Административное правонарушение

Оглавление

Понятие, сущность и признаки административного правонарушения

В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.

В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности — нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.

Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты: 

Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)

Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.

Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.

Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.

Пример

Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.

Противоправность

Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.

Виновность

Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние — результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.

Наказуемость

Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.

Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.

Как узнать задолженность по административным штрафам

Административный штраф — наиболее популярный вид наказания за административное правонарушение. Механизмы назначения, суммы и причины для наложения штрафов закреплены в КоАП. Никто не застрахован от получения административного штрафа. Однако при просроченной оплате штрафа возникает задолженность, которая может привести к неприятным последствиям. Поэтому, лучше узнавать, имеется ли у вас задолженность по административным штрафам и погашать ее в срок. Тем более что в наше время это можно сделать онлайн с помощью специальных сервисов по проверке задолженностей.

Рассмотрим возможные способы проверки административных штрафов:

1. Портал электронных госуслуг (сайт www.gosuslugi.ru).

На данном портале требуется полная регистрация, авторизация, зато здесь аккумулируются все данные со всех министерств, ведомств и служб. Соответственно, только здесь вы найдете наиболее полную информацию об имеющихся штрафах и задолженностях. И пусть вас не пугает регистрация на портале — помимо информации о штрафах, вы сможете получать широкий спектр государственных услуг. Для того, чтобы проверить штрафы на портале, нужно зайти в соответствующий раздел и далее следовать инструкции. Вы также можете добавить «информеры», тогда на вашей главной странице всегда будет отображаться текущая информация из официальных баз данных.

2. Портал ГИБДД (сайт гибдд.рф).

На данном портале вы легко можете проверить штрафы ГИБДД. Для проверки необходимо:

⦁ Находясь на портале гибдд.рф, зайти во вкладку «контакты» и выбрать там «проверка штрафов»;

⦁ После чего необходимо заполнить поля «государственный регистрационный знак» и «свидетельство о регистрации ТС«;

⦁ Далее нажмите «запросить проверку» и ожидайте результаты, которые не заставят себя долго ждать.

3. Портал ФНС РФ.

Получить информацию о налоговой задолженности и штрафах вы можете с помощью сервиса официального сайта ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

Данный сервис наряду с информацией о задолженности предоставляет возможность получать:

  • актуальную информацию об объектах имущества и транспортных средствах;
  • о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей;
  • о наличии переплат;
  • осуществлять оплату начислений по налогам;
  • заполнять декларацию по форме 3-НДФЛ и отслеживать статус ее камеральной проверки;
  • обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.

Но один раз посетить налоговую все же придется, для того чтобы завести личный кабинет, если у вас его еще нет.

4. На официальном сайте ФССП (http://fssp.gov.ru/)

Что такое состав административного правонарушения

Совокупность элементов, при наличии которых то или иное действие или бездействие (деяние) признается административным правонарушением, и есть состав административного правонарушения. Теоретики выделяют 4 элемента, каждый из которых имеет свои обязательные признаки. И в совокупности государство признает их достаточными и необходимыми для признания деяния административным правонарушением.

Наличие элементов и признаков состава доказывает уполномоченный орган (должностное лицо) в рамках привлечения к административной ответственности. Составы конкретных правонарушений закрепляет каждая статья Особенной части КоАП РФ. Или закона субъекта Российской Федерации (подробнее — административные комиссии).

Обязательными элементами состава административного правонарушения являются:

  • объект
  • субъект
  • объективная сторона
  • субъективная сторона

В качестве примера отсутствия состава административного правонарушения приведем пример. Одним из нарушений в области дорожного движения является управление транспортным средством лицом, не имеющим водительского удостоверения. Если это был водитель 14 лет, то состав административного правонарушения отсутствует. Порок в субъекте. Ведь он на момент совершения нарушения должен достигнуть 16 лет.

Состав нарушения

Административный проступок ровно, как и любой другой вид правонарушения, имеет определенный набор элементов, которые определяют его состав:

Объект – это то, в отношении чего были совершены противоправные действия (например, право гражданина в полной мере реализовать свои права в отношении имущества).

