44-фз: можно ли продлить срок исполнения контракта, если работы не выполнены по независящим причинам, и когда нужно предоставить банковскую гарантию?

Оглавление

Письмо Минфина России от 07.10.2019 г. № 24-03-08/76873

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев Ваше обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) в части применения части 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент считает возможным сообщить следующее.
Подпунктом «б» пункта 64 статьи 1 Федерального закона от 1 мая 2019 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено дополнение статьи 95 Закона № 44-ФЗ частью 17.1, положения которой распространяются, в том числе на контракты, заключенные до 1 июля 2019 г.
Так, в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78 , первом предложении части 17 статьи 83, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт.
Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ с учетом положений части 18 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, и после предоставления в соответствии с Законом № 44-ФЗ участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке.
При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 Закона № 44-ФЗ) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с указанной частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона № 44-ФЗ принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).
Учитывая изложенное, отмечаем, что Законом № 44-ФЗ не регламентирован срок заключения контракта по основаниям, предусмотренным частью 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. При этом, необходимо отметить, что контракт по указанным основаниям заключается с соблюдением условий, указанных в части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, в том числе содержащих сроки исполнения контракта, указанные в документации о закупке.
Также отмечаем, что частью 2 статьи 103 Закона № 44-ФЗ указаны документы и информация, которые включаются в реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Кроме того, согласно части 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1-7, 9, 12 и 14 части 2 указанной статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, статьей 103 Закона № 44-ФЗ предусмотрен перечень информации и документов, направляемых в реестр контрактов, заключенных заказчиками, а также информация, которая направляется заказчиком в течении пяти рабочих дней с даты заключения контракта в указанный реестр контрактов.

Комментарий к статье 95 БК РФ

1 — 2. Выше говорилось (см. комментарий к ст. ст. 23 и 94 Кодекса), что в рамках новой бюджетной классификации РФ едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:

1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:

государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ;

кредиты кредитных организаций в валюте РФ;

бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ;

кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ;

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;

иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:

государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;

кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;

иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

В отличие от ранее действовавшей редакции комментируемой статьи (т.е. до внесения изменения Законом 2007 г. N 63-ФЗ) установлено, что в источниках финансирования дефицита бюджета субъекта РФ подлежат отражению поступления, уменьшенные на соответствующие расходы. Следует также отметить, что ранее действовавшая редакция статьи не предусматривала источники внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ. Имевшиеся в Кодексе пробелы в части осуществления субъектами РФ заимствований в иностранной валюте восполнены Законом 2007 г. N 63-ФЗ.

Привлечение заемных средств субъектом РФ предусмотрено ст. 26.21 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 4 июля 2003 г.): субъект РФ вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска государственных ценных бумаг субъекта РФ, в порядке, установленном законами субъекта РФ в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

3. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает единственное направление возможного использования остатков средств бюджета субъекта РФ на начало текущего финансового года: покрытие временных кассовых разрывов в текущем финансовом году. Согласно определению, данному в ст. 6 Кодекса, временный кассовый разрыв — это прогнозируемая в определенный период текущего финансового года недостаточность на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления кассовых выплат из бюджета.

Объем остатков средств бюджета субъекта РФ, направляемых на покрытие временных кассовых разрывов, подлежит определению в законе субъекта РФ (как представляется, речь идет о законе субъекта РФ о бюджете).

Улучшение предмета контракта

Ст. 95 44-ФЗ предусматривает возможность поставки предмета соглашения, отличного от прописанного в контракте, в случае, если он превосходит по характеристикам тот, что был заявлен изначально.

При этом цена единицы ТРУ и стоимость контракта в целом изменению не подлежат. А также невозможно изменить таким образом страну происхождения товара.

В случае если поставщик заведомо знает, что не сможет поставить необходимый товар, но при этом всё равно заключает контракт, он подлежит административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ. Это же касается и заказчика, в случае, если он также был осведомлен об этом и заключал контракт с целью изменить его предмет в дальнейшем.

