Оглавление
Комментарий к статье.
Банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных статьей 266 НК РФ, создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности в порядке, предусмотренном статьей 292 НК РФ.
Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных статьей 292 НК РФ.
Центральный банк Российской Федерации является единственным органом, который вправе устанавливать порядок формирования банками резерва на возможные потери по ссудам, признаваемого согласно указанным нормам НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций.
Порядок формирования резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности определен Положением Банка России от 26.03.2004 N 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (далее — Положение).
Несмотря на то что данное Положение содержит изначально главу 5, конкретные указания о порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам по портфелю однородных ссуд в целях налогообложения прибыли Банком России в 2005 — 2007 гг. представлены не были. Такие разъяснения были доведены до налогоплательщиков Указанием Банка России от 06.05.2008 N 2006-У, которым уточнен указанный порядок формирования резервов по портфелю однородных ссуд.
Таким образом, с учетом дополнений и изменений, внесенных Банком России в Положение, при формировании резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности по портфелю однородных ссуд понятие «стандартная задолженность» к портфелю однородных ссуд не применяется.
Минфин России в письме от 10.04.2009 N 03-03-06/2/80 не поддержал предложение о внесении изменений в статью 292 НК РФ в части учета расходов банков в виде отчислений на возможные потери по финансовым инструментам, не относящимся к ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности.
Минфин России в письме от 17.06.2004 N 03-02-05/5/9 указал, что суммы резервов на возможные потери по ссудам, отнесенные на расходы банка и не полностью использованные банком в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежной задолженности по ссудам и задолженности, приравненной к ссудной, могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатков резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае если сумма вновь создаваемого в отчетном (налоговом) периоде резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов банка в последний день отчетного (налогового) периода. В случае если сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы банков в последний день отчетного (налогового) периода.
Поделиться с друзьями
Ссылки по теме:
Комментарий к статье 292 ГПК РФ
1. Судья осуществляет подготовку дела о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь к судебному разбирательству по правилам гл. 14 ГПК. Комментируемая статья предусматривает дополнительные процессуальные действия, которые должны быть произведены в этой стадии
Основное внимание уделяется сбору информации о принадлежности имущества, вопрос о судьбе которого рассматривается в суде
В стадии подготовки необходимо выяснить, имеются ли права на эту вещь у иных лиц по предусмотренным законом основаниям (по наследству, в силу приобретательной давности и т.п.), а также не является ли имущество выморочным (п. 2 ст. 1151 ГК). Признание бесхозяйным выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, не требуется.
При подготовке указанной категории дел к судебному разбирательству целесообразно направлять запросы по бесхозяйной вещи в соответствующие организации: различные регистрирующие органы, жилищно-эксплуатационные организации, налоговые органы.
2. В ходе подготовки к судебному разбирательству дела, возбужденного в порядке особого производства, судья обязан выяснять, какие лица и организации могут быть заинтересованы в разрешении данного дела и подлежат вызову в судебное заседание.
В качестве заинтересованных лиц в делах о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь могут участвовать собственник вещи, титульные или фактические владельцы вещи. Например, до приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества (п. 2 ст. 234 ГК).
3. При установлении в делах особого производства спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства (ч. 3 ст. 263 ГПК).
Некоторые авторы полагают, что, если в судебном заседании собственник вещи будет установлен, но место жительства его неизвестно, судья также должен вынести определение об оставлении заявления без рассмотрения, разъяснив заинтересованным лицам право обратиться в суд относительно признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим <1>. Данная точка зрения спорна. Во-первых, имущество лица, признанного безвестно отсутствующим, не может быть признано бесхозяйным, над ним в соответствии со ст. 43 ГК устанавливается управление. Во-вторых, в отношении движимой бесхозяйной вещи необходимо в ходе судебного разбирательства выяснить, не отказался ли собственник от вещи. В-третьих, перечень оснований для оставления заявления без рассмотрения является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (ст. 222 ГПК). Говорить о наличии здесь спора о праве нецелесообразно, так как установление у вещи собственника еще не свидетельствует об этом. В данном случае представляется более правильным принятие судом решения об отказе в удовлетворении заявления о признании движимой вещи бесхозяйной (если не будет доказано, что вещь является брошенной) или об отказе в удовлетворении заявления о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
———————————
<1> См.: Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР (научно-практический) / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2001. С. 637.
Комментарий к статье 293 ГК РФ
1. Содержание комментируемой статьи шире ее названия. В отличие от ГК 1964 г. (ст. 141) ею установлено не одно, а три самостоятельных основания принудительного прекращения права собственности на жилое помещение. К их числу относятся: а) использование жилого помещения не по назначению; б) систематическое нарушение прав и интересов соседей; в) бесхозяйственное обращение с жильем, влекущее его разрушение. Содержание ни одного из них в статье не раскрывается, но достаточно легко выводится из анализа других норм действующего законодательства.
Под использованием жилого помещения не по назначению понимается его использование не для проживания, без предварительного перевода жилого помещения в нежилое. Более подробно см. коммент. к ст. 288 ГК.
Понятие систематического нарушения прав и интересов соседей имеет такое содержание, которое вкладывается в него жилищным законодательством (см. п. 4 ст. 687 ГК, ст. 91 ЖК). По сути дела, речь идет о нарушении собственником жилого помещения или дееспособными членами его семьи действующих правил проживания и пользования жилыми помещениями, в частности закрепленных Правилами пользования жилыми помещениями, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25 (СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 546).
Бесхозяйственное обращение с жилым помещением — это либо бездействие собственника, который не выполняет обязанностей по ремонту и содержанию помещения, либо его действия по порче помещения, в частности разрушение инженерных сетей и оборудования, самовольные перепланировка и переустройство, создающие угрозу жилому дому, нарушение санитарных правил содержания жилых помещений и т.п.
2. Комментируемая статья устанавливает порядок принудительного прекращения права собственности при наличии указанных выше оснований.
Прежде всего, собственнику жилого помещения органом местного самоуправления делается официальное предупреждение о необходимости устранения выявленного нарушения. В случае бесхозяйственного обращения с жилым помещением, если это влечет его разрушение, собственнику должен быть предоставлен также соразмерный срок для ремонта помещения. При нарушении прав и интересов соседей для вынесения предупреждения требуется установление систематичности в действиях собственника или дееспособных членов его семьи.
Далее, если принятые меры окажутся безрезультатными, т.е. собственник жилого помещения не изменит своего поведения, в том числе не произведен необходимый ремонт жилого помещения, орган местного самоуправления вправе обратиться с иском в суд о продаже жилого помещения с публичных торгов.
В случае удовлетворения иска жилое помещение продается с публичных торгов, а собственнику выплачивается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
3. Комментируемая статья оставляет открытым вопрос о том, влечет ли прекращение права собственности на жилое помещение выселение бывшего собственника из занимаемого им жилого помещения. Не решен этот вопрос и в новом ЖК РФ. Исходя из смысла закона, его решение зависит от того, обладает ли лицо правами на другое, пригодное для проживания жилое помещение, или данное жилое помещение является для него единственным местом проживания. В первом случае бывший собственник может быть выселен из помещения, а во втором — сохраняет право пользования им в качестве нанимателя и может быть выселен из него на основании норм жилищного законодательства, если в дальнейшем не изменит своего поведения.
4. По смыслу закона правила комментируемой статьи применимы лишь при наличии вины собственника жилого помещения или дееспособных членов его семьи. Если же бесхозяйственное содержание жилого помещения обусловлено уважительными причинами, собственник не может быть принудительно лишен прав на жилое помещение.