Оглавление
Принципы и основания для проведения ОРД
ст. 3 ФЗ «Об ОРД»
К основаниям для начала мероприятий действующий закон (ст. 7 ФЗ «Об ОРД») относит:
- Наличие заведенного следователем или дознавателем уголовного дела по соответствующей статье УК РФ.
- Имеющуюся у оперативных подразделений информации, свидетельствующей о: наличии признаков преступного деяния, а равно подготовки к нему (если на данный момент нет оснований для заведения дела); событиях и деяниях, создающих реальную угрозу для безопасности нашей страны в целом; преступниках, сбежавших от органов расследования или суда; исчезнувших без вести людях; в связи с обнаружением трупов, не поддающихся опознанию.
- Отдельные поручения лиц производящих расследование по уголовным делам (следователи и дознаватели) а также акты судов, вынесенные в ходе рассмотрения дел о совершенных преступлениях.
- Специальные запросы органов (в частности, дислоцированных в иных местах), занимающихся проведением ОРД.
- Постановления, предписывающие осуществление мер безопасности относительно определенных категорий лиц («засекреченные» свидетели).
- Запросы об оказании правовой помощи, полученные от международных органов правоохраны (согласно положениям заключенных между странами соглашений).
Важно знать: Вышеуказанные основания для проведения ОРМ представляются исчерпывающими! Проведение любых подобных мероприятий вразрез с указанными основаниями является незаконным!
Список мероприятий
Статьей 6 ФЗ рассматриваемого закона установлено, что при наличии достаточных к тому оснований допустимо проводить следующие ОРМ:
- опрос лиц;
- наведение справок;
- сбор образцов, используемых для исследования при сравнении;
- проверочную закупку;
- исследование различных объектов;
- наблюдение;
- отождествление личности;
- проведение обследования объектов недвижимости, а равно участков местности и транспорта;
- контроль за почтовыми отправлениями;
- прослушку телефонных переговоров;
- получение информации с технических каналов связи;
- оперативные внедрение и эксперимент;
- контролируемую поставку (товара).
Вышеуказанный перечень ОРМ полный и окончательный, в связи, с чем его изменение, а равно дополнение возможно лишь на основании федерального закона.
Оперативно-розыскные мероприятия
Важно знать: Проведение любого из вышеобозначенных ОРМ допустимо на основании судебного решения. При несоблюдении этого требования все наработки, полученные в ходе подобных действий, будут являться незаконными!
Иные полномочия органов, проводящих ОРД
- допуске лица к данным, содержащим гос. тайну;
- разрешении гражданину заниматься рабочей деятельностью на объектах, имеющих статус повышенной опасности;
- допуске субъекта к участию в ОРД и к возможности его ознакомления с данными, полученными в результате ее проведения;
- возможности начала и продолжения с конкретным гражданином взаимодействия при проведении ОРМ;
- предоставлении или принятия решения о прекращении действия лицензии, дающей право заниматься индивидуальной деятельностью детектива (охранника);
- достоверности данных о законности обладания различными ценностями и деньгами ближайшими лицами и родственниками субъекта, являющегося террористом (если имеются причины полагать, что вышеуказанные материальные объекты получены в результате противоправных деяний).
Безопасность и ее виды
В конце XIX в. в российской истории начинает активно использоваться понятие «безопасность». При этом акцент делался на «охрану общественной безопасности».
Этот вид деятельности был направлен на борьбу с государственными преступлениями. А также являлся исключительной привилегией политического сыска.
В нынешнее время под понятием «государственная безопасность» понимается регламентированная законом система общественных отношений. Она проявляется в защиье первостепенных интересов государства (суверенитет, конституционный строй, территориальная целостность, обороноспособность и др.), как политической организации современного российского общества, от внутренних и внешних угроз, которые позволяют ему продолжать свою жизнедеятельность и развитие.
Одним из звеньев государственной безопасности является военная безопасность. Обеспечивается она не только состоянием вооруженных сил, но и другими институтами общества, которые поддерживают оборонную мощь страны на требуемом уровне для установления наиболее выгодных отношений с другими державами.
Важную роль в ее обеспечении играют государственные органы, такие как ФСБ России, СВР и органы, осуществляющие ОРД – оперативные подразделения внешней разведки Минобороны России.
