Оглавление
Государственное принуждение: понятие, признаки, виды
Государственное принуждение – вид социального принуждения, совокупность мер психического, физического, материального или организационного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном порядке вне зависимости от воли субъектов применения в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Признаки государственного принуждения:
- является разновидностью социального принуждения;
- по своей психомотивационной природе определяется конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и индивидуальной волей лиц, нарушивших правовые предписания;
- опосредовано правом, носит правовой характер;
- представляет собой акт внешнего психического, физического, материального или организационного воздействия;
- воздействие оказывается на сознание, волю или поведение субъекта;
- осуществляется посредством применения соответствующих мер;
- обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения;
- применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера;
- основанием применения выступают факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием;
- применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
- реализуется в рамках правоотношений охранительного типа.
Виды государственного принуждения:
- административное принуждение;
- уголовное принуждение;
- гражданско-правовое принуждение;
- дисциплинарное принуждение.
Административные правовосстановительные меры
Административные правовосстановительные меры это вид мер административного принуждения, применяемых в целях восстановления нарушенного правового состояния путем понуждения субъекта к исполнению ранее возложенной, но не исполненной юридической обязанности.
К таким мерам относятся: возмещение ущерба, причиненного административным правонарушением, снос самовольно возведенных строений, выселение граждан из самовольно занятых жилых помещений, взыскание недоимки, взыскание пени, восстановление на службе ранее уволенного государственного служащего, изъятие имущества, денежных средств, незаконно полученных субъектами, другие меры.
7.3. Меры пресечения: понятие, основания, виды
Меры пресечения — предусмотренные законом средства, применяемые к обвиняемому, которые заключаются в определенном психологическом воздействии, угрозе имущественных потерь, установлении за указанным лицами присмотра, помещении их под стражу, лишающих или ограничивающих свободу обвиняемого. В исключительных случаях мера пресечения также может применяться к подозреваемому, при этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется. Меры пресечения: – подписка о невыезде; – личное поручительство; – наблюдение командования воинской части; – присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; – залог; – домашний арест; – заключение под стражу. Основания применения мер пресечения — наличие обстоятельств, позволяющих полагать, что обвиняемый: – скроется от дознания, предварительного следствия или суда; – может продолжать заниматься преступной деятельностью; – может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора. Перечисленные основания являются общими для избрания любой меры пресечения. К специальным основаниям или условиям относятся обстоятельства избрания конкретной меры пресечения. Специальные основания: – несовершеннолетие (ст. 105 УПК); – отношение к воинской службе (ст. 104 УПК); – наличие письменного ходатайства поручителя (ст. 103 УПК); – тяжесть совершенного преступления (ст. 108 УПК).
Меры административно-процессуального обеспечения
Меры административно-процессуального обеспечения это вид мер административного принуждения, применяемых для достижения целей административного процесса.
В зависимости от характера правоограничений могут применяться меры, содержащие ограничения личных неимущественных прав, ограничения имущественных прав, ограничения организационного характера.
По характеру функций данные меры делятся на: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; меры, направленные на исполнение административных наказаний.
Наиболее распространенные меры административно-процессуального обеспечения: доставление нарушителя, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и товаров, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, привод лица, привлекаемого к ответственности, другие меры.
Меры административной ответственности
К мерам принуждения, обеспечивающим справедливое наказание за совершенное деяние, в административном праве относят меры административной ответственности.
Важно! Административное наказание назначается только в отношении лица, вина которого в правонарушении доказана с учетом гарантированной ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) презумпции невиновности
КоАП РФ предусмотрены следующие виды наказания:
- предупреждение;
- штраф;
- возмездное изъятие или конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физлицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности.
Административно-восстановительные меры
Административно-восстановительные меры принуждения направлены на принудительное восстановление права, нарушенного в результате противоправного деяния. На лицо, совершившее деяние, накладывают обязанность выполнить определенное действие. Например:
- вернуть неправомерно растраченные денежные средства;
- снести незаконно возведенное строение;
- выселиться из незаконно занятого помещения;
- возместить причиненный ущерб.