Объективная сторона – сами действия, которые повлекли за собой наступление ответственности (например, ситуация, когда один собственник квартиры не пускает на территорию данной квартиры другого законного собственника). Административный проступок характеризуется не только действием, но и бездействием (распространенный пример, невыполнение родителями своих законных обязанностей по воспитанию детей).

Субъект – лицо, совершившее противозаконное действие. Для привлечения к ответственности оно должно быть вменяемо и достичь соответствующего возраста (в соответствии с КоАП, возраст для привлечения к административной ответственности – 16 лет).

Субъективная сторона – это наличие умысла в совершенном деянии

Если прямой умысел отсутствует, то проступок был совершен по неосторожности.

Ведется ли протокол судебного заседания

Обычно нет. По ст. 29.8 КоАП РФ протокол заседания нужен, если дело рассматривает коллегиальный орган. При единоличном рассмотрении процесса судьей он не обязателен.

Правонарушитель может ходатайствовать о ведении протокола судебного заседания. Судья удовлетворит или откажет в удовлетворении такого ходатайства. При положительном решении ведется протокол об АП секретарем.

Неявка в суд по административному нарушению

Для вынесения справедливого решения правонарушитель должен высказаться в свою защиту на процессе. Для этого судья предоставляет нарушителю право и вменяет обязанность присутствовать на заседании. Для этого участник своевременно уведомляется по правилам из ст. 25.15 КоАП РФ.

Как только гражданин получил уведомление установленным законом способом, в его обязанности входит явиться в суд к строго определенному времени. Неявка воспринимается, как нарушение обязанности и может повлечь за собой санкции. В том числе возможен штраф в размере 1000 рублей, но это решается на усмотрение судьи.

Если нарушитель отсутствует по уважительной причине, штраф не накладывают, а заседание переносят. К уважительным причинам относят:

  1. Неполучение вовремя уведомления. Если повестку прислали в день суда, этого достаточно для переноса заседания.
  2. Болезнь гражданина или одного из близких родственников, которую подтверждает справка из больницы.
  3. Чрезвычайное происшествие: катаклизм, стихийной бедствие и т.д.
  4. Отсутствие гражданина в городе или стране, подтвержденное документально. Туристический отдых по путевке не считается причиной для прогула заседания.
  5. Долгая командировка.
  6. Проблемы с транспортным сообщением.

Частая причина отсутствия ответчика – финансовые проблемы. Если нет денег на проезд, заседание могут перенести.

Отложение судебного разбирательства по делу об АП

Если гражданин не может присутствовать в суде по уважительной причине, он обязан сообщить об этом. Судья признает причину неявки уважительной и выносит определение по отложению заседания.

Отложение судебного разбирательства по административному делу возможно:

  1. Если нарушитель не явился в суд по уважительной причине.
  2. Если нарушитель ходатайствовал об отложении дела, и предоставил уважительную причину невозможности явиться на заседание.
  3. Если адвокат нарушителя, ходатайствовал о переносе дела по уважительной причине.

Участники, получившие уведомление, должны обратиться в судебный орган с ходатайством о переносе дела до начала судебного заседания. Если судья не уведомлен надлежащим образом в указанный срок, любая причина считается неуважительной и может стать основанием для вывода судом о нарушении процессуальных прав.

Когда рассмотрение дела переносят в другой суд

Правила регулирует ст. 27 ФЗ №21. Суд передаст дело по административному правонарушению в другой суд, если:

  • правонарушитель или его представитель ходатайствует о передаче дела в суд по месту регистрации или адресу проживания;
  • если выявлены нарушения правил подсудности по принятии дела;
  • если один или несколько судей предоставили отвод или дальнейшее рассмотрение дела в этом суде невозможно. Передает административное дело в такой ситуации вышестоящий суд.

Чтобы передать дело в другой суд, судья выносит определение. Его можно обжаловать. Передача производится по окончании периода обжалования определения. Если участник процесса подаст частную жалобу, решение выносится после решения суда по этому обращению.

Сколько длится судебное заседание по административному делу

Сроки рассмотрения дела зависят от нескольких факторов:

  1. Состава правонарушения.
  2. Признания ответчиком вины.
  3. Пояснений правонарушителю вопросов привлечения его к ответственности.
  4. Наличия и объема доказательств.
  5. Наличия и числа ходатайств и других факторов.