Экономическая безопасность
Определение 4
Экономическая безопасность – состояние защищенности экономической системы страны, которое обеспечивает достаточный уровень оборонной, политической и социальной жизнедеятельности и развития экономики государства. А также недосягаемость государственных экономических интересов по отношению к любого вида угрозам, как внешним, так и внутренним. Это стабильные условия защищенности общества, национальной экономики, региона или сферы хозяйственной деятельности.
При осуществлении экономической безопасности обеспечиваются:
- действенная угода общественных потребностей в обстановке военной и социально-политической стабильности страны;
- технологический суверенитет и неуязвимость государства от внутренних и внешних угроз;
- защита интересов страны на мировом и на российском рынках, несмотря на трансформацию тактических целей России и аналогичные изменения внутренних и внешних угроз.
Уровень развития национальной экономики зависит от ее надлежащей защиты оперативно-розыскными и другими средствами.
Экономическая безопасность в демократических странах, подчиняющихся закону, представляет собой умение сохранять хорошие условия жизнедеятельности граждан, надежно оснащать возможностями экономику, а также предоставлять все необходимые средства и институты государства (включая спецслужбы и правоохранительные структуры) защите национальных государственных интересов в сфере экономики от материальных ущербов как внутренних, так и внешних.
Платформой национальной безопасности является экономическая безопасность. Так как именно от нее зависит безопасность других областей существования государства, общества, личности.
Замечание 4
В настоящий момент экономическая безопасность, являющаяся важнейшим критерием изменений, происходящих в государстве, выдвигается на первый план. Это обусловлено состоянием экономики, криминализацией общественных связей, недоработкой системы организации государственной власти и гражданского общества. Недоработки правоохранительных органов сегодня проявляются максимально отчетливо. Смена приоритетных задач влекла за собой неоднократную смену названия служб, которые специализируются на борьбе с экономическими правонарушениями. В конце концов привело это к усилению итак немалого количества преступных группировок. А средой, подпитывающих их, стали противозаконные формы получение и легализация незаконных доходов и теневая экономика.
Экологическая безопасность
Определение 5
Экологическая безопасность – это состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека, государства, мирового общества от негативного влияния различных явлений и антропогенных факторов.
Она является комплектующей национальной безопасности и может быть применена к личности, населению какой-либо территории, государству, технологиям и производствам, географической зоне. Потребность в ее обеспечении отмечена в п. 85 Указа Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года».
Сопровождение экологической безопасности значит сведение до минимума опасности отрицательного воздействия вредных факторов окружающей природной среды. А также сведение до возможно малой вероятности, при помощи метода адекватных оперативно-розыскных мер, последствий экологических аварий и катастроф.
Контроль и надзор
Надзор за ОРД относится к единоличной компетенции прокуратуры России. Ведомственный контроль проводят руководители органов, непосредственно занимающихся реализацией ОРМ.
Значение и цель надзора и контроля
В ходе осуществления надзора за ОРД, прокурор регулярно проверяет в оперативных подразделениях специальные документы и дела, включающие сведения о проведенных ОРМ, обеспечивая при этом неукоснительное соблюдение государственной тайны. Основной целью указанных прокурорских проверок является воспрепятствование возможному нарушению конституционных прав человека со стороны оперативных сотрудников органов правоохраны, а также оценка полноты проведенных мероприятий.
Ведомственный контроль за ОРД аналогичен прокурорскому, но помимо этого, имеет организационно — руководящую составляющую при планировании и реализации на деле конкретных оперативных мероприятий.
https://youtube.com/watch?v=sb9daXaEjMc%3F
Предмет регулирования
- Конституционную — содержащую в себе итоги решений российского Конституционного суда по данному предмету регулирования.
- Международно-правовую, в основе которой заложены общепринятые нормы международного права.
- Законодательную — состоящую из ФЗ «Об ОРД», а также норм федеральных законов, регулирующих уголовно — правовую сферу (УК РФ, УПК РФ УИК РФ).
- Подзаконную — охватывающую соответствующие указы главы российского государства, постановления Правительства, организационно — распорядительные документы ГП РФ, а также межведомственные акты, регулирующие вопросы правоотношений в рассматриваемой сфере.
