Трудовой кодекс рф

Содержание ст. 349.3 ТК

В её начале говорится, что действие статьи затрагивает следующие группы сотрудников:

  • руководители, их заместители, главбухи, оформившие трудовые договоры участники коллегиальных управленческих органов госкорпораций, госкомпаний, хозяйственных структур, в которых свыше 50% капитала принадлежит государству или муниципалитетам;
  • руководители, их заместители, главбухи государственных внебюджетных фондов РФ, региональных фондов ОМС, государственных (муниципальных) структур или унитарных предприятий.

Подчёркнуто, что при необходимости выплаты вышеуказанным сотрудникам компенсаций, упомянутых в статьях 181 и 279 ТК, их величина равняется среднему заработку за три месяца.

Упомянуто, что соглашения с вышеуказанными группами сотрудников о разрыве трудовых договоров по ст. 78 ТК не могут включать положения о выплатах им компенсаций любой разновидности.

Подчёркнуто, что при завершении трудовых взаимоотношений с сотрудниками, упомянутыми в начале статьи, по любым причинам, прописанным в ТК и профильных законах, общая величина положенных им пособий и компенсаций любой разновидности не может превосходить их средний заработок за три месяца. Это ограничение актуально и в плане выплат, предусмотренных:

  • ч. 2 этой статьи;
  • пунктами договоров, содержащих условия, предусмотренные ч. 8 ст. 178 ТК.

Указано, что при расчёте сумм, положенных сотруднику в соответствии с ч. 4 данной статьи, не учитывается:

  • положенная сотруднику зарплата;
  • средний заработок, сохраняющийся за сотрудником при его направлении в командировку, на профильное обучение (в т.ч. с отрывом от работы), а также в других подобных ситуациях, когда служащему продолжает начисляться его зарплата;
  • компенсация издержек, обусловленных командировками и переездами;
  • компенсация за невостребованные отпуска (ст. 127 ТК);
  • среднемесячный заработок за время трудоустройства и/или компенсация, полагающаяся сотруднику по статьям 178 и 318 ТК.

Рассмотренная статья предусматривает широкий спектр ограничений по максимальной величине компенсаций, положенных увольняемым госслужащим определённого ранга. Важным являются и содержащиеся в ней указания по принципам расчёта средних зарплат для этих групп сотрудников.

Понятие «Трудовой кодекс РФ»

ТК РФ – это нормативно-правовой акт, носящий законодательный характер, как на федеральном, так и на муниципальном уровне. С его помощью можно регулировать деятельность официально оформленных трудящихся граждан и взаимоотношений между ними. Согласно своду правил, работающий персонал обязан следовать предписанным правилам и обязанностям. Кодекс призван создавать комфортные условия труда, обязывая выполнять определенные требования. С помощью Трудового кодекса Российской Федерации устанавливаются правила, согласно которым, обеспечиваются правовые отношения между работником и работодателем, назначаются обязанности и учитываются интересы рабочего. Кроме того, на основании законодательного акта, официально трудоустроенным гражданам гарантируется ряд прав:

  • защита прав и интересов работника;
  • полное или частичное материальное возмещение за вред здоровью, полученный на рабочем месте;
  • социальный пакет услуг.

Трудовой Кодекс Российской Федерации

По официальным данным, документ вступил в силу на основании Федерального закона №197 от 30 декабря 2001 года. С тех пор было внесено незначительное количество поправок. Последние ТК РФ с изменениями были в 2021 году, по версии редакции в кодекс вошли 424 статьи, разбитые по 62 главам. Эти главы формируют 14 различных разделов, которые в свою очередь составляют 6 частей.

Дата первого упоминания о подобном регулировании трудовых отношений была зафиксирована во Франции в 1911 году. Понятие трудового права в России связывают с ученым Татищевым. Именно он в конце 18 века впервые заговорил о необходимости становления прав и свобод трудящихся на законодательном уровне. В этот период вышли так и не опубликованные законы «Взаимные правила на предприятии» и «Устав о труде на промышленном производстве». Нормативный документ был характерен преимущественно для работников, занятых фабричным производством.


