Что означает неиспользуемые земли запаса?

Какие есть виды разрешенного использования земель запаса

В Земельном Кодексе прописано наиболее точное определение, которое позволяет охарактеризовать значение земель запаса. Эта привычная для каждого специалиста процедура формирования земель запаса была рассмотрена с нескольких точек зрения.

Сюда включают земельные участки, которые были выведены из категории общего пользования совсем недавно:

  • земли, которые предназначены для сельскохозяйственных целей, однако их использовать нельзя из-за низкого коэффициента плодородия;
  • следует отнести в эту категорию иные земли пользования, которые можно будет использовать в сельскохозяйственных целях. В регионе может быть установлен запрет на эксплуатацию территорий, которые стоят в резерве для дальнейшего возделывания и процедуры обработки. Следует в обязательном порядке провести все необходимые расчеты касательно цифры урожая, которая будет получена в этом году. Продуктов должно хватить на обеспечение внутренних нужд страны, а также для осуществления поставок за рубеж;
  • ряд земельных фрагментов, которые находятся в пользовании лесного фонда с густой растительностью. Запрещается использовать такие территории, так как они зарезервированы для проведения дальнейших строительных работ, а также возведения иных инженерных объектов;
  • земля, на которой расположены водоемы. Использовать такие участки нет возможности из-за их непригодности.

Исключениями из правил могут стать только разнообразные рекреационные варианты.

Земли запаса можно поделить на несколько основных категорий, в зависимости от степени подчиненности ресурсов, а также общему уровню собственности:

  • федеральные земли. На территории подобных земельных наделов располагаются важные объекта государственного значения, либо же отдельные участки с приватизированными на территории объектами. До момента прохождения процедуры земли являлись собственность страны;
  • объекты РФ, к которым относятся все многочисленные участки, которые были включены в территориальные границы различных муниципальных образований, которые располагаются на территории этого государственного субъекта. Могут быть также они включены в строгие границы отдельного субъекта, на территории которого была расположена недвижимость, которая до приватизации числилась в пользовании государства;
  • земельные наделы разнообразных муниципальных образований. В данную категорию входят территориальные субъекты, которые не имеют совершенно никаких разделений на федеральные либо же региональные уровни.

Использование вышеперечисленных категорий земли может быть осуществлено, только если появится в этом необходимость, также угодья могут быть переданы в другую категорию земельных участков, которые соответствуют действующему законодательству страны.

Правила использования земельных наделов

Эти земли можно смело относить к категории земельных угодий, которые существуют на территории государства и для осуществления общего процесса эксплуатации должны быть соблюдены правила, которые позволяют разрешить, либо же наоборот, запретить использовать данные ресурсы.

Что значит неиспользуемые земли запаса?

Как земли запаса перевести в другую категорию, читайте тут.

Разрешается использовать землю без перевода ее в другую категорию, но подобное возможно только в случае, если:

  • земельное угодье не было внесено в общий список закрытых территориальных объектов и тогда каждый природный объект, который на нем имеется можно эксплуатировать согласно своим личным интересам. Обычно это касается угодий, которые следует относить к категории так называемых земель запаса и через эти земли может протекать река, в которой водится щука и рыбакам позволительно ее ловить. Все просто, этот вид рыб не относят к числу запрещенных, поэтому такое возможно;
  • можно использовать землю для охоты, прогона скота к месту своего выпаса без остановки на данном территориальном объекте;
  • угодье, которое нельзя отнести к какой-то из вышеперечисленных категорий, позволительно организовывать сбор сухостоя. При этом нет совершенно никаких ограничений касательно вырубки зеленых насаждений. Обычно сухостой используют для того, чтобы отапливать дома, но точно не для дополнительной прибыли.

Основные проблемы перераспределения участков

Россия занимает огромную площадь, а управление таким большим количеством территорий сопровождается проблемами в сфере перераспределения земель. К основным трудностям можно отнести:

  1. Бюрократизацию и длительный срок смены категории территории. Это приводит к задержке развития земель и даже может создавать препятствия для реализации национальных проектов.
  2. Обременение сервитутами участков, для которых запланировано изменение целевого назначения.
  3. Отсутствие надлежащим образом оформленной документации на землю или ее утеря.
  4. Невозможность перевести территорию в другую категорию из-за ее состояния: загрязнения, эрозии и так далее.

