Оглавление
Содержание ст. 188 ТК
Рассматриваемая статья состоит из одного абзаца. В нём говорится, что при использовании сотрудником личного имущества в рабочих целях ему положена компенсация. Для получения этих средств использование должно совершаться с соблюдением следующих условий:
- в интересах нанимателя;
- с согласия или ведома нанимателя.
Отдельно приводятся примеры компенсации. Так, компенсируется износ за применение следующих разновидностей имущества:
- инструментов;
- автотранспорта;
- оборудования и иных технических средств;
- материалов.
Дополнительно указывается, что сотруднику оплачиваются иные издержки, связанные с подобным использованием личного имущества.
Размер платежей определяется письменным соглашением, заключённым между сторонами.
Рассмотренная статья в общем виде описывает обязанность нанимателя компенсировать сотруднику издержки, связанные с использованием личного имущества в целях осуществления основной трудовой деятельности. Конкретные параметры возмещения устанавливаются в индивидуальном формате, с помощью специального соглашения.
Ст 188 УК РФ. Контрабанда
1. Контрабанда, то есть перемещение в крупном
размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных
предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи,
совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным
использованием документов или средств таможенной идентификации либо
сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в
размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного
года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических
средств, психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих
наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих
наркотические средства или психотропные вещества, инструментов и
оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для
производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ,
сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ,
радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных
устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки,
иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования,
которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения,
средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении
которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу
Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных
ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения
через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено
помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным
использованием документов или средств таможенной идентификации либо
сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в
размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением
свободы на срок до одного года либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи,
совершенные:
а) утратил силу.
б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в
размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением
свободы на срок до полутора лет либо без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей
статьи, совершенные организованной группой, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в
размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением
свободы на срок до двух лет либо без такового.
СТ УК РФ
Раздел 1. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОНРаздел 2. ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Раздел 3. НАКАЗАНИЕРаздел 4. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОТ НАКАЗАНИЯРаздел 5. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХРаздел 6. ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРАРаздел 7. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИРаздел 8. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИРаздел 9. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКАРаздел 10. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИРаздел 11. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫРаздел 12. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
2011-2012г.
Другой комментарий к статье 188 УПК РФ
1. Вызов на допрос свидетеля, потерпевшего осуществляется в дневное время (с 6 до 22 часов) рабочего дня. В случаях, не терпящих отлагательства, свидетель может быть вызван в любое время, включая выходные и праздничные дни.
2. Обычно свидетель (потерпевший) вызывается повесткой, которая представляет собой обращенное к конкретному лицу и имеющее письменную форму требование следователя о явке к нему для дачи показаний. Ее реквизиты приведены в ч. 1 комментируемой статьи.
3. Оптимальной формой обеспечения вызова является вручение повестки самому свидетелю или потерпевшему под расписку. В случае отсутствия такой возможности повестка для последующей передачи вызываемому лицу может быть вручена иным лицам — одному из членов семьи свидетеля (потерпевшего), достигших совершеннолетия, администрации по месту работы свидетеля, представителям жилищно-эксплуатационной организации по месту жительства либо иным лицам и организациям, имеющим реальную возможность без промедления передать повестку адресату. Указанным лицам или организациям разъясняется их обязанность обеспечить своевременную доставку повестки по назначению.
4. При вызове свидетеля, потерпевшего телеграммой или телефонограммой их содержание должно быть своевременно доведено до сведения свидетеля работниками почтового учреждения либо перечисленными выше лицами и организациями. Для вызова может использоваться также факсимильная связь или другие способы связи. Следователь может лично связаться со свидетелем, потерпевшим по телефону.
5. Свидетель, потерпевший обязан явиться по вызову и дать правдивые показания. В случае неявки без уважительной причины он может быть подвергнут приводу (см. коммент. к ст. 113). На уклоняющегося от явки свидетеля, потерпевшего может быть также в порядке, установленном законом, наложено денежное взыскание (см. коммент. к ст. 117, 118).
6. Уважительными причинами неявки свидетеля, потерпевшего признаются обстоятельства, объективно лишающие его возможности явиться по вызову следователя, в том числе болезнь, несвоевременное получение повестки и т.п. Вызываемое лицо может заблаговременно согласовать со следователем возможность неявки по причинам, представляющимся ему уважительными. Следователь вправе признать причину неявки уважительной или неуважительной в зависимости от обстоятельств уголовного дела.
7. Лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы или заключенное под стражу в порядке применения меры пресечения по другому уголовному делу, вызывается в качестве свидетеля, потерпевшего через администрацию исправительного учреждения или СИЗО.
8. Вызов свидетеля, потерпевшего через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы осуществляется, когда вызываемое лицо является (или предполагается) несовершеннолетним в возрасте до 16 лет. Возраст определяется с помощью документов или иным путем.
9. Вызов свидетеля, потерпевшего, не достигшего 16 лет, через его родителей или иных законных представителей преследует цель, во-первых, поставить ответственных за поведение и воспитание несовершеннолетнего лиц в известность о вызове, во-вторых, использовать их воздействие на несовершеннолетнего для обеспечения его явки к следователю.
Поскольку лицо, не достигшее 16-летнего возраста, не несет ответственности за уклонение или отказ от дачи показаний либо за дачу ложных показаний, в повестке недопустимо упоминание о такой ответственности.
10. Военнослужащие срочной службы всегда вызываются для дачи показаний через командование воинской части. В отношении остальных военнослужащих применим обычный порядок вызова на допрос.
Основные вопросы по применению на практике положений ст. 188 ТК
Есть какие-то особые нормативные акты, регулирующие компенсацию по данной статье?
Есть, но узкого плана. Они действуют для определённых групп лиц, в отдельных отраслях или ситуациях. Так, Постановление Правительства № 14 от 17.01.13 прописывает параметры возмещения издержек для сотрудников таможенных органов и некоторых других ведомств в случае использования их личного автотранспорта в рабочих целях. Другим примером является Постановление Правительства № 563 от 02.07.13. Этот документ определяет принципы выплат госслужащим федеральных структур за использование в рабочих целях их личного автотранспорта.
Конкретные пределы компенсационных платежей указаны в Постановлении Правительства № 92 от 08.02.02. В нём сформулированы нормативы компенсационных выплат с налоговой точки зрения.
В каком порядке определяется величина компенсационных платежей по ст. 188 ТК?
Она устанавливается путём индивидуальных переговоров между сторонами трудовых взаимоотношений. Отсюда следует, что согласование этой суммы с профорганизацией или иными соответствующими структурами не требуется. Подобный индивидуальный характер договорённостей определяет и их возможные отличия: даже при прочих схожих параметрах суммы выплат могут значительно отличаться.
Договорённости по параметрам выплат фиксируются в письменном виде. Для этой цели может использоваться трудовой договор, если заранее предполагается использование в работе личного имущества сотрудника. В ситуации, когда использование начинается уже в процессе трудовой деятельности, сторонами создаётся отдельное приложение к этому договору.
Какие документы необходимы для получения выплат по рассматриваемой статье?
Судебная практика показывает, что необходимы следующие документы:
- само соглашение между сторонами;
- приказ главы организации о выплате необходимых средств;
- указание платёжных реквизитов, на которые будут поступать деньги.
Вышеперечисленные документы упомянуты в решении АС Свердловской области № А60-44941/2012 от 09.01.13.
На практике также возможно издание главой организации специального приказа, с которым сотрудник знакомится под личную роспись. Наличие такой подписи признаётся судом свидетельством его согласия на обозначенные в приказе расценки. Такая позиция подтверждается Постановлением ФАС ЗСО № Ф04-5698/2008 (11737-А81-41) от 24.12.08. Тем не менее во избежание судебных разбирательств рекомендуется оформление договорённости специальным индивидуализированным соглашением.
Отдельно нужно подчеркнуть, что наниматель не обязан специально проверять документы, удостоверяющие принадлежность имущества сотрудника, используемого им в трудовой деятельности. Достаточно того, что сотрудник владеет имуществом на законном основании.
Другой комментарий к статье 188-1 Уголовного кодекса Украины
1. Непосредственным объектом преступления является собственность, указанная в диспозиции ст.188.
