Оглавление
Статья 173.1 УИК РФ. Установление административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы
- В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
- В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, за исключением преступлений, указанных в части первой настоящей статьи, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
- Администрация исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
- Администрация исправительного учреждения после вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, в течение семи дней направляет копию указанного решения в орган внутренних дел по избранному этим лицом месту жительства или пребывания.
- При освобождении из мест лишения свободы лицу, в отношении которого установлен административный надзор, администрация исправительного учреждения вручает предписание о выезде к избранному им месту жительства или пребывания с указанием срока прибытия, установленного с учетом необходимого для проезда времени, и предупреждает данное лицо об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора.
- В предписании, указанном в части четвертой настоящей статьи, производится запись об установлении административного надзора и указывается адрес избранного места жительства или пребывания.
Цензура в исправительных учреждениях
По новой редакции статьи 15 УИК РФ «Обращения осужденных и порядок их рассмотрения», не подлежат цензуре предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные:
- президенту Российской Федерации;
- в палаты Федерального собрания РФ;
- в правительство РФ;
- в законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
- в органы исполнительной власти субъектов РФ;
- в суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам;
- уполномоченному по правам человека в РФ;
- уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка;
- уполномоченному при президенте РФ по защите прав предпринимателей;
- уполномоченному по правам человека в субъекте РФ;
- уполномоченному по правам ребенка в субъекте РФ;
- уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте РФ;
- в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством РФ;
- в соответствии с международными договорами РФ, в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (новое);
- в Европейский суд по правам человека (новое).
Не подлежат цензуре ответы на такие обращения. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
Комментарий к статье 40 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ
1. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ предполагает следующие обязанности осужденных:
— соблюдать установленный порядок отбывания наказания, добросовестно относиться к труду;
— соблюдать обязанности и запреты, устанавливаемые для осужденного УИИ, и являться по ее вызову;
— не увольняться с места работы по собственному желанию;
— сообщать в УИИ об изменении места жительства в течение 10 дней;
— осужденный не имеет права отказаться от предложенной ему работы.
2. Разрешение на увольнение с работы УИИ дает после проверки обоснованности причин увольнения. При этом отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Однако осужденный в установленном законом порядке может его обжаловать.
3. Из заработка осужденного в доход государства производятся удержания в размере от 5 до 20%.
4. Очередной оплачиваемый отпуск осужденным ограничен до 18 дней и при этом должен быть согласован с УИИ. Вместе с тем осужденный имеет право и на другие виды отпусков, предусмотренные законодательством о труде.
Другой комментарий к статье 40 УИК РФ
1, 5. Комментируемая статья регламентирует условия отбывания наказания в виде исправительных работ. Прежде всего, в ней в общей форме регламентируется обязанность осужденных соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию. Это означает, что осужденный должен своевременно приступить к работе, выполнять там правила внутреннего распорядка, не прогуливать, не опаздывать и т.п. Специально указывается на обязанность являться по вызову инспекции. Инспекция может вызвать осужденного для получения его объяснений по поводу каких-либо допущенных нарушений, неявки на работу, в связи с необходимостью направить его на другое место работы и т.д.
Наконец, одной из важных обязанностей осужденного является сообщение в течение 10 дней в уголовно-исполнительную инспекцию о перемене места работы и места жительства. Поскольку инспекция осуществляет контроль за осужденным, она должна знать, где он живет и работает.
2. Помимо этого, в комментируемой статье перечислены правоограничения, вытекающие из самого факта отбывания данного наказания.
Наиболее существенными являются удержания из установленной приговором суда части заработка осужденного (от 5 до 20%). Порядок производства удержания детализирован в ст. 44 УИК РФ и будет рассмотрен при комментировании этой статьи.
