Статья 100. оформление результатов налоговой проверки

Оглавление

Какие сведения должны быть в акте проверки?

Требования к содержанию акта проверки установлены п. 3 ст. 100 НК РФ. Так, в нем указываются:

  • дата акта (дата его подписания проверяющими);
  • полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя и отчество проверяемого лица; если проверялось обособленное подразделение, дополнительно указывается его полное и сокращенное наименование, а также место нахождения;
  • фамилии, имена и отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
  • дата и номер решения о проведении выездной проверки (для ВНП) или дата представления декларации и иных документов (для КНП);
  • перечень документов, представленных в ходе проверки проверяемым лицом;
  • период, за который проведена проверка;
  • наименование проверенного налога;
  • даты начала и окончания проверки;
  • адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физлица;
  • сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при проверке;
  • документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они были выявлены, или запись об отсутствии таковых;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений, обоснованные ссылками на нормы НК РФ.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте все ли требования к акту налоговой проверки соблюдены. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Больше информации об актах ВНП и КНП можно найти на нашем сайте в статьях:

  • «Акт выездной налоговой проверки —образец и особенности»;
  • «Акт камеральной налоговой проверки —образец».

Ст. 100 НК РФ: вопросы и ответы

При положительном исходе КНП информировать налогоплательщика о ее завершении инспекция не обязана (письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403). Исключение — проверка декларации по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога. О ее завершении без нарушений инспекция должна сообщить в течение 7 дней после окончания (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).

Так, Решением ВС Республики Башкортостан дело № 3га-29/2019, ВРИ ЗУ спорного объекта, включенного в Перечень –«обеспечение научной деятельности, магазины».

И никто из них не удосужился понять, что речь здесь идет о том, что и федеральные, и региональные налоги и сборы могут быть как установлены только настоящим Кодексом, путем внесения изменений в НК РФ, так и отменены только Кодексом.

Эти нормы касаются документов, передаваемых в ИФНС. Кроме них, вступили в силу новые правила, касающиеся удержания и перечисления НДФЛ в 2020 году. Какие изменения приняты:

  • Уплатить выявленную в ходе проверки недоимку по НДФЛ налоговый агент может за счет собственных средств — такое исключение допускает новая формулировка п.9 ст. 226 НК РФ (Федеральный закон № 325-ФЗ).
  • При списании безнадежного долга физического лица НДФЛ не начисляется, если в течение всего периода задолженности между должником и кредитором нет взаимозависимости, отсутствуют трудовые отношения, при этом сделка не является зачетом встречных обязательств и не относится к матпомощи (п. 62.1 ст. 217 НК РФ). Датой получения дохода считается день признания долга безнадежным (Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ).

Оформление результатов проверки согласно нормам ст. 100 НК РФ

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа проверяет явку лица, в отношении которого составлен акт.

В случае явки лица руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает материалы налоговой проверки (или материалы дела) и возражения лица (в случае их наличия).

В случае неявки лица руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, извещено ли лицо о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

При надлежащем извещении:

— в случае если присутствие лица признано обязательным, принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки;

— в случае если присутствие лица не признано обязательным, принимается решение о рассмотрении материалов налогового контроля в отсутствие указанного лица.

При ненадлежащем извещении принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки.

При явке на рассмотрение акта можно давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы.

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен (п. 3 ст. 101 НК РФ):

— объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

— установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;

— в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;

— разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);

— вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из следующих решений:

— решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ);

— о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);

— об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);

— о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ);

— об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ).

В налоговом кодексе появился закрытый перечень оснований для отказа в приеме деклараций (п.4.1 ст.80 НК РФ). Налоговая аннулирует представленные декларации в следующих случаях:

  • подписание декларации неуполномоченным или умершим лицом,
  • руководитель, подписавший декларацию, дисквалифицирован или в ЕГРЮЛ есть отметка о недостоверности сведений о нем,
  • в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юридического лица.

Декларации по НДС будет сдать еще сложнее — в случае несоответствия данных декларации контрольным соотношениям такая декларация будет считаться несданной (п. 5.3 ст. 174 НК РФ). В этом случае налоговая обязана уведомить налогоплательщика в течение одного дня.

