Оглавление
Особенности организации
Существует два вида построения структуры:
- Линейная. Она предполагает ответственность руководителя органа за его работу в целом. Администрация оказывает управленческое влияние на всех подчиненных. При этом руководитель имеет право привлекать к дисциплинарной ответственности виновных в тех или иных нарушениях лиц. При такой структуре имеет место последовательное соподчинение служащих от нижестоящих к вышестоящим.
- Функциональная. В такой организационной модели руководитель назначается линейным начальником. Кандидатура при этом согласовывается с функциональным должностным лицом. К примеру, глава подразделения ДПС назначается руководителем территориального органа. Однако его кандидатура должна быть согласована с начальником регионального ГИБДД.
Деятельность
Правительство России координирует и управляет работой федеральных министерств и других государственных исполнительных органов, контролирует их деятельность. Они, в свою очередь, находятся в подчинении высшего института и несут перед ним ответственность за реализацию поставленных задач. Правительство утверждает положения об исполнительных федеральных органов. Исключением являются те, руководство которыми относится к компетенции президента. Правительство назначает на должность и снимает с нее:
- Заместителей фед. министров.
- Руководителей государственных исполнительных органов, которые не являются федеральными министрами, а также их заместителей. Исключением являются должностные лица институтов, находящихся под руководством президента.
- Руководителей организаций и органов, сформированных при Правительстве.
- Должностных лиц территориальных подразделений.
Правительство вправе подать в отставку. Она или отклоняется, или принимается президентом. Глава государства может принять по своей инициативе решение об отставке высшего исполнительного органа, а также в случаях, установленных Конституцией. К последним, например, относится выражение недоверия или отказ Госдумы от доверия правительству.
Субъекты исполнительной власти
Субъекты исполнительной власти являются главнейшими субъектами административного права, ибо именно они осуществляют государственное управление, управленческие действия, принимают административные акты, обеспечивают исполнение законов, общественный порядок и безопасность, права и свободы граждан.
С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти в Российской Федерации:
- Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ;
- равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются:
- Президент РФ;
- Правительство РФ;
- федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства);
- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
- главы исполнительной власти субъектов РФ (президенты, главы администраций);
- правительства субъектов РФ;
- иные органы исполнительной власти субъектов РФ.
Как следует из приведенной классификации, субъектами исполнительной власти могут быть как федеральные, так и региональные (в субъектах РФ) органы государственного управления. Известно, что органы управления не могут функционировать без персонала государственного управления, т. е. без государственных служащих, являющихся субъектами государственно-управленческих отношений. Выделяются следующие особенности организации и функционирования субъектов исполнительной власти:
- число госслужащих, занятых в сфере деятельности исполнительной власти, превышает количество служащих и должностных лиц, занимающихся иной государственной деятельностью (общеизвестно, что граждане и юридические лица чаще имеют дело с органами исполнительной власти, чем с органами законодательной государственной власти, прокуратурой и судом);
- субъекты исполнительно-распорядительной деятельности наряду с исполнением законов реализуют другие правоприменительные функции, занимаются «административным» нормотворчеством, принимают нормативные и индивидуальные правовые акты управления, а в отдельных случаях выполняют функции «правосудия», рассматривая дела об административных нарушениях и налагая административные взыскания;
- должностные лица и государственные служащие обладают властными полномочиями различного характера; они воздействуют на формирование и развитие кадрового потенциала, распоряжаются финансовыми, материально-техническими, организационными, кадровыми ресурсами;
- органы исполнительной власти и государственные служащие осуществляют юрисдикционную (правоохранительную) деятельность в силу наличия у них полномочий по реализации мер государственного (административного) принуждения, сфера применения которых может быть значительно расширена на законных основаниях при наступлении чрезвычайных обстоятельств или введении особых административно-правовых режимов;
- государственные служащие органов исполнительной власти (как и муниципальные служащие) в определенных случаях могут управлять по своему усмотрению, основываясь на собственном видении сложности и значимости управленческого мероприятия. Но прежде всего деятельность государственных служащих должна основываться на принципе законности исполнительной власти, а также на соблюдении принципов, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». К ним относятся: верховенство Конституции РФ и федеральных законов; приоритет прав и свобод человека и гражданина; политический нейтралитет; обязательность выполнения решений вышестоящих государственных органов; ответственность государственных служащих.