Кодекс законов о труде

Важно! Трудовые отношения стали узаконены на официальном уровне только в 1919 году, когда был создан КЗоТ (Дисциплинарный трудовой кодекс)

Комментарий к статье 229 ТК РФ

1. Расследование несчастных случаев проводится комиссиями по расследованию несчастных случаев, образуемыми и формируемыми в зависимости:
— от обстоятельств происшествия;
— от количества пострадавших;
— от характера полученных пострадавшими повреждений здоровья.

Во всех случаях состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов. Комментируемой статьей установлен минимальный количественный состав такой комиссии — 3 человека. При этом лица, осуществляющие (осуществлявшие) непосредственный контроль за работой пострадавшего, в состав комиссии не включаются.

Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя.

В состав комиссии включаются:
— специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя;
— представители работодателя;
— представители
выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников;
— уполномоченный по охране труда.

Как правило, комиссию возглавляет работодатель (его представитель). Однако комментируемая статья предусматривает особые случаи, в которых комиссию возглавляют должностные лица соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленных сферах деятельности (Ростехнадзор).

Основное содержание комментируемой статьи составляют правила о формировании комиссии по расследованию несчастного случая на производстве в различных обстоятельствах: указывается на состав членов комиссии, ее руководителя. Таким обстоятельствами, обуславливающими особый порядок формирования комиссии, являются:
— расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом;
— расследование несчастных случаев, происшедших на находящихся в плавании рыбопромысловых или иных морских, речных и других судах, независимо от их отраслевой принадлежности;
— расследование несчастных случаев, возникших при выполнении работниками работ у другого работодателя, на территории другого работодателя, а также работ по совместительству;
— расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства;
— расследование несчастного случая, который явился следствием нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии;
— расследование несчастного случая, который произошел в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу Ростехнадзора;
— расследование группового несчастного случая с числом погибших пять человек и более.

Если имеет место одно из указанных обстоятельств, необходимо обращаться к положениям соответствующей части комментируемой статьи об особенностях формирования комиссии.

2. Часть 10 комментируемой статьи закрепляет право каждого пострадавшего (в том числе через законного представителя либо доверенное лицо) на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим. Право на направление в комиссию законного представителя или иного доверенного лица может быть предоставлено по требованию лицам, состоявшим на иждивении погибшего пострадавшего, либо состоявшим с ним в близком родстве или свойстве.

Следует также обратить внимание, что расследование несчастных случаев, произошедших со студентами или учащимися образовательных учреждений, проходящими в организациях производственную практику или выполняющими работу под руководством и контролем работодателя (его представителя), проводится комиссиями, формируемыми и возглавляемыми этим работодателем (его представителем). В указанном случае в состав комиссии включаются представители образовательного учреждения

Расследование же таких несчастных случаев при прохождении производственной практики на выделенных для этих целей участках организации проводится комиссиями, формируемыми руководителями образовательных учреждений с включением в ее состав представителей организации.

В настоящее время действует Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утвержденное приказом Гособразования СССР от 1 октября 1990 года N 639, которое устанавливает единый порядок расследования и учета несчастных случаев, происшедших во время учебно-воспитательного процесса.

Виды толкований

Мы считаем своим долгом предупредить наших читателей, что подавляющее большинство комментариев к ТК РФ, имеющихся в свободном Интернет-доступе, не может служить безусловным основанием для их использования в конкретном трудовом правоотношении.

Дело в том, что комментировать и толковать ТК РФ вправе абсолютно все. Однако руководством к действию могут служить только толкования, данные на официальном уровне.

Инкорпорирование существующих толкований — это технически сложная задача, поэтому на настоящий момент не существует единого сборника нормативных и казуальных толкований к ТК. Имеющиеся на настоящий момент толкования статей ТК разрознены и содержатся во множестве бюллетеней и ведомостей, относящихся к практике Верховного и Конституционного судов РФ.

Дифференциация толкований находится в прямой зависимости от их правовых последствий.

Так, толкования и комментарии различных министерств и ведомств относительно статей ТК РФ не порождают правовых последствий, поскольку не являются обязательными к применению.

В то же время официальные толкования, данные компетентным органом и опубликованные в специальном акте, приравниваются по юридической силе к самому нормативному акту и, как следствие, становятся обязательными к применению. По сути, подобные толкования — это данная государством директива, объясняющая, как именно следует применять ту или иную норму права.

