Что изменится в области охраны труда с 1 марта 2022 года

Оглавление

Содержание ст. 312.7 ТК

В её начале указывается, что для обеспечения безопасных условий работы удалённых сотрудников и соблюдения требований охраны труда наниматель выполняет обязанности, возложенные на него абзацами 17, 20, 21 ч. 2 ст. 212 ТК. Помимо этого, наниматель знакомит удалённых сотрудников с требованиями охраны труда при работе с тем инвентарём, который был им рекомендован или предоставлен. Перечисленные обязанности актуальны в период удалённой работы.

Рассмотрена и ситуация с другими обязанностями нанимателя в сфере обеспечения безопасных условий работы, которые предусмотрены:

  • профильными статьями ТК;
  • соответствующими законами федерального и регионального уровня;
  • иными нормативными актами, действующими на уровне РФ и отдельных регионов.

Указано, что упомянутые обязанности не распространяются на удалённых сотрудников в период их дистанционной работы. Другой порядок может быть установлен:

  • трудовым договором (дополнением к нему) индивидуального или коллективного формата;
  • локальным актом нанимателя, созданным им с учётом пожеланий представителей профсоюза.

Рассмотренная статья устанавливает достаточно узкий круг обязанностей нанимателя в плане обеспечения им для удалённых сотрудников безопасных условий труда. Вместе с тем она предусматривает и опцию дополнительных обязанностей работодателя в этой сфере, но только если они предусмотрены в соответствующих источниках.

Ответственный по охране труда в организации — кто это?

Ответственным по охране труда в организации назначается работник, который прошёл в установленном порядке обязательное обучение (и проверку знаний) по охране труда в размере 40 часов. Такой работник будет следить и руководить организацией и проведением необходимых мероприятий по охране труда в организации. Что касается назначения ответственного, здесь есть пара нюансов:

  • если в организации штат насчитывает более 50 работников, то ответственным по охране труда автоматически становится специалист по охране труда (штатная единица которого в этом случае должна быть введена в обязательном порядке), или руководитель службы охраны труда;
  • если же штат организации насчитывает менее 50 работников, и ответственный по охране труда не назначен, то им автоматически становится руководитель организации.

Нарушитель пожарной безопасности получит штраф и оплатит убытки от пожара

Кто отвечает за пожарную безопасность — принципиально.

За нарушение штрафуют по ст. 20.4 КоАП РФ. Это делают инспекторы МЧС после проверки. Проверить могут планово — раз в три года, и внепланово — по жалобам клиентов, работников и соседей.

Штрафы такие:

Для физлиц Для директоров ООО Для ИП Для ООО
Предупреждение или штраф от 2 000 до 3 000 ₽ Штраф от 6 000 до 15 000 ₽ Штраф от 20 000 до 30 000 ₽ Штраф от 150 000 до 200 000 ₽

Если косяки нашли после пожара, штрафы выше. Плюс предприниматель компенсирует деньгами потери от огня и тушения: сгоревший товар соседей, залитый ремонт, лечение людей или что похуже.

За одно нарушение можно получить два штрафа — проверяющим МЧС это разрешили. Сначала штрафуют по результатам проверки и говорят, что сделать. Наказали за отсутствие огнетушителей и узкие двери — надо исправить. Инспекторы обязательно придут с контролем. Если забить и не разобраться, снова оштрафуют по ст. 19.5 КоАП РФ.

Когда ИП и ООО запрещено штрафовать: сроки давности

Понятие охраны труда

Охраной труда называется система правил и норм, направленная на снижение риска травмирования персонала во время рабочего процесса. Она базируется сразу на шести основных институтах:

  • Правовом;
  • Экономическом;
  • СанПиН;
  • Организационном;
  • Психофизиологическом;
  • Лечебно-профилактическом.