Изменение товара в лучшую сторону допустимо лишь в отношении обозначенных в контракте характеристик. Таким образом, если новый товар отличается от изначального в лучшую сторону, например, габаритами, но в контракте изначально габариты не закреплены как характеристика товара, а по остальным характеристикам товары равны, изменение предмета контракта недопустимо, так как не соблюдается условие об улучшении характеристик.

То есть если изначально вы заказываете принтер, печатающий со скоростью 15 страниц в минуту, но имеющий и цветную, и чёрно-белую печать, а исполнитель предлагает заменить его на устройство со скоростью 20 страниц в секунду, но только с чёрно-белой печатью, то, в случае, если условие о возможность цветной печати было указано в контракте, изменение предмета невозможно.

Расторжение контракта по решению суда

В первую очередь необходимо отправить претензию поставщику до обращения в суд. Если вам ответили отказом или вообще не ответили в положенный срок, смело подавайте иск.

В суде потребуется доказывать, что партнёр нарушил свои обязательства, а значит, у вас есть основания, чтобы расторгнуть контракт.

Контракт считается расторгнутым не раньше, чем решение суда вступит в силу.

Как правило, данный метод применяется, когда заказчик и поставщик не могут урегулировать спорные вопросы в досудебном порядке. В обязательном порядке нужна претензия от одного из партнёров к другому, обычно к поставщику от заказчика.

Если этого оказалось недостаточно для решения вопросов, то есть повод подавать в арбитражный суд. Помимо расторжения контракта, суд изучит все связанные с ним обстоятельства, установит долю вины и соответствующую сумму неустойки. Контракт перестанет действовать, как только вступит в силу решение суда.

Комментарий к статье 95 ТК РФ

По общему правилу и в соответствии с положениями комментируемой статьи накануне праздничных нерабочих дней продолжительность рабочего дня либо смены уменьшается на один час.

Дни недели в течение календарного года, которые признаются нерабочими праздничными днями в Российской Федерации, перечислены в ст. 112 ТК РФ. Другие дни не могут считаться в России нерабочими праздничными днями.

Таким образом, если продолжительность рабочего дня или смены составляет для работника 8 часов или 4 часа (например, для работников до 16 лет), то продолжительность рабочего дня накануне нерабочего праздничного дня должна составлять не более 7 и 3 часов соответственно.

Работодатель не вправе устанавливать какие-либо ограничения для работников по предоставлению сокращенного рабочего дня, предшествующего нерабочему выходному дню.

Необходимо учитывать, что если нерабочий праздничный день выпадает на воскресенье, которое является общим выходным днем, то для работников при пятидневной рабочей неделе рабочий день в пятницу не подлежит сокращению на один час, т.к. этот день не является предпраздничным днем. Для работников, работающих в режиме шестидневной рабочей недели, продолжительность работы в субботу должна быть сокращена на один час, как в предпраздничный день.

Положениями комментируемой статьи установлено, что продолжительность рабочего дня или смены накануне выходного дня при шестидневной рабочей неделе не должна превышать пяти часов. Если выходным днем является воскресенье, то продолжительность работы в субботу должна быть не более 5 часов.

Поскольку, по общему правилу, при работе в режиме шестидневной рабочей недели продолжительность рабочего дня накануне выходного дня сокращается до пяти часов, то в случае, когда на воскресенье выпадает праздничный день в соответствии с положениями ТК РФ, продолжительность рабочей смены в субботу не должна превышать четырех часов.

Исключением из общего правила являются организации и отдельные виды работы, где невозможно уменьшение продолжительности работы или смены в предпраздничные дни. В таких случаях всем работникам должна быть предоставлена соответствующая компенсация. Законом разрешается предоставление компенсации одним из двух способов — оплатой по нормам, которые установлены для оплаты сверхурочных работ, или посредством предоставления работнику дополнительного времени отдыха.

Необходимо учитывать, что предоставление компенсации за указанное рабочее время посредством оплаты возможно только при наличии согласия работника. При этом законодателем не урегулирован вопрос получения соответствующего согласия. Как правило, на практике такое согласие заключается устно между работником и работодателем.

Что изменилось в закупках по 44-ФЗ?