Меры пресечения
Вторая группа ограничительных средств для лиц, виновных в совершении преступления или подозреваемых в подобных действиях, предполагает такие средства воздействия, которые полностью или частично ограничивают возможности гражданина, вплоть до его изоляции от общества.
Применим такой вариант только к обвиняемым, в исключительных случаях допускается подобное воздействия на подозреваемых лиц. Указанная группа направлена на удержание лица во время расследования преступления, а также на исполнение уже вынесенного приговора.
Для того чтобы такие исключительные методы воздействия оказались реализованы, следователь должен установить, что гражданин опасен для общества, может проявлять насилие, совершать повторные преступления, быть угрозой для свидетелей, потерпевших и так далее. Только фактически подтверждённые обстоятельства смогут стать веской причиной для ограничения возможностей лица. Принимается решение о наложении ограничения либо судом, либо непосредственно следственным органом.
Для простоты применения и разграничения средств пресечения по УПК РФ достаточно их классифицировать по принципу повышения тяжести ограничительных методов:
- Подписка о надлежащем поведении и невыезде за пределы города. Здесь устанавливается запрет покидать без разрешения следователя место проживания и требуется регулярно по первому вызову посещать правоохранительные органы. Не допускается также каким-либо образом препятствовать процессу расследования.
- Личное поручительство. Подобный вариант предполагает привлечение доверенного лица, который письменно подтвердит свою обязанность следить за подозреваемым человеком и обеспечивать соблюдение им всех предписаний и требований следователя.
- Наблюдение со стороны командного состава воинской части. Распространяется только на военнослужащих и предполагает обязанность командира части по обеспечению и соблюдению всех предписаний, установленных в отношении обвиняемого.
- Присмотр. Здесь речь идёт о наблюдении за несовершеннолетними. Также предполагается контроль над соблюдением всех запретов и предписаний, обеспечение явки лица к следователю.
- Залог. Такой вариант предполагает внесение на депозит государственного органа (суда или следственной структуры) денег или иных ценностей, а также недвижимости, в качестве средства обеспечения явки подозреваемого в суд. Назначается только судебным органом, а размер начисления зависит от тяжести преступления и материального положения виновного. Если обвиняемый не нарушает предписаний, то средства будут возвращены, если же было выявлено уклонение от явки или иное нарушение закона, то деньги засчитываются в бюджет.
- Домашний арест. Здесь человек находится в собственной квартире или доме, однако судом ограничивается его возможность передвижения за пределами жилья, общения с некоторыми людьми, использования средств связи и коммуникаций. Назначается арест только судом. Период действия ограничения не больше двух месяцев, при этом допустимо продление срока, если не было возможности завершить расследование.
- Заключение под стражу. Самый суровый вариант, который полностью ограничивает свободу человека за счёт помещения его в СИЗО. Назначение осуществляется судом по ходатайству следователя на основании реальной опасности, которую может представлять обвиняемый. Причины индивидуальны для каждого конкретного случая. Сроки заключения лиц ограничены двумя месяцами, далее возможно продление вплоть до полутора лет, если речь идёт об особо тяжких деяниях. При этом решение суда должно кратко отражать все признаки содеянного, обстоятельства и основания, позволяющие заключить лицо под стражу. Указанный момент особенно важен при определении срока действия пресечения.
Меры пресечения
Вторая группа ограничительных средств для лиц, виновных в совершении преступления или подозреваемых в подобных действиях, предполагает такие средства воздействия, которые полностью или частично ограничивают возможности гражданина, вплоть до его изоляции от общества.
Применим такой вариант только к обвиняемым, в исключительных случаях допускается подобное воздействия на подозреваемых лиц. Указанная группа направлена на удержание лица во время расследования преступления, а также на исполнение уже вынесенного приговора.
Для того чтобы такие исключительные методы воздействия оказались реализованы, следователь должен установить, что гражданин опасен для общества, может проявлять насилие, совершать повторные преступления, быть угрозой для свидетелей, потерпевших и так далее. Только фактически подтверждённые обстоятельства смогут стать веской причиной для ограничения возможностей лица. Принимается решение о наложении ограничения либо судом, либо непосредственно следственным органом.
