Оглавление
Плюсы создания АНО
Давайте рассмотрим преимущества выбора именно Автономной некоммерческой организации.
Все некоммерческие организации имеют разные источники финансирования. Например, организации, которые основаны на членстве – Общественные организации и Ассоциации существуют за счет членских взносов и добровольных взносов. Фонд «живет» за счет пожертвований. По сути, все эти формы НКО могут существовать лишь на стороннее финансирование. Конечно, в таких формах НКО может осуществляться деятельность, приносящая доход, но она не является основным источником финансирования. Например, фонд может провести фестиваль, билеты на который были бы платные. Средства, полученные за продажу билетов, являлись бы результатом приносящей доход деятельности Фонда. Но Фонд не может проводить такие фестивали каждый месяц, например.
Поэтому несомненным преимуществом Автономной некоммерческой организации перед другими формами НКО является то, что АНО создается с целью оказания услуг, которые она может оказывать в последующем на возмездной основе.
Например, создан в форме АНО Центр развития плавания. В штат приняты тренеры, которые постоянно оказывают возмездные услуги по обучению плаванием детей и взрослых, а это значит, что у Организации есть постоянный доход. Различие между ООО и АНО в том, что полученные средства в Автономной некоммерческой организации не распределяются между ее учредителями, а остаются в Организации. Они могут быть потрачены на аренду помещений, на оплату труда тренеров и т.д.
Кроме того, АНО вправе принимать финансирование из вне. Это значит, что заинтересованные в успешной работе АНО физические и юридические лица могут внести на расчетный счет средства на ее дальнейшее развитие.
Еще одним плюсом Автономной некоммерческой организации является то, что она простая в управлении. Возможные варианты структуры управления в АНО мы рассмотрим ниже, но уже можно сказать что настолько мобильной структуры нет ни в одной другой НКО. АНО может создать один учредитель, он же может являться руководителем этой организации. То есть, по факту, для регистрации АНО нужно одно лицо. Такая структура очень стабильна, так как сторонние лица не смогут исключить Вас из вашей же организации, чего не скажешь об Общественных организациях и Ассоциациях. В таких формах НКО высший орган – Общее собрание членов, которое без Вашего желания может, например, отстранить Вас от должности Председателя Общественной организации, даже если Вы являетесь членом и учредителем Общественной организации.
В Фонде же вообще учредители являются лишь инициативной группой, создающей Фонд. На момент регистрации в Фонде формируется высший коллегиальный орган управления, в который учредители могут и не входить, а это значит, что после государственной регистрации Фонда все полномочия по управлению перейдут к Совету, а не к учредителям, если только последние не войдут при регистрации в состав высшего органа управления.
Расшифровка СО НКО
Из статьи,
расположенной выше, мы с вами узнали, как
расшифровывается НКО. А теперь давайте узнаем,
как расшифровать СО НКО.
СО НКО — это одна из
категорий российских некоммерческих организаций. Как вы наверно
догадались, сокращение НКО в этом случае также означает «некоммерческая организация»,
осталось выяснить, что означает приставка СО перед НКО. Итак,
расшифровка СО НКО — это
«Социально Ориентированная Некоммерческая
Организация». Наряду с аббревиатурой СО НКО
употребляется ее слитный вариант, а именно
СОНКО. Разницы между ними нет никакой и
допустимо употреблять оба этих варианта. Что же это такое
— социально ориентированная некоммерческая организация?
СО НКО, как вид некоммерческих организаций в России
Социально ориентированные некоммерческие
организации — это некоммерческие организации,
осуществляющие деятельность,
направленную на решение социальных проблем, развитие российского
гражданского общества, а также осуществляющие следующие виды
деятельности:
—
социальная поддержка и защита граждан
—
подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий,
экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению
несчастных случаев
—
оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий,
экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных,
религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам
—
охрана окружающей среды и защита животных
—
охрана и содержание
объектов и территорий, имеющих
историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест
захоронений
—
оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе
гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение
населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина
—
профилактика социально опасных форм поведения граждан
—
благотворительная деятельность, а также деятельность в области
содействия благотворительности и добровольчества
—
деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры,
искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан,
пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического
состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие такой
деятельности, а также духовному развитию личности
—
формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению
—
развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита
самобытности, культуры, языков и традиций народов России
—
деятельность в сфере патриотического, в том числе
военно-патриотического, воспитания граждан России
—
проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных
воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества,
установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества
—
участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении
аварийно-спасательных работ
—
социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов
—
мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации,
социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное
потребление наркотических средств или психотропных веществ
Как мы видим,
социально ориентированные
некоммерческие организации важны для сегодняшнего общества,
и законодатель не только выделил их в отдельный вид НКО, но и закрепил
в законе «О некоммерческих организациях» перечень мер их поддержки,
путем предоставления
субсидий за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов.
