101 статья фз «об исполнительном производстве»

Оглавление

Содержание ст. 21 ФЗ 229 с изменениями

Согласно ст. 21 «Об исполнительном производстве»:

  • Листы к исполнению, кроме документов, обозначенных в частях 2, 4 и 7 этой статьи, направляют к выполнению не позже 3 лет с даты начала действия судебного решения.
  • Если идет речь о возвращении незаконно перевезенного в РФ ребенка или ребенка, который удерживается в РФ, то такие документы направляются к выполнению не позже 1 года с момента принятия решения суда.
  • Если взыскатель пропустил время отправки приставам-исполнителям документации, которая получена на основе арбитражного судебного акта, можно вернуть пропущенный промежуток времени. Документацию к исполнению предъявляют в трехмесячный период с даты, когда восстановлен период подачи.
  • Судебные приказы предъявляют к выполнению в срок не позже 3 лет с момента, когда они выданы.
  • В случае периодических платежей лист предъявляют для взыскания в продолжение всего времени, обозначенного судебной организацией, и в продолжение 3 лет после завершения этого периода.
  • Комиссии, разбирающие различные споры между сотрудниками и работодателями, выдают удостоверения, которые предъявляют к выполнению в 3 месяцев с даты, когда они выданы.
  • В ситуации, если на расчетных счетах должника недостаточно денег, чтобы выполнить требования контролирующих организаций, акты предъявляют к выполнению в течение 6 месяцев со дня их возврата банковским учреждением.
  • Акты по административным нарушениям предъявляют в течение 2 лет со дня начала их действия.
  • Периоды передачи для исполнения судебными приставами документов, не прописанных в ст. 21 ФЗ «Об исполнительном производстве», утверждаются на основе других законодательных актов.

Если акт суда или Федеральный закон предписывает должнику время выполнения постановлений документа, или есть рассроченное или отсроченное выполнение предъявленных требований, срок предъявления такого документа берет начало после дня завершения времени, данного для выполнения должником указаний документа.

Часто задаваемые вопросы
Пришло письмо от судебных приставов, что судебное взыскание по кредиту отменено, может ли пристав впоследствии опять возобновить производство?

Может ли банк сам предъявить исполнительный лист в бухгалтерию организации, где я работаю?

По исполнительному листу удержали 50% от зарплаты, но о том, что банк подал в суд я не знал. Что можно в такой ситуации предпринять?

Обзор ст. 101 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве»

Исполнительное производство – действие ФССП, при помощи которого реализуется арест имущества и взыскиваются доходы должника. Приказ о возбуждении дела направляется гражданину. Требования кредитора должны быть удовлетворены в указанный срок. Если это не произошло, сотрудники службы приступают к принудительному взысканию. Но ст. 101 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» ограничивает изъятие некоторых доходов.

Типы компенсаций, не подлежащие взысканию

По ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» пристав не вправе удержать определенную доходную часть граждан. Прежде всего, это основной вид социальной поддержки – компенсационные выплаты.

Перечень:

  • Под ограничения не попадают платежные средства, направленные пострадавшим из-за крупных катастроф или лицам, ухаживающим за нетрудоспособными.
  • Не взыскивают деньги на приобретение лекарств и компенсацию проезда (выплачиваются каждый месяц или год).
  • Не могут подлежать удержанию трудовые компенсации: на поездки по службе, при переводе на новую работу в другое место; на служебный инструмент; на рождение ребенка, заключение брачного союза, смерть родных (суммы, которые платит организация).
  • Еще один юридический пункт – компенсация за цену путевок (частичную или полную), но не туристических. Эти средства организация платит работникам, их семьям, инвалидам, детям до 16 лет. Путевка должна быть в учреждения санаторно-курортного, оздоровительного назначения.
  • Нормы закона «Об исполнительном производстве» в статье 101 исключают из взыскания стоимость проезда до места лечения и обратно.