Для простоты применения и разграничения средств пресечения по УПК РФ достаточно их классифицировать по принципу повышения тяжести ограничительных методов:
- Подписка о надлежащем поведении и невыезде за пределы города. Здесь устанавливается запрет покидать без разрешения следователя место проживания и требуется регулярно по первому вызову посещать правоохранительные органы. Не допускается также каким-либо образом препятствовать процессу расследования.
- Личное поручительство. Подобный вариант предполагает привлечение доверенного лица, который письменно подтвердит свою обязанность следить за подозреваемым человеком и обеспечивать соблюдение им всех предписаний и требований следователя.
- Наблюдение со стороны командного состава воинской части. Распространяется только на военнослужащих и предполагает обязанность командира части по обеспечению и соблюдению всех предписаний, установленных в отношении обвиняемого.
- Присмотр. Здесь речь идёт о наблюдении за несовершеннолетними. Также предполагается контроль над соблюдением всех запретов и предписаний, обеспечение явки лица к следователю.
- Залог. Такой вариант предполагает внесение на депозит государственного органа (суда или следственной структуры) денег или иных ценностей, а также недвижимости, в качестве средства обеспечения явки подозреваемого в суд. Назначается только судебным органом, а размер начисления зависит от тяжести преступления и материального положения виновного. Если обвиняемый не нарушает предписаний, то средства будут возвращены, если же было выявлено уклонение от явки или иное нарушение закона, то деньги засчитываются в бюджет.
- Домашний арест. Здесь человек находится в собственной квартире или доме, однако судом ограничивается его возможность передвижения за пределами жилья, общения с некоторыми людьми, использования средств связи и коммуникаций. Назначается арест только судом. Период действия ограничения не больше двух месяцев, при этом допустимо продление срока, если не было возможности завершить расследование.
- Заключение под стражу. Самый суровый вариант, который полностью ограничивает свободу человека за счёт помещения его в СИЗО. Назначение осуществляется судом по ходатайству следователя на основании реальной опасности, которую может представлять обвиняемый. Причины индивидуальны для каждого конкретного случая. Сроки заключения лиц ограничены двумя месяцами, далее возможно продление вплоть до полутора лет, если речь идёт об особо тяжких деяниях. При этом решение суда должно кратко отражать все признаки содеянного, обстоятельства и основания, позволяющие заключить лицо под стражу. Указанный момент особенно важен при определении срока действия пресечения.
Любой из предложенных вариантов может быть изменён на более строгий или мягкий либо полностью отменён.
Психическое давление
Психическое давление – это информационное воздействие на сознание человека. Может быть оказано с использованием таких способов:
- угроз,
- шантажа,
- оскорблений,
- гипноза и т. д.
Уголовный Кодекс рассматривает психическое принуждение как действие преодолимой силы, так как принуждаемый волен выбрать: поддаваться на осуществляемое давление или игнорировать его. Исключение составляет принуждение под воздействием гипноза. В данном случае человек не в состоянии принимать собственное, адекватное обстоятельствам, решение. Действия исполнителя диктуются гипнотизером, т. е. налицо действие непреодолимой силы.
Почти каждая работа связана со стрессом и справиться с ним под силу не каждому. О том, что делать если начальник на работе орет и унижает — расскажем на нашем сайте https://lexconsult.online/7346-oskorblenie-chesti-dostoinstva-na-rabote
Психическое и физическое принуждение
Принуждение – это разновидность насилия, т. е. противоправное воздействие на психику или организм человека вопреки его воле. Принуждение является средством достижения какой-либо преступной цели, либо способом заставить иное лицо совершить преступное деяние. Преступления, совершенные под принуждением, рассматриваются ст. № 39 Уголовного Кодекса (УК) РФ (кроме деяний, выполненных под гипнозом).
