Уголовно-исполнительный кодекс российской федерации от 08.01.1997 n 1-фз (ред. от 11.06.2021)

Статья 173.1 УИК РФ. Установление административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы

  1. В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
  2. В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, за исключением преступлений, указанных в части первой настоящей статьи, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
  3. Администрация исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
  4. Администрация исправительного учреждения после вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, в течение семи дней направляет копию указанного решения в орган внутренних дел по избранному этим лицом месту жительства или пребывания.
  5. При освобождении из мест лишения свободы лицу, в отношении которого установлен административный надзор, администрация исправительного учреждения вручает предписание о выезде к избранному им месту жительства или пребывания с указанием срока прибытия, установленного с учетом необходимого для проезда времени, и предупреждает данное лицо об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора.
  6. В предписании, указанном в части четвертой настоящей статьи, производится запись об установлении административного надзора и указывается адрес избранного места жительства или пребывания.

Цензура в исправительных учреждениях

По новой редакции статьи 15 УИК РФ «Обращения осужденных и порядок их рассмотрения», не подлежат цензуре предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные:

  • президенту Российской Федерации;
  • в палаты Федерального собрания РФ;
  • в правительство РФ;
  • в законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
  • в органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • в суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам;
  • уполномоченному по правам человека в РФ;
  • уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка;
  • уполномоченному при президенте РФ по защите прав предпринимателей;
  • уполномоченному по правам человека в субъекте РФ;
  • уполномоченному по правам ребенка в субъекте РФ;
  • уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте РФ;
  • в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством РФ;
  • в соответствии с международными договорами РФ, в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (новое);
  • в Европейский суд по правам человека (новое).

Не подлежат цензуре ответы на такие обращения. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.

Комментарий к статье 40 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ предполагает следующие обязанности осужденных:

— соблюдать установленный порядок отбывания наказания, добросовестно относиться к труду;

— соблюдать обязанности и запреты, устанавливаемые для осужденного УИИ, и являться по ее вызову;

— не увольняться с места работы по собственному желанию;

— сообщать в УИИ об изменении места жительства в течение 10 дней;

— осужденный не имеет права отказаться от предложенной ему работы.

2. Разрешение на увольнение с работы УИИ дает после проверки обоснованности причин увольнения. При этом отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Однако осужденный в установленном законом порядке может его обжаловать.

3. Из заработка осужденного в доход государства производятся удержания в размере от 5 до 20%.

4. Очередной оплачиваемый отпуск осужденным ограничен до 18 дней и при этом должен быть согласован с УИИ. Вместе с тем осужденный имеет право и на другие виды отпусков, предусмотренные законодательством о труде.

Другой комментарий к статье 40 УИК РФ

1, 5. Комментируемая статья регламентирует условия отбывания наказания в виде исправительных работ. Прежде всего, в ней в общей форме регламентируется обязанность осужденных соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию. Это означает, что осужденный должен своевременно приступить к работе, выполнять там правила внутреннего распорядка, не прогуливать, не опаздывать и т.п. Специально указывается на обязанность являться по вызову инспекции. Инспекция может вызвать осужденного для получения его объяснений по поводу каких-либо допущенных нарушений, неявки на работу, в связи с необходимостью направить его на другое место работы и т.д.

Наконец, одной из важных обязанностей осужденного является сообщение в течение 10 дней в уголовно-исполнительную инспекцию о перемене места работы и места жительства. Поскольку инспекция осуществляет контроль за осужденным, она должна знать, где он живет и работает.

2. Помимо этого, в комментируемой статье перечислены правоограничения, вытекающие из самого факта отбывания данного наказания.

Наиболее существенными являются удержания из установленной приговором суда части заработка осужденного (от 5 до 20%). Порядок производства удержания детализирован в ст. 44 УИК РФ и будет рассмотрен при комментировании этой статьи.

3 — 4. Несмотря на то что осужденный направляется на работу строго по указанию уголовно-исполнительной инспекции, закон в принципе не запрещает ему изменить место работы. Поскольку исправительные работы применяются к тем, кто не имеет основного места работы, основной задачей на первоначальном этапе должно считаться трудоустройство осужденного и приобщение его к трудовой деятельности. Тем более что осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы. Такая работа определяется наличием вакансий в момент поступления из суда приговора, вступившего в законную силу. Вместе с тем общеизвестно, что квалифицированная работа с большим заработком будет иметь большее воспитательное значение. Поэтому закон разрешает осужденному изменить место работы, но это делается уже под контролем уголовно-исполнительной инспекции.

