Оглавление
Состав КС Российской Федерации
До 2020 года в состав суда входило 19 судей, у каждого из которых имелось право принимать решение по разным вопросам, но для этого требовалось присутствие не меньше 2/3 судей. Но с начала 2020 года внесены существенные изменения, поэтому КС состоял из 15 судей.
После всенародного голосования, которое проходило 1 июля 202 года, в состав КС входит только 11 судей, к которым относится и председатель судебного органа. Но еще 4 судьи продолжают осуществлять полномочия, поскольку они прекращают деятельность исключительно при наличии законных оснований. Не будет происходить назначение новых судей до того момента, пока в составе не останется 11 человек. Уже с 1 ноября осталось только 12 судей.
Какие прикладываются документы к заявлению
К официальному заявлению, направляемому в Конституционный суд, прикладывается другая документация.
К ней относятся:
- акт или иной документ, который необходимо проверить на соответствие положениям Конституции;
- квитанция об уплате госпошлины, причем физлица платят 450 руб., а представители бизнеса должны заплатить 6750 руб.;
- если человек, чьи права были нарушены, пользуется помощью представителя, то требуется нотариально заверенная доверенность, содержащая список передаваемых полномочий;
- если составителем выступает иностранец, то он формирует текст на родном языке, но дополнительно документ переводится на русский язык;
- иные материалы, выступающие доказательством правоты заявителя.
Некоторые лица получают освобождение от уплаты пошлины. К ним относятся Герои РФ или СССР, бывшие узники концлагерей, владельцы ордена Славы и участники ВОВ. Принимается документация не только на бумаге, но и в электронной форме.
Не допускается наличие нецензурных выражений, жаргонных слов, оскорблений или угроз. Выбирается только деловой стиль, а также материал необходимо подавать последовательно, чтобы судья смог разобраться в проблеме.
Как правильно физическому лицу обратиться в КС
Чтобы документ был принят к рассмотрению, во время его составления учитываются четкие требования. На основании ст. 36 ФКЗ о КС поводом для начала судебного разбирательства выступает получение жалобы, запроса или ходатайства, которое соответствует требованиям закона.
К общим требованиям относится:
- жалоба формируется исключительно в письменном виде;
- подписывается заявителем;
- указываются личные сведения о составителе, представленные его ФИО и адресом проживания;
- если заявителем выступает юрлицо, то приводится наименование и юридический адрес предприятия;
- перечисляются обстоятельства дела, представленные основанием для написания жалобы;
- приводятся требования составителя;
- оставляются ссылки на нормативные документы, на основании которых заявитель имеет право подать жалобу;
- перечисляются документы, прикладываемые к заявлению;
- указывается дата формирования обращения.
Желательно пользоваться помощью профессионального юриста при составлении документа, так как даже незначительные ошибки или неточности выступают основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Движение жалобы
Жалоба в КС РФ подается через Секретариат Конституционного Суда, который подвергает полученную жалобу изучению на предмет выявления ошибок. Причем Конституционный суд, в отличие от судов первой инстанции, крайне не лоялен к ошибкам и неточностям в жалобе. Наличие лакун в оформлении влечет за собой отказ в приеме и возврат жалобы заявителю.
Жалоба, прошедшая проверку Секретариата, принимается к предварительному рассмотрению и передается судье Конституционного Суда для изучения.
После процедуры изучения, которая может длиться до 3 месяцев, Конституционный Суд назначает дело к рассмотрению на конкретную дату. Однако тот факт, что жалоба была принята, не означает, что она обязательно будет рассмотрена. В любой момент жалоба может быть снята с рассмотрения и возвращена заявителю.
Примерная структура жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации
|
Правовые позиции КС РФ по отдельным вопросам
|
В каких случаях полномочия судьи Конституционного суда РФ могут быть прекращены?
Исполнение обязанностей судьи приостанавливаются в случае получения судебного решения на лишение его свободы, при заведении на него уголовного дела, а также ввиду его нездоровья и невозможности в связи с этим выполнять обязанности. Полномочия судьи могут быть прекращены при нарушении процедуры, которая производится при назначении на должность, при наступлении предельного возраста семидесяти лет, самостоятельного заявления об отставке, если теряется гражданство страны, при наличии обвинения в совершении уголовного деяния и вынесении в отношении него обвинительного приговора, совершении действий, которые влекут за собой ущерб достоинству и чести лица, при осуществлении занятий, которые недопустимы с занимаемой должностью, отсутствии на заседаниях. Судья лишается своих прав, если не участвует более двух раз подряд в голосовании без уважительных на то причин, становится недееспособным, объявляется умершим или безвестно отсутствующим. При наступлении одного из вышеперечисленных условий президенту страны направляется принятое Конституционным судом представление, служащее уведомлением о наличии освободившейся вакансии.