Пособия и доходы лиц, запрещенные к аресту

Пристав не может арестовать некоторые типы пособий и выплат

Но важно, чтобы банк или сотрудники ФССП знали о назначении платежей

Какие доходы не арестовывают:

  • Закон запрещает взыскание денег, полученных за вред здоровью или утрату кормильца.
  • Выплаты за ранения и травмы, полученные при исполнении служебных обязанностей. Нельзя арестовать средства, которые получает семья при гибели лица, исполнявшего служебные обязанности.
  • Алименты, пособие на детей.
  • Ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» запрещает изъятие денег, на которые опекуны должны содержать несовершеннолетних детей во время розыска их родителей.
  • Выплаты на погребение (размер социального пособия значения не имеет).
  • Деньги, выделенные пострадавшим, родственникам умерших в ЧС, как единовременная матпомощь.

Пристав не может удерживать финансовую помощь, выделенную из-за утраты имущества.

Социальные выплаты

Различные виды соцвыплат оформляются в государственных учреждениях. В определенных случаях этот вид дохода положен гражданам от государства. Он необходим для материальной поддержки конкретного лица и членов его семьи.

Список выплат:

  • Страховое обеспечение по обязательному соцстрахованию. Исключение – страховая пенсия по старости или инвалидности.
  • Пенсии: накопительная, по утрате кормильца и выплаты к ней.
  • Выплаты: срочные пенсионные, по временной нетрудоспособности.
  • Ст. 101 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» запрещает забирать материнский капитал.
  • Не взимается матпомощь пострадавшим от стихийных бедствий, террористов (выданная в единовременном порядке), а также суммы, полученные из-за гибели родных, за предупреждение действий террористов и в виде гуманитарной помощи.

Банк данных

Согласно ст. 6.1 ФЗ № 229 в ФССП создают и ведут в бумажном и электронном виде банк данных. Из этой информационной базы берут необходимые сведения по различным должникам.

Общедоступными считают нижеприведенные сведения из банка данных:

  • дата принятия и номер исполнительного листа, судебного приказа или иного подобного документа;
  • дата открытия и номер исполнительного процессуального производства;
  • персональные сведения о должнике (для физлиц — ФИО, дата рождения; для компаний — название и юридический адрес);
  • требование из исполнительного листа или иного подобного документа;
  • название и точный адрес территориального отделения ФССП;
  • сведения об официальном объявлении физлица или юрлица-должника и его имущества в розыск.

Вышеприведенные сведения из банка данных считают общедоступными до дня завершения исполнительного процессуального производства или до обнаружения разыскиваемых лиц или имущества. В этой информационной базе не публикуют личные данные о взыскателе и требования из судебного приказа или иного подобного документа, текст которого, согласно законодательству РФ, не подлежит разглашению и размещению в интернете.

Арест, реализация арестованного имущества, обращение взыскания на имущество должника, исполнительский иммунитет

Верховный Суд РФ в п. 40 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 понятие арест предписывает использовать в двух значениях:

  1. В качестве исполнительного действия, например в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении автомобиля должника.
  2. В качестве меры принудительного исполнения, например, когда арест налагается при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество ответчика.

В объем понятия ареста, таким образом, входят запрет распоряжения имуществом, запрет распоряжения денежными средствами и иным имуществом, обращение взыскания на имущество должника.

Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию (ч. 1 ст. 69).

В свою очередь, законодатель разделяет способы реализации арестованного имущества должника (ч. 1 ст. 69):

  • реализация, осуществляемая должником самостоятельно;
  • принудительная реализация;
  • передача арестованного имущества взыскателю.

Принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 87).

Законодателем предусмотрены две формы принудительной реализации арестованного имущества должника:

  • реализация арестованного имущества на торгах;
  • реализация арестованного имущества на комиссионных началах.

Понятия исполнительского иммунитета положениями закона № 229-ФЗ не содержится.