Знаете ли Вы
В судебной практике встречаются ситуации, когда родственники помещают человека насильно в психиатрическую больницу с целью завладения его имуществом. В преступном сговоре могут состоять виновники и врач-психиатр. Подробнее о принудительном лечении в психиатрической больнице читайте здесь
Юрисдикция данной статьи распространяется на преступления, совершенные при следующих обстоятельствах:
- данные действия являлись единственным выходом из сложившейся ситуации;
- вред, причиненный преступным деянием под принуждением, меньше вреда, который мог бы быть причинен при доведении принуждения до конечной реализации.
Если перечисленные факторы существовали при совершении преступления, то исполнитель преступного деяния освобождается от уголовной ответственности, а подстрекатель признается виновным по ряду статей УК РФ в совокупности:
- по статье 33 УК за подстрекательство;
- по статье, предусмотренной за совершенное исполнителем преступление;
- по статье за способ, который преступник применял при давлении на исполнителя, например, за нанесение телесных повреждений.
Принуждение к труду
Применение физического или психологического давления для того, чтобы заставить человека работать, является противоправным деянием, описанным в Трудовом Кодексе РФ, в статье №4. Кроме того, это является и уголовно наказуемым преступлением. В УК РФ есть статья за принуждение к труду. Это ст. № 127.2, часть вторая – использование рабского труда с применением шантажа, насилия или с угрозой его применения. Кстати, эксплуатация детского труда запрещена Международной Конвенцией ООН. Хоть в Уголовном Кодексе Российской Федерации нет отдельной статьи, регулирующей это понятие, данный аспект является отягчающим обстоятельством при определении мер наказания. Подробнее вы можете прочитать в этой статье https://lexconsult.online/7836-ekspluatatsiya-detskogo-truda-kvalifikatsiya-po-statyam-uk-rf
Меры безопасности
Они используются для предотвращения разных преступлений, а также для их превенции. Они направлены на защиту от разных действий или событий, которые могут угрожать общественности. Такие виды мер государственного принуждения могут быть представлены в следующих вариантах:
- проведение ревизий или проверок;
- направление граждан на карантин при выявлении серьезных инфекционных заболеваний;
- инвентаризация разных предприятий;
- проверка личных документов граждан;
- административный надзор, применяемый для бывших заключенных;
- остановка автомобилей для проверки документов водителей;
- досмотр багажа людей при использовании воздушных или водных судов;
- применение пропускного режима на разных охраняемых объектах;
- проведение розыска или иных оперативных мероприятий.
При совершении таких действий не имеется какой-либо угрозы для граждан или общества в целом. Меры безопасности могут применяться даже к лицам, которые не совершили какое-либо правонарушение. При таких условиях немного ограничиваются свободы граждан, но при этом обеспечивается защита жизни и здоровья всего населения.
7.1. Понятие, значение и виды мер уголовно-процессуального принуждения
Меры уголовно-процессуального принуждения — меры уголовно-процессуального характера, применяемые в качестве способов воздействия на поведение участвующих в деле лиц. От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что: применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер; применяются полномочными органами государства в кругу их полномочий; применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствия для цельного хода уголовного судопроизводства; имеют конкретные цели, вытекающие из общих задач уголовного судопроизводства; имеют особое содержание и характер. Виды мер процессуального принуждения: задержание подозреваемого; меры пресечения; иные меры процессуального принуждения.
Статья 6 УПК РФ. Назначение уголовного судопроизводства (действующая редакция)
1. Синонимом слова «назначение» является понятие «цель» (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994. С. 373). Следовательно, в ст. 6 речь идет о цели судопроизводства. Как вытекает из содержания п. п. 1, 2 ч. 1 данной статьи, цель судопроизводства состоит в защите прав и законных интересов как потерпевших, так и лиц, незаконно и необоснованно обвиненных в совершении преступления. Однако данная правозащитная цель достигается лишь путем судопроизводства. Уголовное судопроизводство — это согласно п. 56 ст. 5 УПК досудебное и судебное производство по уголовному делу. Уголовное дело — это жизненный случай, требующий разрешения вопроса о необходимости применения к нему норм материального уголовного права, в отношении которого в этой связи осуществляются процессуальные действия. Таким образом, цель уголовного судопроизводства можно понимать как защиту прав и законных интересов путем выяснения и разрешения в процессуальных формах вопроса о необходимости применения норм уголовного права к конкретному жизненному случаю. В ст. 6 говорится о защите прав и интересов лишь физических и юридических лиц, однако уголовное судопроизводство — отрасль публичного права и деятельности, большинство уголовных дел являются делами не частного, а публичного обвинения (ст. 20 УПК). В ходе уголовно-процессуальной деятельности серьезно ограничиваются некоторые права и свободы граждан. На цели подобной деятельности прямо указывает ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Поэтому ч. 1 ст. 6 следует толковать расширительно, а в уголовном процессе должна осуществляться защита не только частных, но и названных публичных интересов. По смыслу ч. 2 ст. 6 уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания, а также отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение от ответственности и реабилитация не являются целями уголовного судопроизводства как такового. Они лишь отвечают общей правозащитной цели судопроизводства, т.е. соответствуют ей, работают на нее, являясь особенными целями сторон обвинения или защиты.