Статус судей и их ограничения
Конституционный судья независим, что закреплено законодательно. Его статус характеризуется несменяемостью, неприкосновенностью и гарантией прав. Он не может занимать какие-либо ещё государственные и общественные должности, осуществлять предпринимательскую и коммерческую деятельность, за исключением преподавания, науки и другого творчества. Также исключается его принадлежность к политическим партиям и движениям, материальная поддержка, принятие участия в политических акциях и избирательных кампаниях, к тому же он не может публично высказываться по вопросам, которые являются предметом рассмотрения суда.
Компетенция Конституционного Суда РФ
Таким образом, представленный орган является исключительным ведомством, полномочия которого имеют свою особенность. Чтобы наиболее полно разобраться в компетенции Конституционного Суда, необходимо отметить тот факт, что его возможности делятся на три большие группы. Данная классификация является условной и выведена доктринально. Тем не менее она помогает понять всю суть компетенции упомянутого в статье ведомства. Таким образом, на сегодняшний день существуют следующие группы полномочий:
- связанные с решением специфических дел;
- связанные с решение споров о компетенции;
- иные полномочия.
Слухи об упразднении
Регулярно на различных новостных порталах появляется информация об упразднении КС, но она не подтверждается официально. 18 ноября в Госдуме прошло третье чтение относительно закона, на основании которого планируется упразднение Конституционных и уставных судов в регионах РФ.
Данный законопроект №1024648-7 предполагает внесение корректировок в ФЗ «О судебной системе», где приводится информация обо всех судах, функционирующих на территории РФ. Вместо стандартных региональных КС будут организованы советы, работающие при местных законодательных органах.
Закон вступает в силу 28 ноября, а именно через 10 дней после опубликования в открытых источниках. Поэтому с 28 ноября 2020 региональные КС перестают принимать к рассмотрению и производству новые дела. Они обязаны завершить текущие дела. Региональные власти имеют право немного корректировать точную дату упразднения, поскольку учитывается количество оставшихся дел. До упразднения судьи работают в судах, а также сохраняют все гарантии и обеспечение, которое им полагается по закону.
Региональные КС функционируют примерно в 15 регионах страны, к которым относится Санкт-Петербург, Башкирия и Татарстан. Правительство Ингушетии еще ранее планировало упразднить КС, так как деятельность данного судебного органа считалась малоэффективной.
Это обусловлено тем, что суд признал закон о границе с Чечней нарушающим положения Конституции, после чего на всей территории проходили протесты. Люди высказали свое недовольство по поводу того, что с ними не обсуждался данный вопрос.
Как происходят выборы и назначение кандидатов на должность Конституционного судьи?
Процесс подбора кандидатов в состав Конституционного суда РФ начинается с подготовки конкретных кадровых предложений для президента страны. Представлять такие кандидатуры на рассмотрение имеет право довольно обширный список лиц, уполномоченных выносить такие предложения, в том числе представители верхней и нижней палат Федерального Собрания, в субъектах это могут быть законодательные, судебные органы высшего уровня, ведомства и сообщества юристов страны, научные юридические заведения.
Претенденты предлагаются руководителем страны Совету Федерации, решение выносится в течение четырнадцати дней. Регламент суда устанавливает порядок предварительного обсуждения кандидатов и принятия по ним решения. Итог подводится на пленарном заседании СФ после тайного голосования по каждому индивидуально. Набравший наибольшее количество голосов депутатов кандидат считается утвержденным на должность. Такое лицо присягает стране и президенту и считается назначенным судьей в состав Конституционного суда РФ. Его статусность устанавливается федеральным законодательством. Полномочия судьи не ограничиваются каким-либо периодом, но устанавливается предельный возраст пребывания. Он составляет семьдесят лет.
Международные связи
|
Понятие конституционной законности
Конституция государства занимает особое место в системе законов. Она является основополагающим законом государства и обладает верховенством на всей его территории.