В свою очередь, компетентные официальные толкования и комментарии подразделяются на два вида: нормативные и казуальные.

Нормативное толкование — это эквивалент закона, которое обязывает любые органы, применяющие право, действовать определенным образом при обращении к той или иной статье ТК РФ в случае, если сама статья содержит в себе нарушения логики или дает возможность двоякого понимания.

Как правило, нормативные толкования дает орган, разработавший и утвердивший закон. В условиях Российской Федерации этими органами являются:

  • Государственная Дума РФ;
  • Президент РФ;
  • законодательные органы на региональном уровне;
  • Конституционный Суд РФ относительно положений Конституции;
  • Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего арбитражного суда РФ. Толкования нормативных актов в свете их применения в судебной практике оформляются в виде Постановлений Пленума ВС и ВАС РФ. В первую очередь эти постановления обязательны для судебных органов.

К казуальному толкованию можно отнести то или иное решение судебного органа, дающее толкование нормы права по конкретному правоотношению. Обязательность исполнения казуального толкования применительна только к этому конкретному правоотношению.

Подвидом казуального толкования является административное толкование. К примеру, административное толкование статьям ТК РФ дает Минтруд РФ, а статьям НК РФ — ФНС РФ. Сфера распространения этих толкований — это подведомственные органы. Например, для суда толкования, данные Минтрудом РФ, обязательными не будут.

Что касается различных толкований ТК, даваемых общественными организациями, Интернет-сайтами или практическими работниками, то все они будут неофициальными и носящими исключительно рекомендационный или научный характер.

По источнику происхождения неофициальные толкования и комментарии можно, в свою очередь, дифференцировать по признаку их компетентности или некомпетентности.

Рекомендуем осторожно относиться к толкованиям из некомпетентных источников. Их почти всегда можно отличить от компетентных источников по отсутствию юридической терминологии

Каким образом работники привлекаются к такой работе

Чаще всего о необходимости проведения сверхурочных работ издается отдельный приказ, а в нём указываются причины необходимости организации работ за пределами смены и указываются привлекаемые к работе лица. При определённых обстоятельствах приказа может и не быть, а работники приступают к работе на основании устного распоряжения руководства.

Сверхурочной работа признается во всех случаях, когда осуществлялась с ведома не только работодателя, но и непосредственного руководителя. Им может быть мастер, начальника цеха и другие представители руководящего состава, но не всего менеджмента.

В любом случае, привлечение к сверхурочным работам допускается лишь при наличии согласия работника в письменной форме. Признаётся таковой работа вне зависимости от того, соответствует ли она трудовой функции работника.

В данном случае признание самого факта того, что работа, выполняемая определённым работником, является сверхурочной, не говорит о её автоматическом признании нужной. Здесь речь идёт о том, что администрация работодателя соглашается с ответственностью за организацию такой работы.

Статус кодекса

Так же, как и все кодифицированные документы, ТК РФ имеет статус федерального закона, обязательного для выполнения на всей территории российской юрисдикции. Все остальные нормативные акты, которые, так или иначе, затрагивают тему взаимоотношений работодателей и работников, могут развивать и дополнять Трудовой кодекс. Однако они не должны противоречить любым его положениям.

Кроме того, существует приоритет данного кодекса перед всеми остальными нормативными актами федерального уровня, которые затрагивают трудовые взаимоотношения разных субъектов права. Если сходные положения существуют, например, в гражданском и трудовом кодексах, то руководствоваться следует последним. Обычно в нормативных актах одного иерархического уровня таких противоречий не встречается. Они просто друг друга дополняют и развивают.

Структура ТК

Трудовой Кодекс разделен на 6 частей, которые содержат 424
статьи, сгруппированных в 62 главы, распределенных по 14
разделам, представляющим отдельные институты трудового права.

Начиная с общих положений, далее законодатель переходит к конкретизации принципов, а именно:
формам и особенностям трудовых договоров, определению рабочего времени и времени отдыха,
критериям начисления зарплаты и норм трудового графика, перечню обязательных гарантий и
компенсаций, нормам охраны труда, материальной ответственности участников трудового договора,
отдельных видов труда и трудовых прав наемных категорий рабочих.

