Бюджетная система рф: устройство, процесс и принципы

Оглавление

Бюджетная система РФ в 2015 году

Этот год для правительства России оказался достаточно сложным, в том числе и в аспекте подготовки бюджета на последующие три года. Экономический спад сопровождался существенными изменениями в экономике. Доходы бюджетов бюджетной системы РФ кардинально сократились в связи с последними политическими событиями. Более того, страны запада выдвинули против государства довольно-таки серьезные санкции в разных отраслях экономики, которые наложили отпечаток практически на все уровни бюджетной системы РФ.

По предварительным данным, в госфонд страны на 2015 – 2017 года заложена стоимость нефти на уровне 96 долларов за баррель. По факту цена топлива сегодня равна 54 долларам. По итогам проведенных работ структура бюджетной системы РФ не досчитается в 2015 году 430 миллионов рублей, что составляет порядка 0,6% ВВП. Согласно прогнозам, уровень доходов государства должен составить порядка 15082 триллиона рублей, а расходы – в пределах 15513 триллионов рублей. Уже в 2016 году правительство готово и к росту доходов, и к росту расходов, и к увеличению дефицита, который по предварительным оценкам достигнет показателя в 476 миллиардов рублей. Не изменится ситуация и в 2017 году. Эксперты говорят о размере дефицита в будущем в рамках 540 миллиардов рублей. Практически безупречное устройство бюджетной системы РФ не в состоянии изменить ситуацию, которая складывается по факту.

В качестве положительного момента, который ожидает правительство, можно отметить сокращение оттока капиталов из страны. Вывоз средств за пределы государства должен сократиться с 50 миллиардов долларов в 2015 году до 20 миллиардов долларов уже в 2017. Это имеет отношение не столько к стремлению состоятельной части населения инвестировать в отечественный бизнес, сколько к падению доходности многих крупных концернов и отсутствию средств для инвестирования в зарубежную недвижимость у их владельцев. Так что положительность этого аспекта нужно еще пересмотреть. Сама же структура бюджетной системы РФ также должна быть пересмотрена.

Положение об эффективности использования бюджетных средств

Рассматривая принципы функционирования бюджетной системы, следует отмечать, что они направлены на создание стабильной системы с возможностью постоянного повышения эффективности её функционирования. Данное положение обращается к тому, что необходимо создавать не только максимально возможные доходные части бюджета, но распределять и направлять бюджетные ассигнования с максимальным рациональным эффектом.

Следует отметить, что в понятие эффективного распределения и освоения бюджетных ресурсов входит не только направление их в производственные сферы, но и для социальной сферы также подходит данный принцип. Средства должны быть выделены в таком объеме, который позволил бы покрыть основные проблемные области, при этом повысив качество жизни населения.

Найдено научных статей по теме — 15

«Расходы бюджета» как категория бюджетного права

Токарева Е. О.

Рассмотрены различные походы к определению одной из базовых категорий бюджетного права «расходы бюджета». Проанализированы положения законодательства Украины, Российской Федерации, Хорватии и Латвии.

Бюджет — основополагающая категория бюджетного права

Болтинова Ольга Викторовна

В статье рассматривается эволюция бюджета в различные этапы становления и развития государства, где отмечены точки зрения представителей как экономической, так и правовой науки Автор акцентирует внимание на материальном, экономиче

Финансовое выравнивание как институт бюджетного права ФРГ

Морозова О. С.

This article is devoted to the specifics of financial equalization one of the central institutes of budget law in Germany.

К вопросу о предмете бюджетного права Российской Федерации

Болтинова Ольга Викторовна

Статья посвящена анализу предмета российского бюджетного права. Выделяются особые группы общественных отношений, входящих в предмет бюджетного права. При этом бюджетное право рассматривается как подотрасль финансового права.

Бюджетно-правовая ответственность как институт бюджетного права

Мирошник Светлана Валентиновна

В статье рассматриваются проблемные вопросы привлечения к бюджетно-правовой ответственности, формулируются предложения по совершенствованию бюджетного законодательства страны.

К вопросу о месте бюджетных расходов в системе финансового права

Пятковская Юлия Валерьевна

Статья посвящена определению места норм, регулирующих бюджетные расходы в системе финансового права, что имеет важное теоретическое и практическое значение.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОНИМАНИЯ ТЕРМИНА «ИСТОЧНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА»

Крохина Ю.А.

Правовое регулирование бюджетных отношений, складывающихся в процессе формирования централизованных фондов денежных средств публичного предназначения, требует комплексного подхода к изучению в аспекте источников права.

Принципы бюджетного процесса в науке российского финансового права

Снегирева В.Н.

Статья посвящена рассмотрению классификации принципов, положенных в основу бюджетного процесса в Российской Федерации, приводится определение понятия принципа права и дается классификация принципов бюджетного процесса, существующа

Социальная направленность бюджетного права: проблемы и векторы развития

Беликов Евгений Геннадьевич

В статье проводится анализ современного развития бюджетного права как подотрасли финансового права, исходя из принципа социальной направленности финансово-правового регулирования.