С 1 мая 2021 года часть заказчиков обязана получать электронное актирование 

Согласно тексту Постановления Правительства РФ от 28.04.2021 № 667 заказчики федерального уровня и подведомственных учреждений обязаны включать в контракт новое условие — возможность подписания электронного вида документа о приёмке в ЕИС. Список ведомств включает в себя такие организации как, например, МВД РФ, Управление делами президента, ФСИН и т.д.

С 14 мая федеральные заказчики обязаны производить оплату за 10 дней 

Данное правило вводится нормами Постановления Правительства РФ от 28.04.2021 № 667. Однако, имеется исключение – контракты, которые заключены с целью обеспечения безопасности государства и обороны страны.

Кроме того, текст Постановления утверждает новый срок оплаты по контрактам, исполняемым в декабре 2021 года:

  • ​В случае, если срок исполнения контракта с 1 по 20 число включительно, то заказчик обязан произвести оплату не позже, чем за 1 рабочий день до конца года. При этом допускается использование денежных лимитов на текущий год, а при оплате в следующем году – новые лимиты.
  • В случае, когда срок исполнения контракта приходится на период с 21-го по 31-е число последнего месяца года включительно, то оплату производят в следующем году в пределах лимитов на следующий год.

С 11 июня уменьшилось число банков, в которых участникам закупок можно открыть спецсчета 

Согласно тексту Распоряжения Правительства № 1591-р от 11.06.2021 и № 1707 от 24.07.2021 из перечня финансовых организаций были исключены филиалы Российского Банка поддержки малого и среднего предпринимательства, а также филиалы Хоум Кредит Банка. Данное исключение снизило количество банков до 24.

С 1 июля упраздняется требование к поставщикам указывать в заявке ИНН своих учредителей

Обновления положений закона № 539-ФЗ относятся к участникам электронных открытых конкурсов, аукционов и запросов предложений, в бумажных запросах котировок.

С 1 июля изменяются правила включения в РНП 

Начиная со второго полугодия 2021 года в Реестр будут внесены исключительно те участники-юридические лица, которые самостоятельно или с аффилированными лицами владеют более, чем четвертью акций.

Сведения об участнике закупки, а также об исполнителе по контракту, должны быть исключены из РНП по прошествии двух лет с даты включения данных сведений в реестр.

С 5 июля 2021 года подать жалобу в ФАС можно через ЕИС 

Подать жалобу можно как на заказчика, так и на его комиссию или же на уполномоченный орган. Для подачи жалобы необходимо быть участником электронной закупки, зарегистрированным в системе.

При этом следует учитывать, что:

  • Заполнение формы жалобы производится автоматически, достаточно указать только идентификационный код закупки;
  • Правильность заполнения и соблюдение сроков также носят автоматический характер;
  • Все поданные жалобы и принятые по ним решения автоматически вносятся системой в Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок.

Произошли изменения правил осуществления закупок конкретных товаров или услуг

Согласно новым правилам, запрещается в одном контракте или лоте объединять медицинские изделия разных видов в соответствии с номенклатурной классификацией из Постановление Правительства РФ от 19.04.2021 № 620.

Была введена предельная НМЦ, в случае её превышения, закупка медицинских изделий одним лотом невозможна. Отмечается, что размер предельно допустимой цены напрямую зависит от прошлогодней суммы закупок этого лекарства:

  • Если потратили менее 50 млн рублей, НМЦ = 600 000 руб.
  • От 50 до 100 млн рублей, НМЦ = 1 млн руб.
  • Более 100 млн — 1,5 млн руб.

Расторжение контракта по соглашению сторон

По общему правилу допустимо разорвать контракт по обоюдному согласию заказчика и поставщика в любое время до конца срока его действия. Однако, нужно учитывать некоторые детали.

Данный способ расторжения контракта можно применять, когда клиент больше не нуждается в товарах, работах или услугах (ТРУ) конкретного поставщика, но за уже поставленные и выполненные он готов заплатить. У поставщика и заказчика нет претензий друг к другу.

