Оглавление
Будет ли новый Закон способствовать интеграции российского и зарубежного образования?
Законопроект направлен на интеграцию российского и европейского об
разовательных пространств.
Международному сотрудничеству в документе посвящена отдельная глава, которая, в
том числе, предполагает создание условий для развития мобильности студентов и
преподавателей, а также возможность реализации совместных образовательных
программ. Кроме того, закон значительно упрощает порядок признания
в России иностранных документов об образовании.
Обсуждение законопроекта:
- большоеправительство.рф/debate/1992/
- «Липецкая газета» / Закон об образовании: равнодушных нет
- www.shevkin.ru / Вопросы и ответы с комментариями
- YouTube.com / Пленарное заседание 17 октября
Сколько лет учится современный россиянин
В завершение предлагаем
посчитать, сколько же лет тратит житель нашей страны на
получение образования
.
Для удобства выше и здесь мы
использовали сроки, предусмотренные для очной формы обучения. Соответственно,
заочники в каждом цикле задерживаются еще на год
Сокращенное обучение с
перезачетом дисциплин также принимать во внимание не будем, так как оно
доступно не во всех вузах.
Итак, какие варианты
возможны:
Таблица 1. Для окончивших 9 классов
Школа 9 лет | СПО 4 года | ВО Б 4 года | ВО С 5 лет | ВО М 2 года | ВО А 3 года | Итого |
✓ | ✓ | 13 лет | ||||
✓ | ✓ | ✓ | 17 лет | |||
✓ | ✓ | ✓ | 18 лет | |||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 19 лет | ||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 20 лет | ||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 22 года | |
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 23 года |
Таблица 2. Для окончивших 11 классов и поступивших в колледж или техникум
Школа 11 лет | СПО 3 года | ВО Б 4 года | ВО С 5 лет | ВО М 2 года | ВО А 3 года | Итого |
✓ | ✓ | 14 лет | ||||
✓ | ✓ | ✓ | 18 лет | |||
✓ | ✓ | ✓ | 19 лет | |||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 20 лет | ||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 21 год | ||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 23 года | |
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 24 года |
Таблица 3. Для окончивших 11 классов и поступивших в вуз
Школа 11 лет | ВО Б 4 года | ВО С 5 лет | ВО М 2 года | ВО А 3 года | Итого |
✓ | 11 лет | ||||
✓ | ✓ | 15 лет | |||
✓ | ✓ | 16 лет | |||
✓ | ✓ | ✓ | 17 лет | ||
✓ | ✓ | ✓ | 18 год | ||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 20 лет | |
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 21 год |
Проведение аттестации по дополнительному предмету
Вопрос — ответ
Ответ на этот вопрос неоднозначен и зависит от образовательной программы. В аттестат вносятся те дисциплины, которые относятся либо к инвариантной части учебного плана, либо к вариативной части. Таким образом, любой дополнительно изученный предмет может в принципе быть включен в аттестат, если он признается частью программы, и входит в вариативную часть. Если предмет в принципе не является частью этой программы, то он в принципе никак не может быть отражен в аттестате. (И должен рассматриваться, как, например, дополнительная образовательная программа).
В этой связи ключевой вопрос – может ли быть изучение второго иностранного языка быть признано как освоение части программы обучающимся? Ответ на него зависит от учебного плана. Есть ФГОС среднего общего образования, которым четко установлено соотношение – 60 процентов программы должна составлять обязательная часть, и 40 – часть, формируемая участниками образовательных отношений. Данное соотношение не должно нарушаться.
Кроме того, количество учебных занятий за 2 года должно быть не менее 2170 и не более 2590 часов. Если признавать освоение английского языка частью освоения имеющейся образовательной программы, это должно попадать в означенные ограничения – то есть, например, образовательная организация, которая имеет 2170 часов по учебному плану, вполне может предусмотреть возможность выбора обучающимся более, чем одного иностранного языка. Если же учебный план уже составлен из объема 2590 часов, то без сокращения времени, отводимого на изучение других дисциплин, предусмотреть возможность выбора дополнительного предмета уже затруднительно.
Подготовка кадров высшей квалификации
С 2013 года, а именно с
момента вступления в силу ныне действующего Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ,
аспирантура стала уровнем высшего образования. До этого ее относили к
послевузовской подготовке.