Юридические лица как субъекты бюджетного права: проблемы правовой идентификации

Леднева Юлия Викторовна

Анализируя действующее бюджетное и гражданское законодательство РФ, основываясь на положениях доктрины бюджетного права и теории юридического лица публичного права, автор приходит к выводу, что по общему правилу юридические лица н

Сбалансированность бюджета

Данный принцип соблюдения баланса бюджетных средств основан на правиле равенства расходов доходам и поступлениях для финансирования дефицита. То есть формирование планового бюджета должно быть продумано и ориентировано на допущение наименьшего объема дефицита финансовых ресурсов.

Это крайне важный принцип для создания равновесного бюджета. Для его формирования необходимо проводить тщательный анализ структуры расходования бюджетных средств в текущем финансовом году, учитывать тенденции изменений в экономике, а также закладывать потенциальные риски. Однако достаточно часто дефицит бюджета имеет место, и в таком случае причины могут быть как в переоцененных доходных статьях, так и в недооцененных расходах.

Источники бюджетного права

К источникам бюджетного права относятся нормы Конституции Российской Федерации, бюджетное законодательство и подзаконные нормативные акты. В Конституции Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы бюджетного устройства государства. Так, ст. 71, 72 определяют компетенцию Российской Федерации и сферу совместной деятельности Российской Федерации и ее субъектов в отношении бюджета; ст. 101, 104, 106, 114 устанавливают основы порядка рассмотрения, утверждения бюджета и контроля его исполнения, а также полномочия органов государственной власти в области бюджетной политики. Кроме того, конституционные нормы определяют основные принципы и формы взаимоотношений государства и административно-территориальных образований в области бюджета, устанавливают средства защиты прав и законных интересов субъектов бюджетной деятельности.

Если финансовое законодательство как термин еще не сформировалось, то в области бюджета уже с конца XIX в. действует понятие бюджетного законодательства. Принятие в 1998 г. Бюджетного кодекса Российской Федерации стало принципиально новым этапом в развитии и совершенствовании бюджетного законодательства. Бюджетный кодекс Российской Федерации установил общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение и статус субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений. Статья 2 Бюджетного кодекса закрепляет структуру бюджетного законодательства Российской Федерации, в которую входят:

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации;
  • принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете, бюджетных государственных внебюджетных фондов;
  • законы субъектов Российской Федерации о бюджете и бюджете территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах;
  • иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующие соответствующие бюджетные правоотношения.

Акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются ко всем отношениям, возникшим после введения актов в действие, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации или федеральным законом. К источникам бюджетного права относятся: указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения в пределах своей компетенции.

Однако данные нормативные правовые акты не входят в понятие бюджетного законодательства и не должны противоречить его нормам. Особое место среди нормативных правовых актов занимают акты Министерства финансов Российской Федерации, касающиеся практической организации бюджетной деятельности (порядка учета, отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы, введения режима сокращения расходов федерального бюджета и др.).

Источником бюджетного права являются и международные до-говоры Российской Федерации, которые применяются непосредственно к бюджетным правоотношениям, за исключением случаев, когда международным договором предусмотрено, что для его применения требуется издание внутригосударственных актов. Если же международным договором установлены иные правила по сравнению с бюджетным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. В сфере бюджетного регулирования за последние годы стали применяться различные международные нормы и правила. Так, Россия перешла на единую бюджетную классификацию (группировку доходов и расходов бюджета), применяемую в странах Европейского союза. Счетная палата Российской Федерации вошла в Европейскую ассоциацию парламентских органов контроля, Пра-вительство и Министерство финансов Российской Федерации исполняют рекомендации по использованию кредитов Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, закрепленные как в уставах этих организаций, так и в заключаемых с ними международных кредитных соглашениях.

Бюджетные правоотношения и субъекты бюджетного права

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и местного самоуправления, принято называть бюджетными. Бюджетные правоотношения, будучи одним из видов финансовых правоотношений, характеризуются всеми признаками, свойственными любому финансовому правоотношению, но имеют и свои особенности. Все бюджетные отношения делятся на две основные группы:

  1. я группа — отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
  2. я группа — отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля их исполнения, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Характерной особенностью бюджетного правоотношения является то, что оно, как правило, устанавливается и длится в течение финансового года или планового периода. Однако это не исключает возможность возникновения нового правоотношения по тем же, что и ранее, объектам и между теми же субъектами. В некоторых случаях правоотношения могут носить длительный характер, например в отношении капитальных расходов, включенных в бюджет развития, в отношении погашения государственных долговых обязательств и др