С 1 июля применяется новая форма счета-фактуры (Постановление Правительства РФ от 02.04.2021 № 534).

Основные изменения связаны с вводом в действие системы прослеживаемости товаров. В форму счета-фактуры добавлены новые реквизиты:

  • регистрационный номер партии товара,
  • количественная единица измерения прослеживаемого товара,
  • количество прослеживаемого товара в соответствующих единицах измерения.

Кроме того, в форму счета-фактуры добавлена строка для указания реквизитов документа, подтверждающих поставку (отгрузку) и строка для отражения идентификатора госконтракта (при наличии).

С 1 июля блокировка счета за несданную декларацию будет происходить в случае задержки более чем на 20 дней после срока подачи декларации, установленного законом (пп. 3, 3.2 ст. 76 НК РФ). Сейчас достаточно задержать отправку декларации на 10 дней, чтобы получить блокировку счета.

Кроме того, теперь налоговая может уведомить налогоплательщика о несданной декларации не позднее чем за 14 дней до принятия решения о блокировке (п. 3.3 ст. 76 НК РФ).

Судебный порядок взыскания недоимки

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.

Акт выездной проверки инспекция должна подготовить в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной проверке, а если проверялась консолидированная группа налогоплательщиков — в течение 3 месяцев.

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.

Изменений в справке 2-НДФЛ за 2020 г. пока нет (утв. Приказом ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566). Однако, учитывая масштабный характер обновлений, форму наверняка изменят. Ожидается, что в 2021 г. справки 2-НДФЛ объединят с расчетом 6-НДФЛ.

В случае, если организация не представит пояснения в ответ на требование, полученное за пределами сроков налоговой проверки, их отсутствие может стать основой для выводов налогового органа о том, что организация допустила нарушения налогового законодательства.
Сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость данного имущества не включается, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса.

Рассмотрение материалов выездной налоговой проверки: спорные вопросы

Необходимо исключить формальный подход к оценке возможности исполнения обязательства контрагентом – следует предпринимать меры, направленные на оценку действий самого налогоплательщика и на доказывание противоправного характера этих действий. Налоговым органам необходимо устанавливать как факт неисполнения обязательства предусмотренным в договоре лицом, так и обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик преследовал цель неправомерного уменьшения налоговой обязанности либо знал или должен был знать об обстоятельствах, характеризующих контрагента как «техническую» компанию, и об исполнении обязательства иным лицом.

Доказывание того, что контрагент не исполнял обязательство самостоятельно, производится с учетом совокупности фактов о деятельности и активах контрагента.

Главные правила защиты от налоговых претензий

Готовьтесь к затяжной борьбе. Налоговые органы легко идут на нарушение процедурных сроков во избежание формального нарушения прав налогоплательщиков на представление своих возражений против предъявляемых претензий, а также в целях получения дополнительных доказательств совершения налогоплательщиками правонарушений.

Проверяйте расчеты инспекции и содержание документальных доказательств, положенных в основу акта налоговой проверки и решения. Нередко обнаруживаются ошибки, приводящие к завышению исчисленных сумм недоимки, пени и штрафа; «грешат» инспектора и тем, что искажают факты.

Если убеждены в своей невиновности, содействуйте налоговому органу в установлении действительной картины. Не скрывайте информацию, которая может послужить уменьшению «цены» налоговых претензий уже на ранних стадиях спора.

По возможности не уклоняйтесь от участия лично или через представителя в процедурах урегулирования спора. Живой контакт с должностными лицами налогового органа или с судьей помогает лучше понять их отношение к выдвинутым обвинениям и соответственно этому корректировать свою линию защиты.