Также рекомендуем:
Зачем поступать в аспирантуру
Выпускники прочувствовали
изменения, выразившиеся:
-
в
необходимости подготовки выпускной квалификационной работы (не путать с
кандидатской диссертацией!); -
в получении
диплома об окончании аспирантуры (не кандидата наук!); -
в присвоении
квалификации исследователя и/или преподавателя-исследователя.
ВКР писать обязательно,
тогда как защиту диссертации можно отложить на неопределенный срок.
Подготовкой кадров высшей
квалификации занимаются также:
Адъюнктура
–
та же аспирантура, но для военных, полицейских и спасателей.
Ординатура
–
уровень медицинского образования, предполагающий получение врачебной
специальности
Внимание: это не то же самое, что аспирантура, к научной
деятельности ординатура отношения не имеет.
Ассистентура-стажировка
– аспирантура для представителей творческих профессий.. Соискательство сюда не
входит
Это не обучение как таковое, а предоставление возможности сдать
кандидатские минимумы и подготовить диссертацию с помощью научного
руководителя. Соответственно, никакого диплома соискатель не получает.
Соискательство сюда не
входит. Это не обучение как таковое, а предоставление возможности сдать
кандидатские минимумы и подготовить диссертацию с помощью научного
руководителя. Соответственно, никакого диплома соискатель не получает.
Семейное образование и законы Российской Федерации
Семейное обучение (самообразование) — это форма получения образования вне школы. На ней ребёнок самостоятельно осваивает основную общеобразовательную программу, при этом ответственность за качество обучения лежит на родителях.
Давайте узнаем, какими законодательными актами регулируется эта форма получения образования.
<<Блок перелинковки>>
Мы рассмотрим следующие документы:
- статья 17 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,
- приказ Минобразования №1015,
- письмо Минобразования «Об организации получения образования в семейной форме».
Их необходимо изучить каждому родителю, планирующему перевести ребёнка на семейное обучение. Ещё существуют локальные нормативные акты отдельных школ, в которых хоумскулеры проходят аттестацию, и законодательные акты отдельных субъектов России. Локальные законы о семейном образовании варьируются по регионам, поэтому в статье мы лишь из то, что действует по всей стране.
Три уровня образования, характеристика
Современное высшее образование в РФ подразделяется на:
- бакалавриат;
- специалитет / магистратуру;
- подготовку кадров высшей специализации.
Бакалавр
Бакалавр — это академическая степень, которая присваивается студенту вуза после получения и подтверждения им знаний по выбранной специальности. Поступить на бакалавриат могут:
- одиннадцатиклассники — по результатам ЕГЭ на конкурсной основе;
- выпускники ссузов, они поступают в вуз по внутренним экзаменам.
Бакалавр после прохождения специальных испытаний может поступить на следующую ступень образования:
- специалиста;
- магистра.
Бакалавриат — это полное высшее образование, которое дает выпускникам все необходимые знания для начала трудовой профессиональной деятельности. Длительность обучения на бакалавра составляет 4 года для выпускников 11-х классов и 3 года — для выпускников средне-профессиональных учебных заведений. Степень бакалавра является общепринятой в международной классификации, не требует специального подтверждения в других странах мира, позволяет выпускнику продолжить обучение или трудоустроиться заграницей.
Магистр
Магистр — вторая академическая степень высшего образования, которая готовит профессионалов с углубленной специализацией. Длительность обучения в магистратуре — 2 года. Для поступления нужно пройти конкурс и сдать специальный экзамен, который определяет вуз. В магистратуру могут поступать и бакалавры (после 4-х лет обучения), и специалисты (после 5-5,5 лет обучения). Причем поступить в магистратуру можно в другое учебное заведение. Ограничений нет. Не сумевшие пройти на бюджет бакалавры и специалисты могут стать магистрами на платной основе. Диплом магистратуры дает право выпускнику на последующее обучение в аспирантуре. Студенты, обучающиеся в магистратуре, также, как и студенты в бакалавриате имеют право на отсрочку от военной службы.
Специалист
Это традиционный уровень для российского высшего образования, который, несмотря на Болонский процесс, существует в нашей стране до сих пор. Обучение на специалиста включает в себя базовое образование и специальную подготовку в рамках выбранной специализации.