Конституционная законность есть реально действующая система конституционализма, обеспечивающая полное действие конституции.
Конституционная законность означает следующее.
1. Правовой характер самой конституции как базового закона государства. Иными словами, конституция своим содержанием (при всем его возможном разнообразии) должна выражать принципы демократии, свободы и справедливости, закреплять права и свободы человека и гражданина, прежде всего отраженные в международных стандартах и нормах, воплощать принципы (требования правового государства).
2. Верховенство конституции в правовой системе государства, т.е. Конституция имеет высшую юридическую силу. Все законы и иные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления издаются на основе и в соответствии с конституцией.
Законы и подзаконные (в том числе ведомственные) акты, противоречащие конституции, не имеют юридической силы.
Так, согласно ст. 15 (ч. 1) Конституции Российской Федерации «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу…
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
3. Принципы и нормы конституции имеют прямое действие. Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать конституции.
Все должностные лица независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение ее принципов и норм.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Однако если судебные или иные правоприменительные органы обнаруживают, что закон или отдельные его положения не соответствуют Конституции, то они непосредственно применяют нормы Конституции.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» отмечает, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, если придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации либо принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей.
4. Конституция действует на всей территории государства. В условиях федеративного устройства государства федеральная конституция действует во всех субъектах (членах) федерации, конституции субъектов (членов) федерации — на всей их территории.
Спорным оказался вопрос о действии устава края или области, в состав которого входят автономные округа, на территории указанных округов, так как автономные округа, согласно действующей Конституции Российской Федерации, являются равноправными субъектами Российской Федерации (ст. 5).
Однако вхождение автономного округа в состав края или области является условием распространения устава края или области на всю ее территорию, в том числе на территорию автономного округа.
Принципы верховенства конституции, конституционной законности не реализуются автоматически.
Их действие может быть нарушено умышленно либо в силу правоприменительной ошибки.
Для предотвращения и ликвидации таких «сбоев» существует система правовых средств охраны конституции (например, институт конституционной ответственности в виде импичмента главы государства).
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ«О Конституционном Суде Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г., 5 февраля 2007 г., 2 июня 2009 г., 3 ноября, 28 декабря 2010 г., 25 декабря 2012 г., 5 апреля 2013 г., 12 марта, 4 июня 2014 г., 8 июня, 14 декабря 2015 г., 28 декабря 2016 г., 29 июля 2018 г.
Принят Государственной Думой 24 июня 1994 года
Одобрен Советом Федерации 12 июля 1994 года
ГАРАНТ:
См. также Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
См. комментарий к настоящему Федеральному конституционному закону
Президент Российской Федерации
21 июля 1994 года
Федеральный конституционный закон определяет правовой статус Конституционного Суда РФ как судебного органа конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Закрепляются полномочия Конституционного Суда РФ, его структура и порядок организации деятельности, а также правила производства в Конституционном Суде РФ.
Особое внимание уделено статусу судьи Конституционного Суда РФ. Регламентируется порядок назначения на должность судьи, порядок приостановления и прекращения его полномочий
В качестве организационных форм конституционного судопроизводства предусматриваются пленарные заседания и заседания палат Конституционного Суда.
Основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»
Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Федерального конституционного закона опубликован в «Российской газете» от 23 июля 1994 г. N 138-139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г. N 13 ст. 1447
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона
Изменения вступают в силу с 1 августа 2015 г.
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции России от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ»
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона за исключением изменений части первой статьи 115 настоящего Федерального конституционного закона, вступающих в силу с даты начала осуществления Конституционным Судом РФ конституционного судопроизводства в г. Санкт-Петербурге (21 мая 2008 г.)
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона
Составление жалобы
Шансов, что рядовой гражданин сможет самостоятельно справиться с составлением жалобы в Конституционный Суд, крайне мало. Поэтому мы рекомендуем обратиться за помощью к квалифицированному юристу.
Наша консультация может лишь дать самое общее представление о процедуре и возможность ориентироваться в сложном процессе составления, подачи и рассмотрения жалобы.
Можно выделить несколько правил подготовки к разбирательству в Конституционном суде, а именно:
- заявитель сам должен известить лиц, привлекаемых по его жалобе, и вручить им копии жалобы;
- представленная в КС жалоба должна быть грамотной, корректной, безэмоциональной и не содержащей исправлений или дописок.