Регламент проведения налоговой проверки

Для начала напомним, в какие сроки налоговый орган обязан провести все необходимые действия в рамках налоговой проверки, на этапе рассмотрения материалов указанной проверки и принятия решения по ней, а также на этапе вступления в силу такого решения Нормы части первой НК РФ предусматривают, в частности, следующие процедурные сроки:

  • 3 месяца на проведение камеральной налоговой проверки (пункт 2 статьи 88 НК РФ),

  • 2 месяца на проведение выездной налоговой проверки, с правом налогового органа продлить указанный срок до 4 месяцев, в исключительных случаях — до 6 месяцев (пункт 6 статьи 89 НК РФ),

  • 2 месяца на составление акта выездной налоговой проверки, 10 рабочих дней на составление акта камеральной налоговой проверки (пункт 1 статьи 100 НК РФ),

  • 5 рабочих дней на вручение акта налоговой проверки (пункт 5 статьи 100 НК РФ),

  • 10 рабочих дней на вынесение решения по итогам налоговой проверки или решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, 1 месяц на продление рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 1 статьи 101 НК РФ),

  • 1 месяц на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 6 статьи 101 НК РФ),

  • 3 месяца на направление требования об уплате налога со дня выявления налоговым органом недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ),

  • 20 рабочих дней на направление требования об уплате налога по результатам налоговой проверки (пункт 2 статьи 70 НК РФ), и др.

При этом на основании нормы пункта 14 статьи 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки.

Налоговое законодательство к подобным существенным нарушениям по смыслу пункта 14 статьи 101 НК РФ относит следующие ситуации:

Комментарий

Акт налоговой проверки — это документ, составляемый налоговым органом, по окончании налоговой проверки. В акте налоговой проверки проверяющие указывают среди прочих сведений:

— документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

— выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в случае если предусмотрена ответственность за данные нарушения.

Правовые особенности акта налоговой проверки регулируются статьей 100 НК РФ.

Форма акта налоговой проверки установлена Приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.

Акт налоговой проверки при Выездной налоговой проверке

Акт налоговой проверки должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой (п. 1 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)).

По результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков Акт налоговой проверки составляется в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Акт налоговой проверки при Камеральной налоговой проверке

При камеральной налоговой проверке Акт составляется только в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах (п. 5 ст. 88 НК РФ). Акт налоговой проверки должен быть составлен в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Передача акта налоговой проверки налогоплательщику

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) (п. 5 ст. 100 НК РФ).

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки в течение 10 дней с даты этого акта вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки он вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта. При этом ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение налогового органа

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение (п. 7 ст. 101 НК):

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение налогового органа является актом налогового органа ненормативного характера (акт налоговой проверки таковым не является).

Рубрики:

П.3.1 ст.100 НК РФ

К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок. (Пункт введен — Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ)

Режимы налогообложения в РФ 2021

— В канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;

— По почте.

— Лично;

— Через представителя.

— это представители организации по закону или на основании учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК РФ);

— это представители физического лица в соответствии с гражданским законодательством (п. 2 ст. 27 НК РФ).

В течение одного месяца со дня получения акта в случае несогласия с фактами, изложенными:

— в акте налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ),

— в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст. 101.4 НК РФ)

можно представить письменные возражения по указанным акту в целом или по их отдельным положениям.

Возражения — это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ) или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).

Возражения направляются в адрес налогового органа, составившего акт.

Узнать номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции можно с помощью сервиса: «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции»

— В канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа

— По почте

— это представители организации по закону или на основании учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК РФ)

— это представители физического лица в соответствии с гражданским законодательством (п. 2 ст. 27 НК РФ).

Как отбиваться от штрафа

Налогоплательщик должен заявить о невиновности или смягчающих обстоятельствах. Плюс предоставить доказательства.

Вот когда о них можно заявить:

В пояснениях

В ходе камеральной проверки инспектор может спросить пояснения. Ответить нужно письменно в течение пяти дней. В пояснениях можно объяснить свою невиновность.

В возражениях на акт проверки

По результатам камеральной и выездной проверки налоговая составляет акт. В нём написано, за что налоговая планирует оштрафовать. У предпринимателя есть один месяц, чтобы представить письменные возражения с доказательствами. 

Возражения сдают инспектору или отправляют по почте. Но часто налоговая не учитывает возражения и все равно выносит решение со штрафом.