Последний раздел представляет собой административные и заключительные положения.

Таким образом, основной документ трудового законодательства Российской Федерации это
последовательно формирующийся документ, отражавший социальные, экономические и политические
изменения, происходившие в стране в ее историческом развитии. Он не создан на пустом месте, но
имеет глубокие корни в законодательной практике страны и продолжает эволюционировать вместе с
ней.

Комментарий к статье 312.3 ТК РФ

Особенности трудового договора, заключенного с дистанционным работником, обусловливают и объем обязанностей работодателя в сфере организации и охраны труда таких работников.

Так, в соответствии со ст. 3 Закона о специальной оценке условий труда специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда дистанционных работников.

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда дистанционных работников ограничиваются следующими обязанностями: 1) расследование и учет в установленном ТК, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 2) выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные ТК, иными федеральными законами сроки; 3) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 4) ознакомление с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем.

Другие обязанности по обеспечению безопасности и охраны труда в отношении дистанционных работников работодатель соблюдать не обязан, если только иное не предусмотрено договором о дистанционной работе.

Позиция КС РФ

Конституционный суд в своём определении № 1622-О-О от 08.12.2011 установил альтернативное определение, назвав такой вид частным случаем выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Такая формулировка была приведена с целью аргументации тезиса о том, что сверхурочная работа подлежит оплате в повышенном размере. Особо отмечено, что данный подход полностью согласуется со ст. 4 Европейской социальной хартии 1996 года, подтверждающей право работников на повышенную оплату работы за пределами границ рабочего дня в целях обеспечения эффективного осуществления права на справедливое вознаграждение за труд.

Повышенная оплата сверхурочной работы имеет целью компенсацию трудозатрат в условиях повышенной нагрузки на организм, вызванной переутомлением в связи с осуществлением работником работы в предназначенное для отдыха время.

Фигуранты ТК и их права

В трудовом праве существует только три субъекта. Это:

  • работодатель;
  • работник;
  • государство как гарант законности реализации прав людей на труд.

Считается, что ТК РФ, выполняя функцию посредника между сторонами производственного процесса, защищает преимущественно права наёмных работников. В какой-то степени это так. Однако существование чётких правил взаимодействия сторон выгодно и работодателю, поскольку государственные нормативы всегда создают стабильную и предсказуемую ситуацию.

В соответствии с нормами ФЗ №197, работники имеют право на:

  • своевременную выплату заработной платы;
  • обеспечение постоянных и адекватных условий труда в соответствии с договором и существующими нормативами;
  • защиту от произвольного увольнения;
  • сорокачасовую рабочую неделю;
  • отдых в соответствии с режимом и графиком;
  • защиту персональных данных;
  • отпуск по беременности и родам и уходу за ребёнком.

Следует отметить ещё одну особенность Трудового кодекса РФ – базовой регламентацией рабочего времени является количество часов в неделю, а не в день (ст. 91). Это даёт возможность работодателю устанавливать свой график в соответствии с договором. Увеличено и максимально допустимое количество часов сверхурочной работы. Конкретной регламентации ежедневного количества часов подвержены только особые условия труда или отдельные категории сотрудников. К последним относятся лица, совмещающие работу и учёбу, несовершеннолетние, инвалиды I и II групп.

Таким образом, ТК РФ содержит нормы, направленные на то, чтобы совместить интересы работников и их нанимателей. Однако любой закон, регламентирующий взаимоотношения сотрудников и их нанимателей, призван, прежде всего, защищать права наёмных работников, что является объективной необходимостью.

Трудовой спор и его разрешение

О действии законов можно говорить, только если они находят свое применение в реальных ситуациях. И здесь без анализа трудовых споров и 
правовых основ их разрешения не обойтись. Судебная практика таковых служит основным критерием жизнестойкости Трудового кодекса,
в том числе и практика рассмотрения споров Верховным судом России, которая исследуется в законотворческой деятельности при нормообразовании трудового права.

Трудовой спор — это итог неверного и спорного толкования работниками и работодателями или контролирующими органами норм трудового законодательства.
Это является следствием невысокого уровня правовой грамотности Россиян.