Поступление в вуз на специалитет проходит, как правило, на основе результатов ЕГЭ. Срок обучения:
- 5 лет для очной формы обучения;
- 6 лет для заочной.
По окончании специалитета выпускник может поступить в магистратуру или аспирантуру. Специалист — это вторая ступень высшего образования в России наравне с магистратурой. Поэтому специалист не может поступить в магистратуру на бюджетной основе, это будет считаться вторым высшим образованием. При этом специалист может поступить в аспирантуру, что недоступно бакалавру. Диплом специалиста по традиции ценится в России, но он не понятен работодателям за рубежом, что создаст трудности при трудоустройстве за пределами нашей страны.
Концепция Д. Локка Эпоха
Для эпохи Просвещения характерной чертой является существование альтернативных авторских дидактических теорий. В таких работах процесс обучения представлял собой осуществление на практике теоретического замысла автора и был направлен на воспитание и обучение детей из самых разных возрастных групп в разнообразных видах образовательных учреждений. Существенная часть от всех подобных авторских методик образования базировалась на эмпирико-сенсуалистической концепции известного английского философа и педагога Д. Локка. Теория Локка предполагает два возможных источника познания:
- внешний опыт, обозначающий чувства, порожденные ощущениями от разнообразных материальных раздражителей в виде объектов;
- внутренний опыт или другими словами рефлексия, подразумевающая под собой акт познания.
Процессы создания комбинаций и слияния данных источников можно назвать основой возникновения жизненного опыта и привычек личности. Жизнь человека является зависимой от т воспитания, которое было получено в качестве результата объединения индивидуального потенциала и жизненных обстоятельств. Как раз на этом базисе держится вся концепция «воспитания джентльмена» Локка. В рамках приведенной теории программа обучения представляет собой некое слияние традиций и новаций. Светское воспитание, включающее в себя такие дисциплины как фехтование, верховая езда, танцы, и деловое обучение, которое основывается на изучении права, этики, истории, бухгалтерии и естественных дисциплинах, взаимно обогащают и дополняют друг друга. Предложение Локка заключалось в необходимости сделать основной упор на осознанную самостоятельность приобретения и усвоения знаний. Главные мысли английского педагога насчет данного вопроса можно описать следующим образом:
- целостный подход к воспитанию и обучению, базирующийся на единстве физического и умственного развития ребенка;
- периодическая смена интеллектуальной работы на физическую и наоборот в ходе организованного обучения;
- необходимость ранней профессиональной подготовки, в качестве базиса воспитания и образования;
- человечное отношение к ребенку, определение его в качестве самостоятельного и сознательного человека, который заслуживает уважение;
- целенаправленный учебный процесс, базирующийся на стремлении детей к свободной и разнообразной активной деятельности;
- формирование и организация учебного процесса, который будет способствовать любознательности и развитию интереса к учению учеников;
- прагматизм в содержании образования;
- рационализм и регламентация воспитательно-образовательного процесса;
- формирование самодисциплины и стремления к непрерывному учению у человека.
Приведенные выше положения образовательной теории Локка, то есть теории «воспитания джентльмена», сыграли роль основы для развития теории обучения иных авторов восемнадцатого века.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Чем отличается семейное образование от заочного
У семейного и заочного образования много общего: ребенок учится дома при помощи репетиторов, интернет-ресурсов и т. д. По итогам того и другого ребенок обязан пройти аттестацию в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов).
В чем основные отличия:
- Что такое заочное обучение в школе — это самостоятельное образование, но полученное в школе или гимназии, то есть в образовательном учреждении. Школа выбирает программу, предоставляет учебную и методическую литературу, организует промежуточные и итоговые аттестации, несет ответственность за качество полученных знаний. В этом смысле заочное обучение в школе — это как в вузах: есть конкретная учебная программа, ее необходимо в нужный срок освоить и сдать экзамены.