Срок рассмотрения зависит не только от действий правонарушителя, но и судьи. Он может находиться в совещательной комнате 10 минут или несколько часов.

При рассмотрении мировым судьей аналогичных административных дел, судебный акт выносится по одному принципу в течение пяти минут. В акте меняется только ФИО ответчика. Если в деле рассматривается состав нового нарушения, не знакомого ранее судье, ему понадобится больше времени, чтобы разобраться в доказательствах и напечатать документ.

Раздел II КоАП

Раздел II кодекса называется «Особенная часть».

Это самый большой раздел, ведь именно в нем рассматриваются все виды административных правонарушений и устанавливается ответственность за их совершение. Раздел включает в себя 15 глав, каждая из которых посвящена одной из сфер нарушений.

Второй раздел КОАП — это практически самая интересная его часть.

По каждому нарушению установлены пределы ответственности.

Административная ответственность — это штраф, но не только.

Другие формы административного наказания — это предупреждение, конфискация, административный арест, дисквалификация, приостановление деятельности, обязательные работы, лишение специального права и административный запрет.

Впрочем, штраф — это то, что применяется как наказание в большей части случаев.

Он может быть наложен на физическое, должностное лицо или на организацию.

Обычно штрафы для частных лиц ниже, а вот штрафы для организаций могут достигать очень значимых сумм, измеряемых, в отдельных случаях, сотнями тысяч рублей.

Как проходит суд по административному правонарушению

Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.

Заседание начинается с представления сторон судьей и краткого изложения сути процесса:

  • судья представляет правонарушителя;
  • разъясняет ему его права и обязанности;
  • принимает ходатайства, если они есть;
  • принимает отводы.

После ознакомительной части федеральный судья выслушивает точку зрения нарушителя, уточняет информацию при необходимости и удаляется для вынесения Решения. На основе полученных сведений выносит судебный акт.

Обилие определений

Необходимо учитывать, что Постановление Пленума Верховного Суда РФ номер пять во многих моментах повторяет то определение, которое приведено в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 4.03.1929 г. В соответствии с этой бумагой от 14.03.1963 г., длящимся правонарушением является «бездействие или действие, которое сопряжено с неисполнением обязанностей, закрепленных за виновным действующим законом под угрозой уголовного наказания». Эта трактовка также связана с «постоянной реализацией состава конкретного преступного действия». Стоит отметить, что отдельного внимания заслуживают пункты 1 и 2 письма ГТК России от 27.05.2002 № 01-06/20585 «Об отнесении правонарушений административного плана к длящимся», которое на данный момент считается отмененным (еще с 2005 года). В данном письме длящееся правонарушение трактовалось как правонарушение, в соответствии с которым «противоправное действие совершается непрерывным образом в течение того или иного периода времени». При этом оно «продолжается на протяжении всего времени с начала и до прекращения правонарушения».

Признаки административных проступков

Любое злодеяние имеет определенные особенности. Его признаки помогают определить не только состав действия, но и необходимость, а также размер ответственности. Среди них можно выделить такие:

Вина. Без нее нет нарушения

Она тоже бывает разной: умышленной или неосторожной.

Противоправность. Действия лица являются такими, которые нарушают установленные обществом нормы поведения.

Наказуемость

Любое противоправное деяние должно предполагать ответственность. То есть если лицо совершило проступок, который имеет состав и признаки правонарушения, то оно должно быть наказано. Естественно, есть определенные случаи, при которых ответственность может не наступить.

Вполне понятно, что необходимо знать виды административных правонарушений, однако без признаков вы не сможете определить, является ли действие противозаконным.

Общая характеристика уголовной ответственности

В силу ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, которое содержит все элементы состава преступления. Понятие преступления содержится в ст. 14 УК РФ, в силу которой таковым признается виновное общественно опасное действие или бездействие, запрещенное особенной часть УК РФ. Например, ст. 105 УК РФ запрещает убийство, поэтому оно признается преступлением.

Положения ст

24 УК РФ предусматривают 2 формы вины в совершении преступления: умысел и неосторожность. Целью наказания, согласно ст

43 УК РФ, является восстановление справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения преступлений вновь.

В силу ч. 1 ст. 60 УК РФ при совершении преступления назначается наказание, которое соответствует степени общественной опасности деяния. При этом учитываются характер и степень опасности преступления, личность преступника, смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также влияние наказания на осужденного и его семью.