Также, социально ориентированные некоммерческие организации, которые
применяют упрощенную систему налогообложения (УСН) и осуществляют
деятельность в области социального обслуживания, научных исследований и
разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства,
массового спорта вправе использовать пониженный тариф
(0%) по обязательному социальному страхованию на случай
временной нетрудоспособности и в связи с материнством при условии, что
по итогам года, предшествующего году перехода на льготную уплату
взносов, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации составляют
в совокупности целевые поступления, гранты и доходы от осуществления
деятельности социальной направленности.
Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций
Согласно ч.3 ст. 31.1 7-ФЗ оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:
1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Субъекты РФ и муниципальные образования наряду с установленными выше формами поддержки вправе оказывать поддержку СОНКО в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Оказание финансовой поддержки СОНКО может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку СОНКО (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций — получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов РФ, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.
Также оказание имущественной поддержки СОНКО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.
Что нужно, чтобы учредить НКО
Нужные документы и правильный выбор, который можно сделать, решив для себя несколько вопросов:
- Выбрать область, в которой вы будете некоммерчески действовать, какие цели будут стоять перед компанией и какими способами они будут достигаться.
- После решения первых вопросов, выбор формы для вашей НКО не станет проблемой, но его нужно будет сделать.
- Сначала потребуется паспорт учредителя. А в некоторых случаях (в зависимости от выбранной ранее формы НКО) — до трёх учредителей.
- Решить вопрос, касающийся управляющего состава. Выбрать должности и получить копии паспортов людей, которые эти должности будут занимать.
- Выбрать название НКО. Как полное, так и, при необходимости, сокращённое.
- Обеспечить возможность создания юридического адреса. Здесь два варианта. Можно предоставить гарантийное письмо от собственника помещения, в котором будет создаваться офис НКО. Либо же адресом может послужить квартира одного из учредителей. Но только в том опять же случае, если он является владельцем квартиры.
- Потребуются также деньги на оплату государственной пошлины. На данные момент она составляет 4 тысячи рублей.
- Средства на оплату услуг нотариуса (не более 4-х тысяч рублей).
Без перечисленных выше документов и определённостей ничего не получится. Это минимум. А теперь подробнее остановимся на каждом из пунктов, потому как по многим параметрам регистрация некоммерческой структуры имеет свои ограничения.
Подробности создания и регистрации НКО
Учредитель (один, в некоторых случаях — два или три)
Коллегиальный орган управления фирмой из (минимум) трёх человек. Здесь нужно пояснить, что учредитель сам также может входить в коллегиальный совет. И не он один принимает решения, а именно весь совет.
Название НКО
В отличие от большинства случаев в практике коммерческих фирм, у НКО есть несколько особенностей, которые нужно учитывать при выборе наименования. Во-первых, нужно уникальное название. Во-вторых, название НКО будет состоять из трёх частей: организационное правовая форма в первой части, характер деятельности — во второй, и само наименование — в третьей.
Пример: Автономная некоммерческая организация по развитию культуры и искусства «Радуга».
Как видно из примера, наименование НКО — достаточно длинная штука. Причина, ещё раз, в том, что есть требования по отражению в нём характера деятельности вашего предприятия, и непосредственно его ориентированность. Отсюда следуют и закономерные ограничения. Так, экологическое направление НКО не позволяет осуществлять, например, деятельность, которая была бы направлена на спорт, или развитие культуры.
Есть и более стандартные ограничения. Нельзя задействовать в названии такие слова, как Россия (вместе с его производными), и вообще слова связанные с символикой и обозначениями государственной власти, а также слова, которые могут запутать понимание деятельности (другие — фонд, союз и т.д., если организация не является ни фондом, ни союзом).
Иностранные слова и символы также запрещены. Но, если вдруг вы называете фирму, используя русские слова, но которые мало известны (или просто не в обиходе), то лучше перестраховаться и приложить специальную пояснительную записку при регистрации. Иначе сотрудники регистрирующего ведомства (например, Минюста, могут неправильно истолковать этот факт, и наложить запрет на использование).
Юридический адрес.
Мы уже сказали о том, что есть два основных способа предоставить для регистрации адрес, который станет юридическим для НКО. Но, как показывает практика, существует ещё один вариант — его покупка.
Сразу оговоримся, что способ не самый лучший. В этой ситуации, владелец квартиры, адрес которой вы планируете использовать, также предоставляет гарантийное письмо, но на самом деле, только получает корреспонденцию, то есть организует почтовое сопровождение.