- Семейное образование вне этой системы. Организация процесса обучения, выбор программ, распределение учебной нагрузки — все решают родители. Промежуточную и итоговую аттестации дети проходят экстерном в любом образовательном учреждении, которое имеет соответствующую аккредитацию. На экстернов распространяется государственное финансирование — при подготовке к экзаменам дети вправе бесплатно пользоваться учебниками.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
Из статьи 17 закона о семейном образовании следует, что в России можно учиться вне школ — на дому. Программу, способы обучения и учебный график выбирают родители, но обязательно с учётом мнения ребёнка.
В статье 33 закона «Об образовании в Российской Федерации» дано ещё одно важное определение — кто такие экстерны. Таким образом, школьники, обучающиеся в семейной форме, должны проходить аттестацию только в аккредитованных образовательных организациях
Аттестация необходима, чтобы продемонстрировать, что полученные знания и умения не ниже федеральных стандартов. В момент зачисления в аккредитованную школу ученик на семейном обучении становится экстерном
Таким образом, школьники, обучающиеся в семейной форме, должны проходить аттестацию только в аккредитованных образовательных организациях. Аттестация необходима, чтобы продемонстрировать, что полученные знания и умения не ниже федеральных стандартов. В момент зачисления в аккредитованную школу ученик на семейном обучении становится экстерном.
Развитие образовательной системы в России
Начало XVIII века отметилось тем фактом, что для осуществления экономических и социальных реформ в России возникла достаточно острая нужда в большом числе профессионалов в разнообразных сферах жизнедеятельности. Данная потребность, в свою очередь, вызвала необходимость в формировании светской образовательной системы, которая была бы направлена на удовлетворение запросов государства.
Одновременно претерпевала существенные изменения сама суть воспитания и обучения. Общество нуждалось в чем-то большем, чем просто покорные крестьяне, социум требовал полноправных граждан своего государства
Задача воспитания людей обладающих светским образованием и широким кругозором, однако при этом остающегося верным религиозным традициям и национальным интересам, стала наиболее важной в системе отечественного образования. С целью ее решения в России начала формироваться система государственных, а также частных учебных учреждений
Правительство Петра I занялось возведением начальных школ, которые отличались доступностью для широких слоев населения.
Частным примером таких учреждений являются цифирные школы, которые были образованы для детей десяти-пятнадцати лет и были нацелены на их подготовку в качестве обслуживающего персонала низшего уровня для работы на предприятиях. Предполагалось, что цифирные школы будут подготовительной ступенью для дальнейшего профессионального образования низших слоев населения. В данных учреждениях изучали грамоту, арифметику и геометрию. Однако целый ряд трудностей спровоцировал их повальное закрытие. В России в это же время существовали также гарнизонные и адмиралтейские школы. Их предназначение заключалось в осуществлении подготовки низшего военного состава армии и флота, другими словами солдат и матросов.
С целью обучения квалифицированных рабочих начали открываться горно-заводские школы. Такие учебные заведения представляли собой школы для представителей низших сословий. Параллельно в царской России происходит становление образовательной системы для высших слоев населения – дворянства. Данные элитные учебные заведения представляли:
- Московская инженерная школа, Петербургские инженерная школа, Петербургская артиллерийская школа, хирургическая школа и так далее;
- общеобразовательные государственные и частные школы, пансионы.
Более того, в период правления Петра I получила широкое распространение система обучения так называемых дворянских недорослей в учебных учреждениях экономически развитых европейских стран. Данный факт был попыткой наладить преемственность начального и среднего образования. Примером традиционного богословского учебного заведения стала Славяно-греко-латинская академия, в ней можно было получить начальное, среднее и высшее образование.
