Оглавление
Краткое содержание
Рассматриваемый нормативный акт состоит из 74 статей, объединенных в 17 глав. Они и определяют основополагающие аспекты, связанные с этой деятельностью:
- Основные положения.
Глава 1 федерального закона вводит базовые термины, используемые в документе, и принципы службы, среди которых (ст. 4):
- права и свободы граждан имеют высший приоритет;
- гражданская служба в федеральных и региональных органах власти имеет единые организационные и правовые основы;
- равный доступ к службе;
- открытость информации о деятельности государственных служащих.
Глава 2 посвящена определению соответствующих должностей, реестров и чинов. Раздел 3 конкретизирует правовое положение лица, являющегося гражданским служащим, в том числе регламентируя его права (ст. 14) и обязанности (ст. 15).
- Порядок поступления на службу и ее прекращение.
Ст. 21 устанавливает, что поступить на службу могут дееспособные, совершеннолетние граждане РФ, которые в полной мере владеют языком государства и соответствуют квалификационным требованиям.
Кроме этого, раздел 5 полностью посвящен служебному контракту – документу, закрепляющему права и обязанности госслужащего и гос. органа, в том числе порядку его заключения, форме, содержанию, внесению в него изменений.
Глава 6 содержит основания для прекращения действия контракта, среди них могут быть:
- соглашение сторон;
- истечение срока действия контракта;
- инициатива госслужащего;
- инициатива представителя госоргана;
- обстоятельства форс-мажорного характера;
- нарушение правил и порядка заключения контракта;
- выход госслужащего из гражданства РФ.
- Прохождение гражданской службы.
Глава 8 закона определяет служебное время и период отдыха. Так, нормальная продолжительность времени работы госслужащего – 40 часов в неделю. Ему также полагается основной отпуск (30 дней) и дополнительный, срок которого зависит от выслуги.
Кроме этого, в рамках разделов, устанавливающих порядок прохождения службы, рассматриваются вопросы, связанные с аттестацией чиновников (гл. 9), оплатой их труда (гл. 10), гос. гарантиями (гл. 11), служебной дисциплиной (гл. 12), формированием кадрового резерва (гл. 13).
- Заключительные положения.
Глава 14 регулирует финансирование этого вида деятельности. Так, ст. 65 гласит, что оно осуществляется как за счет федерального бюджета, так и из казны регионов.
Глава 15 определяет порядок надзора за соблюдением действующих правовых норм гос. служащими.
16 глава вводит понятие индивидуального служебного спора. Под последним следует понимать разногласия, возникшие между госслужащим и представителем нанимателя по вопросам, связанным с применением законодательства о гражданской службе и положений служебного контракта. Рассматриваются споры соответствующей внутриведомственной комиссией или судом.
Юрист Лаврентьев Александр Валерьевич.
Общие сведения
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» вступил в силу 27 июля 2004 года.
Этот закон устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы в области госслужбы.
В ФЗ 79 освещаются следующие основные аспекты гражданской госслужбы:
- Должности: классификация, квалификация и др;
- Правовой статус: права, обязанности, запреты и ограничения, обязательство по предоставлению информации о доходах и расходах и др;
- Порядок поступления на службу;
- Служебный контракт: порядок заключения, срок действия, отстранение и другое;
- Основания и последствия прекращения контракта;
- Кадровая работа: персональные данные служащих, ведение личных дел, реестры;
- Распределение времени для работы, отдыха и отпусков;
- Прохождение службы: регламенты, аттестация, проверка квалификации;
- Оплата труда;
- Дисциплина: Взыскания, поощрения и награждения;
- Кадровый состав: подготовка, профразвитие, кадровый резерв;
- Финансирование;
- Надзор и контроль: надзорные органы, ответственность.
Положения закона подвергаются относительно частому редактированию и обновлению, поскольку тесно связаны с другими законодательными областями.