Последние поправки
Последние изменения в ФЗ 144 произошли под редакцией Федерального Закона от 6 июля 2016 года номер 374. Изменения были небольшими, в первой части шестой статьи добавили пункт 15 — «Получение компьютерной информации», в четвертой части тоже добавили фразу «с получением компьютерной информации». В 10 части восьмой статьи цифры изменились на «8-11, 15».
Основные изменения на протяжении существования закона произошли в других статьях. Во второй ст., где описаны задачи и цели оперативно — розыскной деятельности, добавили информацию о том, что сотрудники имеют право на конфискацию имущества и получение любой информации, если она касается действий или бездействия, создающих любую угрозу Российской Федерации.
В шестой статье перечислены мероприятия, проводимые при оперативно — розыскных процессах и все системы, документы и дополнения, считающиеся законными.
Сотрудники специализированных оперативно — розыскных органов вправе проводить:
- Опросы;
- Получать любую необходимую для дела компьютерную информацию;
- Наведение справок и получение любой необходимой для мероприятия информации у других граждан;
- Проведение экспериментов;
- Сбор образцов, закупка для проверки качества, конфискация имущества и получение необходимых документов по первому требованию;
- Внедрение, контроль поставки, прослушка всех телефонных переговоров и контроль пересылаемых сообщений;
- Наблюдение и отождествление личности;
- Проверку любых помещений, комнат, зданий, участков, транспортных средств и т. д.
В седьмой статье описаны все причины и основания для того, чтобы сотрудники оперативно — розыскных групп могли проводить свои операции. Основаниями считаются привлечения граждан к уголовной ответственности и получение сотрудниками информации о том, что на определенной территории или в определенное время могут быть проведены незаконные действия.
ОРД проводятся только при наличии определенных условий и требований. Однако задержаны лица могут быть вне зависимости от гражданства, политических убеждений, религии, национальности, социального положения или местонахождения. Все запреты и разрешения регулируются ст. восемь.
В девятой описаны ситуации, когда органы получают информацию для задержания судей. Также описаны ограничения в конституционных правах граждан во время проведения операций. Рассмотрение материалов о судье, по разрешению Председателя Верховного Суда РФ, происходит в другом равнозначном судебном органе. Судья другого равнозначного органа имеет право разрешить проводить оперативно — розыскные мероприятия с судьей или запретить это делать.
В 11 статье описаны ситуации и случаи, когда используются результаты оперативно — розыскной деятельности, как они используются, где используются и хранятся в дальнейшем и т. д. Информация может быть использована в любых следственных мероприятиях, для судебных разбирательств, в случаях, когда необходимо выявить и предупредить граждан об опасности, пресечь и раскрыть преступление, обнаружить и задержать лица, совершающие, совершившие или готовящиеся совершить уголовно наказуемые действия и т. д. Полученная против определенных лиц информация сотрудниками ОРПГО может быть поводом для возбуждения уголовного дела, задержания лица и т. д. Используются выявленные средства только в судебных заседаниях и во время следствий.
Согласно изменениям, проведенным в статье 13, органы, имеющие право проводить ОРД:
- Органы внутренних дел Российской Федерации;
- Федеральная служба исполнения наказаний;
- Федеральная служба безопасности;
- Внешняя разведка РФ;
- Орган исполнительной власти в области гос. охраны;
- Таможенный орган.
Все перечисленные органы имеют право проводить действия совместно с сотрудниками уголовно — исполнительной системы в следственных изоляторах. Сотрудники ОРПГО имеют право совершать процедуры, действия и мероприятия только в пределах собственных полномочий.
В 15 ст. перечислены все права сотрудников органов оперативно — розыскных действий. Согласно описываемому закону они имеют право изымать у граждан имущество, включая предметы, электронную информацию, бумаги, документы, материалы. Для защиты граждан существует протокол, который сотрудник обязан показать лицу для проведения дальнейших действий и процедур.
Скачать закон об ОРД в новой редакции
Федеральный закон об оперативно — розыскной деятельности регламентирует и контролирует все действия уполномоченных лиц, таким образом защищая граждан. Если лицо считает, что сотрудник ОРПГО нарушил свои полномочия или некачественно выполнил обязанности, ему рекомендуется ознакомиться с этим законом.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (804) 333-01-43