Одной из основных задач государственного управления является формирование кадрового потенциала государственных органов. Решение этой задачи обеспечивается таким институтом в системе государственного управления, как государственная служба.
показать содержание
Понятие местного самоуправления
Местное самоуправление в Российской Федерации – это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций.
Функции местного самоуправления:
- обеспечение участия населения в самостоятельном решении местных вопросов;
- обеспечивает социально-экономическое развитие территории;
- управление муниципальной собственностью;
- обеспечение потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других важных услугах;
- осуществление защиты интересов и прав местного самоуправления;
- обеспечение охраны общественного порядка, реализации законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования.
Принципы местного самоуправления – обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление делами.
В рамках этих принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Федерации с учетом исторических и местных традиций.
Принципы делятся на общие и специальные.
Общие:
- верховенство Конституции РФ, федеральных законов;
- самостоятельность решения населением вопросов местного значения;
- наделение органов местного самоуправления определенными полномочиями;
- соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
- многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- законность в организации деятельности местного самоуправления;
- гласность деятельности местного самоуправления;
- коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;
- государственная гарантия и поддержка местного самоуправления.
Специальные:
- принцип компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений органов государственной власти;
- принцип получения органами местного самоуправления платы за пользование на их территории природными ресурсами и т. д.
Конституционно-правовые основы местного самоуправления закреплены в ст. 130 Конституции РФ, которая устанавливает право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также право самостоятельно осуществлять управление местными делами путем прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Система органов местного самоуправления – совокупность негосударственных, имеющих статус самостоятельных представительных и исполнительных органов, через которые на данной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131– ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
показать содержание
Исполнительная власть
Исполнительная власть является одной из немногочисленных, которые обладают независимостью и значительными полномочиями в управлении в делах государственной власти. Единственной задачей, которая ставится перед данной ветвью власти, является слежение за исполнением установленных законов. Осуществляется это при помощи не только служебных полномочий, но еще и при помощи административного права. В Российской Федерации данный тип власти составляют 5 основных исполнителей федерального назначения:
- Министерства.
- Комитеты.
- Департамент.
- Главное управление.
- Федеральные агентства и службы.
Рис. 4. Структура Правительства Российской Федерации
Признаки исполнительной власти
- Является ветвью государства, которая ограничена в полномочиях, но при этом имеет право на самостоятельное существование.
- Для органов государственной политики она является проводником в реальность.
- Структура и задачи регулируются действующим законодательством.
- Объективное развитие в виде организационной власти государственного значения.
- Непрерывность действий и распорядительный характер.
- Носит статус полноценного обладателя материальных ресурсов.
- Возможность применения административного наказания по отношению к нарушителю.
- Административный контроль над деятельностью граждан.
- Обеспечение безопасности мирного населения и порядка в стране.
- Обеспечение представителей государственной власти необходимой информацией.
Структура
Все, что касается контроля и регулирования на государственном уровне, всегда имеет сложную структуру, состоящую из нескольких десятков элементов. Исполнительная власть — не исключение. Ее структура представлена такими частями:
- Федеральные власти различных субъектов страны: республики, области, города особого назначения, такие как Москва.
- ФОИВ общей компетенции. К ним относятся лица, которые обязаны управлять всеми сферами жизни и деятельности граждан на определенной территории.
- ФОИВ отраслевой компетенции. Данные органы для различных субъектов России индивидуальны. Например, для краев — это департаменты и комитеты. Для республик — министерства и главные управления. Они осуществляют свою деятельность только в отдельной сфере.
- ФОИВ межотраслевых компетенций. Они занимаются руководством лишь отдельных областей, принадлежащих определенной сфере деятельности. Включают в свой состав Министерство здравоохранения, Минэкономразвития и другие.