Например, в 2016 году были внесены множественные поправки:
Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение
Поступление на госслужбу определяется обязательными условиями, установленными законодательством РФ. Основные условия:
- наличие гражданства РФ;
- знание и владение государственным языком;
- возрастное ограничение – от 18 до 60 лет;
- наличие профобразования и достаточной квалификации, компетентности.
Причины для отказа в поступлении на госслужбу:
- решение суда о недееспособности (либо ограничении дееспособности) гражданина;
- решение суда о лишении права занимать госдолжности;
- наличие заболеваний (указанных в соответствующих спецификациях);
- отказ гражданина от проведения необходимых формальных процедур;
- родственные связи с другим госслужащим при непосредственной подчиненности между ними;
- наличие иностранного гражданства.
Поступление на госслужбу происходит на условиях контракта, заключаемого на 1-5 лет, либо на неопределенный срок, с оформлением соответствующего приказа по ведомству – назначения.
Для присвоения госслужащему квалификационного разряда проводится аттестация (с периодичностью от 1 раза в 2 года до 1 раза в 4 года):
- По результатам аттестации определяется уровень профподготовки и решается вопрос о соответствии занимаемой должности.
- При возможности или необходимости, решается вопрос о перемещении на вышестоящую (нижестоящую или равнозначную) должность.
- Для обучения, дополнительной профподготовки и переподготовки госслужащих, существует специальная Академия при Президенте РФ. Ее полное название – Академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ.
Прекращение госслужбы происходит при увольнении от занимаемой должности:
- по инициативе руководителя госоргана;
- по основаниям, прописанным в трудовом законодательстве РФ.
Гражданская госслужба
Гражданская госслужба занимает самый большой сектор из существующих, потому что представляет как федеральный уровень, так и региональный.
Современная гражданская госслужба РФ представляет собой квалифицированную профдеятельность сотрудников и специалистов разных областей по осуществлению деятельности госорганов Российской Федерации в рамках установленных полномочий, а также, деятельность лиц, занимающих федеральные госдолжности.
Она непосредственно направлена на выполнение госфункций, аппаратного управления государством. Регулируется законодательством федерального уровня.
К гражданской госслужбе причисляется и специальная гражданская служба, необходимая для выполнения специальных задач:
- таможенные органы;
- налоговые;
- финансовые;
- кредитные;
- дипломатические и другие.
Основные принципы построения и функционирования
Принципы госслужбы закреплены российской Конституцией, либо истекают из нее. Они конкретизированы федеральными законами, а также законами субъектов Федерации. Обеспечивают стабильность служебно-государственных отношений и эффективность деятельности госслужащих.
Принципы госслужбы разделяются на конституционные и организационные. К конституционным относятся:
- Принцип главенства Российской Конституции и законов федерального значения над всеми иными нормативно-правовыми актами.
- Приоритетность гражданских прав и свобод граждан РФ, их неукоснительное соблюдение, исполнение и защиту.
- Принцип целостности и единства госвласти, четкого разграничения объектов ведения между Федерацией и ее субъектами.
- Четкое разделение законодательной власти, судебной и исполнительной.
- Принцип равноправной доступности к госслужбе граждан России в соответствии с уровнем своих способностей, профподготовки и квалификации.
- Принцип, исключающий принадлежность госслужбы к партийности, религиозным и иным общественным объединениям. Госслужащие имеют право состоять в партиях, исповедовать ту или иную веру, но в целом, госслужба не имеет такой принадлежности.
К организационным принципам госслужбы относятся:
- Строгая подотчетность и подконтрольность госорганов.
- Единство требований к госслужбе, закрепленных законами и иными нормативно-правовыми актами.
- Высокий профессионализм и полная компетенция госслужащих.
- Ответственность госслужащих любого уровня за подготовку и принятие решений, ответственность за неисполнение или недобросовестное осуществление своих служебных обязанностей.
- Принцип стабильного восполнения кадрового состава госслужащих.
- Прозрачность и гласность деятельности госслужбы.
- Взаимосвязь и взаимодействие государственных и муниципальных служб.