Наказание может быть назначено только при наличии состава преступления. Он аналогичен таковому в административном праве и состоит из 4 элементов:

  • объекта,
  • объективной стороны,
  • субъекта,
  • субъективной стороны.

Виды наказаний определены в ст. 44 УК РФ. К ним относятся:

  • штраф;
  • лишение права занимать какие-либо должности;
  • лишение звания;
  • обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы;
  • ограничение по воинской службе;
  • ограничение или лишение свободы (в том числе пожизненное);
  • арест;
  • содержание в дисциплинарной воинской части;
  • смертная казнь (в настоящее время не применяется из-за введенного моратория).

Юридический блог

имеет практику удаления судимости из базы данных МВД России через суд. Судимость – правовая категория, которая детерминируется понятием и содержанием уголовной ответственности. А, как известно, уголовная ответственность представляет собой правоотношение, которое возникает между государством, в лице его правоохранительных органов и лицом, совершившим преступление.

Погашение судимости . как статус лица, что не имеет судимость

Немаловажно, но факт, что судимость на сегодня влияет при трудоустройстве. Некоторые коммерческие «делки» не хотят трудоустраивать ранее судимых, оно и понятно, материальные ценности и так далее

Как исчисляются сроки погашения судимости? Сроки погашения судимости отсчитываются с даты отбытия главного и дополнительного сроков наказания.

Все сведения об осужденных когда-либо людях хранятся в так называемых ИЦах- Информационных центрах при УВД края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Предоставляются официально эти сведения только по соответствующим запросам правоохранительных органов.

Никакая коммерческая фирма (к каковой, безусловно, относится и любой банк) не вправе обратиться туда с официальным запросом.

Но, учитывая, что зачастую в службах безопасности банков, коммерческих фирм работают бывшие сотрудники милиции — у них, как правило, сохраняются связи неформального характера и они эту информацию могут узнать через своих друзей — работников правоохранительных органов.

Общая характеристика административной ответственности

Порядок привлечения к административной ответственности установлен КоАП РФ. В силу ч. 1 ст. 2.1 данного кодекса административным правонарушением признается обладающее признаками противоправности и виновности деяние, за которое КоАП РФ и региональными законами предусмотрена административная ответственность.

Субъектами ответственности при этом могут быть физические, юридические и должностные лица. Виновными они признаются только при наличии в их деянии состава нарушения.

Состав же предусматривает наличие четырех элементов:

  • объекта,
  • объективной стороны,
  • субъекта,
  • субъективной стороны.

Объект — это то, на что направлено нарушение (собственность, здоровье, основы государственного управления и т. д.). Объективная сторона — это внешнее выражение нарушения (время, место, способ его совершения и т. д.). Субъект — это лицо, совершившее нарушение (физическое, должностное или юридическое лицо)

Субъективная сторона — психическое отношение к правонарушению (умысел, неосторожность)

За совершение административных нарушений возможны следующие виды наказаний:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • конфискация орудия нарушения;
  • лишение права;
  • арест;
  • выдворение;
  • дисквалификация;
  • приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • запрет на посещение массовых мероприятий.

Виды составов административных правонарушений указаны в особенной части КоАП РФ — разделе II.

Группы

Все АП условно можно разделить на следующие группы:

  1. По особенностям конструкции состава:
  • материальные – результатом совершения правонарушения является вред, причиненный материальным ценностям;
  • формальные – вред, причиненный потерпевшему, носит нематериальный характер.
  1. По продолжительности и периодичности:
  • длящиеся – совершаются на протяжении длительного времени, например, в случае ненадлежащего исполнения должностным лицом своих трудовых обязанностей;
  • обычные – совершаются однократно и прекращаются после того, как противоправное деяние будет завершено;
  • повторные – нарушения, совершенные лицом, которое уже привлекалось к ответственности за аналогичные нарушения (при условии, что КоАП РФ предусматривает наложение более жесткого наказания за повторное нарушение).
  1. По субъекту:
  • общие – нарушителем является обычный гражданин (например, превышение скорости при управлении автомобилем);
  • специальные – нарушитель имеет статус должностного лица/организации (например, нарушение срока представления налоговой декларации);
  • смешанные – нарушителем может быть как физическое, так и юридическое лицо (например, недекларирование/недостоверное декларирование товаров).