В апелляционной жалобе на решение

У плательщика есть месяц на подачу апелляционной жалобы на решение инспекции в региональную УФНС. В этот месяц решение ещё не исполняется, счёт не блокируется, деньги не списываются. 

Жалобу подают письменно через свою районную инспекцию. В жалобе надо отметить, что инспекторы не учли отсутствие вины. В течение трёх дней ее направят в УФНС. 

В жалобе, если решение уже исполняется

Если предприниматель не знал о проверке, упустил решение, а о штрафе узнал случайно, у него есть год на жалобу в УФНС. Но решение уже будет исполняться, и деньги по штрафу списываться со счёта.

Если управление налоговой не отменяет штраф, последний шанс — арбитражный суд.

В арбитражный суд

У предпринимателя есть три месяца, чтобы обжаловать решение налоговой в арбитражном суде. Делать это лучше вместе с юристом. Такие споры предприниматели нередко выигрывают.

Статья актуальна на 16.06.2021

Судебные акты в пользу налоговиков.

Доказательство этому утверждению – Постановление ФАС ЦО от 13.02.2014 № А09-4108/2013. Проблемы налогового органа начались уже на стадии вручения акта выездной проверки. Направленный предпринимателю вызов явиться в налоговый орган для вручения акта возвратился в инспекцию. Тогда контролеры решили сами навестить налогоплательщика и вышли по адресу его регистрации. Но напрасно: предпринимателя там не оказалось. Поскольку акт вручить лично не удалось, его направили по почте. И эта корреспонденция тоже вернулась в налоговый орган.

Аналогичные действия контролеры предприняли и для вручения налогоплательщику уведомления о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Налоговики выходили по месту регистрации проверяемого лица, направляли заказные письма, посылали телеграммы. Все безуспешно. Поэтому контролерам не оставалось ничего иного, кроме как рассмотреть результаты проверки и вынести соответствующее решение в отсутствие предпринимателя.

По мнению налогоплательщика, подобными действиями налоговый орган нарушил процедуру привлечения к налоговой ответственности, поскольку решение было вынесено без его участия и без доказательств надлежащего извещения о дате и времени рассмотрения материалов выездной проверки. Суды трех инстанций пришли к выводу, что налоговый орган закон не нарушил. Аргументируя такое решение, арбитры указали следующее.

Уведомление о вызове налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки инспекция направила по надлежащему адресу. Ведь предприниматель не вносил в ЕГРИП сведения об изменении места жительства, не уведомлял налоговый орган о фактическом месте жительства, ходатайств о направлении ему корреспонденции по каким-либо иным адресам, в частности по адресу его представителя, в налоговый орган не представлял. Поэтому неполучение налогоплательщиком почтовой корреспонденции, направляемой в его адрес, обусловлено не действиями инспекции или органа почтовой связи, а действиями самого налогоплательщика и его фактическим отсутствием по месту регистрации. Судьи подчеркнули: обязанность получения корреспонденции по адресу, который является местом регистрации, возложена на предпринимателя, вне зависимости от фактического проживания по данному адресу.

В итоге арбитры решили: налоговый орган надлежащим образом известил налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки, следовательно, процедура привлечения предпринимателя к налоговой ответственности не нарушена.

И это не единственный судебный акт. Например, в Постановлении ФАС СКО от 22.02.2013 № А22-1744/2011 арбитры отклонили довод налогоплательщика о неполучении им какой-либо корреспонденции по юридическому адресу. Неполучение заказных писем является риском налогоплательщика, и он несет неблагоприятные последствия, связанные с недобросовестным отношением к своим обязанностям. По мнению судей, общество, не находясь по своему юридическому адресу и не заявив об изменении места его нахождения, целенаправленно создало условия, препятствующие инспекции осуществлять налоговый контроль, чем нарушило требования пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ. Поэтому на заявителя не распространяются предусмотренные п. 14 ст. 101 НК РФ гарантии защиты прав добросовестных налогоплательщиков.