Рис. 1. Структура органов исполнительной властиВ свою очередь все органы управления делятся на два типа, которые различаются по порядку решения определенных вопросов. Среди них выделяют два основных типа:
- Коллегиальные. При таком управлении решение вопросов производится путем голосования членов этой структуры.
- Единоначальные. Вопросы обсуждаются между всеми участниками, но окончательный вердикт выносит только руководить этой группы.
В чем специфика исполнительной ветви власти?
В большинстве современных государств политическая система выстроена по принципу разделения власти на 3 ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Первая отвечает за разработку норм, регулирующих различные процессы: социальные, экономические, устанавливает технологические, экологические и иные стандарты.
Исполнительные органы также обладают правом издавать нормативные акты, однако по юридической силе они, как правило, ниже, чем те НПА, которые принимаются на уровне законодательной ветви. Основное назначение соответствующих структур — практическая реализация действующих в государстве законов и иных НПА. Судебная власть, в свою очередь, отвечает за применение норм, принятых законодательной или исполнительной властью на практике.
Все 3 типа государственных органов юридически независимы. Однако в конституции государства и иных нормативных актах может быть закреплено, что деятельность исполнительных органов является подотчетной законодательным структурам, и наоборот. В первом случае страна будет, скорее всего, являться парламентской республикой, во втором сценарии — президентской.
Что представляют собой исполнительные органы власти? Их специфика во многом зависит от политических традиций, сложившихся в конкретном государстве.
Так, в России главным исполнительным органом является правительство. Аналогично — во многих других странах мира.
Но, к примеру, в США правительство как отдельная структура не учреждено. Его функции распределены между секретарями, формирующими Кабинет США, который иногда неофициально рассматривается как аналог правительства, но, строго говоря, им не является.
Секретари США имеют полномочия по принятию решений в сферах, за которые они отвечают. В России они иногда именуются министрами — по аналогии с соответствующими должностями в РФ, которые предполагают выполнение схожих функций.
Как в России, так и в США исполнительные и законодательные органы независимы, и в этом смысле политическая традиция в обоих государствах предполагает следование принципу разделения властей.
Но, к примеру, в КНР подобная классификация ветвей власти не практикуется. Исполнительные и законодательные структуры в КНР входят в состав общего органа — Всекитайского собрания народных представителей. В СССР юридическое разделение властей также не было реализовано.
Изучим особенности российских структур государственной власти, которые относятся к исполнительным. В чем особенности их работы и полномочия?
Понятие и система исполнительной власти в Российской Федерации
Исполнительная власть — это система органов публичной власти, осуществляющих деятельность по управлению государственными делами (государственному управлению).
Исполнительная власть — это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной, судебной, президентской) и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции.
Признаки исполнительной власти:
- относительная самостоятельность и взаимосвязь с законодательной и судебной ветвями государственной власти;
- является проводником государственной политики в жизнь;
- подконтрольность президентской, законодательной и судебной ветвям государственной власти;
- осуществляется специальными государственными органами, имеющими в установленном нормативном порядке компетенцию;
- подзаконна по своему характеру и задачам, т. е. ее организация и функции должны основываться на нормах Конституции РФ и других законодательных актов;
- применение мер административного принуждения;
- подготовка и издание правовых актов управления;
- объективирована в виде системы органов исполнительной власти;
- ее деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер.
Орган исполнительной власти — структурное подразделение государственного аппарата, создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь законов в процессе управления экономической, социальнокультурной и административно-политической сферами жизни общества.
По территориальному масштабу деятельности органы исполнительной власти подразделяются на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.
Система федеральных органов исполнительной власти включает в себя центральные органы исполнительной власти и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
К центральным органам исполнительной власти РФ относятся Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, создаются в субъектах РФ, федеральных округах, военных округах или на иных территориях. Согласно части 1 статьи 78 Конституции РФ, «федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц». Данное конституционное положение конкретизируется и детализируется в Постановлении Правительства РФ от 27 мая 1993 г. N 491«О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации». Территориальные органы осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти. Так, например, территориальными органами Федеральной налоговой службы являются инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, инспекции межрайонного уровня. Территориальными органами Министерства обороны РФ являются военные комиссариаты, создаваемые в субъектах РФ.