Разрывать контракт таким способом недопустимо, когда:

  • нет обоснований для расторжения по соглашению сторон
  • у поставщика остались неустойки
  • заказчик необоснованно проводит повторно закупку в короткий срок после расторжения

Повторно закупать аналогичные ТРУ вскоре после разрыва контракта для заказчика рискованно, так как возникает вопрос, зачем было заказчику соглашаться на расторжение контракта, когда данные ТРУ ему необходимы до сих пор.

Комментарий к статье 95 ГК РФ

1. Общество с дополнительной ответственностью является самостоятельной организационно-правовой формой, схожей по правовому режиму с обществом с ограниченной ответственностью. Главной особенностью общества с дополнительной ответственностью по сравнению с обществом с ограниченной ответственностью является повышенная ответственность участников. В отличие от участников общества с ограниченной ответственностью, не отвечающих по обязательствам общества (за исключением нескольких случаев, предусмотренных Законом об обществах с ограниченной ответственностью), участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Однако по сравнению с ответственностью товарищей ответственность участников общества с дополнительной ответственностью носит ограниченный характер — последние отвечают своим имуществом в пределах одинакового для всех кратного размера к стоимости их долей. Указанная особенность общества с дополнительной ответственностью, создавая для его участников лишь дополнительные обременения, не компенсируется какими-либо преимуществами в правовом положении рассматриваемой организационно-правовой формы по сравнению с правовым режимом общества с ограниченной ответственностью.

2. Предусмотренный п. 1 комментируемой статьи механизм защиты интересов кредиторов в целом возможен и в обществе с ограниченной ответственностью путем заключения его участниками договоров поручительств по обязательствам общества. Изложенное делает общество с дополнительной ответственностью маловостребованной формой ведения бизнеса. Вопрос о необходимости упразднения общества с дополнительной ответственностью как самостоятельной организационно-правовой формы неоднократно поднимался в ходе обсуждения реформы действующего корпоративного законодательства. По мнению большинства авторов, в случае упразднения общества с дополнительной ответственностью как самостоятельной организационно-правовой формы возможность использования подобной конструкции может сохраняться путем введения дополнительной ответственности участников общества с ограниченной ответственностью посредством включения соответствующих положений в устав общества с ограниченной ответственностью.

3. С 1 июля 2009 г. п. 3 комментируемой статьи предусматривает применение к обществам с дополнительной ответственностью не только положений ГК об обществах с ограниченной ответственностью, но и норм Закона об обществах с ограниченной ответственностью. До указанной даты распространение положений Закона об обществах с ограниченной ответственностью на общества с дополнительной ответственностью основывалось на акте судебного толкования (ч. 2 п. 1 Постановления ВС и ВАС N 90/14).

Одностороннее расторжение

Разорвать договор в одностороннем порядке допустимо по любой из причин, прописанных в ГК РФ, если это условие было предусмотрено при составлении контракта. Но эта процедура может привести к последствиям, нежелательным как для поставщика, так и для заказчика.

Заказчик вправе разорвать контракт в одностороннем порядке, если поставщик:

  • поставляет товар (исполняет работу, оказывает услугу), не соответствующие прописанным в контракте критериям (См. также “Как заказчику защититься от покупки некачественного товара“)
  • серьёзно нарушил сроки (к примеру, исполнитель не приступил к ремонтным работам в заявленные начальные сроки, и заказчику становится ясно, что за остаток положенного срока закончить эти работы невозможно)
  • выполняет свои обязанности так, что явно не сможет уложиться в заявленный срок
  • вообще не начал выполнять работы, поставлять товары или оказывать услуги
  • серьёзно нарушил технологию
  • не приложил необходимые сопроводительные документы

Как действует заказчик при расторжении в одностороннем порядке

В первую очередь заказчику необходимо принять решение об одностороннем расторжении контракта и оформить соответствующий документ. Затем он должен разместить данное решение в ЕИС.

Уведомить поставщика необходимо в течение трёх дней с момента публикации решения в системе. Для этого используются все доступные каналы — почта России, электронная почта, курьерская служба.

Теперь нужно ждать, когда уведомление достигнет поставщика. Уведомление считается полученным мгновенно, когда оно передаётся непосредственно на руки, а в остальных случаях по истечении 30 дней с момента публикации решения в ЕИС.