Однако, основываясь на совокупности норм процессуального законодательства (ст. 446 ГПК РФ, ч. 4 ст. 4, ст. 99, 101, гл. 12.1 закона № 229-ФЗ) и обобщения судебной практики (п. 18 ; п. 4 ), исполнительский иммунитет можно назвать гарантией должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условий, необходимых для их нормального существования и деятельности, в том числе профессиональной, посредством установления запрета на обращение взыскания на определенное имущество по обязательствам должника.

Но, в силу п. 43 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50, исполнительский иммунитет не защищает имущество должника от ареста в качестве обеспечительной меры (например, в форме акта описи и ареста имущества с оставлением арестованного имущества самому должнику на ответственное хранение) либо запрета на распоряжение имуществом (в виде постановления о запрете на совершение регистрационных действий, которое направляется в регистрирующий орган — ГИБДД или Росреестр).

Основополагающие принципы

Федеральный закон РФ № 229 обладает базовыми принципами. Статьёй №4 указано, что основополагающий момент законопроекта представлен в виде законности. При этом он не должен идти вразрез с действующим Законодательством Российской Федерации, Конституцией РФ и международными договорами.

На второй план выходит принцип – уважение чести и достоинства граждан страны. То есть, в данном нормативном акте содержится защита прав и свободы. К третьему принципу относят обеспечение действий по своевременному исполнению. Также сюда включены принудительные мероприятия, которые обязывает качественно выполнять действия процессуального характера.

Завершают базовые принципы, согласно федеральных законов, неприкосновенность минимального имущественного положения неплательщиков и их семей и соотношение требований стороны взыскателя с действиями принудительного значения.

Статьей №48 определены основные фигуранты в исполнительных производствах:

  • неплательщик и взыскатель;
  • лица, выполняющие постановление суда или других органов, в т.ч. физ.лиц;
  • свидетели, экспертная комиссия, переводчик и другие лица.

Каждая из сторон вправе знакомиться с материалами по делу, делать с них ксерокопии, подавать ходатайства и претензии.

Другой комментарий к статье 999 ГК РФ

1. По исполнении поручения, т.е. после совершения, а в надлежащих случаях — и после исполнения указанной в договоре сделки комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Представление отчета об исполнении комиссионного поручения в случае необходимости должно быть подтверждено оправдательными документами. Обязанность комиссионера к представлению комитенту отчета носит организационный характер и практически исполнима лишь при длительных и сложных комиссионных отношениях. Напротив, обязанность комиссионера к передаче комитенту всего полученного в ходе исполнения комиссионного поручения является важнейшей имущественной обязанностью комиссионера, возложение которой на последнего обусловлено тем, что он действовал за счет комитента. Для исполнения данной обязанности комиссионер, в частности, должен фактически передать комитенту вещи, которые были получены от него для реализации или которые были приобретены комиссионером для комитента, перечислить комитенту полученные от третьих лиц денежные суммы, а также уступить комитенту права и перевести на него обязанности, обоснованные обязательственными сделками, совершенными комиссионером за счет комитента с третьими лицами. Судебная практика исходит из того, что обязанность комиссионера к перечислению комитенту сумм, полученных от третьих лиц, возникает непосредственно в момент получения указанных сумм и подлежит исполнению в разумный срок, если иное не установлено договором комиссии (п. 9 письма ВАС N 85).

2. Коммент. ст. содержит диспозитивное правило, согласно которому комитент, имеющий возражения по отчету, должен сообщить о них комиссионеру в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет считается принятым. Своим соглашением комиссионер и комитент могут установить, что 30-дневное молчание комитента не является выражением его согласия принять отчет и что для этого необходимо прямое волеизъявление комитента.

Окончание исполнительного процессуального производства

Согласно ст. 47 ФЗ № 229, исполнительное производство закрывают в следующих ситуациях:

  • при полном погашении задолженности физлица или компании-должника по судебному приказу;
  • после ликвидации юрлица или банкротства компании (предприятия);
  • после направления ксерокопии исполнительного документа на фирму (предприятие) для взыскания денег из зарплаты сотрудника;
  • при истечении срока давности исполнения судебного приказа и др.