Аналогичный подход применен судьями в постановлениях ФАС ДВО от 31.01.2014 № Ф03-6884/2013, ФАС ВСО от 04.12.2013 № А19-3547/2013  ФАС СЗО от 02.12.2013 № А42-7899/2011, ФАС МО от 12.09.2013 № А40-60523/12 и др.

А что на практике?

Следует отметить, что в настоящее время повсеместно распространены ситуации, когда налоговые органы допускают нарушения тех или иных приведенных выше процедурных сроков.

Однако арбитражные суды полагают, что такие нарушения не влекут для налогового органа негативных правовых последствия, способных повлиять на законность итогового решения по результатам налоговой проверки в смысле применения пункта 14 статьи 101 НК РФ.

В частности, иллюстрацией данного суждения может служить одно из дел, рассмотренных не так давно в московском округе.

Постановление АС Московского округа от 23.05.2019 по делу №А40-222695/2018

Фабула дела

Общество обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным бездействие налогового органа, которое выразилось в нарушении срока вынесения решения по итогам выездной налоговой проверки, а также обязать налоговый орган вынести такое решение.

При рассмотрении данного дела Обществом были заявлены доводы о нарушении налоговым органом процессуальных сроков проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, о нарушении сроков вынесения самого решения по итогам проведенной выездной налоговой проверки.

Однако арбитражные суды трех инстанций посчитали позицию Общества неправомерной и встали на сторону налогового органа, обратив внимание на следующее:

  • срок проведения выездной налоговой проверки и принятия решения по ее итогам не является пресекательным, а истечение такого срока не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию;

  • ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 20.04.2017 № 790-О, арбитражные суды отметили, что нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не препятствует ему в принятии того или иного итогового решения и не может само по себе предрешать его законность, что не позволяет признать такое процессуальное нарушение в качестве безусловного основания для отмены итогового решения налогового органа по смыслу пункта 14 статьи 101 НК РФ (нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки);

  • в рассматриваемом деле налоговым органом были соблюдены нормы пункта 14 статьи 101 НК РФ, поскольку налогоплательщику было предоставлено как право ознакомления с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, так и право на представление своих возражений до вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки.

Также суды трех инстанций в рассматриваемом деле отметили, что несоблюдение налоговым органом сроков вынесения итогового решения было связано с проведением мероприятий налогового контроля с целью объективного и правильного установления всех обстоятельств касательно вопроса наличия нарушений либо отсутствие таковых в деятельности налогоплательщика за проверяемый период.

Комментарий

Следует отметить, что в настоящее время имеется негативная для налогоплательщиков судебно-арбитражная практика относительно того, что нарушение налоговым органом различных процедурных сроков, связанных с проведением мероприятий налогового контроля, оформлением их результатов, рассмотрением дел о налоговых правонарушениях, не является безусловным основанием для отмены решения налогового органа по пункту 14 статьи 101 НК РФ и не нарушает права и законные интересы налогоплательщика.

Статья 100 НК РФ — Оформление результатов налоговой проверки

С 1 июля действует новая форма СЗВ-ТД, утвержденная Постановлением Правления Пенсионного Фонда РФ № 769п от 27.10.2020.

Основные изменения таковы:

  • исключен показатель «отчетный период»,
  • добавлен раздел для заполнения сведений о реорганизованных компаниях,
  • добавлен раздел по работе в районах Крайнего Севера,
  • установлено обязательное заполнение кода выполняемой функции согласно общероссийскому классификатору занятий.

Снижены пороговые значения для перехода на налоговый мониторинг:

  • сумма налоговых платежей снижена до 100 млн.рублей.
  • пороговый размер доходов и активов снижен до 1 млрд.рублей.

Таким образом, данная система взаимодействия с налоговыми органами будет доступна большему количеству налогоплательщиков.

Продлены сроки подачи заявления о переходе на налоговый мониторинг. Теперь заявить о переходе можно до 1 сентября.

Апелляционное обжалование решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган

Это стадия спора — очень важная и здесь есть ряд преимуществ:

Во-первых, подача апелляционной жалобы отложит момент вступления решения в законную силу до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе или со дня принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения (пункт 9 статьи 101, статья 101.2 НК РФ). В этом случае у организации появляется отсрочка от уплаты налогов, пени и штрафов, отраженных в решении налоговой инспекции.