Увольнение по собственному желанию допускается по письменному разрешению уголовно-исполнительной инспекции, которая обязана проверить обоснованность причин увольнения. Таковыми могут быть: переход на работу по специальности, более высокий заработок, приближение к месту жительства и т.п. Если инспекция придет к выводу, что причина увольнения обоснованна, она дает разрешение.

Поскольку уголовно-исполнительная инспекция заинтересована в исправлении осужденного, она старается удовлетворить обоснованные просьбы осужденных. Если же из обстоятельств дела видно, что увольнение направлено на уклонение от работы и осужденный тем самым пытается уклониться от отбывания наказания — инспекция отказывает в разрешении на увольнение.

Такой отказ может быть обжалован в вышестоящий орган ФСИН России, в прокуратуру или в суд.

6. Еще одно правоограничение осужденного заключается в сокращении ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого администрацией организации, в которой работает осужденный. Как известно, ст. 115 ТК РФ определено, что работникам предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает для осужденных к исправительным работам такой отпуск продолжительностью в 18 рабочих дней, причем время отпуска должно быть согласовано с уголовно-исполнительной инспекцией. При этом другие отпуска предоставляются на общих основаниях (ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, — ст. 116 ТК РФ). Сохранение дополнительных отпусков связано с их предоставлением для поддержания здоровья работника. Поэтому уголовно-исполнительное законодательство их сокращать не считает нужным.

Статья 177 УИК РФ. Отсрочка отбывания наказания осужденным

  1. Осужденный, который отбывает наказание в исправительном учреждении и которому может быть предоставлена отсрочка отбывания наказания в соответствии с частью первой статьи 82 Уголовного кодекса Российской Федерации, его адвокат, законный представитель вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке отбывания наказания, а администрация исправительного учреждения — с соответствующим представлением. Ходатайство об отсрочке отбывания наказания осужденный подает через администрацию исправительного учреждения, исполняющего наказание.
  2. Администрация исправительного учреждения в течение 10 дней после подачи осужденным ходатайства об отсрочке отбывания наказания запрашивает в соответствующих органах государственной власти, органах местного самоуправления и у родственников осужденного справку о согласии родственников принять осужденного и ребенка, предоставить им жилье и создать необходимые условия для проживания или справку о наличии у осужденного жилья и необходимых условий для проживания с ребенком, медицинское заключение о беременности осужденной женщины или справку о наличии ребенка у осужденного.
  3. Администрация исправительного учреждения не позднее 10 дней после дня получения указанных в части второй настоящей статьи документов направляет в суд ходатайство (представление) об отсрочке отбывания наказания, указанные документы, а также характеристику и личное дело осужденного.
  4. Администрация исправительного учреждения, получив определение суда об отсрочке отбывания наказания в отношении осужденного, освобождает его. У осужденного администрацией исправительного учреждения берется подписка о явке в уголовно-исполнительную инспекцию по месту его жительства в трехдневный срок со дня прибытия.
  5. Осужденный следует к месту жительства самостоятельно за счет средств федерального бюджета.
  6. В день освобождения в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного направляется копия определения суда об отсрочке отбывания наказания с указанием даты освобождения.
  7. Уголовно-исполнительная инспекция ставит осужденного на учет и в дальнейшем осуществляет контроль за его поведением.
  8. После явки осужденного уголовно-исполнительная инспекция в течение трех суток обязана направить подтверждение в исправительное учреждение по месту освобождения осужденного.
  9. В случае неприбытия осужденного в двухнедельный срок со дня его освобождения уголовно-исполнительная инспекция осуществляет первоначальные розыскные мероприятия, а в случае не достижения результатов направляет материалы для объявления в розыск осужденного.

Таблица МРОТ по регионам с 1 января 2021 года с учетом районного коэффициента

Таблица сформирована  при учете районного коэффициента и особых условий регионов.

В особые условия входят трехсторонние соглашения между работниками, профсоюзом и администрацией и постановления территориальных правительственных органов исполнительной власти.

Регион Районный коэффициент Особые условия Итоговая сумма МРОТ, руб.
Алтайский край 1,15 13 000
Амурская область 1,2 14 556
Архангельская область 1,4 16 982
Астраханская область 12 130
Белгородская область 12 130
Брянская область 12 130
Владимирская область 12 130
Волгоградская область 12 130
Вологодская область 1,2 от прожиточного минимума минимум 12 130
Воронежская область 12 130
Еврейская автономная область Минимальная оплата труда, включая районный коэффициент 12 000,00 для всех работников 12 130
Забайкальский край 1,2 14 556
Коралский район Забайкальского края 1,2 14 556
Ивановская область 12 130
Иркутская область 1,3 15 769
Кабардино- Балкарская Республика 12 130
Калининградская область 12 130
Калужская область 12 130
Камчатский край 1,8