Практическое применение

Отсутствие объекта административного правонарушения, как правило, само по себе не встречается. Потому что каждая статья Особенной части КоАП РФ сгруппирована именно по видам объектов. На которые посягает то или иное нарушение. Поэтому это основание встречается вместе с отсутствием объективной стороны.

Норма статьи КоАП РФ содержит описание и объективной стороны. К примеру, мелкое хулиганство

Для него важно, чтобы человек действовал в общественном месте. А он, к примеру, «хулиганил» в чужой квартире, пусть и с причинением ущерба

Такие действия не свидетельствуют о наличии состава правонарушения мелкое хулиганство и т.п.

Отсутствие субъекта в КоАП РФ означает, что по каким-то причинам он не подлежит ответственности. Это недостижение возраста (16 лет), невменяемость физического лица. Причем не обязательно недееспособность, установленная приговором суда. А именно невозможность на момент совершения правонарушения отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

Самое популярное, безусловно, средство прекратить дело — доказать отсутствие субъективной стороны. Все сомнения трактуются в пользу лица, которое привлекается к административной ответственности (ч. 4 ст. 1.5. КоАП РФ). Установить вину должен тот, кто составляет протокол об административном правонарушении.

Понятие и сущность административного судопроизводства в арбитражном процессе

Согласно ст. 118 К РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Административное судопроизводство в рамках действующей судебной системы осуществляется помимо судов общей юрисдикции также системой арбитражных судов РФ. Например, рассмотрению арбитражными судами подлежат следующие категории дел: дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений; дела об оспаривании нормативных правовых актов; дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления; дела об административных правонарушениях; дела о взыскании обязательных платежей и санкций. Рассмотрение указанных дел является формой осуществления административного судопроизводства.

Такая четкая структуризация и выделение видов судопроизводств в арбитражном процессе появилась с принятием АПК РФ 2002 г.

Административное судопроизводство в арбитражном процессе находится в тесной взаимосвязи с нормами КоАП, которые определяют порядок рассмотрения дел при привлечении виновных лиц к ответственности за административные правонарушения, основания для привлечения к ответственности, санкции за совершенное правонарушение.

Структура административного судопроизводства в арбитражном процессе характеризуется тем, что АПК РФ содержит общие и особенные нормы, регулирующие порядок рассмотрения споров по делам, возникающим из административных и налоговых, таможенных, бюджетных и иных отношений.

В российском законодательстве долго не был четко определен порядок административного судопроизводства. Ни в К РФ, ни в иных нормативно-правовых актах не была определена форма обращения в суд по делам, вытекающим из административных правоотношений. Правоведы советского периода неоднократно предлагали выделить административное судопроизводство в самостоятельный вид, поскольку возникающие в данной сфере отношения характеризуются неравным процессуальным положением сторон; особенностями форм защиты нарушенного права; особыми последствиями нарушенного права; особенностями судебного решения и его исполнения.

Разработчики АПК РФ 2002 г. постарались учесть подобные дискуссии и по-максимуму воплотили в современном кодексе большинство предложений правоведов того периода времени.

В современной литературе высказывается мнение о том, что по делам административного судопроизводства разрешается спор о праве.

Кроме того, заслуживает внимания мнение о необходимости сознания административных судов для разрешения споров, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений, поскольку на сегодняшний день примерно одну треть всех дел, рассматриваемых в арбитражных судах первой инстанции, составляют дела, вытекающие из административных правоотношений.

Итак, административное судопроизводство в современном арбитражном процессе представляет собой форму осуществления судебной власти, урегулированную нормами арбитражного процессуального права, направленную на установление порядка осуществления правосудия по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Административное правонарушение и его признаки

Чтобы отличить административное правонарушение от иных видов деяний, нужно обратить внимание на ряд признаков

Противоправность. То есть, лицо совершает деяние, которое нарушает действующее законодательство.

Виновность

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, умышленно или по своей неосторожности нарушило право.

Наличие субъекта. Данный признак объясняется тем, что для привлечения к ответственности обязательно нужно найти виновное лицо, соответствующее определенному возрасту.