Основная цель охраны труда – обеспечить максимальную безопасность здоровья и жизни подчиненных, в период их пребывания на рабочем месте. Достигается она за счет следующих принципов:

  • Исключение контакта персонала с опасными веществами, концентрация которых превышает установленную норму;
  • Снижение нагрузки на сотрудников;
  • Создание безопасных условий труда, как в помещении, так и за оборудованием в частности.

Основные обязанности работодателя по обеспечению условий труда

Помимо общего перечня норм, направленных на повышение безопасности труда, статья 212 Трудового кодекса включает в себя еще и персональные требования к работодателям, невыполнение которых может стать причиной для возбуждения административного или даже уголовного дела. Сюда входят:

  • Обеспечение сохранности здоровья персонала и его имущества в период эксплуатации рабочих помещений;
  • Покупка и установка сертифицированного оборудования, его своевременное обслуживание и ремонт;
  • Обустройство рабочих мест необходимыми элементами защиты (перчатки, маски и т. д.);
  • Распределение трудовых часов персонала в соответствии с требованиями ТК РФ;
  • Обеспечение подчиненных индивидуальными средствами защиты;
  • Проведение бесплатных тренингов для повышения квалификации работников, а также их ознакомление с условиями труда;
  • Организация контролирующих органов, осуществляющих проверку рабочих мест персонала, экипировку и состояние перед каждой сменой;
  • Обеспечение ежегодного бесплатного профессионального осмотра для подчиненных (людей без медицинской книжки допускать к оборудованию запрещено);
  • Предоставление всей необходимой информации и документации персоналу;
  • Организация мероприятий по предотвращению несчастных случаев, с привлечением санитарно-эпидемиологической группы, правоохранительных органов и страховых служб;
  • Своевременная оплата труда по ставке, прописанной в договоре.

Перечисленные требования относятся ко всем, без исключения, работодателям. А вот для предприятий, у которых персонал трудится в особо тяжелых и опасных условиях ТК РФ предусматривает еще и дополнительные правила, такие как: предоставление увеличенного отпуска и выплата компенсационных пособий сверх зарплаты.

Законодательное регламентирование

Все трудовые отношения находятся в юрисдикции Трудового Кодекса Российской Федерации. К правам и обязанностям работодателя, как стороны трудовых правоотношений, относятся материалы ст. 22. В тексте статьи содержится перечень полномочий работодателя, что очень удобно для применения на практике. А в случае нарушения прав или невыполнения прописанных обязательств легко отследить законодательное основание для защиты своих интересов.

ВАЖНО! Перечень достаточно полный, но не исчерпывающий, в статье разъяснено, в рамках чего возникают обязанности работодателя и чем ограничены его права

Комментарий 2

В соответствии с нормой, закрепленной в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, устанавливающей право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, ст. 212 ТК предусматривает, что работодатель обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда, охрану труда для всех работников. В ней содержится подробный перечень обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (см. также ст. ст. 213, 215, 221 — 223, 225, 227 — 230 ТК). В соответствии с государственными требованиями по охране труда конкретные обязанности работодателя могут быть зафиксированы в коллективном договоре.

Комментируемая статья перечисляет конкретные направления работы по охране труда, исполнение которых должен обеспечить ра-ботодатель. Обязательные к исполнению направления работы охватывают обеспечение безопасности средств и предметов труда; обеспечение работников за счет работодателя средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормативами; организацию обучения и инструктажа работников по охране труда; создание и контроль за поддержанием нормальных условий труда на рабочих местах, проведение их аттестации; контроль за проведением и организацию медицинских осмотров, где этого требуют условия производства или трудовое законодательство; организацию санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, информирование их об условиях труда на рабочем месте и компенсациях, положенных за работу в тяжелых и опасных условиях труда; работу, связанную с взаимодействием работодателя с государственными органами контроля за условиями и охраной труда; проведение обучения наемных работников элементарным основам охраны труда.