Текст жалобы должен содержать в себе следующие сведения:
- наименование Конституционного Суда и его адрес. Сообщаем, что состав КС РФ дислоцирован в Москве и Санкт-Петербурге;
- ФИО, адрес, контакты заявителя;
- ФИО и адреса лиц, привлекаемых по жалобе;
- сведения о событии, послужившим основанием для обращения в КС;
- сведения о пройденной до обращения в КС процедуре обжалования;
- ссылку на статью Конституции, которая, по мнению заявителя, была нарушена;
- ссылки на нормативные акты;
- просьбу к Конституционному Суду о проверке предмета жалобы на соответствие Конституции;
- дату подачи заявления и подпись заявителя.
К жалобе прилагаются следующие документы:
- решение органа исполнительной, законодательной или судебной власти, которое заявитель просит проверить на соответствие Конституции;
- решения органов, в которых первоначальный акт оспаривался заявителем;
- доверенность, если жалоба подается представителем;
- копия паспорта заявителя;
- квитанция об уплате госпошлины.
Понятие Конституционного Суда
В России практически все ветви власти имеют единый верховный орган. Например, законодательная сфера регулируется Парламентом, исполнительная – Кабинетом Министром и т. п. При этом в отношении судебной ветви управления существует множество заблуждений. Суть в том, что конституционная инстанция, особенности которой будут указаны далее, хоть и входит в судебную линейку управления, не возглавляет её. Однако данное ведомство наделено большим количеством исключительных полномочий, коих нет у других структур.
Таким образом, Конституционный Суд – это абсолютно самостоятельный орган, который осуществляет специальный вид контроля, входит в ведение одноименной ветви власти, а также осуществляет судопроизводство специфического типа.
Требования к обращению в суд
Подать абы какое заявление в КС РФ не получится. Требования к жалобе сформулированы в ФКЗ от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ. В первую очередь, обжаловать в КС можно лишь ту норму, которая была применена судами или иным органом. Если заявитель полагает что вот эта применённая норма, нарушает его конституционные права, он может обратиться в КС РФ.
Само обращение должно быть в письменном виде. Когда формировалась эта норма в ФКЗ, про Интернет мало кто думал. Другие требования не сильно отличаются от таковых к искам и т.п., подаваемым в другие суды. Тут ФИО заявителя, название суда и иные подобные сведения. Но есть и особые — это основания для обжалования, указанные в ФКЗ-1. Существуют требования и к прилагаемым документам. Указаны они в ст. 38 ФКЗ от 21.07.1994 г.
По каким вопросам можно обратиться в КС РФ
Заявление в данное учреждение формируется на основании многочисленных и строгих правил.
Обычно с жалобой обращаются граждане к Конституционному суду по следующим основаниям:
- гражданин не может реализовать свои конституционные свободы и права из-за действующих нормативных актов и законов;
- возникают сомнения относительно соответствия законов или актов положениям Конституции РФ;
- гражданин желает привлечь представителей госорганов к ответственности, так как они осуществляют действия, которые не относятся к их компетенции и должности.
При составлении жалобы указываются только актуальные личные сведения, а также оставляются ссылки на нормативные акты. Приводятся исключительно данные, которые невозможно оспорить.
Обратиться с заявлением могут физлица, представленные российскими гражданами, а также иностранцами, которые проживают на территории РФ на основании официального разрешения. Дополнительно заявителями выступают владельцы бизнеса, которые столкнулись с нарушением своих прав во время сотрудничества с государственными инстанциями.
Даже представители органов власти разных уровней могут составить жалобу.
Судья после рассмотрения данного заявления может принять разные решения:
- оставление документа без рассмотрения, так как оно составлено с нарушениями или содержит недостоверные сведения;
- принятие решения по жалобе без проведения судебного заседания;
- объединение нескольких расследований в одно дело;
- проведение судебного разбирательства.
Все грамотно сформированные жалобы рассматриваются на заседании. На нем должно участвовать не меньше 2-х третьих судей. Дополнительно вызывается заявитель и ответчик. При необходимости привлекаются к разбирательству эксперты, свидетели и иные лица. Не принимаются к производству заявления, которые небрежно оформлены или не соответствуют нормам.
Конституционный судья может потребовать от заявителя или ответчика дополнительные материалы, имеющие отношение к делу. Он при необходимости вызывает специалистов, дающих разъяснения по тем или иным вопросам. При этом заседание может быть открытым или закрытым.