Система органов исполнительной власти субъектов РФ включает следующие основные элементы:
- высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
- иные исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 77 Конституции РФ, в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.
Общие сведения о системе государственных органов РФ
Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)
5. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)
6. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России)
7. Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) (СВР России)
8. Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба) (ФСБ России)
9. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)
10. Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба) (ФСО России)
11. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)
12. Федеральное архивное агентство (Росархив)
13. Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) (ГУСП)
14. Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
15. Следственный комитет Российской Федерации (Следственный комитет) (федеральный государственный орган)
Система органов государственной власти
1. Федеративный тип территориального устройства РФ предназначен для разделения существующих государственных органов на две ветви управления, функционирующих независимо от представительств высшей власти и органов государственности власти субъектов Российской Федерации.
- Федеральные органы предназначены для управления властью в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов. Власть Федеративных органов распространена на всей территории РФ, принимаемые решения и поправки принимают обязательно форму исполнения для государственных органов и органов местного управления; отдельно взятых лиц и граждан РФ. Обеспечение исполнения решений Федеративных органов берут на себя Президент РФ и Правительство РФ.
- К Федеративному органу принято относить следующие образования: Федеральное Собрание РФ; Суды различной направленности; ЦРБ РФ; Прокуратура. Помимо этого, Президент РФ также представляет Федеративный орган.
2. В государствах с демократическим типом управления существует система разделения властей.
- Высшим законодательным Ораном в пределах Федерального управления представлено Федеральное Собрание, включающее в себя две палаты – Государственную Думу и Совет Федерации. Законодательные органы могут формироваться в результате деятельности субъектов РФ.
- В систему федеральных исполнительных органов включены Правительство РФ и различные другие органы, которые определяются Президентом РФ. Система исполнительных органов состоит из следующих элементов: должностные лица субъектов РФ, занимающие высшие посты и правительства.
- Судебная система формируется из судебных органов, сюда относятся Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд, суды местного самоуправления, областные суды и т.д.
3. На ветвях власти и органах государственной власти, которые представлены территориальными уровнями образуется организационно-правовая связь: децентрализованные органы (где нет системы прямого назначения); централизованные (иерархическое строение органов); высшие органы представлены Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.
Органы законодательно власти – органы, формирующиеся с помощью избирательного процесса, представлены законодательными образованиями. Главная роль органов – обеспечение правомерности. Органы исполнительной власти носят назначаемый тип и обязуются исполнять законы, прописанные в Конституции РФ.
Органы исполнительной власти – представительство является назначаемым органом. Главная цель и задачи исполнительной власти – следование Конституции РФ и иных законодательных актов.
Органы судебной власти – представлены судами и их детальностью, предубеждением криминальных актов и оказание санкций за правонарушения. Занимается охраной прав, прописанных и закреплённых Конституцией.
Президент РФ – главный индивид в государстве, занимающее высшую должность в государстве. Следует заметить, что президент не относятся ни к одной из трёх основных ветвей власти, он занимается согласованием принятых решений всех ветвей, позволяя функционировать государственной структуре.
Федеральное Собрание РФ – представляет законодательную власть в Российской Федерации, содержа полномочия законодательного органа и функции представительства. Создаётся Собрание из представителей различных территориальных единиц.
Правительство РФ – накладывает на себя роль исполнительной власти. Представлено управляющим органом в распорядительном взаимодействии государства. Решения принимаются коллегиально, на основе исполнительного руководства. Имеет чёткую иерархию из председателя, заместителя, министров и т.д.
Судебная власть в РФ носит независимый характер, не пересекаясь с законодательной и исполнительной ветвью.
Смотрите также:
- Политический процесс
- Политическое участие
- Политическое лидерство
- Федеративное устройство Российской Федерации
Специальные полномочия Правительства РФ по осуществлению исполнительной власти
Полномочия Правительства РФ в сфере экономики: осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; управляет федеральной собственностью.
Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчет о его исполнении; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы.
Полномочия Правительства РФ в социальной сфере: обеспечивает единую государственную социальную политику, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых споров граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает единую миграционную политику.
Полномочия Правительства РФ в сфере науки, культуры, образования: разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющей общегосударственное значение, приоритетных направлений прикладной науки; обеспечивает единую государственную политику в области образования.
Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными деяниями.
Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения обороны и государственной безопасности: осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности России; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил и воинских формирований.
Полномочия Правительства РФ в сфере внешней политики и международных отношений: осуществляет руководство в сфере обеспечения отношений России с иностранными государствами, международными организациями; обеспечивает представительство в иностранных государствах и международных организациях; заключает международные договоры.
Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды: обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия.
Признаки
Государственно-правовую природу исполнительных органов федерального значения определяет конституционное разделение госвласти. Присутствие их в общегосударственной сфере является следствием юридического закрепления указанной дифференциации. Исполнительные органы выступают в качестве внешней формы выражения власти. Они формируются с целью реализации ее задач на практике. Это обуславливает государственное управление в социальной и культурной, экономической, административной и политической областях общественной жизни. У каждого органа есть свое наименование. Нормативными актами определяются порядок образования, ликвидации и реорганизации каждого института.
Судебная власть
Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть — через конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное судопроизводство.
Судебная власть осуществляется при помощи различных видов ответственности: уголовное, административное, гражданское, конституционное.
Элементы судебной системы РФ:
- Конституционный суд РФ;
- Верховный суд РФ;
- федеральные суды общей юрисдикции;
- арбитражные суды;
- мировые судьи субъектов РФ.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону. При этом они несменяемы и неприкосновенны.
Разбирательство дел в судах происходит в открытом формате.
Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.
Полномочия Конституционного Суда РФ:
-
Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
- федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
- конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
- договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
- не вступивших в силу международных договоров РФ.
-
Разрешает споры о компетенции:
- между федеральными органами государственной власти;
- между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
- между высшими государственными органами субъектов РФ.
-
По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
-
Дает толкование Конституции РФ.
-
Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
-
Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Судебная власть
Судебная власть в России осуществляется при помощи различных видов ответственности:
- Уголовное.
- Административное.
- Гражданское.
- Конституционное.
Рис. 5. Судебная власть Российской ФедерацииМетод наказания зависит от степени тяжести нарушения.Данный тип власти основан на действии двух основных частей:
- Конституционный суд РФ. Он является независимым и самостоятельным органом судебной власти, имеющим возможность осуществлять судопроизводство, опираясь на Конституцию.
- Верховный суд РФ. Это главный суд для разрешения всех гражданских вопросов, которые включают в себя административные нарушения, уголовные преступления, разрешение споров.
В Конституции Российской Федерации четко прописаны все права и обязательства, которые имеют отношение к данной власти. В частности это:
- Устройство судов.
- Лица, способные представлять суды.
- Финансирование правосудия.
- Вынесение окончательного вердикта после тщательного расследования и выслушивания обеих сторон.
Рис. 6. Прокуратура Российской ФедерацииВ свою очередь, судебная система состоит из трех основных частей:
- Суды общей юрисдикции. Ее целью является разбор уголовных или гражданских вопросов, которые возникли непосредственно из административных нарушений. Они решают, сколько лет тюремного заключения дать преступнику или применить по отношению к нему какое-нибудь другое наказание.
- Конституционная юстиция. Ведет контроль над всеми уставными судами, расположенными на территории РФ, но при этом не является единым целым с Федеральным судом.
- Арбитражные суды. Они включают в себя все суды республик, федеральных округов или иных субъектов России.
На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система государственных органов власти представляет собой сложную структуру. Каждая составляющая этой структуры является самостоятельной, но действует в строго ограниченных рамках. Деятельность одних органов контролируется другими, но над всеми ними стоит верховный начальник — президент.Лучше разобраться во всех тонкостях и структуре системы органов государственной власти РФ, их функциях вам поможет нижепредложенное видео.