Положениями комментируемой статьи в обязанности работодателей, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда, дополнительно вменено: применение исключительно сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

организация проведения в установленных действующим законодательством случаях обязательных психиатрических освидетельст-вований и недопущение работников к исполнению своих трудовых обязанностей без прохождения таких освидетельствований в установ-ленных случаях;

оказание работникам, заболевшим на рабочем месте, неотложной медицинской помощи;

разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (данное мнение учитывается в порядке, установленном ст. 372 ТК для принятия локальных нормативных актов).

Комментарии к статье

Часть 2 статьи дает исчерпывающий перечень обязанностей в области охраны труда и обеспечения безопасных рабочих условий, которые возлагаются на работодателя. При этом Минтруд рекомендует руководствоваться Типовым положением о системе управления ОТ с учетом специфики деятельности конкретной организации.

Используемые при рабочем процессе средства защиты коллективного или индивидуального характера обязательно должны быть сертифицированными или задекларированными в зависимости от класса. Они подразделяются на два класса, отличающихся конструктивными особенностями и степенью защиты.

Работодатель обязан обеспечивать работников, трудящихся в условиях воздействия вредных или опасных факторов, а также в особой температурной среде и загрязнении, спецодеждой, спецобувью, индивидуальными средствами защиты. Дополнительно должны выдаваться смывающие и обезвреживающие средства под роспись в личной карточке учета. Необходимость их выдачи должна подтверждаться результатами СОУТ. Перечень таких рабочих мест с уточнением списка работников, которым требуется выдавать такие средства, составляются комиссией по охране труда с обязательным изданием соответствующего приказа по организации.

На работодателя также возлагается обязанность проведения мероприятий по обучению коллектива мерам оказания первой помощи в той форме, которая определяется локальными нормативными актами по организации. Для вновь принимаемых работников должна проводиться учеба в течение первого месяца от даты приема, для всех рабочих специальностей – не реже одного раза в календарный год, остальным – не реже одного раза в три года.

В целях охраны труда со всеми работниками должны проводиться инструктажи по безопасным приемам работы. При этом следует руководствоваться Порядком обучения, утвержденным Минтрудом и Минобразованием от 13.01.2003 № 1/29. При отсутствии у работодателя комиссии по проверке знаний в области ОТ работники могут быть обучены в учебном учреждении, имеющем соответствующую аккредитацию.

Каждый работодатель обязан проводить спец. оценку условий труда в соответствии с законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ не реже одного раза в пятилетний период. СОУТ представляет собой комплекс мероприятий с целью выявления вредных и опасных факторов на конкретном рабочем месте. Результатом проверки является присвоение соответствующего класса опасности.

Медицинские осмотры при приеме на работу, а также для работников, занятых на опасных, вредных и тяжелых работах, периодические обследования проводятся в соответствии с приказом Минздрава от 12.04.2011 № 302н. Предварительно должны составляться поименные списки лиц, которые подлежат периодическим осмотрам медицинскими работниками.

Следует отметить, что устанавливается необходимость периодических медицинских исследований по результатам присвоения класса опасности для рабочего места. Если класс соответствует допустимому или оптимальному, то работодатель освобожден от такой обязанности, но вправе организовывать медицинские осмотры по собственной инициативе.

Работодатель не вправе допускать к работе лицо, не прошедшее инструктаж в установленном порядке, а также не имеющее медицинского осмотра. Нарушение требования влечет за собой наказание в соответствии с ч.3 ст.5.27.1 КоАП в виде административного взыскания:

  • с должностного лица в размере 15-25 тыс.руб.;
  • с юридического лица в размере 110-130 тыс.руб.;
  • с ИП в размере 15-25 тыс.руб.

При приеме на работу гражданина необходимо ознакомить под роспись с результатом аттестации его рабочего места. Это следует из письма Минтруда от 16.06.2015 № 15-1/В-2425.

В организации должны быть приняты меры по сохранению жизни и здоровья каждого работника трудового коллектива, предотвращению аварийных ситуаций, а при их возникновении проводиться расследования и вестись учет. Обязанность и порядок по расследованию утверждены Постановлением от 15.12.2000 № 967.