Ксерокопии постановления об окончании дела направляют:

  • взыскателю;
  • должнику;
  • в суд;
  • в банк;
  • в госорган, занимающийся розыском гражданина.

После прекращения исполнительного производства приставы ФССП вправе самостоятельно совершать законные действия, которые отражены в пункте 16 статьи 64 ФЗ № 229. Также это делают в порядке, который установлен в ч. 6 ст. 33 настоящего Федерального закона.

https://youtube.com/watch?v=BvTZvFkvMio

Обжалование постановлений о взыскании

Порядок обжалования действий судебных приставов-исполнителей определен в гл. 18 ФЗ-229. Закон для ее подачи определяет десятидневный срок с момента вынесения исполнительного постановления, выявления факта противоправного или спорного действия (бездействия) или немотивированного отказа в отводе.

Поданная жалоба рассматривается в десятидневный срок, а при необходимости изучения дополнительных материалов или судебного разбирательства срок ее рассмотрения увеличивается. Для получения и рассмотрения дополнительных документов по сути жалобы закон отводит не более 10 дней.

Возбуждение нового дела

Согласно ст. 30 ФЗ № 229 об исполнительном процессуальном производстве, новое дело на должника заводят на основании судебного официального приказа, исполнительного отдельного листа и иных подобных документов. Это делают по заявке от взыскателя.

Документ-основание передают приставу на протяжении 3 суток с момента получения. Далее в ФССП в течение 3 дней выносят официальное постановление об открытии нового дела или об официальном отказе в таковом.

Добровольное исполнение законных требований ФССП осуществляют на протяжении 5 суток со дня получения на руки официального постановления. После закрытия производства с должника-физлица или компании взыскивают соответствующий сбор (7% от суммы долга, но не менее 1000 руб. для граждан и 10 000 руб. — для юрлиц).

Типы компенсаций, не подлежащие взысканию

На основании ст.101 ФЗ Об исполнительном производстве служба ФССП Российской Федерации не может производить удержание со следующих типов доходной части граждан:

  • Средства, перечисляемые по покрытию причиненного урона здоровью и компенсации вреда (п.1 данной статьи).
  • Средства, направленные для компенсации урона по причине утраты кормильца (п.2).
  • В п.№3 указано, что суммы, которые идут на покрытие полученных травм при выполнении служебного долга или обязанностей не могут быть арестованы.
  • Уплачивание из федеральных источников, согласно п.4, по компенсации жертвам техногенных и радиационных ЧС.
  • Выплаты компенсационного назначения из федерального источника финансирования предназначенные лицам по уходу за лицами с нетрудоспособностью (п.5).
  • Уплачивание один раз в месяц или в год, которые переводятся согласно Законодательству РФ специальной категории гражданского населения. В данной статье подразумеваются деньги в качестве компенсации за проезд в общественном транспорте, за покупку лекарственных медикаментов и прочее (п.6).

Таким образом, федеральным законом определены ограничения при удержании средств в счет погашения образовавшегося долга. Комментарии юридических специалистов к данному законопроекту можно найти в свободном доступе в сети Интернет.

Как происходит взыскание на зарплату и другие доходы

Ст. 98 ФЗ-229 определяет три случая, которые позволяют обратить взыскание на деньги (получаемые в качестве оплаты труда или являющиеся иными доходами: пенсией, социальными пособиями, гонорарами, премиями, дивидендами и т. д):

  1. В исполнительном документе прямо указано на то, что взыскание направлено на периодические платежи, получаемые должником.
  2. Если требуется взыскать сумму, не превышающую 10 тыс. рублей.
  3. У должника нет средств или имущества, позволяющего погасить долг в полном объеме.