3 — 4. Несмотря на то что осужденный направляется на работу строго по указанию уголовно-исполнительной инспекции, закон в принципе не запрещает ему изменить место работы. Поскольку исправительные работы применяются к тем, кто не имеет основного места работы, основной задачей на первоначальном этапе должно считаться трудоустройство осужденного и приобщение его к трудовой деятельности. Тем более что осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы. Такая работа определяется наличием вакансий в момент поступления из суда приговора, вступившего в законную силу. Вместе с тем общеизвестно, что квалифицированная работа с большим заработком будет иметь большее воспитательное значение. Поэтому закон разрешает осужденному изменить место работы, но это делается уже под контролем уголовно-исполнительной инспекции.
Увольнение по собственному желанию допускается по письменному разрешению уголовно-исполнительной инспекции, которая обязана проверить обоснованность причин увольнения. Таковыми могут быть: переход на работу по специальности, более высокий заработок, приближение к месту жительства и т.п. Если инспекция придет к выводу, что причина увольнения обоснованна, она дает разрешение.
Поскольку уголовно-исполнительная инспекция заинтересована в исправлении осужденного, она старается удовлетворить обоснованные просьбы осужденных. Если же из обстоятельств дела видно, что увольнение направлено на уклонение от работы и осужденный тем самым пытается уклониться от отбывания наказания — инспекция отказывает в разрешении на увольнение.
Такой отказ может быть обжалован в вышестоящий орган ФСИН России, в прокуратуру или в суд.
6. Еще одно правоограничение осужденного заключается в сокращении ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого администрацией организации, в которой работает осужденный. Как известно, ст. 115 ТК РФ определено, что работникам предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает для осужденных к исправительным работам такой отпуск продолжительностью в 18 рабочих дней, причем время отпуска должно быть согласовано с уголовно-исполнительной инспекцией. При этом другие отпуска предоставляются на общих основаниях (ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, — ст. 116 ТК РФ). Сохранение дополнительных отпусков связано с их предоставлением для поддержания здоровья работника. Поэтому уголовно-исполнительное законодательство их сокращать не считает нужным.
Статья 177 УИК РФ. Отсрочка отбывания наказания осужденным
- Осужденный, который отбывает наказание в исправительном учреждении и которому может быть предоставлена отсрочка отбывания наказания в соответствии с частью первой статьи 82 Уголовного кодекса Российской Федерации, его адвокат, законный представитель вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке отбывания наказания, а администрация исправительного учреждения — с соответствующим представлением. Ходатайство об отсрочке отбывания наказания осужденный подает через администрацию исправительного учреждения, исполняющего наказание.
- Администрация исправительного учреждения в течение 10 дней после подачи осужденным ходатайства об отсрочке отбывания наказания запрашивает в соответствующих органах государственной власти, органах местного самоуправления и у родственников осужденного справку о согласии родственников принять осужденного и ребенка, предоставить им жилье и создать необходимые условия для проживания или справку о наличии у осужденного жилья и необходимых условий для проживания с ребенком, медицинское заключение о беременности осужденной женщины или справку о наличии ребенка у осужденного.
- Администрация исправительного учреждения не позднее 10 дней после дня получения указанных в части второй настоящей статьи документов направляет в суд ходатайство (представление) об отсрочке отбывания наказания, указанные документы, а также характеристику и личное дело осужденного.
- Администрация исправительного учреждения, получив определение суда об отсрочке отбывания наказания в отношении осужденного, освобождает его. У осужденного администрацией исправительного учреждения берется подписка о явке в уголовно-исполнительную инспекцию по месту его жительства в трехдневный срок со дня прибытия.
- Осужденный следует к месту жительства самостоятельно за счет средств федерального бюджета.
- В день освобождения в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного направляется копия определения суда об отсрочке отбывания наказания с указанием даты освобождения.
- Уголовно-исполнительная инспекция ставит осужденного на учет и в дальнейшем осуществляет контроль за его поведением.
- После явки осужденного уголовно-исполнительная инспекция в течение трех суток обязана направить подтверждение в исправительное учреждение по месту освобождения осужденного.
- В случае неприбытия осужденного в двухнедельный срок со дня его освобождения уголовно-исполнительная инспекция осуществляет первоначальные розыскные мероприятия, а в случае не достижения результатов направляет материалы для объявления в розыск осужденного.