Почему такой способ существует? Потому что он дешевле, чем снимать офис. Но здесь есть подводные камни. В базах регистрирующих ведомств есть определённые адреса, которые занесены в чёрный список. Их называют ещё «резиновыми» адресами. Всё потому что обычно, те, кто занимается продажей адресов, не ограничиваются одним «клиентом». Вот и получается, что на один адрес собрано множество совершенно различных фирм, между собой никак не связанных. После выявление такого факта, министерство юстиций вынесет отказ. И более того, вообще может наложить запрет на возможность открывать расчётные счета.
Система федеральных органов исполнительной власти
Система федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) – совокупность организационно-правовых форм государственных органов, взаимосвязанных и взаимозависимых, образующих целостное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории РФ по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Система федеральных органов исполнительной власти основана на принципе федерализма и административно-территориального деления и в пределах ведения и полномочий РФ и по предметам их совместного ведения с субъектами РФ представляет собой единую систему исполнительной власти в РФ.
Исполнительная власть как одна из форм государственной власти оперативно и повседневно реализует по предметам ведения и в объеме своих полномочий наибольший объем функций и задач государственного управления.
Федеральные органы исполнительной власти (Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314):
1. Министерство РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координирует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении федеральных служб и федеральных агентств, координирует с 12.05.2008 г № 724 деятельность государственных внебюджетных фондов. В сфере своей деятельности не вправе осуществлять функции контроля, надзора, правоприменительные, а также управления имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр.
2. федеральная служба (фС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. ФС возглавляет руководитель (директор), служба может иметь статус коллегиального органа.
В объеме компетенции федеральная служба полномочна: издавать индивидуальные правовые акты; выдавать лицензии; регистрировать акты, документы, права и объекты; вести реестры, регистры и кадастры; осуществлять правоприменительные функции.
ФС не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента или постановлениями Правительства, осуществлять управление государственным имуществом и оказывать государственные платные услуги.
3. федеральное агентство (фА), являясь федеральным органом исполнительной власти в сфере своей деятельности, осуществляет функции по оказанию государственных платных услуг, за исключением функций контроля и надзора, осуществляет управление государственным имуществом. ФА возглавляет руководитель (директор), агентство может иметь статус коллегиального органа.
В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты; ведет реестры, регистры и кадастры. Федеральное агентство не вправе осуществлять функции нормативно-правового регулирования, контроля и надзора в сфере своей деятельности, кроме случаев, установленных указами Президента РФ.
Автономное объединение
Закон «О некоммерческих организациях» допускает формирование учреждений юрлицами/гражданами на основании добровольных взносов для предоставления услуг в сфере здравоохранения, образования, права, науки, культуры, спорта и пр. Имущество, которое передается объединению, является его собственностью. У учредителей не сохраняется прав на объекты, отданные организации. Вместе с этим участники осуществляют надзор за работой учреждения в установленном порядке. Автономное объединение может заниматься предпринимательством, соответствующим целям, ради которых оно было сформировано.
Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций
Согласно ст. 31.2 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местные администрации, оказывающие поддержку СОНКО, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки.
В реестр СОНКО — получателей поддержки включаются следующие сведения о некоммерческой организации:
1) полное и (если имеется) сокращенное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации некоммерческой организации (основной государственный регистрационный номер);
2) идентификационный номер налогоплательщика;
3) форма и размер предоставленной поддержки;
4) срок оказания поддержки;
5) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших поддержку;
6) дата принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки;
7) информация о видах деятельности, осуществляемых СОНКО, получившей поддержку;
Порядок ведения реестров и хранения, представленных СОНКО документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Информация, содержащаяся в реестрах СОНКО, является открытой для всеобщего ознакомления.
Так, например, с реестром СОНКО Москвы вы можете ознакомиться здесь, а с реестром г. Санкт-Петербурга — здесь.
Разъяснение
Некоммерческие корпоративные организации — это некоммерческие организации, учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган.
Некоммерческие унитарные организации — это некоммерческие организации, не имеющие членства.
Некоммерческие корпоративные организации входят в состав категории юридических лиц: «корпоративные юридические лица (корпорации)» — юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган.
К некоммерческим корпоративным организациям относятся:
Потребительский кооператив — основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. К потребительским кооперативам относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
Общественная организация — добровольное объединение граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей. К общественным организациям, в том числе относятся: политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления (пп. 2 п. 3 ст. 50 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ));
Ассоциация (Союз) — объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
Товарищество собственников недвижимости — добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
Казачьи общества — казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Община коренных малочисленных народов Российской Федерации — добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
Адвокатские палаты — некоммерческие организации, основанные на обязательном членстве и созданные в виде адвокатской палаты субъекта Российской Федерации или Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации для реализации целей, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.
Адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами — коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридические консультации.
Нотариальные палаты — некоммерческие организации, которые представляют собой профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве, и созданы в виде нотариальной палаты субъекта Российской Федерации или Федеральной нотариальной палаты для реализации целей, предусмотренных законодательством о нотариате.