- Защита госслужащих от противоправного вмешательства в их служебную деятельность со стороны должностных лиц, госорганов, любых физических и юридических лиц.
Структура органов государственной власти
В соответствии с Российской Конституцией госвласть в РФ осуществляется по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Их органы самостоятельны. Высшие инстанции власти:
- Глава Российского государства – Президент, у которого имеется значительная концентрация власти. Он не входит в систему разделения властей, а находится над ними и осуществляет функции координатора, осуществляя общее руководство государством. Однако, частично выполняет некоторые функции каждой из ответвлений власти: руководство Правительством (исполнительная власть), издает указы, ставит свою подпись под принятыми парламентом законами (законодательная власть), принимает решение о помиловании лиц, преступивших закон (судебная власть).
- Федеральное собрание – парламент Федерации. Это орган представительный и законодательный. Состоит из двух палат – Совет Федерации и Госдума.
- Правительство РФ – исполнительный орган, подчиняющийся и Президенту, и Федеральному собранию РФ.
- Суд:
- Конституционный.
- Верховный.
- Высший Арбитражный.
Должности и вакансии
Все органы госслужбы имеют четкую структуру. Штат госслужащих распределяется по четырем основным категориям:
- Руководители органов госслужб и их подразделений.
- Помощники и советники, оказывающие содействие руководителям.
- Классные специалисты (основная, самая многочисленная категория).
- Специалисты обеспечения деятельности госорганов (организационное обеспечение, документальное, информационное, финансовое и другие).
Руководители |
Помощники
(советники) |
Специалисты | Обеспечивающие специалисты | |
Высшая группа | ∨ | ∨ | ∨ |
— |
Главная группа |
∨ | ∨ | ∨ | ∨ |
Ведущая группа | ∨ | ∨ | ∨ |
∨ |
Старшая группа |
— | — | ∨ | ∨ |
Младшая группа | — | — | — |
∨ |
При имеющихся свободных вакансиях в госорганах назначается конкурс на замещение этих вакансий. В рамках конкурса специальной комиссией оценивается:
- профпригодность каждого кандидата;
- его личностные достоинства и способности;
- учитывается стаж работы и рекомендации;
- результаты тестирования.
Последняя редакция ФЗ 79 о госслужбе
В июле 2017 года были приняты и одобрены поправки к ФЗ 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Изменения, отраженные в ФЗ 79 о госслужбе:
- Во множестве пунктов словосочетание «дополнительное профессиональное образование» было заменено «профессиональным развитием»;
- Статья 62 о профессиональном развитии гражданского служащего и статья 63 о госзаказе на мероприятия по профессиональному развитию были изложены в новой редакции.
Основные положения ст. 62 ФЗ 79 перечислены ниже.
Профессиональное развитие — неотъемлемая и обязательная сфера государственной службы. Без развития, происходящего в течение всей службы, невозможно надлежащее выполнение должностных обязанностей.
Суть его заключается в постоянном поддержании и повышении собственной квалификации путем получения дополнительного профильного образования.
Другим вариантом развития является участие в профессиональных мероприятиях, которое может принято: по решению нанимателя, результатам аттестации, ввиду перевода служащего на иную должность и повышения в категорию специалистов или руководителей, если имеет место быть впервые.
Проводятся подобные мероприятия на основании государственных заказов и заданий, за счет органа, принявшего служащего на работу. Подобные мероприятия также могут проводиться за границей.
Могут проводиться без отрыва от выполнения должностных обязанностей и с отрывом от них (если речь идет, к примеру, о командировке).
Дополнительное профессиональное образование содержит в себе такие аспекты, как переподготовка и повышение квалификации, которые проводятся в профильных образовательных учреждениях, в которых есть соответствующие программы, в том числе основанные на государственном образовательном сертификате.
Основные положения ст. 63 ФЗ 79. Государственный заказ на мероприятия по профессиональному развитию госслужащих включает в себя согласно 79 ФЗ:
- получение дополнительного образования, в том числе за пределами РФ;
- иные мероприятия по профразвитию.