Таблица МРОТ по регионам с 1 января 2021 года с учетом районного коэффициента
Таблица сформирована при учете районного коэффициента и особых условий регионов.
В особые условия входят трехсторонние соглашения между работниками, профсоюзом и администрацией и постановления территориальных правительственных органов исполнительной власти.
Регион | Районный коэффициент | Особые условия | Итоговая сумма МРОТ, руб. |
Алтайский край | 1,15 | — | 13 000 |
Амурская область | 1,2 | — | 14 556 |
Архангельская область | 1,4 | — | 16 982 |
Астраханская область | — | — | 12 130 |
Белгородская область | — | — | 12 130 |
Брянская область | — | — | 12 130 |
Владимирская область | — | — | 12 130 |
Волгоградская область | — | — | 12 130 |
Вологодская область | — | 1,2 от прожиточного минимума | минимум 12 130 |
Воронежская область | — | — | 12 130 |
Еврейская автономная область | — | Минимальная оплата труда, включая районный коэффициент 12 000,00 для всех работников | 12 130 |
Забайкальский край | 1,2 | — | 14 556 |
Коралский район Забайкальского края | 1,2 | — | 14 556 |
Ивановская область | — | — | 12 130 |
Иркутская область | 1,3 | — | 15 769 |
Кабардино- Балкарская Республика | — | — | 12 130 |
Калининградская область | — | — | 12 130 |
Калужская область | — | — | 12 130 |
Камчатский край | 1,8
1,6 |
— | 21 834
19 408 |
Капитанские острова | 2 | — | 24 260 |
Алеутские острова | 1,8 | Минимальная оплата труда, включая районный коэффициент 21834 руб. для всех работников | 21 834 |
Корякский округ | 1,8 | Минимальная оплата труда, включая районный коэффициент 19177,00 для всех работников | 21 834 |
Карачаево-Черкесская Республика | — | — | 12 130 |
Кемеровская область | 1,3 | — | 15 769 |
Кировская область | — | — | 12 130 |
Костромская область | — | — | 12 130 |
Краснодарский край | — | — | 12 130 |
Красноярский край | 1,3 | — | 15 769 |
Норильск | 1,8 | — | 21 834 |
Курганская область | 1,15 | — | 13949,5 |
Курская область | — | — | 12 130 |
Ленинградская область | — | 12 130 | |
Липецкая область | — | — | 12 130 |
Магаданская область | 1,7 | — | 20 621 |
Москва | — | — | 20 195 |
Московская область | — | — | 15 000 |
Мурманская область | 1,5 | Надбавки:
г. Мурманск-140 — 1,8 пгт. Туманный — 1,7 Остальная обл. — 1,4 |
3275130931,525473 |
Ненецкий автономный округ | 1,8 | Надбавки:
севернее Полярного круга — 1,8;южнее — коэффициент 1,7. |
39 301,2
37 117,8 |
Нижегородская область | — | — | 12 130 |
Новгородская область | — | — | 12 130 |
Новосибирская область | 1,25 | — | 15162,5 |
Омская область | 1,15 | — | 13949,5 |
Оренбургская область | 1,15 | — | 13949,5 |
Орловская область | — | — | 12 130 |
Пензенская область | — | — | 12 130 |
Пермский край | 1,15 | — | 13949,5 |
Приморский край | 1,3 | — | 15 769 |
Псковская область | — | — | 12 130 |
Республика Адыгея | — | — | 12 130 |
Республика Алтай | 1,25 | — | 15162,5 |
Республика Башкортостан | 1,15 | — | 13949,5 |
Республика Бурятия | — | — | 12 130 |
Республика Дагестан | — | — | 12 130 |
Республика Ингушетия | — | — | 12 130 |
Республика Калмыкия | 1,3 | — | 15 769 |
Республика Карелия | 1,15 | — | 13949,5 |
Республика Коми | 1,2 | — | 13 359,60 |
Республика Крым | — | — | 12 130 |
Республика Марий Эл | — | — | 12 130 |
Республика Мордовия | — | — | 12 130 |
Республика Саха (Якутия) | в зависимости от территории 1,4 — 2,0 | По закону Якутии от 18.05.05 № 475-III + от 10-80% надбавка к зарплате в зависимости от выслуги лет. | 18680,2 — 43668 |