1,6

21 834

19 408

Капитанские острова 2 24 260
Алеутские острова 1,8 Минимальная оплата труда, включая районный коэффициент 21834 руб. для всех работников 21 834
Корякский округ 1,8 Минимальная оплата труда, включая районный коэффициент 19177,00 для всех работников 21 834
Карачаево-Черкесская Республика 12 130
Кемеровская область 1,3 15 769
Кировская область 12 130
Костромская область 12 130
Краснодарский край 12 130
Красноярский край 1,3 15 769
Норильск 1,8 21 834
Курганская область 1,15 13949,5
Курская область 12 130
Ленинградская область 12 130
Липецкая область 12 130
Магаданская область 1,7 20 621
Москва 20 195
Московская область 15 000
Мурманская область 1,5 Надбавки:

г. Мурманск-140 — 1,8 пгт. Туманный — 1,7 Остальная обл. — 1,4

 

3275130931,525473

Ненецкий автономный округ 1,8 Надбавки:

севернее Полярного круга — 1,8;южнее — коэффициент 1,7.

39 301,2

37 117,8

Нижегородская область 12 130
Новгородская область 12 130
Новосибирская область 1,25 15162,5
Омская область 1,15 13949,5
Оренбургская область 1,15 13949,5
Орловская область 12 130
Пензенская область 12 130
Пермский край 1,15 13949,5
Приморский край 1,3 15 769
Псковская область 12 130
Республика Адыгея 12 130
Республика Алтай 1,25 15162,5
Республика Башкортостан 1,15 13949,5
Республика Бурятия 12 130
Республика Дагестан 12 130
Республика Ингушетия 12 130
Республика Калмыкия 1,3 15 769
Республика Карелия 1,15 13949,5
Республика Коми 1,2 13 359,60
Республика Крым 12 130
Республика Марий Эл 12 130
Республика Мордовия 12 130
Республика Саха (Якутия) в зависимости от территории 1,4 — 2,0 По закону Якутии от 18.05.05 № 475-III + от 10-80% надбавка к зарплате в зависимости от выслуги лет. 18680,2 — 43668
Республика Северная Осетия – Алания 12 130
Республика Татарстан 12 130
Республика Тыва 1,4 16 982
Республика Хакасия 1,3 15 769
Ростовская область 12 130
Рязанская область 12 130
Самарская область 12 130
Санкт-Петербург Минимальная оплата труда 17 000 руб. 17 000,00
Саратовская область 12 130
Сахалинская область 1,6-2,0 В зависимости от района максимальная надбавка 0,5-2,6 25473 — 55798
Свердловская область 12 130
Севастополь 12 130
Смоленская область 12 130
Ставропольский край 12 130
Тамбовская область 12 130
Тверская область 12 130
Томская область 1,3 15 769
Тульская область 12 130
Тюменская область 1,15 13949,5
Удмуртская Республика 1,15 13949,5
Ульяновская область 12 130
Хабаровский край 1,3 Минимальная оплата труда, включая районный коэффициент 12 480,00 для всех работников 15 769
Ханты- Мансийский автономный округ – Югра 1,7 18 977,10
Челябинская область 1,15 13949,5
Чеченская Республика 12 130
Чувашская Республика 12 130
Чукотский автономный округ 2 24260
Ямало-Ненецкий автономный округ 1,5-1,8 Надбавка от 10-60% в зависимости от проживания и выслуги лет 20014,5 — 34934,4
Ярославская область 12 130

Сколько часов работают и сколько получают на руки члены УИК?

Помимо вышеприведенных ставок, зарплата члена УИК зависит от количества отработанных часов. И здесь все считается очень индивидуально, и как конкретно будет проводится подготовка и информирование в 2021 году, предсказать довольно сложно. 

Многое зависит и от количества членов УИК, от распределения обязанностей:

До 1001 избирателя

От 3 до 9 человек

ОТ 1001 до 2001

От 7 до 12

Свыше 2000

От 7 до 16

19 сентября в некоторых регионах России пройдут референдумы, а значит, количество членов комиссий может быть увеличено. Однако, голосование может идти 3 дня (17, 18, 19 сентября), а со 8 августа по 13 сентября будут организованы дежурства для приема заявлений и информирования, ежедневные по 4 часа. 

И если человек нагружен по максимуму: 20 часов дежурства, 36 часов на выборах, то только компенсация составит около 15 тысяч рублей (если по окладу 255 рублей в час), и вознаграждение около 3000-5000 рублей. 