Составление данного заказа проводится на основе заявок различных госучреждений с учетом их функций и специализаций, а также текущего уровня профильного образования сотрудников. Утверждается Правительством России.
Скачать ФЗ 79
Итак, гражданам, а в особенности — молодым специалистам, желающим поступить на государственную службу, необходимо в обязательном порядке ознакомиться с 79 фз о государственной гражданской службе российской федерации в последней редакции, чтобы иметь представление о всех ее преимуществах и возможных недостатках. Необходимо понимать, что госслужба, будучи крайне перспективной в плане профессионального развития и дохода сферой, сопровождается также значительными нагрузками и большой ответственностью.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (804) 333-01-43
Общая характеристика закона
Основной нормативный акт, который регламентирует деятельность госслужащих в Российской Федерации — ФЗ № . В этом акте содержатся все основные постулаты государственной службы страны.
Основное целевое предназначение этого нормативного акта заключается в законодательном урегулировании деятельности государственных гражданских служащих. В целом, этот документ можно сопоставить с Трудовым кодексом, так как в нем отражены все нюансы трудовых правоотношений с госслужащими.
Структура госслужбы
Чтобы начать работать в госструктуре, человек должен соответствовать нескольким требованиям:
- На момент трудоустройства кандидату должно исполниться 18 лет.
- Он должен хорошо владеть русским языком.
- У кандидата должны быть навыки, которые свидетельствуют о наличии у него достаточного квалификационного уровня.
Все вышеперечисленные требования оговорены в этом федеральном законе.
Из ФЗ № можно почерпнуть следующую информацию:
- Порядок трудоустройства в госорган.
- Увольнение со службы.
- Статус госслужащего.
Внимание! Положения этого нормативного акта не противоречат нормам трудового законодательства. Частично они дублируют нормы Трудового кодекса, но не идут вразрез с ними.. Начало над проектом закона было еще в 2003 году
Готовый нормативный акт был принят только 7 июля 2004 года, но вступил в силу он только спустя полгода после его первой публикации
Начало над проектом закона было еще в 2003 году. Готовый нормативный акт был принят только 7 июля 2004 года, но вступил в силу он только спустя полгода после его первой публикации.
Первая часть закона — описание основных моментов службы. Здесь дана краткая информация о существующих должностях, список обязанностей. Отдельно даются пояснения по вопросам деятельности госслужащих:
- Условия, на которых граждане принимаются на работу.
- Нахождение работника на службе, его режим труда и отдыха.
- Проведение аттестаций.
- Перечень предоставляемых гарантий.
- Максимальный возраст для сотрудника.
- Особенности правоотношений между сотрудниками.
- Формирование кадрового состава.
Важно! В нормативном акте оговаривается запрет на осуществление служащими предпринимательской деятельности.
Положения о государственной госслужбе
В данных статьях содержится следующая информация:
- Основная терминология.
- Сферы правоотношения, являющиеся предметом, урегулированным законом.
- Понятие госслужбы.
- Принципы, по которым осуществляется деятельность гражданских госслужащих.
- Перечень нормативных актов, на которых базируются отношения в сфере госслужбы.
- Взаимосвязь государственных служб.
- Перечень аспектов взаимосвязи.
Именно в этих семи статьях содержится фундаментальная база, на которой и строится весь нормативный документ. Благодаря наличию такого вступления, человек понимает акт и особенности, на которых он применяется в системе законодательства.
Правовое положение служащего
В третьей главе нормативного акта содержится основная информация об урегулировании статуса служащего. Именно в этой части документа полностью раскрываются моменты деятельности:
- Понятие государственного гражданского служащего.
- Полный спектр возложенных на человека обязанностей и данных ему прав.
- Существующие ограничения.
- Существующие запреты.
- Дозволенные рамки поведения.
- Особенности урегулирования конфликтов.
-
Передача сведений о получаемых госслужащим доходах и имеющегося у него имущества.