2. Своеобразным является предмет хищения, который определен в диспозиции данной статьи, он предусматривает обязательное условие хищения в виде способа действия – демонтажа. Поэтому разворовываются собственно не электрические сети, кабельные линии связи и их оборудование, а детали, агрегаты, приборы, коммуникации, столбы, изоляторы данных объектов. Это приводит к выходу из строя сетей и линий, необходимости их обновления, ремонта и наносит большой ущерб. Следовательно, похищение приборов, проводов, кабелей и т.п., не являющихся системными частями сетей и линий, а находящихся, например, на складе или на монтажной площадке, должно квалифицироваться не по 188, а по ст. 185.следует согласиться с утверждением, что ст. 188 является специальной по отношению к умышленному уничтожению или повреждению имущества (ст. 194) или умышленному повреждению линий связи (ст. 360), а потому уничтожение и повреждение имущества во время действий, предусмотренных ст. 188, не требует дополнительной квалификации по ст. 194 или 360.
3. Объективная сторона преступления предполагает действия по демонтажу, то есть по разборке, которое требует применения инструментов, определенных навыков и даже технологий. Правда, здесь же предусматриваются и “другие средства”, которые могут заключаться в отрезании, отпиливании или в примитивном отрывании деталей, проволок и тому подобное. Конкретный способ совершения этого вида похищения юридического значения не имеет, однако может быть учтен при определении меры наказания.
Часть 3 ст. 188 требует обязательного установления причинной связи между действиями злоумышленника и особо тяжкими последствиями.
4. Субъектом преступления, предусмотренного ст.188, может быть фи – зична вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
5. Похищение путем демонтажа и иным способом электрических сетей, кабельных линий связи и их оборудования осуществляется только с прямым умыслом и корыстными побуждениями (сдать похищенные материалы и изделия за деньги как металлолом, продать, использовать в своем хозяйстве).
6. Относительно похищения указанных в диспозиции ст. 188 предметов по предварительному сговору группой лиц см. пп. 25, 26 комментария к ст. 185.
7. Повторным признается преступление, предусмотренное ст.188, тогда, когда виновное лицо ранее уже была осуждена за такое же преступление.
8. Большие размеры совершенного преступления как квалифицирующий признак определяются на основании примечания 3 к ст.185.
9. Совершение данного преступления организованной группой является особым квалифицирующим признаком, ибо в таком случае похищения электрических сетей, кабельных линий связи и их оборудования фактически превращается в промысел, что делает его общественную опасность особенно велика. Понятие организованной группы дается в п. 41 комментария к ст. 185.
10. Не менее серьезным квалифицирующим признаком является причинение особо тяжких последствий, характеристика которых дана законодателем в примечании к ст. 188 и которыми считаются действия, если они повлекли гибель человека, перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией и услугами связи, в результате чего прекращена деятельность промышленных предприятий, нарушена деятельность органов власти, государственных учреждений, лекарственных учреждений, правоохранительных органов, частей пожарной охраны, вооруженных сил, нарушено функционирование железнодорожного, морского, летнего, воздушного, автомобильного транспорта и электротранспорта.
11. осуждение лица по ч. 3 ст. 188 обязательно влечет за собой применение конфискации имущества как дополнительной меры наказания.
Судебная практика
В 2018 году в Чеченской республике произошло судебное разбирательство о привлечении к административной ответственности гражданина РФ, который допусти умышленное невыполнение законных требований следователя, не явившись на судебное заседание для дачи свидетельских показаний.
После рассмотрения дела суд постановил:
- Признать гражданина виновным в правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.
- Наложить на него наказание в виде административного штрафа в размере одной тысяч рублей.
В уголовном разбирательстве данная статья не отягчает наказание и не является поводом к началу судебного разбирательства. Но при нарушении требований ст. 188 УПК РФ показания свидетеля не принимаются в суде.
Советы юриста
Поле получения повестки на допрос лучше всего нанять адвоката, если дело касается уголовного судопроизводства особенно, так как его присутствие поможет свидетелю уйти от уловок дознавателя, который заинтересован в том, чтобы лицо выдало как можно больше информации, в том числе и против себя.
Адвокат или консультант поможет правильно подобрать слова, объяснит как правильно отвечать на заданный вопрос, так как в большинстве случаев сама обстановка допроса вызывает у человека стресс и увеличивает шансы сказать что-то лишнее, даже если он не причастен к происшествию. Стоит отметить, что излишнее обращение за помощью к юристу/адвокату на допросе также может вызвать недоверие со стороны следователя.