Республика Северная Осетия – Алания | — | — | 12 130 |
Республика Татарстан | — | — | 12 130 |
Республика Тыва | 1,4 | — | 16 982 |
Республика Хакасия | 1,3 | — | 15 769 |
Ростовская область | — | — | 12 130 |
Рязанская область | — | — | 12 130 |
Самарская область | — | — | 12 130 |
Санкт-Петербург | — | Минимальная оплата труда 17 000 руб. | 17 000,00 |
Саратовская область | — | — | 12 130 |
Сахалинская область | 1,6-2,0 | В зависимости от района максимальная надбавка 0,5-2,6 | 25473 — 55798 |
Свердловская область | — | — | 12 130 |
Севастополь | — | — | 12 130 |
Смоленская область | — | — | 12 130 |
Ставропольский край | — | — | 12 130 |
Тамбовская область | — | — | 12 130 |
Тверская область | — | — | 12 130 |
Томская область | 1,3 | — | 15 769 |
Тульская область | — | — | 12 130 |
Тюменская область | 1,15 | — | 13949,5 |
Удмуртская Республика | 1,15 | — | 13949,5 |
Ульяновская область | — | — | 12 130 |
Хабаровский край | 1,3 | Минимальная оплата труда, включая районный коэффициент 12 480,00 для всех работников | 15 769 |
Ханты- Мансийский автономный округ – Югра | 1,7 | — | 18 977,10 |
Челябинская область | 1,15 | — | 13949,5 |
Чеченская Республика | — | — | 12 130 |
Чувашская Республика | — | — | 12 130 |
Чукотский автономный округ | 2 | — | 24260 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 1,5-1,8 | Надбавка от 10-60% в зависимости от проживания и выслуги лет | 20014,5 — 34934,4 |
Ярославская область | — | — | 12 130 |
Сколько часов работают и сколько получают на руки члены УИК?
Помимо вышеприведенных ставок, зарплата члена УИК зависит от количества отработанных часов. И здесь все считается очень индивидуально, и как конкретно будет проводится подготовка и информирование в 2021 году, предсказать довольно сложно.
Многое зависит и от количества членов УИК, от распределения обязанностей:
До 1001 избирателя |
От 3 до 9 человек |
ОТ 1001 до 2001 |
От 7 до 12 |
Свыше 2000 |
От 7 до 16 |
19 сентября в некоторых регионах России пройдут референдумы, а значит, количество членов комиссий может быть увеличено. Однако, голосование может идти 3 дня (17, 18, 19 сентября), а со 8 августа по 13 сентября будут организованы дежурства для приема заявлений и информирования, ежедневные по 4 часа.
И если человек нагружен по максимуму: 20 часов дежурства, 36 часов на выборах, то только компенсация составит около 15 тысяч рублей (если по окладу 255 рублей в час), и вознаграждение около 3000-5000 рублей.
А если он выйдет один раз на дежурство, и поработает только в день выборов (как это часто и бывает), то заплатят ему около 5000-6000 рублей.
Для непостоянных членов УИК средние зарплаты примерно следующие:
Должность |
Зарплата за все выборы |
Председатель |
8000-30000 |
Заместитель |
5000-24000 |
Секретарь |
6000-18000 |
Остальные члены комиссии |
5000-16000 |
Во время прошлого голосования по поправкам в Конституцию, обычные члены избиркома получали на руки 10-11 тысяч рублей.
Сколько заплатят 19 сентября 2021 года – пока неизвестно. Но само финансирование ЦИК выросло с 15,8 до 20 миллиардов рублей, причем, в расчет принималась именно зарплата на местных и региональных избирательных участках.
Большая часть людей идет работать в УИК либо по партийному (служебному) направлению, либо по велению души. Работа, кстати, весьма интересная, много случается интересных знакомств, поэтому нередко обслуживанием выборов занимаются по велению души.