Специфика бюджетных правоотношений проявляется и в императивном методе их регулирования, поскольку государство уделяет особое внимание формированию, распределению и использованию бюджетных фондов, хотя в некоторых случаях используется и диспозитивный метод, например в системе отношений по формированию доходов и определению направлений расходов бюджета. В то же время данные правоотношения носят ярко выраженный материальный (1-я группа) и процессуальный (2-я группа) характер

К бюджетным относятся также правоотношения, устанавливающие правовой статус участников бюджетного процесса, порядок и условия их привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Особым видом бюджетных правоотношений являются межбюджетные отношения, которые возникают между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Носители юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию средств бюджетов всех уровней именуются субъектами бюджетного права. В круг субъектов бюджетного права Российской Федерации входят:

государства, государственные и административно-территориальные образования:

  • Российская Федерация;
  • субъекты Российской Федерации — республики, края, области, автономная область и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург;
  • местные административно-территориальные образования — города, районы, села, поселки;

государственные и местные органы власти:

  • законодательные (представительные) органы государственной власти и местного самоуправления;
  • исполнительные органы власти и местного самоуправления;

государственные юридические лица и иные хозяйствующие субъекты:

  • бюджетные учреждения;
  • государственные унитарные предприятия;
  • муниципальные унитарные предприятия.

Субъект бюджетного правоотношения либо участвует в распределении доходов и расходов между бюджетами разных уровней, либо является участником бюджетного процесса, либо получает из бюджета денежные средства в форме финансирования или кредитования.

показать содержание

Комментарий к статье 29 БК РФ

Единство бюджетного законодательства РФ обеспечивается положениями ст. 2 Кодекса, определяющими состав бюджетного законодательства. Составляющие бюджетное законодательство РФ федеральные законы (в том числе о федеральном бюджете, о бюджетах федеральных ГВБФ), законы субъектов РФ (в том числе о бюджетах субъектов РФ, о бюджетах территориальных ГВБФ) и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления (в том числе о местных бюджетах) не могут противоречить Кодексу. В случае противоречия между Кодексом и указанными нормативными правовыми актами применяется Кодекс. Иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения и указанные в ст. 3 Кодекса, не могут противоречить бюджетному законодательству.

Составной частью содержания принципа единства бюджетной системы РФ является единство принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, что характеризует рассматриваемый принцип как базовый принцип бюджетной системы РФ.

В отношении единого порядка установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ следует отметить, что согласно ст. 65 Кодекса формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных ОГВ, ОГВ субъектов РФ и ОМСУ, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. Расходным обязательствам России, субъектов РФ и муниципальных образований посвящены положения гл. 11 Кодекса. В соответствии с ч. 2 ст. 215.1 Кодекса исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Единство бюджетной классификации РФ в условиях новой редакции Кодекса приобретает новое содержание. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 18 Кодекса), непосредственно Кодексом устанавливаются единые для бюджетов бюджетной системы РФ позиции двух первых уровней (группа — подгруппа, раздел — подраздел, группа — статья) каждого вида бюджетной классификации. Минфин России утверждает единые позиции классификации доходов и операций сектора государственного управления на более низких уровнях. При определении же классификации расходов и источников финансирования дефицита бюджетов существенно расширена самостоятельность каждого уровня власти, т.к. целевые статьи и виды расходов, а также статьи и подстатьи источников финансирования дефицита бюджетов утверждаются законами (решениями) о соответствующих бюджетах.

Единство форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений обеспечивается положениями нового раздела VIII.1 Кодекса, в гл. 25.1 которого закреплены основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, а в гл. 25.2 установлен порядок составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. Согласно п. 1 ст. 264.1 единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Минфином России в соответствии с положениями Кодекса.

На обеспечение единства санкций за нарушение бюджетного законодательства направлено данное в ст. 281 Кодекса определение нарушения бюджетного законодательства. Меры принуждения к нарушителю бюджетного законодательства закреплены в гл. 28 Кодекса.

Единый порядок исполнения судебных актов об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ установлен положениями главы 24.1 Кодекса. Согласно п. 1 ст. 242.1 Кодекса исполнение судебных актов об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится в соответствии с Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ, а также в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву и восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Понятие бюджета и функционирование бюджетного устройства

Каждая страна формирует определенный план расходования финансовых ресурсов и доходов на определенный период. Этот план и является бюджетом. Процедура работы с бюджетом — многоступенчатая. Производится оценка всех текущих и возможных факторов воздействия на социально-экономическую сферу, и в зависимости от предполагаемых изменений, а также с целью поддержания приоритетных направлений развития государства расписывается бюджетный документ.

Бюджетное устройство подразумевает под собой основополагающие правила (принципы) организации бюджета, в соответствии с которыми происходит взаимодействие между субъектами бюджетного процесса, осуществляется формирование и расходование финансовых средств из бюджета.

Принципы организации бюджетной системы содержат сущностные положения того, как должна функционировать указанная система. Таких принципов выделяют несколько, они в совокупности позволяют говорить об эффективности всей системы финансов страны.