А если он выйдет один раз на дежурство, и поработает только в день выборов (как это часто и бывает), то заплатят ему около 5000-6000 рублей. 

Для непостоянных членов УИК средние зарплаты примерно следующие:

Должность

Зарплата за все выборы

Председатель

8000-30000

Заместитель

5000-24000

Секретарь

6000-18000

Остальные члены комиссии

5000-16000

Во время прошлого голосования по поправкам в Конституцию, обычные члены избиркома получали на руки 10-11 тысяч рублей. 

Сколько заплатят 19 сентября 2021 года – пока неизвестно. Но само финансирование ЦИК выросло с 15,8 до 20 миллиардов рублей, причем, в расчет принималась именно зарплата на местных и региональных избирательных участках. 

Большая часть людей идет работать в УИК либо по партийному (служебному) направлению, либо по велению души. Работа, кстати, весьма интересная, много случается интересных знакомств, поэтому нередко обслуживанием выборов занимаются по велению души. 

Примечание:О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда» на выборах в Госдуму от 23 июня 2021 года от ЦИК

Статья 114 УИК РФ. Порядок применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы

  1. Благодарность объявляется в устной или письменной форме, остальные поощрения только в письменной форме.
  2. В порядке поощрения осужденным в течение года может быть разрешено получение дополнительно до четырех посылок или передач и предоставлено дополнительно до четырех краткосрочных или длительных свиданий.
  3. Досрочное снятие ранее наложенного взыскания допускается не ранее трех месяцев со дня наложения взысканий, указанных в пунктах «а» и «б» части первой статьи 115 и пунктах «а» и «б» статьи 136 настоящего Кодекса, и не ранее шести месяцев со дня отбытия взысканий, указанных в пунктах «в», «г», «д» и «е» части первой статьи 115 настоящего Кодекса.
  4. К осужденному, имеющему неснятое или непогашенное взыскание, может быть применено поощрение только в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания.

Статья 60.4 УИК РФ. Порядок отбывания принудительных работ

  1. В исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка исправительных центров, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
  2. Осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны:
    а) выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров;
    б) работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра;
    в) постоянно находиться в пределах территории исправительного центра (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом), проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра;
    г) участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю;
    д) постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного.
  3. Осужденным к принудительным работам для решения неотложных социально-бытовых и других вопросов администрация исправительного центра может разрешить краткосрочный выезд за его пределы на срок до пяти суток непосредственно после постановки осужденного на учет.
  4. Осужденным к принудительным работам запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего распорядка исправительных центров. В случае обнаружения у осужденных таких предметов и веществ они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение либо уничтожаются, о чем составляется соответствующий акт.
  5. Осужденные к принудительным работам и помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных могут подлежать досмотру. Основания и порядок проведения обысков и досмотров определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
  6. Осужденным к принудительным работам, не допускающим нарушений правил внутреннего распорядка исправительных центров и отбывшим не менее одной трети срока наказания, по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. Указанные осужденные обязаны являться в исправительный центр для регистрации четыре раза в месяц. Дни регистрации устанавливаются постановлением начальника исправительного центра.
  7. Осужденным к принудительным работам, не имеющим взысканий, администрацией учреждения по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается выезд за пределы исправительного центра на период ежегодного оплачиваемого отпуска.
  8. Осужденным к принудительным работам разрешается обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования по заочной форме обучения, находящихся в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. Порядок обучения по заочной форме осужденных к принудительным работам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Минимальный размер оплаты труда в России: предполагаемые изменения

По состоянию на 1 января 2021 года МРОТ в России составляет 12 130 рублей. Законопроект от партии ЛДПР направлен не на изменение данного значения, а с целью дополнения к нему. 

Условия работы МРОТ, в руб. Как рассчитать зп, в руб.
12-, 8-часовой рабочий день, 2 выходных в неделю.

12130

Отношение между нормой в месяц и фактически отработанным временем, умноженное на оклад, но не ниже МРОТ.
Работа по сменному графику.
Временная работа 150 в час Производное от количества фактически отработанных часов и ставки за 1 час работы.
Частичная занятость (работа на неполную ставку).

МРОТ 150 рублей в час предлагается ввести для:

  • работников, трудящихся не полный рабочий день;
  • для сотрудников, принятых на работу сроком до 3 месяцев;
  • для работников, трудоустроенных на неполную ставку.

Не нужно путать заработную плату, трудящихся не полный рабочий день и трудоустроенных на неполную ставку. Дело в том, что в первом случае сотрудник фактически выполняет трудовые обязанности ровно столько, сколько прописано в трудовом договоре. Но второй вариант часто используется работодателем намерено, с целью законного снижения заработной платы. При этом в контракте прописана не полная ставка, а фактически работник выполняет трудовые обязанности 8,12 часов.