Примечание:О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда» на выборах в Госдуму от 23 июня 2021 года от ЦИК
Статья 114 УИК РФ. Порядок применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы
- Благодарность объявляется в устной или письменной форме, остальные поощрения только в письменной форме.
- В порядке поощрения осужденным в течение года может быть разрешено получение дополнительно до четырех посылок или передач и предоставлено дополнительно до четырех краткосрочных или длительных свиданий.
- Досрочное снятие ранее наложенного взыскания допускается не ранее трех месяцев со дня наложения взысканий, указанных в пунктах «а» и «б» части первой статьи 115 и пунктах «а» и «б» статьи 136 настоящего Кодекса, и не ранее шести месяцев со дня отбытия взысканий, указанных в пунктах «в», «г», «д» и «е» части первой статьи 115 настоящего Кодекса.
- К осужденному, имеющему неснятое или непогашенное взыскание, может быть применено поощрение только в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания.
Статья 60.4 УИК РФ. Порядок отбывания принудительных работ
- В исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка исправительных центров, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
-
Осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны:
а) выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров;
б) работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра;
в) постоянно находиться в пределах территории исправительного центра (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом), проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра;
г) участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю;
д) постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного. - Осужденным к принудительным работам для решения неотложных социально-бытовых и других вопросов администрация исправительного центра может разрешить краткосрочный выезд за его пределы на срок до пяти суток непосредственно после постановки осужденного на учет.
- Осужденным к принудительным работам запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего распорядка исправительных центров. В случае обнаружения у осужденных таких предметов и веществ они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение либо уничтожаются, о чем составляется соответствующий акт.
- Осужденные к принудительным работам и помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных могут подлежать досмотру. Основания и порядок проведения обысков и досмотров определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
- Осужденным к принудительным работам, не допускающим нарушений правил внутреннего распорядка исправительных центров и отбывшим не менее одной трети срока наказания, по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. Указанные осужденные обязаны являться в исправительный центр для регистрации четыре раза в месяц. Дни регистрации устанавливаются постановлением начальника исправительного центра.
- Осужденным к принудительным работам, не имеющим взысканий, администрацией учреждения по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается выезд за пределы исправительного центра на период ежегодного оплачиваемого отпуска.
- Осужденным к принудительным работам разрешается обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования по заочной форме обучения, находящихся в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. Порядок обучения по заочной форме осужденных к принудительным работам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Минимальный размер оплаты труда в России: предполагаемые изменения
По состоянию на 1 января 2021 года МРОТ в России составляет 12 130 рублей. Законопроект от партии ЛДПР направлен не на изменение данного значения, а с целью дополнения к нему.
Условия работы | МРОТ, в руб. | Как рассчитать зп, в руб. |
12-, 8-часовой рабочий день, 2 выходных в неделю. |
12130 |
Отношение между нормой в месяц и фактически отработанным временем, умноженное на оклад, но не ниже МРОТ. |
Работа по сменному графику. | ||
Временная работа | 150 в час | Производное от количества фактически отработанных часов и ставки за 1 час работы. |
Частичная занятость (работа на неполную ставку). |
МРОТ 150 рублей в час предлагается ввести для:
- работников, трудящихся не полный рабочий день;
- для сотрудников, принятых на работу сроком до 3 месяцев;
- для работников, трудоустроенных на неполную ставку.
Не нужно путать заработную плату, трудящихся не полный рабочий день и трудоустроенных на неполную ставку. Дело в том, что в первом случае сотрудник фактически выполняет трудовые обязанности ровно столько, сколько прописано в трудовом договоре. Но второй вариант часто используется работодателем намерено, с целью законного снижения заработной платы. При этом в контракте прописана не полная ставка, а фактически работник выполняет трудовые обязанности 8,12 часов.
Пример 1. Иванов П.Р. трудоустроен на 1/3 ставки с 4-часовым рабочим днем и 5-дневной рабочей неделей. Необходимо рассчитать зп Иванова исходя из существующего и предлагаемого МРОТ.
Решение 1.