Во-вторых, есть шанс, что вышестоящий налоговый орган может принять решение в пользу организации, то есть отменить полностью или в части решение нижестоящей инспекции и принять по делу новое решение., которое вступит в силу со дня его принятия ( НК РФ).

Но, в настоящее время, как показывает статистика, процент жалоб налогоплательщиков, которые удовлетворяют вышестоящие налоговые органы в рамках досудебного обжалования, неуклонно сокращается

Поэтому особо важно уделить внимание подготовке своей позиции и подтверждающих ее документов

Жалоба на любое решение ИФНС составляется в письменной форме и может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При составлении апелляционной жалобы рекомендуем:

  • излагать свои доводы четко, ясно, делая ссылки на конкретные нормы законодательства; 

  • если в решении несколько нарушений, то рекомендуем разделить его на эпизоды;

  • отражать все доводы и доказательства, чтобы потом это не было использовано против организации налоговым органом и не возникал вопрос при рассмотрении в суде;

  • ссылаться на документы, которые подтверждают выводы организации, и безусловно, они должны быть составлены безупречно, не говоря уже о том, организация должна быть готова представить их в случае необходимости;

  • в доводах указывать разъяснения ФНС России и Минфина, а также решения судов по аналогичным ситуациям

Также хотим обратить внимание на следующие моменты:

  • срок подачи апелляционной жалобы лучше не нарушать, так как законодательство не предусматривает возможность его восстановления. Если апелляционная жалоба подана с нарушением срока, то вышестоящий налоговый орган оставит ее без рассмотрения. Основание –подпункт 2 пункта 1, НК РФ

  • четко соблюдать все требования к содержанию жалобы, предусмотренные налоговым кодексом. (пункты 2- 6 статьи 139.2 НК РФ)

  • апелляционная жалоба на решение подается в вышестоящий налоговый орган не напрямую, а через налоговый орган вынесший это решение. Это значит, что именно инспекция, руководитель которой (его заместитель) вынес решение по проверке, должна передать жалобу со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Передать жалобу вместе со всеми документами налоговые органы должны в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы. ( НК РФ).При этом Налоговый кодекс РФ никак не регулирует ситуацию, когда апелляционная жалоба направляется налогоплательщиком по ошибке непосредственно в вышестоящий налоговый орган. На практике часто такие жалобы остаются без рассмотрения. Иногда вышестоящий налоговый орган принимает такую жалобу к рассмотрению, но не в апелляционном, а в обычном порядке

По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган обязан принять одно из следующих решений:

  • отменить решение нижестоящего налогового органа,

  • оставить решение нижестоящего налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения,

  • отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение.  

Если организация уже оспорила решение инспекции в апелляционном порядке полностью, его новое административное обжалование по тем же эпизодам в том же налоговом органе бесперспективно. Вышестоящий налоговый орган не станет рассматривать поданную организацией обычную жалобу, сославшись на ее повторность ( НК РФ).

Однако в течение трех месяцев после принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе организация может обжаловать его в ФНС России ( НК РФ).

Если организация не подавала апелляционную жалобу на решение, то по истечению месяца с даты вручения решения, оно вступит в силу.

Например, решение, врученное организации 01.10.2018 г. и не обжалованное в апелляционном порядке, вступит в силу 02.11.2018 г.

Однако, у организации есть возможность обжаловать решение, вступившее в силу, в течение года со дня, когда оно вынесено ( НК РФ).

Рассмотрение возражений

Возражения на акт рассматриваются в следующем порядке:

Далее ФНС приводит следующий алгоритм действий:

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу налоговый орган должен (п. 3 ст. 101 НК РФ):

– объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

– установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;

– в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;

– разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);

– вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Аюдар Инфо

Рубрика:

Налоговые проверки

Теги: возражение на акт налоговой проверки налоговая проверка инструкции для бухгалтера

Е. В. Карпова, эксперт журнала «НДС: проблемы и решения»

Версия для печати

Записаться 5850

9750 ₽

–40%