Закон определяет, что удерживаться может не более 50% от заработной платы (с учетом обязательного вычета НДФЛ). Если взыскание накладывается с целью выплат алиментов, то суммы исчисляются в такой пропорции:

  • на 1 ребенка – 25%;
  • на двоих – 33,3%;
  • на троих – 50% от заработка должника.

На практике случаются случаи, когда происходит удержание по двум исполнительным листам одновременно.

Работодатель или иные лица, выплачивающие ответчику зарплату или какие-либо иные представляющие доход платежи, с момента получения исполнительного листа обязаны перечислять указанные в нем суммы в пользу взыскателя. Закон отводит на выполнение таких действий три дня с момента регулярной выплаты (например, получения должником причитающейся ему заработной платы).

Работодатель перечисляет такие средства либо до момента полного погашения задолженности, либо до момента прекращения трудового соглашения. Но если взыскание накладывается на выплаты по месту учебы или жительства, то уполномоченное лицо удерживает и перечисляет причитающиеся суммы до момента фактического погашения долга или смены места учебы (места жительства) должника.

В момент прекращения удержаний такое лицо обязано вернуть исполнительный лист в ФССП с пометками:

  • о причинах прекращения удержаний;
  • удержанных суммах с пометками, куда были средства перечислены.

Указывают и остаток задолженности.

Судебная практика по данной статье Федерального закона 229

По этому положению сложилась определенная практика судопроизводства, пример – солидарная ответственность. У этого случая, когда у нескольких лиц или компаний долг перед одним кредитором, есть свои особенности, в том числе по времени требования.

Из-за того, что документация была направлена для взыскания долга за границами прописанного законодательством срока в 3 года, Л. считает, что надо приостановить все требования.

Заявление Л. не было удовлетворено. Его отклонили, опираясь на п. 2 статьи 21 ФЗ № 229. Если пропущен период передачи к исполнению листа, можно восстановить пропущенный временной промежуток.

Судебная коллегия ВС РФ, занимающаяся гражданскими делами, выразила несогласие с таким решением.

Если взыскателем отправлен документ одному из солидарных должников, то срок давности для передачи листов к выполнению не прерывается в отношении других должников.

Действия взыскателя по отзыву листа и возврату в УФССП в течение неограниченного времени могут привести к тому, что должник бесконечно находится под угрозой применения к нему действий по взысканию задолженности.

Невозврат долга всегда влечет за собой определенные последствия. После решения по делу взыскатель получает документ, который может быть передан приставам. Чтобы узнать сроки предъявления бумаги для исполнения, нужно изучить статью 21. Для каждого органа или вида задолженности имеются свои временные промежутки, в течение которых можно проводить взыскание имущества или денег.

Узнайте о своем долге
Бесплатная онлайн проверка судебной задолженности

Узнать задолженность

Мне нравитсяНе нравится

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ» И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Принят Государственной Думой 13 июня 1997 года

Статья 1. Внести в Федеральный «О государственной охране» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2594) следующие изменения:

1. изложить в следующей редакции:

«Статья 9. Предоставление государственной охраны иным лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и федеральным государственным служащим

При необходимости по решению Президента Российской Федерации государственная охрана может быть предоставлена иным лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, за исключением указанных в статье 8 настоящего Федерального закона, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и федеральным государственным служащим по представлениям по подведомственности Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 10. Принятие мер по обеспечению государственной охраны

Меры по обеспечению государственной охраны лиц, указанных в статьях 8 и 9 настоящего Федерального закона, принимаются исходя из характера и реальности угрозы их безопасности на основании распоряжений Президента Российской Федерации.».

2. В :

пункт 3 исключить;

пункты 4 и 5 считать соответственно пунктами 3 и 4.

3. изложить в следующей редакции:

«Статья 22. Ответственность сотрудников федеральных органов государственной охраны

Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудниками федеральных органов государственной охраны служебных обязанностей, а также распространение ими информации (персональных данных) об объектах государственной охраны и иных гражданах, ставшей известной в связи с исполнением ими служебных обязанностей, влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законодательством.».

4. Пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Сотрудники федеральных органов государственной охраны не несут ответственность за моральный вред, убытки и вред охраняемым уголовным законом интересам, причиненные ими в связи с применением в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях физической силы, специальных средств или оружия, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны либо крайней необходимости, или превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, или совершение умышленного преступления во исполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения, а также в условиях обоснованного риска. В иных случаях ответственность наступает в порядке, установленном федеральным законодательством.».

Статья 2. Внести в Федеральный «Об оперативно-розыскной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349) следующее изменение:

В пункте 4 части первой исключить слова

«: Главного управления охраны Российской Федерации и Службы безопасности Президента Российской Федерации».

Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

18 июля 1997 года

N 101-ФЗ

Суть ФЗ 229 «Об исполнительном производстве»

Федеральный закон «Об исполнительном производстве», действующая редакция которого дополнена положениями   ФЗ-116 2020 года, содержит предписания для всех участников ИП.  Структура документа представлена 130 статьями, которые объединены в 19 глав.

Часть 1 229 ФЗ определяет задачи ИП, как исчерпывающее и правовое исполнение мероприятий по защите законных интересов и конституционных свобод граждан России, различных организаций, обеспечение реализации международных договоров РФ, восстановление нарушенных прав. Принципы, на которых строится исполнительное производство, конституционны.

Банк данных

Согласно ст. 6.1 ФЗ № 229 в ФССП создают и ведут в бумажном и электронном виде банк данных. Из этой информационной базы берут необходимые сведения по различным должникам.

Общедоступными считают нижеприведенные сведения из банка данных:

  • дата принятия и номер исполнительного листа, судебного приказа или иного подобного документа;
  • дата открытия и номер исполнительного процессуального производства;
  • персональные сведения о должнике (для физлиц — ФИО, дата рождения; для компаний — название и юридический адрес);
  • требование из исполнительного листа или иного подобного документа;
  • название и точный адрес территориального отделения ФССП;
  • сведения об официальном объявлении физлица или юрлица-должника и его имущества в розыск.

Вышеприведенные сведения из банка данных считают общедоступными до дня завершения исполнительного процессуального производства или до обнаружения разыскиваемых лиц или имущества. В этой информационной базе не публикуют личные данные о взыскателе и требования из судебного приказа или иного подобного документа, текст которого, согласно законодательству РФ, не подлежит разглашению и размещению в интернете.

Статья 101 «Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание» с изменениями

Исходя из названия становится понятно, что статья 101 перечисляет виды доходов, суммы которых не подлежат принудительному взысканию.

Таковыми являются:

  • Доходы в виде компенсаций, которые были выплачены гражданину с целью возмещения причиненного вреда здоровью;
  • Доходы в виде компенсаций, которые выплачиваются по причине смерти кормильца;
  • Денежные средства, которые выплачиваются лицам с полученными травмами и другими ранениями в ходе исполнения служебных обязанностей. К этому относится и выплата, предназначенная для семьи погибшего. Пункт статьи при последней редакции был изменен;
  • Компенсационные выплаты, полученные из-за нетрудоспособности граждан;
  • Компенсационные выплаты, выплачиваемые пострадавшим людям от техногенных и радиационных аварий;
  • Ежегодные и ежемесячные доходы, перечисляемые отдельным группам лиц на основании статьи. Например: компенсация на приобретение лекарств, оплата за проезд на общественном транспорте и другое;
  • Денежные средства, полученные в виде алиментов или другие суммы, которые были выплачены на содержание несовершеннолетнего ребенка/детей в ходе розыска их родителей;
  • Компенсационные выплаты по оплате труда в виде фиксированной ставки, установленные законодательством РФ;
  • Доходы по обязательному социальному страхованию, перечисленные в статье. Страховые пенсии по инвалидности, по старости, а также накопительная пенсия удерживаются в ходе исполнительного производства;
  • Пенсии по статье, перечисляемые по случаю потери кормильца. Подобные денежные средства формируются за счет источников финансирования федерального бюджета;
  • Доход и компенсационная выплата гражданам, имеющим детей;
  • Денежные средства в виде семейного/материнского капитала, предусмотренные ФЗ №256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
  • Сумма в виде одного платежа, перечисленная с целью обеспечения материальной помощи;
  • Сумма частичной или полной компенсации цены туристических путевок. Исключением являются путевки, переданные работодателями собственным сотрудникам и членам их семьи.
  • Размер дохода, предназначенный для проезда к месту лечения и обратно. Компенсация предусматривается Федеральным законом и настоящей статьей;
  • Пособие на погребение (социальная выплата);