Законом не установлено обязательно присутствие адвоката на допросе, поэтому необходимо самому искать его до дачи показаний, если есть подобная необходимость.
Что нужно знать, если идти на допрос самостоятельно:
- перед началом допроса следователь обязан перечислить права допрашиваемого;
- кждый вызываемый на допрос человек имеет право на услуги переводчика;
- следователь использует различные тактики ведения допроса. Он может задавать одни и те же вопросы, но в разных формулировках или же с определённой периодичностью;
- следовать не может ни в чём обвинять свидетеля или же подозревать его в соучастии без доказательств.
Таким образом, данная статья и уточняющие её положения соответствующего кодекса предназначены для объяснения гражданам процедуры вызова на допрос и повышения их правосознания в данной сфере.
Другой комментарий к Ст. 189 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Общественно опасное деяние может быть выражено одним из следующих действий: а) незаконный экспорт, т.е. вывоз за пределы России сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации без обязательства об обратном ввозе, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль; б) передача этих же предметов иностранной организации или ее представителю без их вывоза с территории России; в) выполнение для иностранной организации или ее представителя как в пределах России, так и за ее пределами работ, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль; г) оказание иностранной организации или ее представителю как в пределах России, так и за ее пределами услуг, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль.
Указом Президента РФ по представлению Правительства РФ устанавливаются: а) перечень товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, экспорт которых контролируется; б) порядок осуществления экспортного контроля; в) список государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения.
2. Субъект преступления специальный — лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность (примечание к ст. 189 УК РФ).
3. Если предмет преступления содержит сведения, составляющие государственную тайну, и передан иностранному государству, иностранной организации или их представителям для проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России или если хотя и не является государственной тайной, но передан также для использования в ущерб внешней безопасности России, то ответственность наступает по ст. 275 УК РФ.
4. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, составляющих государственную тайну, осуществляемый лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе (или работе), при отсутствии признаков государственной измены, квалифицируется по ст. 283 УК РФ.
5. При отграничении ст. 189 от ст
226.1 УК РФ нужно обратить внимание на то, что: а) что контрабанда — это не только вывоз, но и незаконный ввоз; б) в предмет контрабанды, в отличие от преступления, предусмотренного ст. 189 УК, не входят научно-техническая информация, работы, услуги; в) в ст
226.1 — субъект общий, в ст. 189 УК РФ — специальный; г) суть контрабанды заключается в незаконном перемещении товаров через таможенную границу, тогда как при незаконном экспорте товаров, перечисленных в ст. 189 УК, нарушаются специальные правила экспортного контроля, связанные с квотированием, лицензированием и т.д. Поэтому при контрабандном перемещении товаров, предусмотренных ст. 189 УК, и соответственно, при отсутствии лицензии на осуществление такой деятельности ответственность должна наступать только по ст. 188 УК РФ.
Деньги – на бочку
Вместе с исчезновением ст.188 УК РФ значительно расширена диспозиция ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей» , которая теперь будет включать 4 части. Уголовная ответственность по ч. 1 ст. 194 будет возникать, если сумма неуплаченных таможенных платежей превысит для частных лиц 1 миллион рублей, а для организаций – 2 миллиона. По части 2 ответственность наступит при неуплате 3 миллионов физическими лицами и 10 миллионов – организациями.
Примечательно, что по принимаемому законопроекту размер «стартовой» суммы будет снижен — ранее для возбуждения уголовного дела сумма неуплаченных платежей должна была составить 3 миллиона рублей, а в крупном размере (для квалификации по ч.2) – 36 миллионов рублей. Избежать же уголовной ответственности по ч.1 ст.194, как и за многие другие экономические преступления возможно при возмещении неуплаченных платежей в федеральный бюджет в 5-кратном размере. А вот откупиться от ответственности по частям 2, 3, 4 ст. 194, не получиться.
Содержание вновь вводимой третьей и четвертой части новой редакции ст. 194 будет в общем повторять диспозицию ч.3 и 4 отменяемой 188 статьи УК. Как квалифицирующие обстоятельства, увеличивающие наказание будут рассматриваться уклонение с использованием служебного положения, с применением насилия и, по части 4 — совершенное организованной группой.