Понятие земель запаса

Изучите материал в отношении сути понятия земель запаса, который сформирован на основании ЗК РФ и определяет состав земель данной категории:

  • К землям запаса относят всю территорию страны, находящуюся в собственности федеральных или муниципальных структур, которая не передается в пользование юридических и частных лиц. Исключение составляют участки земельного массива, которые определены законом как земли в составе распределительного фонда, который создается на основании норм статьи 80 Земельного кодекса РФ;
  • Используемые земли запаса формируются исключительно путем перехода участков земли из данной категории землепользования в другую. Нельзя применять земли запаса, если они переведены в состав охотничьих территорий, в состав территорий для разведывания и добычи особых ресурсов. Если в отношении участка земли принят федеральный закон, предусматривающий переход территории из состава земель запаса в другую категорию, то применение земель зависит от перечня видов разрешенной деятельности на данной территории на основании норм такого закона.

Знайте, что земли запаса формируются путем вывода из оборота участков земельного массива из состава земель разных категорий:

  • Земли сельхоз назначения, которые в течение некоторого времени запрещено применять по назначению по причине понижения плодородных свойств почвы на указанной территории;
  • Плодородные земли сельхоз назначения, которые располагаются на территории, на которой урожайность с используемых по назначению земель достаточна. Потребность в применении новых плодородных участков земли отсутствует;
  • Участки территории лесного фонда, которые зарезервированы государством для возведения объектов промышленности или деревообрабатывающих комбинатов. Сюда же относят участки земли с выросшими на ней лесными растениями, которые нет возможности на данном этапе их развития применять или использовать по назначению;
  • Участки земли, приписанные к водному фонду России, на которых располагаются водоемы, использование и применение которых невозможно по различным природным причинам. Такие земли резервируются, как рекреационные ресурсы земель запаса.

Государственная собственность в отношении земель запаса делится на три вида по степени значимости:

  • Земли запаса федерального значения включают в состав территории с располагающимися в их пределах объектами недвижимого имущества, которые принадлежат государству. К таким же территориям относятся земли с расположенными объектами приватизированной собственности, которая ранее принадлежала федеральным органам власти;
  • Территории, которые принадлежат субъектам РФ. В их состав включены территории муниципальных образований, которые перешли из состава земель субъекта РФ. Территория с расположенными на ней объектами недвижимости, которые до начала процесса приватизации принадлежали субъектам федеральной собственности;
  • Все земли, не попавшие в состав федеральных и территорий субъектов РФ, принято считать муниципальными.

Применение участков земли, приписанных к перечисленным выше категориям, запрещено.

Допускается их использование в исключительных случаях и после перевода в земли иных категорий путем издания соответствующего нормативного документа.

Комментарий к Статье 103 ЗК РФ

Согласно положениям комментируемой статьи к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст. 80 ЗК за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд. Целями создания данных фондов является перераспределение земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Использование земель запаса возможно только в случае, если они включены в границы охотничьих угодий, либо после перевода их в другую категорию в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» <743>. Судебная практика изобилует делами по незаконному использовании земель запаса <744>. В 2013 году в ВАС РФ была подана надзорная жалоба по вопросу использования земель запаса. Суд первой инстанции исходил из того, что спорный участок отнесен к землям запаса, поэтому в силу ст. 103 ЗК его использование допускается только после перевода в другую категорию. Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения (в составе фонда перераспределения земель). Суд кассационной инстанции, изменяя постановление апелляционного суда, исходил из того, что согласно кадастровому паспорту спорный земельный участок относится к категории земель запаса, доказательства изменения категории земельного участка в материалах дела отсутствуют. На этом примере видно, как неоднозначно применение судами норм о землях запаса.
———————————
<743> СЗ РФ. 2004. N 52. Ст. 5276.

<744> Постановление ФАС ВСО от 06.04.2011 по делу N А58-3160/09; Постановление ФАС ВСО от 04.04.2011 по делу N А58-3163/09; Постановление ФАС ДО от 01.09.2011 N Ф03-4023/2011 по делу N А51-18565/2010.