Комментарии к статье 101 ФЗ-229

Ст 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» с комментариями подробно разъясняет положения. Взыскивать денежные средства с доходов должника можно только на основании выданных судебному приставу документов. Существуют разные виды исполнительных документов. Они перечислены в статье 112 ФЗ-229.

В случае утраты оригинала исполнительного документа основанием для исполнения становится его дубликат. Он выдается в установленном судом порядке или должностным лицом.

Комментируемая статья 101 ФЗ-229 описывает доходы для взыскания денежных средств. Она была создана с целью разделения видов доходов, с которых должны взыскиваться денежные средства. Они распределены на категории. Для правильного взыскания одной статьи недостаточно. Необходимо обратиться к дополнительным нормативным актам. Они конкретизируют и расшифровывают положения текущей статьи.

Таковым может стать постановление Правительства «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей». Постановление было принято в 1996 году. Ему присвоен номер 841. Приказ был создан с целью разъяснения указанного перечня доходов. Письмо государственной налоговой службы России под номером Ку-6-19/559 — отличный пример разъяснения. В нем конкретизируется размер денежной суммы для удержания алиментов на содержание несовершеннолетних детей. Общий размер приравнивается к оплачиваемому питанию. Исключением является лечебно-профилактическое питание. Оно выдается в соответствии с законодательством о труде.

Перечень категорий доходов велик. Несмотря на это, в ежедневной практике встречаются такие виды прибыли, которые вызывают вопросы.

Тем не менее, статья в новой редакции «Об исполнительном производстве» изменила список доходов, к которым взыскивать денежные средства по производству запрещается. Подобный подход к запрету подтверждается и Верховным Судом Российской Федерации. Теперь появилась норма, согласно которой денежные средства могут быть взысканы по алиментам в отношении несовершеннолетних детей.

Закон о запрете списания соцвыплат не работал

Несмотря на то, что закон уже много лет гарантирует неприкосновенность выплат, которые перечислены в ст.101 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», в 2019 году, по факту, требования работали не всегда. Причина крылась в механизме списания. Приставы не видели назначения платежа. Поэтому, когда на счёт должника поступали денежные средства, как правило, они списывались вне зависимости от своего назначения. Такая ситуация часто оставляла должника без средств к существованию, пока он занимался оспариванием неправомерного списания. Приставы списанные по ошибке деньги возвращали, но на это требовалось время. Должнику необходимо было взять справку о назначении платежа, предоставить её приставам. В течение некоторого времени деньги возвращались на счёт. Однако такой принцип работы был крайне неудобным.

Чтобы не допускать списания социальных выплат в счёт долгов, определённые действия потребуются и от самого должника, и от приставов, и от банка. Должник по возможности заранее предоставляет приставам справки о том, что он ожидает поступления тех или иных социальных выплат. Пристав отслеживает назначение платежей, которые поступают на счёт должника. Параллельно и банк при исполнении требований, которые указаны в исполнительном листе, учитывает нормы статьи 101 ФЗ «Об исполнительном производстве». Такая многоуровневая система контроля за назначением поступающих денежных средств на счёт должна сделать невозможным арест социальных выплат приставами, которые сегодня имеют массовый характер.