2. В ч. 2 ст. 6 говорится об отказе от уголовного преследования невиновных и освобождении их от наказания. Однако следует иметь в виду, что невиновные подлежат оправданию и реабилитации, а не освобождению от наказания (ст. 302 УПК). В этой части комментируемой статьи также предусматривается реабилитация лишь тех, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию. Однако согласно положениям гл. 18 УПК, посвященной реабилитации, право на реабилитацию в порядке, установленном этой главой, имеют не только те, кто необоснованно стал жертвой уголовного преследования, но и любые лица, незаконно подвергнутые мерам процессуального принуждения (ч. 3 ст. 133). Кроме того, и фактически невиновное лицо может быть обоснованно подвергнуто уголовному преследованию, если говорить не о материально-правовых, а лишь о процессуальных основаниях преследования — наличии достаточных доказательств, дающих основание подозревать или даже обвинять данное лицо в совершении преступления. В дальнейшем эти доказательства могут отпасть, и такое лицо подлежит реабилитации.
Источник комментария:
Под ред. А.В. Смирнова «КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 5-е издание
СМИРНОВ А.В., КАЛИНОВСКИЙ К.Б, 2009
Задержание
Задержание подозреваемого в совершении преступления может быть произведено на срок не более 48 часов без судебного решения. Задержание является правомерным при соблюдении строгих условий:
- преступное деяние имеет уголовную составляющую, и наказание за данное преступление предусматривает лишение свободы;
- применено по отношению к лицу, подозреваемому в преступлении, в случае, если:
- гражданин задержан на месте преступления или же сразу после его совершения,
- свидетели указывают на конкретного гражданина, как на лицо, совершившее преступное деяние,
- на одежде или теле подозреваемого визуально заметны следы преступления;
- гражданину должно быть указано на основание, приведшее к задержанию, и обозначены права человека при задержании в соответствии со ст. 46 УПК РФ;
- не позднее 3 часов после задержания должен быть составлен протокол, и копия представлена задержанному;
- не позднее 12 часов после задержания об этом должно быть в письменном виде доложено прокурору;
- подозреваемый гражданин обязательно должен быть допрошен уполномоченными лицами;
- если необходимо дальнейшее заключение подозреваемого под стражу, то ходатайство об этом должно быть представлено судье не позже, чем за 8 часов до окончания срока задержания.
Меры административного предупреждения
Меры административного предупреждения это разновидность мер административного принуждения, направленных на предупреждение правонарушений и предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества, государства.
Основанием применения мер административного предупреждения выступают презумпции (предположения) о намерении лица совершить правонарушение или о возможности наступления неблагоприятных последствий для личности, общества, государства в результате чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера.
Административное предупреждение может быть осуществлено в виде контрольной проверки, проверки документов, досмотра вещей, багажа, ручной клади, досмотра транспортных средств, личного досмотра, административного задержания, вхождения в дома граждан, введения карантина, закрытия участков государственной границы, участков дорог, улиц и т. п., принудительного выселения из домов, грозящих обвалом, реквизиции имущества, технического осмотра транспортных средств, принудительного медицинского освидетельствования, административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзора за соблюдением правил противопожарной безопасности, других мер.