Пример 1. Иванов П.Р. трудоустроен на 1/3 ставки с 4-часовым рабочим днем и 5-дневной рабочей неделей. Необходимо рассчитать зп Иванова исходя из существующего и предлагаемого МРОТ.

Решение 1.

  1. Рассчитаем зп Иванова П.Р. исходя из МРОТ 12130 рублей. 12130 / 3 = 4043, 33 руб.
  2. Рассчитаем оплату труда работника исходя из предлагаемого почасового МРОТ. 4 * 150 * 5 * 4 = 12 000 рублей.
  3. Посчитаем разницу между зп, начисленной исходя из МРОТ и МРОТ в час. 12000 – 4043,33 руб. = 7956,67 руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование почасовой ставки МРОТ выгоднее для работника.

Часть общая

Для законодательства, регламентирующего взаимоотношения людей в области различных аспектов уголовного права, характерно чёткое разделение документа на две части — общую и особенную.

В общей части данного кодекса сконцентрированы нормативы по:

  • принципам данного законодательства;
  • основаниям и средствам;
  • правам и обязанностям осужденных;
  • специализированным учреждениям;
  • контролю и надзору в данной сфере.

Статья первая данного кодекса декларирует его предназначение. Он создан для того, чтобы исправлять преступников и предупреждать совершение ими повторных правонарушений. Другая цель УИК РФ состоит в том, чтобы определять порядок осуществления процедуры отбывания наказаний.

Основаниями для осуществления процедурно значимых действий являются решения судов, а так же акты об амнистии или помиловании (ст. 7). При этом все осужденные не лишаются прав, которые им гарантированы Конституцией РФ, за исключением ограничений, наложенных приговором. Иностранцы и люди без гражданства пользуются те ми же правами, что и граждане России. Однако на них распространяются нормы международных договоров и российских законов, касающихся особенностей правового положения данной категории лиц.

Статья 97 УИК РФ. Выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений

  1. Осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений:
    а) краткосрочные продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье), а также для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения;
    б) длительные на время ежегодного оплачиваемого отпуска, а осужденным, указанным в части второй статьи 103 настоящего Кодекса, или осужденным, не обеспеченным работой по не зависящим от них причинам, на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска.
  2. Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний, может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительных учреждений для устройства детей у родственников либо в детском доме на срок до пятнадцати суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, а осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительной колонии, — один краткосрочный выезд в год для свидания с ними на тот же срок.
  3. Выезды по основаниям, указанным в частях первой и второй настоящей статьи, не разрешаются осужденным при особо опасном рецидиве преступлений; осужденным, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; осужденным к пожизненному лишению свободы; осужденным, больным открытой формой туберкулеза; осужденным, не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; ВИЧ-инфицированным осужденным, а также в случаях проведения противоэпидемических мероприятий.
  4. Осужденным, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы и нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе, а также несовершеннолетним осужденным выезд за пределы исправительного учреждения разрешается в сопровождении родственника или иного сопровождающего лица.
  5. Заявление осужденного о предоставлении ему краткосрочного выезда за пределы исправительного учреждения в связи с исключительными личными обстоятельствами должно быть рассмотрено в течение суток.
  6. Разрешение на выезд за пределы исправительного учреждения дается начальником исправительного учреждения с учетом характера и тяжести совершенного преступления, отбытого срока, личности и поведения осужденного.
  7. Время, в течение которого осужденному разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, засчитывается в срок отбывания наказания.
  8. Расходы осужденного в связи с выездом за пределы исправительного учреждения оплачиваются им из собственных средств либо иными лицами. За время нахождения осужденного за пределами исправительного учреждения во время краткосрочного выезда заработная плата ему не начисляется.
  9. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, затрудняющих обратный выезд осужденного в установленный срок, по постановлению начальника органа внутренних дел по месту пребывания осужденного срок возвращения в исправительное учреждение может быть продлен до пяти суток с обязательным срочным уведомлением об этом администрации исправительного учреждения.
  10. Порядок разрешения осужденным выездов за пределы мест лишения свободы определяется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
  11. При уклонении осужденного от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение он подлежит задержанию органом внутренних дел по месту пребывания осужденного с санкции прокурора на срок не более 30 суток для решения вопроса о направлении его к месту отбывания наказания под конвоем или привлечении к уголовной ответственности.
  12. Выезд осужденных на территорию другого государства разрешается в порядке и в случаях, предусмотренных соглашениями с соответствующими государствами.