По данным Государственного доклада Минприроды России «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году» земли запаса составляют 5,9% (101,3 млн. га) от общего объема земельного фонда РФ.

Порядок изменения категории земель

Изменение производится по инициативе определённых государственных органов. Но граждане могут обратиться с соответствующим прошением. Так, процесс будет проходить в несколько этапов:

  1. Определить, кто является собственником территории. Сделать это можно, заказав выписку из ЕГРН, а определить реквизиты поможет публичная кадастровая карта, доступная онлайн.
  2. Определить конкретный орган, который вправе распоряжаться земельным наделом. Если собственником выступает организация, заявление подаётся в Правительство РФ, если муниципальное образование, то в его администрацию.
  3. Подать ходатайство об изменении назначения участка.

В заявлении обязательно должны содержаться следующие сведения:

  • кадастровые сведения, в первую очередь – кадастровый номер участка;
  • категория, которая присвоена земле на момент обращения и та, в которую его стоит перевести;
  • причины, по которым такое изменение необходимо.

К заявлению прикладывается выписка из ЕГРН, паспорт заявителя, а в некоторых случаях – заключение экспертизы, которое подтвердит, что изменение категории не навредит земле и окружающей среде в целом.

Заключение экспертизы прикладывать не обязательно, но оно существенно увеличит шансы на положительный исход дела.

Последний шаг – это получение акта по результатам рассмотрения. На решение даётся 30 дней.

Другой комментарий к Ст. 103 Земельного кодекса Российской Федерации

Правовой режим земель запаса отличается от правового режима земель иных категорий. Если сравнить, например, земли запаса с землями сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности и т.д., то основным признаком, по которому можно их различить, является то, что земли запаса никому не предоставлены для использования. Земли запаса — это земли, целевое назначение которых еще не определено. Именно такими землями являются земли запаса, которые земельное законодательство выделяет в качестве отдельной категории земель.

Земли запаса находятся в государственной или муниципальной собственности. К землям запаса не относятся земли, включенные в фонд перераспределения земель, правовой режим которого урегулирован в ст. 80 ЗК РФ. Земли фонда перераспределения относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

Использование земель данной категории возможно только после их перевода в соответствующую категорию земель.

Поскольку целевое назначение этих земель не определено, то ГрК РФ (ч. 6 ст. 36) предусматривает, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель запаса.

В законодательстве установлены некоторые особенности предоставления земель запаса. Так, Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования устанавливает порядок формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режим его использования. Формирование фонда проводится органами исполнительной власти субъектов РФ за счет фонда перераспределения земель, земель запаса и других земель. Земли фонда резервируются в целях их дальнейшего предоставления беженцам и вынужденным переселенцам для жилищного строительства, организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов. Земельные участки для жилищного строительства резервируются, как правило, вблизи городов, поселков и сельских поселений.

Выявление необходимых земельных участков для дальнейшего предоставления их беженцам и вынужденным переселенцам производится с учетом наличия земель запаса, пригодных для расселения и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев.

Действует Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования. Положение определяет порядок формирования и режим использования целевого земельного фонда, который может создаваться за счет земель запаса и других земель. Земельные участки из состава этого фонда предоставляются казачьим обществам для расширения их состава, размещения поселений в приграничных районах РФ и сельскохозяйственного использования, включая производство и поставку членами казачьих обществ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд. Целевой земельный фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В состав земель запаса могут быть включены при определенных условиях земельные участки иных категорий земель. Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусматривает, что перевод сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в частности, связанных с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель запаса (ст. 7).

Такой перевод допускается, например, в случаях консервации земель (см. комментарий к ст. 14 ЗК РФ).

В соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации земель земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве, могут быть переданы в состав земель запаса.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей его дальнейшего использования осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

Как земли запаса перевести в другую категорию

Существует ряд ситуаций, побуждающих к изменению категории земли запаса:

Наиболее распространенная из них – нехватка места для строительства жилых объектов в крупных городах. А потому территории под застройку перемещаются к окрестностям, где чаще всего и располагаются земли запаса.

Изменение категории земель является непростым и длительным процессом. Над ним работают исключительно юристы с большим опытом и серьезной базой знаний в данной сфере.