Примером традиционного светского высшего учебного заведения петровского времени была Санкт-Петербургская Академия наук с входящими в ее состав университетом и гимназией. Академия была направлена на консервативные способы обучения. Она послужила образцом для открытого в 1755 году М.В.Ломоносовым Московского университета.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Система образования в россии в 18 веке, а конкретнее в его второй половине, отметилась существенными изменениями в системе отечественного образования. Такие реформы инициировали Екатерина II, И.И.Бецкий и Ф.И.Янкович де Мириево. Организуются уже не узкосословные и профессиональные школы, а всеобщие (кроме, разве что, крепостных крестьян) и общеобразовательные школы, на что свое влияние оказали идеи французских просветителей. Созданию в России государственной образовательной системы мы обязаны И.И.Бецкому. Он был основоположником закрытых сословных учебных заведений таких как Сухопутный шляхетский корпус и Смольный институт благородных девиц. К концу XVIII века в России сложилась неупорядоченная, имеющая сословный характер образовательная система, ориентированная на традиционные формы, методы и использующая традиционные образовательные программы. Эпоха Просвещения была культурно неоднозначной, наполненной неоднородными идейными течениями, которые сходились в ценности воспитания и обучения, в критике сословности образования и в необходимости развивать образование, приближая его к меняющимся социальным условиям. К середине 19 века реформы привели образование к следующей структуре:
Образование в России
Во все времена в нашей стране образованию уделялось особое внимание. Однако, со сменой веков и политических режимов, оно также претерпело значительные изменения
Так, в советское время система образования работала под единым стандартом. Требования к учебным заведениям, планы, по которым проводилось обучение, и методы, применяемые педагогами, были едины и строго регулировались на государственном уровне. Однако переоценка ценностей, на сегодняшний день, привела к тому, что в системе образования идет демократизация, гуманизация и индивидуализация. Все эти термины, неприменимые в прошлом, стали обычными для современных участников образовательного процесса. Существует вариативность образовательных программ, что позволяет каждому учреждению, независимо от своего уровня, вырабатывать собственный план обучения, при условии, что он будет одобрен контролирующим органом.
Однако, несмотря на все новшества, современная российская система образования остается федеральной и централизованной. Уровни образования и его виды закреплены законодательно и не подлежат изменениям.
Могу ли я в возрасте 37 лет получить среднее общее образование в общеобразовательном учреждении (не в профессиональном)? Разъясните в какой форме я это могу сделать и куда мне обращаться? Имеет ли право школа отказать мне в получении данного образования?
Вопрос — ответ
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование статьей 43 Конституции РФ. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В Российской Федерации гарантируются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего исреднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. (пунктами 1, 2, 3 статьи 5 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» – далее Закон об образовании).
С учетом закрепленных гарантий гражданину, желающему получить среднее общее среднее образование не может быть отказано, в том числе в связи с достижением возраста 18 лет.
Гражданин имеет право выбирать формы получения образования. Согласно статье 17 Закона об образовании, и пункт 3 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067), в России среднее общее образование можно получить как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций – в форме семейного образования и самообразования.
Что подразумевает заочное обучение
Заочная форма обучения в школе подразумевает то, что ходить в образовательное учреждение не нужно. Дети полностью обучаются в домашних условиях. Что касается проставления оценок, то данная процедура производится также заочно на основании контрольных и самостоятельных работ. Однако касательно осуществления итоговой аттестации существует два варианта. Знания ребенка оцениваются по текущим оценкам.
Годовые оценки также высчитываются, исходя из семестровых отметок, которые в свою очередь проставляются по четвертным оценкам. Помимо того, существует и второй способ – это сдача экстерном. По каждому предмету проводится экзамен, который дети могут сдать экстерном. То, по какой системе будет происходить оценивание, ребенок имеет право решать совместно с родителями.
Что касается положительных моментов очной формы, то данный метод удобен для детей с физиологическими ограничениями. Также существенно экономится время, которое было бы потрачено на дорогу в школу. Кроме того, ребенок может просыпаться и ложиться в максимально удобное для него время суток.
Однако есть и недостатки. Дети, обучающиеся на заочной форме, лишены коллективного общения. В некоторых ситуациях данный фактор в будущем вызывает психологические проблемы. Также в классе за счет вопросов других учеников иногда материал запоминается быстрее и становится гораздо более понятным. Помимо того, о заочной форме обучения стоит знать ещё несколько моментов:
- Как сдаются экзамены? То, как будет сдавать экзамены ученик, обучающийся заочно, также можно выбрать. Первый вариант – это очный способ. В данной ситуации все стандартно. Просто необходимо прийти в школу и пройти итоговую ситуацию. Также есть и второй дистанционный метод. Экзамены сдаются, не выходя из дома. На официальном сайте школы ученик заходит в соответствующий раздел в заранее утвержденное время и сдает экзамен по определенному предмету;
- Как проходит подготовка к экзаменам? Как правило, дети на заочной форме обучения готовятся к экзаменам самостоятельно. Однако консультации никто не отменял. Для заочников нет никаких ограничений касательно посещения консультаций. В связи с этим ребенок может приходить на общие консультации по определенным предметам, назначенные для его класса, и прояснять все непонятные моменты;
- Можно ли принимать участие в школьной жизни? Школа – это не только посещение уроков, но и различные мероприятия. Например, кружки либо олимпиады. Принимать участие в школьной жизни могут абсолютно все ученики. Форма обучения никакой роли не играет. Что касается книг из библиотеки, то действует точно такое же правило. Заочник может брать всю необходимую для его обучения литературу. Главное вовремя сдать книги в конце семестра в библиотеку.