Охрана труда должна быть организована в соответствии с утвержденными инструкциями и правилами с учетом мнения профсоюза. При их разработке следует руководствоваться Методическими рекомендациями Минтруда от 17.12.2002 № 80 для каждой должности или вида выполняемой работы.

В соответствии с требованием рекомендаций для разработки инструкций по ОТ следует руководствоваться:

  • типовыми отраслевыми и межотраслевыми инструкциями;
  • эксплуатационной документацией к техническим средствам;
  • иной документацией для конкретных производственных процессов.

В случае изменений, например,  в результате ввода нового оборудования, инструкции должны пересматриваться.

Какие обязанности по обеспечению выполнения требований ОТ у руководителя структурного подразделения

Руководители структурных подразделений и иные специалисты, имеющие в подчинении других сотрудников, несут персональную ответственность за соблюдение норм ОТ на своих подконтрольных участках. Так, они должны выполнять обязанности в сфере ОТ, обеспечивать контроль за соблюдением норм безопасности всеми своими подчиненными.

Порядок распределения обязанностей в сфере ОТ обычно прописывается в локальных внутренних актах, издаваемых работодателем. С таким документом должны быть ознакомлены под подпись все сотрудники предприятия.

Подпишитесь на рассылку

Руководители структурных подразделений осуществляют непосредственное руководство ОТ на вверенном им участке. В случае невыполнения возложенных на них руководителем предприятия функций по ОТ, а также при препятствовании проведению проверки контролирующими и надзорными органами они несут установленную законодательством ответственность.

В связи с этим им также необходимо обеспечить выполнение требований ОТ в соответствии с трудовым законодательством. А именно они обязаны:

  • разработать свою программу по соблюдению норм ОТ на вверенном им участке и обеспечить ее документальное оформление;
  • выбрать отвечающую специфике работы подразделения и существующим нормативным требованиям систему ОТ, соответствующую стандартам ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ 12.0.230.1-2015;
  • управлять разработанной системой ОТ, непрерывно ее совершенствовать. 

Статья 212. Массовые беспорядки

Статья 212. Массовые беспорядки

. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, а равно подготовка лица для организации таких массовых беспорядков или участия в них —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

1.1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение действий, предусмотренных частью первой настоящей статьи, —

наказываются штрафом в размере от трёхсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до четырёх лет либо без такового, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

. Участие в массовых беспорядках, предусмотренных частью первой настоящей статьи, —

наказывается лишением свободы на срок от трёх до восьми лет.

. Призывы к массовым беспорядкам, предусмотренным частью первой настоящей статьи, или к участию в них, а равно призывы к насилию над гражданами —

наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

. Прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, в том числе приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов организации массовых беспорядков, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет либо без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно сообщило органам власти о прохождении обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, способствовало раскрытию совершённого преступления или выявлению других лиц, прошедших такое обучение, осуществлявших, организовавших или финансировавших такое обучение, а также мест его проведения и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Из каких факторов складывается безопасность на рабочем месте

Чтобы рабочее место соответствовало правилам, организация должна учитывать такие нюансы:

  • специфика трудового разделения,
  • тип применяемого оборудования,
  • особенности труда в техническом и механическом смысле,
  • качество технологического процесса.

Степень безопасности во многом зависит от грамотно организованного рабочего места. Так, половое покрытие в рабочем помещении не должно иметь явных недостатков, затрудняющих передвижение сотрудников. В помещении должен быть план эвакуации и огнетушитель. Кроме этого, в любой организации с определенной периодичностью должен проводиться инструктаж персонала.

В рабочем помещении с площадью 20 кв.м. можно организовать до 6 рабочих мест. Действуют правила, по которым, один сотрудник не может иметь рабочее место меньше 6 кв.м.

Расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

В качестве несчастных случаев, подлежащих расследованию и учету, законодательство рассматривает события, произошедшие при исполнении трудовых обязанностей или выполнении какой-либо другой работы по поручению работодателя, а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо выполняемыми в его интересах (например, выполнение работ в рамках гражданско-правового договора с работодателем), в результате которых пострадавшими были получены травмы, тепловой удар, ожог или другие повреждения. Полный перечень повреждений приведен в ч. 3 ст. 227 ТК РФ.

При несчастных случаях на производстве работодатель обязан:

  • срочно организовать первую помощь пострадавшим и их доставку в медицинское учреждение;
  • исключить развитие аварийной ситуации и травмирование других лиц;
  • принять меры для сохранения обстановки на месте происшествия в том виде, в каком она была на момент происшествия, а если это невозможно — зафиксировать ее, в том числе с помощью технических средств;
  • проинформировать о несчастном случае органы, организации и лиц, указанных в ст. 228.1 ТК РФ, в том числе профсоюзные органы;
  • принять иные необходимые меры для обеспечения надлежащего и своевременного расследования несчастного случая.

Для расследования несчастного случая работодатель незамедлительно формирует комиссию в составе не менее трех человек: представитель работодателя, представитель выборного органа первичной профорганизации, специалист по охране труда. В зависимости от степени тяжести несчастного случая на производстве состав комиссии расширяется. Состав комиссии утверждается приказом работодателя. Несчастные случаи подлежат расследованию в сроки, установленные ст. 229.1 ТК РФ: от 3 до 15 дней в зависимости от тяжести несчастного случая. При определенных условиях срок расследования может продлеваться.

Каждый несчастный случай на производстве по результатам расследования оформляется актом, форма которого установлена Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73. Данное Постановление устанавливает и формы других документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве. Также указанным Постановлением утверждено Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, которое устанавливает обязательные требования к организации и проведению расследования, оформления и учета несчастных случаев в организациях и у работодателей — физических лиц с различными категориями работников (граждан), труд которых имеет свои особенности.

Профессиональные заболевания, то есть те заболевания, возникновение которых у работников обусловлено воздействием вредных производственных факторов при выполнении ими трудовых обязанностей или производственной деятельности по заданию работодателя, подлежат расследованию и учету в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 967).

Комментарий к статье 212 БК РФ

1. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. ст. 171 и 185 Кодекса), в п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, а также в ст. 15 и ч. 10 ст. 36 Закона о Правительстве РФ закреплены полномочия Правительства РФ по разработке и представлению Государственной Думе федерального бюджета. В развитие данных норм в п. 1 комментируемой статьи установлено, что разработка и представление в Государственную Думу проектов федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования указанного федерального закона, также относится к полномочиям Правительства РФ.

Пункт 1 комментируемой статьи также устанавливает исчерпывающий перечень документов и материалов, которые в обязательном порядке подлежат представлению Правительством РФ одновременно с проектом федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете. Следует отметить, что представление пояснительной записки к законопроекту, содержащей предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта, предусмотрено в п. «а» ч. 1 ст. 105 Регламента Государственной Думы в качестве обязательного документа, подлежащего представлению в Государственную Думу при внесении любого законопроекта.

2. В соответствии с п. 1 ст. 92 Кодекса дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета, который согласно п. 1 ст. 96.7 Кодекса представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Как следует из п. 2 комментируемой статьи, в случае превышения утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период общего объема доходов без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния более чем на 10%, в указанный Закон должны быть внесены изменения в части, изменяющей основные характеристики и ведомственную структуру расходов федерального бюджета в текущем финансовом году.

Проект федерального закона о внесении таких изменений в федеральный закон о федеральном бюджете в Государственную Думу вносит Правительство РФ, уполномоченное в соответствии с п. 1 комментируемой статьи на внесение законопроектов о внесении любых изменений в федеральный закон о федеральном бюджете. Правительство РФ обязано внести законопроект в Государственную Думу в течение 10 дней со дня рассмотрения Государственной Думой отчета об исполнении федерального бюджета за период, в котором получено указанное в п. 2 статьи превышение.