- Рассчитаем зп Иванова П.Р. исходя из МРОТ 12130 рублей. 12130 / 3 = 4043, 33 руб.
- Рассчитаем оплату труда работника исходя из предлагаемого почасового МРОТ. 4 * 150 * 5 * 4 = 12 000 рублей.
- Посчитаем разницу между зп, начисленной исходя из МРОТ и МРОТ в час. 12000 – 4043,33 руб. = 7956,67 руб.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование почасовой ставки МРОТ выгоднее для работника.
Часть общая
Для законодательства, регламентирующего взаимоотношения людей в области различных аспектов уголовного права, характерно чёткое разделение документа на две части — общую и особенную.
В общей части данного кодекса сконцентрированы нормативы по:
- принципам данного законодательства;
- основаниям и средствам;
- правам и обязанностям осужденных;
- специализированным учреждениям;
- контролю и надзору в данной сфере.
Статья первая данного кодекса декларирует его предназначение. Он создан для того, чтобы исправлять преступников и предупреждать совершение ими повторных правонарушений. Другая цель УИК РФ состоит в том, чтобы определять порядок осуществления процедуры отбывания наказаний.
Основаниями для осуществления процедурно значимых действий являются решения судов, а так же акты об амнистии или помиловании (ст. 7). При этом все осужденные не лишаются прав, которые им гарантированы Конституцией РФ, за исключением ограничений, наложенных приговором. Иностранцы и люди без гражданства пользуются те ми же правами, что и граждане России. Однако на них распространяются нормы международных договоров и российских законов, касающихся особенностей правового положения данной категории лиц.
Статья 97 УИК РФ. Выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений
-
Осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений:
а) краткосрочные продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье), а также для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения;
б) длительные на время ежегодного оплачиваемого отпуска, а осужденным, указанным в части второй статьи 103 настоящего Кодекса, или осужденным, не обеспеченным работой по не зависящим от них причинам, на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска. - Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний, может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительных учреждений для устройства детей у родственников либо в детском доме на срок до пятнадцати суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, а осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительной колонии, — один краткосрочный выезд в год для свидания с ними на тот же срок.
- Выезды по основаниям, указанным в частях первой и второй настоящей статьи, не разрешаются осужденным при особо опасном рецидиве преступлений; осужденным, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; осужденным к пожизненному лишению свободы; осужденным, больным открытой формой туберкулеза; осужденным, не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; ВИЧ-инфицированным осужденным, а также в случаях проведения противоэпидемических мероприятий.
- Осужденным, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы и нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе, а также несовершеннолетним осужденным выезд за пределы исправительного учреждения разрешается в сопровождении родственника или иного сопровождающего лица.
- Заявление осужденного о предоставлении ему краткосрочного выезда за пределы исправительного учреждения в связи с исключительными личными обстоятельствами должно быть рассмотрено в течение суток.
- Разрешение на выезд за пределы исправительного учреждения дается начальником исправительного учреждения с учетом характера и тяжести совершенного преступления, отбытого срока, личности и поведения осужденного.
- Время, в течение которого осужденному разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, засчитывается в срок отбывания наказания.
- Расходы осужденного в связи с выездом за пределы исправительного учреждения оплачиваются им из собственных средств либо иными лицами. За время нахождения осужденного за пределами исправительного учреждения во время краткосрочного выезда заработная плата ему не начисляется.
- В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, затрудняющих обратный выезд осужденного в установленный срок, по постановлению начальника органа внутренних дел по месту пребывания осужденного срок возвращения в исправительное учреждение может быть продлен до пяти суток с обязательным срочным уведомлением об этом администрации исправительного учреждения.
- Порядок разрешения осужденным выездов за пределы мест лишения свободы определяется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
- При уклонении осужденного от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение он подлежит задержанию органом внутренних дел по месту пребывания осужденного с санкции прокурора на срок не более 30 суток для решения вопроса о направлении его к месту отбывания наказания под конвоем или привлечении к уголовной ответственности.
- Выезд осужденных на территорию другого государства разрешается в порядке и в случаях, предусмотренных соглашениями с соответствующими государствами.