Стандартная форма обучения
Очная образовательная форма является традиционной. Дети посещают школу ежедневно за исключением выходных и каникул. Руководство школ самостоятельно ставит в известность местные органы управления обо всех необходимых процессах. Программа обучения и расписание для каждого класса также утверждается школой. Детям обязательно посещать все уроки. Однако существует вариант индивидуально урегулировать расписание.
В школе сдаются различные аттестации на протяжении семестров, а затем дети проходят итоговые экзамены. Программа обучения утверждается на законодательном уровне. Данная форма получения образования очень хороша тем, что ребенок мгновенно может задавать вопросы учителю и соответственно не накапливать в голове целый ряд непонятных моментов. Помимо того, общение в классе приносит множество эмоций, радости и воспоминаний в последующей взрослой жизни.
Положение СПО в структуре системы образования (СО)
Что предшествует
: Среднее профессиональное — самый нижний уровень профессионального
образования, на который можно ступить, имея на руках аттестат об окончании 9
или 11 классов. В этих двух случаях обучение будет проходить по разным
программам.
Сколько учиться
: Вчерашним девятиклассникам еще предстоит получить те знания, которые дают
их сверстникам в 10-11 классах, только вдвое быстрее. Поэтому ФГОС
предполагает, что четырехлетняя программа для них разрабатывается с учетом
школьных стандартов. Соответственно, выпускники 11 классов учатся на год меньше
– три года вместо четырех.
Куда поступать
: Получить СПО можно в техникумах и колледжах. Редко программы
профессионального (а не начального) образования реализуют в училищах.
Куда дальше
: Имея на руках диплом, выпускник имеет право поступить в вуз и продолжить
учебу по программам бакалавриата или специалитета, в том числе и в ускоренном
формате. Но стоит заранее выяснить, практикует ли интересующий вуз перезачет
дисциплин. Допускается выпускник и к прохождению курсов повышения квалификации
и профессиональной переподготовки.
Зарождение образования на Руси
Образование и грамотность всегда были распространены в России, о чем говорят найденные берестяные грамоты, относящиеся еще к I тысячелетию.
Начало повсеместному образованию на Руси положил князь Владимир, когда издал указ о том, чтобы брать детей из лучших семей и учить их «книжному научению», что воспринималось древними русичами как дикость и вызывала страх. Родители совершенно не хотели отдавать детей учиться, поэтому учеников в школы зачисляли насильно.
Первое большое училище появилось в 1028 году усилиями Ярослава Мудрого, который смог собрать 300 детей и издал повеление «учить их книгам». С тех пор число школ начало возрастать. Открывали их в основном при монастырях и церквях, и не только в городах, но и сельских поселениях.
Стоит отметить, что князья Древней Руси были людьми образованными, поэтому уделяли обучению детей и книгам повышенное внимание. Образование и его уровень росли вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII веке, которое имело катастрофическое значение для русской культуры, поскольку были уничтожены практически все очаги грамотности и книги
Образование и его уровень росли вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII веке, которое имело катастрофическое значение для русской культуры, поскольку были уничтожены практически все очаги грамотности и книги.
И только в середине XVI века правители задумались о грамотности и образовании вновь, и уже в XVIII веке образование стало занимать особе место в истории России. Именно тогда была совершена попытка создания государственной системы образования. Открывались школы и приглашались специалисты по разным наукам из-за рубежа или российских подростков отправляли обучаться заграницу.
Лишь при Петре I образование и просвещение, а также их развитие, открытие школ различных специализаций (математическая, географическая) стало важной государственной задачей. Благодаря этому в России возникла система профессионального образования
Со смертью Петра I российское образование пришло в упадок, поскольку его преемники не уделяли должного внимания наукам.
