28.04.1995 года №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
  2. По гражданским делам – в соответствии со ст. 377 ГПК РФ.
  3. По уголовным делам – в соответствии со ст. 401.3 УПК РФ.
  4. По административным делам, вытекающим из публичных правоотношений – в соответствии со ст. 319 КАС РФ.

В арбитражном судопроизводстве действуют специальные кассационные суды. В судах общей юрисдикции кассационная инстанция – суд уровня субъекта федерации (первая кассация) и судебные коллегии Верховного суда (вторая кассация).

2018-2019 гг. – период реформирования институтов апелляции и кассации в системе судов общей юрисдикции. Здесь планируется создание апелляционных и кассационных судов наподобие системы, действующей в арбитражных судах.