Получив уведомление, поставщик обязан устранить проблему в десятидневный срок. Если он действительно это сделал, то заказчику полагается отменить своё решение. Контракт будет расторгнут, если же нарушения не устранены.

Досрочное одностороннее расторжение

Если появились необходимые основания, инициировать одностороннее расторжение могут обе стороны контракта.

Для этого крайне необходимо иметь на руках доказательства того, что вторая сторона нарушила обязательства, проинформировать её о своём намерении, а после следовать порядку одностороннего расторжения контракта, предписанному законом.

Досрочное одностороннее расторжение не остаётся без последствий как для поставщика, так и для заказчика.

Что получит заказчик:

  • невозможность получить предмет контракта
  • бесполезная потеря ресурсов и времени
  • возможность взыскания с партнёра убытков, которые понёс из-за одностороннего расторжения контракта (они подтверждаются в арбитражном суде)

Что будет с поставщиком:

  • потеря обеспечение исполнения контракта
  • попадание в реестр недобросовестных поставщиков

Заказчик должен разорвать контракт, когда поставщик или его товар не отвечают требованиям, указанным в закупочной документации и в договоре. Кроме того, заказчик будет обязан разорвать контракт, если он откажется от его выполнения в одностороннем порядке, когда товар окажется неподходящим по условиям.

Допустимые основания для одностороннего расторжения

К законным основаниям относятся:

  • дефекты товара, устранять которые либо долго и затратно, либо невозможно в принципе
  • поставщик отказался доукомплектовать товар в адекватный срок
  • регулярно срываются сроки поставки товара
  • строительные и ремонтные работы проводятся с нарушением соответствующих технологий
  • строительство с нарушенным СНИП
  • в строительстве и ремонте применяются материалы и техника плохого качества

К примеру, подрядчик сорвал срок выполнения договора. Заказчик в одностороннем порядке разорвал договор и направил в ФАС информацию о поставщике. При этом у поставщика нашлись доказательства, это заказчик виновен в просрочке, так как он не выполнил свои обязательства — не обеспечил подключение к источникам электроснабжения, в связи с чем поставщик не смог уложиться в срок (у поставщика есть письменные подтверждения многократных просьб к заказчику дать возможность работать в соответствии с контрактом). ФАС не увидела законных оснований для внесения в Реестр недобросовестных поставщиков данных об этом поставщике.

Для максимального снижения рисков следует после заключения договора следить за ходом работ и фиксировать каждый факт хозяйственной деятельности.

Ограничения на возможность изменения товара в соответствии со ст. 14 Закона 44-ФЗ

№ 

НПА

Наименование товара

Замена страны при исполнении контракта

1

ПП РФ от 21.12.2019 N 1746

Программно-аппаратные комплексы систем хранения данных, относящихся к коду ОКПД 26.20.2 

При исполнении контракта замена товара, сведения о котором содержатся в Реестре РРП, на товары, происходящие из иностранного государства, не допускается

2

ПП РФ от 30.04.2020 N 616

Промышленные товары по перечню

Не допускается замена промышленных товаров, указанных в перечне, на промышленные товары, происходящие из иностранного государства (за исключением государств ЕАЭС)

3

ПП РФ от 30.04.2020 N 617

Промышленные товары по перечню

При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены заявки в соответствии с ограничениями, установленными постановлением, замена на иностранные товары не допускается

4

ПП РФ от 16.11.2015 N 1236

Программы для электронных вычислительных машин и баз данных

Не вправе допускать замену программного обеспечения, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения или реестр евразийского программного обеспечения, на иное программное обеспечение

5

ПП РФ от 10.07.2019    N 878

Радиоэлектронная продукция по перечню.