В случае если Правительство РФ не внесет в установленный срок такой законопроект в Государственную Думу, то в соответствии с п. 2 комментируемой статьи правом на внесение таких законопроектов наделяются субъекты права законодательной инициативы (о субъектах права законодательной инициативы см. комментарий к ст. 195 Кодекса).

Чем обусловлена специфика ст. 312.7 ТК?

Предписания ст. 212 ТК, в которой изложены требования к руководителям организаций по созданию безопасных условий работы для подчинённых, носят всеобъемлющий характер. Они предусматривают такие моменты, как:

  • контроль за безопасностью условий труда на рабочем месте;
  • проведение регулярных медобследований персонала;
  • обеспечение сотрудников спецодеждой и обувью при работе во вредных условиях;
  • обеспечение оптимального графика проведения работ и т.д.

Очевидно, что часть из этих требований объективно не может выполняться при удалённом взаимодействии с сотрудниками, а другая часть не соответствует дистанционному характеру работ. Поэтому комментируемая статья предусмотрела несколько положений, обязательных для всех видов удалённых работ, оставляя возможность использования других положений ст. 212 ТК на усмотрение участников дистанционных трудовых взаимоотношений.

Комментарий к Ст. 212 Уголовного кодекса

1. С точки зрения объективной стороны ст. 212 УК предусматривает пять самостоятельных составов преступлений.

Первый из них описывается в ч. 1 как действие в виде: а) организации массовых беспорядков; б) подготовки лица для организации массовых беспорядков или участия в них. Под массовыми беспорядками следует понимать в целом беспорядочные, стихийные действия значительного числа лиц, заключающиеся в применении насилия к иным лицам, погромах (т.е. разорении и разграблении жилых зданий, помещений, хранилищ), поджогах, уничтожении имущества, бессмысленном и нецеленаправленном применении оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, оказании вооруженного (т.е. сопровождающегося применением оружия либо угрозой его применения) сопротивления представителю власти.

К организации массовых беспорядков относятся действия, направленные на инициирование массовых беспорядков, и дальнейшие действия по руководству (хотя бы относительному) и поддержанию массовых беспорядков. Такими действиями могут являться подбор инициаторов действий толпы при массовых беспорядках, разработка плана начала и продолжения массовых беспорядков, руководство (хотя бы относительное) участниками массовых беспорядков и т.п.

Подготовка лица предполагает в целом его обучение (см. комментарий к ст. 205.1, 205.3 УК).

2. Преступление признается оконченным с момента совершения соответствующих организаторских действий, хотя бы массовые беспорядки и не начались, или с момента начала обучения, хотя бы и безуспешного.

3. Второй состав преступления (ч. 1.1) — это склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение действий, предусмотренных ч. 1 (см. также комментарий к ст. 205.1 УК).

4. Третий состав преступления описывается в ч. 2 как участие в массовых беспорядках и заключается в непосредственном совершении действий, образующих массовые беспорядки.

5. Четвертый состав преступления (ч. 3) характеризуется призывами к массовым беспорядкам, участию в них или к насилию над гражданами, т.е. однократными или многократными обращениями к участникам массовых беспорядков либо широкому кругу посторонних лиц в любой форме (устно, письменно, с помощью средств связи; как анонимно, так и с указанием автора), нацеленными на побуждение адресатов призывов к активным действиям.

Преступление признается оконченным с момента осуществления призывов независимо от того, удалось ли побудить адресатов призывов к соответствующим действиям.

6. Пятый состав преступления характеризуется прохождением лицом обучения в целях организации массовых беспорядков либо участия в них. Неисчерпывающий перечень обучающих действий приведен в статье. Преступление окончено с момента начала лицом обучения.

7. Примечание к статье допускает возможность освобождения обучающегося от уголовной ответственности в связи с его деятельным раскаянием.