Финальное решение относительно изменения категории принимают органы местного самоуправления или же органы государственной власти

Важно осознавать, что если у земель запаса меняется категория, то им присваивается новое целевое назначение, в рамках которого данные земли будут использоваться;

У многих городов РФ есть такая проблема, как нехватка свободного места под застройку

Это стимулирует инвесторов обращать внимание не земли запаса, сосредоточенные в пригороде. Они могут быть приобретенными и переоформленными по стоимости, размер которой будет ниже того, что составляет цену при изначальной покупке земли под жилую застройку

Однако присвоение категории земель требует обязательного соблюдения большого количества различных требований. Также нужно досконально изучить землю, чтобы ей была присвоена не только категория, но и целевое использование.

В соответствии с действующим законодательством, земли запаса могут быть переведены в следующие категории:

  • Сельскохозяйственное назначение. Это земли, предназначенные для сельского хозяйства. Даже более, такая земля может стать местом сосредоточения хозяйственных дорог, коммуникаций, лесных насаждений, водных объектов, а также зданий для переработки и хранения сельхозпродукции;
  • Земли населенных пунктов. Единственным назначением данных земель является застройка жилыми объектами;
  • Земли промышленности. Такая земля располагается за пределами поселений. Участки используются соответствующими организациями для выполнения целей в рамках ведения промышленной деятельности (к примеру, под строительство производственных объектов);
  • Земли лесного и водного фонда.

Процесс переведения земли запаса в другую категорию предполагает составление соответствующего ходатайства. В нем следует указать следующую информацию:

  • Кадастровый номер участка;
  • Нынешнюю категорию земель и ту, в которую предполагается переведение участка;
  • Пояснение причин перевода.

Кроме ходатайства, нужно также приложить следующий пакет документов:

  • Заявление о присвоении земельному участку новой категории;
  • Документ, подтверждающий личность заявителя;
  • Выписка из госкадастра земель о том, что участок находится на учете в категории земель запаса;
  • Выписка из государственного реестра прав на имущество, подтверждающая отсутствие собственников участка;
  • Заключение государственной экологической экспертизы.

Отметим, что заявитель может получить отказ в рассмотрении его заявления. Это может произойти в двух случаях:

  • Если он считается ненадлежащим лицом для обращения с просьбой смены категории земель запаса;
  • Если пакет документов или содержание данных бумаг не соответствует нормам и правилам, закрепленным в законе.

В случае отказа, заявитель получает соответствующий ответ в течение 30 рабочих дней. Если органы власти готовят акт об отказе в присвоении другой категории земельному участку из запаса, то он может быть обжалован в судебном порядке. Если же было принято положительное решение, то и в этом случае готовится акт, но уже о присвоении иной категории земле запаса.

В данном акте будут прописаны следующее сведения:

  • Причина смены категории;
  • Границы участка, его площадь и кадастровый номер;
  • Старая и новая категория земель.

Заявитель получает данный акт не позднее 2-х недель после того, как было принято положительное решение. После получения акта, заявителю нужно обратиться в органы кадастра с целью внесения изменений в сведения об участке земли.

Земли населенных пунктов

Это категория земли, отведенная специально для компактного проживания людей и размещения объектов инфраструктуры. Земли поселений имеют чёткую границу, отделяющую их от земель других категорий.

В рамках категории земель населенных пунктов выделяют следующие виды разрешенного использования:

  1. Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
  2. Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
  3. Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристические и оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 — 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
  4. Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
  5. Земли, отводимые под транспортные узлы — вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
  6. Расположение объектов электроснабжения;
  7. Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
  8. Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
  9. Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
  10. Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ);
  11. Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
  12. Зоны резерва развития поселения.

Не стоит путать разрешенное использование с формой собственности земли. На землях поселений могут размещаться объекты, находящиеся в федеральной, частной собственности, в собственности муниципалитета, субъекта федерации.

Кроме того, не стоит путать размещение отдельных строений с населенными пунктами. Например, дом лесника, пасека, производственные и жилые помещения на горнодобывающих предприятиях, не могут быть частью населенного пункта до тех пор, пока земля под ними не поменяет свою категорию.