Правоприменительная практика показывает, что суды при рассмотрении трудовых споров считают приоритетным применение специальных норм трудового права
(ФЗ от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ). Правильность и эффективность разрешения такой категории споров в первую очередь зависит от установления правового статуса
самого работника, его непосредственной функции на предприятии, круга его прав, обязанностей,  а также предусмотренной ответственности.

Одну из основных ролей при этом играет определение характера возникших между работодателем и работником трудовых правоотношений, которые могут быть
гражданско-правовыми, специальными, договорными (на основании трудового договора) и т. д.

Исходя из этого при судебном или внесудебном регулировании спора, будут определяться и способы его возможного прекращения или завершения, в виде
судебного решения. Нужно отметить, что трудовые споры возникают зачастую, из-за нарушения порядка оформления начала трудовых отношений при приеме на работу работников, целью которых со стороны работодателя является чаще всего желание облегчить свою налоговую нагрузку и сэкономить деньги. При этом незнание работником правил его оформления, является одной из причин, вследствие которой такая ситуация становится возможной.

Важно: Если при рассмотрении споров в судебном порядке, будет установлено, что заключенным гражданско-правовым договором регулируются трудовые
отношения между работником и работодателем, то  в таких случаях для правильного разрешения спора должны применяться нормы трудового
права (ст. 11 ТК РФ).

Трудовые отношения как объект ФЗ № 197

Как следует из ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают только в двух случаях – в результате заключения договора и по факту. В первом случае стороны, вступая во взаимоотношения, заключают письменный договор в соответствии с нормами ФЗ №197 на основаниях, перечисленных в статье 16. Во втором случае взаимоотношения между субъектами права могут считаться трудовыми в том случае, если один из них начал выполнять свои обязанности, а другой не возражал или дал прямое указание о начале работы.

Однако в дальнейшем отношения, возникшие по обоюдному согласию, должны быть закреплены договором. Допущение человека к выполнению обязанностей без ведома работодателя запрещено.

Определение термина «трудовые отношения» дано в ст. 15 ФЗ №197. Ими являются отношения, которые сложились на основании соглашения между работником и работодателем. Суть обоюдного соглашения состоит в том, что одна из сторон обязуется выполнять работу в соответствии с определёнными правилами и режимом, а другая сторона обязуется оплачивать этот труд. Такие отношения должны закрепляться специальным договором.

Таким образом, основой отношений, регламентируемых ФЗ №197, является соглашение между работником и работодателем, которое обязательно должно быть закреплено письменным договором.

Можно ли ознакомить с приказом о премировании сразу нескольких работников

Трудовой кодекс не содержит норм, предусматривающих необходимость знакомить сотрудников с приказами о поощрении. Поощрительные приказы — это акты скорее организационного, а не нормативного характера. Сотрудник может узнать о том, что он был премирован из расчётного листка непосредственно при выплате зарплаты.
Но если в колл. договоре, соглашении или иных локальных норм. актах фирмы содержится условие об ознакомлении сотрудников с такими приказами, то руководитель обязан это сделать под роспись.
Вопрос о том, можно ли огласить приказ в присутствии сразу нескольких работников, имеет скорее отрицательный ответ. Впрочем, это зависит от соблюдения определённых условий.
Возможно руководителю было бы удобнее при премировании сразу нескольких сотрудников и необходимости их ознакомления с приказом, собрать одновременно всех награждаемых работников. Однако это может вызвать проблемы. По ст 88 ТК РФ ч 1 работодателю запрещено передавать личные данные сотрудника, в том числе содержащиеся в приказе о премировании, без письменного согласия третьей стороне. Под третьей стороной подразумеваются также и лица, работающие в той же организации, то есть другие работники. Поэтому ПД сотрудника даже в пределах фирмы можно оглашать в присутствии других лиц только с его письменного разрешения.
Если письменного разрешения от каждого сотрудника на передачу ПД 3-м лицам руководитель не имеет, то он не вправе зачитывать приказ о премировании сразу нескольким работникам. Однако при наличии соответствующего согласия, такое массовое ознакомление возможно.