Не допускается замена:

  • на продукцию, не содержащуюся в перечне 
  • на продукцию, не включенную в реестр РРП

6

ПП РФ от 22.08.2016 N 832

Пищевые продукты

Если ПП применялось (заявки отклоняли), то не допускается замена:

  • на иностранный товар
  • на товар другого производителя, указанного в других допущенных заявках

7

ПП РФ от 30.11.2015    N 1289

Лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, для медицинского применения

Не допускается замена:

  • на иностранный товар
  • на товар другого производителя

8

ПП РФ от 05.02.2015 N 102

Медицинские изделия по двум перечням:

  1. перечень медицинских изделий
  2. перечень медицинских изделий одноразового применения пластиков

Для перечня 1    не допускается замена:

  • на иностранный товар
  • на товар другого производителя

Для перечня 2 не допускается замена:

  • на иностранный товар,  
  • на товар с превышением доли стоимости иностранных материалов,
  • на товар другого производителя  

9

Приказ Минфина от 04.06.2018 № 126н

Товары по перечню

Замена товара на иностранный не допускается

 Часть 1 ст.95 Закона 44-ФЗ

 Письма Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28И-2759 и N Д28и-2705, Минфина России от 07.11.2014 N 02-02-08/56116, от  07.11.2014 N 02-02-08/56115, а также от 16.06.2017 N 24-03-07/37745.

 Решение Свердловского областного суда от 27.09.2017 по делу N 72-1188/2017

 Письмо Минфина России от 28.11.2019 N 24-03-07/92708, от 11 сентября 2020 г. N 24-03-08/80055

 Письмо Минфина России от 28.11.2019 N 24-03-07/92675

 Пункт 1 ст. 452 ГК РФ, письмо Минфина России от 06.10.2017 N 24-06-01/65537

 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019 N 12АП-13046/19

 Часть 7 ст. 95, п. 8 ч. 2, ч.ч. 3 и 7 ст. 103 Закона 44-ФЗ

Подобрать ОКПД2

Этапы закупки и связь с другими статьями

Изменение условий контракта или его расторжение возможно только после заключения договора. Принятое решение заказчик должен отобразить в реестре контрактов Единой информационной системы (ЕИС), а в случаях одностороннего отказа — направить сведения в антимонопольную службу.

Ст. 14 указывает не невозможность замены товара или его страны происхождения при применении национального режима.

Ст. 34 — существенные условия и обязательные положения, указываемые в договоре.

Ст. 50, 64, 73, 87 — содержание документации открытого конкурса, электронного аукциона, извещения запроса котировок, в том числе о возможности одностороннего отказа.

Ст. 76 — право заказчика провести запрос котировок для нормального жизнеобеспечения граждан независимо от цены контракта при расторжении договора согласно ч. 8 — 26 ст. 95.

Ст. 83 — возможность проведения запроса предложений при расторжении договора.

Назначение ст 95 ФЗ-44

Статья 95 44-ФЗ «О контрактной закупке» описывает условия, на основании которых предоставляется возможность изменения или расторжения контракта. Основные из них перечислены ниже.

Изменить условия контракта в документации о закупке можно, если товар приобретается у единственного поставщика и контракт заключается с одним участником (на основании статьи 95):

  • Была снижена стоимость контракта без снижения объема работ, услуги или количества товара;
  • Если заказчик просит увеличить количество товара, объем предоставляемой услуги или работы должен предоставляться не более чем на 10%. Согласно содержанию статьи, стоимость единицы товара в этом случае определяется как размер основной стоимости, деленный на промежуточный.

Также следует отметить, что если подписывается контракт, невозможно сменить поставщика из-за ограничений в статье. Но существуют и исключения. Допустим, новый поставщик — это правоприемник предыдущего поставщика по контракту. Смена может произойти по причине реорганизации юридического лица в виде слияния, преобразования или присоединения организации.

Согласно статье, заказчик по своему усмотрению может назначить экспертизу принятого товара, произведенной работы или оказанной услуги. Это решение требует привлечения независимых экспертов или экспертной организации. Только после этого отказ от выполнения условий контракта в соответствии с частью 8 текущей статьи может быть обоснованным.

Последние изменения статьи 95 ФЗ-44

Последние изменения вносились в статью 3 июля 2016 года. Изменения существенных условий контракта по 44-ФЗ коснулись решения, указанного в подпункте «б» действующего пункта. Следовательно, пункт «в» действует в соответствии с общепринятым порядком, который предусматривается настоящим законодательством и текущей статьей.