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другие формы

В ряде случаев возникает необходимость изменения категории земли сельскохозяйственного назначения на другую форму. Обычно это связано с обеспечением активизации оборота земли, а также с ростом спроса на загородные поселки, коттеджи, и др.

Однако при этом придется столкнуться с рядом законодательных ограничений, в соответствии с которыми изменение категории земель допустимо лишь в исключительных случаях, связанных с: консервацией земель, созданием заповедных или иных охраняемых государством территорий, изменением границ поселений, размещением промышленных объектов, включением непригодных для сельского хозяйства земель в состав лесного или водного фонда либо земель запаса, строительством дорог и иных сооружений и коммуникаций, выполнением международных обязательств, добычей полезных ископаемых, размещением объектов здравоохранения, социального и др. назначения.

Перевод земель из состава сельскохозяйственных угодий в случае, когда их кадастровая стоимость на 50% более выше среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району или городскому округу, действующим законодательством не допускается. Также запрещен перевод в другую категорию для особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.

Чтобы изменить категорию, собственник должен направить в местную администрацию ходатайство, в котором указывается:

  • кадастровый номер соответствующего земельного участка;
  • действующая и предполагаемая для перевода категории земли для данного участка;
  • обоснование для перевода участка в другую категорию.

Также нужно провести государственную экологическую экспертизу о возможности такого изменения категории.

В двухмесячный срок с момента поступления ходатайства уполномоченный орган принимает решение либо о переводе земельного участка в другую категорию, либо об отказе. Акт направляется заявителю в течение двух недель с даты его принятия.

Что такое зоны земель запаса и возможет ли их перевод?

   К территориям запаса относят те наделы, которые находятся в муниципальной либо госсобственности и не принадлежат третьим лицам (физическим, юридическим).

   Исключение составляют наделы, входящие в состав перераспределительного фонда. Перевод земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения возможен практически во всех случаях, кроме тех, когда они входят в состав охотничьих угодий, и других ситуациях, прописанных законодательно.

Порядок процедуры перевода земель запаса в земли иной категории:

  • создании охраняемых природных зон государственного значения.
  • установлении, изменении границ поселений (села, поселки городского типа, города, пр.).
  • размещении объектов государственного значения в том случае, если других способов их установки не имеется.
  • иное основание.

   При этом перевод земель запаса в сельскохозяйственные (к примеру) проводится только после составления акта о переводе. Документ оформляется в соответствие с установленными нормами с учетом целей применения надела.

Перевод земель запаса в земли лесного фонда

   Но в последние годы случаи привлечения к ответственности участились, что не может не беспокоить недобросовестных собственников, которых у нас в стране, согласно разным подсчетам, не менее 60% (речь идет об участках, документы на которые оформлялись с нарушениями). Если будет выявлен факт нарушения закона, составляются соответствующие административные акты и принимаются реальные меры – вплоть до сноса зданий на участке.

ВНИМАНИЕ: как выиграть судебные споры по земельным участкам между соседями и иными лицами – смотрите видео. Подпишитесь на YouTube канал и бесплатная консультация по земельным вопросам в х ролика пройдет профессионально и в срок

Адвокат по переводу земель запаса в Екатеринбурге

   Согласно положениям действующего законодательства, все земельные наделы в России имеют определенное назначение (то есть сферу применения – например, лесное хозяйство, земли индивидуального жилищного строительства или промышленность). Выполнить перевод земель в иную категорию территорий возможно (речь идет о переводе между категориями), но строго в рамках закона.

   В связи с чем получите консультацию нашего юриста, чтобы не столкнуться с негативными последствиями неверного перевода земель запаса. Мы проконсультируем вас о процедуре, а также составим соглашение на оказание юридической помощи по вопросу.

Заключение

Чтобы получить в пользование участок земель запаса, нужно сначала пройти процедуру получения территорией категории земли. Земли, находящиеся в резерве, не имеют исходного целевого назначения и собственника, поэтому заявки рассматриваются муниципалитетом, органами региональной или федеральной власти.

Смена категории возможна так же по инициативе самого органа, ответственного за использование участка. В этом случае после положительного решения комиссии и вынесения постановления земля либо продаётся, либо сдаётся в аренду (по конкурсу или аукциону), либо осваивается самим государством.