Комментарий к статье 348.3 ТК РФ

1. Комментируемая статья в целях охраны здоровья спортсменов предусматривает проведение медицинских осмотров. Осмотры могут быть предварительными, периодическими и внеочередными. Спортсмены не могут быть допущены к тренировкам, соревнованиям, если они не прошли обязательный медицинский осмотр, а при непрохождении предварительного медицинского осмотра с ними не заключают трудовой договор. Отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского осмотра является нарушением трудовой дисциплины (п. 35 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

В целях определения пригодности для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний и спортивного травматизма обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего действия трудового договора, но не реже одного раза в год.

2. В дополнение к общим правилам комментируемая статья предусматривает возможность проведения внеочередных медицинских осмотров по просьбе спортсменов. В ряде случаев инициатором таких осмотров могут быть и другие лица. Так, согласно Рекомендациям 35-й Всемирной медицинской ассамблеи всем судейским комиссиям по боксу предоставлено право прервать в любой момент поединок для осмотра врачом участника состязания и прекращения этого поединка по результатам осмотра. Соответствующие медицинские осмотры проводятся также в Российской Федерации.

3. Все медицинские осмотры проводятся за счет собственных средств работодателя, а за спортсменами сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

Разделы Трудового кодекса Российской Федерации

  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
  • Раздел III. Трудовой договор
  • Раздел IV. Рабочее время
  • Раздел V. Время отдыха
  • Раздел VI. Оплата и нормирование труда
  • Раздел VII. Гарантии и компенсации
  • Раздел VIII. Трудовой распорядок, дисциплина труда
  • Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
  • Раздел X. Охрана труда
  • Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора
  • Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
  • Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
  • Раздел XIV. Заключительные положения

Другой комментарий к статье 349.3 Трудового Кодекса РФ

Комментируемая статья дополнила ТК РФ в соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 56-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников«.

Следует обратить внимание, что действие данной статьи распространяется только на ограниченную категорию работников:
— руководители, их заместители, главные бухгалтеры и заключившие трудовые договоры члены коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, а также хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности;
— руководители, их заместители, главные бухгалтеры государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий. Обобщая, можно сказать, что указанные работники занимают руководящие должности в государственных или муниципальных компаниях, учреждениях и т.п

Обобщая, можно сказать, что указанные работники занимают руководящие должности в государственных или муниципальных компаниях, учреждениях и т.п.

Общие гарантии и компенсации, связанные с расторжением трудового договора, перечислены в главе 27 ТК РФ.

Статьей 181 ТК РФ, положения которой распространяются и в отношении обозначенных выше категорий работников, предусмотрены гарантии руководителю организации, его заместителям и главному бухгалтеру при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника имущества организации. В частности, установлено, что в случае расторжения трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в связи со сменой собственника имущества организации новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже трехкратного среднего месячного заработка работника.

Аналогичная гарантия установлена ст.279 ТК РФ в отношении руководителя организации в случае прекращения трудового договора в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

Комментируемая статья ограничивает размер совокупных выплат при расторжении трудового договора с рассматриваемой в данной статье категорией работников по любым основаниям, предусмотренным ТК РФ, величиной трехкратного среднемесячного заработка.

Данный совокупный размер включает в себя:
— выходные пособия;
— компенсации, предусмотренные ст.181 и ст.279 ТК РФ;
— выходные пособия, предусмотренные трудовым договором или коллективным договором в соответствии с ч.4 ст.178 ТК РФ;
— иные выплаты в любой форме.

Таким образом, суммарная величина перечисленных выплат не может превышать трехкратного среднемесячного заработка уволенного работника.

Часть 5 комментируемой статьи содержит перечень выплат, которые не учитываются при расчете такой суммарной величины и выплачиваются работнику в любом случае при расторжении трудового договора.

Положения комментируемой статьи направлены, в первую очередь, на ограничение внесения в ЛНА и коллективные договоры положений, устанавливающих для руководящих должностей размер компенсаций, значительно превышающий общепринятый.

Следует обратить внимание, что условия заключенных до 13 апреля 2014 года трудовых договоров с работниками, на которых распространяется действие комментируемой статьи, прекращают действие со дня вступления в силу Федерального закона от 2 апреля 2014 года N 56-ФЗ (т.е. с 13 апреля 2014 года) в части, противоречащей требованиям, установленным ст.181.1 ТК РФ и ч.ч.2-5 комментируемой статьи