Наказуемость

То есть, за совершение данного деяния предусмотрено наказание в соответствии с КоАП.

Умышленно совершенным деянием является действие или бездействие лица, если при его осуществлении человек либо организация осознавало то, что нарушает законодательство, а также знало, к каким последствиям приведут его поступки.

Такого понятия, как «неумышленное административное правонарушение» не существует. Однако если человек нарушил нормы действующего законодательства, но не думал и не ожидал, что его действия приведут к подобным последствиям, то его все равно привлекут к ответственности

Но квалифицировать деяние будут не как умышленное, как действие или бездействие, совершенное по неосторожности

Еще хочется отметить тот факт, что лица без российского гражданства несут административную ответственность в полном объеме. То, что они являются иностранцами, не считается основанием для совершения ими противоправных деяний.

Объективная сторона административного правонарушения

Объективная сторона административного правонарушения внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).

Противоправное деяние — это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное действие — это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное бездействие — противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом; обязанность совершать действия может вытекать из закона или иного нормативного правового акта, профессиональных обязанностей, приказа или иного распоряжения, в силу договора, из предшествующих действий.

Деяние может быть однократным (имеет место единственное деяние), собирательным (состоит из системы тождественных неоднократных неправомерных деяний), длящимся (начинается с противоправного действия либо бездействия, сопряженного с последующим длительным невыполнением обязанностей, возлагаемых на виновного под угрозой административного наказания), продолжаемым (правонарушение, складывающееся из ряда противоправных деяний, направленных на достижение общей цели и составляющих в своей совокупности единое правонарушение).

Общественно вредные последствия — негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.

В зависимости от характера общественно-вредных последствий различают последствия материальные и нематериальные.

Причинно-следственная связь — это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившим общественно вредным последствием, при которой данное деяние определяет появление данного последствия.

Как вести себя в суде по делам об административных правонарушениях

Если вы получили повестку по административному правонарушению, следуйте пошаговой инструкции:

Шаг 1. Ознакомьтесь с материалами дела. Подобное право закреплено за участниками процесса в КоАП РФ и ГпК РФ.

Нарушитель составляет заявление на изучение материалов дела. Бланк можно взять в суде или запросить здесь. Заполненный документ передается в канцелярию суда или подписывается секретарем суда. Дела выдает работник канцелярии.

Суд не выдает копию дела заявителю. Чтобы сохранить материалы дела, сфотографируйте все страницы документа. Подобное право закреплено законом.

Внимательно ознакомьтесь с материалами дела, показаниями потерпевшего и свидетелей.

Шаг 2. Начните готовиться к заседанию.

Решите, нужен ли вам адвокат, и составьте письменный перечень вопросов, который планируете задать в суде для защиты своих интересов пострадавшему или свидетелям.

При наличии доказательств, отсутствующих в материалах дела, подготовьте ходатайство об истребовании.

К доказательствам относят:

  • записи видеокамер;
  • свидетельства очевидцев и т.д.

Шаг 3. Приходите в суд заблаговременно.

Перед началом заседания отключите телефон. Предоставьте секретарю паспорт и доверенность при представлении интересов ответчика.

На заседании ведите себя корректно:

  1. Обращайтесь к суду «уважаемый суд» или «ваша честь». Все другие обращения будут восприниматься, как неуважение.
  2. Пререкаться в суде недопустимо. За это могут оштрафовать.
  3. Не вмешивайтесь в действия любого из участников заседания, в том числе судьи.
  4. Не мешайте ходу дела.
  5. Исполняйте все требования судьи.

Порядок рассмотрения предполагает выслушивание аргументов и доказательств сторон, оценка их судом и вынесение Постановления.

Если вы не можете получить необходимые доказательства, можно ходатайствовать в суде об их истребовании. Суд может как отказать, так и удовлетворить в ходатайстве. Чтобы не проиграть дело, обратитесь за помощью к адвокату.

Как убедить судью смягчить наказание

У каждого гражданина РФ есть право ходатайствовать о смягчении наказания. Список смягчающих обстоятельств указан в ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ. Кроме того, судьи могут по своему усмотрению признавать обстоятельство смягчающим. Учитывается любой факт.

Ходатайство о смягчении наказания рассматривается в обязательном порядке с последующим вынесением определения.