Но если ранее к обучению допускались только дети дворян и других знатных родов и семей, то со второй половины XVIII века все изменилось кардинальным образом. Екатерина II заложила в понятие «образование» совсем другой смысл – воспитание народа.
Министерство народного просвещения впервые было создано в 1802 году по указу царя Александра I, установились типы образовательных учреждений: приходские и уездные училища, гимназии и университеты. Установилась преемственность между этими заведениями, количество ступеней классов увеличилось до 7, а в университет можно было поступить только после окончания гимназии.
В конце XIX и начале XX веков стали подниматься вопросы о реформе школьного образования, которые очень скоро оказались в центре общественного внимания. В этот период российская школа, несмотря на различные сложности и противоречия, пережила период подъема: выросло количество учебных заведений, число учащихся в них, появилось разнообразие форм и типов обучения, а также его содержание.
Зачем надо было менять Законодательство в сфере образования? Чем не устраивал старый Закон?
Действующий Закон «Об образовании» был принят в 1992 году и для своего времени
был очень прогрессивным. Именно он адаптировал образовательную
систему к новым экономическим реалиям, создал условия для самостоятельности
школ и появления авторских образовательных методик. Правда, финансовых и
организационных основ для реализации этих инициатив определено не было, и
многие передовые идеи так и остались на бумаге.
Но главное — за 20 лет стала другой страна, и документ просто перестал отвечать
требованиям времени.
Попытки же угнаться за происходящими изменениями привели к тому, что практика
внесения в него дальнейших поправок во многом исчерпала свой ресурс.
Дистанционное обучение
Вопрос — ответ
Прежде всего нужно разъяснить, что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» дистанционное образование не является формой получения образования.
Согласно ст. 17 ФЗ «Об образовании в РФ» №273 в Российской Федерации образование может быть получено:
• в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
• вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Право выбора форм получения образования принадлежит родителям (законным представителям) обучающегося, которые таким образом могут выбрать либо получение образования в образовательной организации, либо семейное образование.
При получении образования в образовательных организациях могут использоваться различные формы обучения: очная, очно-заочная, заочная, и применяться «различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение».
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Таким образом, то, какую форму получения образования выбрать, — право родителей, а то, в какой форме будет происходить обучение в организации, и какие при этом будут применяться технологии, — право образовательной организации.
Дистанционное обучение пришло в школьную жизнь из вузов. Практика показывает, что такой вид обучения не столь уверенно развивается, но все же входит и в среднее образование.
Что делать, если права ребёнка в образовании нарушаются
Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ», при нарушении прав ребёнка родители имеют право:
- направлять в органы управления организацией обращения о применении к работникам дисциплинарных взысканий,
- обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений,
- использовать не запрещённые законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
К сожалению, права школьника нарушаются нередко. Типичная ситуация: ученика не пустили на урок по причине опоздания или отсутствия школьной формы. Скорее всего, оба случая действительно являются нарушениями локального нормативного акта школы, но педагог не имеет права наказывать за них недопуском до занятия. Если ученик не был допущен на урок, то родители могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.
Часто детей привлекают к так называемым субботникам — генеральной уборке класса, здания школы, территории. Но в статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Если родитель не давал согласия, то имеет право написать жалобу на имя директора.
Иногда права родителей и детей на семейном образовании нарушаются, когда школа хоумскулеру в прикреплении. По закону любая лицензированная и аккредитованная школа обязана принять ученика на семейной форме обучения, если это не противоречит её локальным актам. На практике это порой нарушается. Конечно, можно обратиться в другую школу, но не всегда есть такая возможность. Если образовательное учреждение единственное во всём районе (посёлке, городе) или вы заинтересованы в прикреплении к конкретной школе, запросите у директора письменный отказ с указанием причины.
С этим документом и просьбой привести устав школы к соответствию федеральному законодательству обратитесь в районный отдел образования или департамент по образованию вашего региона. Ведь все образовательные учреждения должны подчиняться закону «Об образовании», а в нём чётко зафиксировано право обучаться в семье и сдавать аттестации экстерном (статьи 17 и 34 соответственно).